Как называется специальная одежда военнослужащих
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ВОЕННОГО ОБМУНДИРОВАНИЯ
Чтобы просмотреть картинки, нажимайте на заголовки.
АКСЕЛЬБАНТ
Оплечье или наплечье — золотой, серебряный или нитяной плетеный шнур с металлическими наконечниками, пристегиваемый к правому плечу под погоном или эполетом. Впервые появился в русской армии в 1762 г., просуществовал с различными изменениями до 1917г.
БАЙДАНА
Кольчуга, изготовленная из плоских колец. Появилась на Руси около 1200 г. и просуществовала до XVIIв.
БАРМИЦА
Кольчужное прикрытие для шеи и плеч, пристегиваемое к шлему. Шлемы с бармицами появились впервые в X в.
БАХТЕРЕЦ
Защитное снаряжение из колец и металлических пластин небольшого размера, прикрывающее спину и грудь. Наибольшее распространение получил в XVI — XVII вв.,
БАШЛЫК
Капюшон из верблюжьего сукна с двумя длинными концами, отороченными по краям тесьмой. В холодное время года башлык надевали на головной убор. Появился в русской армии в 1826г. и просуществовал до 1917г.
БЕШМЕТ
Рубашка, застегивающаяся на крючки, со стоячим воротником. Предмет форменной одежды Кавказского казачьего войска. Надевалась под Черкесску.
БОТИКИ
Гусарские сапоги особого покроя, с твердыми голенищами, имеющими фигурный вырез спереди.
БОТФОРТЫ
Сапоги с высокими голенищами, имеющие наверху пришивные клапаны (раструбы), закрывающие колено. Впервые появились в русской армии в 1700г., просуществовали до 1917г. Предмет униформы гвардейских кирасирских полков.
БРОНЯ
Так в русских летописях называли защитное снаряжение воинов. Например, в Ипатьевской летописи упоминаются «брони дощатые» — пластинчатые и чешуйчатые доспехи, отличающиеся по своему внешнему виду от более распространенной в то время кольчуги.
БУКЛИ (ПУКЛИ)
Валики из волос за ушами, которые удерживались в этом положении при помощи заколок и специального обруча. Элемент форменной прически войск в XVIIIв.
ВЫПУШКА
Цветная оторочка по краям погона, обшлага, воротника, бортам мундира, фуражки.
ГАЛСТУК
В XVIII и XIX вв. принадлежность форменной одежды войск. Имел вид широкой ленты, обвязывающейся плотно вокруг шеи. В начале XVIII в. концы галстука лежали на груди поверх мундира, затем стали убираться под мундир.
ГАЛУН
Тесьма, лента, изготовленная из золотой, серебряной, медной или из сплава металлов нити на шерстяной или шелковой основе. Служил для обозначения чина и украшения униформы. К 1914г. в русской армии применялось до 20 различных видов галуна.
ГАМАШИ (ШТИБЛЕТЫ)
В XVIII в. часть обуви, изготовлявшаяся из сукна, холста или телячьей кожи в виде голенищ, застегивающихся на пуговицы с наружной стороны ноги. Надевалась поверх носков или чулков и штанов и прикрывала сверху ступню. Под верхний край штиблет навертывали штибль-манжеты.
ШТИБЛЬ-МАНЖЁТЫ
Которые изготовляли отдельно из белого холста и стягивали ремнем или подвязкой под коленом.
ГИМНАСТЁРКА
Изначально рубаха для занятий гимнастикой. Имела покрой русской национальной рубахи, но с прямым воротом и продольной планкой-застежкой. Была введена как предмет летней униформы для нижних чинов в 1882 г.; была белого цвета, с 1908г. — защитного травянисто-зеленого.
«ГРЕНАДА» («ГРЕНАДКА»)
Украшение головных уборов и патронных сум, сделанное из латуни в форме древней «Гренады» (т. е. гранаты) — шара с выбивающимся из него огнем.
ДОСПЕХ
Обобщенное название защитного вооружения русских воинов в XIII — XVII вв. Доспехом могли называть и кольчугу, и бахтерец, и пластинчато-чешуйчатые «брони».
ДУЛАМ (ДОЛОМАН)
Короткая куртка, расшитая на груди шнурами, на которую накидывается ментик. Предмет гусарской униформы. Впервые появился в русской армии с формированием первых гусарских полков в 1730 — 1740 гг.
ЕПАНЧА
Русское название плаща. Служил зимней одеждой до конца XVIII века, а потом был заменен шинелью.
ЗЕРЦАЛО
Защитное вооружение в XVI — XVII вв. Состояло из четырех крупных металлических пластин: передней, задней и двух боковых, соединенных ремнями и кольцами. Обычно надевалось поверх кольчуги.
ЗИПУН
Кафтан, верхняя одежда из толстого сукна, как правило без ворота.
КАМЗОЛ
Куртка с полами длиной до бедер или короче бедер, застегивающаяся на пуговицы. Зимой камзол носили под кафтаном, летом камзол служил летней униформой. Предмет форменной одежды в XVIII в.
КАСКА
Металлический или кожаный головной убор, формой напоминающий шлем. Впервые была введена в русской армии в 1786г. До 1917г. сохранилась как парадный головной убор в некоторых полках: драгунских, кирасирских, конно-артиллерийских.
КАФТАН
Предмет форменной одежды войск в XVIIIв., имевший длинные полы, воротник и обшлага.
Суконный головной убор с околышем и козырьком. Появился в русской армии в 1862г. как подражание французскому образцу, отменен в 1881г.
КИВЕР
Головной убор русских войск в 1807 — 1862 гг. и 1909 — 1914 гг. (принадлежность парадного строя). Изготовлялся из кожи, обшивался сукном, имел козырек, кокарду, подбородный ремень с металлической чешуей. Были разные виды киверов. Наибольшее распространение имела форма перевернутого усеченного конуса.
КИРАСА
КИТЕЛЬ
В конце XVIII в. — длинная куртка из грубого холста, принадлежность рабочей одежды нижних чинов кавалерии, в которой они могли чистить лошадей и убирать конюшни. В начале XX в. — название однобортной короткой куртки (часто из защитной ткани), на пяти пуговицах, с двумя нагрудными и двумя боковыми карманами, для повседневной носки офицеров всех родов войск и нижних чинов кавалерии.
КЙТИШ-ВЙТИШ
Особого плетения шнур, принадлежность униформы солдат и офице-ровуланских полков. Впервые появился в русской армии в 1803г.
КЛАПАН
Полоска из сукна, которую нашивали на воротники и обшлага мундиров и шинелей.
КОКАРДА
Металлический или матерчатый знак, прикреплявшийся к головному убору. Как правило, кокарда имела значение национальной эмблемы и это находило отражение в ее раскраске. Так, в первой половине XIX в. генералы и офицеры русской армии носили на шляпах кокарды из трех цветов: белого, желтого с черной полосой и черного (цвета династии Романовых).
КОЛЕТ
Предмет форменной одежды только кирасирских полков, имел некоторые особенности в крое и шитье. В XVIII в. был желтоватого цвета, с 1796г. — белого.
КОЛОНТАРЬ
Вид защитного снаряжения в XIV — XVII вв. Куртка без рукавов, застегивающаяся на плечах и на боках. Изготовлялась из крупных металлических пластин, соединенных кольцами.
КОЛЬЧУГА
Название защитного снаряжения, изготовленного из колец, в XV — XVI вв., до этого кольчуги называли иначе — «брони».
КУАФЕРА
Уставная прическа войск в XVIII в. с буклями и косой, сооружалась при помощи помады (сала), пудры (муки), заколок и обруча.
КУШАК
КУШАК С ГОМБАМИ
Предмет гусарского снаряжения, изготавливался из шнуров. Гомбами назывались три перехвата, расположенные спереди.
ЛАМПАСЫ
Две широкие цветные полосы из тонкого сукна, нашивающиеся вдоль наружного бокового шва брюк. Введены в русской армии в 1803г. для всех чинов уланских полков. Лампасы в казачьих войсках были однорядными.
Второе название защитного снаряжения кирасирских полков — кирас.
ЛАЦКАНЫ
Отвороты на бортах верхней одежды, расположенные на груди (от шеи до пояса). Впервые появились в русской армии в 1762г.
ЛЕЙБИК
Короткая куртка из сукна для повседневного употребления (для сохранения строевых мундиров) в кавалерийских частях в эпоху Николая I.
ЛОПАСТЬ
Широкая суконная лента, принадлежность головного убора. Две лопасти имела каска, введенная в 1786г., одна лопасть украшала каски лейб-гвардии Конно-Гренадерского полка вплоть до 1914г.
ЛЫЧКИ (ЛЫЧКА)
Неофициальное название унтер-офицерских нашивок из галуна, тесьмы на погонах.
МАНЖЕТЫ
Пристегнутые или пришитые обшлага у рубашки.
МАНИШКА
Пристегнутый или пришитый к рубашке нагрудник.
МЁНТИЯ (МЕНТИК)
Предмет униформы гусарских полков, верхняя куртка, надевавшаяся на дулам, расшитая шнурами и опушенная мехом.
МИСЮРКА
Защитный головной убор в XV —XVII вв., состоял из металлического назатыльника и кольчужной сетки.
МУНДИР
Это слово появилось в русском языке в начале XVIII в. и вначале обозначало весь комплекс предметов, составляющих одежду и снаряжение солдата и офицера. С конца XVIII в. мундиром стали называть только верхнюю одежду военнослужащих.
НАГАВЙЦЫ
Изготовленное из колец защитное снаряжение для ног XV — XVII вв.
НАЛОБНИК
Изготовленная из металла часть головного убора в гренадерских полках, расположенная впереди надо лбом.
НАПАТРОННИК (ГАЗЫРИ)
Суконные карманчики, нашитые на груди, в которые вкладывались патроны. Элемент верхней одежды Кавказского казачьего войска и других частей, имевших право носить такой мундир.
НАРУЧИ
Защитное снаряжение для рук в XIII — XVIII вв.
ОБШЛАГ
Нижняя часть рукава, часто отворот на конце рукава.
ОКОЛЫШ
Часть головного убора, непосредственно облегающая голову.
ПАНТАЛОНЫ
Название длинных мужских штанов в начале XIXв.
ПАНЦИРЬ (ПАНСЫРЬ)
Название кольчужного защитного снаряжения XV — XVII вв.
ПАПАХА
Высокая меховая шапка из смушки с суконным верхом. В русской армии появилась во время военных действий на Кавказе в первой половине XIX в. Наиболее массовое распространение получила в годы первой мировой войны.
ПЕТЛИЦЫ
Небольшого размера нашивки на воротниках и обшлагах солдатских и офицерских мундиров. Были петлицы из тесьмы, галуна и шитые серебряными и золотыми нитками.
ПЛЮМАЖ
Украшение головных уборов генералов и офицеров. В XVIII в. плюмаж изготавливался из шерсти и страусовых перьев, в XIX в. — из петушиных.
ПОГОНЫ
Суконные наплечные нашивки. Введены в русской армии у нижних чинов в 1801г. Цвет солдатских погон указывал на принадлежность к определенному роду войск, порядковому номеру в дивизии, к определенному полку в кавалерии. В 1854г. на офицерских шинелях появились суконные погоны, украшенные галуном, в следующем году их ношение было распространено на мундиры и сюртуки.
ПОДКОЛЕТНИК
Предмет униформы кирасирских полков в XVIII в., представлял собой род камзола, застегивался на крючки.
ПУГОВИЦА
Застежка для петель одежды, обычно в виде кружка.
РАСТРУБЫ
Клапаны из толстой кожи, нашиваемые сверху на ботфорты или на перчатки.
РЕЙТУЗЫ
Штаны для верховой езды. В начале XIX в. в русской армии для всех чинов кавалерии и офицеров пехоты были введены так называемые походные рейтузы — из серой ткани, на 18 боковых пуговицах с каждой стороны.
РЕПЕЁК
Название одного из элементов декора кивера в XIX в., изготавливался из дерева, обшивался тканью, помещался на кивере впереди, сверху «гренадки» (в пехоте).
СААДАК
Комплект из двух предметов: футляра для лука и колчана для стрел в XV — XVIIвв.
СУЛТАН
Украшение на головных уборах в виде пучка перьев или конских волос.
СУПЕРВЁСТ
Верхняя одежда, скроенная в виде жилета, с застежкой на боку, украшенная вышивкой и галунами, принадлежность парадного строя кавалергардов.
СЮРТУК
Верхняя повседневная одежда генералов и офицеров с 1803 по 1907г. Сюртук имел длинные полы (до колен), высокий стоячий воротник и застегивался на пуговицы.
ТЕГИЛЯЙ
Защитная одежда воинов поместной конницы в XV — XVII вв. в виде кафтана с высоким воротником и толстой, простеганной прокладкой.
ТЕСЬМА
Узкая тканая или плетеная полоса материи для обшивки и украшения.
ТРЕУГОЛКА
Шляпа с тремя углами, наибольшее распространение имела в XVIIIв.
ТУЖУРКА
Двубортная форменная одежда из серо-голубого сукна, официально называвшаяся «укороченное пальто». Была введена в 1888г. в качестве внеслужебной формы одежды генералов и офицеров.
ТУЛЬЯ
Верхняя часть шляпы, фуражки.
ФАЛДЫ
Задние полы у мундира фрачного типа.
ФУРАЖКА
Головной убор из сукна, впервые появился в русской армии в конце XVIII в. и имел вид колпака, применялся в кавалерии при фуражировке лошадей (прием, хранение, раздача фуражек). В 1811 г. фуражная шапка приобрела вид бескозырки: неширокий околыш и круглая плоская тулья над ним.
ЧАКЧЙРЫ
Предмет униформы гусарских полков, узкие суконные штаны, расшитые шнурами спереди и на боковых швах.
ЧЕКМЕНЬ
Предмет униформы казачьих войск, длинный (до колен) кафтан со стоячим воротником и застежкой на крючках.
ЧЕРКЕССКА
Предмет униформы Кавказского казачьего войска и частей, имевших право на ношение такого мундира, длинный (до колен и ниже) кафтан без воротника, застегивающийся на крючки и украшенный на груди напатронниками.
ШАРОВАРЫ
С середины XVIII в. так называли брюки, которые носили заправленными в сапоги (например, у казаков). С 1855г. шаровары — часть форменной одежды войск, «широкие брюки в сборах, застегивающиеся в отличие от панталон по переднему разрезу и имеющие боковые карманы».
Принадлежность генеральской и офицерской парадной формы. Изготавливался из золотых и серебряных нитей, затем — только из серебряных с примесью черного и оранжевого шелка, на концах украшался длинными кистями, в таком виде просуществовал до 1855г.
ШЕЛОМ
Старинное название шлема.
ШИНЕЛЬ
Тип верхней одежды. Введен взамен плаща в конце XVIII столетия. Солдатские шинели изготавливали из толстого грубого сукна серого цвета. До 1856г. шинели имели стоячий воротник, затем он был заменен отложным.
ШИШАК
Защитный головной убор в XV — XVII вв. (воевода).
Суконный цветной верх у шапки в форме свешивающегося набок мешка (гусар).
ШЛЯПА
Официальное название головного убора офицеров и солдат русской армии в XVIIIв., изготавливалась из фетра, поярка, войлока, поля шляпы под разными углами притягивались к тулье, отчего она могла иметь форму треуголки или двууголки.
Плетеная или крученая тонкая веревка.
ЭПОЛЕТЫ
Наплечные знаки парадной генеральской и офицерской формы. Введены в русской армии в 1807г. и просуществовали до 1914г.
ЭТИШКЕТ
Украшение для кивера из гарусного или хлопчатобумажного шнура, у офицеров — из золотой или серебряной нити. Впервые появился в русской армии в начале
ЮШМАН
Защитное снаряжение из колец и больших металлических пластин в XV — XVII вв.
О форме военнослужащих Вооружённых сил России
Минобороны России очень тщательно проработало вопросы создания и ношения формы. Современная форма отличается не только по цветовой гамме, но и по назначению. Различают три формы одежды: повседневную (офисную), полевую и парадную. Также данные виды одежды подразделяются на зимние и летние комплекты.
Еще одной отличительной чертой формы военных РФ является ее цветовое оформление, которое позволяет определить принадлежность военнослужащего к тому или иному роду войск. Так, для офицеров и матросов Военно-морского флота РФ характерно ношение формы черного цвета, для военнослужащих Сухопутных войск – зеленого, а для Воздушно-космических сил и Воздушно-десантных войск – синего.
Однако не только по цвету формы можно определить, к какому роду войск относится военнослужащий. В российской армии существует система нарукавных знаков формирований ВС России. Такие эмблемы выполнены в виде прямоугольных форм с изображением герба РФ на цветном фоне. Для каждого рода войск характерен свой цвет.
Также к знакам различия относятся петличные знаки. Предназначение петлиц заключается в том, чтобы определить принадлежность военнослужащего к определенным видам войск. Крепятся петлицы на воротник военного служащего и верхней части погон.
Среди прочего к знакам различия относятся и дивизионные эмблемы, выполненные в виде нашивок. Размещаются они на правом рукаве и обязательны для всего личного состава определенного воинского соединения.
Теперь же подробнее рассмотрим комплекты одежды обмундирования.
Повседневная (офисная) форма состоит из кителя и брюк зеленого, синего или черного цветов, головного убора (для рядовых – кепка или берет, для офицеров – фуражка) и уставных берцев для солдат и черных ботинок для сержантского и офицерского состава.
Полевая форма представляет собой комплект, состоящий из головного убора (кепки/берета/шапки), костюма защитного цвета и армейской обуви. Данный комплект един как для рядовых, так и для офицеров.
Парадная форма включает в себя головной убор (чаще всего фуражку), китель и брюки, под китель надевается белая рубашка. Также обязательным атрибутом до 2017 года был черный галстук с зажимом золотистого цвета. А начиная с 17-ого года, парадная форма военнослужащих ВС РФ претерпела значительные изменения и стала напоминать таковую советских времен. Обувь же подбирают черную. У офицеров ВМФ России обязательным атрибутом парадной формы является военно-морской кортик.
Также стоит отметить, что гражданский персонал Министерства обороны России обладает собственной формой. Внешне она схожа с военной и отличается лишь цветом звезд и просветов на погонах. У гражданского персонала они серебристо-белого цвета.
Военная форма и знаки отличий в Минобороны РФ регулярно изменяются, поэтому при следующих нововведениях мы обязательно вас оповестим свежим материалом.
Si vis pacem, para bellum!
04/07/2019 Военная одежда: назначение и виды
Военная форма представляет собой стандартизированную одежду, которую носят члены вооруженных сил и военизированных формирований различных стран.
Военная форма претерпела значительные изменения на протяжении веков, от красочной и тщательно продуманной одежды с орнаментом до 19-го века, до утилитарной камуфляжной формы для полевых и боевых целей, начиная с Первой мировой войны (1914-1918).
Военная форма, в виде унифицированного и отличительного наряда, предназначенная для идентификации и демонстрации, обычно, является признаком организованных вооруженных сил, оснащенных центральной властью.
Для чего предназначена военная форма?
Отличительная одежда
Еще одной целью в исторические времена было сделать так, чтобы дезертирам было трудно избежать обнаружения. Военная форма была настолько отличительной, с множеством металлических пуговиц и уникальных расцветок, что ее нельзя было превратить в неузнаваемую одежду.
В обществах, где военные были важны, солдаты были одеты так, чтобы произвести впечатление на население. Если командир снабжал войска из своего кармана, то появление его солдат в таком виде также должно было произвести впечатление на его начальство.
Привлекательная или отличительная униформа может сделать военную карьеру желанной для молодых людей (так называемый, «фактор павлина»). Так, еще в 1914 году британская армия обнаружила, что полкам с особенно яркой формой легче привлекать новобранцев. Таким образом, четыре стрелковых полка, в их мрачной темно-зеленой форме, имели более низкий успех, чем большая масса линейной пехоты в алых мундирах.
Видимость или скрытие
На протяжении 18-го и 19-го веков, типичная цветовая схема военной формы включала яркие и очень контрастные цветовые композиции, которые облегчали распознавание отрядов в бою. Цветная униформа была полезна для того, чтобы командиры могли определять расположение войск на полях сражений, которые часто были полностью скрыты дымом от черного пороха, используемого как в мушкетах, так и в пушках. Большие разноцветные флаги были еще одной помощью для координации и размещения для командиров.
В ответ, различные вооруженные силы, начиная с британской армии, изменили цвета своей формы, которые теперь в большей степени смешивались с местностью, такие как хаки, серый или оливковый.
Кроме того, эта идея сопровождалась созданием униформы, подходящей для определенных климатических условий и сезонов, таких как белый цвет для снежных регионов и бежевый для песчаных. И, теперь, у большинства армий есть та или иная форма маскировочной одежды, но о ней мы поговорим отдельно.
Эти, как правило, «цифровые» шаблоны имеют рельефный вид из нескольких приглушенных цветов, которые обеспечивают визуальное сокрытие в различных условиях. Например, Корпус морской пехоты США выпускает аналогичную униформу со своим шаблоном MARPAT, а правительство Канады владеет авторскими правами на шаблон CADPAT, который был разработан в 1988 году.
Психологическое воздействие
Внешний вид войск часто менялся и для того, чтобы запугать противника. Например, высокие шапки в форме митры, которые носили гренадеры в 18-ом веке, помогал им выглядеть выше и крупнее. У короля Пруссии Фридриха Вильгельма I был отряд особо высоких мужчин с высокими шапками-митрами, которых называли «Потсдамскими Гигантами». А прусские гусары носили черную униформу и «череп и скрещенные кости» (Totenkopf) на своих головных уборах с 1740 по 1918 год и назывались «Черными гусарами».
Воины древней Спарты, как правило, известные своим суровым образом жизни, носили красные плащи. Предполагается, что красный был выбран как единственный цвет, на котором пролитая кровь их врагов не оставляла пятен.
Также, существует популярный миф о том, что исторический красный мундир английского солдата был принят по той же причине (на самом деле, кровь оставляет темное пятно на красном одеянии, а британская форма возникла как исторический прецедент, возможно, в результате относительной дешевизны мареновых красных красителей во время гражданской войны в Англии в середине 17 века).
Тенденция психологического воздействия сохраняется и по сей день в некоторых армиях мира, например, в Индии и Пакистане.
Логистика
Серийная форма — хороший способ быстро и эффективно экипировать тысячи солдат. Униформу стандартных размеров и дизайна также легче заменить в момент ведения военных действий.
Виды современной военной формы
Утилитарные потребности войны и экономия являются сегодня доминирующими факторами в едином дизайне военной формы. Однако, большинство вооруженных сил мира разработали несколько различных типов униформы.
Военная форма отличается не только в зависимости от воинских частей, но и в разных видах предлагается в соответствии с западными стандартами:
Все виды униформы можно посмотреть, открыв эту страницу. А мы остановимся подробнее на некоторых примерах.
Как отмечалось выше, традиционные цветные униформы уже давно уступили место одежде, более подходящей для боя в современных условиях. Яркие цвета военной формы, в настоящее время, обычно отводятся для ношения подразделениями, выполняющими церемониальные функции, или некоторым группам и офицерам, посещающим официальные мероприятия.
Однако, элитные армейские подразделения, обычно, умудряются иметь некоторые свои отличительные черты. Корпус морской пехоты Соединенных Штатов хорошо известен своими традиционными синими мундирами и брюками с красной отделкой. Британская кавалерия и пешие стражи носят униформу, в основном, неизменную с 1914 года, для «общественных обязанностей», то есть, для церемониалов.
В качестве интересного примера, можно привести сочетание старых и новых особенностей униформы: французские Spahis и испанские Regulares, по-прежнему, носят плащи, фески, тюрбаны и пояса североафриканских колониальных полков, которые они сочетают с современной формой цвета хаки или камуфляжа, в соответствующих случаях.
Камуфляжная униформа
Военный камуфляж является частью техники тактического обмана. Основная цель военной маскировки состоит в том, чтобы обмануть противника относительно присутствия, положения и намерений своих воинских формирований.
Видение — это главное чувство ориентации у людей, и основная функция маскировки заключается в том, чтобы обмануть человеческий глаз. Камуфляж работает через сокрытие (будь то, противотени, предотвращающие отбрасыванию тени, или нарушение очертаний), мимикрию, или, возможно, ослепление.
Камуфляж также имеет некоторые культурные функции, такие, как политическая идентификация.
Камуфляж впервые практиковался в простой форме уже в середине 18 века некоторыми егерскими подразделениями. Их задачи требовали, чтобы они были незаметными, и им была выдана зеленая, а затем, и другая мрачная цветная форма.
Многие современные камуфляжные текстильные изделия обеспечивают невидимость не только для дневного света, но и для ближнего инфракрасного диапазона, для маскировки от устройств ночного видения.
Некоторые шаблоны камуфляжа имеют элементы масштабной инвариантности, предназначенные для разрушения контуров на разных расстояниях, обычно, это цифровые камуфляжные рисунки, состоящие из пикселей.
Все современные армии носят камуфляжную форму для тренировок и активной службы. Они, обычно, похожи друг на друга, и армии на местах больше не различаются по отличительному крою или цвету их одежды.
Камуфляжная форма, будучи дешевой, удобной и практичной, все чаще становится обычной одеждой для повседневного ношения в большинстве армий, заменяя различную «служебную» униформу, которая часто была полевой одеждой предыдущих войн.
В более бедных странах третьего мира, особенно в Африке, камуфляжная одежда берется из разных источников и имеет множество различных узоров и расцветок. Таким образом, эта одежда используется определенно для военных нужд, но, в значительной степени, является не однородной.
Однако, ни один камуфляж не эффективен на всех территориях. Эффективность рисунка зависит как от контраста, так и от цветовых оттенков. Высокие контрасты, которые нарушают контуры, лучше подходят для таких сред, как леса, где игра света и тени заметна, в то время как низкие контрасты лучше подходят для открытой местности с небольшой структурой затенения.
Специфичные для местности камуфляжные рисунки, выполненные в соответствии с местным ландшафтом, могут быть более эффективными в этой местности, чем более общие рисунки. Однако, в отличие от животных или охотников, воинским частям, возможно, придется пересекать несколько типов местности, таких как лесные массивы, сельскохозяйственные угодья и застроенные территории в течение одного дня. И, в то время как у гражданской охотничьей одежды может быть почти фотореалистичное изображение коры или листьев дерева (действительно, некоторые такие рисунки основаны на фотографиях), военный камуфляж предназначен для работы в различных условиях.
Учитывая, что стоимость производства камуфляжной униформы довольно значительна, большинство армий, действующих по всему миру, имеют два отдельных комплекта формы: один для лесных массивов/джунглей, другой — для пустыни и засушливой местности. Американская попытка использовать глобальный камуфляж для всех сред (UCP 2004), была прекращена после нескольких лет безуспешной службы.
Теперь армия США использует камуфляжную форму Operational Camouflage Pattern в расцветке MultiCam. Цвета OCP варьируются в зависимости от местоположения — например, пустыня или лес. Как правило, он имеет цветовую палитру от четырех до шести, включающую зеленые, бежевые, коричневые и серые цвета.