Как называется шляпа с пером
Почему шляпы с перьями были на пике моды в прошлые века, и Какие птицы пострадали от гламура
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Идея украшать головной убор яркой и желательно высокой деталью появилась еще в древности. У Гомера упоминаются развевающиеся на ветру гребни боевых шлемов, а ведь Троянская война относится к XIII в. до н.э. Самым известным шлемом с гребнем можно считать Коринфский или дорический шлем, на него крепился «хвост» из конского волоса. Мода на такое украшение была сугубо практической: в пылу битвы аксессуары разных цветов позволяли отличить своих однополчан от врагов и быстро сориентироваться. Причем касалось это не только самих воинов, но и военачальников, которые могли быстро оценить расположение сил. Историки считают, что бойцы из каждого полиса красили гребни в один цвет, а поперечное расположение украшения позволяло узнавать военачальников.
В средние века украшение головного убора не пропало. Рыцари крепили на шлемы плюмажи из перьев, хотя чаще это делали уже просто для красоты. Кстати, именно как элемент воинской формы, султаны из перьев сохранились дольше всего – вплоть до XIX века. Кивера, треуголки и двууголки украшались перьями и султанами, по которым, как и несколько тысяч лет назад, можно было быстро узнать бойца того или иного полка.
Надо сказать, что усилия оправдали себя: император приблизил к себе новатора моды и подарил ему дворянский титул, а перья на несколько столетий стали важнейшим атрибутом нарядной и повседневной одежды. Ношение перьев считалось настолько важным, что в 1573 году фламандско-французский словарь Плантена даже был вынужден создать слово для описания людей, которые предпочитали не носить шляпы с перьями, с дословным переводом «бесперые люди».
Мода на яркие перья отразила очень важный экономический аспект – расширение торговых связей Европы. Чаще всего экзотических птиц привозили из африканских колоний и их содержание в домах стало еще одним признаком аристократизма и богатства. Перья попугаев и страусов превратились в настоящую конвертируемую валюту, которую, как и драгоценные камни, обменивали на вес по курсу золота. Разумеется, более редкие и оригинальные украшения были признаком особого шика, а люди с более скромными запросами обходились перьями журавлей, ласточек и других местных птиц.
В результате повальной моды за следующие триста лет в Европе исчезли некоторые виды птиц (в основном – цапли и журавли) и люди все-таки задумались о будущем. В 1906 году Александра, королева Великобритании, распорядилась избавиться ото всех своих шляпок с перьями, чтобы подать хороший пример разумного отношения к природе, однако мода на шикарные украшения держалась еще достаточно долго, правда, ношение перьев в XX веке стало прерогативой женщин и признаком особого гламура. Так, в 1950-х Марлен Дитрих появилась в холле отеля «Сандс» в Лас-Вегасе в шубе из перьев c полутораметровым шлейфом. На это творение модельера Жана Луи ушли перья 300 лебедей, и сегодня сложно представить себе, что зоозащитники оставили бы такой наряд без внимания.
Что же касается военной формы, то в наши дни важнейшим качеством ее стала считаться незаметность и удобство, поэтому Помпоны, медвежьи шапки, перья павлина и другие изыски остались в прошлом.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Плюмаж: все дело в перьях
Действительно, слово «плюмаж» пришло к нам из истории — раньше так называли декоративные элементы парадной конской сбруи. Само слово «плюмаж» — французское: это украшение, выполненное из перьев, часто специально окрашенных в определенный цвет (от французского plume — «перо»).
Как мы уже упоминали, изначально плюмажем украшали сбрую коней — это были так называемые «султаны», пучки перьев на головах лошадей или же на головных уборах военных. Их и сегодня можно увидеть в соответствующем антураже — например, в цирке.
Но чаще всего плюмаж использовался, конечно же, в дизайне женской одежды и особенно головных уборов. Впервые создание украшений из перьев было упомянуто в уставе гильдии шляпников во Франции в 1480 году. В Эпоху Возрождения плюмаж начал распространяться повсеместно, и стал самым модным и желанным украшением как мужских, так и женских шляп, а также высоких причесок.
Из Испании в моду того времени перекочевала изящная женская беретка — испанский ток. Эти головные уборы были пышно украшены плюмажем, придавая женщине роста и роскоши. Интересно, что испанский ток перекочевал в другие страны Европы, и носился как женский, так и мужской головной убор.
Мужчины, в свою очередь, носили круглые шляпки-шапочки с отворотами или без них, с тульей, разделенной на четыре доли. С этой простой шапочкой контрастировали широкополые шляпы фламандских модников, с полями, отогнутыми от лица, и огромным пером, свисающим с тульи.
Плоские шапки с тульей в форме берета и узкими полями, прямыми или загнутыми, разрезанными на части, пристегнутыми или ниспадающими, а иногда — широкими и жесткими, тоже обильно украшали плюмажем — драгоценностями и перьями, которые укладывали вдоль поля или прикрепляли с одной стороны, что подчеркивало ширину шляпы.
Шляпы с плюмажем обычно носили как на улице, так и в помещении, и редко снимали, за исключением присутствия коронованных особ.
Для женщин изготавливались сложные большие шляпы, украшенные плюмажем красного, алого, оранжевого, желтого, белого и черного цветов на покрытых драгоценностями чепцах, как изображено на полотнах живописцев той эпохи.
Украшали плюмажем и маски, и веера, и даже флаконы для духов. Декор разноцветными перьями был самым модным и распространенным, наряду с драгоценными камнями.
Всплески интереса к плюмажу наблюдались вплоть до рубежа XIX–XX веков. В 1912 году спрос на перья для плюмажей был столь велик, что предложение за ним не успевало. Использовались дорогие перья птиц из дальних стран: страусов, марабу, цапель.
Для тех, кто не мог себе их позволить, предлагались перья домашних птиц: петухов, гусей, индюков, уток, а также птиц, обитающих в лесах — диких голубей, куропаток, перепелов, фазанов, сов, беркутов.
В семидесятые годы прошлого века благодаря Вашингтонской конвенции использование перьев экзотических птиц в индустрии моды было запрещено. Сегодня отделка перьями непопулярна, и если используется, то очень редко и в особенных случаях. Шляпу с плюмажем можно встретить, пожалуй, только в театре, кино или в музее.
В одежде плюмаж еще встречается в свадебной или вечерней моде, а также в отдельных подиумных коллекциях. Используются чаще всего куриные перья, которые хорошо поддаются окраске.
Увы, современный ритм жизни не предполагает ношение украшений, которые были актуальны всего век назад — драгоценности, плюмаж, широкополые шляпы и даже высокие каблуки стали практически историей. Согласитесь, что для повседневного использования нежное птичье перо вряд ли можно назвать самым практичным материалом.
Но если вы захотите внести в повседневность немного интриги и игры, перенестись в историю или создать особенное, праздничное настроение — смело включайте плюмаж в свой образ, и вы не останетесь незамеченной.
Головные уборы от «А до Я», или Большой Шляпный Словарь
Академическая квадратная шапочка — торжественный головной убор выпускников высших учебных заведений, следующих британской модели образования. Академическая шапочка представляет собой квадратную доску с кисточкой по центру, прикрепленную к небольшой шапочке традиционно черного цвета с желтой или золотой кисточкой.
Бандана — небольшая косынка или платок, изначально банданы имели чисто практическое значение, использовались американскими ковбоями во время перегона скота. Бандана обвязывалась вокруг шеи и, при необходимости, ею закрывали лицо чтобы защититься от пыли. Сейчас бандана традиционный атрибут байкеров.
Как пример — пиратская бандана.
Башлык — военный, казачий головной убор. Представляет собой суконный остроконечный капюшон, надеваемый в непогоду поверх какого-либо головного убора для предохранения «от холода, дождя и солнечного зноя». Имеет длинные концы-лопасти для обматывания вокруг шеи.
Бейсболка — кепка которую первоначально носили бейсболисты. До появления бейсболки головным убором бейсболиста была соломенная шляпа-канотье и жокейская кепка.
Берет — мягкий объемный головной убор без козырька, известен еще со времен средневековья. Берет широко используется в вооруженных силах. Женский берет может быть фетровым, шитым или вязаным. Также берет — головной убор художника 🙂
Бескозырка — головной убор матросов, армии и флота многих стран. Бескозырка представляет собой фуражную шляпу без козырька.
Боливар — разновидность цилиндра с широкими прямыми полями.
Упоминается в романе в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» (1823—1831).
Покамест в утреннем уборе,
Надев широкий боливар
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.
Бомбер — молодежная модель зимнего головного убора с длинными ушами и отделкой из овчины.
Боярка — меховая мужская шапка старинного русского фасона. Состоит из мехового верха, бархатного колпака и шёлковой подкладки. Меховой верх изготовлялся из соболя, бобра или белька, а также из овчины.
Боярку носил Ф.И. Шаляпин, в ней же его изобразил на своей картине Б.М. Кустодиев.
Бретонская кепка — вид фуражки из шерсти. Традиционно считается головным убором моряков, потому что бретонская кепка была частью униформы французских матросов. Название происходит от слова «Бретань» — так называется историческая область Франции, занимающая полуостров на северо-западе страны.
В России бретонскую кепку называли «картузом», ее носили как военные, так и обычные люди.
Буденовка — головной убор красноармейца в виде шлема. По задумке авторов головного убора (по некоторым источникам автором эскиза буденовки является художник Кустодиев), форма буденовки повторяет форму стального шлема русского война 15в., подчеркивая героизм и величие.
Венок — сплетенные в тугое кольцо цветы или листья. Круглая форма венка и живая составляющая символизирует вечность, постоянство, бесконечную жизнь, связь с божественной природой. Возможно, именно поэтому венок во многих культурах стал символом царской власти (от него и произошла корона). В славянских землях венок приобрел еще и смысл любви.
Вуалетка — небольшая шляпка с вуалью, больше похожая на аксессуар, чем на шляпку, обычно крепится к прическе на заколках или шляпной резиночке.
Вуаль — тонкая прозрачная сетка, которая крепится к женским шляпкам.
Галеро — кардинальская шляпа, очень большая плоская красная шляпа с широкими полями, по сторонам полей шляпы свисают по 15 кисточек. Галеро является геральдическим отличием сана кардинала.
Гангстерская шляпа — фетровая шляпа с полями, имеет три вмятины на тулье (сверху и по бокам), по сути это та же шляпа федора (см. ниже «федора»), которая очень полюбилась гангстерам.
Гоголь — мутоновая шапка в виде пилотки, имеющая глубокий продольный замин. Была популярна в среде русской интеллигенции начала XX века.
Двууголка — шляпа Наполеона, двурогая шляпа пришедшая на смену более громоздкой треуголке. Вплоть до Первой мировой войны двууголка была частью парадной одежды офицеров и чиновников, в том числе и в России.
Диадема — головное украшение в виде венца (венка). Диадема не замыкается в кольцо, в некоторых случаях диадема не имеет венца, а прикрепляется к прическе.
Ермолка — традиционный еврейский мужской головной убор. Круглая шапочка, плотно прилегающая к голове; маленькая шапочка, носимая под верхней шляпой евреями.
Жокейка — плотно облегающая голову шапка-шлем с козырьком. Жокейка головной убор конного наездника.
Шляпа-Зонт – головной убор в виде зонта, крепко держится на голове, защищает от дождя.
Индейский головной убор — представляющий собой венец из орлиных перьев. Традиционный головной убор индейцев, надеваемый по торжественным случаям, реже их надевали на охоту.
Камилавка — головной убор в Православной церкви красного, фиолетового или чёрного цвета в виде расширяющегося кверху цилиндра.
Канотье — французская соломенная шляпа жёсткой формы с цилиндрической тульёй и прямыми полями. С начала XX века в течение нескольких десятилетий был популярным мужским головным убором и модным аксессуаром.
Капелло Романо — буквально «римская шляпа» или сатурно (итал. saturno; потому что шляпа своим видом напоминает планету Сатурн) — круглая шляпа с широкими полями и полусферической тульёй, носимая католическим духовенством.
Капор — женский головной убор, соединяющий в себе черты чепца и шляпы. У капора высокая шляпная тулья (для убранных на затылок волос) и обрамляющие лицо широкие жёсткие поля, сужающиеся к затылку.
Капюшон — откидной головной убор, пришитый или пристегиваемый к вороту верхней одежды.
Картуз — разновидность фуражки. Картузы широко использовались в европейских армиях 15-17 века. Позднее картузы вошли в использование и среди гражданского населения. (Также см. выше «Бретонская кепка»)
Каска — защитный шлем военнослужащих, а также средство защиты головы у категорий лиц, действующих в опасных условиях (шахтёры, строители, спелеологи, спасатели, спортсмены, парашютисты, мотоциклисты и так далее).
Каскетка — легкая фуражка, средство индивидуальной защиты для строительства и ремонта, которая не предназначена для защиты от травм.
Также каскеткой называют женский головной убор, закрывающий уши, но открывающий затылок (в виде объемного ободка, закрывающего уши).
Кепи — вид фуражки с небольшим прямым горизонтальным козырьком.
Кепка — вид фуражки с твердым донышком и длинным, широким, прямым козырьком.
Клобук – головной убор монаха. Состоит из камилавки (цилиндра с обрезанными полями) и «намётки» — чёрного покрывала (из шёлка или других материалов чёрных тонов).
Клош — дамская шляпка в форме колокольчика, которая вошла в моду еще в 1920-х годах. Название произошло от французского слова cloche — колокольчик. Клош — небольшая шляпка с маленькими опущенными полями.
Ковбойская шляпа — фетровая, кожаная или соломенная шляпа, с высокой округлой тульёй, вогнутой сверху, и с широкими, подогнутыми вверх по бокам, полями. Является атрибутом американских ковбоев и ранчеров, а также исполнителей музыки кантри.
Кокошник — старинный русский головной убор в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма.
Колпак — головной убор конусообразной или округлой формы. Есть разные виды этого головного убора: Шутовской или дурацкий колпак (прежде надевавшийся шутами, иногда с бубенчиками). Также колпак может быть поварским.
Как пример — колпак Санта Клауса.
Конфедератка — национальный польский головной убор с четырёхугольным верхом. За четырехугольный верх иногда и «академическую шапочку» называют конфедераткой.
Корона — головной убор, являющийся символом монархической власти. Короны производились из различных драгоценных металлов (чаще из золота или из серебра) и украшались драгоценными и полудрагоценными камнями.
Косынка — она же платок, представляющая собой кусок ткани в форме равнобедренного треугольника. Распространен практически по всему миру. Является национальным головным убором русских, украинцев и некоторых других народов.
Котелок — европейская мужская шляпа полусферической формы с небольшими полями из твёрдого войлока.
Лыжная шапочка — шитый из эластичной ткани или вязаный головной убор (шапка), плотно облегающий голову, часто с помпоном.
Маска — головной убор закрывающий не только голову, но и лицо. Шапка-маска (еще имеет название балаклава) предназначена для альпинистов, любителей зимней охоты и рыбалки или для людей, которые проводят длительное время зимой на улице.
Менингитка — маленькая нарядная шляпка модная в 50е годы, шляпка была настолько мала, что совсем не согревала голову.
Митра — головной убор, часть облачения христианских священнослужителей.
Накомарник — надеваемая на голову и лицо шляпа с сеткой для защиты от комаров, мелких мух, мошки и других летающих насекомых.
Ободок (или обруч) — это аксессуар для волос в виде полукольца, которым закрепляют волосы.
Охотничья шляпа — основная особенность этой шляпы — два козырька, спереди и сзади, и два боковых отложных «уха». Козырьки защищают лицо и шею от солнца. Уши шляпы могут либо отгибаться и связываться под подбородком, чтобы защитить владельца от холодной погоды и сильного ветра, или же завязываться наверху, чтобы не мешать. Клетчатый рисунок ткани служит камуфляжем.
Охотничья шляпа также известна как шляпа Шерлока Холмса.
Панама — лёгкая шляпа с упругими полями; соломенная или шитая из легких натуральных тканей.
Папаха — мужской меховой (из овчины или каракуля) головной убор, элемент военной формы. Шапка распространена у многих славянских народов, в России у казаков. Также папаха распространённа у народов Кавказа и Средней Азии.
Парик — искусственные или настоящие волосы, которые надеваются на голову как шапка, создавая ту причёску, под которую он сделан.
Пилотка — головной убор в виде сплюснутой с боков лёгкой шапочки. Пилотка может быть элементом военной форменной одежды, различной униформы.
Платок — кусок ткани, обычно квадратный или треугольный, используемый в качестве головного убора.
«Девушка в платке» А.Г. Венецианова
Порк-пай (или Свиной пирог) — шляпа, похожая на миску: невысокая почти цилиндрическая тулья с ложбинкой, напоминающей защип пирога (pork pie – свиной пирог).
Рыбацкая шляпа — панама оливкового цвета с рыболовными крючками и приманками, подвешенными на ремешке вокруг шляпы.
Слауч — так некогда называлась популярная женская шляпа из фетра с загнутыми вниз полями и округлой невысокой тульей.
Соломенная шляпка — любая шляпа выплетенная из соломы с широкими полями. Такой головной убор предназначен для защиты от солнца и возможного солнечного удара.
Сомбреро — широкополая шляпа с высокой конусообразной тульёй и обычно с закруглёнными вверх краями полей. Часть мексиканского национального костюма.
Таблетка — небольшая женская шляпка без полей с круглой или овальной цилиндрической тульей.
Тиара — корона, изначально тиара была головным убором папы Римского.
Тирольская шляпа — традиционный головной убор в альпийском регионе Тироле, который ранее занимал часть Северной Италии и Австрии. Шляпа с трапециевидной тульей, мягкой продольной складкой сверху и узкими полями, прямыми спереди и подвернутыми с задней стороны.
Ток — головной убор без полей, напоминает шляпу таблетку, но имеет более высокую тулью.
Треуголка — шляпа с полями, загнутыми так, что они образуют три угла. Получила распространение во второй половине XVII века и была популярна до конца XVIII века, пока не была заменена двууголкой.
Трилби — это разновидность шляпы федоры, имеющая более узкие поля и невысокую трапециевидную тулью с одной ложбинкой по центру и двумя по бокам.
Тюбетейка — круглая или квадратная, островерхая или плоская, мужская или женская лёгкая шапочка, надеваемая прямо на голову; получила название от тюркского слова тобе/тюбе, означающего макушку головы или верхушку горы. Тюбетейка — неотъемлемая часть узбекского национального костюма, обычно украшена вышивкой, бисером.
Тюрбан — см. ниже «Чалма».
Ушанка — зимняя меховая (первоначально — мужская) шапка, широко распространённый головной убор в России.
Фата — легкое женское головное покрывало; свадебный головной убор.
Федора — шляпа, имеющая поля средней ширины и трапециевидную тулью с одной ложбинкой по центру и двумя по бокам. Классическая федора изготавливается из мягкого фетра.
Феска — головной убор в Османской империи, представляет собой шерстяной колпак красного цвета с голубой или черной, шелковой, серебром или золотом перевитой кистью.
Фетровая шляпа — головной убор любой формы с полями, изготовленный из фетра.
Финка — плоская круглая разновидность зимней шапки с меховым спускающимся околышем (назатыльником), прикрывающим уши и шею.
Флоппи — широкополая шляпа. Это может быть как пляжный вариант из крашеной или натуральной соломы, так и шляпа с широкими полями выполненная из фетра.
Фуражка — головной убор с твердым козырьком и устойчивым околышем. Являлся форменным головным убором в вооружённых силах и ведомствах различных государств.
Хиджаб — в исламе это любая одежда (от головы до ног), однако в западном мире под хиджабом понимают традиционный исламский женский головной платок.
Хомбург — мужская шляпа из фетра с высоко загнутыми полями и лентой по тулье, на тулье имеется одна продольная ложбинка по центру.
Цилиндр — мужской головной убор, представляющий собой высокую шляпу с плоским верхом и небольшими полями. Цилиндры в качестве повседневного головного убора были распространены на протяжении XIX века.
Чалма — головной убор в виде куска ткани, обмотанного вокруг головы, распространенный среди ряда народов Северной Африки, Аравийского полуострова, Индии и Азии.
Чепец — женский и детский (чепчик) головной убор в виде капора, закрывающий волосы; может иметь завязки под подбородком.
Шапочка — плотно облегающий голову вязаный или трикотажный головной убор. С недавних пор в моду вошли шапочки с вуалью.
Широкополая шляпа — головной убор с широкими полями, мягкими или жесткими. Тулья может иметь любую высоту и форму.
Шляпа Шерлока Холмса — см. выше «Охотничья шляпа».
Эквадорская панама — лёгкая шляпа с упругими полями из особого сорта соломы — токилья. Панама — национальный головной убор Эквадора.
Эквадорские панамы плетутся из листьев пальмы Carludovica Palmata, которая растет только в прибрежных горных районах Эквадора.
Шляпа юриста, см. выше «Академическая шапочка».
Японский головной убор, Каса (kasa) — конусообразная шляпа. Возник в Японии в глубокой древности из-за муссонного климата с долгими сезонами дождей. Касу плетут из соломы, бамбука, камыша, осоки. Существует множество самых разных типов и форм таких шляп. Традиционно каса ассоциируется с самураями.