Как называется рог в который трубят
ШОФАР
Смотреть что такое «ШОФАР» в других словарях:
Шофар — «Ашкеназский» шофар … Википедия
шофар — сущ., кол во синонимов: 1 • инструмент (541) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Шофар — (Трубный рог) О ниспослании Торы* сказано: И вот на третий день, когда настало утро, были громы, и молнии, и облако густое на горе, и трубный звук очень сильный, и вздрогнул весь народ, который в стане [. ] И звук трубный все усиливался … Энциклопедия иудаизма
Шофар — древний еврейский инструмент, роговая согнутая труба. Ш. применялся в торжественных случаях. По преданию, при звуках семи Ш. пали стены Иерихона. В синагогах трубят в Ш. в первый день нового года. Н. С … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Шофар — см. Шойфер … Музыкальная энциклопедия
шофар — див. шойфер … Український тлумачний словник
Рош Ха-Шана — ивр. רֹאשׁ הַשָּׁנָה … Википедия
Еврейский Новый Год — Рош Ха Шана ивр. רֹאשׁ הַשָּׁנָה Шофар, сделанный из рога барана Тип Еврейский иначе Еврейский Новый год также Йом Ха Дин / Йом Труа … Википедия
Еврейский Новый год — Рош Ха Шана ивр. רֹאשׁ הַשָּׁנָה Шофар, сделанный из рога барана Тип Еврейский иначе Еврейский Новый год также Йом Ха Дин / Йом Труа … Википедия
Еврейский новый год — Рош Ха Шана ивр. רֹאשׁ הַשָּׁנָה Шофар, сделанный из рога барана Тип Еврейский иначе Еврейский Новый год также Йом Ха Дин / Йом Труа … Википедия
Шофар
Шофа́р (שׁוֹפָר) — еврейский ритуальный духовой музыкальный инструмент, сделанный из рога животного. Имеет очень древнюю историю и традицию употребления, восходящую к Моисею. В него трубят во время синагогального богослужения на Рош Ха-Шана (еврейский Новый год), Йом-Кипур (Судный день, или День искупления) и в ряде других случаев.
Содержание
Устройство и изготовление
Шофар изготавливался в глубокой древности, и сейчас изготавливается только из натурального рога. Использовались и используются полые внутри рога баранов, козлов, антилоп, газелей, никогда или почти никогда (из-за аллюзий на золотого тельца) бычьи или коровьи рога. Поэтому формы и длины шофаров могут быть самыми разными. Шофар может быть коротким, с простым изгибом (как принято у ашкеназов), или он может быть длинным, витым. Последняя разновидность возникла в еврейской общине Йемена. В одних странах и общинах принято сильно обрабатывать рог, разогревать его паром для придания нужной формы, в других, напротив, принято сводить обработку к минимуму и формы не менять. [2] Кончик рога у шофара срезается или просверливается, трубящий в шофар использует для извлечения звука это простое отверстие. Известны случаи, когда кончику рога придавали форму простейшего трубного мундштука. [3]
Трубление в шофар
В древности шофар использовался как сигнальный инструмент для созыва народа и возвещения важных событий, а также во время войны. Использование этого инструмента восходит к магическим обрядам доеврейской эпохи. Звуки шофара (точнее, его разновидности, упоминаемой как «йобел», «юбилейная труба» [3] ), по ТАНАХу, обрушили стены Иерихона, откуда пошло выражение «иерихонская труба». Шофар — натуральный инструмент; помимо основного тона из него можно извлечь только первый и второй обертоны, составляющие квинту. Тембр звука у шофара сильно зависит от формы и размера. Короткий «ашкеназский» шофар дает высокий, плачущий звук. Большие и длинные шофары дают более насыщенный звук, он может быть низким, хрипловатым и торжественным. [2]
Различают следующие виды звуков шофара:
Четыре основных звука трубления могут быть объединены в серии (последовательности), имеющие собственные названия: [4]
Звуки шофара на Рош Ха-Шана толкуются как призыв к покаянию. Согласно традиционным толкованиям, звуки шофара также символизируют: [источник не указан 91 день]
Традиции трубления в шофар
Согласно Галахе, в шофар трубят во время синагогального богослужения на Рош Ха-Шана (еврейский Новый год) и Йом-Кипур (Судный день, или День искупления). На Рош-Ха Шана обычай требует стократного трубления. Во время синагогальной службы, трубление выполняется троекратно, каждый раз как «Ташрат» (3 раза), «Ташат» (3 раза), «Тарат» (3 раза), а затем еще раз «Ташрат», «Ташат», «Тарат» для достижения числа звуков сотни. [4]
Позднее возник обычай трубить в шофар ежедневно в течение всего месяца элул, предшествующего Новому году.
В преддверии Рош Ха-Шана и Йом-Кипур в шофар трубят не только в синагоге, но и в местах скоплениях иудеев, например, в еврейских школах. В Израиле, шофар можно услышать в таких неожиданных местах, как около железнодорожной станции или около торгового центра. Это делается для того, чтобы призвать весь народа Израиля к покаянию.
Еврейские источники о шофаре
Значение шофара в Каббале
В Каббале шофар означает раскрытие тайной мудрости в широких массах, являющееся предварительным и обязательным условием полного избавления. Цитата из статьи Бааль Сулама «Шофар Машиаха»:
«Распространение этой мудрости (Каббалы) в массах называется „Шофа́р“, подобно шофару — бараньему рогу, звук которого разносится на большие расстояния. Так же и отзвук этой мудрости будет разноситься по всему миру, пока даже народы не услышат и не признают, что есть мудрость Творца в среде Израиля.»
Шофар в мессианском иудаизме
В мессианском иудаизме символика шофара прослеживается и в новозаветных книгах Библии. Считается, что именно звук шофара имеется в виду под «последней трубой» в конце дней, о которой несколько раз упоминает апостол Павел:
…не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе. По данному мнению, шофар как труба Мессии и труба последних дней упомянут в 1Фес.4:16, Мф.24:31, в него трубят ангелы в Откр.8:7 и далее. [9] [10] Сходные взгляды могут встречаться и среди протестантов. [11] [12] Как называется рог в который трубятЭто шофа́р (שׁוֹפָר) — древний духовой музыкальный инструмент, бараний рог, в который трубят во время синагогального богослужения на Рош Ха-Шана (еврейский Новый год) и Йом-Кипур (Судный день, или День искупления). Согласно Библии, в День Суда Ангелы будут трубить в трубы. Вот описание первой трубы: «Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела» (Откровение 8:7). А, как известно, древние трубы – это шофары. Далее данные из Википедии… В древности шофар использовался как сигнальный инструмент для созыва народа и возвещения важных событий, а также во время войны. Звуки шофара, по преданию, ознаменовали обрушение стен Иерихона («иерихонская труба»). Шофар — натуральный инструмент; помимо основного тона из него можно извлечь только первый и второй обертоны, составляющие квинту. Дополнение: По словам очевидцев, звук слышался не из под земли, а сверху.(Подтверждаю сам свидетель прим.Pacak) То есть, люди утверждают, что источник звука находился как бы на небольшой высоте в небе. А вот так он звучит Это в Москве 06.06.12 Вряд ли меня-скептика заинтересовал бы этот материал,если бы этот звук не услышал сам,очень тихий записать не удалось Трубление в шофарПоделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:Шофар — так называется рог, обычно бараний или горного козла, в который трубят (труа) на Рош-Ашана и в течение месяца Элуль, последнего месаца перед Рош-Ашана. Трубление в шофар является ярким внешним отличием Рош-Ашана (Дня Суда) от прочих праздников. Этот день в Торе так и называется — Йом труа [День трубления — прим.ред.]. В библейскую эпоху шофар служил для многих целей: в него трубили при выходе на войну, для созыва общины, при обнародовании запретов, для объявления о приближение Субботы и пр. Ныне в шофар трубят в синагогах на протяжение всего месяца Элуль — после окончания утренней молитвы в будни, — чтобы побудить евреев к раскаянию накануне Дня Суда. Впрочем, в последний день месяца, накануне Рош-Ашана, в шофар не трубят, дабы разделить трубление, на которое у нас было право, от трубления, которое нам вменяется в обязанность. Трубить в шофар — заповедь Всевышнего, записанная в Торе, и поэтому она не нуждается ни в каком рациональном пояснении Относительно причин новогоднего трубления существует множество толкований. Рамбам пишет в Законах тшувы: «Трубить в шофар — значит исполнить заповедь Всевышнего, записанную в Торе, и поэтому эта заповедь не нуждается ни в каком рациональном пояснении. Тем не менее есть намек на причины, по которым на Рош-Ашана трубят в шофар. Шофар как бы провозглашает: проснитесь, спящие, пробудитесь дремлющие! Осмотрите свои дела, вернитесь на дороги истины, вспомните о своем Создателе. Вы, в суете времени забывшие о смысле жизни! Вы, весь год проведшие в суете и свершении пустяков, которые не добавляют (счастья), не убавляют (печали) и не спасают. Взгляните на свои души, измените свои дела! Пусть каждый из вас оставит свой путь, ведущий к страданию и разочарованию, откажется от образа мыслей, в которых нет ни блага, ни добра!» Голос шофара напоминает нам о том дне, когда наши предки стояли у горы Синай, где был слышен «очень сильный звук шофара». Он же напоминает нам о разрушении Храма, взятого римлянами под звуки военных труб. В нем мы слышим призывы к грядущему дню Великого Суда. Трубят в шофар и на исходе Йом-Кипура, после молитвы Неила. шофар( שׁוֹפָר ), духовой музыкальный инструмент, сделанный из рога барана или козла. В семитских языках слово шофар и название горного барана — однокоренные слова. Впервые упоминание о звуках шофара встречается при описании Синайского откровения (Исх. 19:16). Звуками шофара следовало объявлять о наступлении юбилейного года (Лев. 25:9, 10). Шофар — непременный атрибут празднования Рош ха-Шана, этот праздник в Торе называется иом тру‘а (`день трубного звука`; Чис. 29:1). По-видимому, в библейскую эпоху было принято сочетать звуки шофара с игрой на других музыкальных инструментах — трубах, флейтах и т. д. (Пс. 95:6). Во время массовых процессий в рог трубили, созывая граждан (ИбН. 6:4, 12; II Сам. 15:10), иногда шофар оповещал о начале военных действий (Суд. 3:27) или о приближающемся бедствии (Ам. 3:6). В период Второго храма в шофар трубили только в Рош ха-Шана и в дни некоторых постов. Шофар в этот период приобрел преимущественно ритуальный характер и стал частью храмового ритуала. В храмовый период, согласно свидетельству Мишны (Р хШ. 3:2–3), в Рош ха-Шана трубили в шофар только в Храме. Возможно, в дни общественных постов в него трубили и вне Храма (Р хШ. 27а). После разрушения Храма в рог стали трубить во время молитв Рош ха-Шана и Иом-Киппур в синагогах. Согласно Устному Закону, слушать шофар в Рош ха-Шана — это мицва ми-де-орайта (см. Галаха. Источники Галахи. Устный закон). Таннаи спорили о том, следует ли делать шофар из прямого или витого рога и постановили, что из витого, поскольку, согласно Аггаде, в Рош ха-Шана трубят в шофар, чтобы напомнить о жертвоприношении Авраама (см. акеда), когда вместо Ицхака в жертву был принесен баран, запутавшийся витыми рогами в зарослях кустарника. В Устном Законе содержатся установления, касающиеся формы шофара, способа его изготовления, материала, а также подробные указания о том, как в него следует трубить. Так, установлены три равных по длительности этапа: тки‘а — протяжный непрерывный звук, длящийся несколько секунд, шварим — три звука, разделенных краткими промежутками, тру‘а — девять протяжных звуков. Согласно обычаю, за два дня праздника Рош ха-Шана шофар следует услышать сто раз, поэтому во время утренней службы трубят многократно. Согласно традиционным толкованиям, звуки шофара в день Рош ха-Шана усиливают торжественность, побуждают молящихся к покаянию, кроме того, согласно бытовавшим в народе представлениям, они должны смутить Сатану, который в этот день суда выступает обвинителем. В средние века возник обычай трубить в шофар по окончании утренней службы в течение всего месяца элул (см. календарь). В талмудическую эпоху в шофар трубили в канун и на исходе праздников и суббот для оповещения народа (Шаб. 35б). Этот обычай сохранился лишь в церемонии исхода Иом-Киппура, во время которой присутствующие желают друг другу в следующем году встретиться в Иерусалиме. Сочетание трубных звуков с мессианским пожеланием (см. Мессия) придало шофару новый символический смысл. В 1948 г., когда евреи в Иом-Киппур трубили в шофар у Западной стены, арабы сочли это политическим актом и выразили протест. В шофар трубили также во время боев за Храмовую гору в 1967 г. (см. Шестидневная война). В Государстве Израиль принято вводить трубление в шофар в разные, в том числе светские, церемонии. Так, в шофар трубят при вступлении в должность нового президента Израиля. Иногда в шофар трубят во время массовых демонстраций (особенно религиозных евреев). В различных общинах шофары отличаются друг от друга. Ашкеназский (см. ашкеназы) шофар обработан снаружи и внутри, ему придают серповидную форму. Сефардские (см. сефарды) шофары — длинные и витые. Изготовлением шофаров занимаются ремесленники, передающие традицию из поколения в поколение. Уже в эпоху Второго храма шофар был частью национальной символики. Изображения шофара находят в мозаичных украшениях древних синагог.
|