Как называется сварщик на судне
«Кэп», «чиф», старпом и другие должности на флоте: кто чем занимается
«Сухопутному» человеку неизвестно, насколько сложна и многогранна жизнь моряка. Каждый на судне отвечает за свой участок работы, а экипаж корабля состоит из людей множества морских профессий, без которых ни одно судно не отправилось бы в море. Попробуем разобраться с «костяком» плавсостава, кто чем занимается и почему на корабле без этих людей никак не обойтись.
Баталер
К «баталиям» и военной терминологии это название не относится. Все намного прозаичней. Баталер – человек, который отвечает за снабжение экипажа продовольственными и непродовольственными товарами, ведет учет и составляет отчетную документацию.
Баталер – это нестроевой состав флота, но без него представить выходящее из порта судно невозможно.
Боцман
Старший строевой «унтер-офицер». Ему подчиняются все низшие чины – как строевого, так и нестроевого состава. Боцман отвечает за порядок на корабле. В обязанности входит проверка познаний матросов в морском деле.
Должность боцмана подразумевает ответственность за техническое состояние рангоута и такелажа. Отвечает он и за техническое состояние всего оборудования корабля. На судне может быть один боцман или целая боцманская команда, старший в ней носит звание главного боцмана. Каждый из них несет вахту на палубе поочередно.
Капитан
Командир корабля. На морском жаргоне капитана называют «кэп» (за глаза, конечно). Это самый важный человек на судне, его приказы выполняются беспрекословно, даже старшими по званию.
Главный начальник всего состава команды должен как свои пять пальцев знать корабль, сильные и слабые стороны экипажа и руководить процессом движения корабля даже в критических ситуациях. Не зря существует негласное правило, что капитан покидает корабль последним – даже во время шторма.
На нем лежит ответственность за спасение жизни команды и самого судна в случае непредвиденной ситуации. Если корабль спасти нельзя, капитан обязан организовать спасение личного состава и покинуть вместе с ним судно, но только позже всех.
Капитан на капитанском мостике. Источник: wikipedia.org
Перечислять все обязанности капитана корабля пришлось бы очень долго, так как они охватывают широкий спектр: от санитарного и хозяйственного ведения дел во время плавания до безопасности и управления судном, ответственности за соблюдение режима морских пространств, международного права.
Кок
Еще одна должность, без обладателя которой даже утлое суденышко не уйдет в рейс на несколько дней.
Аналог гражданскому повару, морской кок должен не только приготовить вкусную и полезную пищу из имеющихся в его распоряжении продуктов, но и правильно рассчитать их количество. Иначе команда может остаться голодной, а сам он – оказаться за бортом.
На должность кока отбирают только наиболее подготовленных моряков, а переходящий на другое судно капитан старается обязательно переманить к себе хорошо знакомого кока.
Лоцман
Задача этого человека – просчитать все опасности и преграды на пути следования корабля. Другими словами, именно лоцман прокладывает путь судна, учитывая наличие подводных скал, рифов, айсбергов или мелей.
В обязанности лоцмана входит также обеспечение безопасности швартовки корабля. В былые времена у лоцмана был помощник, которого члены команды называли «носовщиком», потому что он измерял глубину палкой, стоя на носу корабля.
Сейчас эта должность из корабельного штата практически выведена, а обязанности выполняют штурман и подштурман. Но для преодоления сложных проливов и захода в узкую гавань на борт обязательно поднимается местный лоцман, знающий окружающую акваторию и морское дно как свои пять пальцев.
Матрос
Относится к низшему строевому составу корабля и принадлежит к категории служащих, обеспечивающих порядок на палубе. Грубо говоря, матрос выполняет на судне всю черновую работу. Впрочем, в гражданском мореплавании эта должность очень распространена.
Матросы за большой уборкой корабля. Источник: pxhere.com
В обязанности матроса входят: мытье палубы, чистка, уборка, такелажные и грузовые операции. Но если создается впечатление, что стать матросом может кто угодно, это совсем не так. Для допуска к должности современный матрос обязан иметь навыки управления кораблем, ориентирования по компасу. Матрос обязан вести наблюдения за состоянием судна во время хода. И если даже эти навыки он ни разу за рейс не применит, без них в состав команды войти не удастся.
Неопытного или ленивого матроса, который ничего делать не умеет или не хочет, называют «салагой». Это прозвище так широко вошло в морской лексикон, что на некоторых судах весь экипаж называет матросов не иначе как «салагами».
Машинист (моторист)
Рабочее место машиниста (иногда должность называется «моторист») – трюм корабля. Этот человек входит в рядовой, иногда старшинский состав корабля, и отвечает за обслуживание пожарных, водоотливных и прочих систем, необходимых для корректной работы судна.
Машинист непрестанно следит за исправностью двигателя и обязан знать все тонкости и нюансы устранения поломок максимально быстро. Кроме того, машинист обязан в совершенстве владеть навыками швартовки, управлять шлюпками и быть отличным пловцом.
Труд машиниста совсем нелегкий, иногда даже изматывающий, поэтому от человека требуется не только хорошая физическая подготовка, но и стальные нервы.
Механик
Работает механик непосредственно в машинном отделении судна и следит за работой двигателя и его частей, руководит машинистами. На механике лежит большая ответственность, его работа также не сахар. Ему приходится всю смену находиться в душном закрытом помещении без надлежащего освещения, руки перепачканы мазутом и маслом.
На большинстве судов механиков всего три. Это также связано с тяжелыми условиями труда: смена составляет четыре часа, после чего механик отдыхает восемь, в то время, как заступают следующие два поочередно.
При отлично налаженной работе механизмов механик просто поддерживает их рабочее состояние, но при авариях и сбоях начинается аврал. Тогда все три представителя этой морской профессии сутками работают не покладая рук, пытаясь вернуть кораблю плавучесть и ходовые качества.
Старший помощник капитана (командира)
На морском жаргоне – просто «старпом» или, как очень любят говорить моряки, – «чиф». Человек, который ничего не делает, но любит раздавать команды, как считает младший состав любого корабля. Но, конечно же, все в точности до наоборот.
Старший помощник – второй человек после капитана, поэтому неудивительно, что на нем лежит большая ответственность. Являясь первым заместителем «кэпа», он руководит всеми работами на корабле, отвечает за подготовку команды и состояние судна во время плавания. В любой момент старпом должен быть готов заменить капитана.
Штурман
Занимается он управлением корабля, следит, чтобы судно не сбилось с пути, прокладывает курс, наблюдает за навигационной системой и сверяется с картой маршрута следования, руководит швартовкой, проверяет исправность якорей и измеряет глубину, чтобы во время остановки судно не село на мель.
На морском жаргоне означает «вожак», так как именно штурман ведет корабль и всех моряков. Помогает в нелегком деле штурману подштурман, который в случае чего может заменить своего начальника.
Юнга
Многие полагают, что юнга – реальное морское звание, но это не совсем так. Еще несколько веков назад юнгами называли мальчиков или подростков, которые проводили работы по уборке и обслуживанию палубы.
Впрочем, с перерывами, но такой чин в строевом составе судна действительно существовал, а в Российской империи даже открывали школы юнг. По сути, юнга – мальчик, которого готовили к должности матроса.
Некоторые из вышеперечисленных званий были упразднены, некоторые остаются до сих пор, под другими названиями. На самом деле морских должностей очень много, ведь корабль – это целая жизнь, огромный механизм, для обеспечения которого необходима бесперебойная работа десятков, а то и сотен людей.
Плохо в море без сварщика
Судового сварщика у нас на судах часто зовут по должности – сварной. По английски слово «сварщик» переводится, как «уелдер», не совсем благозвучно, поэтому называют часто фиттером, то есть слесарем (а он и должен быть хорошим слесарем, иначе-никак). Так же часто капитана традиционно величают мастером, старшего помощника – чифом, старшего механика – дедом, боцмана – драконом. Но для меня Фиттером навсегда останется один человек – это Саша Вакульчук.
Потому, наверное, что так его назвал Афанасий, а прозвища Афанасия к человеку прилипали на всю жизнь.
Итак, про нашего Фиттера. После успешного ремонта турбины и чистки вспомогательного котла, теплоход «Sea Mother» снялся из Лас Пальмаса на север Европы, во французский порт Дьепп. На судне на неделю осталось два вторых механика. Не знаю, как уж это удалось нашему Афанасию, но с руководством компании он этот вопрос решил.
Миша Ярославцев, более известный на судне, как «Red General»,был действительно Красным Генералом и неформальным лидером коллектива. Для этого были все основания. Вторым механиком он уже поплавал, в «Антарктике» до этого и стармехом успел побывать. Была у него хорошая теоретическая подготовка, после училища технического флота он успел закончить ОИИМФ,институт инженеров морского флота, руками он тоже работать умел и любил. Авторитетом для всех моряков на судне был безоговорочным.
Последнюю неделю контракта вахты он не стоял, конечно, в основном выполняя пассажирские обязанности. Но за своим сменщиком, Иваном Касьяном, он приглядывал и очень скоро поделился со мной своей озабоченностью:
Ну, взял я на себя полное руководство, еще и исполнение. Пришли в Дьепп, посадили Мишу на смешной, маленький, какой-то, ненастоящий поезд, отправили его в Париж. А я у Афанасия начал сварщика клянчить, ну нельзя на таком пароходе без сварного.
Хорошо, что это был не кто другой, а Афанасий. Ей Богу, чем больше я его вспоминаю, тем больше уважаю. Если в двух словах, то приехал к нам сварщик, Ярославцева сосед. Всем Миша сумел помочь, и нам, и соседу, и пароходу.
Сварщиком оказался вот этот самый Вакульчук. Пропал бы я без него, это и к бабке ходить не надо. Турбина-то наша накрылась через три месяца медным тазом, чуть не разбили пароход об алжирские скалы, в другой раз чуть не утонули прямо у причала в Барселоне. Сашка выручал. Но это потом. А пока курс молодого бойца ему читал. Сварщик-то он был прекрасный, но на море только один раз до Турции ходил. И то пассажиром.
Работал Саша до этого на Январке, заводе Январского восстания. Электросваркой владел классно, а вот газом варить ему не приходилось. Здесь же такая работа досталась ему в первый же день! Но не признался он мне, что это дебют, мучился, но заварил. Да нам красота не была нужна. Прочность и плотность, этого достаточно.
С приездом Саши работать мне стало намного проще. Толковый, сообразительный, изобретательный, он обладал еще и легким характером. Мы быстро подружились и дружим до сих пор, много раз были на одном судне и никогда он не подводил. Работать так работать, отдыхать… он тоже умел. В меру, ровно столько, сколько было можно.
Афанасию Саша тоже сразу понравился. А уж кто-кто, а он в людях понимал. А Саша и его перехитрил. Говорит мне как-то капитан:
— Фиттер-то наш хорошо по-английски понимает. Молодец!
— С чего ты взял?
— Да пару дней назад прошлись мы по палубе. Я ему все рассказал, где леер поменять, где планширь заменить, где ограждение новое сделать. А сегодня утром пробежался я вдоль обоих бортов, он все уже сделал. Молодчик!
Английского тогда Фиттер не знал совершенно. Позже уже – да. Жизнь заставила.
Сварщики
Все чаще на рынке труда моряков можно увидеть необходимость работодателя в комбинировании обязанностей матроса с обязанностями сварщика, все чаще среди объявлений о найме моряков встречаются объявления: «требуется матрос/сварщик (AB/Welder)», «Требуется Матрос-Сварщик 2 класса» и др.
При найме экипажа судовладельцы все чаще отдают предпочтение кандидатам матросам с навыками сварочных работ. Такой работник сможет посодействовать штатному мотористу-сварщику, будет очень полезен при необходимости ремонтных работ как в трюмах так и на палубе. Таким образом, сертификат сварщика намного расширяет возможности трудоустройства для матроса и дают преимущество среди других кандидатов.
В чем же особенности такой вакансии и что нужно от кандидата для того чтобы получить такую работу.
Прежде всего следует помнить о том, что к судовым сварщикам выдвигаются соответствующие требования относительно их профессионально-технического образования, а также соответствия квалификации судовых сварщиков современным международным требованиям и рекомендациям.
Для того чтобы стать судовым сварщиком и получить квалификацию «Электрогазосварщик судовой 4-го разряда», желающий уже должен иметь определенный стаж работы на судоремонтных предприятиях на берегу, который, как правило, составляет не менее 12 месяцев.
В процессе освоения специальности судового сварщика, учащийся должен освоить как общие так и специальные познания, начиная от общего устройства судна и до тонкостей определенных видов сварки: освоить особенности сварочных работ в судовых условиях, обучиться технике выживания, освоить противопожарную безопасность, средства борьбы с пожарами, основы первой медпомощи, охраны труда и безопасности.
В процессе обучения необходимые навыки достигаются с помощью использования современных тренажеров. В процессе работы судовому сварщику также придется широко использовать профессиональную терминологию, что предполагает владение английским языком на достаточном уровне.
Курсы судового сварщика дают возможность овладеть необходимым уровнем знаний в сфере выполнения сварочных, газосварочных, и других связанных с этим работ, а также успешно применять их на практике.
Овладение специальностью и получение морского сертификата сварщика, несомненно, поспособствует трудоустройству, позволит реализоваться специалисту
О нас
Помогаем в оформлении и консультируем по вопросам:
Вакансии для Слесаря / Сварщика
Слесарь / Сварщик
В список экипажа большинства современных судов сегодня включена должность слесаря-сварщика. Эта позиция относится к рядовым, однако чрезвычайно важна, особенно для танкеров, где сложные трубопроводы нуждаются в постоянном и компетентном обслуживании.
В обязанности слесаря / сварщика входит ремонт и обслуживание корпуса и палубных конструкций судна, корпусов механизмов, резервуаров, узлов давления, трубопроводной системы и т. д. с использованием электро- и газосварочного оборудования, а также слесарного инструмента.
В зависимости от задачи и квалификации сварщика может использоваться оборудование для кислородно-ацетиленовой, дуговой, электрической или газовой сварки. Специалист размечает монтажную схему, а затем закрепляет детали и узлы в соответствии со спецификациями.
Слесарь / сварщик также может ремонтировать судовые механизмы и конструкции с помощью слесарного оборудования. Демонтировать, закреплять с помощью болтов и заклепок, править и подгонять форму, а иногда изготавливать новые подходящие детали с помощью судовых станков.
Зарплата слесаря / сварщика существенно не зависит от типа судна. Обычно эти специалисты зарабатывают около USD 2000. Оклады немного повышаются до USD 2 200 – 2400 долларов США на танкерах, где у слесарей / сварщиков традиционно больше работы, а менее сложные универсальные грузовые суда предлагают зарплату в 1500 долларов в месяц.
Профессия: сварщик
Востребован в строительных и нефтегазовых компаниях
Мой муж — сварщик. Он три года работал сварщиком вахтовым методом на Крайнем Севере, а теперь подрабатывает в своем селе.
Мужчине с такой профессией нетрудно найти работу в деревне, в городе и на вахте. Расскажу, сколько зарабатывают сварщики, сколько стоит их экипировка и оборудование и что они делают в бескрайней тундре.
Чем занимается сварщик
Сварщик занимается электро- или газосваркой. При электросварке он нагревает металлы с помощью сварочного аппарата и тонкого металлического стержня — электрода. Сварщик касается электродом металла, из-за электричества металлы плавятся, на месте стыков остаются швы.
Газосварка — это сварка при помощи кислорода, горючего газа и сварочной горелки. Кромки деталей нагреваются пламенем. Газосварку часто используют для соединения деталей из чугуна. Ее недостаток — металлы долго греются.
Сварщик нужен на стройке, чтобы соединять металлические конструкции и детали, часто он нужен на заводах, где работают с металлами. Сварщики трудятся на строительстве мостов, дорожных развязок и тоннелей. Также сварщики работают на сельскохозяйственных и электромонтажных предприятиях, судостроительных верфях, портах, в сфере самолетостроения. Их берут в автомастерские, теплосети и ЖЭКи. Сварка требуется даже рекламным агентствам и студиям художественной ковки.
Сварщика нанимают в штат предприятия по трудовому кодексу на восьмичасовой рабочий день или зовут на вахты: месячные или двухмесячные. Также сварщик может работать сам на себя.
Для сварщика недопустимо изготавливать бракованные изделия, он отвечает за качество каждого шва. Если он некачественно заварит газовую трубу, то произойдет авария, которая унесет жизни людей.
Самое трудное в работе — это сварка в слишком жаркое или холодное время.
Безопасность и оборудование
Если сварщик не соблюдает технику безопасности при работе с током или газом, это может привести к смерти. Опасно сваривать под дождем или в сырую погоду, с мокрыми руками или ногами. Опасность возникает, если сварщик работает с горючими газами. При работе с ними нельзя допускать падения газовых баллонов, попадания на них посторонних веществ, масел: это приводит к взрывам. Еще сварщик может получить ожоги или повредить глаза ярким светом. Поэтому для сварки нужна специальная экипировка.
Если сварщик работает на предприятии постоянно, он бесплатно получает спецодежду, обувь и краги — рукавицы из плотной ткани. Это касается и вахтовиков. Самозанятые сварщики покупают эти вещи. Из одежды понадобится куртка и штаны или комбинезон из огнестойкой брезентовой ткани.
Сварочный аппарат работнику приобретать необязательно — выдадут на предприятии. Мой муж купил сварочный аппарат, чтобы подрабатывать в селе, на вахты аппарат не возит. Анатолий выбрал легкое устройство небольшой мощности. Важно, чтобы аппарат подключался к розетке 220 вольт.
Муж также купил болгарку, чтобы резать металл и изготавливать металлические изделия дома. для себя и родственников варит печки для бани, сани для снегохода и технику.
Оборудование и средства защиты сварщика — 28 300 Р
Сварочный аппарат | 10 000 Р |
Болгарка | 7000 Р |
Диски для болгарки | 5000 Р |
Берцы | 2000 Р |
Держатель для электродов | 1500 Р |
Валенки | 1000 Р |
Электроды, 3 пачки | 900 Р |
Маска | 600 Р |
Краги | 300 Р |
Обучение
Анатолий стал сварщиком по примеру родного дяди. На сварщиков учатся в училище или техникуме. Анатолий получил корочку на курсах при училище в городе Печоре. Без этого удостоверения трудно устроиться на работу.
После окончания учебы Анатолий полгода стажировался на предприятии. Первый месяц ему, как новичку, не доверяли ответственную работу и платили меньше, чем опытным коллегам.
После стажировки он решил поехать на вахту, чтобы зарабатывать больше. Работу сварщики ищут на «Авито», в группах во Вконтакте и в базе вакансий сварочного производства. За три недели поиска у Анатолия получилось найти вакансию через знакомых. Его приняли на предприятие в городе Усинске Республики Коми. Взяли, потому что он работал стажером и уже имел начальные навыки.
Перед выходом на работу муж прошел медосмотр за счет компании. Это обязательное требование для работников нефтяной отрасли на Севере. Сварщики проходят врачей, потому что иногда на вахте работают в тундре. Если в такой момент заболит зуб, из-за этого не будут вызывать вертолет с медпомощью.
Доходы
Иногда в объявлениях пишут зарплаты по 150 тысяч рублей, а потом уточняют, что это зарплата за полтора-два месяца вахты.
получает мой муж за вахту
Постоянная работа. В моем регионе, на предприятиях Сыктывкара и Усинска, штатные сварщики получают 35—50 тысяч рублей в месяц. Причем в Усинск одни сварщики ездят на вахту, а другие работают там постоянно, на восьмичасовом рабочем дне. Это зависит от компании. За Усинском начинается тундра, и там работают только вахтовым методом.
Самозанятый сварщик. С 2014 года Анатолий раз в полтора-два месяца подрабатывает сварщиком на частных заказах. Варить изделия — уже не основная его работа, а дополнительный заработок. На подработках он получает деньги за заказ целиком или за каждый сантиметр сваренных швов.
На сварку может позвать знакомый предприниматель, чтобы сварить детали сельхозтехники или механизмов: тракторов, машин. Иногда через сарафанное радио Анатолию поступают заказы от других организаций и частников. Анатолий варит печи, днища катеров, ножи у тракторов, трубы, системы отопления. Муж зарабатывает 500—1700 Р в день, выходит в среднем от 5 до 17 тысяч рублей за один заказ. Крупные заказы Анатолий выполняет неделю или больше. Некоторые односельчане платят ему по бартеру: бензином или рыбой.
Заказчики не задерживали Анатолию зарплату, но у его знакомых такое было. Некоторые фирмы не платят зарплату вовремя, объясняют это тяжелым финансовым положением. Обращение в суды не помогало работникам получить деньги. Поэтому Анатолий перед устройством на новое место интересуется у будущих коллег, не задерживают ли зарплату.
Однажды на вахте Анатолий получил расчетный лист за отработанный месяц. В нем была указана зарплата меньше, чем в прошлом месяце, хотя работы было больше. Анатолий пошел разбираться в бухгалтерию. Там ему сказали, что у них произошла ошибка, а деньги доплатят. Муж вышел из бухгалтерии и встретил коллег. Те сообщили, что водитель трактора получил расчетный лист с суммой долга. В конце отработанного месяца он остался должен предприятию и тоже пошел разбираться. После этого случая Анатолий не стеснялся задавать вопросы начальству и бухгалтеру, если зарплата казалась ему маленькой.
Повышение квалификации
Чтобы выполнять сложные работы и получать высокие зарплаты, сварщики проходят аттестацию, повышают разряд и получают повышение в должности.
Повышение разряда. Еще в учебных центрах сварщики повышают разряды. С повышением разряда автоматически повышается зарплата. После курсов в училище Анатолий получил третий разряд. Затем два раза поднимал разряд — до четвертого и пятого. Высший разряд — шестой.
Дальнейший рост. Чтобы подняться по карьерной лестнице, нужно получить техническое образование, например строительное. Тогда сварщиков повышают до бригадиров, мастеров и дефектоскопистов.
Трудности профессии
Когда Анатолий работал вахтовым методом, его отвозили в тундру. Чем севернее находился объект, тем труднее людям было переносить климатические условия. Чтобы не мерзнуть, сварщики тепло одеваются и плотно едят.
Сварщики испытывают сильную нагрузку на зрение. Однажды Анатолий не успел проверить стекло на маску, которое выдали на работе. Оно было светлое. Муж испытывал неудобство из-за этого и портил зрение, потому что свободных стекол на объекте больше не было. Он заказал другое, но его привезли через три недели. Сварщики постоянно вдыхают пыль и дым: металл грязный, запачкан смазочными материалами, нефтью. При резке и сварке такого металла Анатолий надевает респиратор.
Чтобы не переживать за безопасность на работе
Сварщикам нужно уметь находить общий язык с другими людьми. На вахтах приходится неделями жить в одном вагончике с рабочими из разных концов России и из других стран.
Однажды Анатолий трудился на вахте и знал, что с ними работает придирчивый прораб. Этот начальник славился распоряжениями, которые трудно выполнить. Сотрудники увольнялись из-за него. В один из месяцев Анатолий узнал, что ему нужно работать вместе с этим прорабом в ночную смену. Перед первой сменой тот сказал ему сварить восемь конструкций за ночь, а нормой были три конструкции. Также прораб поручил Анатолию не уходить с объекта, когда закончится смена, и варить, пока не придет дневной сварщик и не возьмет из его рук держак от аппарата, чтобы беспрерывно работать.
Муж заволновался: понял, что приказ начальника по количеству деталей он не выполнит. Он поговорил об этом с другим прорабом. Тот рассмеялся и сказал варить спокойно. В итоге Анатолий за ночь изготовил четыре конструкции и утром придирчивый начальник был удовлетворен результатами работы.
Впечатления от профессии
Анатолию нравится работать сварщиком: с каждым изделием у него появляются новые навыки и сноровка. Сварка — это создание чего-то нового, устойчивого и прочного.
После учебы на сварщика муж советует стажироваться, а не сразу ехать на вахту. Это поможет приобрести навыки для выполнения крупных заказов.
В работе муж следует правилу: «Вари изделие так, как будто варишь для себя». Это помогает накладывать прочные швы и не допускать оплошностей. Такой совет Анатолий получил от коллеги, когда проходил первую аттестацию и волновался.
В будущем муж продолжит подрабатывать и снова поедет на вахты. Научит сварке сына.
Я рада, что муж работает сварщиком. В селе эта профессия востребованнее, чем, например, юрист или программист. Она приносит дополнительные деньги в бюджет семьи. С помощью своего сварочного аппарата мы экономим: муж сварил домой печку в баню, ремонтирует технику.