Как называется учитель наставник в буддизме

Учитель в буддизме — какова его роль

Как называется учитель наставник в буддизме. картинка Как называется учитель наставник в буддизме. Как называется учитель наставник в буддизме фото. Как называется учитель наставник в буддизме видео. Как называется учитель наставник в буддизме смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется учитель наставник в буддизме.

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

У многих слово «учитель» ассоциируется со школьной скамьей, первым сентября и уроками. Однако даже во взрослой жизни мы сталкиваемся с людьми, которые становятся нашими учителями. Не исключением является и буддийская философия – учитель в буддизме играет огромную роль на пути дхармы.

Предлагаем вам узнать, кто это – буддийский учитель, как строятся отношения между ним и учениками, в чем их особенность. Сегодняшняя статья ответит на эти вопросы и расскажет, кто такой учитель в двух направлениях буддизма: в тибетской ветке и дзен.

Кто такой учитель в буддизме

Есть прекрасная аллегория, в которой каждый человек в этом мире представляется затерявшимся в лесу ребенком. Малыш блуждает по лесу, не зная, как выбраться, постоянно спотыкаясь, пребывая в страхе. Помочь ему может только взрослый, который знает этот лес и может подсказать ребенку дорогу.

Как называется учитель наставник в буддизме. картинка Как называется учитель наставник в буддизме. Как называется учитель наставник в буддизме фото. Как называется учитель наставник в буддизме видео. Как называется учитель наставник в буддизме смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется учитель наставник в буддизме.

Согласно буддийской философии, так же происходит и в жизни: мы постоянно блуждаем в череде перерождений, сталкиваемся с трудностями, привязанностями, пребываем в неведении и желаем выбраться на истинный путь, высвободиться. В этом нелегком деле может помочь учитель, или, как он называется на санскрите, гуру. Именно он знает, как выбраться из круга сансары и вступить на правильную тропу.

Будда говорил, что все достигшие пробуждения следовали пути, который подсказывал им духовный наставник – учитель. В буддизме все началось с самого Будды Шакьямуни – он не является богом, он был обычным человеком, который смог пробудиться. И, постигнув истину, он стал передавать ее своим приближенным, став Великим Учителем.

Мы все – потенциальные ученики, затерянные в сансаре с ее проблемами. Проблемы могут обыденными: конфликты с родственниками, трудности на работе, личностные кризисы. Мы хотим освободиться от них, но не знаем как.

Идеальным наставником с точки зрения буддийского учения является бодхисаттва – человек, который достиг просветления, но отказался от нирваны ради того, чтобы нести дхарму людям, указывать им правильную дорогу.

Как называется учитель наставник в буддизме. картинка Как называется учитель наставник в буддизме. Как называется учитель наставник в буддизме фото. Как называется учитель наставник в буддизме видео. Как называется учитель наставник в буддизме смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется учитель наставник в буддизме.

Однако учитель необязательно должен быть просветленным. Но при этом он должен раз и навсегда избрать этот путь, дав соответствующие обеты. Наставник должен быть примером для подражания для своих учеников, от него требуется владение всеми качествами, которые мечтают обрести последователи.

Наставник может быть:

Хотя гуру может и не быть монахом, ученики не должны сомневаться в его истинности. Учитель дает наставления, учит практикам, медитациям, передает многовековые традиции буддийского учения. Но, кроме этого, он должен также быть примером в остальных сферах жизни: в общении со слабыми, больными, в конфликтных ситуациях, в вопросах политики, благотворительной деятельности.

Главное – наставник сам должен жить так, как учит своих учеников. При этом он должен быть терпимым, неустанно работая с подопечными и оправдывая их доверие. Любовь ко всему живому, верность традиции, постоянные практики, внутренняя доброта, огромная мудрость и терпение, честность, милосердие – такие качества должны быть присущи настоящему учителю.

Как называется учитель наставник в буддизме. картинка Как называется учитель наставник в буддизме. Как называется учитель наставник в буддизме фото. Как называется учитель наставник в буддизме видео. Как называется учитель наставник в буддизме смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется учитель наставник в буддизме.

В трех главных направлениях буддийской мысли по-разному относятся к роли учителя, но все они сходятся в одном – что эта роль огромна:

Предлагаем рассмотреть роль гуру с точки зрения тибетского буддизма, а также направления дзен.

Учитель в буддизме Тибета

Учитель в тибетском буддизме по-другому именуется «ламой». Его задача – выявить способности подопечного, найти подход и обучить практике, помочь верно истолковать все тонкости.

По словам нынешнего Кармапы Тринле Тхайе Дордже – лидера школы Карма-кагью тибетского буддизма – учитель должен иметь истинное чувство сопереживания и глубинные познания в области учения Будды.

Лама должен быть полон терпения, энтузиазма и готовности помогать ученику, который, возможно, не усвоит все сказанное с первого раза. Его задача – увидеть в каждом внутреннее просветление, ведь он сам становится для ученика символом пробужденного состояния.

Как называется учитель наставник в буддизме. картинка Как называется учитель наставник в буддизме. Как называется учитель наставник в буддизме фото. Как называется учитель наставник в буддизме видео. Как называется учитель наставник в буддизме смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется учитель наставник в буддизме.Его святейшество Тринле Тхайе Дордже (род. 06.05.1983). Семнадцатый Кармапа линии Карма Кагью

Ученик, в свою очередь, должен быть полностью уверен в подлинности знаний своего наставника. Отношения между учителем и учеником должны быть уважительными, близкими, доверительными. Лучшим показателем хороших практик является внутреннее чувство все нарастающей благодарности обучающегося.

По представлениям тибетского буддизма лама должен обладать определенными качествами:

Слово «лама», помимо привычного значения «гуру», может быть указателем уважаемого титула: Далай-лама и Панчен-лама в Тибете, Хамбо-лама или Камбо-лама на бурятской, тувинской, алтайской части нашей страны. Но при этом они являются в первую очередь великими учителями, которые принесли знание тысячам буддистов тибетского толка.

Действующий Далай-лама XIV Тэнцзин Гьяцо наставлял: если буддисту не удастся найти учителя, в подлинности которого он не будет сомневаться, стоит обратиться к сутрам и учиться у них.

Учитель в дзен-буддизме

В направлении дзен учителю отводится, пожалуй, самая большая роль во время практик, по сравнению с другими школами буддизма. Все дело в том, что в течении дзен нет священных писаний вроде сутр, у которых можно поучиться, как это завещал Далай-лама в тибетском буддизме.

Как называется учитель наставник в буддизме. картинка Как называется учитель наставник в буддизме. Как называется учитель наставник в буддизме фото. Как называется учитель наставник в буддизме видео. Как называется учитель наставник в буддизме смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется учитель наставник в буддизме.Кобун Чина Отогава (01.02.1938-26.07.2002). Учитель дзен-буддизма Sōtō, наставник Стива Джобса

Главное правило дзен и состоит в том, что истину нельзя выразить в тексте – учение должно передаваться от одного сердца к другому, то есть от наставника к ученику. Книги вообще у дзен-буддистов не в почете. Чтобы доказать неэффективность метода поиска знаний через писания, некоторые гуру специально сжигали книги.

Один из главных принципов дзен состоит в том, что истинную мудрость можно передать только посредством общения учителя и ученика, первый из которых обладает знанием, а второй желает его принять.

Из-за того что нет текстов, где трактуются основы учения, знания должны передаваться устно. Во избежание неправильного понимания техники практик и способов познания собственной природы практикующему следует постоянно обращаться к помощи учителя.

В дзен практикуются медитации, не направленные на какой-либо объект, а также коаны – короткие вопросы в виде диалога, эдакие загадки, ломающие логику. Разгадать их невозможно без участия наставника, особенно в начале пути.

Как называется учитель наставник в буддизме. картинка Как называется учитель наставник в буддизме. Как называется учитель наставник в буддизме фото. Как называется учитель наставник в буддизме видео. Как называется учитель наставник в буддизме смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется учитель наставник в буддизме.

При этом отношения «учитель-ученик» в дзен отличаются от общепринятых. Наставник не является непререкаемым авторитетом, а лишь становится помощником, проводником к цели. А, к примеру, в главных японских школах дзен – сото-сю и риндзай – гуру и подопечный держатся на определенном расстоянии друг от друга, потому что в Японии в принципе не проявляют близость и излишнюю открытость к людям, если это не родственники или друзья.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, статья оказалась для вас полезной, и вы узнали сегодня что-то новое. Пусть стремление к знаниям никогда не покидает вас.

Поддержите блог — делитесь статьей в социальных сетях, и будем искать истину вместе. До встречи!

Источник

Учителя буддизма. Часть 1 — от древности до Средних веков

Как называется учитель наставник в буддизме. картинка Как называется учитель наставник в буддизме. Как называется учитель наставник в буддизме фото. Как называется учитель наставник в буддизме видео. Как называется учитель наставник в буддизме смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется учитель наставник в буддизме.

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Роль учителя в буддийской практике очень велика. Этот человек своим примером помогает ученикам стремиться к духовному просветлению, живет так, как учит их. Выдающиеся учителя буддизма вошли в историю мировой культуры, и в сегодняшней статье мы расскажем про самых известных из них.

Буддистских лидеров и наставников было немало за все время существования философской мысли, причем во многих направлениях – в тхераваде, махаяне, ваджраяне, дзен. Для удобства мы будем рассказывать о них в хронологическом порядке, то есть по векам – начиная с древности и заканчивая современностью. В статье ниже вы узнаете, какой вклад внес в буддийскую мысль каждый из них и и чем он был известен.

Будет интересно, а главное – познавательно!

Будда Шакьямуни

Пожалуй, самый главный учитель, он же основатель буддийской философии – Будда Шакьямуни. Поначалу его звали Сиддхартха Гаутама, родился он больше двух с половиной тысяч лет назад на севере Индии в семье правителя из рода Шакья. Отец всячески опекал Сиддхартху, не позволял выходить из дворца, чтобы защитить принца от опасностей окружающего мира.

Как называется учитель наставник в буддизме. картинка Как называется учитель наставник в буддизме. Как называется учитель наставник в буддизме фото. Как называется учитель наставник в буддизме видео. Как называется учитель наставник в буддизме смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется учитель наставник в буддизме.Статуя Будды в Индии

В 16 лет Сиддхартха взял в жены свою ровесницу, прекрасную Яшодхару, после чего у них родился сын Рахула. Но юноша, несмотря на то, что очень любил свою семью, чувствовал какую-то неудовлетворенность.

Однажды он вышел за пределы дворца и увидел больного человека, старика, похоронную процессию и нищего отшельника. Тогда он осознал всю полноту человеческих страданий, которые проявляются в болезнях, нищете, старости и смерти.

Принц больше не мог так жить. Он жаждал постичь истину, и, будучи 29-летним мужчиной, покинул свой богатый дом, семью, и начал скитаться по Индии, поддаваясь полной аскезе и отказывая себе во многом. Через шесть лет он понял, что аскетичный образ жизни приводит только к самоистязанию и истощению.

Устав, он сел под дерево, и дал себе слово, что не сдвинется с места, будет медитировать, пока не прозреет. Так Сиддхартха в возрасте 35 лет познал истинную природу мира, смог избавиться от заблуждений, тем самым достиг Пробуждения и стал Буддой, что значит «Пробужденный». А дерево, под которым он сидел, стало именоваться деревом бодхи.

Тогда же Будда понял, что не хочет уходить в окончательную нирвану – он должен передать истину другим людям. Так и продолжалось на протяжении следующих 45 лет. Круг его учеников становился все шире, в числе которых были также его отец, жена, сын. Вскоре образовалась сангха – общество монахов — как мужчин, так и женщин.

Как называется учитель наставник в буддизме. картинка Как называется учитель наставник в буддизме. Как называется учитель наставник в буддизме фото. Как называется учитель наставник в буддизме видео. Как называется учитель наставник в буддизме смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется учитель наставник в буддизме.

В основе учения лежали Четыре Благородные истины и Восьмеричный путь. Также Будда говорил о необходимости следования Срединным путем, который предполагает «золотую середину» между полным аскетизмом и бездумным потаканием своим желаниям.

Будда Шакьямуни не считал себя Богом, а лишь наставником, который может помочь другим найти истину, приблизиться к Пробуждению.

Лишь в возрасте после 80 лет Будда ушел в паринирвану – окончательную нирвану. Его последователи кремировали тело, разделили останки на 8 частей и заложили в фундамент особых храмов. Со смертью великого учителя буддийская философия только начала развиваться.

Для тех, кто интересуется, как выглядел Будда при жизни, мы написали отдельную статью.

Нагарджуна

Предположительно в начале II века в южной части Индии родился Нагарджуна – известный монах-философ. Главным достижением Нагарджуны можно считать создание школы Мадхьямака – Срединного пути.

Также его перу принадлежат многочисленные труды, в которых он размышлял о пустотности, мудрости в контексте теории о взаимозависимости, несуществовании абсолютного. Многие из этих текстов были переведены на тибетский и включены в «Танджуру» – сборник комментариев к сутрам. Даже сейчас тексты Нагарджуны используют буддисты махаянского толка.

Как называется учитель наставник в буддизме. картинка Как называется учитель наставник в буддизме. Как называется учитель наставник в буддизме фото. Как называется учитель наставник в буддизме видео. Как называется учитель наставник в буддизме смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется учитель наставник в буддизме.Изображение Нагарджуны

Есть мнение, что в свое время Нагарджуна жил в Наланде – знаменитом в свое время монастыре. На тот момент на страну обрушился голод, и монах старался помочь всему монастырю.

Согласно преданию, он обладал удивительной способностью – превращать все металлы в золото и таким образом зарабатывал деньги. Когда остальные узнали, что Нагарджуна продает золото, они выгнали его из обители, так как монашеству запрещается заниматься продажей чего-либо. Тогда мужчина отправился в лес, став отшельником.

Последние годы он провел у священного индийского горного комплекса Шри Парварта. За всю долгую жизнь (по некоторым свидетельствам – от 150 до 300 лет) наставник возвел большое количество святилищ, написал множество текстов, а также стал непобедимым в монашеских дебатах. Учение продолжил его последователь по имени Арьядева.

Арьядева

Арьядева стал продолжателем своего духовного учителя Нагарджуны и сам стал впоследствии великим наставником. Родившись на острове Шри-Ланка, он был сыном короля. Но с самой юности в нем проснулся интерес к философии буддизма, молодой человек вскоре принял монашество, занялся глубоким изучением Трипитаки, а затем отправился на юг Индии, где познакомился со своим наставником.

Как называется учитель наставник в буддизме. картинка Как называется учитель наставник в буддизме. Как называется учитель наставник в буддизме фото. Как называется учитель наставник в буддизме видео. Как называется учитель наставник в буддизме смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется учитель наставник в буддизме.Изображение Арьядевы

Его активная деятельность происходила на рубеже II и III века. Арьядева повсюду был рядом с Нагарджуной, поэтому старший товарищ перед смертью благословил его на проповедование истин.

Так Арьядева передавал людям учение махаяны, в частности, мадхьямаку и теорию пустотности, возводил храмы, участвовал в дебатах. Самым важным трудом считается «Трактат из четырехсот строф», также он прокомментировал «Тантру Гухьясамаджи».

Ань Шигао

Ань Шигао стал первым переводчиком буддистских сутр на китайский. Он был современником Арьядевы, но жил в Китае и придерживался традиции хинаяны.

Родившись в семье царя, Ань Шигао отказался от власти, принял монашество и полностью посвятил себя переводам. Всего насчитывается около сотни его трудов.

Они отличаются тем, что отчасти содержат отголоски даосизма, специфику менталитета китайцев. Иными словами, переводчик излагал трактаты буддизма в свободной форме, близкой по духу китайцам. Таким образом, его силами постепенно по Поднебесной распространялись буддийские тексты и медитации.

Бодхидхарма

Бодхидхарма, которого также называли Дамо, жил в V-VI веке и стал «отцом» направления дзен, в Китае известного как чань. Он родился на юге Индии, но впоследствии отправился по морю в Китай, где поселился в знаменитом Шаолиньском монастыре.

Как называется учитель наставник в буддизме. картинка Как называется учитель наставник в буддизме. Как называется учитель наставник в буддизме фото. Как называется учитель наставник в буддизме видео. Как называется учитель наставник в буддизме смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется учитель наставник в буддизме.Бодхидхарма

В Шаолине благодаря Бодхидхарме возникла первая дзенская школа. Там же монах передал ученикам собственный комплекс физической практики, называемый «цигун Бодхидхармы».

Главной отличительной чертой внешности Дамо была густая борода, тогда как остальные челны монашества Китая брились полностью.

Сайтё

Имя японского монаха переводится как «великая ясность». Он родился в VIII столетии в семье буддистов родом из Поднебесной. Еще юношей Сайте стал монахом в городе Нара в японском монастыре Тодай-дзи, относящемся к направлению кэгон.

Как называется учитель наставник в буддизме. картинка Как называется учитель наставник в буддизме. Как называется учитель наставник в буддизме фото. Как называется учитель наставник в буддизме видео. Как называется учитель наставник в буддизме смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется учитель наставник в буддизме.Монах Сайтё

Однако позже правитель Камму отправил Сайте вместе с несколькими другими выдающимися монахами на обучение буддизму в Китай. Так Сайте познакомился и сильно увлекся направлением тяньтай, в Японии ставшим известным как тэндай.

По возвращении на родину Сайте привез с собой многие тексты буддизма и комментарии к ним, а также построил близ Нары на холме новый храм – Энряку-дзи. Впоследствии он стал важным монастырем-университетом. По приказу императора Сайте взял целую сотню учеников, которых на протяжении долгих двенадцати лет, в условиях аскезы и жесткой дисциплины, обучал основам школы тэндай.

Падмасамбхава

Падмасамбхава – ключевая фигура в тибетском буддизме. Он родился в VIII столетии, а его биография в чем-то схожа с биографией Будды Шакьямуни.

Падмасамбхава также родился на индийской земле в царской семье, но отказался от власти и богатств ради духовности и проповедования буддизма. Долго и упорно медитируя, он открыл для себя тантрические тайны, стал выдающимся йогом и чудотворцем.

Как называется учитель наставник в буддизме. картинка Как называется учитель наставник в буддизме. Как называется учитель наставник в буддизме фото. Как называется учитель наставник в буддизме видео. Как называется учитель наставник в буддизме смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется учитель наставник в буддизме.Изображение Падмасамбхавы

Позже он отправился на тибетские и бутанские территории, где стал проповедовать тантру. В Тибете Падмасамбхава, или, как называется он там, Гуру Ринпоче, обрел небывалую популярность. Тибетцы, которые до этого придерживались шаманской традиции бон, стали приверженцами буддизма.

Сам Гуру Ринпоче считается основателем буддизма Тибета и направления тантры. Последователи секты ньингма видят в нем олицетворение Амитабхи – Будды Безграничного света – и считают вторым Буддой.

То, как Падмасамбхава появился в нашем мире и как покинул его, опутано тайнами и легендами. Считается, что он появился из «падмы», что в переводе с санскрита значит «лотос» – отсюда имя святого. А ушел он по радужному мосту, взмыв в небо на лошади.

С Гуру Ринпоче связано имя Еше Цогьял – духовной супруги, его верной спутницы-дакини, которую подарил учителю царь Трисонг.

Другие деятели тибетского будддизма

В миру известный как Чокьи Лодре или Дарма Вангчук, он трижды путешествовал в Индию. Оттуда в XI столетии в Страну снегов он привез основы ваджраянского направления. Привезенное им учение о махамудре легло в основу секты кагью и также стало проповедоваться гелугпинцами.

Как называется учитель наставник в буддизме. картинка Как называется учитель наставник в буддизме. Как называется учитель наставник в буддизме фото. Как называется учитель наставник в буддизме видео. Как называется учитель наставник в буддизме смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется учитель наставник в буддизме.Марпа

Марпа занимался переводами сутр на тибетский язык и в итоге стал важным наставником для многих тибетцев. В числе его преемников значится Миларепа.

Тилопа был родом из индийской брахманской семьи, проповедовал тантру и стал основателем секты кагью. Когда он ушел из отеческого дома, то стал бродить по стране и обосновался в Бенгалии, где получил свое имя. Дело в том, что там он зарабатывал на хлеб тем, что отжимал кунжутное масло – а «Тилопа» переводится как «кунжутник».

Как называется учитель наставник в буддизме. картинка Как называется учитель наставник в буддизме. Как называется учитель наставник в буддизме фото. Как называется учитель наставник в буддизме видео. Как называется учитель наставник в буддизме смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется учитель наставник в буддизме.Тилопа

Однажды после долгой медитативной практики ему явился Будда Ваджрадхара и передал Махамудру. После этой передачи истины Тилопа стал передавать учение другим.

38-летним мужчиной Миларепа стал учеником Марпы. Из-за того, что у него была плохая карма, которую необходимо было исчерпать, Миларепу долго не допускали к обучению. Наконец спустя еще шесть лет наставник передал основы дхармы, подготовил к медитационным практикам и отправил в уединение на несколько лет.

Как называется учитель наставник в буддизме. картинка Как называется учитель наставник в буддизме. Как называется учитель наставник в буддизме фото. Как называется учитель наставник в буддизме видео. Как называется учитель наставник в буддизме смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется учитель наставник в буддизме.Миларепа

В итоге Миларепе удалось достичь Просветления и получить право обучать других. После смерти у него осталось порядка сорока преданных преемников.

Он как раз-таки и был одним из учеников Миларепы. Тот, в свою очередь, поведал Гампопе учения традиции кадампа и Махамудру, а Гампопа объединил их. Он также сформулировал основы школы кагью в таком виде, в каком они сохранились с XII века до нынешнего момента.

Как называется учитель наставник в буддизме. картинка Как называется учитель наставник в буддизме. Как называется учитель наставник в буддизме фото. Как называется учитель наставник в буддизме видео. Как называется учитель наставник в буддизме смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется учитель наставник в буддизме.Гампопа

Гампопа основал монастырь, где проповедовал истины. В это же время он написал множество трудов и авторских трактатов. Наиболее известное из них – «Драгоценное украшение освобождения».

Цонкапа – великий буддийский деятель XIV-XV столетий, основоположник школы гелуг. Он преподавал философию буддизма, практиковал йогу, медитации. Также трудами Цонкапы является собрание сочинений из 18 томов. После смерти наставник оставил не одну тысячу учеников.

Как называется учитель наставник в буддизме. картинка Как называется учитель наставник в буддизме. Как называется учитель наставник в буддизме фото. Как называется учитель наставник в буддизме видео. Как называется учитель наставник в буддизме смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется учитель наставник в буддизме.Цонкапа

Заключение

Выдающихся учителей буддийской философии настолько много, что о них сложно рассказать в одной статье. Сегодня мы рассмотрели деятелей-буддистов с древности – начиная с самого Будды Шакьямуни, который жил 25 столетий назад – до окончания Средних веков. Однако на этом наша беседа не заканчивается: великих наставников Нового времени и современности мы рассмотрим в следующей статье.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Делитесь статьей, если она вам понравилась, подписывайтесь на блог — будем искать истину вместе. До встречи!

Источник

Какое место занимает Лама в буддизме?

Здесь мы попытались дать краткие ответы на некоторые ваши вопросы. Если вы хотите увидеть здесь ответ на ваш вопрос, пишите на электронный адрес web@ripa-center.ru

Как называется учитель наставник в буддизме. картинка Как называется учитель наставник в буддизме. Как называется учитель наставник в буддизме фото. Как называется учитель наставник в буддизме видео. Как называется учитель наставник в буддизме смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется учитель наставник в буддизме.

Данная статья представит информацию о том, кто такой лама в буддизме.

Значение Ламы в жизни буддиста

В классическом буддизме разработана практика обращения за прибежищем к буддийским духовным драгоценностям:
•Будда,
•Дхарма – то есть учение Будды,
•Сангха – то есть общность буддистов.
Ритуал принятия данных духовных буддийских драгоценностей – это момент сродни приобщению к вере. В данном процессе незаменимое место занимает Лама, который как бы является связным между учеником, становящимся буддистом, и самой верой.
Главная цель Ламы – передать ученику собственные духовные знания, наставить его на верный духовный путь, обучить его всем необходимым духовным практикам.

Различные трактовки понятия «Лама» в буддизме

Если говорить про сам термин «Лама», то можно сказать, что у него есть несколько обозначений в рамках буддийской философии. Рассмотрим некоторые трактовки:
•первую очередь, как мы говорили выше, это учитель, наставник,
•также данное понятие трактуется как буддист, который прошел подготовку, обряды посвящения, то есть некий духовный путь,
•в некоторых направлениях буддизма данный термин трактуется как священник, который выполняет ритуалы, которые связаны с повседневной жизнью обыкновенных людей,
•на некоторых территориях этим термином обозначают любого буддийского монаха,
•это понятие сродни понятию «гуру», то есть человек, достигший определенных высот, в данном случае в проповедовании и постижении буддийской философии.

Источник

Гуру. Учитель и ученик. Тарака-йога.

Как называется учитель наставник в буддизме. картинка Как называется учитель наставник в буддизме. Как называется учитель наставник в буддизме фото. Как называется учитель наставник в буддизме видео. Как называется учитель наставник в буддизме смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется учитель наставник в буддизме.

Гу́ру (санскр. गुरू — достойный, великий, важный, тяжелый, утвердившийся в истине, непоколебимый, учитель, мастер в индуизме и буддизме — духовный наставник, учитель. В пенджабском сикхизме — титул главы религиозной общины.
Гуру, в строгом смысле, является духовным учителем, передающим какую-либо информацию (прежде всего, Истину о Боге, Брахмане), тем, кто направляет и питает Пробуждение ученика.

В древних текстах практикующему йогу часто напоминают о желательности получения информации и указаний от гуру, или учителя. Слово гуру буквально означает «важный человек», тот, чьи слова ценнее самых уважаемых установленных и общепринятых принципов; он не диктатор, но советчик. В современном мире роль гуру по большей части исполняют книги, и многие люди достигают больших успехов в своей практике различных направлений йоги, если следуют книгам с внимательным внутренним различением и умеренностью.
Индийская традиция ставит учителя на высшую ступень почитания среди людей. Наиболее уважаемы учителя учителей, родоначальники школ, традиций. Институт учительства восходит к древним мудрецам (риши), которые, нарушая традицию одинокого существования, стали обучать юношей из высших сословий (варна). Эти дети были более развиты и подготовлены к постижению сложных концепций. Риши сделали знание доступным для другого, поднимая «младенцев» до своего уровня. Учителя-риши предложили людям не только знания, обретённые за долгие годы отшельнической жизни, но и новую идеологию, гармонизирующую общественное сознание в ведийскую эпоху. Возникло представление о системе передачи знаний и опыта. При отсутствии учебников и апробированных методик прямая, непосредственная передача знаний от учителя ученику (гуру-шишья парам-пара) осуществлялась индивидуально, сокровенно, интимно. Большое значение имела невербальная информация: мимика, жест, собственный пример и др. Позднее обучение стало происходить в доме учителя (гуру-кула), в ашрамах и монастырях. Большое значение придавалось психологической совместимости учителя и ученика. На первом этапе их взаимоотношения имеют характер обычного служения (саманья-сева) ученика учителю, а на стадии обретения высших знаний — характер высшего служения (уттама-сева). Учитель может взять на себя карму ученика, чтобы уничтожить её, а ученик может вызвать образ своего учителя методом визуализации (духовной концентрации) даже после его смерти, чтобы получить от него совет или помощь. Согласно гуру-йоге, регулирующей их взаимоотношения, ученик должен полностью довериться учителю, отказавшись от гордыни и самоуничижения. Учеников называют чела, челака, шравак, шравака, шайкша, садхак, садхака, шишья, прашишья, атеваси и др. Ученик низшей ступени (атхама?) понимает учителя с трудом. Средний ученик (мадхьяма?) понимает все указания и выполняет их. На высшей ступени способный ученик (уттама?) продолжает дело учителя. Найти «своего» учителя или ученика считается большой удачей. Термину «гуру» синонимичны ачарья, пандит, упадхьяя, бханант и др. Сложные концепции буддизма не постигаются на низком уровне развития и подготовки. Буддийские учителя учатся всю жизнь, разыскивая и изучая сутры, шастры, тантры. Достичь вершины буддийской практики редко кому удаётся в течение одной жизни. Буддист ощущает себя всегда в пути. Даже умирая, он предполагает, что в следующей жизни сделает ещё один шаг по пути к спасению.

Шуклаяджурведа
группа упанишад – йога

1. Сейчас мы желаем передать тайные наставления недвойственного для пользы тех йогов, которые обладают отрешением, контролируют чувства, наделены достойными качествами, такими как безмятежность и спокойствие ума.

2. Тот, кто постоянно созерцает, пребывая в природе осознавания исконного “Я”, закрыв глаза или слегка приоткрывая их, глядя поверх бровей, тот объединяется со Всевышним Источником, который проявляется в виде множества световых видений, и обретает сияющее Тело Света.

3. Этот путь известен как Тарака-йога, благодаря ему йог освобождается от великого ужаса перерождения, жизни и смерти. Йог, практикуя его, уничтожает всякую связанность двойственными понятиями, полностью познав, что отличие “Я” от Абсолюта не более чем иллюзия, и становится единым с Великим Источником Бытия.

4. Медитируя способом Тарака-йоги на Великий Источник, пусть йог распознает три Знака реализации.

5. Внутри тела йога есть канал Сушумна, место пребывания великого “Я”, он подобен сиянию солнца и сиянию полной луны. Он начинается от муладхары и идет вверх к отверстию Брахмы в Брахмарандре. В центре Сушумны есть Кундалини, почитаемая йогами, тонкая, подобно волокну лотоса, и сияющая, как множество вспышек света. Если йог концентрируется на ней, он освобождается от всех нечистых карм. Постоянно удерживая огонь Кундалини в определенной части головы с помощью созерцания сияющего света методами Тарака-йоги, йог обретает Пробуждение. Сначала, когда он так практикует, зажав отверстия обоих ушей, будет слышен звук “пху”. На следующей стадии йогу следует непрерывно созерцать Изначальный Чистый Ум в пространстве синего света между глаз и глядя внутрь себя. Тогда в сердце йога возникает великое блаженство. Таков Внутренний Знак, который ищет мудрец, стремящийся к Освобождению.

6. Вслед за этим возникает переживание Внешнего Знака. Он переживается как свечение пространства сияющего желтого света, которое иногда приобретает кроваво-красный, иногда имеет темно-синий или голубой оттенок, на расстоянии четырех, шести, восьми, десяти и двенадцати пальцев перед носом. Если йог, практикуя Тарака-йогу, смотрит в пространство расфиксированным взглядом, тогда в его поле зрения сначала возникают лучи света. Эти видения указывают на правильность созерцания. Углубляя созерцание, йог видит боковым зрением по краям либо внизу лучи света, подобные литому золоту. Когда этот уровень видений достигается до двенадцати пальцев от головы, йог обретает бессмертие. Если йог, продолжая практику, достигает стабильности в непрерывном созерцании и видений света, обретает видение сияющего пространства внутри головы, где бы он ни был, он всегда освобожден.

7. Затем появляется видение Промежуточного Знака. Йог видит круглые сферы, подобные солнечному диску. Они излучают по краям сияние, подобное зареву пламени пожара, либо он видит внутреннее пространство, залитое рассеянным светом без каких-либо оттенков. Открыв Промежуточный Знак, йог пребывает в нераздельном единстве с видениями. Благодаря тонкому созерцанию светящихся видений, он становится единым и подобным пространству без каких-либо качеств. Когда он углубляет созерцание, то он становится единым в Высшим Пространством (Парам-акаша), которое напоминает абсолютную тьму, окутывающую лучезарное сияние исконного “Я”. На следующей стадии он становится единым с великим пространством Маха-акаша, которое пылает, подобно вселенскому пламени в конце кальпы. Вслед за этим йог становится единым с пространством исконной Реальности (Таттва-акаша), которое насыщенной яркостью превосходит все. Наконец, он становится единым с солнечным пространством (Сурья-акаша), которое напоминает сияние ста тысяч солнц. Эти пять пространств, открывающиеся вовне и внутри, являются Знаком Освобождения. Тот йог, который реализовал их, полностью освобождается от закона кармы и становится подобным этим пространствам. Став подобным пространству, он сам становится Освобождающим Знаком Тараки, дарующим плоды запредельной Реальности вне ума.

8. Реализация Тараки двойная: сначала реализовывается Тарака, затем безмысленное состояние. Поэтому тексты утверждают, что эту Тарака-йогу следует постигать в два этапа: сначала возникает постижение Тараки, затем идет состояние вне мыслей.

9. В теле йога, внутри глаз, есть копия солнца и луны. Посредством этого тела возникает восприятие солнечного и лунного диска словно бы находящихся во внешней Вселенной. Внутри головы есть соответствующие им лунный и солнечный диски. А потому, внешние и внутренние солнце и луна должны быть восприняты посредством тела. Для этого пусть йог созерцает с успокоенным умом нераздельность внутреннего и внешнего, поскольку, если бы между этими двумя не было связи, то органы чувств не могли бы действовать. А потому, постичь Тараку можно, постигая себя.

10. Тарака двояк: имеющий форму, проявляющийся как образы божества, и не имеющий формы. Тот, что имеет окончание в чувствах,–имеет форму божеств. Тот, который за пределами видимого, не имеет формы. Каковы бы ни были переживания йога, йог не должен покидать созерцания. Благодаря Тарака-йоге, через видение того, что находится вне чувств, йог, углубляя созерцание, открывает сущность “Я” как единство сознания и блаженства, исконное Бытие в его изначальной форме (Сварупа) Вслед за этим проявляется абсолютное “Я” как белое сияние. Абсолютное Бытие воспринимается в созерцательном присутствии через глаза. Также познается и бесформенный Тарака. Благодаря неподвижному уму, пребывающему в созерцании, через глаза воспринимается множество проявлений света. Внутреннее восприятие и внешнее пространство объединяются, когда йог, созерцая, сливает воедино зрение, сознание и естественное состояние. Тогда йог пребывает в созерцании без отвлечений. В его внутреннем видении проявляется Тарака.

11. Взгляд нужно фиксировать в межбровье, тогда Высшее Сияние становится проявленным – в этом суть Тарака-йоги. Пусть йог объединит тонкое сосредоточение и неподвижный ум с Тарака, слегка приподняв брови. Это первый способ Тарака-йоги. Второй способ за пределами метода и его называют “то, что вне ума”. В основании неба есть великий канал, наполненный светом. Его созерцают великие йоги. Благодаря этому достигаются сиддхи уменьшения (анима) и другие.

12. Когда поддерживается видение Внешнего и Внутреннего Знака, независимо от того, закрыты глаза или открыты, – это истинная шамбхави-мудра. Земля очищается одним мгновением присутствия того великого святого, который овладел этой мудрой. Просто соприкасаясь с умами таких святых, очищаются бесчисленные миры во Вселенной. Тот же, кто служит с преданностью подобному великому йогу, освобождается от круговорота рождения-смерти.

13. Яркий свет во Внутреннем Знаке есть изначальная форма высшей Реальности, где нет ни субъекта, ни объекта. Благодаря наставлениям Истинного Гуру Внутренний Знак проявляется как яркое свечение тысячелепесткового лотоса на макушке или высшим светом сознания, пребывающего в глубине осознавания или запредельным четвертым состоянием Бытия, достигаемым на шестнадцатой ступени.

14. Истинный Учитель сведущ в священных текстах, предан Вишну, свободен от зависти, его ум всегда чист, он знаток йогических садхан и всегда находится в недвойственной Природе Абсолюта, будучи поглощенным созерцанием пространства Истинной Самости.

16. Слог “Гу” означает “тьма”, “неведение”, слог “ру” означает “разрушение этой тьмы”. Поскольку он разрушает тьму неведения ученика, его именуют Гуру.

17. Лишь Учитель есть само запредельное Бытие. Лишь Учитель есть Высшая Дхарма и Высшее Знание. Лишь Учитель есть Высшее Прибежище.

18. Лишь Учитель есть Высший Предел и Высшее Сокровище. Поскольку такой Учитель есть сама недвойственная Реальность, он превосходит все.

19. Тот, кому посчастливилось прочесть этот священный текст хотя бы один раз, избавляется от ужасного круговорота рождений и смерти. В одно мгновение отпадают его грехи, совершенные во всех предыдущих рождениях и исполняются все желания. Такой йог достигает высшей цели всех живых существ. Познавший суть этого текста, реализовывает суть всех тайных Учений.

Ни один Будда, когда-либо достигавший просветления, не добивался этого не полагаясь на гуру; и из всех тысячи Будд, что появятся в нашей кальпе, ни один не достигнет просветления без помощи гуру БУДДА

Правильное отношение к учителю

Одним словом, Гуру и Лама представляют собой личности, чье присутствие впечатляет, возносит, воодушевляет других. Подобно хорошим матерям Ламы нянчат учеников и выращивают их до взрослого состояния духовной зрелости!

В тибетском буддизме Духовным Наставником признается тот, кто способен вести учеников к нирване и Пробуждению. Чтобы понять, что Наставник именно таков, нужно хорошо изучить его взгляды и поведение, опираясь на свои собственные знания и авторитетные тексты. Потенциальный ученик должен представлять, каковы критерии достижения тех целей, к которым он стремится, и в соответствии с ними он должен выбирать себе Учителя.

Когда человек знает о больших преимуществах наличия Благого Друга, и волею судьбы встречает подходящего Наставника, то ему было бы глупо упустить возможность быстрого достижения своей цели.

После нахождения подходящего Гуру следующим шагом будет правильное вверение себя ему, не имеющее ничего общего с фанатичным поклонением, а касающееся быстрого и правильного усвоения совершенных наставлений, получаемых от Учителя, соответствующих целям ученика.

Знайте и помните, что ученик, приняв кого-то в качестве Духовного Наставника, несет ответственность за сохранение своей преданности Учителю.

Существуют две части краткого обзора, который обладает шестью благими качествами. Смысл слов объясняется в трёх терминах: предмета, который подлежит объяснению; какими средствами; и как сделано объяснение. Вначале ищи смысл, опирающийся на слова.
Существует два момента для связи: легко понимаемый и связанный.
Ответы на возражения будут подкреплены писаниями, и логикой.
Для обладающих великими способностями, объясняют, используя глубинные и обширные учения. Для обладающих меньшими способностями, объясняют, используя слова легкие для запоминания, простые и несложные для понимания. Впоследствии, точно и тонко отсеки противоречащие связи.
Тех, кто малодушен – ободри их дух; если их ум возбужден или вял, отврати их от всех этих недостатков.
Удали три недостатка и шесть загрязнений сосуда, и тому подобное. Затем укрепи восприятие пациента, лекарства и лекаря.
Учитель и ученик должны практиковать учение и слушание, обладая шестью совершенствами. Впоследствии, Учитель испрашивает прощение ошибок, затем посвящает всю заслугу и делает обширные подношения.
Три вещи, которые должны быть сделаны учеником: подношения, произнесение молитв посвящения, укрепление внимательности и бдительности.
В общем, блага слушания и размышления о дхарме пятеричны. В частности, блага, слушания, объяснения, понимания смысла, применения на практике и смешения с дхармой безграничны.
На этом заканчивается комментарий первой части Второго Тома, Раздела Пятого Сокровищницы Знания, объясняющий «особенности взаимоотношений Учителя и ученика, метод преподавания и слушания Святой Дхармы».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *