Как называется сборник стихотворений блока трилогия
Трилогия вочеловечения-А. Блок
А. БЛОК «Трилогия вочеловечения» группа. Книги стихов А. Блока
«Первым и главным признаком того, что писатель не есть величина случайная и временная, — является чувство пути», — утверждал А. Блок. Хронологически путь поэта от произведений, вошедших в первый сборник, до «Двенадцати» укладывается в двадцать лет (1898-1918). Однако, опубликовав «Стихи о Прекрасной Даме» в 1904 году, Блок уже через семь лет фактически подводит итоги в трехтомном «Собрании стихотворений». В предисловии к нему содержится важная подсказка, дающая ключ к правильному восприятию блоковского творчества: «Тем, кто сочувствует моей поэзии, не покажется лишним включение в эту и следующие книги полудетских или слабых по форме стихотворений; многие из них, взятые отдельно, не имеют цены; но каждое стихотворение необходимо для образования главы; из нескольких глав составляется книга; каждая книга есть часть трилогии; всю трилогию я могу назвать «романом в стихах»: она посвящена одному кругу чувств и мыслей, которому я был предан в течение первых двенадцати лет сознательной жизни» (9 января 1911).
Блоковское собрание стихотворений состоит из трех книг, включающих стихи 1898-1904, 1904-1908 и 1907-1916 гг. Книги делятся на озаглавленные по разным принципам части-главы.
Книга первая: «Ante Lucem» («Перед светом»). Стихотворение «Аметист» (1900), «Стихи о Прекрасной Даме» (сюда входят 6 нумерованных, хронологически датированных разделов, которые Блок тоже называл главами), «Распутья».
Книга вторая: «Пузыри земли», «Ночная фиалка», «Разные стихотворения», «Город», «Снежная маска» (состоящая из разделов «Снега» и «Маски»), «Фаина», «Вольные мысли».
Книга третья: «Страшный мир», «Возмездие», «Ямбы», «Итальянские стихи», «Разные стихотворения», «Арфы и скрипки», «Кармен», «Соловьиный сад», «Родина», «О чем поет ветер».
Но это еще не все. В отдельные главы включены циклы. Особенно их много в третьем томе. В главе «Страшный мир» есть циклы «Пляски смерти», «Жизнь моего приятеля» и «Черная кровь», в «Итальянских стихах» — «Флоренция» и «Венеция», в «Родине» — знаменитый «На поле Куликовом».
Таким образом, отдельное стихотворение может входить как «кирпичик» в цикл — главу — книгу — наконец, «роман в стихах».
Более конкретно фабулу и смысл этого «романа» Блок пояснил в письме своему соратнику по символизму: «… Таков мой путь, теперь, когда он пройден, я твердо уверен, что это должное и что все стихи вместе — «трилогия вочеловечения» (от мгновения слишком яркого света — через необходимый болотистый лес — к отчаянью, проклятиям, «возмездию» и. — к рождению человека «общественного», художника, мужественно глядящего в лицо миру, получившего право изучать формы, сдержанно испытывать годный и негодный матерьял, вглядываться в контуры «добра и зла» — ценою утраты части души» (Андрею Белому, 6 июня 1911).
Центральная книга первого этапа — «Стихи о Прекрасной Даме» (1901-1902, обул. 1904). Стихотворения, написанные ранее, составили сборник «Ante Lucem» («Перед светом», 1898-1900): юный поэт, переживающий любовное увлечение К. Садовской, не увидел в этом чувстве идеала любви, «света». Земная любовная страсть трактуется как ненадежная, лживая. «Стихи о Прекрасной Даме» — это возможность осуществления идеала на земле, хронологически последовательное повествование о предчувствии любви, Ее (так, с заглавной буквы, как к божеству, лирический герой обращается к возлюбленной). Она в разных стихах первой книги обозначается как Закатная Таинственная Дева; Голубая царица земли; Дева, Заря, Купина; Величавая Вечная Жена, Солнце и т.п. Символическая, непостижимая Величавая Вечная Жена и реальная девушка, будущая жена, оказываются разными гранями, ипостасями Прекрасной Дамы. Переживания лирического героя так высоки, мистичны, что преобразовывают реальный мир по законам мира идеального. Весь мир озарен любовью: восходы и закаты, поля и леса, храмы и улицы, через различные символы прочитывается будущее преображение земного. Все окружающее приобрело высшее значение — быть напоминанием Встрече. В этом особое мировоззрение — представление о призрачности мира явлений, за которым «сквозит» и «мерцает» мир глубинных сущностей, идей (идеальная основа мира в истине, добре и красоте, неразрывно связанных; Истина же познается через любовь). Герой страдает, преклоняется, ждет, молится, окруженный гармоническим пейзажем — ярким днем или тихой ночью, на пустынных улицах и площадях, в гулком мире, где он слышит лишь собственный голос и предчувствует неописуемый облик Ее. Вместе с читателем автор вслушивается и всматривается в мир, разгадывая таинственные знаки Ее прихода и встречи с Ней. (Биографическая основа таинственного лирического сюжета — отношения Александра Блока и Любови Менделеевой). «Распутья» (1902-1904) — 65 стихотворений, в которых показана игра темных сил с человеком, открытие «мистицизма в повседневности», появляется образ города.
Вторая книга лирики/На смену светлой вере приходит ироническое или мрачное суеверие. В начинающей вторую книгу главе «Пузыри земли» появляются болотные чертенята и попик, твари весенние, больная русалка — вечность болот, пришедшая то ли из страшных фольклорных были чек, то ли из Шекспира. Центром второй книги, однако, стал раздел «Город» (1904-1908) сетующее пространство. Теперь блоковский город — не абстрактное с таинственными изгибами, где должна явиться Она, а вполне узнаваемый Петербург, в котором зловещий Медный всадник сосуществует с кабаками, каморками, углами. Белая ночь — неотъемлемый атрибут этого города. Во втором томе лирики Блока изображение этого мира становится более конкретным, но исходная установка символизма — двоемирия, намек на мир иной — сохраняется. Во втором томе на смену однородной — светлой и мистической — атмосфере тома первого приходят демонические, дьявольские мотивы, сомнения, душевное смятение. Миро подобие сменяется конфликтом, несовместимостью, контрастом земного и нездешнего миров.
На смену сложным метафорическим построениям и загадкам в третьем томе лирики Блока все чаще приходит простота, прекрасная ясность (М. Кузмин). Г. Иванов, тогда начинающий литератор, сторонник акмеизма, прочитав маленький сборник «Стихи о России» (1915), полностью включенный в третий том, увидел в Блоке-современнике самое главное: он встает в ряд великих, классических
поэтов; основной тон его книги — «просветленная грусть и мудрая, ясно-мужественная любовь поэта к России»; простота, совершенство его стихов — это преодоленная сложность, учитывающая весь пройденный путь и объединяющая людей самых разных художественных вкусов. «Утонченное мастерство совпадает в «Стихах о России» со богатством творческого опыта. Любовь, мука, мудрость, вся сложность чувств современного лирика соединены в них с величественной, в веках теряющейся духовной генеалогией» (Г. Иванов, «Стихи о России» Александра Блока», 1915).
vladis_baxman
Carpe diem
19. А. Блок. Три тома лирики.
Собрание стихотворений Блока состоит из трех томов,— «трилогия вочеловечения». Блок говорил, что процесс творчества ведет к рождению художника, «мужественно глядящего в лицо миру». Таким художником был, конечно, он сам.
3 тома своей лирики предложил рассматривать как единый текст
роман пути или вочеловечивания:
Сборники – о прекрасной даме, распутья
Антитеза – земля и небо, духа и плоти – нахождение счастья; 2 персонажа – поэт(земля) и дама (небо). Возвеличивание дамы.
Много символов времени суток, года, природных явлений. Любовь – путь возрождения и единения тела с духом
Сборник – нечаянная радость
Пародия на цикл о прекрасной даме
Отхождение от идеалов соловьева.
Образ сомнений,тоски. Дама становится обычной женщиной.
Поиск образов, кот.возродят поэта.
Циклы-страшный мир, арфы, итальянский стих.
3 тома – путь,кот.проходит поэт к художнику.
Третий том открывается циклом «Страшный мир». С одной стороны, «страшный мир» для поэта — это обличение буржуазного существования, с другой — окружающая действительность, которая терзает блоковского лирического героя своей дисгармонией. Душа героя греховна, пуста, лишена веры. Это еще одна тема третьего тома — тема двойника.
Все три тома трилогии — это история души художника. В третьем томе — апогей его духовного развития, выраженный всего несколькими строками стихотворения
Надо заметить, что третий том посвящен в немалой степени и так называемой «чистой поэзии», то есть поэзии музыки, природы, красоты. Неизменной остается тема Родины.
Путь и автора, и его лирического героя к «вочеловечению» — это путь, полный ошибок, противоречий, сомнений. Но Блок преодолевает этот путь: от юношеского, не совсем еще осознанного мистицизма он переходит к серьезным размышлениям о реальной жизни, о России. Мы видим, как поэт растет, развивается и, наконец, становится тем классиком, которого мы знаем, как Александра Блока
Тебя, Офелию мою,
Увел далёко жизни холод,
И гибну, принц, в родном краю
Клинком отравленным заколот.
«Трилогия вочеловечения» Александра Блока
Мотивы «Трилогии вочеловечения» Александра Блока
«Трилогия вочеловечения» — трехтомник поэта Серебряного века Александра Блока, состоящий из цикла стихов.
События в России начала 1900-х годов, общественные настроения и изменения в личной жизни повлияли на творчество поэта Блока и предопределили его дальнейший поэтический путь. Александр влюбился в Любовь Менделееву, дочь известного ученого-химика Дмитрия Ивановича Менделеева. Влияние идей В. Соловьева, философа, публициста и литературного критика, также отчетливо прослеживается в поэзии Блока.
Сам Александр выделял такую особенность в своем творчестве: вся его лирика, наполненная художественным разнообразием, многоплановой проблематикой представляет собой единое произведение.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Почему Блок выбрал слово «вочеловечение», давая название своей трилогии? Оно означает перевоплощение Бога в человеческую ипостась — в Сына Человеческого. Христос в лирике Блока — творец, который преобразует мир, делает его красивее, благороднее и чище. Лирический герой поэта проходит длительный путь, что и легло в сюжет трилогии. С ним происходят разные ситуации, где он сталкивается с обществом, с природой, с многообразными явлениями окружающего мира. Этот путь тернист: героя терзают страдания, страхи и иллюзии. Он совершает череду ошибок, однако с каждым этапом герой становится мудрее и опытнее. Примечательность внешней композиции трилогии в том, что ее пространство постепенно расширяется, а под конец охватывается вся страна.
Трилогия поделена на тома и циклы, внутри которых — многообразие образов, мотивов и поворотов. Сюжет в трилогии как таковой отсутствует, однако мотив выступает связующим звеном и превращает цикл в одну композицию. Он видоизменяется в зависимости от ситуаций, однако его суть остается прежней.
Характеристика трилогии
Рассмотрим содержание каждого отдельного тома из «Трилогии вочеловечения».
Первый том «Я иду» — 1902-1904 гг.
Свое первое собрание сочинений Блок решает издать в трех книгах, состоящих из 18 циклов.
Первый том посвящен любви и романтике пейзажа. Ключевыми темами стали чувства к женщине и любование природой. Сборник состоит из циклов:
Эти стихи написаны совсем еще юным Блоком. Прослеживается дуальность восприятия жизни: поэт то пишет, что «стар душой», то говорит о «стремлении к воле». Однако ключевым персонажем произведений становится «прекрасная дама» и ее околомистический образ. Это связано с сильным чувством к Любови Менделеевой, которая становится его женой.
Любовь к женщине приобретает глубокий смысл, отчасти роковой и фатальный. Но не только романтические чувства становятся главной темой лирического героя. Он вплетает в творчество и политический аспект наравне с социальным.
Так, его раннее произведение «Фабрика» говорит о трудах народа с «измученными спинами». Он предвидит наступление перемен, коренного перелома в жизни России. Поэт переживает за судьбу страны и народа, хотя пока что его творчество посвящено мистицизму. Цикл завершается «Распутьем», которое знаменует изменения в творчестве поэта.
Цель лирического героя Блока в первом томе — приблизиться к идеалу.
Второй том «Падение в жизнь» — 1904-1908 гг.
Во второй том вошли циклы:
В своем творчестве Блок акцентирует внимание на событиях, которые происходили в то время в стране, поэтому мистицизм перестает фигурировать в прежней степени в лирике поэта. В этот период в России начинается революция, и Блок выступил наблюдателем за происходящими событиями. Он оценивает ситуацию, оставаясь в стороне, рассуждая на тему судьбы народа и интеллигенции.
Родина в творчестве поэта отождествляется с женским образом. Она таинственна и непостижима. Россия того периода неоднозначно воспринимается Блоком.
Это был тяжелый этап в жизни поэта. Блок потом признавал, что данный цикл — одно из самых его больших достижений.
Цель героя второй части трилогии — осознать и исследовать величие страны.
Третий том «Симфония жизни» — 1909-1916 гг.
Завершающая часть трилогии, которая подытоживалась циклом «Страшный мир». Это произведение об окружающей действительности и о разоблачении буржуазии. Идея несовершенного мира давно прослеживалась в лирике Блока, здесь она становится центральной. Также свое развитие получила еще одна тема — тема двойника.
Отсюда самое известное творение Блока, известное даже массовому читателю, — «Ночь, улица, фонарь, аптека» из цикла «Пляски смерти». Ограниченность пространства и времени становятся лейтмотивом третьего тома. Но поэт не теряет надежду и стремится к свету и верит в победу добра. В строках встречается слово «вочеловечить», что знаменует победу духовного начала. Именно к духовности и шел поэт на протяжении всего цикла.
Каждая часть трилогии — это путь Блока как творца и художника мысли. Здесь же он заключает «О, я хочу безумно жить…». В цикл третьего тома входят темы музыки и природы, как и раньше.
Подытоживая, можно заключить, что вся поэзия трилогии «Вочеловечения» представляет собой трудный путь Блока, его личностное преобразование. Он начинает с мистического, переходя к философским размышлениям о жизни и стране. Так произошло становление Блока как великого классика поэзии Серебряного века.
Цель лирического героя остается неизменной со времен второго тома — исследование величия страны и ее дальнейшей судьбы.
Художественный мир поэта
Что представляет собой поэзия Александра Блока? Его можно назвать уникальным поэтом, ведь все его творчество представляет собой единый пласт.
Его лирике присуще повторение определенных слов. В раннем творчестве Блока часто встречаются «туманы» и «сны». Лирика наполнена символами, образами, различными ситуациями, в которых оказывается герой Блока. Они не только «упакованы» в словесные конфигурации, но и несут особый окрас, придающий специфическую атмосферу произведению.
При этом цикл произведений поэта, как он сам того желал, нужно воспринимать как единый роман в стихах. Поэтому Блок соединил их в трилогию под названием «Трилогия вочеловечения».
Во главе угла лирики поэта стоит личность человека — современника Блока. Поэту интересны взаимоотношения человека с обществом, природой и космосом. Эта проблема рассматривалась другими авторами, однако она отражалась в форме романа, а не поэзии. Лирический сюжет в творчестве Блока перекликается со сферой чувственного и мыслительного, с мотивацией героев.
Личность героя и самого поэта тесно связаны между собой. Можно заключить, что лирический герой «Трилогии вочеловечения» и есть сам Блок.
Выделяют следующие черты лирики поэта:
У Блока каждый герой разный: это обычный посетитель кафе, Гамлет, воин армии Дмитрия Донского. Однако у них единое мировоззрение, одинаковый образ мыслей и аналогичные впечатления от мира.
Юрий Тынянов, прозаик и литературовед, провел анализ трилогии и ввел термин «лирический герой. Он считал, что Блок писал о самом себе в разных ипостасях, которые представляли собой его герои. То есть все эти лица, герои «Трилогии вочеловечения», и есть сам поэт.
Тема города и «страшного мира»
События начала XX века, произошедшие в стране, нашли прямое отражение в творчестве Блока. Теперь перед нами человек, который резко повзрослел и перестал смотреть на мир через призму романтики, мистицизма и туманных женских образов. Произошла серьезная эволюция в творчестве поэта.
Город, окружающий «страшный мир» становятся ключевой темой нового периода в поэзии Блока. Мистицизм почти исчезает, как и идея о гармонии мира. Блок погружается в размышления о жизни, наполненной страданиями, болью и печалью, внутренними страстями и борьбе человека с ними.
Произведения из цикла «Пузырь земли» отражают низменную природу с присущей ей стихийностью. Это выступает прологом к этой части.
Другие циклы, «Разные стихотворения» и «Город», погружают читателя в мир тревог и сомнений. Сам Блок становится непосредственным участником этих событий. Происходящие в стране события трактуются поэтами Серебряного века как разрушительная сила, как борьба народа с господами, с собственными бесправием, с засилием пошлости и вранья.
Во второй книге лирический герой исследует собственное отношение к окружающему миру, он в поисках некой Незнакомки, ищет ее в городе, который заселили «слепые» люди. Все, что было свято ранее, теперь стало объектом насмешек. Блок заключает, что мир погружается в пучину зла, а события вокруг характеризует как позор. Город умер, души в нем больше не осталось.
Цикл его стихотворений, написанных в этот период, позднее назовут «чердачный цикл»:
Герой — это человек из низкого городского сословия, бедный и униженный.
Стих «Фаина» из второго цикла, как и «Снежная маска» стали посвящением Волоховой Н.Н., актрисе. У Блока снова проснулись чувства к этой женщине. Теперь стихия природы сменяется на стихию необузданных чувств и страстей. Цикл «Вольные мысли» завершили второй том.
Третий том пронизывает тема добра и зла, борьбы темного и светлого начал личности героя. Блок видит свет в конце тоннеля и стремится к нему, несмотря на то, что он сам полон сомнений и страхов. Третий том трилогии подытоживает жизненный этап поэта, который ему пришлось пройти. «Страшный мир» — главная тема, которая сквозит через все сюжетные линии произведений данного цикла.
1909 год — вышел в свет цикл «Итальянские стихи». Здесь представлено непривычное творчество для Блока, на первый взгляд. Он трактует «чистое искусство» как ложь.
Блок писал, что тема Родины — самая главная в его поэзии. Так, конец третьего тома завершает циклом «О чем поет ветер». Он посвящен размышлениям и грусти, что во многом напоминает «Страшный мир». Мы видим кольцевое построение композиции, пришли к тому, с чего и начали. Характерные спирали — отличительная черта творческого поэта Александра Блока.
Что такое трилогия вочеловечения?
Собрание стихотворений Блока состоит из трех томов, что проясняет название, данное собранию самим автором, — «трилогия вочеловечения». Блок говорил, что процесс творчества ведет к рождению художника, «мужественно глядящего в лицо миру». Таким художником был, конечно, он сам.
Первый том — преддверие будущего творческого пути. В нем собраны стихи совсем еще юного поэта. Его восприятие жизни двояко. С одной стороны, мотивы разочарованности: «я стар душой», с другой — тяга к жизни: «я стремлюсь к роскошной воле». Но уже в самых первых стихах Блок говорит о высоком назначении поэта, о его провидении «нового света».
Во втором томе поэт в значительной мере отходит от мистицизма, от идеала мировой гармонии. Это не значит, что он разочаровался в идеях Соловьева. Но вокруг кипела жизнь, настолько полная событиями, что уже невозможно было не участвовать в ней. Период, когда создавался второй том, совпал с революционными событиями. Однако Блок еще не ощущает себя сопричастным революции, он как бы стоит в стороне, наблюдая и оценивая. Размышления, на которые наводят Блока происходящие события, вызывают к жизни тему «народ и интеллигенция».
Немаловажен во втором томе и созданный блоком образ Родины. Русь всегда была для поэта разноликой. Часто для поэта Родина приобретала образ женщины. Иногда — представала таинственной, сказочной страной: «и в тай не ты почиешь, Русь». Несмотря на неоднозначное восприятие поэтом своей страны, Родина для него не есть нечто раздробленное. Неодинаковость образа Родины в разных стихотворениях — особенность восприятия; на самом деле Русь для поэта — одно гармоничное целое.
Для Блока был нелегок период, когда создавался второй том. Но в любом случае это было его существенное достижение, большой шаг вперед. Сам поэт утверждал, что все, что он оставляет за спиной — «равно великое».
Третий том — вершина «трилогии вочеловечения». Не всегда поэт шел к ней по восходящей. Иногда он отклонялся с пути, делал ошибки, но все же, пусть медленно, двигался к вершине.
Третий том открывается циклом «Страшный мир». Надо сказать, что эта тема присутствовала и в первом, и во втором томе. С одной стороны, «страшный мир» для поэта — это обличение буржуазного существования, с другой — окружающая действительность, которая терзает блоковского лирического героя своей дисгармонией. Душа героя греховна, пуста, лишена веры. Часто он раздваивается сам в себе. Это еще одна тема третьего тома — тема двойника.
Надо заметить, что третий том посвящен в немалой степени и так называемой «чистой поэзии», то есть поэзии музыки, природы, красоты. Неизменной остается тема Родины.
Путь и автора, и его лирического героя к «вочеловечению» — это путь, полный ошибок, противоречий, сомнений. Но Блок преодолевает этот путь: от юношеского, не совсем еще осознанного мистицизма он переходит к серьезным размышлениям о реальной жизни, о России. Мы видим, как поэт растет, развивается и, наконец, становится тем классиком, которого мы знаем, как Александра Блока.
Александр Блок. Трилогия души. Роман в стихах
Александр Блок | Трилогия души. Роман в стихах
/ К 140-летию А.А. Блока
Изучая творческое наследие Александра Блока, несколько лет назад я с удивлением для себя узнал, что прижизненный трёхтомник его стихотворений, вышедший в 1911-1912 г. в издательстве «Мусагет», ведущем издательстве символистов, которым заправляли Эмиль Метнер и Андрей Белый, — это не просто три книги, это полноценный роман в стихах. Да, именно так: роман в стихах. Таков был замысел самого Блока.
В предисловии к «Собранию стихотворений» Александр Блок писал: «Тем, кто сочувствует моей поэзии, не покажется лишним включение в эту и следующие книги полудетских или слабых по форме стихотворений; многие из них, взятые отдельно, не имеют цены; но каждое стихотворение необходимо для образования главы; из нескольких глав составляется книга; каждая книга есть часть трилогии; всю трилогию я могу назвать «романом в стихах»: она посвящена одному кругу чувств и мыслей, которому я был предан в течение первых двенадцати лет сознательной жизни».
Александр Блок составлял свою трилогию, свой роман в стихах, из материалов ранее подготовленных изданий. По сути он формировал новую архитектуру, новую сложную композицию из готовых миниатюр. Отбирал их не по принципу наивысшего качества, а так, чтобы сохранить живую ткань творчества, проследить то, как и куда стремилась душа на протяжении нескольких лет жизни… Это контрастирует с подходом Фредерика Шопена — отбирать лучшее и сжигать «неудачное».
Для тех, кто мимоходом стремится вырвать какое-то одно произведение, игнорируя всю архитектонику трилогии, подход Блока непонятен и даже неразумен. Увы, сегодняшний мир привык работать с шинкованным творчеством, с фрагментами музыкальных треков, а не с продуманными и тщательно проработанными составными произведениями. У зрителей и слушателей нет времени. Они всегда куда-то спешат. Лишь бы успеть.
Отсюда вся эта напыщенность и показушность как авторов, так и исполнителей. Понять можно: у них ведь есть несколько секунд, чтобы понравиться почтенной публике. Другой вопрос: а зачем им нужно такой публике непременно нравиться?
Если вы слушаете молитву, вряд ли придёт в голову оценивать качество её «исполнения» и то, насколько она нравится. Это даже звучит дико. Здесь важнее совсем иное. Когда творчество становится необходимым источником света, духа, добра – люди невольно тянутся к такому источнику. Ибо это нужно им самим, нужно как воздух, как тепло, как вода…
Александр Блок был лаконичен в примечаниях к своим произведениям. Тем ценнее каждое его слово.
Я выписал все основные примечания к каждой книге его трилогии. Ничего лишнего. Только суть.
Александр Блок. Собрание стихотворений / Книгоиздательство «Мусагет», 1911. Издание второе.
==== КНИГА ПЕРВАЯ. Стихи о Прекрасной Даме (1898-1904)
РНБ: http://dlib.rsl.ru/viewer/01004001862#?page=1
• 1898
• 1899
• 1900
• 1901
• 1902
• 1903
• 1904
==== КНИГА ВТОРАЯ. Нечаянная Радость (1904-1906)
РНБ: http://dlib.rsl.ru/viewer/01004001861#?page=1
• Весеннее
• Детское
• Магическое
• Отравы
• Перстень-Страданье
• 1905
• Покорность
• Нечаянная Радость
• Ночная Фиалка
==== КНИГА ТРЕТЬЯ. Снежная Ночь (1907-1910)
РНБ: http://dlib.rsl.ru/viewer/01004001860#?page=1
• Снега
• Маски
• Вольные мысли
• Заклятие огнём и мраком и пляской метели
• Песня судьбы
• Страшный мир
• Возмездие
• Итальянские стихи
• Арфы и скрипки
• Родина
Слова и мысли Александра Блока:
• Сознание того, что чудесное было рядом с нами, приходит слишком поздно.
• Музыка потому самое совершенное из искусств, что она наиболее выражает и отражает замысел Зодчего… Музыка творит мир. Она есть духовное тело мира.
• Поэзия исчерпаема. Дойдя до предела своего, поэзия, вероятно, утонет в музыке.
• Стихи — это молитвы… Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды…
• Поэзия представляет из себя то, «что нужно преодолеть», для того чтобы взойти к музыке. Она — уменьшенное движение, отражённое. Она — в пути, и, преклоняя ухо к содрогающейся земле, можно слышать, как «цветёт сердце».
• В каждом человеке есть несколько людей, и все они воюют друг с другом, и не всегда достойнейший побеждает. Но часто жизнь сама решает то, что казалось самым нерешаемым.
• Душа настоящего человека есть самый сложный, самый нежный и самый певучий музыкальный инструмент.