Как называется тульский головной убор
Этногалерея «Тульский стиль» представила известных тулячек в старинных головных уборах
Новый проект «Этногалерея «Тульский стиль»утром 17 июля дал старт онлайн-празднику народного костюма и ремесла «Модный двор», который проходит в рамка Дня Добродея в официальной группе «ВКонтакте».
Интернет-пользователи увидели коллекцию традиционных женских головных уборов конца XIX – начала XX веков, которые примерили известные тулячки, создавшие образы крестьянок из нескольких уездов Тульской губернии.
Так, певица, финалистка Детского Евровидениия-2016, участница первого сезона телевизионного шоу «Голос. Дети» Софья Фисенко снялась в девичьем головном уборе «крашёные перья» Новосильского уезда. Директор Тульского областного колледжа культуры и искусства Светлана Юдина и радиоведущая радиостанции «Милицейская волна» Вера Ленина представили «сороку» – головной убор замужней женщины В повойниках, повязке и «бантах с налобником» Ефремовского, Одоевского и Богородицкого уездов предстали участницы фольклорного ансамбля «Усладушка» Татьяна Гришина, Оксана Бабкина, Софья Угодникова и Олеся Тарасенко. Наряды модниц Белевского уезда продемонстрировали самая знаменитая тульская медсестра Надежда Жукова, поменявшая бикини под защитным медицинским костюмом на свадебную «махрену», и специальный корреспондент ГТРК «Тула» Алина Фурсенко. Повойник чернских крестьянок примерила директор Музея международного пряника Татьяна Агибалова. Не осталась в стороне и автор реплик аутентичных головных уборов, народный мастер РФ Галина Чекина – на фото она в повойнике Одоевского уезда. Выполнить все эти наряды ей помогли выпускницы школы традиционных технологий по курсу «Бисерные украшения и этнографические головные уборы».
«Тульский стиль» рассказал, как назывались головные уборы, чем отличались девичьи от женских, предоставив уникальную возможность полюбоваться на разнообразие форм и техник исполнения. И, конечно же, проект дал возможность еще раз убедиться, что истинная рукотворная красота не имеет временных границ. То, что создано народом и прошло через века, не перестает восхищать и сегодня. Наряды модниц прошлых столетий все так же к лицу нашим современницам, как и их прабабушкам.
Фотопроект позволил представить традиционную культуру в несколько ином, более интересном, формате. Этногалерея вызывала широкий резонанс в СМИ и социальных сетях. Поэтому принято решение продолжить проект. Планируется, что уже совсем скоро известные тулячки примерят на себя настоящие старинные костюмы Тульской губернии, которым уже более полутора веков. А ещё девушки и женщины смогут дополнить свой современный повсеневный наряд яркими старинными украшениями из шкатулки тульских мастериц и другими аксессуарами.
Доклад на тему: «Народный костюм Тульской области».
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
НАРОДНЫЙ КОСТЮМ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
В наш унифицированный век по одежде не всегда определишь даже пол человека: мужчина перед тобой или женщина? А вплоть до пятидесятых годов XX века по костюму сельского жителя можно было узнать очень многое: его национальность, место жительства, род занятий, материальное положение, возраст, семейное положение и т.д.
Сегодня узнать о том, что носили наши предки, можно, посетив специальный выставки краеведческих музеев, перелистав художественные альбомы, посвящённые самобытному национальному костюму, побывав на концерте фольклорного коллектива. А совсем недавно это можно было сделать, заглянув в старый сундук прабабушки, потому что в бедных крестьянских семьях праздничные и свадебные наряды передавались из поколения в поколение. Обновлялся, приобретая новые детали, бабушкино платье становилось лучшим выходным нарядом внучки.
Одежда деревенских жителей Тульской губернии вплоть до сороковых годов XX века сохраняла самобытный характер, особенно женский костюм, который легко можно было узнать среди нарядов жителей и по силуэту, и по цветовой гамме. И хотя среди костюмов жителей разных районов Тульской губернии были свои различия, обусловленные местными традициями, мы можем говорить об общих чертах тульского костюма.
Сарафан – это длинное женское платье на помочах. Слово «сарафан» произошло, вероятно, от персидского «сарапай», что означает «с ног до головы», а ещё «почётная одежда».
Дорогие сарафаны шили из атласа, шёлка, парчи. Летние женские нарядные были из ситца, сатина, китайки. По ткани назывались и сарафаны: штофчик, атласник, китаечник. С праздничным сарафаном просто нянчились. Сначала его выворачивали наизнанку, раскладывали на полу, передом вниз, потом складывали (с середины) в мелкую складку – складок должно было получиться больше тридцати. Сложенный так сарафан перегибали по длине и связывали по краям тесёмками, специально пришитыми по краям, завязывали в холстину и хранили либо в сундуках, либо в больших коробах из липы.
Наши прапрабабушки строго следили за тем, как украшен их наряд. Низ сарафана всегда оторачивался каймой из кружев и затканок. И это было не просто красиво, но и, по поверьям, оберегало хозяйку сарафана от дурного глаза и от других напастей чёрных сил. То есть замкнутый круг каймы служил своеобразным магическим оберегом. Особенно много украшений старались прикрепить к груди (по вырезу) и на центральной вертикальной полосе. Рукодельницы долгими зимними вечерами придумывали и готовили оригинальные украшения для своего наряда: вышивки шёлком, бисером, а кто и золотом.
Праздничный костюм замужней женщины Тульской губернии состоял из традиционной льняной рубахи, рукава которой украшала частая красно-белая геометрическая вышивка-роспись. Поверх надевалась понева с красной окантовкой, которая присутствует во всех женских нарядах и служит оберегом, как и затканки на сарафанах. Шерстяную ткань для поневы ткали сами. Тульская понева чаще всего была чёрной с белыми линиями, пресекающимися в квадраты или ромбы. На праздничную поневу нашивались розетки из шёлковых лент с бубенцами в центре. Поэтому когда молодки плясали, по всей деревне слышался весёлый звон, эта традиция пришла из тех далёких времён, когда люди верили в магическую силу колокольного звона, как главного средства спасения от горестей и болезней. Ещё тульские мастерицы дополняли свой костюм навершниками или душегреями. Это были короткие безрукавки до бёдер, расклешённые к низу, спереди разрез украшался большим количеством пуговиц, вышивкой, жемчугом, золотым шитьём. Законченность костюму придавала широкая бисерная или шёлковая «христовка» («чепочка»), напоминающая индейский гайтан, с прикреплённым образком, это украшение-оберег отличает тульский костюм от других.
Удивительными были головные уборы тулячек. Поверх кос, сплетённых в «корзину», с помощью головного платка закреплялась кичка – шапочка с твёрдой передней частью в форме рогов или лопатки, сверху кичку украшала сорока – вышитый чехол из холста, кумача или другой ткани. Виски украшали височными связками из бус с помпонами из шёлковых ниток и раскрашенных перьев.
Обувью служили лапти, плетёные из лыка, и чуни, плетёные из пеньковой верёвки. В холода утепляли ноги онучами (портянками), зимой, конечно, носили валенки. Зажиточные крестьяне носили кожаные сапоги, ботинки и туфли: коты, обутки, ходоки и др.
Из чего же шилась повседневная и праздничная одежда? Когда не было огромных текстильных фабрик, процесс изготовления ткани был сложен и долог. В средней России в каждой крестьянской семье женщины сами изготавливали льняное полотно. Весной лён сеяли, в конце лета срезали длинные стебли серпами, затем лён мяли, трепали, вымачивали и из мягких волокон делали тонкие нити на прялках, а из нитей на ручных станках ткали длинное полотно, часть которого отбеливали на бельё, часть красили для праздничной одежды и часть использовали на повседневные нужды. Из лоскутков хозяйка мастерила своим деткам куколок.
Первыми куклами на Руси были «младенчики». Делалась такая кукла очень просто: поленце обёртывалось тряпицей, как новорождённый, и обвязывалось тесёмкой. Куколка «закрутка» тоже изготавливалась на скорую руку, без иголки и нитки. У тряпичных кукол никогда не было черт лица – это дань верованию, что, если кукла будет иметь лицо, как у человека, то вселившийся в неё через глаза и рот злой дух может украсть душу ребёнка.
Самой древней на Руси была кукла «крестец», имевшая ритуальное значение. Делалась она просто: две веточки (кроме осиновых) связывались в форме креста, на который привязывалось множество ленточек и ниточек. В праздник Крещения домой приносили святую воду и над ней вешали «крестец» с многочисленными оберегами (ракушками, бусинками, пуговичками и т.д.), которые охраняли дом от нечистой силы. Кроме того, такую куколку вешали над колыбелью младенца, для охраны его сна и здоровья. Детям для игры «крестец» не давался: слишком большое значение ему придавали.
Как называется тульский головной убор
Долгое время на территории Тульской губернии бытовал старинный женский наряд с поневой. Подобный комплекс одежды в его разных цветовых вариантах и с многочисленными украшениями носили жительницы многих южных губерний Европейской России: Воронежской, Курской, Рязанской, Тамбовской, Тульской, Калужской, Орловской и частично Смоленской. Помимо поневы женский костюм этих регионов состоял из рубахи, пояса, фартука, так называемой занавески, головного убора, украшений из перьев и бисера, а также плетеной или кожаной обуви.
Своя рубашка ближе к телу
|