Как называется трехсложный размер стиха

Хорей, ямб и другие стихотворные размеры

Как называется трехсложный размер стиха. картинка Как называется трехсложный размер стиха. Как называется трехсложный размер стиха фото. Как называется трехсложный размер стиха видео. Как называется трехсложный размер стиха смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется трехсложный размер стиха.

Виды стихотворных размеров

Ямб, хорей, брахиколон, анапест… Все эти сложные, на первый взгляд, слова обозначают название стихотворных размеров. Стихи пишутся по определенным законам. Именно следование размеру поэтического произведени (не всегда строгое) делает стихи складными, запоминающимися и приятными для чтения. Мы расскажем о том, какими бывают стихотворные размеры, как отличить ямб от хорея и, как определить размер стиха.

Односложные стихотворные размеры: брахиколон

У каждого стихотворения есть свой уникальный ритм и мелодия, совсем как в танце. Только вместо танцевального па, у стихотворения есть стопы, их структурные единицы. Стопа- это целая группа слогов, которая объединена одним ритмическим ударением (иктом).

Так в односложном стихотворном размере, брахиколоне, всегда есть слово, в котором только один слог. Слов в строке может быть и сразу несколько, но слог останется в единственном экземпляре. Пример стихотворения, написанного брахиколоном:

И.Сельвинский «Сонет»

Все слоги в этом стихотворении сильные, оно звучит как манифест! Отличить брахиколон от других стихотворных размеров нетрудно по его уникальному ритму, а вот ямб и хорей нередко вызывают трудности.

Двусложные стихотворные размеры: ямб, хорей

Ямб и хорей — это стопы из двух слогов.

Кажется, что все просто. При этом даже произведения классической литературы нередко заставляют нас задуматься о том, как устроены эти стихотворные размеры. Со школьных времен мы знает, что «Евгений Онегин» А. С. Пушкина написал четырехстопным ямбом. Значит, ударными должны быть четные слоги. Но как быть с этим отрывком:

Когда́ не в шу́тку занемо́г,
Он уважа́ть себя́ заста́вил
И лу́чше вы́думать не мо́г.

Как мы видим, поэты могут нарушать и нередко нарушают строение «идеального» ямба, тоже самое происходит и с хореем. Классики нередко позволяли себе отойти от строгих размеров стиха, случайно или намеренно игнорировали правила, потому что язык служит мастеру стихосложения, а не наоборот. Поэтому при определении размера стиха вас не должны смущать некоторые несоответствия.

Пример стихотворения, написанного ямбом:

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

А. С. Пушкин «К Чаадаеву»

Пример стихотворения, написанного хореем

В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное…

Час от часу жар сильней,
Тень ушла к немым дубровам,
И с белеющих полей
Веет запахом медовым.

Чудный день! Пройдут века —
Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное.

Трехсложные стихотворные размеры: дактиль, анапест, амфибрахий

Дактиль состоит из одного долгого и двух следующих за ним кратких слогов. Это один ударный слог и два безударных после него. Запомнить это легко, если знать, что слово «дактиль» произошло от греческого «палец». Палец состоит из трех фаланг, первая из которых длиннее двух других. Так и дактилическая стопа состоит из трех слогов: одного ударного и двух безударных.

Встану я в утро туманное,
Солнце ударит в лицо.
Ты ли, подруга желанная,
Всходишь ко мне на крыльцо?

Настежь ворота тяжелые!
Ветром пахнуло в окно!
Песни такие веселые
Не раздавались давно!

С ними и в утро туманное
Солнце и ветер в лицо!
С ними подруга желанная
Всходит ко мне на крыльцо!

Анапест — это «дактиль наоборот». Здесь два кратких слога оканчиваются одним долгим. Первые слоги безударные, а последний — ударный.

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

Амфибрахий также состоит их трех стоп, но сильным ударным слогом здесь будет второй слог.

В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной…

М. Ю. Лертмонтов

Как определить стихотворный размер

Эти знания могут пригодиться не только школьникам, студентам и узким специалистам, изучающим поэзию. Чтобы писать хорошие стихи, надо научиться определять размеры стихосложения и пользоваться ими в собственных произведениях!

Читайте также:

Источник

Трехсложные размеры стиха

Как называется трехсложный размер стиха. картинка Как называется трехсложный размер стиха. Как называется трехсложный размер стиха фото. Как называется трехсложный размер стиха видео. Как называется трехсложный размер стиха смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется трехсложный размер стиха. Как называется трехсложный размер стиха. картинка Как называется трехсложный размер стиха. Как называется трехсложный размер стиха фото. Как называется трехсложный размер стиха видео. Как называется трехсложный размер стиха смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется трехсложный размер стиха.

Всего получено оценок: 252.

Всего получено оценок: 252.

В данной статье, предназначенной для учеников 6 класса, рассмотрим, что такое трехсложный размер, какие бывают трехсложные размеры стиха, а также приведем конкретные примеры всех трехсложных стихотворных размеров.

Определение

Трехсложный стихотворный размер – это стихотворный размер, стопа которого состоит из одного ударного слога и двух безударных слогов.

Трехсложные размеры более гибки и близки к разговорной речи, чем двухсложные.

В зависимости от того, на какой слог падает ударение, выделяются три 3-сложных размера: дактиль, амфибрахий, анапест.

На схеме ударный слог обозначается так: _/; а безударный слог так: _.

Если в стихотворной строке ударение повторяется каждые 3 слога, то это трехсложный размер.

Дактиль

Дактиль – трехсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге в стопе.

Схематично дактиль изображается так: _/_ _. С помощью нумерации отмечается так: 1, 4, 7, 10 и т.д.

Ту́ч – ки не – бе́с – ны – е ве́ч – ны – е стра́ – нни – ки!

Сте́ль – ю ла – зу́р – но – ю це́пь – ю жем – чу́ж – но – ю

Мчи́ – тесь вы, бу́д – то как я́ же изг – на́ – нни – ки… (М. Ю. Лермонтов);

В ра́б – стве спа – се́ – нно – е

Се́рд – це сво – бо́ – дно – е

Зо́ – ло – то, зо́ – ло – то

Се́рд – це на – ро́д – но – е (Н. А. Некрасов).

Амфибрахий

Амфибрафий – трехсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге в стопе.

Схематично амфибрахий изображается так: _ _/_. С помощью нумерации отмечается так: 2, 5, 8, 11 и т.д.

На се́ве|ре ди́ком| стои́т о|дино́ко|

На го́лой| верши́не| сосна́|

И дре́млет|, кача́ясь|, и сне́гом| сыпу́чим|

Оде́та|, как ри́зой|, она́ (М. Ю. Лермонтов)

Анапест

Анапест – трехсложный стихотворный размер с ударением на третьем слоге в стопе.

Схематично анапест изображается так: _ _ _/. С помощью нумерации отмечается так: 3, 6, 9, 12 и т.д.

О, весна́| без конца́| и без кра́|ю (А. А. Блок);

Прозвуча́|ло над я́|сной реко́й (А. А. Фет).

Как называется трехсложный размер стиха. картинка Как называется трехсложный размер стиха. Как называется трехсложный размер стиха фото. Как называется трехсложный размер стиха видео. Как называется трехсложный размер стиха смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется трехсложный размер стиха.

Что мы узнали?

Трехсложный стихотворный размер – это стихотворный размер, стопа которого состоит из одного ударного слова и двух безударных слогов. В зависимости от того, на какой слог падает ударение, выделяются три трехсложных размеров: дактиль (ударение на первый слог; _/_ _; 1, 4, 7, 10), амфибрахий (ударение на второй слог; _ _/_; 2, 5, 8, 11), анапест (ударение на третий слог; _ _ _/; 3, 6, 9, 12).

Источник

К двусложным размерам стиха относятся ямб и хорей.

Двухстопный ямб:

Четырехстопный ямб:

Шестистопный ямб:

Трехстопный хорей:

Четырехстопный хорей:

Пятистопный хорей:

Уместным будет упомянуть, что такое стопа в стихотворении. Это единица измерения стихотворного размера, состоящая из нескольких слогов, один из которых ударный, остальные – безударные. Чтобы понять каким размером пользовался автор, подсчитывают количество стоп в каждой строке, и соответственно называют стихотворение пяти-, шести, восьмистопным и т.д.

К трехсложным размерам относятся

В рабстве спасённое
Сердце свободное —
Золото, золото
Сердце народное! (Н.А. Некрасов)

ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники!
СтЕпью лазУрною, цЕпью жемчУжною
МчИтесь вы, бУдто как Я же, изгнАнники. (М.Ю.Лермонтов).
2. Анапест – стихотворный размер, как бы зеркально отражающий дактиль, то есть из трех слогов его стопы первые два не имеют ударения, а ударение падает на последний слог. Поэты серебряного века часто использовали анапест, поэтому его типичный пример легко найти в произведениях А. Блока: «Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! Приветствую звоном щита!» и «Есть в напевах твоих сокровенных Роковая о гибели весть. Есть проклятье заветов священных, Поругание счастия есть. «
3. Амфибрахий – трехсложный стихотворный размер, в стопе которого сильный (ударный) слог с двух сторон окружен слабыми (безударными). Довольно сложный, и потому нечасто встречающийся размер. Типичный пример амфибрахия: «Есть женщины в русских селеньях» Н.А.Некрасова и

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она. (М.Ю. Лермонтов)

Источник

Литература. 6 класс

Конспект урока

Двусложные и трёхсложные размеры стиха

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

Амфибрахий – трёхсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на второй слог – ударный среди безударных – в стопе.

Анапест – трёхсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на последний, третий, слог в стопе.

Да́ктиль (от др. греч. δάκτυλος – «палец») – трёхсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на первый слог в стопе.

Лирика – это один из трёх основных родов литературы, воспроизводящий чувства и переживания поэта.

Пиррихий – явление пропуска схемного ударения.

Рифма – это созвучие окончаний стихотворных строк.

Стихотворный ритм – это чередование ударных и безударных слогов в строке.

Стопа – это группа слогов, на один из которых падает ударение.

Хорей – двусложный размер с ударением на первом слоге.

Ямб – двусложный размер с ударением на втором слоге.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Кому-то сегодняшний урок может показаться скучным. Какие-то размеры, рифмы… Но, разве не интересно посмотреть, как устроены стихотворения? Из каких «кирпичиков» поэт создаёт своё произведение, и каким законом оно подчиняется? Сегодня мы будем изучать стихотворные размеры.

Вспомним стихотворение Александра Сергеевича Пушкина:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя…

Вы слышите, что в нем есть ударные и безударные слоги. Давайте расставим в них ударения.

А теперь давайте обозначим ударные слоги – V

Получим такой рисунок: V _

Чередование ударных и безударных слов называется стихотворным размером.

Стихотворный размер задаёт ритм стихотворению. Именно благодаря чередованию ударных слогов с безударными получается ритм стихотворения.

С помощью ритма и стихотворного размера создается рифма.

Размер, а точнее, количество стоп, формирует длину строки.

А окончание строки – ударное или безударное – рифму.

Мчатся тучи, вьются тучи,

Освещает снег летучий,

Мутно небо, ночь мутна…

Рифма бывает перекрёстной, парной, кольцевой, смешанной.

В перекрёстной рифме созвучны 1 и 3, 2 и 4 строки. По принципу АБАБ:

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

А как зовут, забыл его спросить.

(А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста»)

Хотя проклинает проезжий

Дороги моих побережий,

Люблю я деревню Николу,

(Н. М. Рубцов «Родная деревня»)

Кольцевая рифма даёт созвучие 1 и 4 2 и 3 строчек:

И там я был, и мёд я пил.

У моря видел дуб зелёный,

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

А в смешанной рифме возможны варианты смешения всех видов рифмовки.

Стихотворные размеры делятся на двусложные и трёхсложные.

Двусложные размеры называются хорей и ямб:

Свет мой, зеркальце, скажи

Да всю правду доложи!

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее …

Посмотрим, как падают ударения в этом отрывке из сказки Александра Сергеевича Пушкина.

В стопе хорея ударение падает на первый слог, второй остается безударным.

Чередование слогов – ударный – безударный – мы называем хореем.

Еще один двусложный размер – это ямб. В нем всё наоборот. Он начинается с безударного слога, а второй идёт ударный:

Любви, надежды, тихой славы

Недолго тешил нас обман.

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман.

(А. С. Пушкин «К Чаадаеву»)

Вот еще один пример ямба:

Я к вам пишу, чего же боле,

Что я могу еще сказать?

(А. С. Пушкин «Евгений Онегин»)

Ямб – это энергичное, часто торжественное звучание стиха, хорей напевен и нежен. К слову сказать, в основе колыбельных лежит хорей.

Существуют также и трёхсложные размеры.

Первый из них называется дактиль. Его название просто запомнить – от греческого слова «дактилус» – палец.

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

В нём ударение из трёх слогов падает на первый.

Следующий размер называется амфибрахий.

В нём ударение падает на второй слог из трёх:

Сижу за решёткой в темнице сырой,

Вскормлённый в неволе орёл молодой…

И последний трёхсложный размер называется анапестом.

Как вы уже догадались, в нём ударение падает на третий слог:

О, весна без конца и без краю,

Без конца и без краю мечта…

Теоретический материал для углубленного изучения

Чтобы выучить названия двусложных размеров, лучше запоминать их по порядку: хорей – ямб.

В хорее – ударение на первый слог, в ямбе – на второй.

Для трехсложных размеров существует мнемонический приём. (Мнемо́ника – от греч. τὰ μνημονικά – искусство запоминания).

Этот приём называется «волшебная Д-АМ-А»:

Д – дактиль (первая буква – ударный первый слог);

АМ – амфибрахий (вторые буквы – ударный второй слог);

А – анапест (последняя буква – ударный последний третий слог).

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте

Впишите пропущенное слово в определении:

____ – это один из трёх основных родов литературы, воспроизводящий чувства и переживания поэта.

Чтобы выполнить это задание, необходимо вспомнить, какие роды литературы бывают.

В литературоведении чаще всего выделяют три рода литературы: эпос, лирика и драма. Эпос – это повествование о событиях, особое внимание уделяется развитию действия и сюжету, описаниям героев. Драма – это в основном произведения, написанные для театра. Особое внимание уделяется сюжету. А в лирике воспроизводятся чувства и переживания самого автора, чаще всего именно поэта.

Правильный ответ: лирика

Определите стихотворный размер отрывка из произведения М. Ю. Лермонтова:

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна…

Чтобы выполнить это задание, необходимо выполнить алгоритм определения стихотворного размера:

1. Расставить стихотворные ударения в строках.

На се́вере ди́ком стои́т одино́ко

На го́лой верши́не сосна́…

2. Разделить на слоги и нарисовать схему чередования ударных и безударных слогов (ритма):

_V _ _ V_ _ V _ _ V_

3. Определить, в каком порядке происходит чередование в стопах.

В нашем случае стопа выглядит вот так: безударный – ударный – безударный.

4. Определить размер.

Ударным получается второй слог из трёх. Ответ: это трёхсложный размер амфибрахий.

Источник

Презентация к уроку

ХОД УРОКА

1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ

2. ПОВТОРЕНИЕ ДВУСТОПНЫХ РАЗМЕРОВ СТИХА

Хорей – плавный, протяжный, напевный. Поэты использовали данный стихотворный размер, чтобы придать своему произведению легкость, романтичность.

Ямб – деловой, энергичный. Яркой особенностью этого стихотворного размера является придание стихотворению определенного четкого ритма. Очень часто ямб использовали, чтобы произведение было бодрым, ясным. Ямбом писали торжественные оды.

Творчество какого поэта прочно связано с двусложными размерами стиха?

А.С. Пушкин писал преимущественно двусложными размерами, чаще всего четырёхстопным ямбом, но и хорей встречается часто.

Перед вами строки из произведения А.С. Пушкина “Евгений Онегин”, с которым познакомимся в старших классах. Но почему же эти строки сегодня перед нами?

Давайте попробуем в этом уменье превзойти Евгения Онегина.

Определите каким размером написаны эти строки.

Проверим. Прочитаем с ударением.

3. ТРЁХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ СТИХА

Прочитайте статью учебника, расположенную на странице 242.

С какими трёхсложными размерами вы познакомились?

Если ударный первый слог – это дактиль.

Обратимся к этимологии этих слов.

Что в переводе значит слово “дактиль”?

Палец состоит из трёх фаланг, где первая (основная) длиннее, а вторая (средняя) и третья (ногтевая) короче. Так и в стопе, записанной дактилем, первый слог длинный (ударный), второй и третий короткие.

Обратимся сразу к анапесту.

Воспользуйтесь переводом слова. Почему этот размер получил такое название?

Обратите внимание на ударение в этом слове.

Объясните имя третьего размера.

Повторим названия трёхсложных размеров.

А теперь поговорим об интонации. Пользуясь данными об интонации двусложных размеров стиха, попробуйте высказать предположения о трёхсложных размерах.

Анапест сходен с ямбом т.к. ритмически утверждает жизнелюбие. А дактиль, также как и хорей создаёт минорный лад. Но это не значит, что все весёлые, задорные стихи нужно писать анапестом и ямбом, эти тонкости мы будем изучать подробно на каждом стихотворении отдельно. Сейчас мы лишь говорим об общей тенденции.

У амфибрахия монотонно-раскачивающаяся интонация.

А.П. Сумароков (поэт, литератор, современник Ломоносова) находил, что амфибрахий – своеобразная золотая середина. Поэт называл хорей и дактиль “нежными стопами”, ямб и анапест – “живоносными”. А вот про амфибрахий говорил, что это “нежности и живности смесь”.

Перед нами одно из редких обращений Пушкина к трёхсложной стопе.

Найдите эти строки в Приложении 1, для удобства слова уже разделены на слоги.

Каким размером написано стихотворение “Узник”?

Амфибрахий – редкий для начала XIX века размер, который был в этот период в основном балладным, т.е. использовался для написания баллад.

Первым поэтом XIX века, который активно использовал трёхсложный размер стиха, стал Н.А. Некрасов.

Сколько процентов в творчестве Некрасова занимают произведения, написанные трёхсложными размерами?

Какой трёхсложный размер чаще использует поэт?

Трёхсложные размеры по интонации очень близки к человеческой речи, вероятно, поэтому они так полюбились Н.А. Некрасову. Трехсложный размер позволяет удачно передать простую народную речь широкими движениям стиха, в трёхсложный размер легко и свободно ложатся полногласные протяжные слова.

С каким произведением поэта мы познакомились в этом году?

Вспомним первые строки.

Запишите эти строки, разделяя их на слоги. Поставьте ударение. Обведите стопы. Определите размер.

Мы говорили, что дактиль – минор, а здесь такое жизнеутверждающее вступление. Почему же дактиль? Во-первых, мы прочли не только первую часть и понимаем, что здесь минор уместнее. Во-вторых, автор замечательно при помощи этого размера изображает перестук колес. Та-та-та, Та-та-та, Та-та-та. Мы будто вместе с Ваней едем в этом же вагоне и являемся свидетелями разговора.

4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Для вас подготовлена распечатка с шестью строками из разных произведений Некрасова, но каждый из вас должен выбрать только три. Мальчики выберут строки с мужской рифмой, девочки с женской.

1. Определить размер стиха.

2. Подобрать из учебника или дополнительной литературы ещё одно стихотворение с трёхсложной стопой и тоже определить размер.

5. МУЖСКАЯ И ЖЕНСКАЯ РИФМА

Повторим, что такое мужская и женская рифма.

6. МНЕМОНИЧЕСКИЙ ПРИЁМ ЗАПОМИНАНИЯ ТРЁХСЛОЖНЫХ РАЗМЕРОВ

Воспользуйтесь переводом слова “мнемоника” и объясните, что такое мнемонический способ запоминания.

Запомнить в каком из трёх размеров ударным является первый, второй или третий слог нам поможет прекрасная ДАМА.

ДА – стоит на первом месте, значит, в дактиле первый слог ударный.

АМ – идёт вторым, следовательно, в амфибрахии второй слог ударный.

А – стоит на третьем месте, значит, оставшийся анапест имеет ударение на третьем слоге.

7. РЕЛАКСАЦИЯ

Людям, обладающим хорошим чувством ритма, не нужно записывать строки, делить их на слоги, выделять стопы, они слышат ритм на слух. Не все мы с вами обладаем хорошим чувством ритма, поэтому слова романса перед вами (Приложение 1). Но лучше попытайтесь услышать или почувствовать этот ритм. Каждый ударный слог певица очень хорошо выделяет голосом, он длиннее безударных.

Каким же размером написан романс?

8. ОТРАБОТКА НАВЫКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА СТИХА

Я предлагаю вам игру “Третий лишний”, где необходимо определить размер стиха. Одно из трёх стихотворений лишнее.

Для определения размера совсем необязательно записывать строку буквами, можно вместо каждого слога ставить чёрточку.

Первый тур игры пройдём совместно.

Мороз и солнце; день чудесный! ямб

Мой первый друг, мой друг бесценный! ямб

Пусть сосны и ели//Всю зиму торчат. амфибрахий

Видим, что лишним здесь является стихотворение Ф.И. Тютчева.

9. РЕФЛЕКСИЯ

Давайте вспомним, какова цель нашего урока?

Я предлагаю оценить каждому свои успехи, выразить отношение к сегодняшнему уроку.

Я вами довольна, моя схема перед вами.

Помните, что литература не относится к точным наукам. Литература – это искусство слова. При анализе стихотворения для нас на первом месте должны стоять чувства, эмоции, переживания, а определение стихотворного размера, рифмы является лишь подспорьем, помогающим нам понять замысел автора.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *