Как называется украинский народный танец
Народный украинский танец и его название
Народные танцы развивались задолго до нынешних политических границ, поэтому некоторые их элементы в танцевальных движениях и музыка узнаваема в народном творчестве рядом находившихся культур с их характерными особенностями и традициями. Гопак – украинский народный танец, уходит своими корнями в древнее прошлое и сложен из многовековой национальной самобытности. Данная статья познакомит не только с этим народным танцем, у которого такая богатая история, но и с другими, исполняемыми хореографическими профессиональными танцевальными ансамблями.
Танцы – народное творчество
История украинского танца формировалась на основе уникальной культуры Украины. Страна, не являющаяся однородной по культурной и социальной сути, имеет в разных регионах свои диалекты, танцы, песни и местные национальные костюмы. Если рассматривать украинские народные танцы в 5 этнографических зонах, то они отличаются движениями, шагами, прыжками и вращениями.
Элементы всех этих танцев состоят из причудливых движений и акробатических трюков, не привычных для жителей других стран. Народные украинские танцы эмоциональны и красивы. В них отчетливо просматривается истинная душа народа, ее эмоции и переживания, победы и поражения, юмор и трагедия.
Если задать вопрос, как называется украинский народный танец, в разных местностях Украины на него ответят по-разному: гопак, гоцак, тропак, казак, казачок, коломыйка, метелица. Но тем не менее украинский танец, как бы он ни был назван, узнается по яркому колориту, неповторимым движениям, ритму и мелодии, хотя манера исполнения танцев отличается в каждом регионе.
Исторические корни гопака
Истоки танца уходят вглубь веков, когда Украина в XVI веке вела борьбу за независимость с Османской империей. Казаки из Запорожской Сечи ввели традицию, возвращаясь из походов, праздновать свои победы, устраивая танцы. Своими движениями они воспроизводили батальные сцены. В танец вводились такие движения, как приседания, пробежки, высокие прыжки. От этих движений, возможно, и пошло название танца. То есть «гопати» – «прыгать» с украинского. Танец был построен на приседаниях с прыжками.
Изначально весь танец был построен на импровизации. Темп танца шел по нарастающей, от спокойного задумчиво лиричного в начале, до неудержимо быстрого и веселого в конце. Украинская народная музыка для танцев исполнялась на музыкальных инструментах, которые свойственны культуре населявших местность людей. Одинаково красиво звучит музыка к гопаку на волынке и флейте, скрипке и цимбалах.
Зажигательный гопак в творчестве композиторов
Очень похожий на гопак, задорный и веселый танец казачок. Музыкальную обработку его выполнил польский композитор С. Дусяцкий. Особой популярностью танец пользовался во Франции в начале XIX века. С этого же времени он появился во французских балетах.
Среди украинских народных танцев особой популярностью пользуется гопак, музыка которого не оставила равнодушными композиторов. Они начали использовать ее в балетах и операх. Ритм этой пляски слышен в балете Чайковского «Щелкунчик» и в опере «Мазепа». Мусоргский вводит зажигательный гопак в оперу «Сорочинская ярмарка».
Эволюция танца
«Казак» изначально был танцем воинов, как мы выяснили выше. Это была сольная импровизация, служившая предшественником гопака. С казачеством была связана тема воли и непримиримости к врагам. Распространение и большую популярность танец казак приобрел в Польше, его танцевали в Московии, только он назывался там «казачок». Во Франции в конце XVII века был известен «Па де Казак» – украинский танцевальный театр.
После бунта Емельяна Пугачева, императрица Екатериной II ввела запрет на сословие «казаки», так как не меньше боялась вольного духа казаков Запорожской Сечи. Как результат, свое название украинский народный танец «казак» сменил в те времена на «гопак». Но он продолжал быть танцем мужчин, показывающих свою ловкость, удаль и смелость. Постепенно гопак начал видоизменяться и стал парным танцем. Сам танец гопак не является в настоящее время сольной импровизацией. В нем участвуют группы мужчин и женщин. Исключительно мужчины участвуют в сольном выходе во время исполнения гопака. Здесь и хореография, и акробатика, и вдохновение, и азарт.
Танцевальные наряды
Народные украинские танцы отличаются оригинальностью и самобытностью. Их исполняют в национальной вышитой одежде. Наряд девушек состоит из длинной белой рубахи, расшитой по вороту, рукавам и подолу, крестиком или гладью. Сверху рубахи надевается юбка. Обязательным элементом в праздничном наряде являются ярко-красные бусы на шее. На голове венок из цветов с разноцветными лентами, ниспадающими до пояса. На ногах кожаные сапожки красного цвета.
Национальный костюм мужчины состоит из рубашки с вышивкой по вороту и на груди (вышиванки) и широких красных или синих шаровар. Пояс-кушак несколько раз обвит вокруг талии. На голове шапка с каракулевой оторочкой. На ногах кожаные красные сапоги.
Особенности исполнения танцев разных регионов Украины
Украинский народный танец коломийка родом из карпатского региона. Вначале его танцевали только в Коломые, в XIX веке он распространился по всем регионам Карпат, а вскоре стал популярным и во всей Украине. Танец отличается красочным рисунком и колоритным музыкальным и песенным сопровождением. Короткие куплеты песен чем-то похожи на русские частушки. Коломыя – родина Международного гуцульского фестиваля, который проходит ежегодно в августе.
В украинском народном творчестве много танцев и игр связано с временами года. Характер исполнения их различный, хотя украинские «Веснянки» очень близки к русскому хороводному типу танцев. В зимний период гулянья молодежи сопровождались быстрым танцем «Метелицей», в котором основные элементы – это кружения и быстрая смена фигур.
Современное танцевальное творчество
В настоящее время танцевальное творчество и хореографический язык танца обогатились народными танцами Закарпатья, имеющими свои отличительные особенности. В их танцах пружинный ход, винтовые движения, парные вращения. Характерными танцами являются «Увиванец», который танцуют парами, и массовый динамичный мужской танец «Аркан». Его танцуют мужчины, ставшие в круг. Положив руки на плечи друг другу, начинают основной ход ногами. Ведущий в танце выкриком меняет направление движения.
До сих пор в некоторых регионах исполняются ритуальные танцы к определенным народным праздникам. Гуцульские танцы «Кругляк» и «Освящение зерна» по символике идентичны. На Рождество исполняются сильными, крепкими мужчинами, которые вокруг выложенного на белом полотне зерна, взявшись за руки, движутся по часовой стрелке. Танец дает магическую силу плодовитости зерну. Затем его пересыпают в подол хозяйке, а весной таким образом освященное зерно смешивается с посевным и засеивается на ниве.
Украинский танец
Какой он, украинский народный танец?
Через фольклорный танец выражается характер и нравы определённой национальности. Танцы народов любимы всеми, потому что представляют яркое, колоритное костюмированное зрелище.
Артисты на сцене словно перевоплощаются в предлагаемый образ. От характера музыки зависит и настроение движений. Привлекает народная хореография зрителей и участников ещё и тем, что все пляски по-настоящему разные: страстные испанские, плавные индийские и восточные, веселые украинские танцы. О последних и пойдёт речь в данной статье.
Что повлияло на появление народной танцевальной культуры Украины?
1. Наиболее мощное влияние на украинский танец, его формирование оказали народно-бытовые обряды и традиции: троицкие, купальские, рождественские, свадебные и другие. Все они порождали возникновение необходимой на гулянии танцевальной составляющей. Речь, конечно, идёт не о сценическом искусстве, а подлинно фольклорном.
2. Эта часть жизни Украины напрямую связана с историей страны. На протяжении нескольких столетий государство развивалось неразрывно с соседствующей Россией, поэтому и культурная сторона очень близка к русской культуре: так многие обычаи почитаются народами обеих держав. Русско-украинский танец отличает удаль и необыкновенная глубина.
3. Говоря о более раннем периоде истории, нельзя не упомянуть о постоянных набегах на территорию страны поляков, австро-венгров и татар. Все эти бедствия, выпавшие на долю народа, непременно отразились и на духовном его богатстве.
Здесь можно привести в пример женские хороводные, лирические песни и детский украинский танец. Они наполнены лирикой, а где-то и трагизмом.
Танцевальное творчество Украины
В целом о танцевальном искусстве Украины можно сказать следующее: невероятно слаженное, яркое, эмоциональное, сопровождаемое необыкновенной красоты мелодиями. Такое творчество не должно уходить в прошлое! Великолепны абсолютно все украинские танцы, названия самых известных из них:
Во время пляски демонстрировалась удаль казачьего войска, а танцующие выкрикивали возглас «гоп». Так он стал называться гопак. В дальнейшем стал преимущественно парным с индивидуальными вставками.
Это быстрый, залихватский, сольный мужской перепляс. Основными его элементами являются дробь, притопы и присядка, руки при этом исполнитель держит на поясе. Пляска очень напоминает по характеру «камаринскую» или «барыню».
Жизнерадостный украинский танец, музыка его – короткие песенки с одноимённым названием, которые носят юмористический или бытовой характер. В сопровождении используется живая музыка с участием скрипки, бубна, народных духовых инструментов.
Ансамбль украинского танца им. Вирского
Для распространения и сохранения танцевальных традиций Украины очень много делает ансамбль танца им. Павла Вирского, неоднократного лауреата государственных премий и народного артиста СССР.
Вирский организовал этот профессиональный хореографический ансамбль в 1937 году. За эти годы с программами, состоящими из украинских танцев, артисты объехали весь мир. Только в Америке и Канаде они посетили и выступили в 58 городах. В последнее время танцоры совершенствуют своё мастерство под руководством профессора Мирослава Вантуха.
Итак, украинский танец, видео разных вариантов которого без проблем можно найти в интернете, развивается, передаётся из поколения в поколение, совершенствуются его сценические разновидности.
Украинский танец
Происхождение
История народного украинского танца очень длинная, насыщенная эмоциями и переживаниями многих поколений нации. Танец, как и песня, отображает душу народа, все его волнения — радостные и печальные, героические победы и горестные поражения, трудовые достижения, юмористические черты в сочетании с трагизмом. Украинские народные песни и танцы славятся в целом мире благодаря ярко выраженному национальному колориту, силе духа, эмоциональной насыщенности, неповторимости мелодии, ритма, движений.
Украинские народные танцы покоряют иностранцев переходом от пылкой страсти, кульминационных порывов к спокойному, нежному течению, ведь особенно женские движения часто напоминают водную гладь — то бурлящую, то тихую…
Характеризуя общенациональные танцы Украины, следует, прежде всего, отметить то, что на их развитие огромное влияние имели обряды Украины, Изобилие народных обрядов, обычаев, празднований, гуляний — порождало новые традиции, новые танцы. Обряды эти во многом сходны с обрядами русских и других славянских народов. Как и у большинства этих народов на Украине тоже существуют купальские обряды с их весенними играми и забавами, рождественские праздники с колядами и щедринками и др. Все эти обряды явились наследием еще языческой Руси. Хороводы вокруг майского дерева «Маринонька», в котором девушки плетут венки, гадают, и рисунок танца напоминает хитроумные переплетения венка. Все эти пляски известны под общим характеризующим названием — «Веснянка». В них наряду с девичьими хороводами имеются и пляски ряженых, пляски парней с девушками вокруг костра и т.д.
Известные танцы
Казачок – украинский народный танец. Назван в честь запорожских казаков. Часто казачок называют упрощенным гопаком. Его исполняют только попарно, размер 2/4, без сложных трюков. Участие девушек придает танцу нежности, лиричности, мягкости. Приветствуется импровизация, юмористические элементы. Польский композитор С. Дусяцкий считается первым музыкальным обработчиком казачка;
– украинский народный танец — традиционный жанр народной (карпатской) музыки. Возник в городе Коломыя Ивано-Франковской области (Украина). Исполняется в сопровождении коротких песен с аналогичным названием. Песни чаще всего юмористического характера, реже исторического, бытового. Танцуют коломыйку попарно или четное количество исполнителей, ставши в круг.
Основные элементы костюмов
История украинской народной одежды тесно связана с традициями Киевской Руси.
Живописным и самобытным был женский украинский костюм. Он состоял из удлиненной сорочки-вышиванки, подпоясанной пестрым поясом-кромкой, запаски или плахты – поясной одежды из двух частично сшитых отрезов клетчатой шерстяной ткани. Эта одежда дополнялась корсеткой, т. е, безрукавкой из тонкой шерстяной материи, бархата или шелка, и фартуком, украшенным снизу вышивкой. На Левобережье на рукавах, вороте, на нагрудной части и по низу рубашки вышивались льняной бледно-серой нитью, а на Правобережье – красной и черной. Дополнением к одежде служили цветные ленты и мониста, придававшие ей праздничность.
В начале XX столетия запаски и плахты были постепенно вытеснены юбками и платьями фабричного производства, но и они в разных регионах имели свои особенности. Обувались украинки в ботинки на невысоком каблуке, со шнуровкой или пуговицами, а зимой носили украшенные орнаментом кожаные сапожки преимущественно красного цвета.
Особым элементом женской одежды был головной убор. Он свидетельствовал о семейном положении женщины: незамужние девушки носили венок, украшенный разными украшениями – бронзовыми или серебряными подвесками, монетами, лентами, цветами, а замужние женщины – высокий очипок, покрытый плотно закрывавшим волосы куском тонкой белой ткани. Ходить простоволосой, т. е. «светить» волосами, было тяжким грехом. Считалось, что это могло вызвать неурожай, падеж скота и другие беды.
Мужская одежда была менее яркой, но достаточно выразительной. Костюм мужчины состоял из длинной рубашки, широких шаровар или узких штанов, безрукавки, похожей на современную жилетку, и пояса с длинными кистями. Обувались украинцы в сапоги, преимущественно черного цвета. Среди жителей Западной Украины имели широкое употребление постолы, или лычаки, – мягкая обувь из целого куска кожи без пришивной подошвы. Их обычно носили с онучами, привязывая к ногам веревками. Летом повседневным головным убором украинцев были соломенные брыли. На Гуцульщине и в Карпатах мужчины носили черные фетровые шляпы-кресани, украшенные узорной пряжкой или разноцветными шнуровками, за которые вставлялось птичье перо. Зимние шапки изготовлялись преимущественно из овчины или из сукна с меховой опушкой. На Черниговщине носили малахаи – меховые шапки с наушниками, которые были похожи на современные шапки-ушанки.
Зимой и мужчины, и женщины одевались в кожухи из выдубленных овечьих шкур. Популярной верхней одеждой были также жупаны, свитки или епанчи.
Коллективы и личности
П.П. Вирский — один из выдающихся танцовщиков, пионер в интерпретации украинского народного танца на сцене. Он фактически перевернул всю историю и развитие народной хореографии, подняв национальное творчество на уровень высокого профессионализма. Поставленные им программы отличались характерной поэтической обобщённостью образов, в них находили место юмор, сатира, героика, лирика. Его работы имеют свой особый танцевальный «почерк»: артисты танцуют не только ногами, но и корпусом, каждое движение очень выразительное, театральное. Вирский был новатором: первый применил в танце элементы кино, стремился оживить академический танец народным и осмыслить театральным действием. В творческой практике балетмейстера определились два основных стилистических направления: в одном из них реалистическое отображение жизни возникало из логического развития действия и эмоционального состояния персонажей, проиллюстрированных танцевально-игровыми движениями. Номера этого направления слагались из многих мелких деталей. Танцы другого направления воссоздавали обобщённые образы действительности. П. П. Вирский создал около ста отдельных номеров. Он интерпретировал только украинский фольклор, на его основе создавал как массовые и красочные хореографические полотна, так и проникновенные лирические, героические или юмористические танцевальные миниатюры. Творчество П.П. Вирского синтезировало достижения нескольких поколений украинских хореографов в сфере сценической интерпретации народного танца. Он всегда опирался на традиции, но воспринимал их творчески, обогащая опытом профессионального классического танцовщика и талантливого многопланового хореографа.
Добавить комментарий Отменить ответ
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.
Этнографические особенности и жанры украинского народного танца
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Украинский народный танец
Искусство Украины, как и всякое искусство, отражает в себе всю историю и жизнь украинского народа. Украинский народ на протяжении столетий формировал свою самобытную культуру, в которой достойное место занимает хореографическое искусство. Украинский народный танец, развивался, обогащаясь новым содержанием и своеобразными выразительными средствами. В нем нашли свое отображение радость творческого труда, героизм борьбы и величие побед, задорная веселость, мягкий юмор и другие черты, присущие украинскому национальному характеру. Лучшие художественные образцы народных танцев дошли до наших дней.
Танец Украины – то задумчиво лиричен, то неудержимо весел, скромен и нежен.
Сегодня народное искусство Украины по своим отличительным чертам и этнографическим особенностям делится на 4 основные региона :
а) Центральная Украина. Этот район характеризует то, что обычно принято считать обще украинским. Здесь сложился общенациональный украинский язык. Танцем культура этого района очень богата. Здесь бытуют гопак, и казачки, веснянки, хороводы и прочие танцы.
Полтавская область Днепропетровская область
б) Полесье и Подолье. Тут особенно сказывается географическое положение и климатические условия, также соседство с другими народами. Особый род занятий породили и своеобразную манеру исполнения танцев. Шаги танцев более мелкие, с прискоком, осторожные. Наиболее распространенными в этих краях являются такие танцы как – «Прутняк». Само название этого танца говорит за себя – это, значит, крутиться, вертеться. Из географического положения видно, что на творчество Полесья большое влияние имеют Польша и Белоруссия.
Львовская область Волынская область
в) Подолье. Район Украины, примыкающий к Карпатам и выходящий к границе с Венгрией, Румынией, Чехией. В этих местах издавна развивались овцеводство, скотоводство, имеющие решающее значение в оформлении быта и культуры этого края. В танцах преобладают трудовые и игровые темы. Повсеместно бытуют в этой местности такие танцы как «Роман», «Никола», «Марина» и пр., которые чаще всего строятся на игровом элементе и на отношениях между участниками. Очень распространены тут обрядовые пляски и хороводы.
Западное Закарпатье Восточное Закарпатье
Характеризуя общенациональные танцы Украины, следует, прежде всего, отметить то, что на их развитие огромное влияние имели обряды Украины. Изобилие народных обрядов, обычаев, празднований, гуляний – порождало новые традиции, новые танцы.
Можно выделить три основных жанра украинских народных танцев: хороводы, сюжетные и бытовые танцы.
В украинском фольклоре есть три основных вида девичьих плясок.
«Плетень» танцуют вереницей, взявшись за руки. Проходя под «ворота», девушки заплетают и расплетают рисунок танца. Вдруг вереница распадается па группы по 3-4 и более участниц, и каждая из них водит свой плетень. Затем группы снова сливаются в длинную вереницу, и снова вьется затейливый рисунок.
Вторым характерным, хотя и менее распространенным видом девичьего танца является «Кривий танок». Это также хороводный танец, но вереница здесь замкнута. В отличие от обычных хороводов «Кривий танок» водят не по кругу, а как бы по контуру небольшой фасоли. Девушки держатся не за руки, а за концы разноцветных платков.
Непрерывно двигаясь по линии хоровода (в одну, а иногда и в другую сторону), девушки сменяют одно танцевальное движение другим, постепенно его усложняя. В отличие от «Плетня» здесь встречаются преимущественно «дробушки»,»выдрубци», «тынки» и т.п. При всем этом «Кривий танок», как и «Плетень», чрезвычайно лиричен.
Третий вид составляют множество веснянок (игр-танцев) с песенным сопровождением. Танец здесь является иллюстрацией текста веснянки и импровизируется в зависимости от изобретательности исполнительниц.
Сюжетные танцы возникли позже, чем хороводы. В композиции танцев этого типа, в последовательности танцевальных фигур видно логичное и четкое развитие сюжетной линии.
По тематике сюжетные танцы можно разделить на группы, где основной темой являются:
в) народный быт: «Катерина», «Коханочка», «Горлица»;
г) явления природы: «Гониветер», «Зоренька»;
д) образы животных: «Гусак», «Козлик», «Бычок».
Среди хороводов и сюжетных танцев есть одноименные
произведения, например, «Шевчик», «Коваль», «Голубка» и т.д. Но если в хороводах раскрытию смысла помогает текст песни, то в сюжетных танцах смысл раскрывается хореографическими способами.
Танец «Шевчик» исполняется на одной ноге: танцор беспрерывно подскакивает на одной ножке и в то же время подражает жестам сапожника, вырезающего кожу, забивающего гвозди и т.д. Это подскакивание создает своеобразный образ весельчака, мастера «золотые руки», у которого дело горит в руках, а шутка помогает в работе. В конце танца приходит заказчица, и мастер оказывается лихим ухажером, удалым плясуном, одним словом, «добрым казаком».
В группе сюжетных танцев, где темой является народный быт, встречаются и такие, которые по характеру хореографической композиции максимально приближаются к бытовым танцам. Ярким примером в этом отношении является танец «Катерина», композиции которого представляет собой казачок.
Бытовые танцы можно разделить на три группы:
а) метелицы, гопаки, казачки;
б) коломийки, гуцулки, верховины;
Основой хореографии бытовых танцев являются хороводы на бытовую тематику. Танец «Метелица» еще не утратил связи с хороводами. Смысл танца передается активной динамикой движений, быстрой сменой фигур и разнообразными вращениями, что создает образ этого природного явления.
Название танца «Гопак» происходит от возгласа: «Гоп! «, танец в основном импровизационный. В танце преобладают прыжки, присядки, разнообразные вращения. Между исполнителями возникает своего рода соревнование, наподобие русского перепляса.
В прошлом «Гопак» исполнялся только мужчинами и, наряду с «Метелицей», был одним из любимых танцев запорожских казаков. Теперь танец исполняется женщинами и мужчинами. Наряду с этим «Гопак» может исполняться одним (обязательно мужчиной), двумя, тремя и больше танцорами. При исполнении этого танца ведущая роль принадлежит мужчинам. В чередовании фигур танца все подчинено тому, чтобы изобразить в танце героику, силу, мужество.
Название танца «Казачок» связано с жизнью воинов-казаков. В танце воссоздается образ непобедимого казака-запорожца полный отваги, неисчерпаемого оптимизма.
В отличие от «Гопака», “Казачок” танцуется в очень быстром темпе. Исполнение танцевальных движений отличается бисерной техникой. Дорожки, тынки, выхилясники, веревочки, присядки, голубцы и др. танцевальные движения, рисунки вихрем проносятся перед зрителем.
В «Казачке», как и в «Гопаке», распространено соревнование между отдельными исполнителями и группами. Композиция «Казачка» требует строго последовательного чередования отдельных фигур, в отличие от «Гопака», который носит импровизационный характер.
Коломийки, гуцулки, верховины являются танцами Западной Украины.
Композиция закарпатских, гуцульских и прикарпатских танцев характеризуются ограниченным количеством рисунков, мелкими движениями, сложными по технике.
У всех прикарпатских танцев много общего: ограниченность танцевального пространства, коллективность исполнения, контрастность и симметрия.
Общим для танцев всех украинских горцев является также преобладание в них основных и производных круговых фигур.
Хороводы в Прикарпатье распространены нешироко из- за гористой местности. Можно назвать весенние хороводы «Веснянка», «Жук», «Вербовая дощечка», «Галычанка», «Решето», несколько новогодних хороводов.
Образовав круг, все мужчины кладут руки друг другу на плечи. Часто танец начинается ритмическим покачиванием на месте из стороны в сторону. Основной шаг «Аркана» повторяется в продолжение всего танца, чередуясь с другими движениями. Все движения исполняются очень четко, согласованно. Характерна для танца «Аркан» смена динамики: то движения исполняются сильно, широко, то вдруг неожиданно изменяются целые фигуры. В народе танец исполняется во главе с ведущим, который подает голосом сигнал для перемены движений: «гайдук», «аркан», «дубовый лист» и т.д.
«Гуцулка» и «Верховина» в музыкальном отношении являются вариантами коломиек. С хореографической стороны «Гуцулка» отличается от «Коломийки» тем, что вторая ее часть называется казачок и имеет разнообразный рисунок и построение.
Среди народа широко бытуют польки и кадрили, в хореографическом отношении весьма простые. Полька в сценическом исполнении строится на основе народных полек, но с увеличением числа фигур (до 12). В ней присутствует мотив соревнования между группами исполнителей или парами, усложняется хореографический рисунок.