Как называется у цыган телега
Фургоны вардо — традиционные дома британских цыган и настоящие деревянные шедевры
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Расцвет цыганских фургонов вардо длился в течение примерно 70 лет: с середины 1800-х годов до первых двух десятилетий 20 века. Ныне они не используются цыганами для круглогодичного проживания, но их можно постоянно увидеть на цыганских конных ярмарках, проводимых в течение всего года.
Конструкция вардо неизменно включает в себя большие колеса (чаще задние колеса больше передних) и тент из холста, который натягивается на изогнутую деревянную раму. К середине 1800-х годов конструкция вардо была почти полностью стандартизирована: к примеру, дверь почти всегда начали делать в передней части фургона.
Еще одним общим атрибутом кибиток стала небольшая чугунная варочная печь, которая была изобретена в Америке и появилась в Великобритании около 1830 года. Естественно, что кухонная плита с печкой требовали дымохода для отвода дыма из фургона. Если смотреть на фургон спереди, то дымовая труба всегда находится на левой стороне.
Это было сделано не случайно, ведь в Великобритании левостороннее движение и, когда фургон едет по дороге, то труба не цепляет свисающие низко над дорогой ветви деревьев.Интерьер цыганского фургона, как правило, оснащен встроенными сиденьями, шкафами, полкой-нарами для сна в задней части фургона, комодом и застекленным трюмо.
Окна обычно расположены на левой стороне и сзади. Некоторые типы кибиток оснащены масляными лампами, монтируемыми снаружи для освещения дороги.Цыганские фургоны можно разделить на 6 основных типов: браш, ридинг, ледж, боутоп, опенлот и бартон. Они развивались в течение многих десятилетий, а их названия произошли от имени владельцев (браш), стиля (ледж, боутоп или опенлот) или городов, где они впервые появились (ридинг и бартон).
Фургоны «Бартон»
Популярные среди цыган, а также среди циркачей фургоны типа «бартон» являются самым старым примером фургона, используемого в качестве дома в Великобритании. Хотя повозки данного типа изначально не украшали, впоследствии они превратились в сложные кибитки британских ромов. Стоит отметить, что из-за небольших колес этот фургон не подходит для использования в условиях бездорожья.
Фургоны «Браш»
Фургоны «браш» также известны, как стандартные цыганские вардо, с прямыми стенками и колесами, расположенными вне корпуса фургона. «Браш» примерно одинаковы по конструкции с вардо типа «ридинг», но имеют две отличительные черты от всех прочих типов цыганских фургонов: половинные двери с застекленными жалюзи, расположенные на задней части вардо (к этим дверям от земли ведут откидные ступеньки), а также наполовину открытую крышу.
Снаружи «браш» оборудован стеллажами и полками, которые позволяли владельцу легко использовать фургон в качестве передвижного «рундука» при торговле. Кроме того, крышу окружали три легких железных бортика для крепления на крыше громоздких товаров.
Фургоны «Ридинг»
«Ридинг» отличается боковыми стенками, расширяющимися по направлению к крыше, высокими арочными колесами и относительно легким весом. Пожалуй, ни один другой вардо так не олицетворяет собой золотой век цыганских кочевых караванов. Впервые «ридинг» появился в 1870 году и был назван так по названию города, возле которого жил его создатель.
Данный тип фургона высоко ценится за свой эстетический дизайн, красоту и практичность (на «ридинге» можно спокойно пересечь брод и передвигаться по пересеченной местности, на что были неспособны фургоны с меньшими колесами, типа «бартон»). Обычно «ридинг» был 3 метра в длину. Задние колеса были на 45 см больше, чем передние.
Внутри фургона по обе стороны от кровати стояли зеркала, а стены были богато украшены. Боковые и задние окна были украшены и оснащены ставнями, и корпус фургона делали из деревянных брусьев, окрашенных в красный цвет с добавлением желтого и зеленого. Как и в других вардо, степень украшения отражала богатство семьи. Зачастую на деревянных ребрах фургона вырезали головы львов и горгулий, которые красили в золотой цвет.
Боутоп
На основе конструкции фургона «ледж» был создан «боутоп», который был значительно легче и имел меньше шансов перевернуться при сильном ветре. Дизайн «боутопа» представлял собой легкий тент, который натягивался на деревянную раму. Передние и задние стенки фургона были оформлены в виде завитков и окрашены в зеленый цвет. Внутри фургона располагались плита, стол и двуспальная кровать.
Погребальный обряд цыган в 19 и 20 веках включал в себя сжигание фургона и всех вещей после того, как их владелец умирал. Также всегда практиковался обычай, что вообще ничего не продавалось: часть имущества умершего, ювелирные изделия и деньги оставались в семье. Остальное, в том числе и фургон, сжигали.
Цыганские путешественники в 1920-е годы гордились своими декоративными вардо, хотя их образ жизни значительно изменился из-за существенного сокращения торговли лошадьми. Было подсчитано, что к 1940 году лишь около 1% цыганских кочевников по-прежнему жили в традиционных вардо, которые запрягались лошадьми.
Сегодня цыгане до сих пор регулярно посещают конные ярмарки, самой известной из которых является Appleby Horse Fair. Некоторые участники ярмарок приезжают на них в традиционной манере: на вардо, запряженных лошадьми.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
крытая цыганская повозка
1 caravan
передвижной дом на колесах;
дом-автоприцеп, дом-фургон
фургон;
крытая цыганская телега to go caravanning проводить отпуск путешествуя в доме-автоприцепе (доме-фургоне) motor
2 caravan
caravan dweller = caravanner
3 caravan
4 caravan
caravan site — место стоянки домов-фургонов; посёлок из домов-фургонов
5 van
фургон для доставки delivery
фургон для доставки покупок и заказов на дом home-help
фургон для перевозки имущества security
багажный вагон для перевозки ценностей van (сокр. от vanguard) авангард;
to be in the van быть впереди, в авангарде
багажный или товарный вагон
перевозить в фургоне, товарном вагоне
фургон, фура;
вагон (товарный, багажный) ;
авангард
6 Van
breakdown van — аварийная машина, аварийка
Gipsy van — цыганская повозка, кибитка
7 телега
8 wagon
paddy waggon — полицейская машина, тюремная карета
butcher wagon — «скорая помощь»
9 Gipsy van
10 officer-wagon
11 jingle
12 caravan
13 jingle
14 tumbrel
15 tumbril
16 officer-wagon
17 caravan
18 office-wagon
19 officer-wagon
20 caravan
См. также в других словарях:
кибитка — и; мн. род. ток, дат. ткам; ж. [от тюрк. кебит, кибит лавка, магазин от араб. kubbat свод, купол] 1. Крытая дорожная повозка. Цыганская к. 2. Переносное жилище у кочевых народов; кош (1.К.). Войлочные кибитки. 3. В среднеазиатских странах:… … Энциклопедический словарь
кибитка — и; мн. род. ток, дат. ткам; ж. (от тюрк. кебит, кибит лавка, магазин от араб. kubbat свод, купол) см. тж. кибиточный 1) Крытая дорожная повозка. Цыганская киби/тка. 2) переносное жилище у кочевых народов; кош I Войлочные кибитки. 3) В ср … Словарь многих выражений
Как называется у цыган телега
Материальная культура народа есть прежде всего приспособление к ландшафту. Многое зависит от того, какие в данном регионе произрастают злаки: есть, например, «рисовые» цивилизации в Азии, и есть цивилизации, основанные на пшенице. В степных регионах жизнь построена на основе мясного скотоводства. Обитатели джунглей зачастую живут охотой, или сбором дикорастущих плодов.
Соответственно и тип жилища у разных народов определяется прежде всего ландшафтом. В России, богатой лесными ресурсами ставились деревянные избы. На безлесной гористой местности Кавказа возникли каменные сакли, а в Азии, было освоено строительство глинобитных домов. Северные народы совершенно естественно пришли к идее чума, а монголы довели до совершенства юрту. Л.Гумилёв справедливо настаивал, что нельзя упрекать народ за «примитивность» жилища, меряя всё по меркам Западной Европы. Жильё должно быть удобным (для конкретного образа жизни) и, по возможности, дешёвым.
Ландшафт влияет и на тип цыганского шатра. Ошибочно думать, что цыгане повсюду раскладывают палатки одинаково.
Палатки в Афганистане. Вторая половина ХХ века. |
В Афганистане ставится даже не шатёр, а «распластанный» по земле навес. Упор сделан на устойчивость походного жилья от сильного ветра, который может быть на безлесной равнине. Конструкция навеса состоит из восьми опорных шестов, полотнища огромных размеров и растяжек с кольями. «Парусность» сведена к минимуму.
Палатка турецких цыган. 30-е годы ХХ века. |
В Турции некоторые группы цыган ставят свои палатки в виде свода. Эта конструкция напоминает цыганскую повозку, накрытую сверху тканью. Полукруглые согнутые жерди связаны между собой и образуют очень прочную крышу. Скорее всего палатку такого типа стали делать по аналогии с верхом цыганского фургона. Её недостатком является то, что она неудобна при частых перекочёвках, поскольку много времени тратится на её складывание и раскладывание.
Палатки молдавских цыган. 1997 год. |
Палатка молдавских цыган имеет форму свода из согнутых и связанных между собой жердей. Н.Бессонов на стоянке цыган в подмосковном лесу. 1997 год. |
Нам довелось видеть «турецкие» палатки во время полевых работ в Подмосковье летом 1997 года. Цыгане из Молдавии (находившейся, как известно, долгое время под мусульманским влиянием), до сих пор сохраняют эту конструкцию, общую для многих балканских групп. Табор, состоящий из тридцати палаток, находился в лесу около станции Мичуринец всё лето. Соответственно, цыгане, устроив себе жильё один раз, каждый день уходили на заработки, а осенью без сожаления бросили свой лагерь. Более холодный, чем на Балканах климат, внёс в конструкцию изменение: на уровне полуметра от земли был деревянный настил. Благодаря последнему, цыгане могли спать не на земле. Полотно поверх жердей было заменено на более практичный в наши дни полиэтилен.
У цыган Турции встречаются и другие типы палаток. Есть, например, палатка простейшего устройства, натянутая на один единственный шест. Этот тип жилья также встречался на территории России. Так цыгане из этнической группы кишинёвцев крепили тент на углы телеги, а потом натягивали на один отклонённый наружу шест. Жёсткость и устойчивость достигалась только за счёт растяжения ткани между вбитыми в землю колышками. Кишинёвцы устанавливали такие палатки вплоть до указа 1956 года, заставившего их осесть.
Кэлдэрарские шатры, разбитые на окраине французского городка в 1867 году. |
Жилище цыган-кирпичников в Венгрии. 1907 год. |
Теодор Валерио. «Цыганская землянка-бурдея». Зарисовка 1855 года. |
Палатка русских цыган на Кавказе. Зарисовка Козачинского. 1890 год. |
Остов палатки был из деревянных шестов, которые возили с собой и гордились, если они были тщательно отделаны. Часто цыган не только очищал поверхность от коры топором, но и полировал её кусочком битого стекла до блеска.
По числу шестов можно было определить, откуда цыгане родом. В северных таборах, кочевавших рядом с Петербургом, Псковом и Новгородом было принято скреплять спереди два шеста накрест. Смоляки, которые проживали южнее, ставили спереди только одну вертикальную опору. О палатке русских цыган и связанных с ней обычаях существует достойное внимания исследование И.М. Андронниковой, в которой читатель может найти богатую дополнительную информацию. 1
Наряду с кочевыми цыганами существовали и оседлые группы. Их постоянное жильё тоже отличается друг от друга в зависимости от региона.
Гюстав Доре. «Цыганские пещеры в скалах Сакро Монте». 1874 год. |
1. Андроникова И.М. Эволюция жилища русских цыган. Советская этнография. М., 1970. № 4.
Фургоны вардо: богатые цыганские караваны
Жизнь в доме на колесах – часть американской культуры, но история передвижных жилищ началась в Европе. Первыми владельцами трейлеров были путешествующие артисты, которые проводили большую часть своей жизни в дороге. Вместо палатки они использовали лошадиные повозки, в которых готовили кушать, ели и ночевали.
Фургоны вардо: происхождение
Фото: Anguskirk/Flickr
Позже, примерно в середине 19 века, привычку устраивать караваны из передвижных домов переняли цыгане. Эта этническая группа людей родом из северо-западной Индии. Их праотцы покинули страну примерно 1500 лет назад и осели по всему миру, но в основном в Европе и Западной Азии. Приблизительно за последние сто лет цыгане также расселились по Америке.
Фото: ScottMurph/Shutterstock.com
Цыгане называли свои фургоны вардо. Слово происходит от осетинского «vurdon», что означает телега. Они меньше больших транспортных телег, которые использовали цирковые трупы, и требуют меньше лошадей для тяги.
Произведения искусства
Фото: Anguskirk/Flickr
Как правило, фургоны вардо ярко украшали, с резьбой и разноцветными узорами. А некоторые цыганские повозки даже покрывали золотом. Фургоны вардо бывали разных стилей, а основной дизайн менялся с течением времени.
Цыгане очень гордились своими домами на колесах. Но с течением времени по мере того, как фургоны вардо обретали все больше и больше украшений, они из практичных передвижных жилищ превратились в выставочные экспонаты. Только некоторые не изменяли привычкам и продолжали ночевать внутри вардо.
Фото: Chris Hourcle/Flickr
Историк Джанет Кит-Блэк писала, что цыгане «во время нужды не жалели свои фургоны и могли продать их или обменять на что-то нужное». Когда хозяин вардо умирал, был обычай сжигать все его пожитки, включая вардо. Цыгане верили, что нельзя продавать вещи покойного. Однако, деньги и драгоценности оставались близким усопшего.
Время фургонов
Современный фургон вардо в Центральной Словении. Фото: dejan_k/Shutterstock.com
В конце 19-начале 20 веков количество фургонов вардо резко увеличилось. Цыганские путешественники с любовью называли этот период «время фургонов». В целом «время фургонов» продлилось 70 лет. Сочетание экономических факторов и социальных изменений, не говоря уже о Первой мировой войне, сделали фургоны вардо пережитком прошлого.
Фото: M Zemek/Shutterstock.com
До наших дней сохранилось не так много оригинальных вардо. В основном, они хранятся в музеях и в частных коллекциях.
Также предлагаем вам скачать презентацию «Фургоны вардо: богатые цыганские караваны», которая пригодится вам на занятиях или других мероприятиях.
Последний кочевой народ Европы: как передвигались цыгане
8 апреля – всемирный день цыган, и мы решили вспомнить, на чем же исколесили полмира представители этого многочисленного этноса.
В середине 30-х в Германии, где только пришли к власти нацисты, один профессор-лингвист собрал весь цвет Рейха на лекцию про «единственных истинных арийцев Европы». Причем никакой аннотации не было, так что все высокопоставленные чиновники полным составом пришли послушать про себя любимых. И каково же было их удивление, когда профессор начал рассказывать о цыганах…
И на самом деле, цыгане являются единственными «арийцами» в Европе: кочевой народ еще во времена железного века покинул территории современных Индии и Ирана, отправившись на запад. Кочевой народ, даже на флаге которого изображено колесо, никогда не хотел сидеть на месте. К оседлой жизни цыгане стали переходить лишь в последние сто лет, да и то не по своей воле. Расскажем, на чем же передвигались «рома» — именно так чаще всего называли себя европейские цыгане.
Цыганские лошади
Остались еще те, кто ни разу не слышал про цыган-конокрадов? Но они не только воровали лошадей, но и невольно посодействовали возникновению новой породы! Когда цыгане впервые появились на Британских островах, они привезли с собой и лошадей, которые впоследствии смешались с местными породами. Тинкеры или цыганские упряжные долго не признавались отдельной породой, но не так давно справедливость все-таки восторжествовала. Спокойные и немного флегматичные представители этой породы подойдут для начинающих наездников, и, конечно, они прекрасно показывают себя в упряжке.
Вы, кстати, знаете, что есть очень распространенная версия о цыганском происхождении величайшего комика истории? Сам Чарли Чаплин, якобы, родился в кибитке, а потом тщательно скрывал информацию о своих предках. Как думаете, это похоже на правду?
Караваны британских цыган
В английской традиции кибитка называется вардо и представляет собой традиционный конный фургон, используемый цыганами Британии в качестве дома. Владельцы не скупились на оформление своих вардо, которые декорировали и украшали необыкновенной резьбой, инкрустациями и позолотой. В Соединенном Королевстве кибитки пользовались популярностью более полувека: с середины 1800-х до Первой мировой. Кстати, во Франции они стали использоваться местными цыганами раньше — с 1810-х.
Конечно, в XXI в. рома не живут постоянно в таких кибитках и гораздо чаще используют свои традиционные фургоны на культурных мероприятиях и праздниках, которые проходят в течение года. В Великобритании самым известным подобным мероприятием является Конная ярмарка Эпплби. Конструкция кибитки включает большие колеса, установленные снаружи кузова под заметным наклоном. К 1850 году конструкции вардо были подведены под единый стандарт, хотя ряд черт остались общими для всех типов — например, дверь почти всегда находится впереди.
Кибитка Джона Леннона
Британец Джон Леннон всегда отличался оригинальностью, в том числе и в вопросах подарков. Своему сыну Джулиану он как-то подарил настоящую кибитку, купленную у цыган. Конный цыганский караван Джона Леннона был замечен только один раз — в 1967 году, когда он ехал по дорогам Уэйбриджа в Суррее. Сохранилась короткая черно-белая кинохроника того времени, где было запечатлено это событие. На видео пестрый отремонтированный подвижной состав стоимостью около 4000 фунтов стерлингов. Это был подарок для сына Леннона, Джулиана, которому тогда было 4 года.
Цыгане России
Важно понимать, что красочные европейские вардо — относительно недавнее изобретение, доступное далеко не всем цыганским семьям. В России табор передвигался на лошадях, телегах, повозках, а во время остановок использовались полотняные палатки. Ничего живописного в подобных переездах с места на место не было, а цвет всей процессии придавали пестрые национальные одеяния, но никак не телеги. После свержения царского режима, материальное положение цыган резко ухудшилось, хоть гражданских и политических прав стало больше.
При советской власти цыганская культура, такая любимая столичным купечеством и дворянством, уже мало кого интересовала, и рома перешли к другим источникам дохода. А в 1956 был издан указ, запрещающий цыганам вести традиционный образ жизни. Представители некогда кочевого народа зарабатывают как могут, нередко прибегая к криминальным способам, что только увеличивает нелюбовь коренного населения и множит стереотипы. Остается только надеяться, что когда-нибудь ситуация улучшится, и цыгане перестанут ассоциироваться у большинства россиян с наркотиками и мошенничеством.