Как называется родословная у казахов
Как называется родословная у казахов
Казакское шежере родословное древо
Шежире (каз. шежіре) — генеалогическая таблица у казаков и кипчакских народов. Как правило представляет собой письменное или устное перечисление предков по прямой мужской линии.
Также распространен синонимический вариант шежире — Жети-Ата (букв. перевод с казахского — семь дедов). Считается, что знание шежире (или своих предков до седьмого колена) является обязательным для каждого казаха. Это позволяет избежать близкородственных браков.
Отношение казаков к шежире является сакральным. Многие современные казахи пытаются восстановить свои корни и очень серьёзно изучают свою родословную. Согласно древним традициям, род у казаков передается через мужскую линию. Но иногда в эти записи включают и наиболее выдающихся женщин. Кроме имён эти записи содержат биографии, историю и географию наиболее значимых событий, легенды.
Массовое увлечение казаками шежире выражается в издании многотомников с перечислением всех членов определенного рода. Например, такие большие роды как Найманы, Дулаты, Байулы или Алимулы могут насчитывать до одного миллиона человек. Для сравнения численность Аргынов превышает миллион, а с учётом неказакских Аргынов составляется несколько миллионов, и это несчитая венгерских мадьяр, чьи предки являются родственниками подрода Мажар, относящегося к Аргынам. Книги с перечислением шежире могут составлять 3 и более томов.
Приложение:
данный файл содержит полную информацию о казакских родах (ру) формат jpg Объем 21 Мб
Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
КОРОНАВИРУС В КАЗАХСТАНЕ: 985 857 СЛУЧАЕВ, 957 267 ВЫЗДОРОВЕЛИ, 12 974 УМЕРЛИ. ПНЕВМОНИЯ С 1 АВГУСТА: 84 007 СЛУЧАЕВ, 76 701ВЫЗДОРОВЕЛ
Главные темы
Последние новости
24.10.2012 • 75778 просмотров
Каждый казах должен знать свой род и жуз
«Д» продолжает публиковать отрывки из книги Каната Тасибекова «Ситуативный казахский». На этот раз поговорим о родах и жузах.
«Д» продолжает публиковать отрывки из книги Каната Тасибекова «Ситуативный казахский». На этот раз поговорим о родах и жузах.
АТА ТЕГІ – свой род
АЛАШ – это альтернативное самоназвание казахов, следуя традиции персонификации истории, казахи считают, что АЛАША-ХАН – это реально существовавший персонаж, родоначальник всех тюрков, трое сыновей которого – АҚАРЫС, ЖАНАРЫС и БЕКАРЫС – являются отцами-основателями трех казахских жузов.
То время, когда Алаша-хан правил казахами, в памяти народной считается «золотым веком» – Алаш болғанда [был Алаш тогда]. Ала тай ат болғанда, таңбасыз тай, енсіз қой болғанда [пегий стригунок был конем тогда, стригунки без клейма и овцы без метки паслись тогда]. Астың астауы – алтыннан, иттің итаяғы – күмістен болғанда [блюда для мяса из золота, миски для собак из серебра были тогда]. Алаша бәрімізге хан болғанда [Алаша был для нас всех ханом тогда]. Біз кім болмадық? [кем мы не были тогда?].
Мы перечислим ТАЙПА Младшего жуза, т.к. им не хватило места в квадратиках вышеприведенной схемы. Алимулы составляют 6 родов – қарасақал, қаракесек, төрт қара, шөмекей, шекты, кете. В Байулы 12 родов – шеркеш, адай, жаппас, алаша, байбақты, масқар, беріш, таз, есентемір, тана, қызыл қурт, шейх. Жетыру, как и следует из названия, составляют 7 родов – табын, тама, кердері, кереит, жағалбайлы, тілеу, рамадан.
Из вышеприведенной схемы следует, что к Старшему жузу относятся 12 родов, в Среднем жузе – 6, а в Младшем – 3 ТАЙПА, которые насчитывают 25 родов.
Кроме того, отдельно выделяются роды, не входящие в жузовскую систему. Самыми крупными из них являются ТӨРЕ – чингизиды, ҚОЖА и СУНАҚ – потомки арабских миссионеров, а также ТӨЛЕҢГІТ – потомки наемных и плененных воинов.
Широко распространенная пословица гласит: Ұлы жүздің баласын қауға беріп малға қой [Выходцу из Старшего жуза дай бадью и отправь поить скот]. Орта жүздің баласын қалам беріп дауға қой [Выходцу из Среднего жуза дай перо и отправь на судебную тяжбу]. Кіші жүздің баласын найза беріп жауға қой [Выходцу из Младшего жуза дай копье и отправь на битву].
В ученой среде нет единого мнения и в отношении времени возникновения жузовской системы, и в отношении ее идеологической и практической наполненности. Можно предположить, что древние племена, составляющие казахский народ, были поделены на три жуза или, другими словами, на три военных округа древним гениальным полководцем. Казахи на протяжении веков продолжают бережно хранить сведения о своей принадлежности к определенному фронту /кругу/ – ЖҮЗ, армии – ТАЙПА, дивизии – РУ, полку – АТА, батальону – CҮЙЕК.
Казахи генетически запрограммированы на сохранение родоплеменной структуры. Самый что ни на есть «асфальтовый» казах незамедлительно даст ответ на вопрос РУЫҢ КІМ [какого ты рода]? Он может не знать языка, может даже не понять вопроса, заданного в традиционной форме ҚАЙ АТАНЫҢ БАЛАСЫСЫҢ?, может быть даже не «чистым» казахом, но поняв, что от него хотят, тут же отрапортует: «Я Юра, сын Ақтая, рода Қыпшақ, подрода Қарабалық».
Необходимо принять во внимание, что история казахов не знает крупных, с пролитием крови, конфликтов на почве родоплеменного деления. Поэтому хотелось бы думать, что это генетически запрограммированное структурирование, которое и в прошлом не разъединило наш народ, послужит основанием прочности и единства нации и в будущем. Уверенность в этом вызывает и тот факт, что все роды сплетены узами родственных отношений, т.к. во избежание нарушения табу на брак с девушкой ближе седьмого колена по генеалогии – ЖЕТІ АТАДАН БЕРІ ҚЫЗ АЛЫСПАҢДАР – жен выбирают из другого рода.
Даже при похоронах уважаемого человека люди, обмывающие покойника и укладывающие его в могилу – СҮЙЕККЕ КІРГЕН АДАМДАР, подбираются с учетом их родовой принадлежности – желательно представительство всех родов, соседствующих и родственных с родом покойного. Полемика о древности, заслугах, героях того или иного рода, протежирование своих соплеменников и «подсиживание» чужаков в жизни носят, скорее, игровой, тренировочный характер.
Я приведу некоторые из приговорок-дразнилок в качестве занимательного средства для пополнения лексикона.
Адайдың бейіттерін көргенде өлгің келеді. [Когда видишь мавзолеи Адаев, хочется самому туда лечь].
Арғынның арулары ашаң келеді, ұнатқанына босаң келеді. [Аргынские красавицы стройны, к тому, кто им понравится, они очень добры].
Арғыннан ән таңда, Қызайдан қыз таңда. [У Аргынов песни хороши, у Кызаев девушку бери].
Арғын-Найман аталас, Найман-Керей енелес. [У Арғынов и Найманов отцы – братья, у Найманов и Кереев матери – сестры] и обычно добавляется: енелестер еніп сөйлесер, аталастар ат үстінде сөйлесер.
[У кого матери сестры – беседуют доверительно, у кого отцы братья – переговаривают, не спешиваясь /враждебно/].
– Из книги «Ситуативный казахский»
(Продолжение в следующих номерах «Д»)
О казахских этнонимах Адай и Шеркеш
С незапамятных времен у казахов существовал устный способ передачи из поколения в поколение сведений о своем происхождении. Это родословная (шежре). Которая дошла и до наших дней. Подвергнутая значительным изменениям при устной передаче, она часто искажала действительное положение вещей. Ф. Энгельс писал: «. родословная рода уходила так далеко в глубь времен, что его члены не могли уже доказать действительно существовавшего между ними родства, кроме немногочисленных случаев, когда имелись более поздние общие предки» [1]. Это обязывает исследователя критически относиться к материалам родословной.
По мнению многих известных исследователей, первоначальной родиной тюркских племен являлся Алтай и степи Монголии. Академик А.А. Куников писал: «Алтай, первоначальное гнездо тюркских племен, стал высылать орду за ордой на Западную Азию и Черноморье» [2]. Это высказывание не отрицается другими не менее известными исследователями. Н.А. Аристов, в частности, писал: «Вообще, состав Малой орды весьма пестрый, ибо в нее, видимо, вошли многие части разных тюркских племен, закинутые судьбою из Монголии и с Востока степи на Запад» [3].
Отсюда следует, что названия казахских родов и племен уходят корнями в язык тех мест, где эти роды и племена обитали в древние времена, т.е. в степи Монголии и вокруг Алтая.
Проследим историю образования некоторых из них.
Адай. Как определяют шежре, это один из крупных родов в составе племенного союза байулы.
В своей «Географии» Страбон указывал, что большая часть скифов, расположенных на территории от Каспийского до Аральского моря, называлась Дай, а они в свою очередь делились на Апарна, Ксанфия, Писсур [4]. На этом основании С. Аманжолов адайцев Младшего жуза относит к Даям, но, по его убеждению, адайцы вовсе не пришельцы с Алтая, а аборигены. Такого же мнения придерживается и А. Абдрахманов [5]. Дайское происхождение адаев у нас вызывает сомнения по ряду причин. Во-первых, нужно еще доказать причины появления а перед словом дай. Во-вторых, в современном составе адайцев мы не находим ни одного рода, похожего по своему звучанию на Апарна, Ксанфия и другие, входившие когда-то в состав Даев. В-третьих, настораживают сомнения Н.П. Толля в достоверности сведений Страбона [6]. Все это дает нам основания рассмотреть вопрос о происхождении адайцев Младшего жуза в ином плане, привлекая для этого и другие источники.
Фонетическая трансформация звуковых вариантов Аде, Ады, Атйе, Адйе и Одоют в форму Адай, как нам представляется, произошла уже в тюркской языковой среде, что нетрудно доказать на основе фонетических закономерностей. Так, например, преимущественно в западных говорах казахского языка встречается соответствие а
Что касается этнонима Одоют ( Байулы, а не в его составе, как определяют казахские шежре и легенды. Однако характеристика Адая как неродного сына Байулы имеет некоторые основания. Именно о таких случаях писал в свое время Н. А. Аристов: «Женское или незаконное происхождение в генеалогических сказаниях народов с родовым бытом есть верный признак того, что речь идет о частицах совершенно чуждых родов и племен, вошедших в родовые союзы вследствие различных случайностей исторической жизни» [16].
Однако факты, приведенные из указанных источников, подсказывают, что этноним Адай трудно увязать со словом ада и значении `остров` и предполагать на этом основании, что носители этого этнонима обитали когда-то на востоке. Н. Березин связывает этноним Одоют с монгольскими словами отуй `карлик` или одо `звезда` [19].
Шеркес. В исторических записях о племени Шеркес имеются очень скудные и вдобавок противоречивые сведения, что не дает возможности выявить определенно его происхождение. Один из источников указывает, что в X в. черкесы Кавказа назывались косогами [24]. В другом источнике читаем: «Во время знаменитого Ногай-хана были вызваны черкесы из Кавказа и они расположились около города Рыльск, сами себя назвали казахами» [25]. Однако другие исторические сведения противоречат вышеприведенным.
Наблюдая элементы тюркских языков в речи аборигенов западной части Кавказа (в частности, Кабарды), Н.А. Аристов приходит к следующему предположению: «Можно подозревать, что и самое имя Черкесов принесено к подножиям Кавказа союзами тюркских родов того же имени» [26]. Судя по этому, в союзе тюркских родов или племен издавна существовал род под названием Черкес. Это подтверждают некоторые географические названия на территориях, некогда населенных тюркскими племенами. Например, правый приток реки Катунь, впадающей в Обь, называется Черкиш [27].
Название реки и этноним, по-видимому, связаны с указанными значениями. В казахском языке есть слово шэлкес, подходящее и по звуковому составу, и по значению к слову шеркес, с разницей соответствия звуков р
л, присущей тюркским языкам.
Примечания:
ЧЕМ КАЗАХСКИЕ РОДА ОТЛИЧАЮТСЯ ДРУГ ОТ ДРУГА
МЫ решили узнать, в чем заключаются уникальные особенности того или иного казахского рода и чем они отличаются друг от друга.
Издревле все казахи делились на рода, которые в свою очередь входили в три жуза: Младший, Средний и Старший.
СРЕДНИЙ ЖУЗ:
МЛАДШИЙ ЖУЗ:
Так повелось, что с ходом истории некоторые рода обретали свои характерные черты, и некоторые из них дошли и до наших дней. МЫ решили узнать, чем же сегодня отличаются казахские рода и какие отличительные черты они имеют.
МАКСАТ САРСЕНБЕКОВ, 53 года
директор общественного фонда «Доминанта», правообладатель международного фестиваля авторской песни «Астана»
Я представитель рода Аргын. Мой род имеет удивительную склонность к музыкальным и творческим профессиям. Если вспомнить всех отечественных популярных музыкантов, то наверняка в их родословной найдутся Аргыны. Если проводить параллели в мире, то аналогами Аргынов в Казахстане, наверное, могут стать цыгане или афроамериканцы, у которых музыка в крови. В целом эта особенность казахов помнить своих предков замечательна.
БАТЫРБЕК МУСИН, 57 лет
директор филиала ТОО «КаР-Тел», ТМ Beeline
Некоторые особенности принадлежали не отдельному роду, а целому жузу, в которые они объединялись. Например, представители Среднего жуза были лучше приспособлены к гуманитарной и творческой работе. Из этого жуза вышло много биев и акынов. Также их отличает терпимость и спокойствие. Младший жуз — это воители. У них быстрее реакция на чрезвычайные ситуации и яркий темперамент. Выходцы Старшего жуза известны своей рассудительностью, оттуда пришло много правителей. У них хорошо было развито гостеприимство, оно даже иногда граничило с самопожертвованием. Кстати, с этим и связывают большую русифицированность севера, так как Младший жуз с трудом шел на компромиссы с соседями, а Средний жуз лучше шел на контакт с Российской империей.
ОЛЖАС МАКАТОВ, 43 года
аудитор, АО «Кедентранссервис»
Когда Абылай хан хотел объединить весь казахский народ, он надеялся, что все мы забудем о границах, которые есть между нами, так как они разобщают людей. Поэтому выделение каких-то особенностей могут вызвать конфликты и недопонимания. Рода и жузы нужны только для того, чтобы случайно не выйти замуж или не жениться на своем родственнике. А в общем во всех родах есть и отрицательные, и положительные черты.
МАРАТ НУРГУАТОВ, 50 лет
заместитель директора палаты предпринимателей западно-казахстанской области
В составе Младшего жуза есть род под названием Берiш. Махамбет Отемисов и Исатай Тайманов были знаменитыми его представителями. В средневековье они входили в составы дружин, которые обороняли свои территории. В связи с этим у них было крупное телосложение. Эта особенность сохранилась и по сей день, и если вы сейчас встретите кого-то из этого рода, то вы узнаете их по крепкому телосложению.
Также в Западном Казахстане есть род Байбақты, который сейчас шуточно называют «ворами». Даже есть притча о двух братьях из этого рода, которые в очередной раз собрались воровать скот. Но вскоре стало ясно, что у них ничего не получится. Тогда один из братьев незаметно вскрыл ножом сапог другого брата и своровал у него стельку. У Байбақты было поверье, что если удача вдруг отворачивается и наживы не предвидится, то нужно принести с собой хоть что-нибудь, чтобы удача не отвернулась окончательно.
ЖАЙСАН АКБАЙ, 89 лет
Конечно, все существенные различия между родами остались в прошлом. Например, род Берiш отличается воинственностью, Шеркеш из Младшего жуза — это род правителей. Род Курмангазы — это Қызылқурт, из него вышло много композиторов и музыкантов. Ысық из Младшего жуза — род храбрецов и богачей. Некоторые из этих черт в измененном виде можно проследить в представителях этих родов и сейчас.
Казахский род
Казахский род (каз. ру ) — термин, обозначающий принадлежность к определенной группе, так называемому роду. Ведёт своё происхождение от одного предка в седьмом колене и более. С общим боевым кличем — ұран. Возглавлялся аксакалами.
Согласно казахским обычаям, каждый казах обязан знать своих предков до 7 колена, то есть знать генеалогию и родословную своих предшественников. Существует несколько родов, которые могут делиться на подроды.
Каждый род имеет свою тамгу (свой герб), клич и покровителя.
Казахи | |
---|---|
Жузы | Старший жуз · Средний жуз · Младший жуз · Ру |
Культура | История · Язык · Письменность · Литература · Казахская народная поэзия · Традиции · Религия · Кухня |
Диаспора | Китай · Узбекистан · Россия · Монголия · Туркмения · Киргизия · Турция · Афганистан · Иран · Америка |
Разное | Казахские ханы · Казахское шежире · Родство у казахов · Казахское имя · Оралманы |
Полезное
Смотреть что такое «Казахский род» в других словарях:
Казахский род кожа — Кожа (каз. қожа, кажы) человек, ведущий свое происхождение от арабских миссионеров ислама. Не относятся ни к одному из жузов и считаются духовной аристократией. Традиционные занятия муллы, имамы и муэдзины. Кун за ходжу был равен трем кунам… … Википедия
Тана (казахский род) — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/18 июня 2012. Пока процесс обсуждения … Википедия
Кожа (казахский род) — У этого термина существуют и другие значения, см. Кожа (значения). Кожа (каз. қожа) человек, ведущий свое происхождение от арабских миссионеров ислама. Не относятся ни к одному из жузов и считаются духовной… … Википедия
Албаны (казахский род) — У этого термина существуют и другие значения, см. Албаны (значения). Албаны Самоназвание Албан … Википедия
Берш (казахский род) — У этого термина существуют и другие значения, см. Берш. Берш (каз. Беріш) Род Берш является одним из древнейших и значительных родов как казахов, так и общетюркского этноса. Содержание 1 Раннее средневековье … Википедия
Есим (казахский хан) — В Википедии есть статьи о других людях с именем Ишим (значения). Есим хан Хан Казахского ханства 1598 … Википедия
Младший жуз — каз. Кіші жүз Удел в составе Казахского Ханства С 1731 г. в составе Российской империи … Википедия
Шомекей — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. Шомекей казахский род (ру, тайпа, туккум), входит в состав Младшего жуза (Алшын). В некоторых источника … Википедия
Кайсак — Казахи … Википедия
Киргиз-кайсаки — Казахи … Википедия