Как называется ребенок крестных родителей
Крестные родители – кто друг другу?
Таинство Крещения
Крестные родители – кто друг другу? Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо понять смысл Крещения и роль крестных родителей. Крещение – одно из важнейших священнодействий в христианстве. В нем таинственно участвует Сам Бог и потому оно именуется церковным Таинством. В Православии существует и 6 других Таинств: Причастие, Венчание, Исповедь и т.д. Однако приступать к ним можно лишь полноценным членам Святой Церкви. Таковыми становятся именно в Крещении. Поэтому его также называют рождением в Церковь.
Выделим наиболее важные внешние моменты Крещения. Крещаемый трижды отрекается от сатаны и во всеуслышание заявляет о своём намерении приобщиться ко Христу. Через осознанное чтение Символа Веры человек выражает принятие основных догматов Церкви. Наконец, происходит троекратное погружение крещаемого в освящённую воду, что знаменует духовное перерождение человека. Таинство сопровождается чтением священником специальных молитв.
Невидимая, духовная сторона Таинства заключается в том, что любящий Господь принимает крещаемого, освящает его Своей благодатью, прощает ему все прежние грехи и даёт силу для духовного возрастания. Святитель Иоанн Златоуст учит:
«Таинственное возрождение и очищение совершается в крещении… Оно исполняет нас благодатью Святого Духа… Но пребыть в последующее время чистыми и не допускать к себе снова никакой скверны — это зависит от нашей воли и заботливости» («Полное собрание творений»).
Значение крёстных родителей
Крестные (духовные) родители необходимы в первую очередь тем крещаемым, которые ещё не достигли 14-летнего возраста. Дети не могут в полной мере осознать значение Таинства, отречься от зла и заявить о преданности Христу. Поэтому малышей крестят по вере их физических родителей и крестных – взрослых христиан, которые совершают всё перечисленное вместо своих крестников. Во время Таинства именно духовные родители принимают ребёнка из рук священника. Поэтому крёстные также именуются восприемниками.
Таким образом, крестные словно поручаются за ребёнка перед Господом. Они берут на себя обязательство молиться за крестника и воспитывать его в духе христианства. То есть делать всё, чтобы в будущем он смог самостоятельно продолжить свой путь к Богу в лоне Святой Церкви. Восприемники должны постараться приобщить ребёнка к личной молитве, а также к участию в богослужениях и Таинствах. Необходимо собственным примером привить малышу любовь к Богу и добродетелям.
Итак, крестные родители – не просто «почётные гости торжества», а важнейшие участники Таинства и дальнейшего духовного развития ребёнка. Поэтому на роль восприемников необходимо приглашать православных воцерковлённых людей, которые осознают предстоящую ответственность. По канонам Церкви, ребёнку достаточно иметь одного крёстного своего пола. Приглашение двух лиц разного пола – это лишь устоявшаяся традиция. К восприемничеству не допускаются физические родители крещаемого (другие родственники допускаются). По устоявшейся традиции супруги не могут быть крёстными одного и того же ребёнка.
Крестные родители – кто друг другу?
Крестный и крестная – кто друг другу? Они являются кумовьями (кумами). Крестные и физические родители ребёнка также кумовья друг для друга. Восприемник не может вступить в брак со своей подросшей крестницей, поскольку они перед Богом состоят в духовном родстве. Такие же отношения складываются и между крёстными одного и того же ребёнка. Протоиерей Андрей Ромашко отмечает:
«Крещение делает участников таинства духовными родственниками, а родственники, как известно, не могут между собой вступать в брак».
Поэтому издревле восприемники не могли вступать в брак друг с другом. Но сегодня позиция Церкви по этому вопросу несколько изменилась. Брак между крестными теоретически возможен, но только по особому благословению архиерея. Следует помнить, что данное послабление касается только восприемников. Брачный союз между крестным и крестницей/физическим родителем ребёнка всё так же категорически исключается. Если же случается инцидент, то решается он в управляющим епархией архиереем.
В то же время кумовьям можно и нужно дружить, ходить друг к другу в гости, совместно проводить праздники. Ведь их всех объединяет опека над крещёным ребёнком. В народной традиции крестные были особо почитаемыми людьми. На роль духовных родителей чаще всего приглашали уважаемых и состоятельных родственников. Приглашение в восприемники считалось честью, а отказ от кумовства порицался. Ссора между кумовьями считалась великим грехом. Крестный брал на себя расходы на Крещение и дарил ребёнку крест. Также у кумовьев существует старинный обычай обмениваться друг с другом угощениями в сочельник (канун Рождества), Пасху и другие праздники.
Духовным родством народное сознание связывало и детей кумовьев. Поэтому их часто называли «крестный брат» или «крестная сестра». Однако в официальной церковной практике этих терминов не существует.
Традиции крещения: а вы чьи коки и лёли, помните?
Иногда вам делают предложение, от которого трудно отказаться. И в один прекрасный день в вашу жизнь входит маленький человечек, который будет называть вас крестной (крестным), кокой, лёлей.
Крестные отец или мать — это все знают. Другие слова употребляются реже, этимология их не очень ясна. С Лёлей и Лелем ситуация еще как-то прояснена, да и слово «лелеять» пока еще в ходу, не забылось. Вот и лелеют сознательные Лёли и Лели своих лелек…
Со словом «кока» сложнее. Кто-то производит его от старофинского, кто-то — от старославянского со значением «детская рубашечка» (интересно, что и у Леля, кроме прочих многочисленных вариантов, есть значение «детская рубашка», как тут не вспомнить о крестильной одежде!). А еще этим словом обозначалось и яйцо, и картофелина с калачом — гостинец, в общем. Впрочем, и некое чудище «кока» тоже известно.
От последнего слова пошла фамилия Кокиных. Когда родители умирали, заботу о детях брали на себя крестные. Сколько тех Кокиных на Руси! Еще с XV века известны. Целый огромный род получается, только вот не все кровные они в этом роду…
А в литературе однажды казус произошел. Стал крестный отец девочки сироты просто Кокованей. Редакторы, говорят, не поняли, в чем там дело у Бажова, и напечатали слитно.
Так и стали жить вместе дед Кокованя, сиротка Даренка да кошка Муренка. Жили-поживали, добра много не наживали, а на житье не плакались, и у всякого дело было. («Серебряное копытце»)
И действительно, жили Кокованя с Даренкой как могли, заботились друг о друге. Дед с утра — на работу, Даренка — прибираться в хате, да кашу варить. А однажды и хризолиты нашли, камни такие драгоценные…
Но, в основном, все всегда решалось волшебными палочками, которыми заведовали крестные мамы. И взмахивали они ими, выручая своих крестников из всевозможных неприятностей.
А в русских сказочках волшебных палочек вообще нет. Производство волшебных палочек так и не было налажено, даже не предполагалось. И здесь не повезло. Своей земной заботой должны мы помогать нашим крестникам. Куда как труднее. Но должны справиться, не впервой.
Принято считать, что быть крестным или крестной — это дар. И мы ему сами дальнейшие хозяева. Бездумно соглашаться на это не стоит, но уж если взялись, решились, то все получится.
Но может кто-нибудь объяснить все-таки, почему нам не выдаются волшебные палочки для особо насущных случаев? Так иногда хочется заявиться прекрасной феей и совершить чудо из чудес…
Как называется ребенок крестных родителей
Как правильно называть родственников? Кто кому кем приходится?
Если у вас нету тети, или Иметь или не иметь
Эта книжка о родне. Хорошее, теплое слово…
Счастлив человек, у которого много родственников! Он не одинок, он знает, что такое тепло домашнего очага, гордость за детей и мудрость родителей; он с нетерпением ожидает очередного семейного праздника и не боится в старости остаться одиноким.
Но с другой стороны, как хорошо, если никто не пристает со своими мудрыми советами, если не приходится переживать из-за проблем, которые доставляют дети, если никто не учит «жить» и сгоряча не грозит лишением наследства.
Вот такой парадокс: родственники порой устают друг от друга, а одинокие люди мечтают о ком-нибудь заботиться. Сегодня все чаще говорят, что легче жить одному: меньше проблем. А ведь не так давно семьи были большими, когда под одной крышей или по соседству жили несколько поколений ближних и дальних родственников. Людей одного рода объединяли общие интересы и ценности. Мы до сих пор говорим: «Похож на дядю; вылитая бабушка». А похож ли ребенок на прадеда — уже не знаем. Круг родных сузился: мать, отец, бабушка, дедушка, брат, сестра… Чем дальше родство, тем труднее определить, кем приходится «седьмая вода на киселе». Но настоящая путаница начинается после свадьбы, когда появляются новые родственники.
Терминология родства сложна и сегодня основательно подзабыта. В быту мы пользуемся не более чем десятью самыми известными определениями и порой вынуждены прибегать к словесным нагромождениям: «Он — брат моего мужа, она — жена брата моего мужа». А ведь в русском языке для каждого родственника есть свое название, а за каждым названием — веками устоявшиеся представления, культура взаимоотношений, история семьи. Такую роскошь может себе позволить далеко не каждый народ.
Существует три группы родственных связей:
· непосредственно родственники — родство по крови,
· свойственники — родство по браку,
· и, наконец, неродственные связи.
Прежде чем заглянуть в словарь родственных отношений, давайте постараемся разобраться в сложной картине переплетений родственных связей.
Яблоко от яблони не далеко падает, или Родство по крови
Если родители общие — значит, родство кровное. Родственники по крови — это самые близкие люди. Особые фамильные черты сказываются на укладе жизни, на выборе профессии. Кровные родственники имеют характерные внешние черты. Особенно умиляет фамильное сходство, проявляющееся в детях. «На кого похож новорожденный?» — один из важнейших вопросов. Кажется, запутаться в этом родстве невозможно. Мать, отец, дядя, тетя, брат, сестра… Но и тут есть повод задуматься.
В одном поколении ближайшие друг другу люди — это братья и сестры. Если вы единственный ребенок, то в вашем поколении у вас нет кровных родственников. Братья и сестры могут быть родными, кровными, полнородными, если у них общие и мать, и отец. Или единокровными — рожденными от одного отца. Или единоутробными — рожденными одной матерью, но от разных отцов.
Отголоски того, насколько тесна связь между братом и сестрой, можно найти в старинных народных обычаях, загадках, пословицах. У сине-желтого лесного цветка иван-да-марья было другое название — брат-с-сестрой. На свадьбе сестры рядом с невестой садился ее брат — для «защиты» от жениха, который должен был заплатить ему выкуп за будущую жену. В братине (медной или деревянной полуведерной чаше) разносили питье, пиво, квас на всю братию и разливали по деревянным чашкам и стаканам.
Товарищество, дружба, приязнь, тесная связь — все это определяется словом «братство». А со словами брат, братишка обращаются не только к родным, но и к друзьям, товарищам, единомышленникам, участникам общего дела.
Самая тесная родственная связь существует между родителями и детьми. Отец, мать, сын, дочь — люди из двух соседних поколений — ближе всех друг другу.
Мы говорим: мать-сыра земля, Родина-мать, Волга-матушка. Матерью или матушкой чествуют даже чужие люди женщину в летах.
Отец в народных представлениях — старший, первый, главный, заслуживающий уважения, мудрый.
Отчий дом, отеческая любовь, отчизна, отечество — слова с общим корнем. Давно забыто слово отчич — так называли сына и родового наследника своего отца.
Для мужчины, как правило, рождение сына — повод для особенной мужской гордости. До сих пор мужчину, у которого рождаются только дочери, иной раз называют «бракоделом». Считалось, что сын — родительский помощник, а дочь покинет родительский дом, уйдет жить к мужу. Как ни странно, эти предрассудки живы по сегодняшний день.
Дедушки и бабушки, внуки и внучки
Дед, дедушка — отец родителя;
бабка, бабушка — мать родителя;
внучка — дочь ребенка.
Счастливы семьи, в которых бабушки и дедушки помогают растить детей. Нет ничего бескорыстней, чем любовь к внукам. Бабушка в традиционном представлении — круглая, добрая старушка. Может быть, поэтому кулинары называют бабкой нежную, воздушную сдобу, наподобие кулича, выпеченную в высокой форме.
Дедушки мечтают увидеть во внуках осуществление своих мечтаний, свое продолжение. Дедом, дедов — пиком называют в народе разные виды репейника, чертополоха. Наверное — не случайно. Любят дедушки вспоминать одно и то же и повторять одну и ту же историю.
Прадедушка и прабабушка
Прабабки наши не светом, а семьей да домом жили.
Не так часто встречаются сейчас прадеды и прабабушки. Чтобы стать «пра», надо родить детей, вырастить внуков и дождаться рождения детей своих внуков. Приставку «пра» прибавляют к словам для того, чтобы подчеркнуть древнее происхождение. Так первого владельца чего-либо называли правладелец или правладелица. Крестьяне называли несобранную рожь-падалицу, выросшую самосевом и давшую урожай на второй год, — прападалица.
Родителей прадеда и прабабки называют пращур и пращурка, еще более старое поколение — прапращуры, а старейшее — прапрапращуры. В наше время большинство людей имеют смутные представления о древних предшественниках по роду — своих предках. И даже обижаются, если дети их называют этим древним словом. А зря.
Дяди, тети и племянники
Если у ваших родителей были брат или сестра, то для вас они будут дядей или тетей. А их дети будут для вас двоюродными братьями и сестрами, или, как иногда говорят, кузенами и кузинами. Это тоже кровные родственники, но не такие близкие, как прямые кровные, поэтому, случается, между кузенами и кузинами возникает не родственная привязанность, а настоящая страсть. А еще есть троюродные (от двоюродных дяди или тети), четвероюродные (от троюродных) и так далее братья и сестры.
Жена родного дяди будет вам тетей, а муж родной тети — дядей. Это родство не кровное. Дяди и тети чаще всего становятся крестными для своих племянников.
Есть еще малые тетки и даже великая тетка — о том, кого так величают, вы узнаете, прочитав Словарь родственных отношений.
К «дядьям» на Руси относились уважительно. Раньше для ухода или для надзора за ребенком приставляли воспитателя — его называли дядькой. И у каждого рекрута в полку был дядька — наставник из старых солдат. Дядькой называли первого бурлака, тянущего баржу. На свадьбах в центральных областях России «дядей» называли посаженного отца жениха. Дядька невесты участвовал в свадебном обряде: держал перед нею платок, когда ей расплетали косу.
Культура
Родственные связи, или Кто кому и кем приходится
В сказках счастливой свадьбой все заканчивается, а в жизни с нее все только начинается! Сразу после регистрации брака в комплекте со своим избранником вы получаете полный набор новых родственников. С этого дня у вас две семьи, слившиеся в одну и вступившие в сложные родственные отношения. Когда-то даже не возникало вопроса, кто кому и кем доводится, но сегодня, увы, многое забылось и мы даже в самых близких родственниках не можем разобраться. Вернемся на пару веков назад, когда семьи были большими, царил патриархальный уклад, и даже самое дальнее родство было в почете.
Кровные родственники
С кровными родственниками все более или менее понятно: мать, отец, брат, сестра, дяди и тети, племянники, бабушки и дедушки. Это если не углубляться. А если попробовать разобраться, то можно подумать, что в роду все люди – братья!
С сестрами примерно то же самое:
Запутаться можно даже среди внуков! Судите сами: внук и внучка это не только сын и дочь сына или дочери, но и дети племянников. Во внучатых и внучатных родственниках и вовсе можно запутаться:
Далее следуют внучатые троюродные родственники и т.д. Это только кровная родня!
Свойственники
Вернемся к свадьбе, после которой количество родственников вырастает минимум в два раза – это свойственники.
За кого замуж не выходи, а свекровь и свекор (родители мужа) тебе обеспечены, впрочем, как и тесть с тещей вашему избраннику! Но и они, в свою очередь, приобретают и вас в качестве родственника.
Разберемся по порядку:
Кто здесь: шурины, золовки, девери, невестки, свояки?
Кстати, если кроме родственных связей упомянуть и о родственных отношениях, то чаще всего свекор любезнее свекрови по отношению к невестке (снохе). С тестем и тещей может быть по всякому – если тесть зятю всегда товарищ, то тещи бывают разные – и в виде «старой пилы» и в виде лучшего друга.
Свекрови бывают даже у «звезд» и у принцесс!
Близкие, но не родные
Оказываются, бывают родные родственники и близкие, но не родные. Не очень понятно? Сейчас разберемся!
Если у мужа или жены есть дети от предыдущих браков, они считаются сводными братьями и сестрами. При этом муж матери – отчим, а жена отца – мачеха. Не родной сын – пасынок, не родная дочь – падчерица. Вот и выходит, что вроде бы и близкие родственники, да не родные.
Близкими, но не родными считаются так же:
Если молодые венчались, то у них появляются еще посаженные родители – посаженная мать и посаженный отец, заменяющие родителей на обряде венчания.
При крещении ребенка к числу близких, но не родных прибавляются:
Существовал обычай обмена нательными крестами и люди, совершившие такой обряди троекратно поцеловавшись, так же становились близкими:
Бывало и так, что приходилось искать кормилицу для ребенка, когда родная мать не могла кормить. Кормилица становилась молочной матерью, а ее дети и вскормленный ею ребенок становились молочными братьями и сестрами.
Столько родственников вокруг…
Попробуйте-ка разобраться – кто кому и кем доводится!
Кровные, свойственники или близкие – кто роднее?
Как называется ребенок крестных родителей
Крестные родители, кумовья — духовные восприемники, лица, вступившие в духовное родство. По отношению к детям они крестные родители (с.рус. божат(ка), божуха. купельщик(ца), восприемщик, укр. хрещені (батько и мати), болг. кумица, болг. кум, кумашин, крьстник(ца)) и кумовья по отношению друг к другу и к родителям ребенка.
Ребенок-крестник называется рус. диал. крещеник, укр. хрещеник, с.х. кумче.
Виды кумовства
У сербов различают четыре вида кумовства: «мокрое», то есть «крестное кумовство», два «сухих»: «венчальное» и «стриженое» кумовство, т. е. возникающее в процессе обряда пострижин, и одно заключенное «в неволе» из соображений безопасности. Самым важным при этом остается крестное кумовство, оно считается религиозным («верским»), в отличие от других, которые заключаются по дружбе.
Выбор кумов
Выбор кумов определялся разными обстоятельствами. Так, у сербов и болгар кумом часто становится посаженый отец (венчани кум). У болгар и сербов, в соответствии с так называемым кумовым правом, кумовство наследовалось по мужской линии. Но это происходило только в том случае, если два первых опыта кумления были удачными (например, венчальное и крестное кумовство), в противном случае кумовство можно расторгнуть. Сербская поговорка гласит: «Умрет крестник, кончится и кумовство». В Черногории эти три функции кумовства исполнялись тремя разными людьми.
Иногда кумов выбирали среди родственников, иногда среди соседей, друзей, чтобы расширить круг социальных связей. Дабы избежать конфликтов с кумом, сербы старались приглашать его издалека и не брать в кумы соседей. Но такой расчет имел и свою негативную сторону: возможности выбора брачного партнера тем самым сужались, так как духовное родство было препятствием для брака. Так, рус. «Кормчая» запрещала браки между «духовными» родственниками до седьмой степени. В Полесье запрещено было крестить детей «накрест», т. е. крестить детей своих крестных родителей. Запрет вступать в брак мог распространяться и на тех, кто был окрещен в одной воде (Болгария).
В крестные старались приглашать людей состоятельных, имеющих более важное социальное положение, обладающих высокими моральными качествами, без физических недостатков. Хотя иногда рассуждали и иначе: бедный крестный — здоровый ребенок, богатый крестный — ребенок рано умрет (Польша). Поляки считали, что ребенок больше походит на крестных родителей, чем на родных. Положение и возраст не всегда имели значение, так, у словаков крестить мог и шестилетний мальчик. У сербов кумом мог стать человек другой веры, например католик крестил православного ребенка и наоборот. Иногда старались позвать в крестные родители тезок родителей (воронеж., нижегород.) или потенциальных тезок ребенка, т. е. тех, у кого были именины в день крестин младенца (калуж.).
Количественный и половой состав кумов тоже различен. Так, к мальчику приглашали кума, к девочке — куму (ярослав., семейсеские Забайкалья, словац.) или к мальчику пару, а к девочке только куму (Коми). Число крестных родителей зависело от положения семьи: к внебрачному ребенку шла только одна крестная, а к другим детям по 2—6 К. (Польша).
В правобережной Украине было также несколько пар крестных родителей (3—5); число их иногда доходило до 8—10 (чехи), 15 (Покутье), и даже 20 пар (гуцулы), но основные обязанности возлагались при этом на старших, «перших», кумов (нанашки).
Отец (редко баба-повитуха) с хлебом и солью или блюдом из орехов и изюма (болг.) идет приглашать в кумы. В Косове он приходит с пирогом, на котором лежит сахар и букет базилика для крестных, с ракией или вином; в Гевгелии он целует куму руку и говорит: «С Божьей помощью думаем окрестить в воскресенье», ср. рус. «пришел просить Бога и вас на крестьбины до нас!» (курск.), бел. «Мая Катрина сламала ногу (разсыпалась, приехала с Риги), дал бог сына (дочку), так ни аткажиця ввясци в хрисціянскую веру» (витеб.).
Быть крестными родителями почитается большой честью. Говорили, что тот, кто на «этом» свете не крестил детей, на «том свете» будет «воспринимать» лягушек (болг.). И наоборот, тот, кто окрестил за свою жизнь сто детей, попадет в рай (серб.). На «том свете» крестники защищают от чертей своих восприемников, при этом считается, что мальчик проворнее приходит на выручку, чем девочка (харьков.). Крестный тоже будет защищать своего подопечного от чертей (Заонежье). Отказаться от приглашения считается грехом, как поется в сербской песне, в случае такого отказа «от ужаса сотряслась земля», но бывают и исключения, Во многих традициях беременная женщина не идет в кумы, иначе у ее крестника тяжелая жизнь или он вскоре умрет, или умрет его мать (Силезия). Не может быть кумой и женщина во время месячных очищений, иначе у ее крестника-мальчика тоже будет «на рубашке», а у девочки подолгу будут длиться регулы (полес.). Старались не брать в кумы бездетных людей (смолен.), разведенных, пьяниц (пол.).
Права и обязанности
Через полгода, год после крестин родители носили крестным угощение, а те в свою очередь одаривали своих крестников (укр. отчествовать, отпеть). Впоследствии то же самое делали сами дети на большие праздники: Пасху, Рождество. Крестные дарят подарки на именины, когда ребенок идет в школу, к первому причастию, на конфирмацию.
Дети спрашивают благословения у крестных накануне свадьбы (ярослав.). Крестные иногда подбирают пару своему крестнику (с.рус.), они всегда почетные участники свадьбы (Урал), дарят самые дорогие подарки (словаки, болгары). Крестник устраивает накануне свадьбы угощение для кума (болг. кумова вечеря, хранене на кръстник, закумване на кум), на свадьбе крестница делает своей крестной и ее мужу самые ценные подарки (Заонежье).
Крестные несут также и моральную ответственность за своих духовных детей: до совершеннолетия их грехи падают на родителей и крестных (Урал). Обязанности крестных не прекращаются и по смерти крестников. Так, крестная мать кладет в гроб ребенку яйцо, чтобы душа, покидая тело, могла с ним играть (Закарпатье), дарит полотно (словаки).
Народные поверья
От поведения крестных многое зависит в судьбе крестника. Например, по воду для крещения кум идет без коромысла, чтобы крестник не был горбат (псков., белгород.). Идти в церковь надо быстрым шагом, чтобы ребенок быстро рос; крестным нельзя мочиться по дороге (пол., словац.). Если допустят ошибку во время крещения, ребенок станет лунатиком (луж.); если забудут имя, данное попом, у крестника будет плохая память; если запнутся — ребенок будет заикой (владимир.). Если по окончании крещения крестные родители сразу сядут, ребенок будет седун (брян.). Если напьются за обедом, ребенок будет пьяницей (полес.), по той же причине нельзя по дороге заходить в корчму (пол.). Если старшая кума будет разговаривать по дороге, ребенок будет злым и плаксивым (наоборот, в Полесье всячески поощряется разговорчивость крестных: крестник будет хорошо говорить); если крестный встанет ногой на колесо, крестник будет пьяницей и будет «кружыца» (Закарпатье); если обернутся, воавращаясь из церкви, ребенок скоро умрет (пол.). Кума должна быть в хорошем настроении; ей следует подпрыгнуть с ребенком, чтобы он быстрее рос (Словакия).
Внебрачные дети
Несмотря на осуждение церковью внебрачных детей, считается большой удачей стать их крестным. Это принесет богатство, если надеть на себя пояс с зашитыми монетами (укр.). Поэтому крестный, отправляясь на крещение, опоясывается обротью, чтобы везло со скотом (укр., Покутье); крестная прячет за пазуху перья, чтобы велась птица (укр.). В Мазовше полагают, что у девушек-крестных будет хорошо расти лен, а у парней — вестись кони; девушка быстро найдет хорошего жениха (укр.). Если девушка в первый раз окрестит девочку, она отнимет у нее удачу (москов.). Вообще, считается лучше иметь первым крестником мальчика (пол., укр.).
Встречные кумы
Смена кумов
Кумов можно сменить с помощью символической продажи ребенка в случае его тяжелой болезни» чтобы спасти от смерти. Такие кумы называются укр. одкупнi, закупні куми, купована мати, в.брян. закупленая мать. Настоящие крестные (прохані куми) при этом теряют все права (укр.).
«Стриженые» кумы
После крещения следующим этапом становится ритуальная стрижка ребенка, иногда она происходит сразу после крещения, если дети в семье постоянно умирают (Косово Поле), но обычно в год, в три или пять лет. Обязанность первый раз постричь ребенка, как правило, возлагается на крестных, ср. серб, термины шишано кумство; шишани кум.(а) — человек, который стрижет ребенка вместо крестного, стрижени кум. За стрижку кум получает подарки от родителей (рубашку и оружие), а сам одаривает ребенка шапкой, венцом, иногда овцой. «Стриженый» кум становится членом семьи, у мусульман Боснии и Герцеговины его статус даже выше, чем у «венчального» кума. Такого рода кумовство может быть установлено между людьми разной веры, например христианами и мусульманами. Такое кумовство не наследуется и прекращается со смертью крестного или крестника.
Почитание кумов
У славян крестные родители, особенно крестный отец, почитаются больше, чем родные, ср. укр. «Куми рідніши, чем брати», «батьки суджені, а кум и кума люблені», серб. «Первый Бог, а затем кум», «Кум почитается на земле, а Бог на небе».
Крестник боится проклятья крестного, так как оно, как полагают, всегда исполняется. Перед кумом падали на колени, целовали землю и снимали шапку, «как перед иконой». Уважение полагается и всей его семье: «И кумову забору надо сказать доброе утро»; в знак уважения, проходя перед его домом, крестник обнажает голову. В Хорватии верили, что если причинить вред дому крестного, дьяволы погубят твое хозяйство (Кордун). В одном болгарском тексте рассказывается о грешниках, наказанных за непочтительность по отношению к родителям, брату и куму: первый в пламени до колен, второй — до пояса, а третий по плечи.
Отношения между кумами
Кумовство создает нерасторжимые связи и между крестными родителями и крестниками, и между кумами, недаром о людях, с которыми не хотят иметь дел, говорят: «нам с ними вместе детей не крестить». Сексуальные отношения между кумами строго запрещены; иногда им запрещается даже сидеть рядом за столом (укр.). Нарушение запрета считается тяжким грехом, который дурно отразится на здоровье крестника, ср. укр. «кум з кумою повинні жити, як брат з рідною сестрою». При этом поговорки гласят иное: рус. «Не кума коли под кумом не была», бел. «аще кум куму не ебе, не будет у небе». Если же кум с кумой вступили в половую связь, бабы обливают их водой из колодца (Петербург.). На «том свете» кума за это престулление будет лежать меж двумя боронами, кипеть в огне (укр.). Известны многочисленные предания о возникновении «кумовых» озер на месте, где согрешили кумы (укр.), о превращении кумов в камни (пол.). Мотив запретной любви постоянно встречается и в песнях, исполняемых у вост. славян на крестинах. Кум в этих песнях превращается в цветущую рожь, а кума в калину (укр.).