Как называется самогон в белоруссии
«Зубровку придумали в Беларуси, но мы упустили свой шанс». Историк про алкогольную культуру наших предков
Вопрос про традиционный национальный алкогольный напиток белорусов зачастую ставит в тупик. Многие называют самогон, кто-то вспомнит медовуху, ну и совсем немногие скажут «крамбамбуля». Но ни один из этих вариантов не будет верным. Что же на самом деле мы можем назвать своим брендом, каким является у англичан виски, у мексиканцев — текила, а у японцев — сакэ? Говорим об этом с историком.
Кто это?
Алесь Белый — доктор исторических наук, культуролог и исследователь белорусской кухни. Автор таких книг, как «Наша страва», «Літвінская кухня», а также книга про алкогольные традиции белорусов «Сакатала бочачка». Владелец агроусадьбы «Марцінова Гусь» в Воложинском районе.
— Алесь, вы уже как-то рассказывали о том, что «крамбамбуля» — это мифический напиток, придуманный искусственно. Среди традиционных наших алкогольных напитков вы всегда называете пиво, питьевой мед, крепкую ржаную водку — старку и медовый крупник… Верно?
— По сути, да. Самыми распространенными на наших землях напитками можно считать пиво и питьевой мед. Они занимали господствующие позиции по употреблению буквально до XVIII века.
Вино и крепкий алкоголь появились у нас гораздо позже. Вино около тысячи лет назад привезли в страну первые христиане.
Крепкий дистиллированный алкоголь (от 35 градусов) на наши земли попал в конце XV — начале XVI века. «Акавіту» и «гарэлку» на наши земли привезли немцы.
Интересно, что крепкую водку изначально называли «віно гарэлае», а потом из этого получилась «гарэлка».
«Гарэлка» не была культовым напитком. Как правило, ее использовали в качестве основы для настоек (крепостью до 45 градусов). Их пили небольшими порциями по 100—150 граммов и иногда даже в лечебных целях, как бы лицемерно это ни звучало.
Настойки были глубокой культурной традицией. Все эти «кменаўкі», «аераўкі», «вішнёўкі» и другие напитки делали на травах, с добавлением ягод и других ингредиентов. Процесс был долгий и неспешный. В основном настойки готовили женщины: у средних и мелких шляхтичей — жены, а в крупных поместьях были специальные «панны аптэчковыя». Как правило, ими становились выходцы из мелкой обедневшей шляхты и обязательно незамужние девушки.
В их обязанности входил весь процесс производства — от сбора до готового продукта. Они были знатоками трав, кореньев, специй, также были осведомлены о периодах их роста, времени сбора, цветения и так далее. Кроме того, они отвечали за весь техпроцесс, за перегонные кубы и другое оборудование. Ну и, конечно, либо сами выгоняли настойки, либо контролировали работников.
«Польша очень активно работала по зубровке, продвигая этот напиток в Западную Европу как свой национальный»
— Вообще, XIX век — это самое интересное время в нашей алкогольной культуре. Начиная с 1830-х годов были созданы и пережили относительно кратковременный расцвет напитки, которыми мы могли бы гордиться. Например, старка — водка, выдержанная в дубовых бочках, своеобразный белорусский виски.
А еще зубровка — настойка на одноименной траве, которую якобы обожают зубры. Настойке приписывали невероятные свойства вплоть до повышения мужской силы и здоровья.
— Зубровка — это белорусское изобретение? Почему-то думалось, что польское…
— Ее авторами считаются егеря из Беловежской пущи. Именно они в XVI веке впервые приготовили этот напиток. Сейчас пуща разделена границей, но фактически живущие по ту ее сторону тоже считают себя белорусами. Поэтому по факту Беларусь имеет на зубровку как минимум равные с Польшей права.
Зубровка и старка получили общероссийскую известность во времена Российской империи. В СССР названия и рецепты этих алкогольных напитков принадлежали организации «Союзплодоимпорт» и были общесоюзной собственностью. Но потом эту общесоюзную собственность пригребла себе одна частная фирма в России.
К тому же после распада СССР Польша очень активно работала по зубровке, продвигая этот напиток в Западную Европу как свой национальный.
«К большему употреблению водки нас подтолкнула Российская империя»
— Что мешает нам наладить производство зубровки и все же восстановить историческую справедливость?
— По иронии судьбы сейчас Беларусь лишена исторических прав как на старку, так и на зубровку. Тягаться с польскими и российскими производителями, захватившими рынки, практически бесполезно. К слову, своих прав на зубровку наша страна никогда не отстаивала. Именно из-за несерьезного отношения к национальной культуре мы даже юридически утратили свое наследие.
Что касается крупника — настоянного на меду и специях крепкого алкогольного напитка, — то тут юридических ограничений нет. Но есть недостаток образования, понимания и раскрученности. В результате мы имеем Литву и Польшу, где он активно производится. А ведь крупник был примирительным напитком. Его поджигали, как пунш, компания садилась и вместе дула на посудину, чтобы погасить пламя, и таким образом мирилась.
На мой взгляд, эти три напитка — самые большие утраты нашей алкогольной традиции. Они должны были быть визитной карточкой страны, как текила в Мексике или виски в Англии. Они могли бы стать тем самым охраняемым государством культурным наследием страны.
И на данный момент мы, к сожалению, остались без внятного национального алкогольного напитка — того, из-за которого к нам могли бы ехать туристы и который мы могли бы поставлять на экспорт. Мифическая «крамбамбуля», о которой мы говорили в прошлой статье, не в счет…
— Подождите, а те же «гарэлка» или «акавіта» почему не могут быть национальными брендами?
— Понимаете, это не совсем исконно белорусская традиция. К употреблению белой водки из ректифицированного спирта нас подтолкнула Российская империя.
В первые две трети XIX века для пивоварения были крайне неприятные налоговые условия. С 1863—1864 годов они значительно улучшились, и на наших территориях стали стремительно появляться пивзаводы (к слову, тогда-то и возник пивзавод знаменитого графа Чапского — прародитель сегодняшней «Оливарии»).
Но опять-таки помешала питейная реформа тогдашнего министра финансов Российской империи Сергея Витте. На производство и продажу алкогольных напитков вводилась госмонополия. Кроме того, шла борьба с контрафактной продукцией. Реформа была нацелена, кроме прочего, на улучшение качества продукции и повышение культуры употребления крепких напитков.
Фактически реформа стимулировала производство и употребление чистой белой 40-градусной водки. На нашей территории появилось огромное количество спиртзаводов (около 500).
Бо́льшую часть их продукции вывозили в Российскую империю. Постепенно предпочтение все больше и больше отдавалось не традиционным дистиллятам, а водке из ректифицированного спирта. В итоге вся вековая культура настоек и других крепких напитков очень сильно пострадала.
«Самогон стали гнать как раз-таки во время сухого закона в Первую мировую войну»
— Сейчас много говорят о культуре пития, что у нас ее нет, что нужно как-то прививать ее. Какой она была у наших предков?
— Шляхта пила довольно много алкоголя. Но посмотрите, как они пили. Во-первых, в традиции было употреблять по маленькой рюмочке алкоголя на протяжении дня. Такого, чтобы прийти в гости и тут же оприходовать литр алкоголя, не было. Во-вторых, хорошо закусывали и никуда не спешили.
— А что употребляли крестьяне? Наши читатели в прошлый раз упрекали вас в том, что вы говорите только о шляхетской культуре питания и мало упоминаете о крестьянской.
— Та же самая зубровка — народный по своему происхождению напиток. Его же изобрели егеря. А крупник, о котором я говорил, возник в среде мелкой шляхты (посмотрите «Пинскую шляхту», там как раз речь шла про этот напиток), которая чисто номинально таковой считалась. По укладу жизни они были совершенными крестьянами.
— Опять же вы не говорите про самогон. Его же наверняка гнали?
— Да, но только появился он в начале XX столетия. Перед Первой мировой войной и во время нее в Российской империи был сухой закон. Спрос на крепкий алкоголь рос, и белорусы стали гнать алкоголь дома, несмотря на запреты. Получился обратный эффект.
«Наша историческая алкогольная традиция учитывала опасность злоупотребления»
— Как часто пили наши предки и были ли среди них пьяницы? Была ли у них возможность употреблять алкоголь ежедневно?
— До XIX века крестьяне ни экономически, ни по образу жизни не имели возможности выпивать каждый день. Во-первых, было дорого (бутыль крепкого алкоголя в ВКЛ стоила 6 грошей, а свинья — 12 грошей. — Прим. Onliner.by) да и взять особо негде. Только если ехали, к примеру, в местечко на ярмарку, то там могли выпить в корчме. По сути, в среднем употребляли раз в неделю, по чуть-чуть. Напивались редкие завсегдатаи корчевен.
Законодательство Речи Посполитой и ВКЛ запрещало производить любые спиртные напитки в быту. Исключения делали только для значимых праздников (свадьбы, крестины, похороны и так далее). Только в этих случаях крестьянам разрешали варить пиво и делать настойки.
— Почему существовал такой запрет? Чтобы давать шляхте зарабатывать?
— Именно. Шляхта и помещики владели корчмами, которые, как правило, сдавали в аренду евреям. Только там можно было выпить алкоголь. Такой уклад сохранялся с середины XVI до XIX века.
Обе мировые войны, революции, бесконтрольная стихийная урбанизация как раз и привели к современной модели алкоголизма.
Произошел слом традиционного уклада жизни. Крестьяне стали массово пить уже в XIX веке. Все-таки тот распорядок жизни, который существовал до мировых войн, был против пьянства. А ритм потребления, существовавший в крестьянской среде, не давал становиться алкоголиками.
Что касается шляхты, то, как я уже упоминал, по традиции шляхтичи пили очень много. Для них пик потребления алкоголя — это XVIII век. Почему иногда говорят, что пропили саму Речь Посполитую? В этом была определенная доля правды. А когда в XIX веке стали потихоньку спиваться крестьяне и рабочие, шляхта начинала трезветь.
— Были ли злоупотребляющие алкоголем и как с ними боролись?
— Конечно, были, как без этого. Каких-то специфических наказаний за пьянку не было. Не было ни ЛТП, ни наркологов — только общественное порицание и осуждение.
А вот движения за трезвость были. К примеру, в 1858—1859 годах в Литве и Беларуси развилось движение за трезвость. Его инициировал католический костел. Мотивация была двоякой. С одной стороны, не хотели, чтобы паства спивалась (с этим были связаны и остальные аморальные явления).
С другой стороны, движение за трезвость в наших краях было обоснованно, кроме прочего, и нелюбовью к Российской империи.
Поскольку бюджет губерний мог на 60% состоять из налогов на алкоголь, то, отказываясь от алкоголя, наши предки таким образом опустошали казну — вели своеобразную партизанскую экономическую войну.
Сначала все шло успешно: целые деревни давали зарок не пить, переходили на пиво. Движение даже перекинулось на православную Россию. Итог — поступления в казну уменьшились. Власти испугались этой спонтанной низовой активности и административными мерами все прекратили.
В целом Российская империя несколько столетий проводила алкогольную политику, направленную на увеличение употребления крепких напитков исключительно для наполнения казны. На мой взгляд, эта крайне непродуманная и безответственная политика наполнения бюджета сделала немало для создания социальной базы для революции. Ведь в ней приняли участие деклассированные элементы, которых было бы гораздо меньше, если бы политики и общество осознавали всю серьезность положения с алкоголем.
— Если сравнивать алкогольную культуру наших предков и нашу, то что мы могли бы у них перенять?
— Наша местная алкогольная культура учитывала потенциальную опасность злоупотребления алкоголем. Ключевые элементы — умеренное потребление, домашние настойки и пивоварение — это фактически найденное противоядие, работавшее против массовой алкоголизации.
В Польше до сих пор домашнее производство алкогольных напитков — это большая и важная часть культуры. Там проводятся фестивали домашних настоек, их поддерживают местные власти.
Люди погружаются в тему, разрабатывают рецепты. Для них сам процесс гораздо интереснее конечного результата и возможности напиться. У нас этого нет. Хотя, на мой взгляд, это тоже элемент пропаганды здоровой культуры потребления. Когда человек гордится тем, что он сделал, угощает друзей и знакомых — это совсем другой уровень.
Понятно, что даже в этих случаях алкоголизм тоже может развиться. Но, на мой взгляд, вероятность при этом гораздо меньше, чем в ситуациях, когда человек не задумывается ни о каких-то исторических и культурных ассоциациях, связанных с этим продуктом.
Ставить задачу массового воздержания от употребления алкоголя— это утопия. А вот культивировать традиции, которые отнимают у человека время на сложный ритуал приготовления к употреблению, — это, на мой взгляд, гораздо более разумный подход.
Конечно, путь небыстрый. Но, я думаю, в течение 20 лет, в рамках одного поколения изменения возможны.
Где в Беларуси попробовать дистилляты по старинным рецептам
На фоне всех энтузиастских разговоров о растущем интересе к внутреннему туризму мы – редакции проекта «Лучшее в Беларуси» и журнала «Культура Питья» – решили предложить интересный, на наш взгляд, вариант маршрутов выходного дня.
По каким критериям мы выбирали? Во-первых, там должно быть красиво, почти пасторально – если уж мы собираемся бежать на выходные из города. Во-вторых, это место не должно быть слишком современным: идеально, если это будет реконструкция или фантазийное переосмысление старинного быта белорусов. И здорово, если с вами будут друзья из других стран, поскольку ко всему прочему там производят и подают дистилляты, созданные по историческим рецептам. А если не по исторически задокументированным, то уж точно доставшимся от прадеда. Таких больше нигде не попробуешь: закон разрешает производить эти напитки только для локального потребления на территории этих комплексов.
В общем, настоящая экзотика для иностранца! Так что если хотите дорожную историю в стиле Хантера Томсона, только с мягким белорусским акцентом – вперед по нашему огненному маршруту.
1. Туристический комплекс «Дукорский маёнтак»
Чем примечателен
История Дукорского имения, являясь неотъемлемой частью истории Беларуси, отражает все этапы исторического прошлого страны. С момента первого письменного упоминания и вплоть до Октябрьской революции на территории имения яркий след оставили представители знатных родов Кежгайлов, Завишей, Огинских, Ошторпов, Гартингов. В первой половине XIX века стараниями предводителя дворян Минской губернии Леона Ошторпа Дукора превратилась в настоящий центр аристократической культуры.
Сегодня, приехав в Дукорский маентак, вы можете перенестись в прошлое. Посетив разнообразные тематические экскурсии, увидите, как на ваших глазах разыгрываются те или иные моменты истории имения. Также сможете испытать свой вестибулярный аппарат в перевернутом доме, прокатиться на лошадях, пройтись по улице мастеров и многое другое.
Входной билет: 6 руб. (без экскурсионного обслуживания). Дети до 10 лет – бесплатно.
Гостевые домики – от 150 руб.
Что пить и чем закусывать
Погружаясь в историю, не обойдите стороной винокурню. Здесь пытаются достоверно передать исторический процесс самогоноварения, его технологии и подход к сырью. Именно поэтому используют в производстве местной хлебной «Дуки» собственноручно пророщенный и приготовленный солод. Плюс ко всему, никакой современной нержавейки в линиях перегона и очистки самогона: огненная вода соприкасается только с благородной медью и дубовой древесиной, как и сотни лет тому назад. Крепость что надо – 40-42%, вкус и аромат – хлебные, послевкусие – медовое, специевое. Дегустируем и закусываем самогон в сезонном гриль-баре «Шынок» – разнообразными блюдами, приготовленными на гриле, а также в ресторане «Карчма», где можно попробовать блюда национальной кухни.
2. Парк-музей интерактивной истории «Сула»
Чем примечателен
Говорят, что Сула – место силы. Мистификация это или нет, проверьте сами. Раньше здесь, на берегу одноименного озера, была усадьба Ленских, строительство которой началось в XVIII веке. Сегодняшние владельцы приумножили инфраструктуру когда-то богатого поместья, и сейчас это не просто реконструкция быта старосветской шляхты, а настоящий музей, где есть кромлех «Врата всех звезд», пристань варягов с драккаром, готический квартал, стоянка древнего человека, «Дзед-камень» и еще уйма всего интересного, что нужно увидеть своими глазами. В итоге глобального подхода получился атмосферный интерактивный музей, где можно и нужно не только смотреть, но и принимать участие и вживаться в ту или иную эпоху.
Входной билет: 6 руб. – будние дни, 8 руб. – выходные дни. Дети до 12 лет бесплатно.
В отелях «Парка-музея интерактивной истории Сула» несколько вариантов размещения, от 90 руб. за двухместный номер с завтраком до 1000 руб. за дом на 10 человек.
Что пить и чем закусывать
Традиционная для наших земель горькая настойка называлась старкой, а «Старка Запольская» благородного коньячного оттенка – фирменный напиток Сулы, который мало того, что делается по старинному рецепту, так еще и с помощью медного перегонного аппарата конца XIX века. Сам аутентичный рецепт еще старше, его датируют XVI веком. Для производства солода используется проросший ячмень, а крепость готовой «Старки» – 43%. В сезонном ресторанном меню Сулы вам предложат широкий выбор подходящих к случаю закусок, в том числе блюда из печи.
3. Музейный комплекс старинных народных ремесел и технологий «Дудутки»
Пожалуй, первая в Беларуси удачная попытка создать туристический комплекс, навеянный по-настоящему историческим бытом шляхетского имения. Находится на берегу реки Птичь, и, как настоящее поместье, имеет исчерпывающую инфраструктуру: здесь есть действующая мельница, дом завозника, бровар, сыроварня, пекарня, мастерские, где создают посуду, различные инструменты, собственное натуральное хозяйство, гостевой дом, баня на дровах и даже коллекция ретро-автомобилей. К тому же, это возможность зачекиниться в месте, которое впервые упоминается в «Слове о полке Игореве», причем в связи с самим Всеславом Чародеем.
Входной билет: 10 руб. – самостоятельный осмотр, осмотр с экскурсоводом – 18 руб.
Что пить и чем закусывать
Самогон в Дудутках уже успел стал притчей во языцех, и неудивительно: его гонят уже лет 15 на местном броваре, и он был первым лицензируемым напитком такого рода в республике. Самапальны вясковы моцны напой «Млыньяк» производится методом двойной перегонки, а его крепость достигает 48 градусов. Продегустировать его можно в местном «Шынке». Здесь самогон закусывают необычно – бочковыми огурцами с мёдом, что раньше было традиционной гастрономической парой к самогону, а теперь, открытое сотрудниками комплекса заново, тоже стало туристической экспортной легендой Беларуси.
Если вам понравился предложенный маршрут на выходные по Беларуси, поделитесь этой статьёй в соцсетях, чтобы ваши друзья также смогли узнать о самобытном [и высокоградусном] варианте отдыха в уикенд!
Как в Беларуси искореняют запрещенное по закону самогоноварение
Градусы в тени
Модно нынче потреблять крафтовые (читай — домашние) продукты. Кто-то самозабвенно увлекся хлебопечением, кто-то пытается сообразить масло или сыр собственного производства. Виноделие — тоже интересное занятие на досуге.
А вот самогоноварение — хобби из разряда вне закона. Даже сто граммов исключительно для личного потребления — повод привлечь человека к административной ответственности. Есть ли смысл пойти на правовое послабление, если крепкие напитки будут делаться не на продажу, а только для себя? Разбиралась корреспондент «НГ».
usadba47.ru
Чужим именем прикрыт
Закон четкий: у нас запрещено производить напитки крепостью более семи градусов, а еще хранить и перевозить их в больших количествах, и тем более торговать ими. Касается запрет также сырья и аппаратов по изготовлению. Найдут — дадут административный штраф и конфискуют все вышеперечисленное.
Однако такое наказание не пугает продавцов всевозможных аппаратов, аппаратиков и прочей техники для обустройства домашней алколаборатории. Почему?
Торговля идет в интернете. Вбиваешь в поисковик запрос «купить самогонный аппарат в Минске» и получаешь адреса десятков специализированных магазинов с недвусмысленными названиями, намекающими на хмельную тему. Причем в описании товаров на таких сайтах ни слова о самогоноварении, как правило, не найдешь. Зато в красках расписана дистилляция, для которой, собственно, приспособления и продаются. От «Мечты», помещающейся между плитой и вытяжкой на любой кухне, до «Люкссталь-8», выдающей 12 литров 96-процентного спирта в час. К каждому товару — обилие фотографий и подробное описание, которое помогает разобраться в процессе перегонки.
И никакой конспирации! У многих магазинов есть странички в соцсетях, а если позвонить по указанным телефонам — ответят и будут вежливо рассказывать о преимуществах аппаратов. Более того, на сайтах в разделах о компании можно найти информацию об ИП или ООО — адрес, УНП, регистрация в торговом реестре страны. В чем подвох?
Министерство антимонопольного регулирования и торговли лишь разводит руками: «законодательство Республики Беларусь не содержит запрета на продажу аппаратов, предназначенных для очищения воды методом дистилляции (дистилляторов), их хранение с целью сбыта».
Выходит, раз не пойман за перегоном крепкого алкоголя через дистиллятор — не самогонщик. Об этом знают продавцы и не стесняясь пользуются. Ведь в наглую вместе с дистилляторами предлагают взять и спиртометр, и пачку дрожжей, и набор трав для приготовления «Зубровки»…
Гонят из села и леса
Впрочем, на фоне новостных сводок про белорусских самогонщиков небольшие аппараты для дистилляции, которые заполонили интернет в последние годы, выглядят просто игрушечными. Опытные бутлегеры гонят тоннами. Прямо на приусадебных участках в сарайчиках, в подвалах или гаражах.
Возьмем, к примеру, Молодечненский район. Здесь то ли у местных самогонщиков необычайно высокая продуктивность, то ли все-таки сотрудники РОВД работают на совесть и не оставляют без внимания ни одного подозрительного товарища. Но факт остается фактом: в регионе регулярно вскрывают то мини-завод, то мини-лабораторию по производству нелегенького алкоголя.
Вот и в конце июня обнаружили прямо в черте города очередной «очаг». Хозпостройка 3 на 3 метра, а внутри внушительный «дистиллятор» ручной сборки, тонна браги и 9 литров готового продукта. Больше нарушитель выгнать не успел, хотя и уверял, что за трудоемкий химический процесс взялся исключительно «с целью самообеспечения».
Все эти самогонные «мини-заводы и мини-цеха» только называются так красиво, а по факту — полная антисанитария и жуткие условия. Ни о каком чистом и натуральном продукте и речи не идет.
minobl.mvd.gov.by
— С начала года нашими сотрудниками было выявлено четыре факта изготовления самогона, при этом изъято четыре аппарата, уничтожено более 30 тонн браги и 400 литров самогона, — рассказывает замначальника Молодечненского РОВД — начальник милиции общественной безопасности Руслан Маньковский. — Чтобы оценить масштабы проблемы, приведу февральский случай. В деревне Схолино был обнаружен подпольный цех по изготовлению самогона в момент рабочего процесса. На месте изъяли 30 литров самогона и более 20 тонн самогонной браги. Если бы все сырье злоумышленники перегнали, то выход составил бы 2000 литров продукта. А это 4000 бутылок! Цифры говорят сами за себя. Что было бы, если бы партия ушла в народ?
По словам Руслана Маньковского, сегодня можно составить портрет типичного самогонщика. Это безработный мужчина от 25 до 45 лет, который имеет хороший личный автомобиль, жилье в городе, но при этом нередко его можно заметить в районе.
— Увы, часто сталкиваемся с целыми династиями самогонщиков. Дед гнал, отец гнал и сын начинает гнать, — констатирует замначальника Молодечненского РОВД.
Вычислить алкомафию удается при помощи местных жителей. Это не стукачество, а элементарное бытовое недовольство. Выкупает незнакомый человек заброшенный домик в деревне, выстраивает забор выше крыши, и сутки напролет там что-то пыхтит. Характерный запах по округе разносится быстро. Неприятные, мягко говоря, ощущения.
— Ответственность предусмотрена и за производство, и за хранение, и за перевозку. В этом году выявили прямо на дороге тонну самогона — продукт и машину, на которой его везли, изъяли. Таковы порядки, — говорит Руслан Маньковский. — Но на мой взгляд, ответственность за нарушение закона в этой области у нас довольно лояльная. Словят самогонщика — штраф до 30 базовых и конфискация аппарата, сырья, продукта. Однако он погорюет немного, а потом опять за старое берется. Сегодня невозможно в полной мере повлиять на ситуацию довольно лояльными штрафами.
Все эти самогонные «мини-заводы и мини-цеха» только называются так красиво, а по факту — полная антисанитария и жуткие условия. Ни о каком чистом и натуральном продукте и речи не идет — просто тонны сомнительного напитка в темных подвалах.
Поможет ли в этой ситуации легализация самогоноварения? Замначальника Молодечненского РОВД сомневается:
— Дашь слабину одним, этими возможностями начнут пользоваться остальные.
По его мнению, если и разрешать самогоноварение, то с соблюдением строгих требований, норм, указаний и полным контролем соответствующих органов.
Стоит ли разрешить самогоноварение?
Николай Кулик, механик:
— Считаю, что самогоноварение «для себя» можно было бы и узаконить. Все-таки натурпродукт никогда не сравнится с магазинным алкоголем. К тому же самогон — это дань традиции. Немцы своим пивом гордятся, французы вином, так почему мы должны самогона стыдиться?
Евгения Терешко, бухгалтер:
— Я против. У нас и без этого алкоголиков хватает. Сдерживать проблему в том числе нужно и законодательно — запретом и штрафами за нарушение.
Алина Германович, учитель химии:
— Если и разрешать, то с введением строгих стандартов, соблюдением рецептур. Но кто это будет контролировать? Все-таки самогон — вещь опасная. Пойдет что-то не так в процессе изготовления, и вместо увеселительного напитка получишь отраву.
Самогоноварение для себя, по сути, разрешено. В прошлом году эксперты оценивали его объемы в 20 миллионов декалитров в год (для сравнения: промышленное производство водки составляет около 80 миллионов декалитров в год, коньяка — около 12).
Но в новостях регулярно появляется информация, как нерадивые самогонщики страдают из-за несоблюдения правил безопасности при выгонке дистиллята. Чаще всего аппараты взрываются прямо на кухне в процессе изготовления напитка. Из домов и квартир вылетают стекла, а хозяева попадают в больницу с ожогами и серьезными увечьями.
Эта страна — родина самогонного аппарата. В 1817 году Иоганн Писториус из-под Магдебурга изобрел систему с сухопарником, которая пользуется популярностью по сей день. И хотя традиционным алкогольным напитком у немцев считается пиво, домашний шнапс тут тоже не редкость. Гнать для личных нужд его можно без опаски.
На Балканах особой популярностью пользуется ракия — дистиллят из винограда, слив, абрикоса или других плодов. Издавна этот напиток выгоняли в домашних условиях большинство болгар. Однако в 2007 году, когда страна присоединилась к ЕС, правительство решило поднять налоги на домашнее производство, что привело к массовым протестам.