Как называется треугольник в оркестре
История треугольника
В наши дни треугольник получил широкое распространение. Он относится к ударной группе оркестровых инструментов. Представляет собой металлический прут, изогнутый в виде равнобедренного треугольника. Один угол в нем не закрыт, то есть концы прута не полностью соприкасаются. Именно форма и определила его название. Хотя, первые образцы этого инструмента не имели треугольной формы, они были трапециевидными, и напоминали средневековое стремя. Это подтверждают уцелевшие изображения английских и итальянских живописцев.
Понятие «треугольник» впервые встречается в 1389 году, в имущественной описи г. Вюртемберг. Сложно утверждать, когда именно инструмент приобрел известный нам внешний вид, но абсолютно точно известно, что к началу XVII в. насчитывалось уже три его разновидности, а затем пять.
К сожалению, истории не удалось сохранить точных сведений о возникновении треугольника. Согласно одной из них, он появился на Востоке, в Турции. Впервые о нем упоминается в XV в. В оркестре треугольник начали использовать в 50-х годах XVIII столетия. Это было вызвано интересом к восточной музыке.
Роль треугольника в оркестре.
Сложно представить современный коллектив исполнителей без участия треугольника. В наше время для него практически нет ограничений в отношении репертуара. И действительно, как показывает практика, его используют в музыке самых различных стилей и жанров. Для треугольника характерно применение таких приемов, как тремоло и глиссандо, а также исполнение несложных ритмических фигураций. Этот музыкальный инструмент имеет свойство оживлять и обогащать оркестровую звучность, придавать ей торжественный, величавый и блестящий характер.
Звучание инструмента.
Треугольник является инструментом, не имеющим определенной высоты. Ноты для него, как правило, пишут любой длительности без ключей, на «нитке». Он обладает необыкновенными тембровыми достоинствами. Его звук можно охарактеризовать, как: звонкий, светлый, яркий, прозрачный, искрящийся и кристально чистый. Исполнитель, владеющий им, должен обладать определенным мастерством. Он может влиять на уровень динамики и создавать с его помощью определенный характер, участвовать в изображении нежнейшей звучности и способствовать достижению оркестрового тутти.
Праздничный атрибут.
В Греции, в канун празднования Нового года и Рождества, треугольник является очень востребованным инструментом. Дети собираются группами по несколько человек, ходят по домам с поздравлениями, поют песни (в России — они называются «колядки», в Греции – «каланта»), аккомпанируя себе на различных инструментах, среди которых треугольник занимает не последнее место. Благодаря блестящей окраске звука, его звучание способствует созданию праздничного настроения и сказочной атмосферы.
Музыкальный инструмент треугольник. Все тонкости оркестрового ударника
Самым элементарным ударным инструментом считается треугольник. Ни один современный оркестр без него не обходится. Музыкальный инструмент треугольник обладает ярким и звучным тембром.
Первое упоминание
К сожалению, достоверных фактов о происхождении треугольника история музыки не сохранила. Однако большинство музыковедов склоняются к тому, что музыкальный инструмент треугольник пришёл к нам с Востока.
Впервые треугольник как способ извлечения музыки появился в XV столетии и по форме больше походил на трапецию. Об этом свидетельствуют некоторые английские и итальянские живописные изображения. Название «треугольник» и описание музыкального инструмента упоминались в одной из имущественных ведомостей в 1389 году в Вюртемберге. Сегодня с уверенностью нельзя сказать, когда точно трапециевидный «треугольник» преобразовался в равнобедренный, но в 1600 году их уже существовало 3 разновидности.
Описание
Сегодня данный инструмент являет собою металлический прут средней толщины (8-10 мм), который согнут по форме равнобедренного треугольника. Концы у инструмента не замкнуты, но прутья расположены близко друг к другу. В мире музыки различают три вида музыкальных треугольников:
Звучание инструмента
При необходимости воспроизвести pianissimo или piano следует ударять палочкой с диаметром 2,5 миллиметра по верхним боковым частям инструмента. Для получения fortissimo и forte ударяют по основанию толстой палочкой. Tremolo достигается быстрыми ударами по боковым сторонам, а звучание glissando образуется, если провести палочкой по внешней стороне.
В каких произведениях встречается
Отзвук этого музыкального инструмента можно услышать во многих известных произведениях. Наиболее яркое его звучание раскрыто в концерте №1 Ф. Листа, который был написан для фортепиано с оркестром и где треугольник получил самостоятельную партию. Также музыкальный инструмент треугольник присутствует в таких произведениях, как: «Дон Жуан» симфоническая поэма Штрауса, «Шехерезада» сюита для оркестра Римского-Корсакова, 1888, «Ученик Чародея», симфоническое скерцо Дюка, симфония «Антар» и ещё много других произведений.
Треугольник
Среди огромного количества ударных музыкальных инструментов треугольник – самый неприметный. Но без его звучания не обходится ни один оркестр. В разных странах мира triangolo используется веками, его участие в симфонических оркестрах способно расширить тембральные возможности, добавить яркость и колорит музыкальным произведениям.
Что такое треугольник в музыке
Инструмент относится к ударной группе. Его особенность в том, что он способен издавать звуки неопределенной высоты. Разнообразие звучания зависит от размеров, материала, из которого он изготовлен. Чаще всего это сталь.
Эксперименты с материалом позволяют расширить звуковые возможности треугольника, что делает его одним из основных инструментов в симфонической музыке.
При помощи этого представителя ударной группы воспроизводятся несложные ритмические фигуры, специальные техники игры позволяют расширить возможности оркестра, сделать более сочным даже оркестровое тутти.
Устройство
Инструмент представляет собой тонкую треугольную рамку с не смыкающимся контуром. Ее изготавливают из тонкой стальной проволоки. Известны треугольники, сделанные из других металлов. Важный параметр – размер инструмента. Традиционно используется три вида: большой, малый, средний с размерами соответственно от 120 мм до 250 мм. Малый треугольник издает высокие, тонкие звуки, большой – низкие, сочные.
Грани инструмента имеют одинаковый размер. Играют на нем при помощи специальной палочки, которую музыканты называют «гвоздь». Она изготавливается из того же материала, что и сам треугольник. Во время игры исполнитель ударяет палочкой по рамке или проводит по ней. При этом значение имеет прикосновение пальцев к металлическому контуру. Так музыкант контролирует силу звука, его продолжительность, глубину вибраций.
Звучание инструмента
Звук треугольника чистый, прозрачный. Яркий тембр позволяет добиваться различных техник звучания. Значение при извлечении звука имеет не только размер инструмента и толщина его рамки. Важен диаметр сечения «гвоздя».
Чтобы произвести «pianissimo», применяют палочку диаметром 2,5 мм. Ею ударяют по боковым граням. Forte получается ударами по основанию более толстым «гвоздем». Если провести по внешней стороне граней, достигается glissando. Достичь tremollo можно быстрыми, ритмичными ударами по ребрам треугольника.
Во время игры музыкант удерживает инструмент в одной руке или подвешивает на подставке. Звучание зависит от подвязки, которая крепится к треугольнику. Раньше ее изготавливали из кожи или веревок, сейчас чаще применяется леска.
История треугольника
Исторически инструмент – один из самых малоизученных. По разным сведениям впервые он мог появиться в Турции. Об этом свидетельствуют описания, датируемые XV веком. Есть и более ранние данные. В XIV столетии о нем писалось в имущественных записях городов южной Германии.
В XVIII веке железный треугольник стал частью симфонических оркестров. Примерно в это же время его звучание услышали меломаны России. Инструмент звучал не только на концертах, но и использовался войсками императрицы Елизаветы Петровны. В простонародье он стал называться «трензелем».
Венские классики внедряли звучание triangolo, чтобы передать восточные образы, обогатить звуковую палитру. Популярная тогда в операх турецкая тема реализовывалась при помощи металлического инструмента, воссоздавая музыку янычар.
Использование инструмента
Впервые поручить треугольнику индивидуальную партию решился композитор Ф. Лист. В середине XIX века он представил миру «Концерт №1». В нем triangolo использовался не только для создания фонового ритмического рисунка. Он исполнял отдельную партию, которая открывала одну из частей произведения.
Не боялись поручить ему важную роль такие знаменитые композиторы, как Римский-Корсаков, Дюк, Штраус. Яркий тембр позволял создавать тревожные темы, выражать радость, счастье, привлекать внимание слушателя к отдельным эпизодам.
Треугольник не теряет актуальности в симфонических оркестрах и активно используется простыми людьми, далекими от мира искусства. Так в Греции он стал атрибутом празднования Рождества. Держа в руках и исполняя на нем различные вариации, гости приходят в дома близких и незнакомых людей, чтобы поздравить с любимыми зимними праздниками.
Треугольник (музыкальный инструмент)
Из Википедии — свободной энциклопедии
Треугольник принадлежит к инструментам с неопределённой высотой звука, имеет блестящий и яркий тембр, способный украсить даже мощное оркестровое тутти. Как правило, ему поручаются несложные ритмические фигуры и тремоло. Треугольник подвешивается за один из углов на тонкой проволоке или тесьме, которую держат в руке или прикрепляют к пюпитру. По треугольнику ударяют металлической (реже деревянной) палочкой (на жаргоне музыкантов эта палочка называется «гвоздь»).
Происхождение инструмента не установлено точно, но Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона утверждает, что треугольник впервые появился на Востоке.
С конца XVIII века треугольник — один из основных ударных инструментов симфонического оркестра. В сочинениях Гайдна, Моцарта и Бетховена он использовался для имитации так называемой «янычарской музыки». Одно из первых сочинений, в котором треугольнику поручена достаточно ответственная самостоятельная партия — Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Листа. Среди музыкантов это произведение иногда в шутку называют «концертом для треугольника».
Характерное звучание треугольника можно услышать в среднем разделе увертюры к опере «Вильгельм Телль» Россини, музыке Грига к драме «Пер Гюнт» (Танец Анитры, Арабский танец) и других сочинениях. Треугольник широко применяется в форро, самбе и других типах популярной музыки Северо-Востока Бразилии. Также его звучание можно услышать и в рок-музыке.
Треугольник (музыкальный инструмент)
Треугольник принадлежит к инструментам с неопределённой высотой звука, имеет блестящий и яркий тембр, способный украсить даже мощное оркестровое tutti. Как правило, ему поручаются несложные ритмические фигуры и тремоло. Треугольник подвешивается за один из углов на тонкой проволоке или тесьме, которую держат в руке или прикрепляют к пюпитру. По треугольнику ударяют металлической (реже деревянной) палочкой (на жаргоне музыкантов эта палочка называется «гвоздь»).
Происхождение инструмента не установлено точно, но Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона утверждает, что треугольник впервые появился на Востоке.
С конца XVIII века треугольник — один из основных ударных инструментов симфонического оркестра. В сочинениях Гайдна, Моцарта и Бетховена он использовался для имитации так называемой «янычарской музыки». Одно из первых сочинений, в котором треугольнику поручена достаточно ответственная самостоятельная партия — Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Листа. Среди музыкантов это произведение иногда в шутку называют «концертом для треугольника».
Характерное звучание треугольника можно услышать в среднем разделе увертюры к опере «Вильгельм Телль» Россини, музыке Грига к драме «Пер Гюнт» (Танец Анитры, Арабский танец) и других сочинениях. Треугольник широко применяется в форро, самбе и других типах популярной музыки Северо-Востока Бразилии. Также его звучание можно услышать и в рок-музыке.
Связанные понятия
Таре́лки — ударный музыкальный инструмент с неопределённой высотой звучания. Тарелки известны с древнейших времен, встречаясь в Армении (VII век до н. э.), Китае, Индии, позже в Греции и Турции.
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Стру́нный музыка́льный инструме́нт — это музыкальный инструмент, в котором источником звука (вибратором) являются колебания струн. В системе Хорнбостеля — Закса они называются хордофонами. Типичными представителями струнных инструментов являются классические скрипка, виолончель, альт, контрабас, арфа и гитара, а также множество самых разных народных инструментов: комуз, хомус, кылкыяк, кобыз, домбыра, гусли, балалайка, домра и другие.
Трéмоло (итал. tremolo букв. «дрожащий») — разновидность мелизма. Приём игры на струнных, клавишных, ударных и других музыкальных инструментах: многократное быстрое повторение одного звука либо быстрое чередование двух несоседних звуков, двух созвучий (интервалов, аккордов), отдельного звука и созвучия.