Как называется служба пожарной безопасности
Пожарная охрана
Само слово «охрана» означает сбережение в целости и сохранности. Это относится, например, к памятникам культуры, окружающей среде, видным деятелям… Но пожарная охрана вовсе не стремится беречь пожары. Ее функция сохранять все, кроме пожара.
Определение, задачи, классификация
Итак, пожарная охрана – это объединение организаций, подразделений, органов управления, направленные на борьбу с возгораниями. Основные ее задачи:
Согласно федеральному закону № 69-ФЗ пожарная охрана России подразделяется на следующие виды:
Государственная противопожарная служба (ГПС) является частью МЧС России. Она подразделяется на федеральную ПС и ПС субъектов РФ.
Прежде, чем основательно разберем все виды, познакомимся с историей создания службы тушения огня.
История образования пожарной службы в России
Древесина — одна из самых больших ценностей нашей страны. Русские строили из дерева дома, деревни, села, города. Всем хороша древесина, но это очень горючий, легко воспламеняемый материал. Огонь всегда был главным врагом наших предков. Что уж говорить о всей Руси, если Москва сгорала более, чем 100 раз.
Тушение пожаров на Руси
Царь Алексей Михайлович Романов, прозванный «Тишайшим» за доброту и рассудительность, известен своими государственными реформами. 30 апреля 1649 года он подписал «Наказ о градском благочинии». И хотя до этого документа правители занимались защитой от пожаров, даже была создана первая команда для тушения огня, именно в нем появились первые очертания пожарной службы.
Городской наказ содержал сведения о количестве тушителей, финансировании их деятельности. Он обязывал служивых нести дежурство, а нарушители правил обращения с огнем подвергались наказанию. За 369 лет развития служба ПО появилась в каждом селе, городе, крупных предприятиях, а 30 апреля отмечается день ПО России.
Федеральная противопожарная служба (ФПС)
Вся деятельность ФПС подчиняется Положению (Постановление правительства № 385 от 20.06.2005 года). Структура ФПС состоит из:
ПС субъектов Российской Федерации
В отличие от Федеральной ПС служба пожарной безопасности края, области, республики организуется органом исполнительной власти субъекта РФ. В их компетенции создание положения, структуры, штатного расписания, устава. Однако, разговор о полной самостоятельности не идет, в своей работе субъекты РФ пользуются рекомендации МЧС России, единый подход связывается с индивидуальными особенностями.
Как правило, дислокация и численность подразделений по тушению огня принимается из расчета времени прибытия спасателей: для городов – 10 минут, для сельской местности — 20 минут. Их основные функции и задачи направлены на:
По договоренности с федеральными структурами выполняются и другие важные функции:
Кроме этого, ПС субъектов РФ сотрудничает с ведомственными, добровольными ПО.
Если ФПС существует за счет государственного обеспечения, то финансирование ПС краев, областей, республик происходит за счет:
Муниципальная ПО
Муниципальный вид ПО образуется на территории с местным самоуправлением. Местная администрация работает в соответствии с законодательством России, законов субъекта РФ, с учетом этнических, экономических, исторических особенностей, местных традиций. Она имеет право самостоятельно определять порядок создания, организации муниципальной ПО, ее цели и задачи, взаимоотношения с другими видами пожарной службы России.
Тем не менее, это тоже не означает полной независимости от государственной власти. Муниципальная ПО находится в оперативном подчинении пожарной службы МЧС России, которая привлекает ее к тушению огня. Кроме того, муниципальная ПО входит в состав гарнизона пожарной охраны (это определение означает совокупность, комплекс всех органов управления и подразделений пожарной службы, находящихся на определенной территории).
Финансирование деятельности этого вида ПО происходит соответственно из муниципального бюджета.
Ведомственная ПО
Согласно закону ведомственные ПО создают федеральные органы исполнительной власти РФ. Федеральные органы исполнительной власти – это министерства с подчиненными им службами, агентствами, надзорами. Ведомственная ПО не территориальное образование, она организуется в сфере, ограниченной определенной деятельностью.
Пожарная охрана на железнодорожном транспорте
Например, транспортные ПО. Они обеспечивают безопасность при эксплуатации железнодорожных, речных, морских, воздушных транспортных средств. Также существует ведомственная ПО Вооруженных Сил, которая обеспечивает безопасность военных объектов. Еще один вид – консульская и дипломатическая ПО, так как представительства за рубежом являются территорией России и работают в соответствии с российским законодательством.
Ведомственная ПО осуществляет свою деятельность на средства своего ведомства. Отдельные подразделения часто контролируют предприятия своей отрасли. Основные функции и задачи направлены на профилактику и тушение пожаров. Подразделения контролирую противопожарный режим и в случае выявленных нарушений имеют право остановить производственную деятельность до момента устранения замечаний.
Частная ПО
По сути Частная ПО является коммерческой организацией. Организовать деятельность Частной ПО может юридическое лицо, обладающее лицензией МЧС России на выполнении услуг пожарной службы. Такие компании заключают договора на предоставление услуг по обеспечению противопожарной безопасности. Перечень услуг может быть следующим:
На первый взгляд функции те же, что и в других видах ПО, но здесь есть своя специфика. Частная ПО работает с определенными объектами на условиях заказчика. Нередко у заказчика возникает потребность в специалистах, личном составе, при этом автомобильный парк и средства пожаротушения собственные. Пожарные по договору должны привести технику в рабочее состояние, проводить техническое обслуживание. Они должны контролировать противопожарный режим и выполнять еще целый комплекс других обязанностей.
Почему на территории Российской Федерации наряду с другими видами охраны появилась Частная ПО? Ответ очевиден, это выгодно большим предприятиям. Содержание собственного штата вылетает в копеечку. Личный состав нужно обучать, снабжать полным социальным обеспечением, поощрять денежными премиями и т.д. А Частные ПО нередко выигрывают в споре за клиентов за счет демпинга (снижения стоимость услуг).
При этом нельзя сказать, что услуги выполняются некачественно. Скорее наоборот, договорные отношения позволяют жестко контролировать деятельность, выставлять претензии, начислять штрафы. Кроме того, специалисты в них высокой квалификации, так как нередко в такие организации идут работать пенсионеры государственной противопожарной службы, то есть вполне здоровые мужчины с большим опытом.
Частные ПО также взаимодействуют с федеральными службами, входят в состав пожарного гарнизона. Они выезжают на тушение пожаров в соответствии с планами привлечения сил и средств.
Добровольная ПО
Добровольцем называется человек, который выполняет определенную деятельность по собственному желанию, можно сказать – по велению души, при этом, не рассчитывая на материальное вознаграждение. Добровольная ПО на предприятиях создается с привлечением добровольцев, которые изъявили желание вступить в борьбу с возгоранием. Потребность в организации добровольной пожарной дружины (ДПД) может возникать по таким соображениям:
Сами пожарные часто советуют начинать тушение пожара до приезда спасателей, ведь дорога каждая секунда. Поэтому создается отряд, члены которого выполняют следующие функции:
Добровольцы обязательно проходят обучение, принимают участие в учениях, в том числе совместных с государственной ПС.
Популярное пожелание пожарных
Заключение
В подразделениях ПО всегда существует много примет. Вещь, взятая из сгоревшего помещения, сгорит в другом доме. Нельзя сапоги чистить, голову мыть перед дежурством – иначе скоро испачкается. А самое популярное пожелание — «Сухих рукавов!». Если рукава остались сухие, то возгораний не было, люди не погибли, а имущество в целости и сохранности.
Пожарные – это МЧС или нет?
Обнаружив любое возгорание, первое, что надо сделать, это набрать «01» на телефоне. В 2020 году можно позвонить по «001» или «112». Последние цифры – это номер службы спасения. Получается, что МЧС и пожарные одно и то же? Рассмотрим подробнее этот вопрос.
Спасательные подразделения МЧС РФ
Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в современном формате появилось только в 2001 году, когда к нему присоединили Указом Президента структуры пожарной охраны (ПО).
В настоящее время это разветвленная система, которая занимается:
Из описания основных задач ясно, что МЧС это пожарные в том числе.
На данный момент работает система двухуровневого управления – федерального и территориального.
Подразделения государственного подчинения финансируются из госбюджета, а местные образования стоят на довольствии округов.
Все аэромобильные подразделения, вертолетные отряды, централизованные поисково-спасательные службы, группы специального назначения, команды, созданные для ликвидации крупных возгораний, аппарат управления нестандартными ситуациями относятся к федеральному уровню.
Главные ведомства субъектов страны – это территориальные образования.
Пожарная охрана в России
Так называется комплекс организаций, которые занимаются профилактикой, ликвидацией возгораний, проведением спасательных мероприятий.
К этой структуре относятся центры разного ведомственного подчинения и любых форм собственности.
Государственная противопожарная служба
В 2005 году была разделена на две части.
Муниципальная
Местные структуры управления создают отряды, финансируемые из собственных средств территориального образования. Одной из главных целей формирования подразделений является повышение пожарной безопасности этого муниципалитета.
Такие бригады входят в гарнизоны охраны и привлекаются на ЧС за пределами собственной зоны ответственности.
Задачи отряда:
Ведомственная
Организация специальной пожарной охраны в различных учреждениях регламентирована статьей 12 закона №69-ФЗ.
В документе сказано, что создание такой структуры согласовывается с федеральным о́рганом.
Ведомственной ПО дается право:
Ярким примером такой службы является пожарная охрана, созданная для уголовно-исполнительной системы (Указ Президента №1314, 13.10.2004 г.), в которой на 2020 год насчитывается 674 подразделения, также входящих в территориальные гарнизоны МЧС.
Частная
Федеральным законом №69 регламентируется и этот вид деятельности (ст.12.1). Документ допускает создание коммерческих подразделений ПО, численность и оснащение которой определяются собственником. Помощь в таком случае команда оказывает на основании заключенных договоров.
Нештатная
Эти службы организуются как подразделения гарнизонов пожарной охраны для выполнения определенных задач.
Как правило, в управлениях территориального подчинения обычно есть отделы:
В местных допускается отсутствие последнего пункта.
Возглавляют эти службы должностные лица МЧС.
Добровольная
Местные или объектовые подразделения, принимающие участие в мероприятиях по ликвидации возгораний, спасательных, профилактических, оснащенные первичными устройствами пожаротушения (помпы, огнетушители), называются пожарными дружинами.
Фактически это добровольное объединение людей, права и обязанности которых прописаны в законе №100-ФЗ (06.05.2011 г.).
В 2017 году ФЗ№21 были введены понятия добровольной пожарной охраны и общественных объединений пожарной охраны.
Таким образом, на вопрос, пожарные это МЧС или нет, можно ответить, что не каждый является сотрудником министерства, но в случае возникновения чрезвычайной ситуации поступает в распоряжение и под управление МЧС.
К сведению. Не стоит называть пожарного пожарником. Последний термин появился в 1812 году после того, как Наполеон сжег Москву.
По деревням ходили попрошайки, которые просили помощи на восстановление жилья. И В. А. Гиляровский определял термин «пожарник» как погорелец.
Какие пожарные входят в МЧС
Сотрудниками Министерства по чрезвычайным ситуациям является личный состав федеральной и противопожарной службы субъектов РФ.
На 2016 год в штате МЧС было 18 111 человек.
Федеральный округ | Количество единиц личного состава |
Центральный | 4 359 |
Северо-западный | 2 403 |
Южный | 1 550 |
Северо-Кавказский | 1 050 |
Приволжский | 3 246 |
Уральский | 1 594 |
Сибирский | 2 706 |
Дальневосточный | 1 203 |
К 2020 году численность личного состава противопожарной службы доведена до 220 000 человек. В их распоряжении находятся 13 600 зданий, 18 634 единиц автомобильной техники, 49 пожарных катеров.
С 2018 года на основании Указа Президента предельная численность штатных сотрудников МЧС установлена в размере 288 565 человек.
Во многих странах существует должность «пожарный-спасатель». В России же из-за обширных территорий такого объединения специальностей нет. Спасатель – это более широкая категория, включающая в себя водолазную, кинологическую, альпинистскую службы и т. д. Для пожарных же первоочередная задача – это тушение возгораний и спасение людей из огня.
Но на вопрос, пожарные входят в МЧС или нет, нельзя дать однозначного ответа, так как человек может не являться штатным сотрудником, но при этом подчиняться местному или территориальному гарнизону министерства. По этому признаку все пожарные относятся к силам МЧС.
Огонь возникает спонтанно, приносит ущерб, для его ликвидации созданы пожарные войска. Состав готов по первому сигналу отправиться в бой.
Более детально ознакомиться с Федеральным законом можно по 2-м редакциям, представленным ниже:
На какие виды подразделяется пожарная охрана
Одна из главных функций госорганов — ответственность за противопожарную безопасность имущества, природных ресурсов, людей и самих территорий, поэтому регулирование в этой области есть его прямая обязанность. В 1994 году издан закон на основе Конституции РФ. Сегодня все нормативы, виды пожарной охраны, круг проблем, организация и прочие профильные вопросы регулируются 69-ФЗ. Противопожарная безопасность – это комплекс мероприятий, которые обеспечивают общую защищенность от пожаров: от конкретного объекта до страны в целом. Один из них – это пожарная охрана, которая состоит их многочисленных частей, управляющих органов, конструкторских и других функциональных подразделений.
Виды подразделений пожарной охраны
ФЗ №69 предусматривает несколько видов подразделений пожарной охраны. Их классификация отработана с учетом всех аспектов безопасности: от предупреждения до устранения последствий возгораний. Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:
Основные задачи пожарной охраны, как целостной системы — это профилактические мероприятия, ликвидация возгораний, спасение населения, минимизация имущественного ущерба, спасательные действия. Ни одно из подразделений не может быть использовано в иных целях, включая нейтрализацию конфликтов любого уровня. Все задачи пожарных охран взаимосвязаны.
Из истории. Еще при Иване IV Грозном был издан приказ об обязательном наличии в каждом доме средства пожаротушения. А при Алексее Романове уже была создана специальная служба по борьбе с пожарами. Для нее был сформирован регламент: каков план караулов и порядок объезда, как оповещать население и бороться с огнем. В том же «Наказе о городском благочинье» устанавливалось наказание для тех, кто виноват в возгорании.
Государственные части
Этот вид имеет внутреннюю классификацию. Пожарные силы подразделяются на федеративные службы и силы субъектов. Одним из важных направлений ГПС является контроль над противопожарной безопасностью, этим обуславливается большая численность сотрудников, которая превышает 16 тысяч. Основными задачами пожарной охраны государственного статуса преимущественно являются:
На заметку! В структуру ГПС входят несколько НИИ и бюро, где производятся исследования и изыскания по противопожарной безопасности, головное учреждение – ВНИИПО. Та же в Госслужбу входят средние и высшие учебные заведения, которые находятся в Москве, Урале, Санкт-Петербурге, Воронеже, Иваново. Так же в систему ГПС входят более 9 десятков испытательных лабораторий.
ГПС – это головная структура всей противопожарной системы. Она в свою очередь входит в состав МЧС. Сама система самодостаточна, поскольку имеет все необходимые части: от оперативных до научных.
Добровольные отряды
Самая большая структура в составе ГПС – это федеральные силы, они состоят:
Добровольные подразделения
К этому виду относятся все средства профилактики и пожаротушения, которые созданы по частной инициативе обычных людей и предприятиями. Такие объединения формируются преимущественно в тех местах, где нет иных видов охраны. Часто частные силы организуются в зонах высокой пожароопасности, например, в лесной зоне в жаркое лето. Добровольные отряды включены в раздел законодательства, в котором рассматривается вопрос, на какие виды подразделяется пожарная охрана. Финансирование таких подразделений может быть частным или смешанным. По сути, эта служба является формой заботы населения о безопасности, которая определяется, как социально-значимые работы. Их устанавливает руководство городов, поселков, сельских поселений. Действия добровольных отрядов базируются на положениях «Гражданской обороны». Они могут создаваться на определенный срок.
Службы муниципального статуса
Эти охранные отделения создаются руководством муниципальных образований. Есть два подвида этой службы:
Для организаций в муниципалитетах предусмотрены следующие цели:
Частные пожарные отряды
Это коммерческие организации. Их открытие, переформирование и закрытие которых регулируется ГК РФ. Сколько человек должно быть в боевом расчете, какую технику использовать и прочие вопросы определяет владелец. Преимущественно, их работа выполняется на основе контрактов с организациями. Деятельность этих предприятий может выполняться только при получении в МЧС официального разрешения. Частные команды пожарников плотно сотрудничают с добровольными отрядами. На 2018 год в России активно действуют более 650 таких предприятий.
Ведомственные силы пожарных
Некоторые ведомственные и государственные структуры имеют право создавать собственные подразделения пожарных. Все аспекты деятельности таких частей, включая:
регулируются ГПС, который создает специальные документы и реализует их на практике. Режимы и порядок работы низших частей корректируется, согласно последним нормативам и приказам. Так же структура выполняет проверки ведомственных подразделений на соблюдение норм, порядков, требований и отсутствие нарушений.
На заметку! Как правило, на взрывоопасных предприятиях создаются собственные гарнизоны. Нужны они и на объектах, удаленных от цивилизационной инфраструктуры и дислокации частей пожарных. При обнаружении нарушений эта служба вправе остановить работу предприятия, отдельного цеха, конкретного оборудования или запретить выполнение некоторых работ.
Резюмируем
Итак, закон предусматривает работу пяти видов структур, призванных обеспечивать противопожарную безопасность. Раньше их перечень был шире. Но и сегодня в экзаменационных билетах предусмотрен вопрос, какого вида пожарной охраны не предусмотрено законодательством. Сегодня упразднены межведомственные подразделения. Действующие сегодня структуры показывают целесообразность нормативов, поскольку снизились показатели смертности на пожарах, а имущественный ущерб – на 20%. Руководство структурой закреплено за несколькими инстанциями:
Например, действия по ликвидации пожаров в лесных массивах выполняются силами Рослесхоза, но они согласовываются с МЧС. Комплекс мероприятий защиты государства, населения, природы, промышленности постоянно расширяется: создаются новые технологии, расширяется число подразделений, увеличивается количество техсредств, становятся результативней средства и методы. Выработан четкий алгоритм взаимодействий власти, администраций, министерств, охраны и граждан.
ВИДЫ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ
Основными задачами пожарной охраны являются:
организация и осуществление профилактики пожаров ( см. ПОЖАРНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) ;
спасание людей и имущества при пожарах ( см. ПОЖАР);
организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
Пожарная охрана подразделяется на следующие виды :
Государственная противопожарная служба
Муниципальная пожарная охрана
Ведомственная пожарная охрана
Частная пожарная охрана
Добровольная пожарная охрана.
В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОТИВОПОЖАРНУЮ СЛУЖБУ ВХОДЯТ:
Федеральная противопожарная служба;
органы исполнительной власти и подведомственные им государственные учреждения;
пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения, судебно-экспертные учреждения;
подразделения ФПС, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в организациях (объектовые подразделения);
подразделения ФПС, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения);
подразделения ФПС, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в населённых пунктах (территориальные подразделения);
подразделения ФПС, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на договорной основе (договорные подразделения федеральной противопожарной службы ) ;
Противопожарная служба субъектов РФ.
Противопожарная служба субъектов РФ создается органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке [1].
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПОЖАРНАЯ ОХРАНА – вид пожарной охраны, создаваемый органами местного самоуправления для предупреждения и тушения пожаров на территории муниципальных образований.
Органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением д ля организации пожаротушения на своей территории имеют право на создание Муниципальной пожарной охраны [2].
Муниципальная пожарная охрана финансируется за счёт средств местных бюджетов, а также иных не запрещенных законодательством РФ источников.
Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности Муниципальной пожарной охраны, порядок её взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления [1].
В действовавшем до 2003 года законодательстве одним из вопросов местного значения являлась организация Муниципальной пожарной охраны. Новый закон отнёс к категории вопросов местного значения лишь обеспечение первичных мер ПБ в населённом пункте муниципального образования.
Первая в России муниципальная пожарная часть была создана летом 2007 года на базе пожарного депо Ярославского судостроительного завода.
Создание Муниципальной пожарной охраны является правом, а не обязанностью местного самоуправления. Муниципальная пожарная охрана может создаваться лишь при наличии достаточных средств в местных бюджетах, что присуще крупным поселениям и городским округам, в которых, как правило, уже имеется Государственная противопожарная служба. Небольшие поселения зачастую являются дотационными и не в состоянии создать собственную Муниципальную пожарную охрану.
Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений Ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, согласованными с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в обл. ПБ.
Контроль за обеспечением пожарной безопасности при эксплуатации воздушных, морских, речных и ж.-д. транспортных средств, а также плавающих морских и речных средств и сооружений осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Контроль за обеспечением пожарной безопасности дипломатических и консульских учреждений РФ, а также представительств РФ за рубежом осуществляется в соответствии с законодательством РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.
Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ведомственной пожарной охраны, а также финансовое обеспечение социальных гарантий и компенсаций личному составу осуществляется их учредителями за счёт собственных средств [1].
К Частной пожарной охране следует относить и подразделения пожарной охраны, создаваемые юридическими лицами — хозяйствующими субъектами, основанными на праве частной собственности, которые защищают собственника без заключения договора. Относить такие формирования к ведомственной пожарной охране ошибочно.
Организационно-штатная структура, задачи, функции, организация работы Частной пожарной охраны, специализация и виды выполняемых работ, порядок привлечения сил и средств пожарной охраны, требования к личному составу и технике Частной пожарной охраны определяются Положением о частной Пожарной охране и Уставом организации.
В Российской Федерации деятельность по тушению пожаров требует наличия лицензии. Частная пожарная охрана вправе заниматься уставной деятельностью с момента получения лицензии на осуществление деятельности по предупреждению и тушению пожаров до истечения срока её действия. Нормативы численности и технической оснащённости Частной пожарной охраны устанавливаются её собственником самостоятельно [4].
Участие в тушении пожаров и выполнении аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, взаимодействие с подразделениями Государственной противопожарной службы и других видов ПО регламентируются специальными инструкциями и указаниями, соглашениями и договорами [1].
Выезд на тушение за пределы объекта возможен только при согласовании расписания выезда для населенного пункта руководителем защищаемой организации. В случае отказа от согласования, руководители частной пожарной охраны не несут никакой ответственности и не обязаны выезжать на возникающие вне обслуживаемых объектов пожары [4].
Пожарное добровольчество, будучи формой общественной взаимопомощи, получило распространение в России во 2-й половине XIX века. К 1890 в России насчитывалось около 60 пожарных обществ, которые на I съезде (июнь 1892) были объединены в Российское пожарное общество. Декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнём» от 17 апреля 1918 придал борьбе с пожарами общегосударственное значение и стал законодательным актом для всей пожарной охраны, включая Добровольную пожарную охрану [6].
Подразделения Добровольной пожарной охраны создаются в виде дружин (Добровольная пожарная дружина – ДПД, подразделение, не имеющее на вооружении выездной пожарной техники или мотопомп) или команд (Добровольная пожарная команда – ДПК, подразделение, имеющее на вооружении выездную пожарную технику и (или) мотопомпы). Те и другие могут быть территориальными или объектовыми.
Команды Добровольной пожарной охраны подразделяются на разряды:
Первый – с круглосуточным дежурством добровольных пожарных в составе дежурного караула (боевого расчёта) в спец. здании (помещении);
Второй – с круглосуточным дежурством только водителей пожарных машин и нахождением остального состава дежурного караула (боевого расчёта) по месту работы (учёбы, жительства).
Создание и деятельность Добровольной пожарной охраны осуществляются в соответствии с принципами:
1) равенства перед законом общественных объединений пожарной охраны независимо от их организационно-правовых форм;
2) добровольности, равноправия и законности деятельности добровольной Добровольной пожарной охраны;
3) свободы в определении внутренней структуры добровольной Добровольной пожарной охраны, целей, форм и методов деятельности Добровольной пожарной охраны;
4) гласности и общедоступности информации о деятельности Добровольной пожарной охраны;
5) готовности подразделений Добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных к участию в профилактике и (или) тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ и оказанию первой помощи пострадавшим;
6) приоритетности спасения людей и оказания первой помощи пострадавшим при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;
7) обоснованного риска и обеспечения безопасности добровольных пожарных при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ [3].
Основными задачами Добровольной пожарной охраны в области пожарной безопасности являются:
осуществление профилактики пожаров;
спасение людей и имущества при пожарах, проведении аварийно-спасательных работ и оказание первой помощи пострадавшим;
участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ [3].
Наряду с подразделениями Добровольной пожарной охраны (дружины, команды) добровольчество предусматривает участие граждан на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности проффесиональных подразделений пожарной охраны по предупреждению и тушению пожаров. Добровольными пожарными могут быть физические лица, достигшие возраста восемнадцати лет и способные по состоянию здоровья исполнять обязанности, связанные с участием в профилактике пожаров и (или) участием в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.
Личный состав добровольной пожарной охраны включает в себя работников добровольной пожарной охраны, состоящих на должностях, предусмотренных штатным расписанием, и добровольных пожарных.
Подразделения Добровольной пожарной охраны (дружины, команды) в населённых пунктах создаются по инициативе граждан и (или) общественных объединений по согласованию с администрацией органа местного самоуправления, на предприятиях – решением их собственников (рук) [7].
Для личного состава Добровольной пожарной охраны учредителем (учредителями) соответствующих общественных объединений пожарной охраны могут быть установлены знаки отличия и форма одежды.
Федеральный закон от 06.10.2003 г. №131 – «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Гражданский Кодекс Российской Федерации ч.1 ст. 49.
Цечоев Х.И., Кочережникова А.О Гражданско-правовые основы регулирования деятельности частной пожарной охраны//Безопасность. Чрезвычайные ситуации, 2014.
Микеев А.К. Добровольная пожарная охрана. М., 1987;
Савельев П. С. Пожарные добровольцы России. V. 1992;
Приказ МВД России от 2 апреля 2001 г. №390 «О введении в действие Порядка создания подразделений добровольной пожарной охраны и регистрации добровольных пожарных».