Как называется танк на колесах
Первый «колёсный танк»
Во второй половине ХХ века при выборе средств ведения разведки французская армия отдавала предпочтение колёсным бронемашинам с довольно мощным вооружением. Вершиной развития этого класса бронетехники стал «колёсный танк» AMX-10RC. Эта машина не только до сих пор широко используется в армии Франции, но и стала образцом для подражания во многих других странах.
После Второй мировой войны формирование состава бронетанкового вооружения французской армии происходило под влиянием ряда факторов. Одним из них было наличие обширных колониальных владений. Природные условия этих колоний накладывали свой отпечаток на требования к бронетехнике. В частности, для просторов Сахеля оптимальными являлись колёсные бронемашины с большим запасом хода. С другой стороны, весьма желательным было мощное вооружение — в колониальных войнах такие машины могли оказаться эффективным и дешёвым заменителем традиционных танков. Уже в 1948 году появился четырёхосный бронеавтомобиль Panhard EBR, вооружённый 75-мм орудием (с 1963 года — 90-мм пушкой) и растиражированный в 1200 экземплярах. Машина пользовалась популярностью у военных, поскольку сочетала высокую огневую мощь и большой запас хода с простотой обслуживания. Однако заложенные в EBR технические решения соответствовали уровню Второй мировой войны. К концу 60-х годов эта машина морально устарела, и ей требовалась адекватная замена.
Попытка унификации
В сентябре 1970 года в конструкторском бюро Atelier de Construction d’lssy-les-Moulineaux началась разработка новой бронемашины, призванной заменить EBR. Машина получила обозначение AMX-10R, «намекающее», что она станет развитием БМП АМХ-10Р, но на колёсах (R — Roues, то есть «колёсная»). Конструкторам была поставлена задача добиться максимальной унификации с АМХ-10Р, доводка которой завершалась в то время, и они постарались сделать всё, что в их силах. Естественно, просто переставить корпус с гусениц на колёса было невозможно, однако целый ряд узлов и технических решений переняли от АМХ-10Р. Наиболее интересным заимствованием стал планетарный механизм поворота — AMX-10R поворачивала по-танковому за счёт разности скоростей вращения колёс с правого и левого бортов. Благодаря этому машина обладает уникальной среди колёсных бронемашин манёвренностью — она может разворачиваться на месте. Кроме того, применённый способ поворота позволил уменьшить размер колёсных ниш а, следовательно, увеличить полезный объём кузова. С другой стороны, AMX-10R плохо вписывается в повороты, что сказывается на маршевой скорости. Поэтому, хотя максимальная скорость достигает 85 км/ч, безопасной скоростью для водителей средней квалификации считаются 60 км/ч.
От AMX-10P взяли и двигатель — восьмицилиндровый V-образный дизель RVI HS-115 мощностью 280 л.с. при 3000 об./мин. А вот трансмиссию доработали — коробка передач колёсной машины имеет четыре скорости вперёд и четыре назад, то есть, обеспечивает движение задним ходом с такой же скоростью, как и передним. Правда, реализовать эту возможность на практике затруднительно: на французской машине отсутствует кормовой пост управления.
Первый прототип новой колёсной бронемашины был представлен на выставке в Сатори уже в июне 1971 года. Правда, ввиду неготовности вооружения он был выполнен в варианте бронетранспортёра AMX-10RP (P — Personel). Через два года был готов первый прототип с башней ТК 105 — AMX-10RC (C — Canon). Французы построили три такие машины, испытания которых завершились в ноябре 1977 года. В конце 1979 года первые серийные AMX-10RC поступили в строевую часть — 2-й гусарский полк.
Конструкция
Трёхосная колёсная полноприводная бронемашина AMX-10RC имеет «танковую» компоновку: впереди расположено отделение управления с рабочим местом водителя, за ним — боевое отделение с трёхместной башней, а в корме машины — моторно-трансмиссионное отделение. Доступ к рабочему месту водителя осуществляется через одностворчатый круглый люк, в котором установлены три перископа (средний можно заменить прибором ночного видения ОВ-31А). В башне размещаются наводчик (справа от пушки), командир (за ним) и заряжающий (слева от пушки). У командира и заряжающего имеются люки, открывающиеся назад, наводчик пользуется люком командира. Командир располагает шестью перископами, установленными по окружности командирской башенки, у наводчика и заряжающего имеется по три перископа. Кроме того, заряжающий выполняет функции радиста, обслуживая УКВ радиостанцию TRC-571.
О силовой установке уже говорилось выше. Отметим лишь, что с 1983 года вместо HS-115 начали устанавливать шестицилиндровый дизель «Бодуэн» 6F11 SRX — более мощный (300 л.с. вместо 280) и экономичный (запас хода возрос с 800 до 1000 км). Процесс замены двигателей завершился к 1995 году.
AMX-10RС имеет гидропневматическую подвеску фирмы «Месье», позволяющую водителю регулировать клиренс. Минимальная величина клиренса — 210 мм, при движении по дорогам выставляется величина 350 мм, по пересечённой местности — 470 мм. Имеется и четвёртый режим — 600 мм — используемый при преодолении водных препятствий (увеличение клиренса облегчает выход из воды). Кроме того, гидропневматическая подвеска позволяет расширить диапазон углов вертикальной наводки орудия: в обычных условиях он составляет от −8 до +20º, а с изменением клиренса — от −20 до +40º. Размер пневматиков AMX-10RС — 14,00×20.
Машина является плавающей. Движение на плаву обеспечивают два водомёта. Имеется откидной прозрачный волноотражающий щиток, а также две водооткачивающие помпы (в моторно-трансмиссионном и боевом отделениях).
Вооружение
Основным вооружением машины является 105-мм нарезная пушка F2 с полуавтоматическим затвором. Длина ствола составляет 47 калибров. Орудие снабжено термоизоляционным кожухом и двухкамерным дульным тормозом. Приводы наведения электрогидравлические. Серьёзным недостатком является отсутствие системы стабилизации орудия.
Первоначально в боекомплект входили унитарные выстрелы со снарядами четырёх типов:
Вспомогательное вооружение представлено 7,62-мм пулемётами AAN F1. Один из них спарен с пушкой, второй (опционально) устанавливается на башне, у люка заряжающего. Боекомплект пулемётов — 4200 патронов.
AMX-10RС стала первым французским образцом бронетехники, получившим систему управления огнем (вторым был танк АМХ-30В2). СУО «Сафран» М401 СОТАС (COnduite de Tir Automatic pour Char), сопряжённая с лазерным дальномером APX M550 (диапазон измерения дальности 4000-10000 м, точность 5 м), обеспечивает ведение огня по движущимся целям при любом положении башни, а также автоматическую выработку поправок. Время выработки данных для стрельбы составляет 1,5 секунды. Хотя пушка не стабилизирована, приводы её наведения позволяют автоматически наводить орудие по данным СУО. Наводчик располагает прицелом М504 с десятикратным увеличением, командир — стабилизированным прицелом М389 с поворотной головкой и переменным увеличением (двух- и восьмикратным). М389 позволяет реализовать режим «охотник-убийца», то есть командир может указывать цели наводчику. Ночной прицел первоначально был представлен телекамерой DIVT 13 с пассивным прибором ночного видения (дальность действия в лунную ночь — 1200 м). Изображение с камеры выводилось на мониторы TMV 563 командира и наводчика. В 1990-1991 годах DIVT 13 заменили тепловизионной камерой DIVT 16 «Кастор» (дальность действия — 4000 м) с выводом изображения на те же мониторы. Дальнейшая эволюция тепловизоров привела к последовательному внедрению на AMX-10RС камер DIVT 18 и DIVT 19.
Варианты
AMX-10RС оказался единственным серийно выпускавшимся представителем семейства. Тем не менее, на его базе были созданы несколько опытных образцов, отличавшихся предназначением и составом вооружения. В 80-е годы в Египте и Ираке испытывался прототип AMX-10RАС, на котором вместо башни ТК 105 устанавливалась башня TS 90 (от БРМ ERC-90 «Сагэ») с 90-мм орудием. Однако заказов на этот вариант не последовало. Более радикальную переделку базового варианта представлял собой бронетранспортёр AMX-10RTT (Routes Transporteur de Troupes). В этой машине двигатель перенесли в переднюю часть корпуса (справа от водителя), а в задней оборудовали десантный отсек на десять пехотинцев. Экипаж БТР состоял из трёх человек, а вооружение было представлено 12,7-мм пулемётом М2НВ на установке CIBI. В 1987 году этот прототип переделали в БМП, установив башню «Драгар» с 25-мм пушкой М811 и 7,62-мм пулемётом. Также на базе AMX-10RTT разработали БРЭМ с подъёмным краном в кормовой части корпуса.
«Черный Бумер» 8х8: настоящий танк на колесах
Информация о том, что 9 мая на параде покажут новую российскую колесную универсальную платформу «Бумеранг» появилась в официальной прессе уже в марте. Тогда же заместитель председателя военно-промышленной комиссии при президенте РФ Олег Бочкарев сообщил в интервью РИА «Новости» о том, что на базе этой платформы будет создан и отечественный «колесный танк».
Подобную машину российского производства ждали все, и только происшествие с перспективным гусеничным танком «Армата» (то ли случайно, то ли специально заглохшего напротив трибуны мавзолея на репетиции парада) отвлекло внимание общественности от «Бумеранга».
На фото: колесный танк Stryker M1128 MGS, фото: wikipedia.org
Между тем, наличие колесных танков на вооружении других армий (Maneuver Combat Vehicle в Японии, Stryker M1128 MGS в США, AMX-10RC во Франции, PTZ-09 в Китае и т.д.) постоянно подталкивало российских инженеров к созданию аналогичных машин.
Однако вернемся к нашему «Бумерангу». Это современная колесная платформа средней массы (24 тонны), с колесной формулой 8х8 и уровнем защиты БМП-MRAP. На ее базе планируется создать бронетранспортер, колесную боевую машину пехоты и тот самый колесный танк, вооруженный 125-мм пушкой, разработанной для танка «Армата», размещенной в необитаемой и полностью автоматизированной башне. В частности, это позволит уменьшить силуэт всей машины. Кроме того, вполне возможно, что колесный танк по прицельному комплексу и средствам активной защиты будет полностью унифицирован с новым основным боевым танком.
Предшественником «Бумеранга» называют БТР-90 «Росток» (ГАЗ-5923), «невезучую» машину, которую разрабатывали почти 20 лет, официально приняли на вооружение, но так и не запустили в серию. К слову, на базе БТР-90 разрабатывали и колесный танк 2С28 «Спрут-К», вооруженный 125-мм орудием 2А75 от гусеничной самоходно-артиллерийской установки 2С25 «Спрут-СД». Но раз уж вся платформа не пошла в серию, крест поставили и на колесном «Спруте». Тем более логично, что на новую машину устанавливают новую пушку, хоть и такого же калибра.
Таким образом, колесный танк «Бумеранг» по своей огневой мощи сравняется с современным Т-90А. А учитывая, что по своей проходимости колесная техника в последние годы составляет серьезную конкуренцию гусеничной (а по скорости и запасу хода намного ее превышает), название «танк» в данном случае почти не является преувеличением.
«То есть как? – спросит тут же внимательный читатель, — выходит, колесный танк – не совсем танк?» Ну да, мы вынуждены признать, что при всей нашей любви к колесам, все эти прекрасные современные машины – «не совсем настоящие» танки. И главное их отличие – более легкое, в сравнении с «классическими» гусеничными машинами, бронирование (при аналогичном вооружении и почти такой же проходимости). Скажем так: колесные танки пришли на смену легким танкам. А заменят ли они средние и тяжелые машины – покажет ближайшее, или не очень ближайшее, будущее.
Итак, «Бумеранг» выдерживает попадание противотанковой гранаты или ракеты, выпущенной из переносного комплекса с любого ракурса, а также обеспечивает защиту от снарядов малокалиберной артиллерии, выпущенных в лобовую броню и крупнокалиберных пулеметов – в бортовую. Броня будет модульной, состоящей из съемных бронекерамических плит, решеток для борьбы с кумулятивными снарядами и динамической защиты. Подобно многим легким танкам, машина будет плавающей.
Серийное производство «Бумеранга» намечено на 2019 год, массовые поставки в войска — на 2019-2020 годы. Первоначальное название ВПК-7829 говорит о том, что разработку курирует ООО «Военно-промышленная компания» (а это значит, что производство, скорее всего, будет организовано на находящемся под его управлением «Арзамасском машиностроительном заводе»).
Стоит упомянуть, что ряд СМИ в свое время сообщал: проектирование платформы «Бумеранг» начинала по заказу российской стороны ирландская компания Timoney Technology. Но даже если это действительно так, то сегодня международная кооперация прервана в связи с режимом санкций в отношении России, и дорабатываться «Бумеранги» будут исключительно российскими специалистами.
На фото: ВПК-7829 «Бумеранг», фото: wikipedia.org
Из технических характеристик новой машины, во многом засекреченной, мало что известно. В открытых источниках говорится, что двигатель (дизельный УТД-32ТР с турбонаддувом, мощностью 510 л.с.) расположен в передней части «Бумеранга». Такая компоновка позволяет десанту (в варианте БМП и БТР) загружаться и покидать машину с кормы. При этом боекомплект и вооружение полностью изолированы как от десанта, так и экипажа – это достигается полностью автоматизированной системой вооружения. Скорость по шоссе составляет около 100 км/час, на плаву – 12 км/час, запас хода по шоссе – 800 км.
Если же вспомнить о том, что предшественником «Бумеранга» является БТР-90, то можно предположить: многие разработки перекочевали в новую машину именно оттуда. В частности, нет сомнения в том, что подвеска будет полностью независимой для всех колес, с полным приводом и системой Run Flat. БТР-90 умел разворачиваться на месте, подобно настоящему танку, благодаря возможности вращения колес разных бортов в противоположные стороны – скорее всего, «Бумеранг» унаследовал и это умение.
Radkampfwagen 90. Немецкий взгляд на колёсные танки
Колёсные танки есть сегодня в арсенале армий многих стран. Самым известным и одним из самых мощных является итальянский Centauro, вооруженный 120-мм орудием. При этом колесная бронетехника с орудием танкового калибра в качестве основного вооружения есть у ЮАР, США, Китая, Франции. Именно Францию можно назвать страной, в которой концепция колёсных танков прижилась лучше всего. Большое количество пушечных бронеавтомобилей было создано во Франции ещё до начала Второй мировой войны, работы над созданием подобных машин продолжились в этой стране и после завершения конфликта. В свою очередь, в соседней Германии попытка получить собственный колёсный танк пришлась на период окончания холодной войны и привела к созданию опытной машины Radkampfwagen 90, которая в серийное производство не пошла.
История появления колесных танков
Большое влияние на попытку немцев создать собственный колесный танк оказала именно Франция. До войны в этой стране был спроектирован и запущен в серийное производство очень удачный бронеавтомобиль «Панар 178», который гораздо более известен под присвоенным ему военными индексом AMD 35. Это был колесный бронеавтомобиль с достаточно мощным вооружением для машин данного класса и неплохой броней. AMD 35 вооружался 25-мм пушкой, которая могла достаточно эффективно бороться с легкими немецкими танками, а толщина лобового бронирования доходила до 26-мм (для сравнения у советского легкого танка Т-26 толщина брони не превышала 15 мм). Немцы достаточно активно использовали захваченные французские пушечные бронеавтомобили всю войну, передав их в части СС и привлекая для борьбы с партизанами.
При этом сами немцы в годы войны активно использовали тяжелый 8-колесный бронеавтомобиль, который по своей концепции и возможностям был максимально близок к послевоенным колесным танкам. Речь идет о семействе Sd.Kfz.234, боевые машины которого выпускались в вариантах с 50-мм танковой пушкой, установленной во вращающейся башне, и в противотанковом варианте с 75-мм пушкой, установленной в открытой рубке, которая спереди была защищена щитком орудия. Однако после войны на долгие годы в Германии не велось работ по дальнейшему развитию данной концепции, а во Франции напротив, колесная бронетехника, вооруженная пушками, которые позволяли бороться и с танками противника, продолжала активно развиваться.
Именно Франция добилась наибольших успехов в создании различных бронеавтомобилей с пушечным вооружением, последние модели которых можно было уже смело отнести к колесным танкам. Во многом это было связано с реальными потребностями французских вооруженных сил, которые после завершения Второй мировой войны участвовали в нескольких колониальных войнах, имея среди своих противников не регулярные части, а слабые, плохо вооруженные и недостаточно обученные формирования, которые боролись за свою независимость во Французском Индокитае и в Алжире. В таких условиях недостаток брони не был проблемой, а достаточно мощные пушки – 75-мм и 90-мм обеспечивали необходимую огневую мощь. При этом французская колесная техника отличалась отличными динамическими характеристиками, ее скорость позволяла быстро ретироваться с поля боя, если что-то начинало идти не по планам французского командования.
Вершиной французской технической мысли в области создания колесной бронетехники с мощным пушечным вооружением стал полноценный колесный танк AMX-10RC, вооруженный 105-мм пушкой. Данная бронированная машина была разработана специалистами совместного предприятия компаний GIAT и Renault по заказу французских вооруженных сил. Основное назначение AMX-10RC – это ведение активной разведки, при этом колесный танк может достаточно эффективно бороться и с бронетехникой противника. AMX-10RC серийно производился с 1976 по 1994 год, в настоящее время на вооружении французской армии находится более 200 тяжелых бронеавтомобилей данного типа.
Немецкая попытка создать колесный танк
Во многом именно под влиянием своих соседей в ФРГ в 1980-е годы задумались над созданием собственного колесного танка. Создание тяжелой разведывательной машины Бундесвер заказал инженерам известного концерна Daimler Benz. По сути, разрабатывался колесный истребитель танков, который можно было бы производить большими партиями за счет меньшей стоимости по сравнению с основными боевыми танками. Массовость и хорошее вооружение, по мнению разработчиков и военных, позволили бы использовать новую боевую машину, в том числе, и против «красных танковых орд», представленных бронетехникой СССР и стран организации Варшавского договора. Основными критериями, которые закладывали конструкторы и военные в новую машину, были не только высокая мобильность, но и приемлемое для машин данного класса бронирование. Помимо французского колесного танка AMX-10RC немцы черпали вдохновение и в технике собственного производства. Так на вооружении Бундесвера уже находилась колесная (8х8) разведывательная машина SpPz 2 Luchs, вооруженная 20-мм автоматической пушкой, и колесный бронетранспортер TPz 1 Fuchs.
Тактико-технические характеристики Radkampfwagen 90:
Габаритные размеры: длина – 7100 мм, ширина – 2980 мм, высота – 2160 мм.
Клиренс – 455 мм.
Боевая масса – 30 760 кг.
Силовая установка – 12-цилиндровый четырехтактный V-образный дизельный двигатель мощностью 830 л.с. (610 кВт).
Максимальная скорость – 100 км/ч (по шоссе).
Емкость топливного бака – 300 литров.
Вооружение – 105-мм нарезная пушка L7A3 и 7,62-мм пулемет MG3A1
Экипаж – 4 человека.
«Бумеранг» повышенной огневой мощи: с какой целью в России создаётся колёсный танк
В России начались работы над проектом колёсного танка. Об этом рассказал генеральный директор Военно-промышленной компании (ВПК) Александр Красовицкий. По его словам, машина будет разработана на основе платформы «Бумеранг» в ближайшее время.
«Это будет наше ноу-хау. Танк будет иметь пушку большего диаметра», — заявил Красовицкий в интервью телеканалу «Звезда».
Новое поколение
«Мы сегодня делаем наши машины по принципу модульности. Внутреннее убранство абсолютно одинаковое что в К-16, что в К-17. Сегодня в машине могут находиться восемь человек в боевом отделении в полном обмундировании, два человека (наводчик и командир) и сам водитель», — отмечал ранее Красовицкий.
«Бумеранг» обладает улучшенной проходимостью и, как полагают специалисты ВПК, надёжно защитит экипаж от минной угрозы. Характеристики платформы позволили повысить требования к броне. Такую технику невозможно пробить мелкокалиберными артиллерийскими снарядами и осколками крупнокалиберных орудий.
Колесо против гусеницы
Колёсный танк — тяжёлый пушечный бронеавтомобиль. Это достаточно редкое явление в армиях мира. Как правило, сухопутные войска располагают только обычными гусеничными танками или колёсной бронетехникой, которая не оснащена крупнокалиберными орудиями.
Колёсные танки стоят на вооружении США, Китая, Франции, Италии, Швейцарии, Японии, ЮАР. Основная задача этих машин — истреблять танки противника и прикрывать пехоту на поле боя. Большое преимущество колёсные танки имеют в условиях равнинной местности и развитой дорожной инфраструктуры.
По сравнению с гусеничным аналогом колёсная машина более манёвренная и мобильная. Её вес не превышает 20 тонн (против 40—55 тонн у танка), а скорость хода по шоссе составляет около 90—120 км/ч (против 45—55 км/ч).
Гусеничные танки, как правило, доставляет на поле боя железнодорожный состав. Колёсные машины, в свою очередь, могут перемещаться на сотни километров по обычному автомобильному шоссе, не повреждая асфальтовое покрытие.
В то же время применение колёсной бронетехники существенно ограничено условиями местности. На бездорожье, на горных и лесисто-болотистых участках гусеничные машины обладают неоспоримыми преимуществами. Кроме того, гусеничный танк значительно превосходит колёсный аналог по защищённости.
Над созданием колёсного танка в Минобороны задумались ещё при Анатолии Сердюкове. Весной — летом 2012 года на подмосковном полигоне Алабино проходили испытания итальянской машины Centauro.
Колёсный танк с Аппенинского полуострова не выдержал проверку по проходимости, устойчивости и огневой мощи. Как сообщали СМИ, Минобороны не собиралось закупать Centauro. Испытания были нужны, чтобы оценить недостатки и преимущества такой техники.
Сирийский фактор
Опытный образец колёсного танка на платформе «Бумеранг» может быть собран в течение ближайших двух-трёх лет, предположил в беседе с RT эксперт ПИР-Центра, военный аналитик Вадим Козюлин. По его словам, у России для этого есть вся необходимая научно-технологическая и материальная база.
«Поставить танк на колёса для нашей страны — не проблема. Россия — мировой лидер в области танкостроения. Задачу упрощают современные боевые модули, различные робототехнические аппараты и более совершенные средства защиты, которые могут нивелировать проблемы, связанные со слабостью брони», — отметил Козюлин.
Эксперт считает, что к идее создания колёсного танка могли вернуться благодаря сирийскому опыту. В условиях ближневосточной пустыни наибольшую боевую эффективность проявили мобильные группировки, вооружённые легкобронированной техникой, а также автомобилями с пушками и артиллерийскими орудиями различного типа.
«Подобная техника пригодилась бы огромному количеству ближневосточных и африканских стран, которые ведут по пустыне постоянную погоню за мобильными группировками исламистов. То есть у российского танка может быть очень неплохой экспортный потенциал», — сказал Козюлин.
Аналитик пояснил, что в российских условиях применение колёсного танка ограниченно. В то же время Козюлин не исключил, что новая машина могла бы пополнить арсенал ВДВ. Он напомнил, что Воздушно-десантные войска не первый год ищут возможности для усиления огневой мощи бронетехники.