Как называется состояние спортсмена перед соревнованиями

Рекомендации тренерам и спортсменам по регуляции предстартовых эмоциональных состояний

Спортивная деятельность, особенно соревновательная, требует от человека большой отдачи сил, в том числе эмоциональных.

Принято выделять три вида эмоциональных состояний спортсменов перед соревнованиями:

боевая готовность, предстартовая лихорадка и предстартовая апатия.

Однако и это состояние имеет свои минусы. Наряду с усилением процесса возбуждения может наблюдаться снижение произвольного контроля над действиями и увеличение инертности возбудительного процесса, что можно связать с возникновением у спортсмена сильной рабочей доминанты.

Предстартовая лихорадка появляется при большом желании достичь успеха, сопровождаемом сильным эмоциональным возбуждением, в эмоциональной сфере наблюдается неустойчивость переживаний. Страдает память, спортсмен не может сосредоточиться, отвлекается на ненужные детали. Спортсмен проявляет суетливость, торопливость, неадекватно реагирует на обычные раздражители. Ухудшается способность к расслаблению, нарушается координация движений.

Предстартовая апатии. Часто длительное эмоциональное возбуждение спортсмена переходит в торможение (говорят: «спортсмен перегорел»). Однако апатия может появиться и при перетренерованности спортсмена, а также тогда, когда деятельность не представляет для него интереса. Апатия сопровождается вялостью, сонливостью, снижением быстроты движений и ухудшением координации, ослаблением внимания и процессов восприятия, ослаблением волевых процессов; неуверенностью в своих силах, страхом перед соперником, малой помехоустойчивостью, ослаблением внимания, притуплением остроты восприятия, снижением памяти, ухудшением координации привычных действий, неспособностью собраться к моменту старта.

Тренер, как правило, стремится оказать положительное влияние на формирование предстартовой реакции, прибегая к различным мерам перед соревнованиями. Время, необходимое для приведения психики в оптимальное для достижения максимального результата состояние различно у всех спортсменов. Кому-то необходимо начинать подготовку за 12 часов, а кому-то достаточно и одного часа.

Регулированию предстартового состояния способствует разминка. Спортсмены с сильно выраженной «предстартовой лихорадкой» должны проводить разминку спокойно, особое внимание следует уделить упражнениям на растяжение, выполнять их следует без покачивания и рывков. Хорошую помощь могут оказать дыхательные упражнения (очень медленное глубокое дыхание или специальная дыхательная гимнастика).

Спортсмена в состоянии предстартовой апатии охватывает нежелание шевелиться, а уж тем более разминаться. Состояние предстартовой апатии может исчезнуть на первых метрах дистанции, но оно не дает возможности спортсмену осуществить должным образом подготовку к старту. При апатии требуется проведение разминки в быстром темпе.

В разминку перед соревнованиями полезно включать так называемые идеомоторные упражнения — мысленное представление своих действий на дистанции. Нужно стремиться к возможно более подробному представлению. Чтобы предстартовое возбуждение не “смазало” мысленной картины, стоит отрабатывать выполнение идеомоторных упражнений на тренировках.

Еще один путь регуляции эмоциональных состояний — саморегуляция. Тренироваться в этом должен каждый спортсмен, да и в современной насыщенной нервными напряжениями жизни навыки саморегуляции полезны каждому. Однако надо заметить, что их использование должно быть индивидуальным, так как оптимальным для каждого спортсмена будет свой уровень эмоционального возбуждения.

Спортсмен может взять себя в руки и добиться улучшения результатов с помощью самовнушения: «Я хорошо тренирован, результаты последних соревнований хорошие, моя восприимчивость повысится благодаря небольшому возбуждению». Для более глубокого овладения основами самовнушения рекомендуем ознакомиться с основами психорегулирующей тренировки, разработанной специалистами.

Завершающим этапом всей психической подготовки к соревнованиям служит непосредственная подготовка к выполнению соревновательного упражнения. В это время основная задача заключается в максимальной сосредоточенности внимания, которое становится главным фактором. Из сознания должно исчезнуть все, что не относится к действиям в соревновании. Спортсмен должен научиться не реагировать на внешние раздражения и достигать состояния, названного К.С. Станиславским «публичной отрешенностью».

Особое место в психологической подготовке должно быть отведено настроечной формуле — тем словам, которые проговариваются спортсменом перед стартом для вхождения в оптимальное состояние.

Особое воздействие на предстартовое состояние спортсмена оказывает выполнение «предстартового ритуала», который каждый разрабатывает для себя самостоятельно.

Вот несколько приемов, описанных О.А. Черепановой в книге “Соперничество, риск, самообладание в спорте”:

1. Преднамеренная задержка проявления или изменения выразительных движений. Научившись произвольно управлять тонусом лицевых мимических мышц, человек приобретает в какой-то мере умение владеть своими эмоциями.

2. При повышенном возбуждении используются упражнения на расслабление различных групп мышц, движения с широкой амплитудой, ритмические движения в замедленном темпе.

3. Успокаивающие дыхательные упражнения с медленным постепенным выдохом.

4. Специальные виды самомассажа.

5. Необходимо сознательно переключать свои мысли, направляя их с переживаний в деловое русло, активизировать чувство уверенности.

6. Упражнения на расслабление и напряжение различных групп мышц воздействует на эмоциональное состояние.

7. Самоприказы и самовнушения. С помощью внутренней речи можно вызвать чувство уверенности или те эмоции, которые будут способствовать борьбе.

Источник

Стартовые состояния и предстартовая подготовка спортсменов

Содержание:
Состояния соревновательной готовности спортсмена
Рациональная подготовка к стартам
Механизмы возникновения предстартового возбуждения, апатии, «боевой готовности»
Индивидуальные особенности протекания предстартовых состояний

Стартовые состояния и предстартовая подготовка спортсменов

Рост спортивных результатов и их престижность, увеличение конкуренции, ответственность спортсмена за свой спортивный результат увеличивают психическое напряжение спортсмена во время соревнований. Уровень психической напряженности спортсмена при этом определяется балансом процессов возбуждения и торможения. По степени преимущественного проявления этих процессов можно различать четыре состояния соревновательной готовности спортсмена:
1. недостаточное возбуждение;
2. оптимальное возбуждение;
3. перевозбуждение;
4. торможение вследствие перевозбуждения.

Состояние недостаточного возбуждения проявляется в некоторой вялости, недостаточной сосредоточенности, невозможности спортсмена сконцентрировать внимание на предстоящем поединке. Внешне спортсмен спокоен, даже безразличен, доброжелателен к окружающим, даже к противникам. Однако он, неспособен максимально реализовать в соревнованиях свои функциональные возможности, его действия часто характеризуются несвоевременностью и неадекватностью.

Такое состояние бывает у молодых спортсменов, которые не ставят перед собой целей достижения наивысшего результата. Даже квалифицированные и опытные спортсмены (при недостаточной подготовленности) иногда снижают уровень своих притязаний, что также может привести к недостаточному психическому возбуждению. При повторении такого состояния вырабатывается своеобразный рефлекс на обстановку, который впоследствии очень трудно преодолеть.

Состояние оптимального возбуждения. В этом состоянии спортсмен ощущает готовность и желание соревноваться, способен объективно оценивать свои действия, партнеров по команде, противника, получать удовлетворение от своих движений и действий, чувствовать уверенность в своей подготовленности и достижении планируемого результата. Такое состояние – наилучшее для достижения высоких спортивных результатов и полной реализации функциональных возможностей.

Состояние перевозбуждения. Спортсмен излишне возбужден, чрезмерно активен, раздражителен, зачастую теряет самообладание, вспыльчив, нетерпим к окружающим. Спокойный в тренировочных условиях спортсмен в таком предстартовом состоянии становится упрямым, злым, грубым, чрезмерно придирчивым и неразумно требовательным к другим. Возможны психоподобные реакции.

В таких условиях тренеры и товарищи по команде должны проявлять терпимость и внимательность наряду с требовательностью и принципиальностью. Главное в этих случаях – не допустить попыток оправдать свое состояние и поступки неблагоприятно сложившимися условиями. В противном случае в будущем такое состояние может привести спортсмена к постоянному выискиванию причин, оправдывающих слабый спортивный результат и его поведение.

С чрезмерным возбуждением следует систематически бороться. Организм спортсмена в таком состоянии склонен к рефлекторным заболеваниям (обострение привычных травм, ангина, заболевания желудка и др.), что практически не дает ему возможности проявить имеющийся уровень подготовленности и создает предпосылки к еще большему оправданию плохого выступления в соревнованиях

Состояние торможения вследствие перевозбуждения. В этом случае имеет место механизм, противоположный формированию состояния недостаточного возбуждения. Внешне проявляемая пассивность является результатом травмирующих переживаний, неприятных ассоциаций, нежелания соревноваться и др. Наступает апатия, психическая и физическая вялость, иногда возникают невротические реакции. Спортсмен понимает ненужность навязчивых мыслей, боязни не показать планируемый результат, но не может от них избавиться.

Состояние торможения вследствие перевозбуждения и состояние недостаточного возбуждения при внешнем, зачастую одинаковом проявлении требуют различных способов регулирования.

В состоянии недостаточного возбуждения спортсмен требует активно возбуждающих средств управления: скоростных и силовых упражнений в разминке, возбуждающего массажа, холодного душа, возбуждающих и действующих на престижность спортсмена бесед и др.

Состояние торможения вследствие перевозбуждения требует внимательного и спокойного отношения к спортсмену, снижающего его возбуждение, малоинтенсивной разминки (лучше в уединенной обстановке), теплого душа, психорегулирующих воздействий и др.

Многочисленные наблюдения за практикой выступлений спортсменов на соревнованиях показывают, что чрезмерное эмоциональное возбуждение, сопровождающееся неуверенностью, тревожностью, мыслями о последствиях неудачного выступления и др., как правило, обрекает спортсмена на неудачу еще до выхода на старт.

В зависимости от индивидуальных особенностей спортсмена, его физических и психических качеств, этапов спортивного совершенствования возможны разнообразнейшие подходы к решению оптимизации стартового состояния и управления им. При рациональном психическом настрое на предстоящие соревнования повышенное возбуждение должно быть направлено не на переживания и опасности, а на концентрацию внимания на узловых компонентах технико-тактических и функциональных проявлений, учет которых обеспечивает успешное выступление в соревнованиях. Такой настрой формирует уверенность в своих силах, вызывает активное желание бороться за победу. Спортсмены, настраивающиеся на соревнования таким образом, перед стартом оживлены, общительны, легко устанавливают контакт со зрителями, уверенно ведут себя перед стартом. Однако под этой внешней маской скрывается целеустремленность, сосредоточенность, концентрированное внимание.

Рациональная подготовка к стартам

Рациональная подготовка к стартам связана с концентрацией внимания на основных для данной деятельности двигательных действиях, мыслях, ощущениях и отвлечением от посторонних факторов, которыми так изобилует непосредственная подготовка к стартам и участие в соревнованиях

Регулирование психического состояния спортсменов при приближении основных стартов осуществляется не только средствами психического воздействия, но и распределением тренировочной нагрузки в дни, предшествующие соревнованиям. Спортсменам, склонным к излишнему эмоциональному возбуждению, в последние 8-10 дней перед ответственными соревнованиями не следует планировать занятий с предельными по величине нагрузками, следует избегать применения контрольных тестов и т.п. В основном следует применять тренировочные задания с небольшой суммарной нагрузкой. В тренировке спортсменов, которых отличает пониженное эмоциональное возбуждение, напротив, следует использовать интенсивные упражнения скоростно-силовой направленности. Программа их тренировочных занятий должна быть эмоционально насыщенной.

Уровень эмоционального напряжения спортсменов накладывает отпечаток и на характер разминки, предшествующей стартам. Спортсменам, у которых эмоциональное напряжение повышено, рекомендуется строить разминку в основном на материале работы невысокой интенсивности. Напротив, пониженное эмоциональное напряжение связано с необходимостью включения в разминку кратковременных упражнений, выполняемых с максимальной и субмаксимальной интенсивностью.

В процессе психической подготовки необходимо научить спортсменов анализировать свое состояние, правильно оценивать свои ощущения, сопоставлять их с функциональными возможностями двигательного аппарата. К сожалению, многие спортсмены, особенно активные, уверенные в своих силах, часто не склонны искать причины неудачных выступлений в излишнем волнении, тревоге, эмоциональном перевозбуждении. Недостаточная способность спортсменов оценивать нарастание чувства тревоги, психического и мышечного напряжения, неуверенности часто является фактором, ограничивающим эффективность как соревновательной, так и тренировочной деятельности.

У спортсменов, длительное время занимающихся спортом, образуется система условно-рефлекторных связей, которая при известных условиях (мысль, разговор о предстоящей деятельности, привычная обстановка) активизируется независимо от его воли и желания, подготавливая организм к предстоящей двигательной деятельности. Предрабочие сдвиги могут возникать задолго до этой деятельности, когда спортсмен в них еще не нуждается, поэтому условные рефлексы на рабочую обстановку или на представление о будущей деятельности «срабатывает вхолостую». Однако, возникая непосредственно перед стартом, они играют большую приспособительную роль.

Механизмы состояний, возникающих перед деятельностью

Механизмы состояний, возникающих перед деятельностью, помимо условно-рефлекторной, включают и психическую волевую регуляцию состояний. Поэтому состояния, возникающие перед деятельностью, характеризуются не только изменениями вегетативных функций (повышением пульса, ритма дыхания, обменом веществ), но и отражаются на проявлении двигательных качеств, технике движений, поведении спортсмена, его речи и т.д.

Например, при большом желании достичь успеха, сопровождаемом сильным эмоциональным возбуждением, обычно называемым предстартовой лихорадкой, в эмоциональной сфере наблюдается неустойчивость переживаний (одни переживания быстро сменяются другими, противоположными по характеру). В поведении наблюдается капризность, упрямство, грубость в отношениях с товарищами и с тренерами, снижение самокритичности. Страдает память, внимание рассеянное, сон нарушен (медленное засыпание, сон с мучительными сновидениями). Внешний вид такого спортсмена позволяет определить его сильное волнение: руки и ноги дрожат, на ощупь холодные, черты лица заостряются, появляется лихорадочный пятнистый румянец. Спортсмен теряет аппетит, нередко наблюдается расстройство деятельности кишечника; пульс, дыхание и артериальное давление повышены и неустойчивы.

У спортсмена, для которого предстоящая деятельность не представляет интереса и он в ней не хочет участвовать, наблюдается другое состояние – апатия, сопровождающая общей вялостью, сонливостью, снижением быстроты движений и ухудшением координации, ослаблением внимания и процессов восприятия, ослаблением волевых процессов, урежением и неравномерностью пульса. Состояние апатии – сложное явление, и его нельзя объяснить однозначно как следствие перевозбуждения. Развивающееся во время апатии торможение касается не всей нервной системы, сначала тормозятся наименее устойчивые нервно-психические функции, прежде всего, мотивационный уровень, в то время как другие (например, двигательный) еще остаются возмущенными или даже усиливают свое возбуждение.

Одним из важнейших факторов, влияющим на интенсивность предстартового возбуждения, является уровень притязаний спортсмена. Именно он, а не официальная значимость предстоящих соревнований, определяет качество и степень возникающих реакций. Важно, чтобы уровень притязаний был адекватным имеющимся возможностям, т.е. не превышал их, но был бы и не ниже, что наблюдается у лиц с эмоциональной неустойчивостью. Эмоционально стабильные спортсмены оценивают свои возможности, как правило, выше среднего уровня.

Протекание предстартовых состояний

Протекание предстартовых состояний имеет индивидуальные особенности. У спортсменов возбудимого типа предстартовое эмоциональное возбуждение значительно сильнее, чем у лиц тормозного типа. Для первых порог перехода в состояние предстартовой лихорадки значительно выше. То, что для лиц тормозного типа будет близко к состоянию «лихорадки», для лиц возбудимого типа может являться обычным предстартовым состоянием.

В ряде видов спортивной деятельности (например, в спринтерском беге) состояние стартовой лихорадки может способствовать успешным выступлениям в соревнованиях. Вот что, например, говорит по этому поводу известная польская бегунья, экс-рекордсменка мира в беге на 100 и 200 м И. Киршенштейн (Шевильнская): «Предстартовая лихорадка непрерывно усиливается вплоть до того момента, когда я встаю на стартовые колодки, и исчезает лишь с выстрелом стартера». Стартовая лихорадка не мешала спортсменке показывать выдающиеся результаты, так как была для нее не случайным, а характерным состоянием. Вероятно, многое зависит от того, как долго длится это состояние. Вот еще отрывок из интервью с другой выдающейся спортсменкой, пловчихой Г. Степановой: «Я в Мюнхене за неделю до старта места себе не находила. Было огромное желание победить – не могу передать, как я этого хотела. А вылилось это в психологический сбой, 150 метров плыла прекрасно, а потом не удержала, зачастила. Я на этом и раньше «горела» и вот опять».

На одну и ту же ситуацию спортсмены реагируют перед соревнованиями различно. Одни уединяются, уходят в себя, другие становятся повышенно общительными, разговорчивыми. Известная американская бегунья Кэтти Хэдмонт за сутки перед стартом на Мюнхенской олимпиаде говорила следующее: «Ищу грохота. Без шума не могу настроиться. В тишине руки опускаются и ноги не бегут». Другие отвлекаются от предстоящих соревнований: будущий чемпион олимпиады В. Борзов бродил по залам выставок картин. Третьи стараются не нарушать привычный ритм жизни – тренируются по два часа и проходят обычные для себя дистанции.

Исследователи Б.А. Душков, Ф.П. Космолинский и А.К. Попов по поведению перед стартом выявили два типа людей: с высокой и пониженной степенью самоконтроля, что связано, вероятно, с ролью эмоционального и волевого компонентов. У лиц с высокой степенью самоконтроля наблюдается стремление к уточнению инструкций и заданий, к проверке и опробованию места деятельности и оборудования, у них нет скованности и повышенной ориентировочной реакции на обстановку. Качество выполнения заданий у этих лиц не снижается, а вегетативные показатели (кожно-гальваническая реакция, пульс, дыхание) не выходят за пределы верхних границ физиологической нормы.

У спортсменов с пониженной степенью самоконтроля наблюдается нервно-эмоциональное напряжение, что внешне проявляется в психическом возбуждении или, наоборот, в депрессии, выражающейся в стремлении «свернуть» подготовку, обойти трудности. Это состояние сопровождается вегетативными сдвигами: тахикардией, гипергидрозом, спонтанными колебаниями кожно-гальванической реакции; нередко отмечается нарушение сна, вплоть до расстройства суточного цикла «сон – бодрствование».

Индивидуальные различия предстартовых сдвигов выявлены и у представителей других видов спорта: у одних гимнасток более выраженными были изменения со стороны сердечно сосудистой системы (эти спортсменки имели сильную нервную систему) и в меньшей степени – со стороны двигательной системы, у других сдвиги больше касались двигательной системы и в меньшей степени – вегетативных систем (эти реакции характерны для спортсменок со слабой нервной системой). Очевидно, эти различия связаны с тем, что ограничение мышечных проявлений эмоций делает более выраженным их вегетативный компонент. С такими особенностями реакций организма могут быть связаны неблагоприятные последствия отсутствия «мышечной разрядки». В этом случае эмоции скорее приобретают высокую интенсивность, оказываются труднопереносимыми для человека.

Опыт спортсмена тоже обусловливает особенности предстартового волнения. У юных спортсменов (14-18 лет), по данным С.А. Бакунина, предстартовое повышение пульса, артериального давления и мышечной сипы выражено больше, чем у взрослых. Польский психолог В. Навроцка нашла, что у большей половины из 800 опрошенных спортсменов предстартовые волнения уменьшилось в ходе спортивной карьеры и только у незначительной части увеличилось. У опытных спортсменов наблюдается меньшая частота сердечных сокращений, чем у неопытных. Однако предстартовые сдвиги тремора, вариативности двигательного темпа и концентрации внимания выражены больше у опытных спортсменов. Такая разнонаправленность проявлений свидетельствует о необходимости дифференцированного подхода в выборе показателей при оценке предстартовых изменений с учетом уровня подготовленности спортсменов.

Раннее предстартовое волнение возникает чаще у женщин, чем у мужчин, у юных спортсменов, чем у взрослых, у спортсменов с более высоким образованием, чем у спортсменов, имеющих среднее и восьмилетнее образование. Последнее связано с тем, что с развитием интеллекта повышается способность к прогностическому анализу. Для некоторых видов спортивной деятельности оптимальным является возникновение эмоционального возбуждения за один-два часа до соревнований. Следует отметить, что выраженное предстартовое возбуждение у квалифицированных спортсменов точнее приурочено к началу работы, чем у новичков. Например, А.В. Родионовым выявлено, что у боксеров, проигравших бои, предстартовое волнение более ярко развивалось уже в день первого взвешивания, когда до боя оставалось один-два дня. У победителей предстартовое возбуждение развивается более своевременно (в основном, перед боем). Конечно, раннее появление предстартового напряжения может возникать и вследствие того, что спортсмены плохо тренированы и чувствуют себя неуверенно. Неуверенность приводит к раннему напряжению, а раннее напряжение – к «перегоранию» и проигрышу.

Время возникновения предстартового возбуждения зависит от многих факторов: специфики деятельности, мотивации, стажа в спорте, пола, развития интеллекта. Очевидно, что слишком рано возникающее предстартовое возбуждение приводит к быстрой истощаемости нервного потенциала, снижает психическую готовность к предстоящей деятельности.

Источник

Психические состояния в спорте

О психических состояниях в специализированной научной литературе написано достаточно много, что подчеркивает их роль в жизни и актуальность изучения. Однако разнообразие информации порождает проблему выбора, ведь от задач исследования или исходной позиции автора зависит возможность использовать на практике полученные результаты и разработанные классификации. Ниже рассматриваются несколько точек зрения на психическое состояние человека, которые созданы в различных отраслях психологии (общей, спортивной, инженерной, интегративной и т.д.), но взаимно дополняют другу друга и дают теоретическую и методическую основу для практической деятельности в спорте.

Психические состояния наряду с процессами и свойствами личности относят к фундаментальным психическим явлениям, которые, как и большинство из них, есть совокупность целого комплекса психических особенностей. Но, в отличие от психических процессов, которые имеют начало и окончание, или от психических свойств, которые могут быть проявлены в определенных ситуациях, состояние выступает единой, постоянно присутствующей и динамично изменяющейся сущностью психической активности, что и дает возможность часто отождествлять эти понятия.

Под психическим состоянием предлагалось понимать совокупность текущих возможностей психики, устойчивые в течение определенного времени показатели процессов, комплекс эмоциональных переживаний, динамику психической активности и каждое определение имеет свое место в психологии. Все было бы проще, если бы у психического состояния можно было выделить единый параметр, который и был бы положен в основу определения и классификации, но его нет, и поэтому в этом качестве рассматривались различные показатели: функциональные возможности, доминирующие эмоции, возбуждение нервной системы и т.д. Объединяя их вместе для задач спортивной психологии, получаем следующее определение.

Психическое состояние — это уровень активности психики, устойчивый в течение промежутка времени и определяющий возможности взаимодействия организма со средой.

Для человека важным фактором для организации своей деятельности является степень осознавания окружающей среды. По этому критерию можно выделить несколько уровней психической активности, а следовательно, и групп психических состояний: бессознательная, предсознательная, сознательная и надсознательная.

Мы рассматриваем сознание не как постоянно существующее, а регулярно возникающее состояние психики, когда когнитивные процессы целенаправленно осуществляют прием и переработку информации из окружающей среды. Прерывистость сознания наглядно проявляется во сне, когда психическая активность ограничивается бессознательной и предсознательной сферами, а многие сновидения и сопровождающие их идеомоторные акты не осознаются ни в период сна, ни после пробуждения. При этом изменения в предсознательной сфере оказывают непосредственное влияние на последующую сознательную деятельность: можно долго находиться под впечатлением образа из сновидения, иногда переживая его только эмоционально, изменить отношение к прошлым и предстоящим событиям («Утро вечера мудренее»), иначе увидеть проблемную ситуацию (решения задачи во время сна).

Для образного представления психического состояния, вслед за Уильямом Джеймсом можно привести аналогию с рекой, имеющей разный рельеф дна, геометрию русла и берегов, видимые и скрытые от глаза участки, подвозные течения, пороги и водовороты. Такие метафоры используются с целью психотерапии и психорегуляции, в частности, для настройки перед соревнованием и снижению влияния негативных впечатлений. Графически психическое состояние в течение суток представлено на рис.

Именно горизонтальные участки графика и рассматриваются в психологии как отдельные психические состояния. Различия в механизме возникновения, длительности, интенсивности, динамике протекания делают уникальными даже очень схожие психические состояния, поэтому все обобщения будут весьма условными.

Бессознательная сфера психики является основой для всей психической активности подобно тому, как на невидимом глазом фундаменте строится все здание. Бессознательное руководит и физиологическими процессами организма, его активность прекращается только со смертью. Одной из функций бессознательного является первичная обработка поступающих сигналов, в процессе которой отбирается значимая информация, поступающая затем в другие сферы психики, и важнейшим критерием такого отбора является новизна сигнала. Этот процесс рассмотрим далее в отдельном подразделе.

Цикличность жизнедеятельности (в частности, необходимость сна) позволяет рассматривать психическую активность как повторяющийся процесс со сходной динамикой в рамках цикла. При этом происходит преднастройка всех функциональных систем на ожидаемую деятельность, обнаруженная физиологами еще в середине прошлого века. Эта же закономерность лежит и в основе требований к режиму дня спортсмена, позволяющему создать наиболее эффективные условия для повышения мастерства.

Представления о различных циклах помогают человеку структурировать свою жизнь не только в объективной размерности («завтра», «после перерыва», «в финале или следующем сезоне»), но и в субъективной: «когда смогу», «при желании», «если получится» и т.д. Знание продолжительности цикла позволяет не только распределить энергетические ресурсы до периода их восстановления (например, «не расслабляться всю схватку», «бороться до финального свистка»), но мобилизовать силы перед окончанием цикла: например, выполнить финишное ускорение, собраться на последнюю попытку и т.д. Цикличность типична для многих сфер человеческой деятельности (учеба, работа) и лежит в основе планирования спортивной тренировки (микро-, мезо- и макроциклы). Для психологической подготовки эти закономерности тоже актуальны и должны учитываться в работе спортивного психолога.

Среди составляющих психического состояния принято выделять три основных компонента, которые конкретизируются в различных видах деятельности.

Компоненты психического состояния:

В спорте психические состояния разделяют на тренировочные и соревновательные, пред- и послестартовые, типичные и ситуативные. Целенаправленное формирование нужного состояния называют психорегуляцией, а с наших позиций — это удержание психической активности на нужном уровне в течение заданного промежутка времени.

В тренировочных психических состояниях, которые часто являются разновидностями психического перенапряжения, выделяют острые (в конкретном занятии, под влиянием конкретной нагрузки) и хронические (складывающееся постепенно и приобретающее характер текущего состояния). Среди форм острого перенапряжения выделяются состояния, обусловленные большими физическими нагрузками («угроза отказа», «мертвая точка»), и состояния, вызванные однообразием деятельности и связанные с психическим утомлением («монотония», «психическое пресыщение»).

Признаки психического перенапряжения:

Наличие острых психических перенапряжений обусловливает огромную важность восстановления после нагрузок. Если же нагрузки непосильны для спортсмена, или он не успевает восстановиться к следующему занятию, т.е. опасность возникновения и развития хронического психического перенапряжения, связанного с «перетренировкой».

Профилактика хронического психического перенапряжения спортсменов — важнейшая задача тренера и психолога. В качестве наиболее общих мер предупреждения хронического психического перенапряжения спортсменов рекомендуются:

а) индивидуализация как физических нагрузок, так и средств и методов восстановления спортсмена;

б) оптимизация общения в напряженные периоды подготовки (например, один из первых симптомов хронического перенапряжения — капризность спортсмена, но со стороны тренера часто наблюдается лишь усиление давления);

в) обучение спортсменов приемам саморегуляции психических состояний и др.

Психологические особенности соревнования:

Одна из особенностей соревнований — наличие стрессовых ситуаций и необходимость осуществления деятельности в состоянии сильного эмоционального возбуждения. Негативное влияние эмоций в соревнованиях связано с тем, что спортсмен заранее мысленно переживает различные ситуации, их неудачный

«Что?! Вы считаете, что это мне укол?» Опытная спортсменка, уверенная в своем преимуществе перед соперницей, может себе позволить иронично прокомментировать «судейский казус». Но еще пара таких «казусов» — и результат боя будет поставлен под сомнение. А это провоцирует дистресс, из которого трудно выйти или удачный исход, возможные последствия успеха или неудачи. Исследования показывают, что такие эмоциональные переживания часто ведут к гораздо большему расходу нервных ресурсов, чем реальные трудности соревнований. Кроме перечисленных в табл. 2.5 стресс-факторов, причинами, которые влияют на уровень развития спортивного стресса, являются: масштаб соревнований, личная значимость соревнований, состав участников соревнований, подготовленность спортсмена, особенности вида спорта и соревновательных упражнений, психологический климат, организация соревнований, отношение и поведение зрителей, психологические особенности личности спортсменов и др.

Психические состояния накануне и в начале соревнований принято называть предстартовыми. Они наблюдаются у каждого спортсмена и возникают в связи с предстоящим участием в соревнованиях как условно-рефлекторная реакция организма, мобилизующая его на выполнение ответственной деятельности в напряженной обстановке. Предстартовое состояние связано с особенностями переживания спортсменом своего будущего участия в соревнованиях (эмоциональный компонент) и проявляется по-разному.

А. В. Алексеев вместо «боевой готовности» вводит понятие «оптимальное боевое состояние» (ОБС). Среди спортивных эмоций О. А. Черникова выделяет две группы: первые — способствуют успеху в соревновательной борьбе (спортивное возбуждение, боевое воодушевление, спортивная злость, чувство спортивной гордости. ); вторые — оказывают негативное влияние на успешность соревновательной деятельности (спортивный азарт, эмоциональная неустойчивость, самоуверенность. ).

Компоненты «боевой готовности» (по А. Ц. Пуни):

Состояния, в которых оказывается спортсмен после выступления в соревнованиях, называют послесоревновательными, и они могут быть разделены на четыре группы.

Отношение к результату положительное:

Отношение к результату негативное:

В зависимости от ожиданий, значимости прошедших соревнований, отношения к показанному результату, интенсивности переживаний, реакции окружающих (тренера, болельщиков, товарищей по команде, прессы и т.д.), индивидуальных особенностей личности спортсмена послесоревновательные состояния могут быть разными как по длительности, так и по воздействию на психику спортсмена. Среди типичных вариантов выделяют:

Чтобы эффективно воздействовать на психическое состояние человека, надо хорошо понимать закономерности работы нашей психики. И хотя за годы развития психологии как науки создано множество моделей психической деятельности, в данном подразделе мы предложим еще одну, которая успешно применяется на практике.

Образ — это субъективная представленность явлений окружающего мира, обусловленная как чувственно воспринимаемыми признаками, так и гипотетическими конструктами.

Образ субъективен изначально, так как сам процесс восприятия имеет индивидуальные особенности по причине разной чувствительности рецепторов, биохимии организма, его функционального состояния и других факторов. Объединение отдельных образов в целостное представление окружающей действительности обуславливает развитие новой функции психики и когнитивные новообразования: логическому запоминанию как созданию системы ассоциативных связей между образами, мышлению как операциям с образами, воображению как заполнению информационных «пустот» в образах и связях между ними.

Другими словами, в психический мир каждого человека построен из уникальных «кирпичиков», которые создались и развивались от рождения под воздействием воспитания, обучения, тренировки, мнения окружающих людей, собственных установок и т.д. В итоге получается неповторимое сочетание, которое принято называть индивидуальностью личности. Из отдельных «кирпичиков» психика создает главный образ — образ окружающей действительности, который обуславливает как состояние, так и действия человека.

Способность отражать окружающую среду в целостном образе, максимально соответствующем особенностям действительности, является важным, но не основным качеством высокоразвитых организмов, потому что констатация изменений не дает эволюционного преимущества. На наш взгляд, целью и основным направлением эволюции психики является прогнозирование будущих событий, которое осуществляется моделированием различных вариантов развития текущей ситуации. По мнению Ф. Кликса, «наиболее значительными приемами организации мыслительных процессов являются создание из отдельных операций более или менее протяженных цепочек преобразования, а также конструирование внутренних моделей реальности».

Точность прогноза, т.е. соответствие происходящих событий созданному образу будущего, напрямую зависит от достоверности имеющейся информации и эффективности механизмов моделирования. Создание образа будущей ситуации проводится путем мысленного преобразования образа текущей ситуации с учетом воздействия различных факторов, что позволяет рассматривать жизненный опыт как «набор актов-гипотез о возможном варианте развития событий».

Знания о возможных преобразованиях образа составляют его концепцию (от лат.) — это «определенный способ понимания и трактовки явлений, основная точка зрения и ведущий замысел», а их взаимосвязанная совокупность — систему представлений об окружающем мире.

Концептуальная модель человека — система его представлений о возможном преобразовании окружающей действительности.

Познать человека — это означает изучить и понять систему его представлений, т.е. его концептуальную модель, что позволяет с высокой достоверностью прогнозировать возможные состояния и своевременно вносить необходимые коррективы.

Текущий образ окружающей действительности (мы сознательно избегаем термина «объективная реальность», так как для каждого человека она будет своя) создается на основе данных от органов чувств и особенностей индивидуальной концептуальной модели. При этом наша психика имеет множество «фильтров», позволяющих создать образ, максимально адекватный текущим задачам и «настраивая» психику на оптимальный режим работы. Сигналы из окружающего мира воспринимаются организмом практически в любом состоянии — пока анализаторы сохраняют работоспособность, но сама информация может быть искажена, что в сочетании с индивидуальными особенностями концептуальной модели приводит к самым разным образам — от сновидений до галлюцинаций в измененных состояниях сознания, но ощущение реалистичности таких видений может быть очень сильным.

Психический феномен, который мы назвали концептуальной моделью, рассматривается многими авторами и встречается как «внутренняя презентация объектов», «модель мира», «когнитивная карта реальности» и т.д. Элементы концептуальной модели являются целостными и автономными образованиями, которые тоже имеют разные названия: энграммы по Р. Хаббарду, системы конденсированного опыта (СКО) по С. Грофу, целостные психические реальности (ЦПР) по В. В. Козлову. Несмотря на различия в терминологии, речь идет о схожих явлениях, которые имеют свое непосредственное проявление в спортивной деятельности и, в частности, психических состояниях.

Идея мысленного моделирования как системы подготовки изначально знакома тренеру и спортсмену: ведь соревновательная деятельность построена на условных принципах — правилах, а тренировочная — на имитации соревновательной деятельности и подготовке к ней. Поэтому понятия «образ соперника», «модель поведения», «варианты тактики» близки и понятны спортивным специалистам. И вся подготовка спортсмена, в том числе и психологическая, построена на моделировании вероятного развития соревновательных ситуаций. Поэтому умение прогнозировать события и предвосхищать их негативное воздействие на состояние спортсмена является профессионально важным для спортивного психолога.

Ярким примером взаимосвязи психической и двигательной сферы является идеомоторика. Состояние, в котором спортсмену удается идеально мысленно воспроизвести соревновательное упражнение, можно считать высшей степенью его готовности к реальному выполнению. Активизация идеомоторного образа формирует образ ответного изменения ситуации как типичного и наиболее вероятного развития событий в случае выполнения действия. Активное использование представления и воображения для создания в сознании образа измененной ситуации при возможном выполнении движении завершают кольцо идеомоторного акта.

Данный алгоритм работы с двигательными образами является основой идеомоторной тренировки, когда мысленное выполнение действий используется для проверки или увеличения готовности к их реальному выполнению, повышения уверенности в успехе, закрепления изученного упражнения и т.д. При этом часть сигналов может доходить до мышц, и тогда происходит имитация движений с акцентированием его основных моментов.

Известен интересный факт: когда мозг не успевает переработать информацию о результатах работы двигательной системы, т.е. отсутствует обратная связь, движение получается более целенаправленным и быстрым, но из-за отсутствия коррекции на внешние условия может оказаться неэффективным. В основе таких движений тоже лежит идеомоторика: в сознании создается целостный образ предстоящего движения и формируется целостный комплекс команд мышцам без ожидания ответных сигналов для коррекции. В спорте такие движения получили название преднамеренных действий, но известны они каждому, например, хлопок ладонью по сидящему комару выполняется полностью, хотя безрезультатность попытки может быть видна уже в самом начале движения.

Это указывает на тот факт, что если движение выполняется неправильно, то виноват в этом мозг, а не рука, нога и т.п. Поэтому и работа по исправлению ошибки должна вестись именно с идеомоторным образом. В преднамеренном или автоматизированном действии ситуация изучается до начала движения, на основании чего и направляется команда к мышцам, а коррекция происходит не в самом движении, а между отдельными этапами как изменение очередного движения. Например, при беге мы изменяем не текущий шаг, который уже выполняется, а следующий.

В оперативной деятельности изменение действия нередко происходит на сенсомоторном уровне, без глубокого анализа всех особенностей текущей ситуации, поэтому даже потенциальное или воображаемое препятствие может вызвать реальную реакцию на него. Например, неожиданное движение постороннего объекта, замеченное периферическим зрением (особенно при быстром перемещении — беге, езде), может быть воспринято как опасность столкновения, и тогда человек уклоняется или останавливается. В этом случае моделирование будущей ситуации происходит с учетом новой информации (объект в поле зрения), но недостаточная глубина ее анализа приводит к выводам, неадекватным реальности.

На отдельных этапах нашей жизни способность к идеомоторным движениям, например, во сне, может усиливаться. Напряженная деятельность в течение дня и сильные эмоциональные переживания нередко приводят к тревожному сну с повышенной двигательной активностью — от стонов и ворочания до разговоров и различных движений. Так, например, спортсмены после ответственных соревнований могут во сне продолжать свое выступление, частично или даже полностью выполняя некоторые движения.

Время простой реакции человека больше, чем продолжительность многих событий, и если бы мы не предвидели изменение ситуации, то просто не успевали бы реагировать. Так, например, время полета мяча при пенальти в футболе, удара в боксе существенно меньше времени простой реакции даже тренированного спортсмена. И только благодаря антиципации, которая создает в сознании будущую ситуацию и тем самым идеомоторно запускает ответные действия, мы можем наблюдать успешные действия вратаря, боксера и фехтовальщика. Спортивные психологи знают, что РДО является одним из самых информативных показателей готовности к оперативной деятельности.

В обычной жизни немало примеров антиципации, а, следовательно, и идеомоторики, можно найти в управлении транспортом: от самоката до космического корабля. Так, например, при езде на велосипеде мы должны смотреть не на колесо, а на 5—7 м вперед, и сам процесс обучения езде сводится к формированию механизма предвидения поворота и компенсации потери равновесия. Да и в управлении собственным телом мы активно используем основанную на идеомоторике установку — замедляем шаг на скользких участках дороги, разбегаемся для прыжка, расставляем руки для балансировки и т.п.

Произвольное и непроизвольное оперирование мысленными образами, в том числе и идеомоторными, приводит к изменению нашего психического состояния. Окружающие объекты, «дорисованные» нашим воображением, увиденная ситуация с ретроспективно восстановленной последовательностью событий, планы на будущее с анализом возможных вариантов — все это может активировать идеомоторные механизмы нашей психики. Нюансы настроения передаются через идеомоторику в двигательную сферу, и возникает «летящая» походка, «груз» неудачи, «дрожь» воспоминания. Для различных состояний у нас имеются свои двигательные программы, которые активируются при появлении образа в сознании.

Целенаправленное создание мысленных образов для изменения психического состояния активно используется в различных методах психорегуляции. Это, прежде всего, визуализации:

а) внешних условий — например, представления себя в лесу, на берегу моря, дома;

б) ощущений (внутренних условий) — огня в груди, прохлады в голове, тепла в руках и ногах;

в) переживаний — боль утраты, трепет ожидания;

г) процессов — полет или падение, отождествление себя с объектом, расширение или уменьшение размеров.

В психорегуляции может использоваться и обратный механизм, когда выполнение или имитация определенных движений формирует образы, которые и становятся доминирующими в состоянии и настроении — например, ритмичный танец, бой с тенью, поглаживание приятных на ощупь предметов и т.д.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *