Как называется сборник стихотворений блока трилогия

Трилогия вочеловечения-А. Блок

А. БЛОК «Трилогия вочеловечения» группа. Книги стихов А. Блока

«Первым и главным признаком того, что писатель не есть величина случай­ная и временная, — является чувство пути», — утверждал А. Блок. Хронологиче­ски путь поэта от произведений, вошедших в первый сборник, до «Двенадцати» укладывается в двадцать лет (1898-1918). Однако, опубликовав «Стихи о Пре­красной Даме» в 1904 году, Блок уже через семь лет фактически подводит ито­ги в трехтомном «Собрании стихотворений». В предисловии к нему содержится важная подсказка, дающая ключ к правильному восприятию блоковского твор­чества: «Тем, кто сочувствует моей поэзии, не покажется лишним включение в эту и следующие книги полудетских или слабых по форме стихотворений; мно­гие из них, взятые отдельно, не имеют цены; но каждое стихотворение необхо­димо для образования главы; из нескольких глав составляется книга; каждая книга есть часть трилогии; всю трилогию я могу назвать «романом в стихах»: она посвящена одному кругу чувств и мыслей, которому я был предан в течение первых двенадцати лет сознательной жизни» (9 января 1911).

Как называется сборник стихотворений блока трилогия. картинка Как называется сборник стихотворений блока трилогия. Как называется сборник стихотворений блока трилогия фото. Как называется сборник стихотворений блока трилогия видео. Как называется сборник стихотворений блока трилогия смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется сборник стихотворений блока трилогия.

Блоковское собрание стихотворений состоит из трех книг, включающих стихи 1898-1904, 1904-1908 и 1907-1916 гг. Книги делятся на озаглавленные по разным принципам части-главы.

Книга первая: «Ante Lucem» («Перед светом»). Стихотворение «Аметист» (1900), «Стихи о Прекрасной Даме» (сюда входят 6 нумерованных, хронологиче­ски датированных разделов, которые Блок тоже называл главами), «Распутья».

Книга вторая: «Пузыри земли», «Ночная фиалка», «Разные стихотворе­ния», «Город», «Снежная маска» (состоящая из разделов «Снега» и «Маски»), «Фаина», «Вольные мысли».

Книга третья: «Страшный мир», «Возмездие», «Ямбы», «Итальянские стихи», «Разные стихотворения», «Арфы и скрипки», «Кармен», «Соловьиный сад», «Родина», «О чем поет ветер».

Но это еще не все. В отдельные главы включены циклы. Особенно их много в третьем томе. В главе «Страшный мир» есть циклы «Пляски смерти», «Жизнь моего приятеля» и «Черная кровь», в «Итальянских стихах» — «Флоренция» и «Венеция», в «Родине» — знаменитый «На поле Куликовом».

Таким образом, отдельное стихотворение может входить как «кирпичик» в цикл — главу — книгу — наконец, «роман в стихах».

Более конкретно фабулу и смысл этого «романа» Блок пояснил в письме своему соратнику по символизму: «… Таков мой путь, теперь, когда он пройден, я твердо уверен, что это должное и что все стихи вместе — «трилогия вочеловечения» (от мгновения слишком яркого света — через необходимый болотистый лес — к отчаянью, проклятиям, «возмездию» и. — к рождению человека «общественного», художника, мужественно глядящего в лицо миру, получившего право изучать формы, сдержанно испытывать годный и негодный матерьял, вглядываться в контуры «добра и зла» — ценою утраты части души» (Андрею Белому, 6 июня 1911).

Центральная книга первого этапа — «Стихи о Прекрасной Даме» (1901-1902, обул. 1904). Стихотворения, написанные ранее, составили сборник «Ante Lucem» («Перед светом», 1898-1900): юный поэт, переживающий любовное увлечение К. Садовской, не увидел в этом чувстве идеала любви, «света». Земная любовная страсть трактуется как ненадежная, лживая. «Стихи о Прекрасной Даме» — это возможность осуществления идеала на земле, хронологически последовательное повествование о предчувствии люб­ви, Ее (так, с заглавной буквы, как к божеству, лирический герой обращается к возлюбленной). Она в разных стихах первой книги обозначается как Закат­ная Таинственная Дева; Голубая царица земли; Дева, Заря, Купина; Велича­вая Вечная Жена, Солнце и т.п. Символическая, непостижимая Величавая Вечная Жена и реальная девушка, будущая жена, оказываются разными гра­нями, ипостасями Прекрасной Дамы. Переживания лирического героя так высоки, мистичны, что преобразовывают реальный мир по законам мира иде­ального. Весь мир озарен любовью: восходы и закаты, поля и леса, храмы и улицы, через различные символы прочитывается будущее преображение земного. Все окружающее приобрело высшее значение — быть напоминанием Встрече. В этом особое мировоззре­ние — представление о призрачности мира явлений, за которым «скво­зит» и «мерцает» мир глубинных сущностей, идей (идеальная основа мира в истине, добре и красоте, не­разрывно связанных; Истина же по­знается через любовь). Герой стра­дает, преклоняется, ждет, молится, окруженный гармоническим пейза­жем — ярким днем или тихой ночью, на пустынных улицах и площадях, в гулком мире, где он слышит лишь собственный голос и пред­чувствует неописуемый облик Ее. Вместе с читателем автор вслу­шивается и всматривается в мир, разгадывая таинственные знаки Ее прихода и встречи с Ней. (Био­графическая основа таинственно­го лирического сюжета — отноше­ния Александра Блока и Любови Менделеевой). «Распутья» (1902-1904) — 65 сти­хотворений, в которых показана игра темных сил с человеком, от­крытие «мистицизма в повседнев­ности», появляется образ города.

Как называется сборник стихотворений блока трилогия. картинка Как называется сборник стихотворений блока трилогия. Как называется сборник стихотворений блока трилогия фото. Как называется сборник стихотворений блока трилогия видео. Как называется сборник стихотворений блока трилогия смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется сборник стихотворений блока трилогия.

Вторая книга лирики/На смену светлой вере приходит ироническое или мрачное суеверие. В начинающей вторую книгу главе «Пузыри земли» появляются болот­ные чертенята и попик, твари весен­ние, больная русалка — вечность бо­лот, пришедшая то ли из страшных фольклорных были чек, то ли из Шекспира. Центром второй книги, однако, стал раздел «Город» (1904-1908) сетующее пространство. Теперь блоковский город — не абстрактное с таинственными изгибами, где должна явиться Она, а вполне узнаваемый Петербург, в котором зловещий Медный всадник сосуществует с кабаками, ка­морками, углами. Белая ночь — неотъемлемый атрибут этого города. Во втором томе лирики Блока изображение этого мира становится более конкретным, но исходная уста­новка символизма — двоемирия, намек на мир иной — сохраняется. Во втором томе на смену однородной — светлой и мистической — атмосфере тома первого при­ходят демонические, дьявольские мотивы, сомнения, душевное смятение. Миро подобие сменяется конфлик­том, несовместимостью, контрастом земного и нездеш­него миров.

На смену сложным метафорическим построениям и загадкам в третьем томе лирики Блока все чаще приходит простота, прекрасная ясность (М. Кузмин). Г. Иванов, тогда начинающий литератор, сторонник акмеизма, прочитав малень­кий сборник «Стихи о России» (1915), полностью включенный в третий том, уви­дел в Блоке-современнике самое главное: он встает в ряд великих, классических

поэтов; основной тон его книги — «просветленная грусть и мудрая, ясно-мужес­твенная любовь поэта к России»; простота, совершенство его стихов — это пре­одоленная сложность, учитывающая весь пройденный путь и объединяющая лю­дей самых разных художественных вкусов. «Утонченное мастерство совпадает в «Стихах о России» со богатством творческого опыта. Любовь, мука, мудрость, вся сложность чувств современного лирика соединены в них с вели­чественной, в веках теряющейся духовной генеалогией» (Г. Иванов, «Стихи о России» Александра Блока», 1915).

Источник

Как называется сборник стихотворений блока трилогия. картинка Как называется сборник стихотворений блока трилогия. Как называется сборник стихотворений блока трилогия фото. Как называется сборник стихотворений блока трилогия видео. Как называется сборник стихотворений блока трилогия смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется сборник стихотворений блока трилогия.vladis_baxman

Carpe diem

19. А. Блок. Три тома лирики.

Собрание стихотворений Блока состоит из трех томов,— «трилогия вочеловечения». Блок говорил, что процесс творчества ведет к рождению художника, «мужественно глядящего в лицо миру». Таким художником был, конечно, он сам.

3 тома своей лирики предложил рассматривать как единый текст

роман пути или вочеловечивания:

Сборники – о прекрасной даме, распутья

Антитеза – земля и небо, духа и плоти – нахождение счастья; 2 персонажа – поэт(земля) и дама (небо). Возвеличивание дамы.

Много символов времени суток, года, природных явлений. Любовь – путь возрождения и единения тела с духом

Сборник – нечаянная радость

Пародия на цикл о прекрасной даме

Отхождение от идеалов соловьева.

Образ сомнений,тоски. Дама становится обычной женщиной.

Поиск образов, кот.возродят поэта.

Циклы-страшный мир, арфы, итальянский стих.

3 тома – путь,кот.проходит поэт к художнику.

Третий том открывается циклом «Страшный мир». С одной стороны, «страшный мир» для поэта — это обличение буржуазного существования, с другой — окружающая действительность, которая терзает блоковского лирического героя своей дисгармонией. Душа героя греховна, пуста, лишена веры. Это еще одна тема третьего тома — тема двойника.

Все три тома трилогии — это история души художника. В третьем томе — апогей его духовного развития, выраженный всего несколькими строками стихотворения

Надо заметить, что третий том посвящен в немалой степени и так называемой «чистой поэзии», то есть поэзии музыки, природы, красоты. Неизменной остается тема Родины.

Путь и автора, и его лирического героя к «вочеловечению» — это путь, полный ошибок, противоречий, сомнений. Но Блок преодолевает этот путь: от юношеского, не совсем еще осознанного мистицизма он переходит к серьезным размышлениям о реальной жизни, о России. Мы видим, как поэт растет, развивается и, наконец, становится тем классиком, которого мы знаем, как Александра Блока

Тебя, Офелию мою,
Увел далёко жизни холод,
И гибну, принц, в родном краю
Клинком отравленным заколот.

Источник

«Трилогия вочеловечения» Александра Блока

Мотивы «Трилогии вочеловечения» Александра Блока

«Трилогия вочеловечения» — трехтомник поэта Серебряного века Александра Блока, состоящий из цикла стихов.

События в России начала 1900-х годов, общественные настроения и изменения в личной жизни повлияли на творчество поэта Блока и предопределили его дальнейший поэтический путь. Александр влюбился в Любовь Менделееву, дочь известного ученого-химика Дмитрия Ивановича Менделеева. Влияние идей В. Соловьева, философа, публициста и литературного критика, также отчетливо прослеживается в поэзии Блока.

Сам Александр выделял такую особенность в своем творчестве: вся его лирика, наполненная художественным разнообразием, многоплановой проблематикой представляет собой единое произведение.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Почему Блок выбрал слово «вочеловечение», давая название своей трилогии? Оно означает перевоплощение Бога в человеческую ипостась — в Сына Человеческого. Христос в лирике Блока — творец, который преобразует мир, делает его красивее, благороднее и чище. Лирический герой поэта проходит длительный путь, что и легло в сюжет трилогии. С ним происходят разные ситуации, где он сталкивается с обществом, с природой, с многообразными явлениями окружающего мира. Этот путь тернист: героя терзают страдания, страхи и иллюзии. Он совершает череду ошибок, однако с каждым этапом герой становится мудрее и опытнее. Примечательность внешней композиции трилогии в том, что ее пространство постепенно расширяется, а под конец охватывается вся страна.

Трилогия поделена на тома и циклы, внутри которых — многообразие образов, мотивов и поворотов. Сюжет в трилогии как таковой отсутствует, однако мотив выступает связующим звеном и превращает цикл в одну композицию. Он видоизменяется в зависимости от ситуаций, однако его суть остается прежней.

Характеристика трилогии

Рассмотрим содержание каждого отдельного тома из «Трилогии вочеловечения».

Первый том «Я иду» — 1902-1904 гг.

Свое первое собрание сочинений Блок решает издать в трех книгах, состоящих из 18 циклов.

Первый том посвящен любви и романтике пейзажа. Ключевыми темами стали чувства к женщине и любование природой. Сборник состоит из циклов:

Эти стихи написаны совсем еще юным Блоком. Прослеживается дуальность восприятия жизни: поэт то пишет, что «стар душой», то говорит о «стремлении к воле». Однако ключевым персонажем произведений становится «прекрасная дама» и ее околомистический образ. Это связано с сильным чувством к Любови Менделеевой, которая становится его женой.

Любовь к женщине приобретает глубокий смысл, отчасти роковой и фатальный. Но не только романтические чувства становятся главной темой лирического героя. Он вплетает в творчество и политический аспект наравне с социальным.

Так, его раннее произведение «Фабрика» говорит о трудах народа с «измученными спинами». Он предвидит наступление перемен, коренного перелома в жизни России. Поэт переживает за судьбу страны и народа, хотя пока что его творчество посвящено мистицизму. Цикл завершается «Распутьем», которое знаменует изменения в творчестве поэта.

Цель лирического героя Блока в первом томе — приблизиться к идеалу.

Второй том «Падение в жизнь» — 1904-1908 гг.

Во второй том вошли циклы:

В своем творчестве Блок акцентирует внимание на событиях, которые происходили в то время в стране, поэтому мистицизм перестает фигурировать в прежней степени в лирике поэта. В этот период в России начинается революция, и Блок выступил наблюдателем за происходящими событиями. Он оценивает ситуацию, оставаясь в стороне, рассуждая на тему судьбы народа и интеллигенции.

Родина в творчестве поэта отождествляется с женским образом. Она таинственна и непостижима. Россия того периода неоднозначно воспринимается Блоком.

Это был тяжелый этап в жизни поэта. Блок потом признавал, что данный цикл — одно из самых его больших достижений.

Цель героя второй части трилогии — осознать и исследовать величие страны.

Третий том «Симфония жизни» — 1909-1916 гг.

Завершающая часть трилогии, которая подытоживалась циклом «Страшный мир». Это произведение об окружающей действительности и о разоблачении буржуазии. Идея несовершенного мира давно прослеживалась в лирике Блока, здесь она становится центральной. Также свое развитие получила еще одна тема — тема двойника.

Отсюда самое известное творение Блока, известное даже массовому читателю, — «Ночь, улица, фонарь, аптека» из цикла «Пляски смерти». Ограниченность пространства и времени становятся лейтмотивом третьего тома. Но поэт не теряет надежду и стремится к свету и верит в победу добра. В строках встречается слово «вочеловечить», что знаменует победу духовного начала. Именно к духовности и шел поэт на протяжении всего цикла.

Каждая часть трилогии — это путь Блока как творца и художника мысли. Здесь же он заключает «О, я хочу безумно жить…». В цикл третьего тома входят темы музыки и природы, как и раньше.

Подытоживая, можно заключить, что вся поэзия трилогии «Вочеловечения» представляет собой трудный путь Блока, его личностное преобразование. Он начинает с мистического, переходя к философским размышлениям о жизни и стране. Так произошло становление Блока как великого классика поэзии Серебряного века.

Цель лирического героя остается неизменной со времен второго тома — исследование величия страны и ее дальнейшей судьбы.

Художественный мир поэта

Что представляет собой поэзия Александра Блока? Его можно назвать уникальным поэтом, ведь все его творчество представляет собой единый пласт.

Его лирике присуще повторение определенных слов. В раннем творчестве Блока часто встречаются «туманы» и «сны». Лирика наполнена символами, образами, различными ситуациями, в которых оказывается герой Блока. Они не только «упакованы» в словесные конфигурации, но и несут особый окрас, придающий специфическую атмосферу произведению.

При этом цикл произведений поэта, как он сам того желал, нужно воспринимать как единый роман в стихах. Поэтому Блок соединил их в трилогию под названием «Трилогия вочеловечения».

Во главе угла лирики поэта стоит личность человека — современника Блока. Поэту интересны взаимоотношения человека с обществом, природой и космосом. Эта проблема рассматривалась другими авторами, однако она отражалась в форме романа, а не поэзии. Лирический сюжет в творчестве Блока перекликается со сферой чувственного и мыслительного, с мотивацией героев.

Личность героя и самого поэта тесно связаны между собой. Можно заключить, что лирический герой «Трилогии вочеловечения» и есть сам Блок.

Выделяют следующие черты лирики поэта:

У Блока каждый герой разный: это обычный посетитель кафе, Гамлет, воин армии Дмитрия Донского. Однако у них единое мировоззрение, одинаковый образ мыслей и аналогичные впечатления от мира.

Юрий Тынянов, прозаик и литературовед, провел анализ трилогии и ввел термин «лирический герой. Он считал, что Блок писал о самом себе в разных ипостасях, которые представляли собой его герои. То есть все эти лица, герои «Трилогии вочеловечения», и есть сам поэт.

Тема города и «страшного мира»

События начала XX века, произошедшие в стране, нашли прямое отражение в творчестве Блока. Теперь перед нами человек, который резко повзрослел и перестал смотреть на мир через призму романтики, мистицизма и туманных женских образов. Произошла серьезная эволюция в творчестве поэта.

Город, окружающий «страшный мир» становятся ключевой темой нового периода в поэзии Блока. Мистицизм почти исчезает, как и идея о гармонии мира. Блок погружается в размышления о жизни, наполненной страданиями, болью и печалью, внутренними страстями и борьбе человека с ними.

Произведения из цикла «Пузырь земли» отражают низменную природу с присущей ей стихийностью. Это выступает прологом к этой части.

Другие циклы, «Разные стихотворения» и «Город», погружают читателя в мир тревог и сомнений. Сам Блок становится непосредственным участником этих событий. Происходящие в стране события трактуются поэтами Серебряного века как разрушительная сила, как борьба народа с господами, с собственными бесправием, с засилием пошлости и вранья.

Во второй книге лирический герой исследует собственное отношение к окружающему миру, он в поисках некой Незнакомки, ищет ее в городе, который заселили «слепые» люди. Все, что было свято ранее, теперь стало объектом насмешек. Блок заключает, что мир погружается в пучину зла, а события вокруг характеризует как позор. Город умер, души в нем больше не осталось.

Цикл его стихотворений, написанных в этот период, позднее назовут «чердачный цикл»:

Герой — это человек из низкого городского сословия, бедный и униженный.

Стих «Фаина» из второго цикла, как и «Снежная маска» стали посвящением Волоховой Н.Н., актрисе. У Блока снова проснулись чувства к этой женщине. Теперь стихия природы сменяется на стихию необузданных чувств и страстей. Цикл «Вольные мысли» завершили второй том.

Третий том пронизывает тема добра и зла, борьбы темного и светлого начал личности героя. Блок видит свет в конце тоннеля и стремится к нему, несмотря на то, что он сам полон сомнений и страхов. Третий том трилогии подытоживает жизненный этап поэта, который ему пришлось пройти. «Страшный мир» — главная тема, которая сквозит через все сюжетные линии произведений данного цикла.

1909 год — вышел в свет цикл «Итальянские стихи». Здесь представлено непривычное творчество для Блока, на первый взгляд. Он трактует «чистое искусство» как ложь.

Блок писал, что тема Родины — самая главная в его поэзии. Так, конец третьего тома завершает циклом «О чем поет ветер». Он посвящен размышлениям и грусти, что во многом напоминает «Страшный мир». Мы видим кольцевое построение композиции, пришли к тому, с чего и начали. Характерные спирали — отличительная черта творческого поэта Александра Блока.

Источник

Что такое трилогия вочеловечения?

Собрание стихотворений Блока состоит из трех томов, что проясняет название, данное собранию самим автором, — «трилогия вочеловечения». Блок говорил, что процесс творчества ведет к рождению художника, «мужественно глядящего в лицо миру». Таким художником был, конечно, он сам.

Первый том — преддверие будущего творческого пути. В нем собраны стихи совсем еще юного поэта. Его восприятие жизни двояко. С одной стороны, мотивы разочарованности: «я стар душой», с другой — тяга к жизни: «я стремлюсь к роскошной воле». Но уже в самых первых стихах Блок говорит о высоком назначении поэта, о его провидении «нового света».

Во втором томе поэт в значительной мере отходит от мистицизма, от идеала мировой гармонии. Это не значит, что он разочаровался в идеях Соловьева. Но вокруг кипела жизнь, настолько полная событиями, что уже невозможно было не участвовать в ней. Период, когда создавался второй том, совпал с революционными событиями. Однако Блок еще не ощущает себя сопричастным революции, он как бы стоит в стороне, наблюдая и оценивая. Размышления, на которые наводят Блока происходящие события, вызывают к жизни тему «народ и интеллигенция».

Немаловажен во втором томе и созданный блоком образ Родины. Русь всегда была для поэта разноликой. Часто для поэта Родина приобретала об­раз женщины. Иногда — представала таинственной, сказочной страной: «и в тай не ты почиешь, Русь». Несмотря на неоднозначное восприятие поэтом своей страны, Родина для него не есть нечто раздробленное. Неодинаковость образа Родины в разных стихотворениях — особенность восприятия; на самом деле Русь для поэта — одно гармоничное целое.

Для Блока был нелегок период, когда создавался второй том. Но в любом случае это было его существенное достижение, большой шаг вперед. Сам поэт утверждал, что все, что он оставляет за спиной — «равно великое».

Третий том — вершина «трилогии вочеловечения». Не всегда поэт шел к ней по восходящей. Иногда он отклонялся с пути, делал ошибки, но все же, пусть медленно, двигался к вершине.

Третий том открывается циклом «Страшный мир». Надо сказать, что эта тема присутствовала и в первом, и во втором томе. С одной стороны, «страшный мир» для поэта — это обличение буржуазного существования, с другой — окружающая действительность, которая терзает блоковского лирического героя своей дисгармонией. Душа героя греховна, пуста, лишена веры. Часто он раздваивается сам в себе. Это еще одна тема третьего тома — тема двойника.
Надо заметить, что третий том посвящен в немалой степени и так называемой «чистой поэзии», то есть поэзии музыки, природы, красоты. Неизменной остается тема Родины.

Путь и автора, и его лирического героя к «вочеловечению» — это путь, полный ошибок, противоречий, сомнений. Но Блок преодолевает этот путь: от юношеского, не совсем еще осознанного мистицизма он переходит к серьезным размышлениям о реальной жизни, о России. Мы видим, как поэт растет, развивается и, наконец, становится тем классиком, которого мы знаем, как Александра Блока.

Источник

Александр Блок. Трилогия души. Роман в стихах

Александр Блок | Трилогия души. Роман в стихах
/ К 140-летию А.А. Блока

Изучая творческое наследие Александра Блока, несколько лет назад я с удивлением для себя узнал, что прижизненный трёхтомник его стихотворений, вышедший в 1911-1912 г. в издательстве «Мусагет», ведущем издательстве символистов, которым заправляли Эмиль Метнер и Андрей Белый, — это не просто три книги, это полноценный роман в стихах. Да, именно так: роман в стихах. Таков был замысел самого Блока.

В предисловии к «Собранию стихотворений» Александр Блок писал: «Тем, кто сочувствует моей поэзии, не покажется лишним включение в эту и следующие книги полудетских или слабых по форме стихотворений; многие из них, взятые отдельно, не имеют цены; но каждое стихотворение необходимо для образования главы; из нескольких глав составляется книга; каждая книга есть часть трилогии; всю трилогию я могу назвать «романом в стихах»: она посвящена одному кругу чувств и мыслей, которому я был предан в течение первых двенадцати лет сознательной жизни».

Александр Блок составлял свою трилогию, свой роман в стихах, из материалов ранее подготовленных изданий. По сути он формировал новую архитектуру, новую сложную композицию из готовых миниатюр. Отбирал их не по принципу наивысшего качества, а так, чтобы сохранить живую ткань творчества, проследить то, как и куда стремилась душа на протяжении нескольких лет жизни… Это контрастирует с подходом Фредерика Шопена — отбирать лучшее и сжигать «неудачное».

Для тех, кто мимоходом стремится вырвать какое-то одно произведение, игнорируя всю архитектонику трилогии, подход Блока непонятен и даже неразумен. Увы, сегодняшний мир привык работать с шинкованным творчеством, с фрагментами музыкальных треков, а не с продуманными и тщательно проработанными составными произведениями. У зрителей и слушателей нет времени. Они всегда куда-то спешат. Лишь бы успеть.

Отсюда вся эта напыщенность и показушность как авторов, так и исполнителей. Понять можно: у них ведь есть несколько секунд, чтобы понравиться почтенной публике. Другой вопрос: а зачем им нужно такой публике непременно нравиться?

Если вы слушаете молитву, вряд ли придёт в голову оценивать качество её «исполнения» и то, насколько она нравится. Это даже звучит дико. Здесь важнее совсем иное. Когда творчество становится необходимым источником света, духа, добра – люди невольно тянутся к такому источнику. Ибо это нужно им самим, нужно как воздух, как тепло, как вода…

Александр Блок был лаконичен в примечаниях к своим произведениям. Тем ценнее каждое его слово.

Я выписал все основные примечания к каждой книге его трилогии. Ничего лишнего. Только суть.

Александр Блок. Собрание стихотворений / Книгоиздательство «Мусагет», 1911. Издание второе.

==== КНИГА ПЕРВАЯ. Стихи о Прекрасной Даме (1898-1904)
РНБ: http://dlib.rsl.ru/viewer/01004001862#?page=1

• 1898
• 1899
• 1900
• 1901
• 1902
• 1903
• 1904

==== КНИГА ВТОРАЯ. Нечаянная Радость (1904-1906)
РНБ: http://dlib.rsl.ru/viewer/01004001861#?page=1

• Весеннее
• Детское
• Магическое
• Отравы
• Перстень-Страданье
• 1905
• Покорность
• Нечаянная Радость
• Ночная Фиалка

==== КНИГА ТРЕТЬЯ. Снежная Ночь (1907-1910)
РНБ: http://dlib.rsl.ru/viewer/01004001860#?page=1

• Снега
• Маски
• Вольные мысли
• Заклятие огнём и мраком и пляской метели
• Песня судьбы
• Страшный мир
• Возмездие
• Итальянские стихи
• Арфы и скрипки
• Родина

Слова и мысли Александра Блока:

• Сознание того, что чудесное было рядом с нами, приходит слишком поздно.

• Музыка потому самое совершенное из искусств, что она наиболее выражает и отражает замысел Зодчего… Музыка творит мир. Она есть духовное тело мира.

• Поэзия исчерпаема. Дойдя до предела своего, поэзия, вероятно, утонет в музыке.

• Стихи — это молитвы… Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды…

• Поэзия представляет из себя то, «что нужно преодолеть», для того чтобы взойти к музыке. Она — уменьшенное движение, отражённое. Она — в пути, и, преклоняя ухо к содрогающейся земле, можно слышать, как «цветёт сердце».

• В каждом человеке есть несколько людей, и все они воюют друг с другом, и не всегда достойнейший побеждает. Но часто жизнь сама решает то, что казалось самым нерешаемым.

• Душа настоящего человека есть самый сложный, самый нежный и самый певучий музыкальный инструмент.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *