Как называется шпагат в прыжке
Итак, приступим к просмотру ярчайших растопырок в фигурном катании, причём, как продольных, так и поперечных.
Продольные растопырки девочек Тутберидзе, как часть сверхсложных прыжковых заходов. Продольные прыжки в шпагат ещё называют женскими.
Алена Косторная
Алина Загитова
Лучшая исполнительница поперечных растопырок (мужской шпагат) среди современных одиночниц. Невероятно огромные прыжки, она просто взлетает.
Кортни Хикс
Королева спиралей, связок и растопырок
Саша Коэн
Фигурист со своим изысканным и незабываемым стилем, уникальной пластикой, удивительной красотой линий, утонченной музыкальностью, новатор и исполнитель новых оригинальных элементов имел в арсенале не просто прыжок в шпагат, а интересную и сложную связку с растопыркой.
Толлер Крэнстон
Растопырки от Бояна
И от Кигана Мессинга тоже замечательные растопырки
Фантастический тройной каскад от короля растопырок Джейсона Брауна
Какие бывают виды шпагатов? Характеристики и фото
Сайт о спорте и здоровом образе жизни
Виды шпагата: описание и фото
Поперечный шпагат
Поперечный шпагат — это такое положение тела, при котором ноги направлены в противоположные стороны от корпуса и образуют угол, близкий к 180° (т.е., максимально возможный угол).
Это интересно: специалисты утверждают, что сесть в поперечный шпагат получится не у каждого даже при должном рвении. От 13 до 15% населения земного шара никогда не сможет похвастаться выполнением этого элемента из-за специфического строения тазобедренных суставов. Кроме того, поперечный шпагат труднее даётся женщинам, нежели мужчинам (всё дело в приводящих мышцах бедра, которые у девушек развиты лучше).
Продольный шпагат
Продольный шпагат — это такое положение, при котором одна нога выбрасывается вперёд корпуса, а вторая находится сзади, ноги полностью выпрямлены в коленных суставах в единую линию, перпендикулярную телу. Продольный шпагат подразделяют на левосторонний и правосторонний, в зависимости от ведущей ноги (то есть той, которая находится впереди корпуса).
Это интересно: продольный шпагат более доступен женщинам, чем мужчинам. Опять-таки, всё дело в генетических особенностях анатомии — сесть на продольный шпагат мужчинам мешает от природы мощная задняя поверхность бедра, которая с трудом поддаётся расслаблению и сопротивляется такому положению тела. Между тем считается, что продольный шпагат, в целом, легче к освоению, чем поперечный. Продольный и поперечный — это основные виды шпагата, а вот их подвиды представляют собой широкий спектр различных вариаций, в зависимости от способа и места выполнения элемента. Рассмотрим их подробнее.
Провисной шпагат
Провисной, он же отрицательный, шпагат или «зашпагат» (по-английски звучит как oversplit), иногда его ещё называют королевским — именно такой шпагат демонстрировал Ван Дамм в шикарнейшем ролике VOLVO. Можно сказать, что это коронный номер знаменитого бельгийца. Очень сложный в выполнении элемент, который требует запредельной растяжки — угол между ногами должен превышать 180 градусов. Исполнение этого упражнения требует дополнительного инвентаря для опоры: стульев, блоков, зеркал заднего вида, крыльев самолёта:), между которыми вы будете провисать.
Вертикальный шпагат
Вертикальный шпагат — это вариация шпагата, которая выполняется из положения стоя с опорой на какую-либо из ног. Возможно использование дополнительных опорных поверхностей в виде пилона, перекладины или отвесной стены. Бывает как продольным (левосторонним или правосторонним), так и поперечным с поддержкой руками.
Шпагат на руках
Шпагат на руках — профессиональный акробатический элемент, выполненный в стойке на руках. Требует хорошей физической подготовки: сильных рук, высокой пластичности и баланса.
Динамический шпагат в прыжке или в ударе
Это элемент, исполненный в движении. Шпагат в прыжке (в воздухе) выполняется с помощью разбега или с места. Динамический шпагат в ударе достигается при махе ногой. Часто бывает так, что человек может махнуть конечностью до состояния шпагата, но не способен сесть в классический шпагат и удержать статическую позу.
Шпагат лёжа на полу
Разновидность шпагата, при котором происходит соприкосновение корпуса и опорной поверхности. Может осуществляться из положения лёжа на спине, при этом ноги либо разводятся в стороны (поперечный шпагат), либо одна из нижних конечностей подтягивается к корпусу и фиксируется руками (продольный). Существует и так называемый «горизонтальный шпагат» — поза, представляющая собой некую модификацию поперечного шпагата: корпус вытягивается вперёд до полного контакта с поверхностью опоры, руки разводятся в стороны либо вытягиваются вперёд.
Некоторые источники выделяют полушпагат в качестве одного из видов шпагата. Мы в Body-bar.ru не склонны разделять данную точку зрения. Полушпагат — это важное стретчинг-упражнение, направленное на подготовку мышц и связок к полноценному выполнению элемента, но технически, это ещё не шпагат.
Понравилась статья? Поддержи проект и автора!
Шпагат: виды и названия
Шпагатом называют гимнастическое упражнение на растяжку мышц и связок ног. В результате этого упражнения вытянутые в разные стороны ноги образуют единую линию и составляют угол 180 градусов между внутренними частями бедер. Точное происхождение слова в гимнастическом значении неизвестно. Есть предположение, что оно заимствовано из итальянского языка и произошло от spaccato, что значит «гимнастический шпагат».
Такие упражнения выполняются в разных видах спорта, таких как гимнастика, синхронное плавание, фигурное катание, йога и боевые искусства. Отдельные виды танцев, балет и иные культурные традиции содержат в себе движения с применением шпагата.
Виды шпагата в гимнастике
Гимнастика включает в себя два основных вида шпагата: продольный и поперечный. Все остальные известные вариации относятся к подвидам. К продольному или классическому шпагату относится позиция, при которой угол разворота ног составляет 180 градусов и они образуют одну линию. Ноги располагаются под острым углом или перпендикулярно по отношению к корпусу, при этом одна нога вытягивается вперед, а вторая остается сзади. В зависимости от той ноги, что выдвигается вперед, продольный шпагат называется лево- или правосторонним. Поперечный шпагат отличается тем, что ноги вытягиваются по бокам и угол между ними может быть больше 180 градусов.
Поперечный
Сложнее всего в исполнении поперечный шпагат. Именно с него начинают тренировать на занятиях. После освоения этого вида, сесть на продольный шпагат не составит большого труда.
Классика
В художественной гимнастике и хореографии применяют самый простой вид поперечного шпагата, при котором носки и колени направлены вверх.
В спортивной гимнастике колени также направлены вверх, но концы больших пальцев должны тянуться к полу.
Важно во время шпагата удерживать спину в ровном положении. В классическом варианте упражнение выполняется на ровной поверхности или полу.
Гораздо сложнее выполняется упражнение с вытянутыми вперед носками и коленями. Это также считается правильным шпагатом с повышенным уровнем сложности, но дается он не всем.
Шпагат в пространстве
Но поперечный шпагат можно выполнять не только на полу, но и в различных пространственных проекциях
Горизонтальный подвид — это своеобразная модификация поперечного. Для его выполнения нужно сесть в поперечный вид этого гимнастического элемента, а туловище вытянуть вперед до контакта с опорой (полом). Руки можно развести в стороны либо вытянуть перед собой.
Вертикальный — это вариант шпагата, осуществляемый из исходной позиции стоя. Опорой служит одна из ног. Также как вспомогательную опору можно использовать стену либо пилон. Поперечная вертикальная вариация выполняется с поддержкой руками.
На руках
Этот подвид относится к профессиональным и сложным гимнастическим элементам. Для его исполнения необходимо иметь умение становится в стойку на руках, и обладать хорошим балансом. После постановки в стойку разводят ноги в шпагат.
Шпагат лёжа на полу
Разновидность шпагата, при котором происходит соприкосновение корпуса и опорной поверхности. Может осуществляться из положения лёжа на спине, при этом ноги либо разводятся в стороны (поперечный шпагат), либо одна из нижних конечностей подтягивается к корпусу и фиксируется руками (продольный).
Для провисного, или отрицательного, варианта данного гимнастического элемента требуется очень хорошая растяжка, ведь угол между ногами должен быть больше 180°.
Он считается очень сложным и иногда его называют «королевским». Для его выполнения нужен дополнительный инвентарь, который можно использовать в качестве опоры, например, стулья. Для исполнения требуется не только абсолютная гибкость, крепость и эластичность связок и мышц, но и мышечная статистическая сила.
Динамический шпагат выполняется в воздухе, чаще с разбега в прыжке, но некоторые мастера умеют исполнять этот сложный элемент с места. Подпрыгивая и взмахивая ногой, человек достигает нужного угла разворота в воздухе.
Существует такое понятие как полушпагат. Согнутая нога берёт на себя опору, а вторая нога отводится в сторону и полностью выпрямляется. Полушпагат применяется в разминке перед непосредственной растяжкой. Он не совсем попадает под основное понятие, но может считаться одним из подвидов упражнения.
Продольный
Продольный шпагат — это гимнастическое упражнение, во время исполнении которого атлет разводит ноги на 180 и более градусов, при этом одна нога находится впереди, вторая позади корпуса. Лопатки сведены, плечи раскрыты, спина выпрямлена. В различных вариациях есть особенности относительно натяжки носочков и положения задней ноги.
Неправильный шпагат
Самая распространённая ошибка, которую совершает большинство садящихся в шпагат – это неестественное положение тазобедренного сустава ноги, отводимой назад. При таком положении связки (оболочки сустава) тазобедренного сустава испытывают очень неправильное скручивание и могут быть легко травмированы.
Спортивный продольный шпагат
Спортивный или гимнастический продольный шпагат — пятка задней ноги ориентирована четко в потолок, колено в пол. Ступни обеих ног натянуты, мизинец передней ноги стремится к полу. Данный вид продольного распространен в большинстве спортивных направлений, в некоторых видах танца.
Балетный продольный шпагат
Балетный или хореографический продольный шпагат — задняя нога находится в выворотном положении, колено направленно в сторону, носочки натянуты. Данный вид применим в балете, в некоторых видах БИ, в некоторых видах танца.
Хануманасана
Хануманасана — поза царя обезьян — Ханумана. Продольный родом из йоги Колено задней ноги смотрит в пол, пяточка строго вверх. Ступня передней натянута на себя.
Виды и названия шпагатов в различных видах спорта
В фигурном катании
В фигурном катании шпагат – это прыжок, в котором главное — высоко поднять ноги и зафиксировать положение шпагата в верхней точке полета. Для овладения им наиболее целесообразно использовать толчок после переступания с хода вперед на ход назад с отведением свободной ноги и одноименной ей руки назад.
При отталкивании следует обращать внимание прежде всего на высокий взлет и принимать положение шпагата лишь в верхней точке. Распространены «русский» и классический варианты шпагата. Первый чаще выполняют мужчины, второй — женщины.
В синхронном плавании
Шпагат обязательный элемент для многих фигур в синхронном плавании. В некоторых случаях тело исполнительницы находится в вертикальном положении, головой вниз. Одна нога вытянута по поверхности воды вперед и образует с туловищем угол 90°, другая в таком же положении симметрично вытянута назад.
Во время выполнения этой фигуры не допускается перемещение тела в горизонтальной плоскости. Стопы ног должны находиться над поверхностью, в максимально высоком положении.
Шпагаты в йоге
Поза шпагата в йоге является важным элементом познания и открывает дорогу большинству других. Поперечный шпагат или Самаконасана – это форма, которая самым эффективным образом освобождает нас от лишнего, помогает раскрыть наш энергетический потенциал.
Продольный шпагат или Хануманасана – важнейшая асана, она повышает подвижность таза и крестцового отдела, улучшает кровообращение и работу органов малого таза и брюшной полости. Стимулирует корневую чакру Муладхара.
Упавиштха конасана (напоминает горизонтальный) очень благотворна для женщин, т.к. активизирует яичниковую деятельность и тем самым гармонизирует менструальный цикл.
Мерудандасана стимулирует органы брюшной полости, особенно печень, и укрепляет мышцы живота. Выполнение асаны тонизирует все внутренние органы в целом. Тонизирует спинные нервы, укрепляет мышцы спины и повышает эмоциональную уравновешенность и способность к сосредоточению.
Шпагат в балете и танцах
Grand temps levé passé — виртуозный мужской прыжок с продвижением вперёд, при котором одна нога забрасывается вперёд, а затем, на прыжке, вытянутая в колене, максимально откидывается назад, тогда как другая, также вытянутая, одновременно бросается вперёд, после чего в воздухе на максимальной высоте прыжка фиксируется положение «шпагат».
Прыжок гранд жете — большой прыжок с одной подогнутой ногой, раскрывающейся на прыжке. При выполнении этого прыжка одна нога поднимается в воздух, одновременно сгибаясь в прямом положении, и затем на взлёте с силой раскрывается вперёд на максимально возможную высоту, при этом другая нога, вытянутая в колене, энергичным движением высоко отбрасывается назад. В современном балете на этом прыжке принято раскрывать ноги в шпагат.
Шпагат в воздухе, левитация и другие суперэлементы фигуристов. Фотографии, которые удивляют
Последнее время фигурное катание ассоциируется у зрителей исключительно с четверными прыжками, но это, конечно, упрощение — на самом деле фигуристы делают множество других сложнейших трюков, поражающих воображение не только в динамике, но и в статике.
В подборке «Матч ТВ» — уникальные элементы в исполнении Трусовой, Валиевой, Коляды, Ханю и других, которые отвергают законы физики и суперэффектно выглядят на фото.
Кантилевер. Александра Трусова
Первым исполнителем кантилевера считается Илья Климкин — эту спираль даже называют «кораблик Климкина». За последние сезоны элемент стал визитной карточкой Александры Трусовой — она использует его в каждой соревновательной программе и на показательных выступлениях. Смотрится эффектно — как супергероиня, стремящаяся пройти под опасными лазерными лучами. Требует выворотности бедренных и коленных суставов, сильных ног и спины — опуститься в кантилевер еще полдела, а вот аккуратно из него подняться действительно сложно.
Бауэр, ина бауэр. Юлия Липницкая
У Юлии Липницкой было сразу несколько фирменных элементов — бильман с захватом за голень и вращение в плотной затяжке на высочайшей скорости, а также бауэр — разновидность спирали, когда ноги стоят на разных ребрах, но параллельно друг другу. Таким образом фигуристка движется по дуге с драматичным прогибом в спине.
Липницкая не единственная, кто исполняет бауэр, но по совокупности прогиба и продолжительности скольжения в этой позе, а еще вписанности в музыку в «Списке Шиндлера» ее можно назвать одной из лучших исполнительниц.
Флажок. Камила Валиева
Еще одна фигуристка с яркой индивидуальностью во всех элементах, требующих растяжки и выворотности, — Камила Валиева. Флажок, кстати, входит в число первых спиралей, которые разучивают начинающие спортсмены, но в случае с Камилой он доведен до абсолюта и никак не напоминает легкий детский элемент. Опорная нога прямая, свободная нога максимально поднята к корпусу, и в этом положении Валиева завершает одно из своих фирменных вращений — с центровкой и на скорости.
Вращение с ногой за головой. Даниэль Грассль
У этого элемента пока нет официального названия, но, возможно, однажды его будут именовать «грассль». У итальянского одиночника Даниэля Грассля индивидуальный подход к фигурному катанию — своеобразная группировка в прыжках и попытки делать необычные вращения. Эта версия на одной ноге с ногой, заведенной за голову, — одна из самых узнаваемых позиций в арсенале Даниэля.
Бедуинский прыжок. Алена Косторная
Бедуинский прыжок еще называют «бабочкой». Особенность — плечи в течение всего прыжка остаются параллельными льду, а ноги показывают мощный круговой мах. Фигурист как бы лежит на плоскости, параллельной льду, а на фото — как будто левитирует. Используется как связующий элемент во вращении, а также как самостоятельный прыжок в дорожке шагов.
Чинян. Андрей Мозалев
Внешне это похоже на волчок в полете, и по факту таковым и является. Основное требование к чиняну — чтобы была принята позиция волчка в воздухе, с бедром, параллельным льду. После приземления из этого положения фигурист обычно продолжает вращение в волчке, либо же потом меняет позицию.
Волчок в складке. Михаил Коляда
Волчок считается классической позицией во вращении, но его вариация в плотной складке более сложная. Прежде всего потому что она требует развитой гибкости для плотного прилегания линии тела к линии свободной ноги. Опорная нога при этом должна выдержать вес тела на нужной скорости в должном количестве оборотов без потери центровки.
Заклон. Сатоко Мияхара
Заклон — базовая позиция во вращении, имеющая свои особенности у каждого фигуриста. Кто-то склоняет только одно плечо, кто-то держит руки вместе, кто-то — разводит их. У японки Сатоко Мияхары заклон получается со спиной, уложенной практически параллельно льду, и с замком рук.
Кораблик. Эшли Вагнер
Разновидность спирали, когда лезвия обоих коньков стоят на одинаковом ребре. Выглядит визуально довольно легко, однако поставить так ноги в линию в одной плоскости сложно даже без коньков. Требует не столько растяжки, сколько выворотности и баланса.
Бильман. Елена Радионова
Говорят, что первой вращение с поднятой за головой ногой выполнила Тамара Братусь (она же Тамара Москвина), но вращение назвали по имени другой исполнительницы Дениз Бильман. Бильман требует растяжки, гибкости позвоночника и здоровой спины — именно поэтому он пропадает у многих взрослых фигуристок и почти отсутствует у мужчин.
Классический вариант бильмана был у Елены Радионовой — захват свободной ноги за лезвие и положение корпуса и рук, образующее силуэт бутона тюльпана.
Либела с захватом ноги. Алина Загитова
Либела — еще одно название всем нам известной ласточки. Либела бывает качающаяся (с переменой положения корпуса), обратная (с разворотом лица или корпуса полностью к потолку), бывает и с захватом ноги. Иногда она так и остается финальной позицией, а иногда бывает промежуточным положением к переходу во вращение в колечке.
Наглядный пример либелы с захватом ноги — у Алины Загитовой.
Прыжок в шпагат. Джейсон Браун
Прыжок в шпагат на льду выглядит впечатляюще, потому что, отталкиваясь зубцами на скорости, фигурист выпрыгивает на высоту борта. Тут все просто — чем лучше растяжка в шпагат, тем качественнее получится элемент. Шикарные прыжки в шпагат были у Саши Коэн, а из мужчин можно выделить Джейсона Брауна.
На что стоит обращать внимание в хорошо выполненном прыжке в шпагат? Прямые колени, развернутое бедро и носки — передний тянется вперед, насколько позволяют ботинки, а задний направлен вправо и вверх.
Гидроблейд. Юдзуру Ханю
Основной принцип этого элемента — в сильном приседании на глубокое ребро (внешнее или внутреннее) с значительным наклоном корпуса параллельно льду. Фигурист движется по крутой дуге, держа ноги либо скрещенными, либо вынося одну ногу вбок. Название объясняется визуальным впечатлением, как будто спортсмен зависает над водной гладью. Гидроблейд — бренд-элемент для японца Юдзуру Ханю, хотя им владеют многие. Каждое его исполнение Ханю заставляет трибуны визжать от восторга.
Бэкфлип. Нейтан Чен
Сальто запрещено правилами к исполнению в соревновательных программах ввиду его высокой травмоопасности. Но некоторые отчаянные ребята все же делают сальто на шоу — по отталкиванию и направлению прыжка этот элемент еще называют бэкфлип. Кстати, женщины тоже его прыгали — например, француженка Сурия Бонали.