Как называется священнослужитель в буддизме

Как называют священно-служителей в буддизме?

Монахи
Ага
«Ла́ма (тиб. བླ་མ་, вайли: bla ma) — в тибетском буддизме — религиозный учитель.
Название сродни санскритскому понятию «гуру» и может быть использовано в качестве уважительного обращения кмонаху (монахине) для того, чтобы подчеркнуть их уровень духовного совершенства и мастерства, или же может быть составной частью титула в религиозной иерархии тибетских лам, как то: Далай-лама, Панчен-лама (Тулку). Также является частью титула иерархов северного (Бурятия, Тыва, Алтай) буддизма — Хамбо-лама, Камбы-лама.

Возможно, из-за неоднозначного восприятия тибетского буддизма западными учёными, термин ламаисторически и, зачастую, ошибочно употреблялся для обозначения всех тибетских монахов. Аналогично, тибетский буддизм часто назывался ламаизмом, поскольку западные учёные и путешественники не воспринимали его как одну из форм буддизма вообще. «

Иерархия в буддизме — какие саны и звания существуют
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Тема нашей сегодняшней беседы – иерархия в буддизме. В статье ниже мы расскажем, какие существуют саны, звания в буддийской системе, как они проявляются в различных направлениях. Также вы узнаете, кто такие ламы и какова иерархия буддийского монашества в российских реалиях.

Будет интересно, а главное – познавательно!
Иерархическое деление в разных направлениях
В любой системе, в любом обществе есть особая иерархия – и монашество не исключение. Иерархию монахов-буддистов можно условно разделить на две составляющие: духовную – по количеству накопленных знаний, принятых обетов, уровню медитативной практики, а также должностную – по званию, титулу, к примеру, должность настоятеля храма.

Иными словами, всегда есть разница в возрасте, связи «учитель-ученик», «настоятель-послушник», а взаимоотношения между этими ролями строго определены и подчиняются определенным правилам. То же самое касается отношений монаха и мирянина.

В тхераваде нет сложного соподчинения монахов, зато четко прослеживается превосходство монашества над обычным населением. Тхеравадинское направление, как известно, самое ортодоксальное и считает, что достичь Просветления могут только монахи. Миряне же должны содержать их и относиться к ним с огромным почтением.
Продвижение по духовной лестнице в тхераваде возможно при изучении большого количества священных текстов. Именно поэтому тхеравадины стараются выучить язык пали, запомнить как можно больше канонов и соблюдать огромное число обетов. Высшей степенью посвящения при этом считается бхикшу, который должен соблюдать больше двухсот обетов «Виная-питаки». Важно помнить, что и в тхераваде есть некоторые различия. Так, например, шри-ланкийские монахи стремятся изучить как можно больше сутт, бирманские – строки из «Абхидхармы», а тайские – из «Виная-питаки».

В махаянском направлении взаимоотношения монашества и мирян гораздо проще, ведь считается, что любой верующий, вне зависимости от того, есть ли у него монашеский титул, может прекратить страдания в этом воплощении. Однако на практике миряне с большим почтением относятся к членам сангхи.

При начале практики дзен каждый ученик должен дать 4 обета бодхисаттвы, а затем постоянно повторять их. В дзен нет строгой структуры, но важное значение имеет учитель, которого называют как «мастер дзен». В японской школе тэндай, которую в свое время создал Сайте, тоже не существует соподчиненности монахов, зато ученики также принимают обеты бодхисаттвы.

Наиболее ярко выражен институт монашества в тибетском буддизме. Именно поэтому вся информация, приведенная ниже, будет относиться преимущественно к этому направлению.

Лама в Тибете буквально означает «высший», «духовный учитель». В тибетском буддизме он играет ключевую роль, так как практика невозможна без собственного наставника. Он направляет на путь истины, своим примером показывает, куда двигаться, чтобы достичь духовности, обучает практике; к нему относятся с глубоким почтением, как к отцу. монаха, который достиг особого уровня в духовенстве;
мирянина, который не содержится в монастыре, но достиг высокого уровня в духовном плане и готов обучать других мирян (особенно практикуется в западных странах);
в качестве уважительного обращения к монаху;
в качестве части применительно к высшим титулам перерожденцев в школах ньингма, сакья, кагью, тантрических учениях, к примеру, Далай-лама.

Далай Лама XIV
Среди лам, в свою очередь, существует определенный соподчиненный порядок: невоплощенные, ученые ламы и тулку. Титул зависит или от собственных заслуг, или достается при рождении.

Источник

Иерархия в буддизме — какие саны и звания существуют

Как называется священнослужитель в буддизме. картинка Как называется священнослужитель в буддизме. Как называется священнослужитель в буддизме фото. Как называется священнослужитель в буддизме видео. Как называется священнослужитель в буддизме смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется священнослужитель в буддизме.

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Тема нашей сегодняшней беседы – иерархия в буддизме. В статье ниже мы расскажем, какие существуют саны, звания в буддийской системе, как они проявляются в различных направлениях. Также вы узнаете, кто такие ламы и какова иерархия буддийского монашества в российских реалиях.

Будет интересно, а главное – познавательно!

Иерархическое деление в разных направлениях

В любой системе, в любом обществе есть особая иерархия – и монашество не исключение. Иерархию монахов-буддистов можно условно разделить на две составляющие: духовную – по количеству накопленных знаний, принятых обетов, уровню медитативной практики, а также должностную – по званию, титулу, к примеру, должность настоятеля храма.

Иными словами, всегда есть разница в возрасте, связи «учитель-ученик», «настоятель-послушник», а взаимоотношения между этими ролями строго определены и подчиняются определенным правилам. То же самое касается отношений монаха и мирянина.

В тхераваде нет сложного соподчинения монахов, зато четко прослеживается превосходство монашества над обычным населением. Тхеравадинское направление, как известно, самое ортодоксальное и считает, что достичь Просветления могут только монахи. Миряне же должны содержать их и относиться к ним с огромным почтением.

Как называется священнослужитель в буддизме. картинка Как называется священнослужитель в буддизме. Как называется священнослужитель в буддизме фото. Как называется священнослужитель в буддизме видео. Как называется священнослужитель в буддизме смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется священнослужитель в буддизме.

Продвижение по духовной лестнице в тхераваде возможно при изучении большого количества священных текстов. Именно поэтому тхеравадины стараются выучить язык пали, запомнить как можно больше канонов и соблюдать огромное число обетов. Высшей степенью посвящения при этом считается бхикшу, который должен соблюдать больше двухсот обетов «Виная-питаки».

Важно помнить, что и в тхераваде есть некоторые различия. Так, например, шри-ланкийские монахи стремятся изучить как можно больше сутт, бирманские – строки из «Абхидхармы», а тайские – из «Виная-питаки».

В махаянском направлении взаимоотношения монашества и мирян гораздо проще, ведь считается, что любой верующий, вне зависимости от того, есть ли у него монашеский титул, может прекратить страдания в этом воплощении. Однако на практике миряне с большим почтением относятся к членам сангхи.

Как называется священнослужитель в буддизме. картинка Как называется священнослужитель в буддизме. Как называется священнослужитель в буддизме фото. Как называется священнослужитель в буддизме видео. Как называется священнослужитель в буддизме смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется священнослужитель в буддизме.

При начале практики дзен каждый ученик должен дать 4 обета бодхисаттвы, а затем постоянно повторять их. В дзен нет строгой структуры, но важное значение имеет учитель, которого называют как «мастер дзен». В японской школе тэндай, которую в свое время создал Сайте, тоже не существует соподчиненности монахов, зато ученики также принимают обеты бодхисаттвы.

Наиболее ярко выражен институт монашества в тибетском буддизме. Именно поэтому вся информация, приведенная ниже, будет относиться преимущественно к этому направлению.

Кто такие ламы

Лама в Тибете буквально означает «высший», «духовный учитель». В тибетском буддизме он играет ключевую роль, так как практика невозможна без собственного наставника. Он направляет на путь истины, своим примером показывает, куда двигаться, чтобы достичь духовности, обучает практике; к нему относятся с глубоким почтением, как к отцу.

Ламой могут называть:

Среди лам, в свою очередь, существует определенный соподчиненный порядок: невоплощенные, ученые ламы и тулку. Титул зависит или от собственных заслуг, или достается при рождении.

Невоплощенные

Невоплощенные – низшая ступень лам, и тут тоже присутствует своя структура. Когда юноша решает отказаться от обычного существования и найти монастырское пристанище, он становится банди, или рабженгом. Пока он должен соблюдать лишь 5 обетов.

Спустя пять-семь лет упорного обучения банди принимает уже 36 обетов и становится гецулом. Высшая ступень уровня невоплощенных – гелонг, обязующийся принять 253 обета.

Ученые ламы

Для достижения этой ступени буддистам необходимо обучаться буддийскому учению несколько лет – от десяти до двадцати. В ходе обучения познаются философские, медицинские, астрологические аспекты. В секте гелуг это обучение именуется системой цанид.

Как называется священнослужитель в буддизме. картинка Как называется священнослужитель в буддизме. Как называется священнослужитель в буддизме фото. Как называется священнослужитель в буддизме видео. Как называется священнослужитель в буддизме смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется священнослужитель в буддизме.Монастырь Сэра в Лхасе

Всего существует пять степеней учености:

Степень геше является высшей и соотносится со званием доктора буддистской философии. Те ученые, которые имели право составлять гороскопы с расчетами о новых воплощениях перерожденцев, благоприятными и неблагоприятными датами важных событий, как раз-таки имели титул геше. Его, как правило, можно получить в главных учебных заведениях Тибета – Сэра, Галдан, Брайбун.

Тулку

Тулку – ламы-перерожденцы, которые помогают всему живому выбраться из оков сансары и для этого постоянно перерождаются в новом воплощении. Тулку можно стать только при рождении, унаследовав духовные качества от предшественника.

Существуют особые способы поиска тулку: гороскопы, высчитываемые компетентными ламами-геше, вещие сны, предзнаменования, прямые указания предшественника. Когда предполагаемого кандидата в виде маленького мальчика находят, ему предлагают выбрать вещи, принадлежавшие ламе в прошлом воплощении.

У перерожденцев тоже есть собственный иерархический порядок:

Всем известен нынешний Далай-лама Четырнадцатый Тэнцзин Гьяцо, борющийся за мир на планете и даже удостоенный Нобелевской премии мира. Он считается духовным лидером тибетских, монгольских, бурятских, калмыцких, тувинских буддистов.

В российских реалиях

Собственная иерархическая система есть и в России, так как российские республики Бурятия, Калмыкия, Тува считаются северным направлением тибетского буддизма.

Самым главным человеком в структуре российской традиционной сангхи является Пандито Хамбо-лама.

Среди всех монастырских настоятелей коллегиально избирается Хамбо-лама и его помощники – Дид Хамбо-ламы. Настоятелем каждого монастыря выбирается Соржо-лама и два его заместителя – унзад и човомба. Унзад должен отвечать за расписание служб, обрядов, а човомба – за административную, материальную, дисциплинарную часть.

Как называется священнослужитель в буддизме. картинка Как называется священнослужитель в буддизме. Как называется священнослужитель в буддизме фото. Как называется священнослужитель в буддизме видео. Как называется священнослужитель в буддизме смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется священнослужитель в буддизме.XXIV Пандито Хамбо лама — глава Буддийской традиционной сангхи России.

К Далай-ламе и Хамбо-ламе принято обращаться как «Ваше Святейшество», а к остальным монахам – «досточтимый».

Заключение

Как мы поняли, структура монашества в буддизме довольно сложная. Если в таких направлениях, как тхеравада или дзен, она почти не проявляется, то в тибетском буддизме имеет несколько степеней, каждая из которых может разделяться на более мелкие иерархические виды.

Продвижение в духовной карьере длится не просто годами, а десятилетиями. При этом некоторые титулы, например, Панчен-ламы или Кармапы, остаются для большинства недоступными, так как ими нельзя стать, а можно только родиться.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Чтобы продолжить вместе изучать буддизм, присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог!.

Желаем вам духовного роста, добра, и увидимся скоро вновь в нашем блоге!

Источник

Буддийское духовенство

Иерархия священнослужителей в буддийской общине восходит к тибетской традиции. Самым низким ламским достоинством обладает гэнин («банди» или «манджи» в тибетских монастырях), обязанный соблюдать от 5 до 15 лет 5 обетов, более зрелый и опытный лама может получить сан гэсула (гэцюля в тибетском варианте), связанный уже с исполнением 30 и более обетов. Вершиной иерархии лам является сан гэлуна (гелюнг в тибетском буддизме), носитель которого должен соблюдать уже 253 предписания и обета. Помимо трех названных уровней служителей культа в школе гелугпа существует и система ученых степеней, включающая около 30 наименований. В организации буддистов России есть и определенная административная структура. Члены Центрального духовного управления буддистов России — все настоятели буддийских храмов. Из их числа избирается хамбо лама, имеющий заместителей — дид хамбо лама. Настоятель храма назначает соржо ламу, который имеет двух заместителей: унзад — лама, отвечающий за проведение хуралов, религ. ритуалов, гэбгы — човомба, отвечающий за порядок, дисциплину, ритуальные и имущественные приготовления. При обращении к буддийским священнослужителям чаще всего используются или, во всяком случае, допустимы формы, характерные для православия и католицизма, но в своей среде используются др. обращения: к далай-ламе — Ваше Святейшество, к хамбо ламе — Ваше Святейшество, к ламам — досточтимый.

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 52-53.

Источник

Буддийское духовенство

Смотреть что такое «Буддийское духовенство» в других словарях:

Буддийское имя — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/27 июля 2012. Пока процесс обсуждения … Википедия

БУДДИЗМ — вероучение, возникшее в Др. Индии ок. сер. I тыс. до Р. Х. и в ходе последующего распространения и институционального оформления за пределами Южноазиатского региона ставшее одной из мировых религий. Латинизированный термин «Б.» не является… … Православная энциклопедия

Мятеж в Монголии (1932) — Мятеж в Монголии 1932 года Дата 11 апреля октябрь 1932 Место МНР: Хубсугульский, Архангай, Увэр Хангайский, Дзабханский аймаки Итог … Википедия

Хубсугульское восстание — Мятеж в Монголии 1932 года Дата 11 апреля октябрь 1932 Место МНР: Хубсугульский, Архангай, Увэр Хангайский, Дзабханский аймаки Итог п … Википедия

Шри-Ланка — (до 1972 Цейлон) Республика Шри Ланка, государство на одноимённом острове в Индийском океане, к Ю. В. от полуострова Индостан. Входит в Содружество (брит.). Площадь 65,6 тыс. км2. Население 13,7 млн. чел. (1976). Столица г. Коломбо. В… … Большая советская энциклопедия

Российская федерация — • Россия • Российская Федерация • РФ самая большая по площади страна мира (17075,4 тыс. км2), демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. Первые упоминания об этой стране датируются примерно 10 в., в древнерусских … Географическая энциклопедия

РФ — • Россия • Российская Федерация • РФ самая большая по площади страна мира (17075,4 тыс. км2), демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. Первые упоминания об этой стране датируются примерно 10 в., в древнерусских … Географическая энциклопедия

Цыбиков, Гомбожаб Цэбекович — Гомбожаб Цэбекович Цыбиков … Википедия

Цыбиков, Гомбожаб — Гомбожаб Цэбекович Цыбиков Дата рождения: 20 апреля 1873 Место рождения … Википедия

Источник

Буддийское духовенство // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

Новости ogirk.ru

«Буддийское духовенство. » в новостях:

БУДДИЙСКОЕ ДУХОВЕНСТВО. В буддизме отсутствует единая церковная иерархия. В каждой религиозно-философской школе почитают основателей и прямых учеников, как правило «перерождающихся», по представлениям адептов, в следующих поколениях.

Наиболее почитае­мыми иерархами в буддийском мире являются Далай-ла­ма, считающийся воплощением Бодхисаттвы Авалоките-швары, и Панчен-лама — воплощение Будды Амитабхи. Титул «вачирдара далай-лама» (монгольский «держащий ваджру учитель, [мудрость которого подобна] океану») монгольский князь Алтан-хан присвоил Соднам Джамцхо (1543—88) — 3-му иерарху тибетской школы гелугпа. Впоследствии ти­тул распространился на основателя школы — Гедундуба (1475—1542), настоятеля монастыря Ташилхунпо и его преемника — Гедун Джамцхо (1475—1542), насто­ятеля монастыря Дрепунг. Далай-лама III — Соднам Джамцхо — основал монастырь Гумбум. Далай-лама IV (Ендон Джамцхо, 1589—1617), правнук Алтан-хана, единственный нетибетец в традиции Далай-лам. Далай-лама V (Нгаванг Лобзанг Джамцхо, 1617—82) — объединитель Тибета. При нем окончательно сложилась теократическая сис­тема правления, возведен ансамбль дворца Потала в столице Тибета Лхасе. Нгаванг Лобзанг Джамцхо был автором философских и исторических трудов, создателем новой драма­тургии мистерий цам (собрание его сочинений составляет 25 томов). Далай-лама VI (Цаньян Джамцхо, 1683—1706) — автор высоко чтимых в Тибете лирических стихов, допускающих как светское, так и религиозное толкование. Далай-лама VII (Калзанг Джамцхо, 1708—57), правление которого прихо­дится на «смутное» время в истории Тибета, был най­ден как «перерождение» Далай-ламы VI благодаря ука­заниям в стихах последнего. Автор 8-томного собрания сочинений. При Далай-ламе VIII (Джамбал Джамцхо, 1758—1804) с 1793 устанавливается принцип выборности далай-лам и панчен-лам по жребию под контролем представителей китайской администрации; Тибет закрывается для посеще­ний иностранцев. Далай-лама XIII (Тхубдан Джамцхо, 1876—1933) проводил независимую политику, что выз­вало осложнения в тибетско-китайских отношениях. Во время интервенции англичан в Тибет в 1904 был вынужден скрываться в Монголии, где прожил 2 года в монасты­ре Гандантекчинлинг. Здесь встречался с востоковедом Ф.И. Щербатским и географом П.К. Козловым. Прояв­лял большой интерес к России и перспективам политических и экономических контактов с ней. Будучи духовным учеником Агвана Доржиева, оказывал материальное и моральное содействие строительству буддийского дацана в Санкт-Петербурге. В 1913 издал декла­рацию, провозгласившую независимость Тибета. Далай-лама XIV (Нгаванг Лобзанг Тенцзин-гьяцо, родился 1935) с 1959 проживает в Индии, в Дхарамсале (штат Химачал Прадеш). Лауреат Нобелевской премии мира (1989). Автор многих философских и публицистических произведений.

Панчен-лама, согласно тибетской буддийской традиции, считается духоным наставником далай-ламы, поскольку признается воплощением Будды Амитабхи, чьим духовным сыном является Бодхисаттва Авалокитешвара, который воплощается в далай-ламе. Местопребывание панчен-ла­мы — монастырь Ташилхунпо. Формирование института панчен-лам связано с именем Лобзан Чойчжи-джалцана (1570—1663), духовного наставника далай-ламы IV и далай-ламы V. Панчен-лама IV Данбиньима (1781—1854) из­вестен как кодификатор тибетско-монгольского пантеона.

В соответствии со сложившейся в тибетском и монгольском монас­тырях административно-культовой системой распределения обязан­ностей в бурятском буддийском духовенстве существуют следующие традиционные должностные звания: ширетуй — настоятель, лацаб — главный по­мощник ширетуя, далама — помощник ширетуя по хозяйственным делам, цоржи — лама, руководящий собранием монахов ( хуралом ) во время богослужения, 1-й гэбкуй — лама, следящий за порядком и распределяющий пожертвова­ния прихожан во время хурала, 2-й гэбкуй, старший гэик — помощник гэбкуя, младший гэик, гл. унзад — лама, начинаю­щий чтение канонического текста, старший помощник унзада, младший помощник унзада, гадагба — помощник унзада, следящий за текстом во время чтения на хурале, гонир — лама, сле­дящий за подготовкой алтаря и размещением всех необхо­димых культовых предметов во время хурала, тахильчи — помощник гонира, нирба — лама, ведающий всеми хозяйственными и финансовыми делами, жама — помощник нирбы.

В соответствии с образованием, принятыми обетами, со­гласно каноническому дисциплинарному уставу монашеской жиз­ни (санскр. Виная) и полученными духовными посвящения­ми монахи получают духовные звания: убаши, барма рабчжун (баньди), гэцул, гелонг. После прохождения курса обучения буддийской философии (чойра) и успешного участия в диспуте лама мог получить ученую степень габжи, лхарамбы или рабджамбы в зависимости от того, в ка­ком монастыре устраивался диспут. Например, степень лха­рамбы можно было получить только в Лхасе на общем хурале монастырей школы Гелугпа: Брайбун, Галдан и Сэра. При замещении должностей общего административного управления в буддийском духовенстве и культовой иерархии в храмовых богослужени­ях учитываются достигнутая степень духовного посвящения и наличие богословской степени. Помимо ученых лам и ря­довых лам, занятых в основном храмовыми богослужениями, при буддийском духовенстве обычно имеются монахи, специализирующие­ся в различных видах деятельности: иконописцы (зурачины), ас­трологи (зурхайчины), предсказатели (шочины), про­рицатели (гуртэны), резчики печатных досок (барчины), скульпторы, чеканщики, литейщики, плотники, печни­ки и т. д. Учащиеся, приступающие к изучению теории и практики буддизма в дацане в качестве студентов буд­дийской монастырской школы, либо индивидуально с ком­петентным наставником, получают статус хуварака (см. Буддийское образование ). Все монахи одного монасты­ря, а также одной школы или одного направления в буд­дизме, как и ученики одного учителя, образуют общи­ну — сангху. В более широком смысле членами сангхи могут считаться все буддийские монахи всего мира. Буд­дийские монахи не являются священнослужителями в строгом смысле слова, т. е. не выступают посредника­ми между мирянами и Буддой или богами. Мирянин становится монахом по своему желанию и пребывает в буддийской общине столько, сколько захочет. По тради­ции, однако, монахами становятся на срок не менее ме­сяца. Членом сангхи может стать каждый, независимо от пола, национальности, цвета кожи, социального положения, прежних религиозных убеждений, если они не препятствуют восприятию буддийского мировоззрения. После принятия первоначальных обетов послушника (хуварака), сводящихся к соблюдению правил нравственности (не убивать, не воровать, не прелюбодействовать, не лгать), отказу от употребления спиртного, косметики и парфюмерии, по­сещения зрелищ, участия в танцах и пении, отказу от пользования высокими сидениями, а также от золота и серебра, желающий может, завершив курс необходимого обучения, принять обеты монаха и пройти обряд пос­вящения. Посвящаемый в монахи трижды произносит формулу: «Я ищу прибежища в Будде, я ищу прибежи­ща в Дхарме, я ищу прибежища в Сангхе». Он должен соблюдать 227 правил, изложенных в «Пратимокше» — правилах поведения для монахов. Все буддийские монахи дают обет безбрачия. Распорядок дня буддийской общины обусловлен правилами Винная-питаки: принимать пищу можно только в первой половине дня, в течение дня монахи долж­ны заниматься чтением и изучением священных текстов, ме­дитацией, необходимыми хозяйственными работами и т. д. Понятие «святости» применимо в буддизме к лицам, признанным Буддами, бодхисаттвами, архатами. В их число входят первые ученики Будды Шакьямуни: Анада, Шарипутра, Маудгальяна, Кашьяпаи другие; бодхисатвы Авалокитешва­ра, Манджушри, Ваджрапани. В Тибете в качестве будды почитается Цзонхава. Святыми признавались также мо­нархи и правители: Ашока в Индии, Сронцзангамбо в Тибете. В России буддисты считали царей воплощением божества «Белая Тара», т. е. бодхисаттвами. Святыми могут признаваться не только монахи, но и миряне.

Одним из наиболее известных лам в истории бу­рятского буддизма является основатель Цугольского дацана Л.Л. Дандаров. Ширетуй Цолгинского дацана, выдающийся бурятский просветитель и ученый Р. Номтоев (1820— 1907), был автором Большого толкового двуязычного (тибетский и монгольский) словаря, трудов по грамматике и этног­рафии. Перу ширетуя Анинского дацана Лобсан Талдан-ринпочэ принадлежит «Ясное зерцало» — адаптированное изло­жение «Ламрима» Цзонкхапы. Широкое распростране­ние получили сочинения кудунского ламы И.-Х. Галыииева и ширетуя Агинского дацана Д.Ж. Донжинова, в популярной форме изложивших основы буддийского учения.

Весьма почитаемым ламой был тантрист Шагжа (1858—1909), известный своим подвижничеством на священной горе Алхана. Л.-С. Цыденов (1842—1922) стал основателем нового реформаторского направления в буд­дизме, делавшего акцент на внедацанских формах организации и практики.

Значительную роль в истории буддизма сыграл бурятский религиозный деятель Агван-Лубсан Доржиев (1857—1930), на­ставник Далай-ламы XIII Агван-Лобсан-Тубдан-Чжамцо (1876—1933). Ширетуй Кудунского дацана Л.Д. Дан-дарай впервые открыл в Бурятии философской школы чойра-цанид. Летописи отмечают ученость и подвижническую деятельность ламы Галсана Содбо и ламы-перерожденца Лубумбы, ширетуя Агинского дацана Г.Ж. Тугулдурова, также основавшего философскую школу чойра-цанид.

В настоящее время численность буддийского духовенства в Бурятии составляет около 1 тыс. лам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *