Как называется путник в исламе
Намаз путника согласно ханафитскому мазхабу
Путником (мусафиром) считается тот, кто вышел в путь на расстояние более 86 километров. А решения, связанные с путником, начинают распространяться на него с того момента, как он оставит позади последние строения окрестностей своего населённого пункта (деревни, города). По прибытии в конечный пункт он продолжает оставаться путником (мусафиром), при условии, что он планирует задержаться в этом месте на срок менее 15 суток. Если путник решит остаться в каком-либо населённом пункте 15 дней и более, то будет считаться постоянным жителем (мукымом) и становится обязанным совершать намазы полностью.
Как только путник пройдёт последние окрестности своего населённого пункта с намерением отправиться в путь на расстояние более 86 километров, на него начинают распространяться особенные решения, связанные с намазом.
Путник (мусафир) обязан сокращать 4-х ракаатные фард намазы до 2-х ракаатов. Это решение не касается 4-х ракаатных сунна намазов и соответственно 3-х ракаатного фард намаза, а также намаза витр-ваджиб. Путнику также дозволяется не совершать сунна намазы, по причине трудностей и неудобств пути, за исключение утренней сунны (по некоторым преданиям, её считают ваджибом).
Если путник будет вынужден оставаться в населённом пункте, ожидая решения какого-либо вопроса, и это ожидание будет длиться годы, он может всё это время совершать намазы в сокращённом виде. Это связано с неопределённостью времени его пребывания в одном месте.
По возвращению путника в местность, где он родился и вырос, обзавёлся семьей или собрался жить постоянно, он перестаёт быть обязанным сокращать намазы и должен совершать их в полноценной форме.
Запрещается объединять намазы в пути, даже при ненастной погоде и других неблагоприятных обстоятельствах, за исключением, когда путник совершает обряды Хаджа.
В отличие от других правовых школ в ханафитском мазхабе, если человек вышел в греховный путь, это не освобождает его от решений по сокращению намазов.
Обязательный (фард) намаз в автотранспорте считается действительным лишь при выполнении следующих условий:
1) полноценное стояние в намазе, так же как и полноценное совершение земных поклонов;
2) направление в сторону Мекки;
3) автотранспорт должен стоять.
Если не получается соблюсти все эти условия из-за каких-либо обстоятельств (коих стоит избегать и планировать полноценное совершение намаза) или уважительной причины, необходимо совершить намаз максимально приближённо к полноценному и при первой же возможности возместить молитву.
Сунна намазы путнику дозволено совершать и в движущемся автотранспорте, при этом молиться можно и сидя.
Обязательный (фард) намаз в самолётах и поездах необходимо совершать полноценно с соблюдением всех условий, за исключением, когда у путника кружится голова и он не в состоянии совершат намаз стоя. В последнем случае он может молиться сидя, совершая полноценно земные поклоны. Согласно некоторым источникам, дозволяется совершать обязательный (фард) намаз сидя, даже без уважительной причины.
Материал составлен по книге «Маракыль-Фалях»
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Намаз путника
В своей жизни людям приходится совершать различные путешествия, начиная от поездок в деревню или к родственникам в другой город и заканчивая визитами в дальние страны. Для некоторых даже дорогу до работы можно назвать целым путешествием, которое может занимать по несколько часов.
Во время таких поездок верующие могут испытывать определённые трудности с соблюдением религиозных предписаний, в связи с чем Всевышний даровал мусульманам милость в виде облегчённого варианта чтения намаза для путников.
В Коране Создатель обращается к Своим рабам:
Однако не каждый путешественник вправе сокращать молитву, так как многое зависит от пройденного расстояния и времени пребывания на одном месте. Путником в исламе считается тот, кто преодолел расстояние от собственного дома, которое человек может проделать пешком не менее чем за 18 часов. Если учесть, что средняя скорость ходьбы человека составляет 5 км в час, то за 18 часов он в состоянии пройти около 90 километров, ну или, с учётом усталости, около 85-87 км. Таким образом, мусульманин, который проделал путь от дома в 87 и более км, вправе сокращать свои намазы. Если же он выехал из пункта назначения, когда уже наступило время какого-либо намаза, то данный намаз он не должен сокращать, даже если в путь отправился спустя пару минут после наступления времени молитвы.
Что же касается сроков пребывания на одном месте, то мнения учёных здесь разделились, так как в Благородной сунне нет чётких указаний по данному вопросу. Богословы-ханафиты утверждают, что путником считается тот, кто намерен остановиться на новом месте на срок менее 15 суток. Исходя из этого, если человек планирует задержаться на 15 суток и более, то он не вправе сокращать молитвы на новом месте, в то время как непосредственно в дороге он вправе совершать сокращённую молитву. Представители шафиитского мазхаба, в свою очередь, называют цифру в 4 суток, то есть путником может считаться лишь тот, кто останавливается на новом месте на срок менее 4 суток.
Если же верующий прибыл в пункт назначения и не может запланировать, когда он отправится обратно, то он будет считаться путником, даже если в состоянии ожидания отъезда пробудет там пару месяцев.
Сокращение намазов путником
Право сокращать число ракаатов для путников действует в отношении не всех намазов. Допускается делать короче только обязательные (фард) намазы, включающие в себя 4 ракаата, то есть полуденную (зухр), послеполуденную (аср) и ночную (иша) молитвы. Утренняя (фаджр) и вечерняя (магриб) молитвы в пути читаются так же, как и в обычное время.
О степени необходимости сокращения молитв в пути богословы не имеют единого мнения. Одни учёные, например, ханафиты, считают, что верующим необходимо (ваджиб) сокращать молитвы в пути. Другие же, в частности, шафииты, уверены, что человек может сам принять решение, стоит ли ему сокращать молитву или нет.
Если же мусульманин, находящийся в пути, совершает намаз с джамаатом и за имамом, который не сокращает намаз, то в таком случае путнику следует совершить полноценный намаз.
Что же касается совершения желательных молитв (суннат) во время путешествия, то здесь мнения богословов также разошлись. Одни утверждают, что в пути верующим не следует выполнять намазы, кроме обязательных, другие же считают, что мусульманин вправе их совершать, но в полноценной форме, то есть не сокращая. Третьи и вовсе считают, что их следует совершать (восполнять), но в спокойной обстановке, а не во время нахождения в дороге.
Объединение намазов в пути
Ещё одно облегчение для путника – право объединения намазов, то есть совместного прочтения полуденной с послеполуденной и вечерней с ночной молитв. Таким образом, де-факто получается, что в пути мусульманин может совершать три намаза, что также является милостью Творца к Своим рабам. Подтверждением этому служит хадис, повествующий, что находясь в пути, Пророк Мухаммад (с.г.в.) всегда объединял полуденную молитву с послеполуденной, а вечернюю – с ночной» (приводится Бухари).
О допустимости объединения намазов путниками в среде учёных так же бытует два мнения. Одни полагают, что такое дозволено, и правоверным следует это делать. Другие же считают, что в таких ситуациях следует максимально оттянуть время одной молитвы и прочитать её, а сразу после этого совершить другую, не нарушая тем самым правила «каждому намазу – своё время». В качестве доказательства своей позиции они приводят хадис: «Я видел, что когда Посланнику Всевышнего (с.г.в.), находящемуся в пути, надо было спешить, он откладывал закатную молитву с тем, чтобы объединить её с вечерней» (Бухари, Муслим).
Намаз в транспорте
Передвигаясь на различных видах транспорта, мусульманин не всегда имеет возможность совершить намаз как полагается. В подобных ситуациях для верующих также действуют некоторые послабления:
1. Молитва сидя или лёжа. В случае, если мусульманин не имеет возможности в транспорте прочитать намаз стоя, то он вправе молиться сидя, а если же и сидя не может, то он вправе молиться лёжа.
2. Молитва не по направлению к кибле. Нередко транспортные средства, например, автобус или поезд, постоянно меняют направление своего движения относительно сторон света, в связи с чем верующему трудно определить, где находится Кааба. В подобного рода ситуациях верующему дозволено совершать намаз в любую удобную сторону, даже если транспорт неоднократно делал повороты в тот момент, когда пассажир молился.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Можно ли сокращать намаз в колледже если за это хотять исключить, и ругают куратора? В колледже я никого не встречал кто читал бы намаз, студенты колледжа в основном кафиры (тиктокеры и тд). Разрешается ли мне сокращать намаз чтобы люди ничего не заподозрили?
Намаз в пути
Общие положения
Если человек выезжает из дома в другой населенный пункт или местность, расстояние до которых составляет более чем 90 км (примерно), то он считается «путником» (мусафир) и имеет право: объединить вторую молитву с третьей и четвертую – с пятой; не соблюдать обязательный пост (ураза) с последующим обязательным восполнением пропущенных дней; не посещать пятничную проповедь; не совершать пятничную молитву и т.д.[1] Объединенные молитвы совершаются в течение одного общего промежутка времени: с начала времени второй молитвы до окончания времени третьей и с начала времени четвертой – до окончания времени пятой молитвы[2]. Что касается своевременности, то путник может совершать молитвы-намазы в положенное для них время, то есть не объединяя вторую с третьей и четвертую с пятой, или – на стыке времен[3].
Кроме того, те молитвы, которые состоят из четырех ракяатов, сокращаются до двух, то есть молитвы Зухр, ‘Аср и ‘Иша’[4]. Сокращать и объединять молитвы можно только после выезда за пределы города (населенного пункта)[5].
Путник пользуется каноническими облегчениями ритуальной практики до тех пор, пока не определится со сроком своего возвращения и пока остается вероятность в любой момент покинуть место временного пребывания, даже если в таком ожидании пройдут месяцы[6].
Относительно возможности воспользоваться облегчениями в случае, когда отправившийся в путь изначально знает сроки своего возвращения, среди богословов существует несколько мнений.
Теологи ханафитского мазхаба утверждают: «Человек с первого же дня перестает пользоваться облегчениями путника в том случае, если он прибыл к месту своего назначения и намеревается остановиться там на пятнадцать или более суток. Если путешественник (мусафир) собирается остаться на срок менее пятнадцати дней, то он пользуется всеми каноническими облегчениями»[7]. В качестве одного из аргументов они приводят слова Ибн ‘Аббаса и Ибн ‘Умара: «Если ты заходишь в город (селение), являясь путником (мусафиром), и имеешь намерение остаться там на пятнадцать дней, то ты должен совершать молитвы в полном объеме. Если же ты не знаешь о времени отбытия из данной местности, то [до тех пор, пока ты в состоянии неведения] читай молитвы в сокращенной форме»[8].
Шафиитские ученые считают, что «если путник собирается остановиться в каком-либо месте на четыре дня, то он совершает молитвы в полном объеме, а если менее четырех дней – сокращает их и пользуется облегчениями. День прибытия и день отбытия в счет не берутся»[9].
Отсутствие в Сунне Пророка четких указаний по данному вопросу привело к появлению среди богословов различных мнений, основанных не на прямых, а на косвенных аргументах из пророческого Предания.
Намаз в пути – сокращать или нет?
Отметим, что сокращение с четырех ракяатов фарда до двух обосновано кораническим текстом, достоверной сунной и абсолютным согласием ученых (иджма‘).
Обязательно ли путнику сокращать эти молитвы-намазы? Имеет ли он право самостоятельно выбрать для себя наиболее приемлемое (сократить до двух или совершить все четыре ракяата)? Отвечая на этот вопрос, мусульманские ученые акцентировали внимание на разных достоверных хадисах, в результате чего появились следующие мнения:
1. Обязательно сокращать. Так говорят богословы-ханафиты. Среди аргументов в пользу именно такого практического подхода они приводят достоверный хадис от ‘Аиши: «Молитва-намаз поначалу была обязательной в два ракяата. Для путника так в два и осталась, а относительно места постоянного пребывания – дополнилась до четырех»[10]. Аналогичный хадис был передан и Ибн ‘Аббасом[11].
2. Ученые шафиитского мазхаба говорят о том, что сокращение молитв в пути является дозволенным. Человек сам может выбрать наиболее приемлемое для себя, но лучше сократить до двух, нежели совершить в полной форме. Приоритетно именно сокращение до двух по той причине, что Пророк, а также праведные халифы, являясь путниками, всегда сокращали четырехракяатные молитвы.
Намазы-сунны в пути
Великий ученый, имам ан-Навави, сказал: «Поистине, сошлись мнения богословов в том, что дополнительные молитвы, совершаемые по желанию (нафиля), являются желательными (мустахаб) как в обычные дни, так и в пути. Однако в отношении желательности прочтения тех молитв сунны, которые сопровождают обязательные ежедневные фарды (раватиб), мнения разошлись. Так, Ибн ‘Умар и некоторые другие ученые не совершали их. Однако имам аш-Шафи‘и и большая часть ученых высказали мнение о желательности их совершения (мустахаб)»[12]. Аргументируют они это тем, что пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) неоднократно совершал в пути молитвы-сунны, сопровождающие фард (раватиб). В качестве второго аргумента эти ученые приводят сравнение со свободными дополнительными молитвами сунны (нафиля): если мнение едино в отношении их желательности (о чем было сказано ранее), то и сопровождающие молитвы (раватиб) тем более должны оставаться желательными.
В сводах хадисов имамов аль-Бухари и Муслима приводится хадис Ибн ‘Умара, в котором он говорит: «Я сопровождал Божьего посланника. В пути он (да благословит его Аллах и приветствует) всегда совершал не более двух ракяатов[13]. Так же поступали Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман»[14].
Имам ан-Навави сказал относительно последнего хадиса следующее: «Возможно, Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) совершал сопроводительные ракяаты сунны (раватиб) в своем шатре, по причине чего Ибн ‘Умар этого не видел. Также возможно, что Пророк иногда не совершал их для того, чтобы указать на дозволенность несовершения их в пути»[15].
Богословы ханафитского мазхаба считают, что «путешественник, в отношении которого действительны канонические облегчения, может совершать молитвы-сунны (раватиб), если находится в обстановке безопасности и спокойствия (то есть находится не в дороге, а где-то остановился на время, в течение которого пользуется канонически облегченными нормами). В противном случае он их не совершает (желательность аннулируется сложностями пути, затруднениями и т.п.)»[16].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1]См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 321.
[3]Подробнее см. материал «Объединение молитв в затруднительных ситуациях».
[4]Если вы движетесь по Земле [путешествуете], то нет на вас греха в сокращении молитвы, если боитесь вы [зла или вреда] со стороны безбожников» (см.: Св. Коран, 4:101). У сподвижника Пророка, халифа ‘Умара, спросили: «В аяте сказано: «если боитесь вы [зла или вреда] со стороны безбожников», а сейчас таких опасений нет. Так как же быть с сокращением молитв во время путешествий?» ‘Умар ответил: «Меня тоже волновал этот вопрос, я спросил у Пророка, и он ответил: «Это [сокращение молитв] – милостыня от Господа. Примите же Его милостыню [то есть, путешествуя, сокращайте молитвы, несмотря на то, есть опасность в дороге или нет]» (хадис от Я‘ля ибн Умайя; св. х. Муслима, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и др.). Также достоверно известно, что «пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) не читал более двух ракяатов молитвы [четырехракяатные молитвы сокращал до двух] во время путешествий» (хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима). См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 3. С. 212, хадисы № 1154, 1155.
[5]См., например: Аль-Кясани А. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. Т. 1. С. 467; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 2. С. 121; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 324.
[6]См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 325.
[7]См., например: Аль-Кясани А. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. Т. 1. С. 481.
[8]См., например: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. С. 80; аль-Кясани А. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. Т. 1. С. 483.
[9]См., например: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 1. С. 488, 489.
[10]См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2001. Т. 4. С. 77, хадис № 350; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 2. С. 611, хадис № 350.
[11]См.: Ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 272, хадис № 687.
[12]См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 348, 349; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1371.
[13] За исключением четвертой обязательной молитвы (Магриб). Она во всех случаях совершается в три ракяата, о чем упоминается в других достоверных хадисах. См., например: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 77.
[14]См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 7. С. 209, хадис № 1102; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 734, хадис № 1102; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 273, хадис № 689.
[15]См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 349; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1372.
[16]См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 2. С. 131.
Если же говорить о посте, то для путника, имеющего возможность держать пост, приоритетным, по мнению всех мусульманских ученых, является именно его соблюдение. Подтверждением тому – текст Священного Корана: «Но если вы будете поститься [например, путник, которого не затруднит пост в пути], это – наилучшее для вас, если бы вы только знали!» (см.: Св. Коран, 2:184).
Намаз путника (детальный разбор)
«Сафар» переводится как «путешествие», «переезд из одной местности в другую». В религиозной терминологии данное слово означает путешествие на определенное расстояние, которое при спокойном пере движении длится три дня, или 18 часов. Это расстояние обозначается также термином «три мархаля».
В свою очередь, «спокойное передвижение» – это передвижение пешим ходом или караваном на верблюдах. Для тех, кто совершает путешествие морским путем, сафар состоит из 3-х дней пути парусного судна.
Таким образом, перемещение людей пешим ходом по суше и прохождение парусного судна в благоприятных условиях по водному пространству в течение 18 часов считается «периодом сафара». При этом учитывается лишь расстояние до конечного пункта назначения. Путь туда и обратно во внимание не берется. Если во время путешествия путник совершил быстрый переход, например, используя современные средства передвижения, он считается путником в любом случае и имеет полное право совершать намазы в сокращенной форме. То, что за путешествие принимается 3 дня пути, объясняется тем, что для путника был определен 3-дневный срок действия масихов, о чем Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:
«Срок действительности масха для для мукыма составляет день и ночь, а для путника – трое суток» (Этот хадис передал ибн Абу Шайба со слов благородного Али. Зайлаи, Насбур-Рае, 2/183)
Человек, постоянно проживающий в определенной местности, называется «мукым», а тот, кто вышел в путь на расстояние, которое длится самое малое 18 часов, называют «мусафиром» (путником).
Как обычно, любое путешествие сопряжено с различными трудностями, и поэтому для путников законами Ислама предусмотрены значительные облегчения. Разумеется, никто не передвигается день и ночь, без остановки. Всегда возникает необходимость в отдыхе. Поэтому, по религиозным положениям, дневным переходом считается путь, проделанный за 6 часов. Если считать, что в час можно пройти 5 км, то расстояние, которое можно преодолеть за 3 дня, или 18 часов пути, будет около 90 км.
Факт, что в наши дни люди могут совершать путешествия на большие расстояния в комфортных условиях, без особых сложностей, не имеет значения, поэтому они пользуются всеми облегчениями, касающимися путников, ибо религиозные положения разработаны не для отдельных случаев. С другой стороны, ханафиты считают, что основой для предоставления облегчения путникам является путешествие. А трудности и сложности путешествия в некоторых случаях и являются основной причиной льгот.
По мнению большинства ученых, за исключением ханафитов, для того чтобы иметь право на льготы для путников, необходимо, чтобы путь до конечного пункта назначения составлял два дня, или при переходе с тяжелым грузом (верхом или пешим ходом) до конечного пункта назначения была необходимость в двух ночевках.
Некоторые алимы утверждают, что период сафара – путешествие в 18 фарсахов. (1 фарсах – 3 мили, 1 миля – 1848 метров). В 1 фарсахе 12 000 шагов, а в 1 миле – 4000 шагов. Вместе с тем, время преодоления расстояния в 1 фарсах зависит от рельефа местности.
Например, на равнине расстояние длиной в один фарсах можно пройти за один час, тогда как в горной местности это расстояние пройти за один час невозможно. Поэтому, в данном случае, фарсах, как мера, не берется во внимание. Но если все-таки принять фарсах как меру длины, то это поможет решить многие вопросы.
Например, во время путешествия на поезде или самолете расстояние учитывается в фарсахах. Если преодолели необходимые 18 фарсахов, то в силу вступает положение сафара. При этом скорость движения транспортного средства (наземного или морского) не имеет значения.
За исключением ханафитов, все три имама за меру длины взяли фарсах. По мнению Имама Малика и Ахмада бин Ханбаля, сафаром считается расстояние в 16 фарсахов, то есть в 48 миль. Одна миля – это 6000 локтей.
По мнению Имама Шафии, сафаром считается 48 миль, это день и ночь. Если путешествие может проходить как по земле, так и по морю, то учитывается способ передвижения. Поэтому, если путь куда-либо длится 12 часов морским путем, а по земле – 18 часов, те, кто совершает путь по земле, считаются путниками, а те, кто по морю, – нет.
Также касается это и случая, если по направлению к пункту назначения ведут две дороги. Льготами имеют право пользоваться лишь те, которые идут по дороге, по которой время пути составляет 18 часов. Считается, что отсчет пути начинается с того момента, как путник проходит (или проезжает) последние дома города или села, где он постоянно проживает, при этом у него должно быть намерение побыть в пути не меньше 3-х дней. Поэтому, пока путник не пройдет все населенные места на окраинах города, пригородные села, а также кладбище, ток (элеватор) или гумно, которые еще называют «финаи мыср», он не будет полноценно считаться путником.
Что касается фабрик и заводов, производственных цехов и мастерских, садов и огородов, животноводческих ферм и хозяйств, расположенных за городом, они не считаются городскими строениями.
Религиозные положения, касающиеся путешествия
Всем лицам, находящимся в пути, позволено пользоваться льготами и облегчениями при совершении религиозных предписаний. Например, тем, кто вышел в путь во время месяца Рамадан, разрешается отложить пост; период действия масихов для путника составляет три дня и три ночи. Путник может сократить 4-х ракаатные намазы до 2 ракаатов. Это называется «каср салят». Рассмотрим подробнее этот вопрос.
Сокращение намазов во время путешествия основано на положениях Кyр`ана, сунны и иджма.
В Кyр`ане Аллах повелевает: «Когда вы находитесь в пути, то не будет грехом для вас укоротить молитву, если вы опасаетесь угрозы со стороны неверных» (Сура ан-Ниса, 4/101)
В этом аяте, как мы видим, поставлено условие для сокращения намазов – существование опасности, но это для того, чтобы дать полноту картины событий тех далеких времен. Известно, что, хотя в большинстве случаев Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) находился в пути в полной безопасности, он сокращал намазы.
Однажды один из благородных сахабов, Йала бин Умаййя (радиаллаху ‘анху) спросил у Умара (радиаллаху ‘анхума): «Почему мы совершаем намазы в сокращенном виде, ведь кругом нас мир и покой?» Тот ответил: «Я тоже как-то задал этот вопрос Пророку (салляллаху ‘алейхи уа саллям), и он ответил мне: «Это милость, оказанная вам Аллахом! Примите садака Аллаха!» (Муслим, Мусафирин, 4; Тирмизи, Тахара, 4, 20; Насаи, Таксир, 1; ибн Маджа, Икама, 73).
Все сообщения о том, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), совершая путешествие с целью «умры», хаджа или для ведения военных действий, сокращал намазы, имеют степень «таватура» (степени высшей достоверности).
Ибн Умар (радиаллаху ‘анхума) рассказывал: «Мы однажды сопровождали в пути Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям). Он в пути не совершал намазы больше, чем в два ракаата. Также поступали Абу Бакр, Умар и Усман (радиаллаху ‘анхум)» (Ибн Маджа, Икама, 756).
Ученые приводят следующие слова Умара (радиаллаху ‘анху): «Как говорил Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям): «Путники должны совершать 2-х ракаатные намазы». (Бухари, Таксир, 11; Кусуф, 4; ибн Маджа, Икама, 73, 124).
Вопрос: Обязательно ли путникам сокращать 4-х ракаатные фард намазы? Или каждый свободен в своем выборе?
По мнению ханафитов, сокращенное выполнение намазов для каждого путника является ваджибом и в тоже время «азиматом» (т.е отвергнуть многое из харамов, макрухов и мубахов).
Намеренное совершение намазов полностью, находясь в пути, является макрухом. Но, вместе с тем, если, совершить два ракаата и, посидев в ташаххуде, встать и совершить ее два ракаата, этот намаз считается действительным, а последние два ракаата засчитываются в «нафиль». Однако за задержку выполнение «саляма» такие действия считаются нежелательными. Если кто-то не совершит первый ташаххуд или в первых 2-х ракаатах пропустил кыраат, данный намаз будет считаться не действительным. Данное положение относится к намазам субх и джума.
Доказательством является высказывание Айши (радиаллаху ‘анха): «Сначала намаз был предписан в два ракаата. Затем были добавлены еще два ракаата (когда люди находятся у себя на родине), а что касается тех, кто находится в пути, то для них предписания остались прежними» (Бухари, Салят, 1; Муслим, Мусафирин, 1; Абу Дауд, 2/3)
Ибн Аббас (радиаллаху ‘анхума) передал: «Всевышний Аллах устами нашего пророка повелел совершать обязательные намазы в 4 ракаата, а в пути – 2 ракаата» (Муслим, Мусафирин, 5, 6; Абу Дауд, Сафар, 18; Насаи, Хавф, 4; ибн Маджа, Икама,, 75).
По мнению маликитов, сокращение намазов в пути является «сунной муаккада», тогда как шафииты и ханбалиты предоставляют своим последователям полную свободу в этом вопросе. Человек, находящийся в пути, может совершать намазы как полностью, так и в сокращенном виде. Однако, по мнению ханбалитов, сокращение намазов гораздо предпочтительнее, чем совершение их полностью, так как так это традиция Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) и четырех праведных халифов. Если человек вышел в путь для богоугодного дела, с благой целью, или даже с целью совершения преступления, ему позволяется сокращать намазы. Например, кто-то вышел в путь, чтобы заняться разбоем на дорогах или предаться запретным наслаждениям, или совершить другой запретный поступок, в любом случае, он может воспользоваться предписанием шариата.
Доказательством является аят Кyр`ана, имеющий прямое отношение к нашей теме и носящий обобщающий характер: «Нет ничего зазорного в том, если сократить намазы, когда вы находитесь в пути». В аяте не содержится каких-либо четких разграничений между тем, кто выходит в путь с благой целью, и тем, кто выходит с дурными намерениями. (Ибн Хумам, 1/405; ибн Абидин, 1/733, 736; Зайлаи, Тыбьянуль-хакаик, 1/215).
По мнению большинства алимов, за исключением ханафитов, если кто-то вышел в путь с такими дурными помыслами, как разбой, торговля спиртными напитками или другими запрещенными вещами, то есть, когда речь идет о нарушении божественных законов, ему запрещается сокращать намазы, как обычным путникам, объединять намазы, не держать пост в месяц поста, три дня делать масх поверх обуви и совершать намазы-нафиль, находясь верхом. Этот запрет объясняется тем, что в данном случае человек вышел в путь для противления воле Аллаха.
Правило по этому вопросу следующее: «Разрешение на льготы не может служить основанием для совершения негативных поступков». Кроме того, известно, что Аллах позволил употреблять мясо павших животных тем, кто попал в тяжелое положение, но при условии: «Воистину, [Аллах] запретил Вам [есть] мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что заколото без произнесения имени Аллаха. Если же кто-либо вынужден съесть это по необходимости, не будучи нечестивцем и преступающим свой долг, то нет на нем греха» (Сура аль-Бакара, 2/173) (См. Ибн Рушд, 1/163; аш-Ширбини, 1/268; ибн Кудама, 3/261; аз-Зухайли, 2/323).
Как только путник решит остаться в каком-либо населенном пункте более 15 дней, он будет считается мукымом (постоянным жителем), и теперь обязан совершить намазы полностью. Если же он решит остаться меньше, чем на 15 дней, его положение путника будет сохраняться. Ученые при этом опираются на доказательство, где состояние путника сравнивается с периодом очищения у женщин. Как известно, во время менструального цикла женщины не обязаны совершать намаз и соблюдать пост, но очищение означает возобновление обязанностей. Так и путник, решивший долго остаться в одной местности, должен полностью выполнять свои обязанности правоверного, от которых он был временно освобожден по причине пребывания в пути.
Как период очищения женщин ограничивается 15 днями, так и самый малый срок проживания в одной местности был определен в 15 дней.
Это мнение основано на высказывании ибн Аббаса и ибн Умара (радиаллаху ‘анхум): «Если во время путешествия зайдете в какой-либо город и решите там остаться 15 дней, намазы совершайте полностью. Если же не знаете, когда покинете это место, выполняйте намазы в сокращенной форме!» (аз-Зухайли, 2/323).
Если путник будет вынужден оставаться в городе и ждать решения какого-либо вопроса, и это ожидание будет длиться годы, он может все это время совершать намазы в сокращенном виде. Так как этот человек в течение длительного времени не может принять окончательного решения о проживании в этой местности, его статус путника будет сохраняться. Передано, что Ибн Умар (радиаллаху ‘анхума) 6 месяцев оставался на одном месте, совершая путешествие, и все это время совершал намазы в сокращенном виде. Сообщают, что так же поступали и многие из сахабов.
Если какое-либо воинское подразделение войдет в город и решит остаться там больше, чем на 15 дней, то в любом случае воины могут совершать намазы в сокращенной форме, так как армия может потерпеть поражение и отступить, поэтому никакие намерения не могут иметь законной силы.
Шафииты и маликиты считают, что если путник собирается остаться где-то больше, чем на 4 дня, он должен совершать намазы в полной форме, так как по сунне проживание в одной местности меньше 4 дней не приостанавливает действие положения о путешествии.
Как-то Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «После завершения всех религиозных обрядов мухаджир (букв. переселенец, но в терминологии Ислама обычно так называют первых мусульман, которые переехали из Мекки в Медину) может остаться (в Мекке) 3 дня».
Когда Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) совершал умру (малый хадж) и оставался в Мекке 3 дня, он совершал намазы в сокращенной форме. (аш-Шавкани, 3/207).
Ханбалиты считают, что если кто-то намеревается остаться в каком либо населенном пункте больше 4-х дней или на период времени, в течение которого можно совершить 20 намазов (с обусловленным временем), он должен совершать намазы полностью. Если же путник решил остаться на меньший срок, то в этом случае он может сокращать намазы.
При выполнении намаза действительно намерение того, за кем следуют, а не того, кто следует. Например, солдат становится путником или мукымом (т.е постоянный житель определенной местности) в зависимости от намерения командира; работник – от намерения работодателя; ученик – от намерения учителя; женщина – от намерения супруга.
Что касается детей, не достигших совершеннолетнего возраста, положения о путниках на них не распространяются. Шафииты считают, что намерения маленьких детей имеют силу, и они могут совершать намазы в сокращенной форме.
Если подчиненный не знает, куда направляется, и не в курсе действительных намерений того, кому подчиняется, и не получил ответа на заданный вопрос, то в этом случае он должен в течение 3-х дней совершать намазы полностью и только после этого выполнять их в сокращенной форме.
Если правитель страны, предварительно не делая намерений, совершит поездку по своей стране, он должен совершать намазы полностью, если же он сделает намерение ездить по стране в течение периода сафара, то может совершать намазы в сокращенной форме.
Када намазы мукыма остаются на его совести, даже если он выехал куда-либо. Также нужно восполнить пропущенные намазы и путнику, когда он прибудет в конечный пункт назначения. Поэтому, находясь в пути, он должен совершать пропущенные намазы в 2 ракаата. Если путник решит восполнить када намазы (пропущенные дома) в пути, он должен совершать их в 4 ракаата.
Мукым может следовать в намазе за мусафиром, который, в свою очередь, может следовать в намазе за мукымом. Если в намазе мусафир отдаст «салям» после 2-го ракаата, мукым должен встать и (без кыраата/чтения Корана) завершить намаз. Если же он допустит ошибку, он может не делать сажда саху, так как его состояние подобно состоянию лахика (т.е того, кто застал имама до окончания руку’ первого рака’ата, но в середине или в конце намаза перестал следовать за имамом, например, в 4-х или 3-х рака’атом намазе, на первом ташшахуде уснул или у него испортилось малое омовение). Желательно, чтобы имам, который находится в пути, перед началом намаза громко объявил: «Я нахожусь в пути, вы сами завершите свой намаз!»
Путник может следовать за мукымом, только когда наступает время предписанного намаза. Поэтому, когда совершают 4-ракаатный намаз, путник, как и тот, за которым он следует, должен выполнить 4 ракаата.
Как-то у ибн Аббаса (радыяллаху анхума) спросили: «А что вы можете сказать о путнике, который, когда совершает намаз один, совершает 2 ракаата, а когда следует за имамом, совершает 4 ракаата?» Он ответил: «Делать так является сунной!» (аз-Зухайли, 2/335).
Нафи говорил: «Когда ибн Умар находился в пути, он вместе с имамом совершал 4 ракаата, но когда оставался один, совершал 2 ракаата» (аз-Зухайли, 2/335).
Мусафир не может выполнять намаз када вслед за имамом, ибо пропущенный намаз должен выполняться в 4 ракаата. Запрещается объединять намазы в пути даже при ненастной погоде. Алимы считают, что разрешено объединять намазы зухр и аср в долине Арафат, намазы магриб и иша в Муздалифе, и выполнять эти намазы джамаатом.
За исключением ханафитов, имамы 3-х мазхабов считают, что при определенных обстоятельствах разрешается объединять намазы зухр и аср, магриб и иша путем «такдим» или «тахир». Например, намазы зухр и аср можно совершать после наступления времени намаза зухр или после наступления времени намаза аср.
После возвращения путника домой заканчивается его право на льготы, которые он имел. При этом не имеет значения: намеревается он быть здесь длительное время или собирается дальше путешествовать. Что касается «ватану икамат», то нужно сделать отдельное намерение.
Понятие «Ватан» (родина) делится на три вида:
1) «Ватану асли»: это место, где человек появился на свет и вырос, обзавелся семьей и где собрался жить постоянно.
2) «Ватану икамат»: это место, где человек не рождался, не женился и не намеревался поселиться для проживания. Это место, где он собрался остаться на период больше, чем 15 дней.
3) «Ватану сукна»: место, где какой-либо путник решил остаться меньше, чем на 15 дней. Но ватану сукна не играет особой роли, так как от пребывания в данной местности не меняется ни ватану аслы, ни ватану икамат.
Положение путника в этих местах может нарушиться нахождением в таких же точно местах, а если эти места ниже по своему статусу, то его положение остается неизменным. Например, человек, пребывающий в «ватану икамат», после возвращения в «ватану аслы» никак не может считаться путником. Также человек, прибывший на место своего рождения, или на место, где проживает его супруга, не может считаться путником, но, если это место находится далее 90 километров, он становится путником во время следования. Но, когда он доберется до места назначения, его положение путника меняется, и он становится мукымом.
Если кто-то выехал с места, где он родился и вырос, и направился в другое с целью постоянного проживания, новое место становится «ватану аслы», а прежнее место проживания меняет свой статус. Когда Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) приехал в Мекку, он сказал о себе: «Мы мусафиры!» (аш-Шавкани, 3/207).
«Ватану аслы» не меняется после прибытия в «ватану икамат». Если он направился с целью обучения, отбытия воинской повинности или для работы с места, где родился и вырос, или с места, где проживает его супруга, в другое место, его «ватану аслы» остается прежним. Когда он возвращается домой (даже если он приехал во временный отпуск), он уже не может считаться путником, так как пребывание в «ватану икамат» не меняет «ватану аслы».
Если кто-то, постоянно проживая со своей семьей в одном городе, обзавелся семьей и в другом городе, то оба города будут считаться для него «ватану аслы». Куда бы он ни направился, он будет считаться мукымом. Что касается «ватану икамат», то стоит ему поехать в другой «ватану икамат» или в другое место, или к себе на родину, и «ватану икамат» теряет свое положение. То есть, если человек, убывший из «ватану икамат», через некоторое время опять вернется туда с намерением остаться на срок меньше 15 дней, то он будет считаться мусафиром.
«Ватану сукна», где человек остается меньше 15 дней, особой роли не играет. Любой здесь считается путником. Один ватан не меняет статус другого. Стоит кому-нибудь выехать за пределы города и отправиться в путь сроком меньше 5 дней, но на расстояние около 90 километров, как он везде, куда бы ни заехал, будет считаться мусафиром. И этот статус будет сохраняться до тех пор, пока он не вернется к себе на родину.
Если во время коллективного намаза мукым встал за мусафиром, мусафир дает «салям» после 2-го ракаата, а мукым, не давая «салям», должен завершить намаз сам. Завершив намаз в 4 ракаата, мукым ничего не читает, так как первую часть намаза он совершил вместе с имамом, и тем самым выполнил обязательное предписание о кыраате.
Автор: Проф. Др. Хамди Дондурен аль-Ханафи, из книги: «Энциклопедия норм и правил Ислама», стр. 500-510