Как называется треуголка на голову
«На нём треугольная шляпа. » – история военной треуголки
С другой стороны, как выяснилось довольно быстро, шляпа имела и весьма существенные недостатки, причём прежде всего как раз для стрелков. Попробуйте-ка зарядить мушкет, пищаль или фузею, а тем более тщательно прицелиться из них, имея на голове наползающее на глаза сооружение с широкими полями и вдобавок конструкцией из перьев. Эти самые мешающие обзору поля многие принялись попросту пристёгивать или прикалывать булавками к тулье. Если помните, в шляпе именно такого фасона в советской экранизации Дюма щеголял Портос.
Впрочем, всё это оказалось не более чем полумерой. Согласно историческим свидетельствам, первым вечная борьба с собственными шляпами окончательно надоела итальянцам. Именно в тамошней армии их поля сперва начали отрезать напрочь (получалось ужасно неэстетично – какой-то горшок на голове), а потом стали, загнув, чтоб не мешали, сшивать по углам. Вот так, собственно, и появилась на свет знаменитая треуголка, на целый век ставшая основным головным убором не только военных и мореплавателей, но и многих штатских. Уж больно удобная и практичная была штука.
Французы, правда, оспаривают первенство в данном вопросе у жителей Апеннинского полуострова, заявляя, что первые «tricorne» соорудили всё-таки они. Ну как бы то ни было, но во всеобщую моду, в том числе и у военных, треуголка и вправду вошла во времена французского «короля-Солнце» Людовика XIV, в блистательном XVII столетии. Кстати, ещё одним великим историческим деятелем, прославившим данный головной убор, является Фридрих II Великий.
Уж он-то никакого иного покрытия для собственной действительно гениальной головы не признавал в принципе, в силу чего на 99 % известных его изображений красуется в неизменной треуголке. А вот знаменитые строки, написанные Лермонтовым о Наполеоне: «На нём треугольная шляпа и серый походный сюртук. » являются, представьте себе, исторической ошибкой. Знаменитая шляпа Бонапарта была уже не тре- а двууголкой («bicorne»), ставшей следующей «ступенью шляпной эволюции» и сменившей свою предшественницу, в том числе и на головах военных, в XVIII веке. Впрочем, это я забегаю наперёд.
В tricorne Европа воевала, открывала новые земли, веселилась и грустила. Понятно, что данный головной убор, как и вообще всё в те времена, имел совершенно чёткую «социальную градацию». Треуголки простых солдат или горожан изготовлялись из валяного фетра или шерсти самых простых и практичных цветов. Те же, которые изволили водружать на свои сиятельные головы военачальники, придворные повесы и прочие представители знати, были истинными произведениями галантерейного искусства. Шились они из таких «аристократических» материалов, как дорогущие парча и атлас, украшались по краю полей пышным галуном и количеством перьев, зависевшим исключительно от вкуса и финансовых возможностей заказчика.
Особенно усердствовали в данном вопросе дамы. Да, да. Юные (и не очень) красотки достаточно быстро оценили tricorne по достоинству и включили в собственные гардеробы, «слегка» увешав бантами и драгоценными камнями. Кстати, что интересно, в женской моде треуголки сохранились дольше, чем в мужской! Причиной тому было вхождение в моду невероятно объёмных и пышных париков. Для мужчин, естественно. На эдакую конструкцию треуголки в самом прямом смысле слова не налезали – вот и приходилось таскать их под мышкой, используя исключительно в процессе расшаркивания друг перед другом.
Дольше всего треуголка существовала в составе именно военной униформы, а также классических костюмов для охоты и вообще верховой езды. Дамских – прежде всего. В нашем Отечестве сей головной убор не только появился, но и занял самые что ни на есть прочные позиции, как легко догадаться – в царствование Петра Великого. Создаваемую им по европейскому образцу армию первый российский Император поголовно нарядил именно в треуголки. А уж собственных придворных – так и подавно. Да и сам царь, обожавший щеголять в военной форме, на людях чаще всего в треуголке и появлялся.
Всё в этом мире, как известно, идёт по пути упрощения. Лет через 100 после появления tricorne те же военные решили, что три угла – это многовато, с лихвой хватит и двух. Так появились двуугольные bicorne, во многих армиях сохранившиеся в качестве части парадного мундира высшего командного состава до начала-середины ХХ века, а то и по сей день. Простых же солдат впереди ожидала эра киверов и фуражек. Совсем без углов.
Треуголка
Содержание
Появление треуголки
После этого штатские лица носили треуголку под локтем и использовали её при поклонах, описывая ею замысловатые фигуры. В армии же tricorne прижилась и была в ходу до появления в конце XVIII века двууголки.
История треуголки
В конце ХVII — в начале XVIII века треуголка довольно значительна по размеру. Кроме того, она украшена страусовыми перьями, галуном, нередко — пышным бантом. Постепенно шляпа становится меньше и декоративнее. Исчезает пышный плюмаж из перьев, утрачивается значительная часть декорирующих деталей. Это происходит в связи с тем, что треуголка всё больше становится декоративным аксессуаром, который кавалер держит в руке или под локтем: пудреные парики «не нуждались» в шляпе. Иное дело — охотничий костюм. В его состав непременно входила шляпа. В армии также прижилась треуголка в качестве основного головного убора. В первой половине XVIII века треуголку охотно носили женщины. Это было связано с небывалым доселе «сближением» мужской и женской моды.
Постепенно и «три угла» стали не слишком компактными. В армии, а затем и среди штатского населения, приобрела популярность двуугольная шляпа. Двууголка легко складывалась и занимала меньше места — качества важные, тем более что на приемах и балах кавалеры не расставались со своими шляпами.
Треуголка как атрибут эпохи
В XIX—XX веках треуголка стала характерным символом ушедшей и притягательной «галантной эпохи». Так, Константин Сомов в своей «Книге маркизы» изображает tricorne довольно часто, не всегда следуя исторической правде.
В кинематографе и в театре треуголка используется также довольно широко. Её можно видеть во французском кинофильме об Анжелике, в советской ленте Юность Петра, в экранизациях пьес Карло Гольдони, в постановках Бомарше.
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Треуголка» в других словарях:
ТРЕУГОЛКА — и (прост.) трёхуголка, треуголки, жен. Форменная шляпа треугольного фасона (первонач. в армии и флоте, а затем как парадный головной убор у морских офицеров и гражданских чиновников). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ТРЕУГОЛКА — ТРЕУГОЛКА, и, жен. (устар.). Форменный головной убор, сужающийся кверху и расширяющийся с боков. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
треуголка — сущ., кол во синонимов: 2 • убор (133) • шляпа (57) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
треуголка — и в просторечии трёхуголка … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
«Треуголка» — ТРЕУГÓЛКА ( Le Tricorne ), 1) Одноактный балет (по повести П. де Аларкона). Комп. М. де Фалья, сцен. Л. Мартинес Сьерра. 22.7.1919, Русский балет Дягилева, Лондон, балетм. Л. Ф. Мясин, худ., П. Пикассо, дирижёр Э. Ансерме; Мельник Мясин,… … Балет. Энциклопедия
Треуголка — ж. Треугольная форменная шляпа (первоначально в армии и флоте, затем как парадный головной убор у морских офицеров и гражданских чиновников). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
треуголка — треуголка, треуголки, треуголки, треуголок, треуголке, треуголкам, треуголку, треуголки, треуголкой, треуголкою, треуголками, треуголке, треуголках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
треуголка — см.: Клянусь своей треуголкой … Словарь русского арго
Треуголка — шляпа с полями, сдавленными в трех углах, деталь мужского костюма во времена Людовика XIV; была украшена галуном или перьями. Надевать на парик, обычно напудренный, ее было неудобно, поэтому чаще всего ее носили под мышкой. В период рококо ее… … Энциклопедия моды и одежды
треуголка — треуг олка, и, род. п. мн. ч. лок … Русский орфографический словарь
Откуда в Европе взялись шляпы-треуголки и почему после 150 лет стремительно вышли из моды
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Как это часто бывает в истории одежды – во всем виновата армия. На дворе было самое начало XVII века. В 1618 году в Европе вспыхнула Тридцатилетняя война. В империи Габсбургов начался разлад, немцы и испанцы резали собственных соотечественников, а за одно французов, шведов и итальянцев. Испанские пехотные терции, которые на тот момент являлись сильнейшим войском в Европе (а может и во всем мире) хлынули в самое сердце Империи для подавления восстаний, уничтожения сепаратистов и революционеров.
Походная испанская шапка понравилась французам, которые с охотой ее переняли и пошли еще дальше, начав подкладывать и второе свисающее поле. А дальше остался всего один шаг до привычной треуголки. Для некоторых станет открытием, но «пиратская» треуголка – это обыкновенная шляпа с полями, поля которой «собраны» и подшиты (реже пристегнуты кнопками) к центральной части головного убора. Треуголка по итогу вышла на редкость практичной: легкая, небольшая (всегда можно снять и убрать под мышку), а самое главное – надежно сидящая на голове. Что особенно понравилось кавалеристам и матросам. Не чурался носить треуголку даже французский монарх! А так как Париж в то время был главным центром культуры и моды, новую шапку переняли абсолютно все европейские страны.
Считалось, что треуголка придает изящество солдатам и опрятность гражданским. Уже к концу XVII века ее носили по всей Европе. А в начале XVIII столетия треуголка добралась и до России. Головной убор наряду с чулками, шоссами и париками стал неотъемлемой частью французского стиля рококо. В конце XVIII века во Франции вспыхнула Великая буржуазная революция. Под ее воздействием поменялась и мода. Изящное рококо, как символ «ненавистной тирании» и излишества властных кругов постепенно было заменено новой модой – постреволюционным стилем Директории, отличавшемся большей скоромностью и строгостью. Впрочем, как таковая треуголка не канула в небытие, а лишь эволюционировала в новую шляпу – двухуголку.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Шляпы-треуголки: как появились трикорны, и почему от них резко отказались
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Как появились треуголки и почему их носили
Классический широкополый головной убор мог пострадать от случайного контакта с огнем в момент прицела из мушкета. Поэтому солдаты стали подворачивать полы шляпы. Солдаты французской армии переняли стиль ношения шляп (и в целом внешний вид испанцев). Так идея была донесена до Людовика XIV. Шляпа с тремя углами стремительно набрала популярность не только среди военнослужащих, но и среди гражданских лиц.
Французский двор того времени являлся культурным европейским центром, а также законодателем моды. Соответственно, вскоре везде в Европе и даже в европейских колониях мужчины стали носить треуголки. Цвет треуголок, как правило, был темным: коричневый, серый, черный. На отдельных из них были кокарды, указывающие на принадлежность владельца к определенному союзу, политической направленности. Шляпы носили в двух вариантах: «вперед», когда углы находились впереди с двух боков, и «поперек» – углы били сзади и по бокам.
В самый пик популярности эти шляпы имели существенные стилевые различия, разный размер. Носили их практически все, в том числе и лица, не имеющие отношения к военному делу и не являющиеся аристократами. Но прежде всего треуголка или трикорн (tricorne), армейское название, была официальным аксессуаром военно-морского и военного обмундирования многих стран Европы.
2. Главные преимущества трикорна
3. Когда ушла мода на треуголки
В целом эти шляпы продержались на пике популярности более века – до конца восемнадцатого столетия. Тогда произошел переворот и в мире моды. Стиль рококо стал отходить на задний план. На смену ему пришел стиль Директории, по сути более строгая версия французского Неоклассицизма (стиль Регентства).
Одновременно с париками и шоссами, треуголки вышли из обихода в гражданской жизни. Ее вытеснила двууголка (бикорн). Так, все европейские офицеры сменили треуголки на двууголки. Возможно, на популярность последних оказала влияние любовь Наполеона к такому виду шляп.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Головные уборы от «А до Я», или Большой Шляпный Словарь
Академическая квадратная шапочка — торжественный головной убор выпускников высших учебных заведений, следующих британской модели образования. Академическая шапочка представляет собой квадратную доску с кисточкой по центру, прикрепленную к небольшой шапочке традиционно черного цвета с желтой или золотой кисточкой.
Бандана — небольшая косынка или платок, изначально банданы имели чисто практическое значение, использовались американскими ковбоями во время перегона скота. Бандана обвязывалась вокруг шеи и, при необходимости, ею закрывали лицо чтобы защититься от пыли. Сейчас бандана традиционный атрибут байкеров.
Как пример — пиратская бандана.
Башлык — военный, казачий головной убор. Представляет собой суконный остроконечный капюшон, надеваемый в непогоду поверх какого-либо головного убора для предохранения «от холода, дождя и солнечного зноя». Имеет длинные концы-лопасти для обматывания вокруг шеи.
Бейсболка — кепка которую первоначально носили бейсболисты. До появления бейсболки головным убором бейсболиста была соломенная шляпа-канотье и жокейская кепка.
Берет — мягкий объемный головной убор без козырька, известен еще со времен средневековья. Берет широко используется в вооруженных силах. Женский берет может быть фетровым, шитым или вязаным. Также берет — головной убор художника 🙂
Бескозырка — головной убор матросов, армии и флота многих стран. Бескозырка представляет собой фуражную шляпу без козырька.
Боливар — разновидность цилиндра с широкими прямыми полями.
Упоминается в романе в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» (1823—1831).
Покамест в утреннем уборе,
Надев широкий боливар
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.
Бомбер — молодежная модель зимнего головного убора с длинными ушами и отделкой из овчины.
Боярка — меховая мужская шапка старинного русского фасона. Состоит из мехового верха, бархатного колпака и шёлковой подкладки. Меховой верх изготовлялся из соболя, бобра или белька, а также из овчины.
Боярку носил Ф.И. Шаляпин, в ней же его изобразил на своей картине Б.М. Кустодиев.
Бретонская кепка — вид фуражки из шерсти. Традиционно считается головным убором моряков, потому что бретонская кепка была частью униформы французских матросов. Название происходит от слова «Бретань» — так называется историческая область Франции, занимающая полуостров на северо-западе страны.
В России бретонскую кепку называли «картузом», ее носили как военные, так и обычные люди.
Буденовка — головной убор красноармейца в виде шлема. По задумке авторов головного убора (по некоторым источникам автором эскиза буденовки является художник Кустодиев), форма буденовки повторяет форму стального шлема русского война 15в., подчеркивая героизм и величие.
Венок — сплетенные в тугое кольцо цветы или листья. Круглая форма венка и живая составляющая символизирует вечность, постоянство, бесконечную жизнь, связь с божественной природой. Возможно, именно поэтому венок во многих культурах стал символом царской власти (от него и произошла корона). В славянских землях венок приобрел еще и смысл любви.
Вуалетка — небольшая шляпка с вуалью, больше похожая на аксессуар, чем на шляпку, обычно крепится к прическе на заколках или шляпной резиночке.
Вуаль — тонкая прозрачная сетка, которая крепится к женским шляпкам.
Галеро — кардинальская шляпа, очень большая плоская красная шляпа с широкими полями, по сторонам полей шляпы свисают по 15 кисточек. Галеро является геральдическим отличием сана кардинала.
Гангстерская шляпа — фетровая шляпа с полями, имеет три вмятины на тулье (сверху и по бокам), по сути это та же шляпа федора (см. ниже «федора»), которая очень полюбилась гангстерам.
Гоголь — мутоновая шапка в виде пилотки, имеющая глубокий продольный замин. Была популярна в среде русской интеллигенции начала XX века.
Двууголка — шляпа Наполеона, двурогая шляпа пришедшая на смену более громоздкой треуголке. Вплоть до Первой мировой войны двууголка была частью парадной одежды офицеров и чиновников, в том числе и в России.
Диадема — головное украшение в виде венца (венка). Диадема не замыкается в кольцо, в некоторых случаях диадема не имеет венца, а прикрепляется к прическе.
Ермолка — традиционный еврейский мужской головной убор. Круглая шапочка, плотно прилегающая к голове; маленькая шапочка, носимая под верхней шляпой евреями.
Жокейка — плотно облегающая голову шапка-шлем с козырьком. Жокейка головной убор конного наездника.
Шляпа-Зонт – головной убор в виде зонта, крепко держится на голове, защищает от дождя.
Индейский головной убор — представляющий собой венец из орлиных перьев. Традиционный головной убор индейцев, надеваемый по торжественным случаям, реже их надевали на охоту.
Камилавка — головной убор в Православной церкви красного, фиолетового или чёрного цвета в виде расширяющегося кверху цилиндра.
Канотье — французская соломенная шляпа жёсткой формы с цилиндрической тульёй и прямыми полями. С начала XX века в течение нескольких десятилетий был популярным мужским головным убором и модным аксессуаром.
Капелло Романо — буквально «римская шляпа» или сатурно (итал. saturno; потому что шляпа своим видом напоминает планету Сатурн) — круглая шляпа с широкими полями и полусферической тульёй, носимая католическим духовенством.
Капор — женский головной убор, соединяющий в себе черты чепца и шляпы. У капора высокая шляпная тулья (для убранных на затылок волос) и обрамляющие лицо широкие жёсткие поля, сужающиеся к затылку.
Капюшон — откидной головной убор, пришитый или пристегиваемый к вороту верхней одежды.
Картуз — разновидность фуражки. Картузы широко использовались в европейских армиях 15-17 века. Позднее картузы вошли в использование и среди гражданского населения. (Также см. выше «Бретонская кепка»)
Каска — защитный шлем военнослужащих, а также средство защиты головы у категорий лиц, действующих в опасных условиях (шахтёры, строители, спелеологи, спасатели, спортсмены, парашютисты, мотоциклисты и так далее).
Каскетка — легкая фуражка, средство индивидуальной защиты для строительства и ремонта, которая не предназначена для защиты от травм.
Также каскеткой называют женский головной убор, закрывающий уши, но открывающий затылок (в виде объемного ободка, закрывающего уши).
Кепи — вид фуражки с небольшим прямым горизонтальным козырьком.
Кепка — вид фуражки с твердым донышком и длинным, широким, прямым козырьком.
Клобук – головной убор монаха. Состоит из камилавки (цилиндра с обрезанными полями) и «намётки» — чёрного покрывала (из шёлка или других материалов чёрных тонов).
Клош — дамская шляпка в форме колокольчика, которая вошла в моду еще в 1920-х годах. Название произошло от французского слова cloche — колокольчик. Клош — небольшая шляпка с маленькими опущенными полями.
Ковбойская шляпа — фетровая, кожаная или соломенная шляпа, с высокой округлой тульёй, вогнутой сверху, и с широкими, подогнутыми вверх по бокам, полями. Является атрибутом американских ковбоев и ранчеров, а также исполнителей музыки кантри.
Кокошник — старинный русский головной убор в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма.
Колпак — головной убор конусообразной или округлой формы. Есть разные виды этого головного убора: Шутовской или дурацкий колпак (прежде надевавшийся шутами, иногда с бубенчиками). Также колпак может быть поварским.
Как пример — колпак Санта Клауса.
Конфедератка — национальный польский головной убор с четырёхугольным верхом. За четырехугольный верх иногда и «академическую шапочку» называют конфедераткой.
Корона — головной убор, являющийся символом монархической власти. Короны производились из различных драгоценных металлов (чаще из золота или из серебра) и украшались драгоценными и полудрагоценными камнями.
Косынка — она же платок, представляющая собой кусок ткани в форме равнобедренного треугольника. Распространен практически по всему миру. Является национальным головным убором русских, украинцев и некоторых других народов.
Котелок — европейская мужская шляпа полусферической формы с небольшими полями из твёрдого войлока.
Лыжная шапочка — шитый из эластичной ткани или вязаный головной убор (шапка), плотно облегающий голову, часто с помпоном.
Маска — головной убор закрывающий не только голову, но и лицо. Шапка-маска (еще имеет название балаклава) предназначена для альпинистов, любителей зимней охоты и рыбалки или для людей, которые проводят длительное время зимой на улице.
Менингитка — маленькая нарядная шляпка модная в 50е годы, шляпка была настолько мала, что совсем не согревала голову.
Митра — головной убор, часть облачения христианских священнослужителей.
Накомарник — надеваемая на голову и лицо шляпа с сеткой для защиты от комаров, мелких мух, мошки и других летающих насекомых.
Ободок (или обруч) — это аксессуар для волос в виде полукольца, которым закрепляют волосы.
Охотничья шляпа — основная особенность этой шляпы — два козырька, спереди и сзади, и два боковых отложных «уха». Козырьки защищают лицо и шею от солнца. Уши шляпы могут либо отгибаться и связываться под подбородком, чтобы защитить владельца от холодной погоды и сильного ветра, или же завязываться наверху, чтобы не мешать. Клетчатый рисунок ткани служит камуфляжем.
Охотничья шляпа также известна как шляпа Шерлока Холмса.
Панама — лёгкая шляпа с упругими полями; соломенная или шитая из легких натуральных тканей.
Папаха — мужской меховой (из овчины или каракуля) головной убор, элемент военной формы. Шапка распространена у многих славянских народов, в России у казаков. Также папаха распространённа у народов Кавказа и Средней Азии.
Парик — искусственные или настоящие волосы, которые надеваются на голову как шапка, создавая ту причёску, под которую он сделан.
Пилотка — головной убор в виде сплюснутой с боков лёгкой шапочки. Пилотка может быть элементом военной форменной одежды, различной униформы.
Платок — кусок ткани, обычно квадратный или треугольный, используемый в качестве головного убора.
«Девушка в платке» А.Г. Венецианова
Порк-пай (или Свиной пирог) — шляпа, похожая на миску: невысокая почти цилиндрическая тулья с ложбинкой, напоминающей защип пирога (pork pie – свиной пирог).
Рыбацкая шляпа — панама оливкового цвета с рыболовными крючками и приманками, подвешенными на ремешке вокруг шляпы.
Слауч — так некогда называлась популярная женская шляпа из фетра с загнутыми вниз полями и округлой невысокой тульей.
Соломенная шляпка — любая шляпа выплетенная из соломы с широкими полями. Такой головной убор предназначен для защиты от солнца и возможного солнечного удара.
Сомбреро — широкополая шляпа с высокой конусообразной тульёй и обычно с закруглёнными вверх краями полей. Часть мексиканского национального костюма.
Таблетка — небольшая женская шляпка без полей с круглой или овальной цилиндрической тульей.
Тиара — корона, изначально тиара была головным убором папы Римского.
Тирольская шляпа — традиционный головной убор в альпийском регионе Тироле, который ранее занимал часть Северной Италии и Австрии. Шляпа с трапециевидной тульей, мягкой продольной складкой сверху и узкими полями, прямыми спереди и подвернутыми с задней стороны.
Ток — головной убор без полей, напоминает шляпу таблетку, но имеет более высокую тулью.
Треуголка — шляпа с полями, загнутыми так, что они образуют три угла. Получила распространение во второй половине XVII века и была популярна до конца XVIII века, пока не была заменена двууголкой.
Трилби — это разновидность шляпы федоры, имеющая более узкие поля и невысокую трапециевидную тулью с одной ложбинкой по центру и двумя по бокам.
Тюбетейка — круглая или квадратная, островерхая или плоская, мужская или женская лёгкая шапочка, надеваемая прямо на голову; получила название от тюркского слова тобе/тюбе, означающего макушку головы или верхушку горы. Тюбетейка — неотъемлемая часть узбекского национального костюма, обычно украшена вышивкой, бисером.
Тюрбан — см. ниже «Чалма».
Ушанка — зимняя меховая (первоначально — мужская) шапка, широко распространённый головной убор в России.
Фата — легкое женское головное покрывало; свадебный головной убор.
Федора — шляпа, имеющая поля средней ширины и трапециевидную тулью с одной ложбинкой по центру и двумя по бокам. Классическая федора изготавливается из мягкого фетра.
Феска — головной убор в Османской империи, представляет собой шерстяной колпак красного цвета с голубой или черной, шелковой, серебром или золотом перевитой кистью.
Фетровая шляпа — головной убор любой формы с полями, изготовленный из фетра.
Финка — плоская круглая разновидность зимней шапки с меховым спускающимся околышем (назатыльником), прикрывающим уши и шею.
Флоппи — широкополая шляпа. Это может быть как пляжный вариант из крашеной или натуральной соломы, так и шляпа с широкими полями выполненная из фетра.
Фуражка — головной убор с твердым козырьком и устойчивым околышем. Являлся форменным головным убором в вооружённых силах и ведомствах различных государств.
Хиджаб — в исламе это любая одежда (от головы до ног), однако в западном мире под хиджабом понимают традиционный исламский женский головной платок.
Хомбург — мужская шляпа из фетра с высоко загнутыми полями и лентой по тулье, на тулье имеется одна продольная ложбинка по центру.
Цилиндр — мужской головной убор, представляющий собой высокую шляпу с плоским верхом и небольшими полями. Цилиндры в качестве повседневного головного убора были распространены на протяжении XIX века.
Чалма — головной убор в виде куска ткани, обмотанного вокруг головы, распространенный среди ряда народов Северной Африки, Аравийского полуострова, Индии и Азии.
Чепец — женский и детский (чепчик) головной убор в виде капора, закрывающий волосы; может иметь завязки под подбородком.
Шапочка — плотно облегающий голову вязаный или трикотажный головной убор. С недавних пор в моду вошли шапочки с вуалью.
Широкополая шляпа — головной убор с широкими полями, мягкими или жесткими. Тулья может иметь любую высоту и форму.
Шляпа Шерлока Холмса — см. выше «Охотничья шляпа».
Эквадорская панама — лёгкая шляпа с упругими полями из особого сорта соломы — токилья. Панама — национальный головной убор Эквадора.
Эквадорские панамы плетутся из листьев пальмы Carludovica Palmata, которая растет только в прибрежных горных районах Эквадора.
Шляпа юриста, см. выше «Академическая шапочка».
Японский головной убор, Каса (kasa) — конусообразная шляпа. Возник в Японии в глубокой древности из-за муссонного климата с долгими сезонами дождей. Касу плетут из соломы, бамбука, камыша, осоки. Существует множество самых разных типов и форм таких шляп. Традиционно каса ассоциируется с самураями.