Как называется внешний вид здания
Фасад здания
ФАСА́Д (франц. façade, итал. facciata от faccia — «лицо, лицевая сторона») в архитектуре — вид внешних стен здания под прямым углом зрения, без ракурсов: точно спереди, сбоку или сзади.
Пропорции, тектоничность и декоративность членения фасада обычно обусловлены назначением сооружения, особенностями его стилистического, пространственного и конструктивного решения.
Фасад — любая наружная сторона здания независимо от расположения главного входа и элементов украшения. По архитектурному плану и расположению здания в окружающем пространстве фасады делятся на главный, задний, боковые, дворовые и другие. Это лицо здания..
Фаса́д (фр. façade — передний, лицевая сторона здания) — наружная, лицевая сторона здания.
Также фасадом называют чертёж ортогональной проекции здания на вертикальную плоскость.
Формы, пропорции, декор фасада определяются назначением архитектурного сооружения, его конструктивными особенностями, стилистическим решением его архитектурного образа.
Различают главный, боковой, задний фасады, также уличный и дворовый.
Фасад (франц. Façade, итал. Fronte) — внешняя сторона, в тесном смысле передняя, лицевая сторона здания, богаче других декорированная и в которой находится главный вход в него. Прочие стороны здания называются задним, надворным и боковыми Ф. Архитектоническое расчленение Ф. должно соответствовать характеру здания и отличаться гармоничностью своих линий. Необходимо, чтобы Ф. как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении выражал собою расположение внутренних помещений здания, обозначал более или менее широкими и выступающими вперед карнизами его этажи, имел внизу соразмерный с его вышиною цоколь, а вверху, при переходе к крыше, более массивный, чем другие, «главный» карниз. Значительные поверхности стены Ф. должны быть оживлены пилястрами, нишами, лепною работою и другою разделкою сообразно общему стилю здания.
Изображения наружного вида здания, проецируемые на вертикальные плоскости, называют фасадами.
Перевод “Фасад” с русского на английский язык:
м.
1) (наружная, лицевая сторона здания) facade [-‘sɑːd], front
фасады магазинов — shop fronts
2) (внешняя видимость) facade, disguise, (false) appearances pl
он скрывал страх за фасадом уверенности — he put up a facade of confidence to hide his fear
facade [fə’sɑːd]
сущ.; фр.
1) фасад (здания)
facade architecture — архитектура фасада, проектирование фронтальной части здания
Синоним:
front
2) внешняя сторона (вопроса и т. п.); видимость
В соответствии с действующими законодательными нормами лицевым фасадом здания является фасад, который просматривается со стороны проезжей части.
От античности до модернизма: 8 основных стилей в архитектуре
Архитектурный стиль — это совокупность деталей и особенностей сооружения, которые указывают на время его постройки, назначение, историческую ценность, регион, а иногда даже и на автора. Разные стили оперируют разными формами и материалами, отражая изменения моды, верований, владеющих умами идей, технологий. Какие-то стили следуют друг за другом в хронологическом порядке, какие-то развиваются параллельно во времени.
Чаще смена доминирующих стилей происходит постепенно, по мере того как архитекторы воспринимают дух времени и адаптируются к новым идеям. Вместе с экспертами разбираемся с базовыми стилями в архитектуре.
Эксперты в статье:
Екатерина Сванидзе, партнер архитектурной студии DVEKATI
Николай Фанеев, ведущий архитектор студии IND architects
1. Античный стиль
Древнегреческая архитектура появилась на материковой части Греции, Пелопоннесе, островах Эгейского моря и в колониях в Анатолии и Италии в период приблизительно с 900 года до н. э. до I века н. э. Самые ранние сохранившиеся сооружения датируются примерно 600 годом до н. э.
Древнегреческая архитектура особенно известна своими храмами. Вторым важным типом зданий, дошедшим до наших дней, считается театр под открытым небом. Самый ранний из них датируется примерно 525-480 годами до н. э. Еще сохранились ворота для процессий (пропилеи), окруженные колоннадами рыночные площади (стоа), здания городского совета (булевтерии), гробницы (мавзолей) и стадионы.
Основные черты древнегреческой архитектуры:
Екатерина Сванидзе:
«К античному стилю можно отнести архитектуру Древней Греции VII-VI вв. до н.э. и архитектуру Древнего Рима. Преобладающей типологией в это время были храмы, спроектированные с учетом принципов симметрии, геометрии, гармонии частей и целого, перспективы. Отличительная черта античного стиля (в особенности в греческой архитектуре) — ордерная система (ионический, дорический, позднее — коринфский ордеры), которая впоследствии была переосмыслена римлянами — появились римско-дорический, тосканский, римско-ионический, римско-коринфский ордеры и композитная капитель. К самым ярким примерам античного стиля относятся Парфенон, построенный в Афинском Акрополе в V веке до н.э., и амфитеатр Флавиев (Римский Колизей) 72-80 гг. н.э».
2. Готика
Готика — стиль, особенно популярный в Европе с середины XII по XVI век, а в некоторых районах сохранившийся до XVII—XVIII веков. Стиль возник в регионе Иль-де-Франс на севере Франции, развившись из романской архитектуры.
Одной из главных инженерных инноваций готической архитектуры стала каркасная система. С виду ажурная и «сложносочиненная» (полная противоположность монументальной романской), она изменила распределение нагрузки в здании, облегчила стены и перекрытия, дала возможность увеличить высоту сооружений и их площадь, а также сэкономить строительные материалы.
Образцы готических построек можно найти в христианской церковной архитектуре — соборах, аббатствах и приходских церквях. В этом стиле также строили замки, дворцы, ратуши, университеты и даже частные жилые дома. Многие образцы средневековой готической архитектуры занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Николай Фанеев:
«Готическая архитектура в основном представлена религиозными сооружениями. Безусловно, готика ассоциируется, прежде всего, с собором Нотр-Дам-де-Пари, Шартрским Собором, Аббатством Сен-Дени, Кельнским собором и др. Несколько особняком стоит английская готика, которая, переняв характерные черты оригинального французского стиля, адаптировала его к своим региональным предпочтениям. Например, английская готика, в отличие от французской, тяготеющей максимально ввысь, подчеркивала длину здания, а не его высоту. Примеры: кафедральные соборы в Линкольне и Йорке, кафедральный собор в Глостере и др».
3. Барокко
Барокко — декоративный стиль, который появился в Италии в начале XVII века и постепенно распространился по всей Европе. Своего пика стиль достиг в эпоху высокого барокко (1625-1675), когда его использовали в церквях и дворцах Италии, Испании, Португалии, Франции и Австрии. В период позднего барокко (1675-1750) стиль пришел в Россию, а также в испанские и португальские колонии в Латинской Америке.
Архитекторы эпохи барокко до предела развили основные элементы архитектуры Возрождения (которая, в свою очередь, наследует античному стилю), включая характерные купола и колоннады, и сделали их более высокими, величественными, украшенными. Внутри здания часто использовалась живопись Тромплей (также известна как «обманка» — изображение, выполненное настолько точно, что его можно принять за кусок реальности) в сочетании со скульптурой. Для барокко характерен избыточный декор: многочисленные ангелы и раскрашенные фигуры на потолке, витые колонны, изобилие декоративных элементов, занимающее все пространство. Во дворцах в стиле барокко парадные лестницы стали центральным элементом.
Екатерина Сванидзе:
«Барокко» (в переводе с португальского означает «жемчужина неправильной формы») — это стиль абсолютистской эпохи (с 1600 г. до 1780 г.), когда власть церкви солидаризируется со светской. Пышность декора, впечатляющие размеры сооружений и особое членение барочных помещений усиливают авторитет церкви и государства — католическая церковь взывала к верующим через искусство и архитектуру. В этом стиле архитектуре подчиняются все остальные виды искусства — скульптура, живопись. Сложные архитектурные формы, в основе которых, как правило, был овал/эллипс, а также динамическое противопоставление и взаимопроникновение пространств, величие, драматизм и контраст освещения, пышные формы и богатый декор — характерные черты барокко. Грандиозные творения барокко — церковь Санта-Мария делла Салюте в Венеции, базилика Санта-Кроче в Лечче».
4. Классицизм
Корни классицизма уходят в храмовую архитектуру Древней Греции и в религиозную, военную и гражданскую архитектуру Римской империи. Стиль отличается ясностью и простотой традиционных форм, например, колоннами, каждая из которых имеет фиксированные пропорции и орнаменты. Он развился в архитектуре в эпоху итальянского Возрождения, особенно ярко ранний классицизм представлен в работах и проектах Леона Баттисты Альберти и Филиппо Брунеллески.
Классицизм быстро распространился в Италии, а затем пришел во Францию, Германию, Англию, Россию и другие страны. В каждой из них он трактовался по-своему, обретая индивидуальные черты. В эпоху правления Людовика XIV на фоне абсолютизма появился «Большой стиль» — в нем соединились классицизм и барокко. В России на классические здания в этом стиле «наложилась» военная и патриотическая тематика.
Николай Фанеев:
«На рубеже 1800 г. старый мировой порядок сменяется — получают развитие идеи субъективизма, либерализма, демократии, церковь утрачивает былую силу, а церковное строительство перестает быть стилеобразующим. Однако для создания нового стиля не хватало знаний и развитого вкуса, поэтому в этот век обратились к формам античности. Идеалы красоты «археологического классицизма» были определены в труде Винкельмана «Мысли о подражании греческим произведениям в живописи и скульптуре». Характерные черты стиля: членение корпуса сооружения пилястрами и карнизами, фасадная сторона напоминает греческий или римский храм с треугольным фронтоном или портиком. Пара примеров классицизма в архитектуре — Сан-Франческо ди Паола в Неаполе и кафедральный собор Казанской Божьей Матери в Санкт-Петербурге».
5. Рококо
Стиль рококо возник в XVIII веке как реакция против величия и симметрии классицизма. Это более плавный и детализированный стиль, включающий витиеватые, асимметричные узоры, работу с пастельными оттенками.
Стиль появился в Париже в ответ на тяжеловесную архитектуру барокко и вскоре был принят во Франции, Германии, Австрии. К концу XVIII века господство рококо в значительной степени сменилось неоклассическим стилем.
Хотя между архитектурой барокко и рококо есть много общего, можно найти и различия. Внешний вид зданий в стиле рококо более игривый, легкий и с обильным использованием изгибов. Одно из принципиальных различий еще и в том, что рококо подчеркивает асимметрию форм.
Стены, молдинги (выпуклые декоративные детали на фасадах) и потолки зданий в этом стиле украшены многочисленными переплетениями декоративных деталей, основанных на формах «C» и «S», раковинами и другими натуралистическими формами.
Цвета рококо преимущественно пастельные, активно задействуются слоновая кость и золото, в декоре много зеркал — для усиления ощущения открытого пространства. В стиле рококо построены Азамкирхе в Мюнхене, Дворец Сан-Суси в Потсдаме, Дворец Келуш в Синтре, Дворец Шарлоттенбург в Берлине, Дворец Чапских в Варшаве.
6. Ампир
Ампир как движение в архитектуре, интерьерах, изобразительном искусстве возник во Франции во время правления Наполеона. Этот стиль процветал в первой трети XIX века в странах Западной Европы, а затем и в России.
Стиль активно продвигали придворные архитекторы Наполеона Шарль Персье и Пьер Фонтен. Декор дворцовых интерьеров в стиле ампир отличался контрастными цветовыми решениями: синий, белый, ярко-красный, четкие линии, обилие позолоты. Стены обычно обтягивали шелком яркого цвета, орнаментом служили ромбы, круги, военные символы — мечи, копья, щиты. Большой популярностью пользовались египетские мотивы, которые вошли в моду после Египетского похода Наполеона.
Основными сооружениями, которые относятся к этому стилю, считаются триумфальная арка на площади Каррузель в Париже, Вандомская колонна, триумфальная арка на площади Шарля де Голля. Интерьеры в стиле ампир можно увидеть во дворце Фонтенбло и в Большом дворце в Версале.
Николай Фанеев:
«Стиль ампир появился во Франции во времена правления Бонапарта (1804-1814), считавшего себя величайшим императором со времен античности и использовавшего архитектуру для создания визуальной связи и коннотаций между Французской Империей и Римской Империей. В сооружениях той эпохи — преимущественно триумфальных арках — широко применялись символы и орнаменты, заимствованные из античного мира (в частности, Римской Империи)».
7. Модерн / Ар-нуво / Югендстиль
На рубеже XIX—XX вв. стиль модерн буквально захватил весь европейский континент, по-разному проявляясь в каждом национальном контексте: в Германии и Австрии он известен как югендстиль или стиль Сецессиона, в Бельгии и Франции — ар-нуво, в Италии — стиль либерти или stile floreale (цветочный стиль). Главное утверждение модерна: искусство и жизнь неразделимы. Природа становится основным источником вдохновения для движения, которое стремилось к полному единству структуры и декора. Модерн характеризуется извилистыми линиями и органическими объемами, часто встречаются флоральные и анималистические мотивы. Ярчайший пример модерна — входы на станцию метро в Париже, спроектированные Эктором Гимаром.
8. Модернизм
Модернизм — архитектурный стиль, основанный на инновационных для прошлого века технологиях строительства, в частности, использовании стекла, стали и железобетона. Основными критериями в архитектуре стали функциональность, минимализм, отказ от орнамента. Стиль возник в первой половине XX века и стал доминирующим после Второй мировой войны и до конца 1980-х.
Архитектура модернизма появилась в результате прорыва в технологиях, инженерии и строительных материалах, а также из желания оторваться от исторических архитектурных стилей и изобрести что-то новое.
Использование чугуна, гипсокартонного листового стекла и железобетона позволило строить конструкции, которые были как никогда прочными, легкими и высокими. Хрустальный дворец Джозефа Пакстона на Всемирной выставке 1851 года — ранний пример революционной для своего времени конструкции из железа и листового стекла
В 1884 году был построен первый небоскреб со стальным каркасом — десятиэтажное здание страховой конторы в Чикаго архитектора Уильяма Ле Барона Дженни. Железный каркас Эйфелевой башни, в то время самого высокого сооружения в мире, поразил воображение миллионов посетителей Всемирной выставки 1889 года, которая проходила в Париже.
Николай Фанеев:
«Модернизм зародился в первой половине XX века и быстро стал ведущим стилем и даже философией архитектуры того времени. Это было связано со строго рациональным использованием материалов, конструктивными нововведениями, аналитическим подходом к функциям зданий. Главные постулаты — «форма следует за функцией» и «меньше значит больше». Пионерами движения были Ле Корбюзье и Вальтер Гропиус, а среди ярких представителей — немецкая школа Баухауз и Фрэнк Ллойд Райт».
Словарь архитектурных терминов. Общая терминология архитектуры
Акведук (лат.) — мост для водопровода.
Аксонометрия — способ наглядного представления трехмерной формы. Размеры изображаемого объекта откладываются по трем осям: высота, ширина, глубина.
Амфитеатр — античная постройка для разнообразных массовых зрелищ, представляющая собой круглый театр без крыши. Вокруг круглой или овальной арены последовательными ярусами поднимаются ряды сидений. В современной архитектуре — наиболее распространенный тип расположения зрительских мест в общественных залах.
Ансамбль — комплекс зданий и сооружений, связанный единым художественным решением.
Антресоль — верхний полуэтаж помещения; верхний полуэтаж в помещении одного из этажей здания.
Анфилада — ряд последовательно примыкающих друг к другу пространственных элементов (помещений, дворов, градостроительных пространств), расположенных на одной оси, что создает сквозную перспективу.
Аппарель (греч.) — пологий подъем или спуск на другой уровень.
Аркада — ряд протяженных арок одинаковых по размеру, форме и очертанию, опирающихся на столбы
или колонны.
Аркбутан (фр.) — полуарка, поддерживающая контрфорс.
Архетип (от греч.) — древнейшие, первичные архитектурные формы этноса.
Архитектурная типология гражданских зданий — классификация зданий и сооружений по определенным признакам: по конфигурации плана, этажности, конструктивному исполнению, функциональному назначению.
Аттик — декоративная стенка, которая размещается над венчающим здание карнизом. На аттике могут быть выполнены надписи, барельефы или роспись.
Базилика — тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечетного числа (1, 3 или 5) различных по высоте нефов.
Балкон (ит.) — консольная огороженная площадка на фасадах здания.
Балясины — невысокие фигурные столбики в виде колонн (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц и т. д.; изготовляются из дерева, камня, металла, мрамора и др. Могут быть плоскими.
Барельеф — один из видов скульптурного изображения на плоскости, выступающего над поверхностью менее чем на половину своего объема. Служит для украшения зданий и монументов, способствуя выразительности их архитектурного образа.
Бельэтаж — первый, высокий этаж здания.
Витраж (архит.) — исторически — остекление оконного проема элементами из цветного стекла, обрамленного свинцовой рамкой, составляющими художественную композицию. В современном языке — большая площадь остекления обычным прозрачным, цветным, тонированным или светоотражающим стеклом.
Волнолом — гидротехническое устройство для защиты от волновых ударов мостовых опор, причалов и т. д.
Гидротехнические сооружения — набережные, плотины, дамбы, шлюзы, каналы и т. д.
Гирлянда — характерная для интерьера архитектурная декоративная деталь с изображением плодов, цветов, листьев, нередко перевитых лентой.
Гостиница — здание для временного размещения людей.
Двери — проемы во внешних и внутренних стенах или ограждающих конструкциях для перехода людей, снабжаются дверными полотнами, в случае необходимости пожаробезопасными, огнестойкими, открываются по направлению эвакуационных потоков.
Дворец (от русск. двор.) — парадное здание, жилище, резиденция высших государственных сановников.
Ендова — желоб, соединяющий два смежных ската кровли, служит для отвода ливнестоков.
Железобетонная колонна — современная несущая конструкция здания.
Здание или сооружение — конструктивная система, состоящая из несущих конструкций, ограждающих конструкций, перекрытий и систем инженерного оборудования.
Зодчий (др.-русск. XII в.) — производное от «зьдъ» — глина, обозначало профессию горшечника, строителя из глины, формовщика, созидателя формы.
Золотое сечение — гармоничное соотношение величин, в математическом выражении как 1:1,61.
Изразец — глазурованное керамическое изделие для облицовки обогревательных печей.
Инженерное оборудование зданий — устройство систем, обеспечивающих жизнедеятельность и безопасность пребывания в зданиях людей.
Кампанила (ит.) — в ит. архитектуре X-XVII вв. отдельно стоящая башня-колокольня: круглая, квадратная или многогранная.
Капитель — верхняя часть колонны, на которую опирается антаблемент.
Кариатида — статуя одетой женщины, поддерживающая антаблемент здания и заменяющая собой колонну или пилястру.
Каркас — система вертикальных и горизонтальных несущих конструкций зданий и сооружений.
Картуш (фр.) — декоративный элемент в виде овального свитка для изображения герба или надписи. —
Квадрига — повозка, запряженная четверкой лошадей, символизирующая триумф (на фронтонах, триумфальных арках и т. д.).
Кессон I (нем.) — в архитектуре углубление в конструкции потолка, образованное пересекающимися балками перекрытия.
Кессон II (нем.) — устройство для ведения подводных гидротехнических и строительных работ.
Клееная деревянная конструкция — конструкция из фрагментов древесины, соединенных между собой клеем.
Клуатр — крытая галерея-обход, обрамляющая прямоугольный двор монастыря или крупной церкви; характерен для романской и готической архитектуры.
Колонна — несущая конструкция, часть деревянного, металлического, бетонного каркаса.
Колоннада — архитектурная композиция в виде ряда или рядов колонн.
Конек — верхнее завершение скатной кровли.
Консоль — горизонтальная конструкция, имеющая одну опору в виде жесткого защемления в стене.
Контрфорс (нем.) — вертикальная наклонная конструкция для погашения горизонтальных усилий.
Конха — полусферическое завершение части здания.
Коринфский портик — выступающая часть здания, образованная несущими перекрытие колоннами коринфского ордера — архитектурной композиции, определенной системы, основанной на художественно оформленной стоечно-балочной конструкции, отличающейся большой торжественностью и богатством декора. Отличительной характерной является высокая капитель, украшенная стилизованными резными листьями аканта, расположенными в два ряда.
Красная линия — условная граница, отделяющая улицы, проезды и площади от застраиваемых территорий.
Крестовый свод — образуется путем пересечения двух сводов цилиндрической или коробовой формы одинаковой высоты под прямым углом. Применялся для перекрытия квадратных, а иногда прямоугольных в плане помещений.
Кровля — внешнее покрытие зданий.
Курдонёр — парадный двор перед главным фасадом дворца или замка, ограниченный главным корпусом и боковыми флигелями, отделенный от наружного пространства сквозной оградой с воротами. Курдонёры широко распространены в европейской дворцовой архитектуре XVII — первой половины XIX вв. (в России с начала XVIII в.).
Латерна (ит.) — световой проем, завершающий купольное покрытие.
Леса (русск.) — временные конструкции для возведения стен и перекрытий зданий.
Лестничные клетки — конструктивный элемент здания, в кото 1 ром размещены междуэтажные переходы. Л.к. выполняются из несгораемых или защищенных от огня конструкций, должны иметь проемы для естественного освещения.
Лестничные марши — монолитные или сборные конструкции, снабженные стандартными ступенями для обеспечения междуэтажных переходов, выполняются из несгораемых материалов.
Ложный купол — прием исполнения купольного перекрытия из кирпича или блоков путем постепенного «напуска» каждого последующего ряда кладки.
Ложный свод — устройство свода путем укладки кирпича или блоков с «напуском» каждого последующего ряда.
Лопатка (русск.) — выступающая часть стены на всю ее высоту, разделяющая стены фасада на прясла. Характерный элемент романской архитектуры и древнерусского зодчества.
Мансарда — этаж, встроенный в чердачное пространство.
Маскарон — декоративная маска животного для украшения фасада здания.
Медальон — архитектурное украшение, представляющее собой орнаментальную или изобразительную композицию в круглом или овальном обрамлении.
Мезонин (англ.) — надстройка над частью дома.
Мембрана — плоская конструкция, работающая «на растяжение».
Модульон — архитектурная деталь, поддерживающая выносную плиту карниза коринфского или композитного ордеров, иногда является просто декоративным элементом.
Могильник (археолог.) — захоронение древнего человека.
Могильник (совр. русск,) — место, отведенное для захоронения павших животных.
Модернизация — в архитектуре и строительстве — обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами использования,техническими условиями, показателями качества. Модернизируются как инженерно-конструкционные составляющие, так и общее решение фасадов, весь облик здания. В некоторых случаях модернизируется концепция использования, зданию или целому комплексу застройки придаются новые функции.
Модульон (франц. от лат.) — вид декоративной консоли карниза в виде волюты.
Мол — выступающая в море искусственная стена для ограждения акватории порта от открытого моря.
Монтаж — процесс возведения здания или сооружения; строительно-монтажные работы.
Мотель — гостиница с автопарковкой для гостей, использующих личный автотранспорт.
Накат (русск.) — сплошной настил из круглого леса над помещением.
Наличник — декоративный элемент, обрамляющий оконный или дверной проем.
Настил — конструкция из материалов, пригодных для устройства поверхности пола, кровли и т. д.
Нервюра (фр.) — профилированное ребро готического свода.
Несущие конструкции — конструкции, воспринимающие вертикальные и горизонтальные нагрузки.
Неф (фр.) — пространство в здании базиликального типа в пролете между двумя рядами колонн.
Нивелир — геодезический инструмент для измерения горизонтальных углов и относительных уровней частей здания.
Ниша (фр.) — прямоугольное или полуциркульное углубление в стене.
«Нулевой» цикл — объем строительно-монтажных работ или конструкций здания, размещенные ниже перекрытия пола первого этажа.
Облицовка — нанесение декоративного слоя отделки на внутренние или внешние поверхности конструкций.
Оболочка — тонкостенное, сложной кривизны покрытие зданий и сооружений.
Обрешетка — конструкция для закрепления кровельного настила.
Огнестойкость конструкций — способность материала конструкций не терять несущую способность и устойчивость при прямом воздействии огня в течение нормативного времени.
Ограждающие конструкции — конструкции, защищающие здание от внешней среды.
Окна — световые проемы во внешних стенах или ограждающих конструкциях.
Ордер (др.-греч.) — порядок, стиль.
Ордерность — подчинение системе ордера — архитектурной композиции и определенной системы, основанной на художественно оформленной конструкции здания. Ордер состоит из пьедестала, колонны, включающей базу и капитель, и антаблемента, включающего фриз и карниз.
Ориентация здания — размещение здания на плане относительно сторон света.
Основание — грунт, на который опирается фундамент постройки.
Отвес — строительный инструмент для проверки вертикальности конструкций.
Офорт — разновидность гравюры на металле, техника станковой графики глубокой печати, позволяющая получать оттиски с печатных форм («досок»). Известен с начала XVI века.
Павильон — легкая постройка.
Падуга — плавный переход от плоскости потолка к плоскости стены.
Палаты (лат.) — дворцовые помещения; русск. богатые каменные или деревянные строения в несколько этажей.
Палаццо (ит. от лат.) — дворец, дворцовая постройка, от Палатин — наименования одного из холмов античного Рима, на котором возводились дворцовые постройки римских императоров. Распространенная жилая постройка для богатых жителей итальянских городов в эпоху возрождения (XV— XVII вв.).
Палестра — публичная школа для гимнастических упражнений молодых римлян. Палестры имели открытые
площадки, беговые дорожки, гимнастические залы, бассейны.
Пальметта (ит.) — вид растительного орнамента с изображением пальмовых листьев.
Памятник археологии — места расселения древнего человека, места захоронения, руины древних поселений, укреплений, построек различного назначения, имеющих возраст более 1000 лет.
Памятник архитектуры — произведение архитектуры, обладающее научной, художественной и культурной ценностью.
Памятник градостроительства — архитектурные ансамбли, населенные пункты, сохраняющие древнюю планировочную структуру кварталов, дорог, городских улиц.
Памятник истории — ландшафт, сооружение, населенное место или его часть, являющиеся местом исторических событий или явлений.
Памятник культуры — ландшафт, сооружение, населенное место или его часть, связанные с этапом или явлением в развитии мировой, континентальной или государственной культуры.
Памятники природы — природный ландшафт, сохраняющий уникальные или типичные проявления природы, ценные в научном, культурно-познавательном и эстетическом отношении.
Пандус (нем.) — наклонный подъем на уровень этажа.
Панель — конструкция ограждения или перекрытия.
Парапет (фр. от ит.) — букв, защита груди; ограждение верхней части моста, набережной, здания, сплошное и решетчатое, высотой не выше уровня груди человека.
Паркан (лат.) — пространство между внутренними и внешними стенами.
Паркет (фр. от лат.) — первоначально огороженное возвышенное место; совр. материал для лицевого покрытия пола из мерно- размерных деревянных пластин твердых пород древесины.
Паркинг — место парковки автомобилей.
Парсэна (от лат.) — условное изображение лица; наименование в направлении русской портретной живописи XVII в.
Парус, пандатив — часть свода, элемент купольной конструкции, посредством которого осуществляется переход от прямоугольного основания к купольному перекрытию или его барабану. Парус имеет форму сферического треугольника с вершиной, опущенной вниз. Разновидности парусной конструкции:
Пассаж (фр.) — тип здания с верхним светом.
Патио (исп.) — внутренний двор жилого дома.
Перегородки — внутренние ненесущие стены, разделяющие пространство этажа на отсеки или комнаты.
Передняя (рус.) — помещение в богатом жилом доме, служившее для приема посетителей.
Передувка (рус.) — передняя стенка плавильной печи.
Перекрытие — горизонтальная несущая конструкция, завершающая этаж.
Перекрытия — междуэтажные конструкции, несущие распределенную или сосредоточенную нагрузку от людей и оборудования, располагаемого на этажах здания, должны обладать нормируемой степенью огнестойкости и пожарной безопасности. Перемычка — конструкция для перекрытия проемов в стене здания.
Переруб (рус.) — внутренняя бревенчатая стена для погашения распора вытянутой в длину постройки.
Перила — ограждение лестниц, проемов.
Периферия (греч.) — внешняя часть чего-либо.
Перун, пирун (греч.) — игла, короткий металлический стержень, закладываемый в пазы соседних каменных блоков для их скрепления. Пазы заливались свинцом.
Петроглифы — высеченные в скалах рисунки и знаки, сценки.
Пи Tin я пт — навес, свес, вынос карниза в народном жилище.
Пилястра (фр. от лат.) — половина или четверть прямоугольной колонны.
Плафон (фр.) — поверхность потолка с круглым или овальным элементом.
Плац (нем. от лат.) — площадь.
Плинфа (гр.) — большеразмерный плоский квадратный или прямоугольный кирпич, применялся в древнеримской и византийской строительной технике.
Плотник (общеслав.) — мастер грубой обработки древесины.
Площадка лестничная — конструкция, соединяющая лестничные марши.
Площадка строительная — место, территория, отведенная для строительства здания.
Площадь застройки — площадь первого этажа по габариту внешних стен.
Пневматические воздухоопорные конструкции — конструкции на основе избыточного давления.
Пневмостержневые конструкции — конструкции на основе избыточного давления.
Побий (укр.) — все типы деревянной кровли.
Повал (рус.) — расширяющийся вверху сруб деревянной постройки.
Повалуша (рус.) — в русской деревянной архитектуре башня в комплексе жилых хором XII-XVII вв.
Подвалина (рус.) — основание сруба, нижний венец, выполненный из более могучих бревен. Отсюда — подвал, нижний этаж жилой или хозяйственной постройки.
Подворье (рус.) — постоялый двор, съезжая изба, позже гостиница.
Подзоры — деревянные доски с глухой, чаще сквозной резьбой, окаймляющие свесы кровли, карнизы, избы, веранды, галереи.
Подошва фундамента — опорная (нижняя) часть фундамента.
Подпружные арки — арочные конструкции, на которые опираются конструкции перекрытий.
Подстропильные балки — балки, на которые опирается стропильная система скатного покрытия.
Порт (морской, речной) (фр. от лат.) — место для приема и обслуживания речных и морских судов.
Порта (лат.) — ворота городские, военного лагеря.
Портал (нем. от лат.) — главный вход.
Портик (лат.) — крытая галерея в архитектуре античного Рима.
Портфнетр (фр.) — французский балкон, ложный балкон.
Порядная (рус.) — письменный или устный договор на выполнение строительных работ.
Посом (карельск.) — крыша, кровля, навес.
Потолок (вост.-слав.) — родственное полу, завершение этажа.
Правило (рус.) — деревянная или металлическая рейка до 2 м длиной для проверки лицевой кладки стены.
Приведенные затраты (в строит.) — сумма единовременных затрат на строительство и эксплуатацию здания или сооружения с учетом срока амортизации.
Привязка — вынос проекта здания на территорию строительства.
Природное наследие — согласно Конвенции ЮНЕСКО от 1972 г. к П. н. отнесены природные ландшафты, геологические и физиографические образования и природные достопримечательные места.
Прихожая — первая комната в доме.
Продухи (рус.) — отверстия для вентиляции в конструкциях стен.
Пьедестал (фр., ит.) — букв, место ноги. Подножие колонны, скульптурного произведения.
Пьяцетта (ит.) — небольшая площадь в итальянских городах.
Пята — опора арочного свода.
Рама — строительная конструкция.
Рампа — часть здания; пристроенная к зданию площадка, открытая или с навесом, на одном уровне с полом первого этажа помещения (±0.000) для удобства погрузочно-разгрузочных работ.
Ранд-балка — главная балка.
Раскат (рус.) — насыпь для установки пушек.
Раскреповка — небольшой выступ или излом архитектурного элемента.
Раскос — диагональный элемент формы.
Распор — горизонтальное направление усилия, образующееся в опорной части арочной, сводчатой или наклонной конструкций.
Ратуша (польск. или нем.) — светлый дом.
Реверберация (лат.) — отражение: в акустике многократное отражение и постепенное затухание звука в помещении или открытом пространстве.
Редут — Замкнутое полевое укрепление из земляных валов.
Рекреация (нем.) — зона отдыха.
Рельеф (фр. от лат.) — скульптурная композиция на плоскости. Барельеф — низкий рельеф, горельеф — высокий рельеф.
Реновация — процесс улучшения структуры. Реновация в строительстве — это процесс замещения изношенных конструкций, оборудования зданий. Реновация в городской застройке — принудительное освобождение территории (снос зданий и сооружений, извлечение из подземного пространства инженерных коммуникаций, сетей и др.) для обеспечения нового строительства, вне зависимости от степени сохранности расположенных на ней строений (термин Н. С. Веденеева и Т. Г. Маклаковой, применен к строительному переустройству В. И. Ресиным в директивных документах Правительства Москвы).
Ретрашемент (фр.) — внутренняя дополнительная ограда в крепости.
Ригель (нем.) — перемычка между колоннами для опирания конструкций перекрытия этажа.
Ризалит (фр.) — выступающая часть здания.
Роза (фр.) — вид круглого окна в центральном нефе готической постройки, остекленного витражом.
Розетка — декоративный архитектурный орнамент, закомпонован- ный в круг.
Рокайль (фр.) — декоративный архитектурный орнамент в виде раковины. Элемент характерен для «Рококо».
Ростверк (нем.) — плита или лента, опирающаяся на свайный фундамент.
Ростра (лат.) — носовая часть судна, обычно украшенная объемным изображением женской полуфигуры.
Ротонда (фр.) — круглое в плане сооружение, перекрытое сферическим куполом.
Руст — расшивка между крупными каменными блоками, составляющими кладку стены.
Руст (лат.) — квадровая каменная кладка с выделением швов между рядами.
Ряж (рус.) — опора или основание сооружения, срубленное из бревен в виде многоярусной клетки.
Сажень (от слав.) — мера длины; мерная сажень — 176 см, косая сажень — 248 см.
Сандрик — архитектурное украшение в виде небольшого карниза или фронтона над оконным или дверным проемом. В архитектуре барокко использовались сандрики разнообразных форм: треугольные, лучковые (в виде сегмента круга), в форме изогнутого карниза и др.
Сборное домостроение — технология быстрого возведения зданий из укрупненных элементов.
Свайный вид фундаментов — метод устройства фундаментов путем погружения свай в грунт.
Свод — конструкция перекрытия пространства; тип сводчатых перекрытий:
Сграфитто (иТ.) — букв, процарапанный; техника штукатурной отделки стен зданий.
Секционный дом — здание, состоящее из нескольких самостоятельных блоков.
Склеп (польск.) — педвал, гробничная камера.
Слезник — конструкция, предотвращающая затекание воды от карниза на стену.
Смета — расчет стоимости объекта или отдельных видов работ.
Солнцезащита — конструктивная защита от избыточной инсоляции помещений зданий.
Солярий (ит.) — открытое пространство для принятия солнечных или воздушных ванн.
Сруб — деревянная конструкция из горизонтальных бревен или брусьев, соединенных в углах.
Стена — сплошная несущая конструкция из монолитного бетона или штучных материалов, различают несущие и ненесущие стены.
Стодула (рус.) — сарай, навес для повозок и скота.
Стоя, стоа (гр.) — портик, галерея-портик.
Строп (рус.) — крыша, чердак.
Стропила — несущие конструкции для устройства скатных кровель.
Стучна (общеслав.) — дорога, улица, площадь.
Субструкция (лат.) — опорная конструкция.
Сухарики (рус.) — консольные бруски под выносом карниза, из античной архитектуры.
Табулат (лат.) — плиточное перекрытие.
Тамбур (фр.) — барабан.
Тектоника — зрительное выражение архитектурной конструкции в соотношениях ее несущих и несомых частей, в художественном своеобразии здания или сооружения.
Теплоизоляция — полимерные или естественные материалы, улучшающие-термическое сопротивление ограждающих конструкций.
Терразитовая штукатурка — цементно-известковая штукатурка с добавлением каменной (мраморной) крошки, слюды, пигментов.
Терракота (ит., лат.) — обожженная глиняная масса без эмалевого покрытия.
Терраса (фр. от лат.) — открытая часть здания.
Терраццио (ит.) — мозаичный пол из разномерных фрагментов камня, смальты.
Технико-экономические показатели — общая и полезная площадь, строительный объем, площадь застройки объекта и т. д.
Техническая эксплуатация — комплекс мероприятий по содержанию зданий и сооружений; предусматривается проектом.
Тоннель, туннель (англ). — транспортное сооружение для пропуска дорог под толщей грунта (в горной местности).
Торговые сооружения — здания и сооружения для осуществления оптовой и розничной торговли.
Торговые центры — компактное размещение предприятий торговли различного профиля.
Торец (ит.) — брусок из камня или дерева для мощения улиц.
Торкретирование — метод бетонирования узких пространств.
Торосы — два ряда срубов с периодическими перерубами и земельным заполнением — крепостные укрепления.
Тосканский ордер — ордер, разработанный римскими зодчими на основе дорического ордера, в основе которого была колонна с каннелюрами (вертикальными желобками), отсутствовала база. Тосканский ордер отличался от своего прототипа гладкоствольной колонной и отсутствием триглифов — прямоугольных декоративных элементов с тонкими вертикальными бороздками, — расположенных на фризе, наличием высокой базы, имел также высокую капитель.
Травертин (ит.) — известковый туф для отделки стен здания.
Трактир (заимств. из польск. в XVIII в.) — столовая, ресторан.
Трансепт — поперечный неф (корабль) в базиликальных и крестообразных по плану храмах, пересекающий основной (продольный) неф под прямым углом.
Траншея (фр.) — канал в грунте.
Триглиф — элемент фриза дорического ордера в виде прямоугольного выступа с треугольными в плане вертикальными врезами — глифами.
Трифорий (лат.) — тройной проем в стене, объединенной одной аркой.
Трофей (фр. от греч.) — памятник в знак победы.
Тула (рус.) — скрытое, недоступное место.
Турель — угловая дозорная башенка на верхней части крепостной стены, позволяющая вести наблюдение в секторе 270°.
Универмаг — здание, предназначенное для торговли товарами широкого ассортимента.
Унификация размеров деталей строительных конструкций — стандартизация в строительстве.
Усадьба (рус.) — отдельно стоящее жилое здание, окруженное парком или садом.
Устойчивость сооружения — способность сооружения противостоять разрушающим усилиям.
Фабрика (лат.) — мастерская, предприятие.
Фанера (от фр.) — накладывать; искусственный древесный строительный материал из нескольких склеенных слоев тонких деревянных пластин.
Фасад (фр. от ит.) — букв. — лицо; одна из наружных.стен здания, как чертеж — ортогональная проекция наружных стен здания.
Фахверк (нем.) — легкий высокий каркас, тип конструктивного решения ограждающих конструкций здания.
Фаянс (фр. по назв. ит. г. Фаэнца) — керамика из белой глины; из Ф. изготавливаются сантехнические и технические изделия.
Ферма (фр.) — инженерная конструкция, состоящая из стержней, служащая для перекрытия больших пролетов зданий и сооружений; различают треугольные, полигональные, арочные.
Фиксация памятника архитектуры — выполнение натурных обмеров и фотофиксация объектов, отнесенных к памятникам архитектуры.
Фитинги (англ.) — детали для трубных соединений на резьбе.
Флешь (фр.) — стрела; легкое полевое укрепление, выдвинутое впереди фронта (фортификационное сооружение).
Флигель (нем.) — боковая пристройка к зданию или отдельно стоящая жилая постройка в тыльной части двора.
Флюгер (нем.) — крыльцо здания.
Фонарь (греч.) — световой проем в кровле для освещения помещений.
Фрагмент (лат.) — обломок, часть конструкции.
Фрамуга (польск.) — проем, верхняя открывающаяся часть окна.
Фриз (фр. от ит.) — средняя горизонтальная часть, окаймленная между архитравом и карнизом орнаментом.
Фронтон (др.-греч.) — треугольная плоскость стены, образованная двумя скатами кровли и карнизом.
Фундамент — подземная конструктивная часть здания, опирающаяся на естественное или искусственное основание.
Хоры — в архитектуре верхняя открытая галерея или балкон внутри церкви (обычно на уровне второго этажа).
Цемент — искусственный материал для приготовления гидравлического вяжущего материала и бетонов.
Цемянка — известковый бетон с добавкой дробленого керамического кирпича.
Цигель (нем.) — керамический кирпич.
Цистерна (лат.) — искусственное закрытое сооружение для хранения воды или других жидкостей.
Цоколь — нижняя часть здания от «нулевой» отметки до отмостки.
Цокольный этаж — нижний полузаг луб ленный этаж здания.
Чердак (заимств. из тюрк.) — балкон, вышка, пространство, образованное скатами кровли.
Черепица — кровельный керамический материал.
Чертеж — изображение на бумаге частей и фрагментов здания с указанием размеров и другой информацией.
Четверик (рус.) — четырехугольный деревянный сруб.
Шаблон (нем.) — образец для изготовления изделий или для соблюдения правильной формы, чертеж архитектурных деталей.
Шаг несущих конструкций — расстояние между несущими стенами или рядами несущих колонн каркаса.
Шале (фр.) — сельский домик в.Швейцарских Альпах.
Шамот (нем.) — мелко молотая обожженная керамическая масса для изготовления огнеупорного и высокомарочного кирпича.
Шанец (нем.) — небольшое земляное военное укрепление.
Шатровое покрытие кровель — древнеславянский способ перекрытия деревянных зданцй в виде шатра.
Шед (англ.) — тип покрытия здания с устройством наклонных световых проемов.
Шелом (рус.) — бревно с выдолбленным продольным пазом для прикрытия стыков тесан на коньке кровли — охрупень.
Шелыга (рус.) — линия, соединяющая верхние точки подпружных арок, на которые опирается свод.
Шибер (нем.) — задвижка, заслонка в дымоходе печи.
Шибка (нем.) — лист стекла под размер оконной или дверной рамы.
Шильпашастра (санскр.) — древнеиндийский трактат о строительстве.
Шифер (нем.) — тонкие плиты природного материала — сланца.
Шлюз (голл.) — гидротехническое сооружение для пропуска судов между бьефами водохранилища.
Шлях (русск.) — тракт, дорога.
Шпон (нем.) — щепка, тонкий лист древесины.
Шпонка (польск. от нем.) — в деревянных строительных конструкциях вкладыш, фиксирующий элементы конструкций.
Шпренгель (нем.) — стержневая конструкция, дополнительная к основной несущей конструкции.
Шпунт (нем.) — 1) деревянные или металлические сваи с гребнем и пазом, забиваемые в грунт для устройства опорной или ограждающей стены; 2) продольный гребень на ребре доски или бруса, соответствующий пазу в следующей детали конструкции.
Штабель (нем.) — прием укладки длинномерных строительных материалов.
Штраб (нем.) — выпуск из стены четверти кирпича для кладки стены следующей очереди постройки.
Штраба (нем.) — неглубокая вертикальная ниша в кирпичной кладке стены.
Штукатурка (нем. от ит.) — отделочный слой из цементно-песчаных или цементно-известково-песчаных растворов.
Шумозащита — мероприятие по защите городских территорий от транспортных и производственных шумов.
Шумозащищенные жилые дома — дома, имеющие защитные конструкции от внешнего шума: экраны, глухие стены, окна с резиновыми прокладками и т. д.
Щебень (совр.) — материал в виде дробленого камня для приготовления бетонов, различают по фракциям и прочности.
Щипец (русск.) — сродни фронтону, верхняя треугольная часть стены, не отделенная карнизом от нижней части стены.
Эклектика — художественное направление в архитектуре, ориентирующееся на использование в одном сооружении любых форм прошлого в любых сочетаниях.
Экран (фр.) — в архитектуре и строительстве — защитное сооружение от света, шума и т. д.
Эксгаустер (англ, от лат.) — вентилятор, осуществляющий отбор воздуха из помещения.
Экспликация (лат.) — объяснение, перечень элементов архитектурного чертежа зданий, сооружений, генерального плана.
Экспозиция (лат.) — выставление для показа.
Экстерьер (фр. лат.) — внешние формы, внешний вид здания, фасады.
Элеватор (лат.) — 1) подъемник, подъемный механизм; 2) сооружение для хранения зерна.
Эллинг (гол.) — наземное сооружение для строительства судов и спуска их на воду.
Эркер — выступающая часть фасада с окнами для улучшения освещенности и инсоляции помещений.
Эрмитаж (фр.) — уединенное место, загородный дом.
Эскалатор (англ, от лат.) — механическая наклонная лестница для подъема людей на верхние этажи, подъемное оборудование зданий.
Эскарп (фр.) — внутренняя наклонная поверхность наружного оборонительного рва, в фортификационных сооружениях.
Эстакада (фр. от ит.) — надземное, на Qnopax, сооружение для пешеходов или городского транспорта, а также для прокладки инженерных коммуникаций.
Эспланада — открытое пространство в крепости между цитаделью и городскими строениями шириной около 500 м, необходимое для наблюдения и обстрела. Впоследствии эспланадой стали называть открытое пространство перед большим зданием, часто включающее садово-парковые партеры, широкие аллеи с фонтанами и декоративной скульптурой.
Эстрада (фр., ит. от исп.) — возвышение для размещения оркестра, сценическая площадка.
Этаж (фр.) — часть здания на одном уровне.
Этаж антресольный — дополнительный этаж, встроенный в объем этажа, обычно первого.
Этаж мансардный — этаж, встроенный в чердачное пространство.
Этаж первый — план первого этажа, всегда отличается от планов других этажей из-за устройства входных групп.
Этаж подвальный — этаж ниже «нулевой» отметки.
Этаж технический — этаж для размещения инженерного оборудования зданий.
Этаж типовой — повторяющаяся, однотипная планировка разных этажей.
Этажерка (специф.) — открытый каркас для размещения производственной технологии.