Как называется процесс создания мумии
Мумии Египта: зачем и как сохраняли тела усопших в древности
Что такое мумия
Древние египетские мумии хранят всебе множество тайн изагадок. Они демонстрируют бессмертие фараонов, знания иумения древних жрецов иврачевателей.
Все мызнаем опроклятии Тутанхамона или мумии Имхотепа (который был большим ученым, архитектором иврачом) благодаря культовым фильмам ипубликациям вСМИ. Ночто такое мумия? Чем отличается мумифицирование от бальзамирования? Что так пугает ивпечатляет исследователей древних захоронений? Зачем усопших в Египте подвергали этой процедуре? Навсе эти вопросы мыпопытаемся найти ответ.
Мумия— это труп человека, обработанный специальными средствами, составами имаслами сприменением древних техник иметодов для сохранения оптимальных условий, чтобы остановить разложениетрупа. Само слово «мумия», как утверждают ученые, обозначает специальную смолу, разновидность битума, которую, помнению большинства исследователей, использовали для обработки тела усопшего.
Мумификация имеет ряд отличий отбальзамирования. Если впервом случае тело умершего обрабатывали специальными снадобьями ивысушивали, тововтором варианте основной задачей было приостановить процессы разложения тканей иоставить тело вмаксимально приближенном виде ктому, которое имел человек при жизни.
Изучением подобного явления вмировой культуре занимаются многие специалисты изразных областей. Особенную ценность эти знания несут для:
Все они исследуют разные стороны одного иогоже явления (условия жизни, социальные иполитические процессы, химические составы веществ, анализ ДНК умерших, какие процессы лежат воснове кремирования трупа) пытаясь прояснить темные стороны изаполнить белые пятна ввопросе, как кремировали ипогребали втевремена усопших.
Как изачем это делали вДревнем Египте
Мумификация вДревнем Египте имеет религиозный аспект, который основывается навере вто, что фараон имеет божественное происхождение иего тело нужно сохранить, чтобы душа могла возродиться после смерти, найти свое тело иузнать его.
Аначалось все слегенды обогине Исиде иеевозлюбленном Осирисе, который был убит Сетом, ачасти его тела были разбросаны повсему миру. Нобог Анубис (полегенде) спомощью Исиды нашелих, сложил вместе, обработал маслами, обмотал длинной тканью ивдохнул вумершее тело жизнь.
Именно вера вбожественность, бессмертие, высокий социальный статус ибогатство давали возможность мумифицировать свои тела только богатым сословиям вЕгипте того времени. Кним принадлежали:
Что касается простых людей, тодолгое время существовало мнение, что уних впринципе нет души, поэтому эта процедура иминенужна вовсе. Однако современем простое население также могло мумифицировать своих усопших родных, если уних наэто было достаточно средств ивозможностей.
Кроме этого, взахоронениях также находят мумии животных. Особенно часто это кошки, которые особенно чтились втевремена, считались неприкосновенными ижили при храмах идворцах.
Мумификация: этапы ипроцессы
Мумификация как физическое явление— достаточно сложный идолгий процесс, тайны которого было известны только определенному количеству людей вДревнем Египте. Чтобы правильно мумифицировать умершего человека, нужны были знания строения человеческого тела, химии, физики иклиматических условий определенной территории, атакже условия, необходимые для приведения трупа внужное состояние.
Существует два вида мумификации:
Первый вариант имел место, когда после смерти труп человека погребали впеске. Именно песок впитывал всю влагу изтела человека иненадавал ему возможности разложиться. Апостоянные высокие температуры иветра высушивали останки естественным путем.
Что касается второго варианта, тоздесь нужно более основательно разобраться вовсех процессах инюансах, чтобы понять смысл того, как происходит весь процесс. После смерти тело усопшего забирали вспециальное помещение, где ипроисходил весь обряд, который длился 70дней. Эта цифра связана спереплетением религии иастрономии всознании того времени: именно такое количество дней звезда Осириса находится загоризонтом иееневидно нанебосводе.
Наиболее полное идостоверное описание процесса кремирования умершего можно найти втрудах Геродота. Онрассказывает обо всех этапах иметодах.
Первое, что делали стелом— специальным приспособлением (скорее всего это была эбонитовая палочка— прототип современно скальпеля) делали надрез впаховой зоне, чтобы вынуть внутренности. Изымали изчеловека все, кроме сердца, в котором, согласно верованиям египтян, жила душа. Вынутые части тела промывали водой испециальными составами, маслами иблаговониями (скорее всего это делали для того, чтобы убрать неприятный запах иуничтожить вредные организмы, которые могут начать процесс гниения).
Каждый орган (легкие, желудок, печень, кишечник) очищали, обрабатывали определенными маслами инастоями, апотом погружали всосуды— канопы, где эти части тела исодержались. Крышка каждого сосуда была выполнена вформе определенного божества, который иотвечал затуили иную внутренность.
Что касается мозга, тоондобывался особым методом. Спомощью длинного крючка через ноздри или специальное отверстие вносовой части, проникали вчерепную коробку ипочастям извлекали содержимое. Другой вариант— спомощью тогоже крючка разжижали (разбалтывали) мозг, апотом тело переворачивали ичерез ноздри выливали его.
Когда внутренние органы были извлечены, труп обмазывали солью, соединениями масел исоды иоставляли на40дней для высыхания. Сода исоль забирали влагу стела, масла имели бактерицидное действие, асоединения некоторых специй использовали для того, чтобы убрать неприятный запах.
После того, как миновал отведенный срок, стела удаляли остатки используемых средств, его обмазывали специальными соединениями наоснове масел ибитумной смолы. Чтобы придать высушенным останкам форму иобъем, вполость укладывали опилки, песок, соль изашивали отверстия. Чтобы придать мумии схожесть сумершим человеком, еймогли надевать подготовленную маску или гримировать, делать имитацию глазных яблок изубов.
Последним этапом было обматывание тела бинтами или длинными полосками ткани. Ихпропитывали всмоле, которая была вместо клея, благовониях имаслах. Чтобы дух человека смог успешно перевоплотиться, между слоями ткани укладывали золотые украшения, монеты, куски папируса смолитвой овоскрешении. После завершения всех этих этапов готовая мумия передавалась родственникам, которые укладывали еевсаркофаг (подобие современного гроба), выполненного ввиде человека. Саркофаг помещали вродовую усыпальницу.
Процесс мумификации вДревнем Египте был очень длинным исложным, занимал много времени иусилий, требовал определенных знаний иумений. Наиболее известными мумиями, которые дошли донаших дней, считаются останки жреца ПаДиИста, Тутанхамона, Рамзеса II, Сети I. Все они тщательно изучались, чтобы понять все нюансы жизни, социальный строй.
Сколькобы тайн иужасных историй ниокружало мумии Древнего Египта, они будут притягивать взоры ивнимание ученых, путешественников иохотников задобычей. Раскопки продолжаются и по сей день: в сентябре 2020 года была найдено целых 27 саркофагов, на некоторых из которых даже сохранились древние рисунки.
Главное фото: 1000sovetov.ru
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы ничего не пропустить!
Как египтяне мумифицировали мёртвых: детальное описание процесса и неизвестные подробности
Весь процесс занимал ровно 70 дней. Порядок действий в основном передавали из уст в уста, так что недавно найденный папирус с «памяткой» — настоящее сокровище для египтологов.
Фото © Getty Images / Shawn Baldwin / Discovery Channel
Это фрагмент папируса, которому три с половиной тысячи лет. До недавнего времени он хранился у частного коллекционера. Несколько лет назад его передали музею Копенгагена. Ещё один кусок того же самого документа (тоже из частной коллекции) теперь хранится в Лувре. Другие части утрачены или, по крайней мере, пока не найдены, но и того, что есть, хватило для докторской диссертации датского египтолога Софи Шедт.
Фрагмент древнеегипетского папируса, в котором описан процесс мумификации. Фото © University of Copenhagen
Она рассказала, что по своему содержанию это медицинский трактат. В основном посвящён кожным заболеваниям и лечению травами. Но есть в нём также весьма любопытные данные по мумификации. К примеру, описан процесс, о котором до сих пор ничего не знали: бальзамирование лица. Ранее египтологи уже находили мумий с лицами, покрытыми отдельной тканью и смолой, и вот теперь выяснилось: оказывается, лицо особо берегли от насекомых и бактерий. Для этого его накрывали куском льняного полотна красного цвета, пропитанного особым снадобьем.
Иллюстрация процесса бальзамирования лица будущей мумии. Фото © University of Copenhagen / Ida Christensen
— Мы получили список ингредиентов этого средства, состоящий в основном из ароматических веществ растительного происхождения и связующих веществ. Из них приготавливается жидкость, которой бальзамировщики обрабатывают кусок красного льняного полотна. Затем красное полотно прикладывают к лицу умершего, чтобы заключить его в защитный кокон из ароматных и антибактериальных веществ. Этот процесс повторялся с четырёхдневным интервалом, — рассказывает исследователь.
Папирус оказался на добрую тысячу лет старше всех известных до сих пор письменных свидетельств о мумификации в Древнем Египте. Софи Шедт сопоставила этот текст с другими историческими источниками и уточнила: процесс длился в общей сложности 70 дней (как и писал Геродот), из них первые 35 дней проходило высушивание останков, почти столько же уходило на обёртывание.
— Текст читается как памятка, он, должно быть, написан для специалистов, которым нужно было напоминание о деталях, например, указываются рецепты мазей или способы использования разных типов бинтов, — поясняет исследователь.
Настольная игра со смертью, 50 саркофагов и таинственная жена фараона. Что ещё раскопали в египетском некрополе — видео
Согласно Геродоту, у древних египтян было три способа мумификации, они отличались по уровню сложности, применяли их в зависимости от материального положения семьи усопшего.
Вот самый простой и недорогой способ: «В брюшную полость вливают сок редьки, потом кладут тело в натровый щёлок на 70 дней. После этого тело возвращают родным». Это древнегреческий историк описывает во второй части своей знаменитой «Истории» («Книга вторая. Эвтерпа», она посвящена Египту и Ливии). Там же рассказывается и о двух более сложных и дорогостоящих способах.
Мумия для среднего класса
Покойникам побогаче через трубку вливали в брюшную полость кедровое масло, и, опять же, помещали тело в натровый щёлок. Это раствор едкого натра. Зарубежные исследователи часто упоминают natron (смесь едкого натра, пищевой соды с небольшим добавлением обычной соли и сульфата натрия). Известно, что большие запасы этого минерала образовались в озёрах на севере Египта, возле дельты Нила, там находится впадина под названием Вади-эн-Натрун. С помощью этого вещества «высушивали» тело, чтобы предотвратить дальнейшее разложение, и лишь затем бальзамировали и заворачивали в ткань, пропитанную ароматическими и антибактериальными веществами.
Судя по описаниям Геродота, в обоих названных выше случаях внутренности не удаляли, а просто обрабатывали. Для высокопоставленных особ технология существенно отличалась.
Фото © Getty Images / Chesnot
Первым делом извлекали мозг. Через ноздри в голову вводили металлический крючок и вытягивали какую-то часть. Чтобы вышло остальное, впрыскивали растворяющие вещества, а затем переворачивали тело на живот. Кстати, очень интересно: древние египтяне не ставили мозг ни во что и считали совершенно ненужным для загробной жизни. Судя по всему, его просто выбрасывали.
Далее с помощью каменного ножа делали надрез внизу живота. Вынимали всё, кроме сердца. По древнеегипетским верованиям, именно оно поможет найти путь к новой жизни. Образовавшиеся пустоты в теле заполняли бинтами, опилками и другими материалами. Органы высушивали и помещали в специальные сосуды четырёх видов. Тот, что с крышкой в виде головы шакала, предназначался для желудка, с головой обезьяны — для лёгких, сокола — для кишечника, человека — для печени. Сосуды назывались канопами и символизировали богов, играющих важную роль в древнеегипетском потустороннем мире: Дуамутефа, Хапи, Кебехсенуфа и Амсета. Чаще всего эти ёмкости клали рядом с телом.
Интересно, что о натроне в древнейшем медицинском папирусе не говорится. А между тем, по другим данным, тело им начинали обрабатывать на четвёртый день после изъятия внутренностей, причём обрабатывали как снаружи, так и изнутри. Вообще, весь ритуал был разделён на 17 этапов, каждый из которых длился четыре дня. На 68-й день мумию помещали в саркофаг, а в оставшиеся два дня совершали молитвы. Египтяне верили, что душа после долгого путешествия вернётся к телу.
Во-первых, почему так лежат руки? Они должны лежать перекрещенными на груди, как и положено царской особе. Во-вторых, где сердце? Согласно ритуалу, его должны были оставить. В-третьих, разрез на животе для удаления внутренностей идёт наискосок от пупка, а не параллельно подвздошной кости, как нужно. Кроме того, смолу в череп заливали дважды, но ничего подобного в сохранившихся «рецептах» тоже не описано. Наконец, сам череп повреждён. В Скотленд-Ярде патологоанатомы заявили, что обычно в таком состоянии он бывает у убитых топором или чем-то подобным. Впрочем, знаменитый исследователь египетских гробниц Захи Хавасс полагает, что повреждение случилось во время мумификации. Так вот, именно знания о процессе бальзамирования порождают такое множество вопросов. Не могли Тутанхамона мумифицировать неумехи.
Как сделать мумию: технологии Древнего Египта и наших дней
Самый доступный способ долговременного хранения тела — морозильник. Древнейшие неразложившиеся останки, дошедшие до наших времен, сохранились именно в толще льда. Лед мгновенно замораживает тело и прекращает процессы разложения. Именно в районах Крайнего Севера, в зоне вечной мерзлоты, периодически находят останки мамонтов, порой довольно хорошо сохранившиеся. В Европе случайно удалось найти даже ледяную мумию человека. «Ледяной человек», или, как его еще называют, Отци, был обнаружен в итальянских Альпах в 1991 году. Судя по всему, Отци, внезапно застигнутый непогодой, остался на ночлег в горах. Выбрал небольшую пещерку, которая и стала его последним приютом: он замерз и умер во сне. После этого тело сохранялось в идеальном состоянии 5300 лет, до тех пор, пока на него случайно не наткнулись туристы. Прибывшие на место полицейские передали находку археологам. Отци был изучен вдоль и поперек: его рост составлял 158 см, вес — около 50 кг. Одежда состояла из широкой набедренной повязки и кожаной рубахи. На голове «Ледяного человека» красовалась сплетенная из травы шляпа, а на плечах — накидка из соломы. Кожаная обувь Отци для тепла была плотно набита соломой и мхом.
Другой хорошо известный способ — сублимация, то есть быстрое обезвоживание продукта. Лет 10 назад в магазинах продавали приготовленное таким образом мясо — оно не портится, почти ничего не весит и сохраняет питательные свойства практически неограниченное время. Правда, вкус этого продукта сильно подкачал, и поэтому сейчас такое мясо можно встретить разве что в наборах питания для экстремального туризма.
Прекрасными сублимирующими свойствами обладает сухой жаркий климат и раскаленный песок. Тело человека на 90% состоит из воды, и именно она является «виновницей» разложения. Лед связывает воду, горячий песок ее испаряет. Народы, жившие в жарком климате и хоронившие своих покойников в песке, обеспечивали их телам долгую загробную жизнь.
Об этих свойствах песка прекрасно знали древние египтяне. В неглубоких могилах додинастических обитателей долины Нила тело умершего хорошо сохранялось благодаря сухому, горячему песку пустыни, который быстро впитывал в себя влагу и буквально высушивал останки, терявшие более трех четвертей своего веса. Постепенно погребальный ритуал усложнялся, появились более богатые гробницы, разнообразный погребальный инвентарь, а само тело стали предохранять от разложения искусственно, обматывая его полотном, пропитанным камедью.
Мумификация по Геродоту
«Когда к ним [бальзамировщикам] приносят покойника, они показывают родственникам на выбор деревянные раскрашенные изображения покойников. При этом мастера называют самый лучший способ бальзамирования… Затем они предлагают второй способ, более простой и дешевый, и, наконец, третий — самый дешевый. Потом опрашивают [родственников], за какую цену те желают набальзамировать покойника. Если цена сходная, мастера принимаются за работу. Сначала они извлекают через ноздри железным крючком мозг. Этим способом удаляют только часть мозга, остальную же часть — путем впрыскивания снадобий. Затем делают острым эфиопским камнем разрез в паху и очищают всю брюшную полость от внутренностей. Промыв брюшную полость пальмовым вином, мастера вновь прочищают ее растертыми благовониями.
Наконец, наполняют чрево чистой растертой миррой, кассией и прочими благовониями (кроме ладана) и снова зашивают. После этого тело на 70 дней кладут в натровый щелок. Дольше оставлять тело в щелоке нельзя. По истечении же этого срока, обмыв тело, обвивают его повязкой из разрезанного на ленты виссонного полотна и намазывают камедью (ее употребляют вместо клея). После этого родственники берут тело назад, изготовляют деревянный саркофаг в виде человеческой фигуры и помещают туда покойника.
Гроб с телом хранят в семейной усыпальнице, где ставят его стоймя к стене. Таким способом богачи бальзамируют своих покойников. Если родственникам из-за дороговизны приходится выбирать второй способ бальзамирования, то поступают вот как. С помощью трубки для промывания впрыскивают в брюшную полость покойника кедровое масло, не разрезая, однако, паха и не извлекая внутренностей. Впрыскивают же масло через задний проход и затем, заткнув его, чтобы масло не вытекало, кладут тело в натровый щелок на определенное число дней. В последний день выпускают из кишечника влитое туда масло. Оно действует столь сильно, что разлагает желудок и внутренности, которые выходят вместе с маслом. Натровый щелок разлагает мясо, так что от покойника остаются лишь кожа да кости. Затем тело возвращают [родственникам], больше ничего с ним не делая. Третий способ, которым бальзамируют бедняков, вот какой. В брюшную полость вливают сок редьки и потом кладут тело в натровый щелок на 70 дней. После этого тело возвращают родным».
Тело мастера боится
В целом Геродот был довольно точен, однако некоторые сохранившиеся тексты и изображения позволяют предположить, что процесс бальзамирования был куда более сложным, чем египтяне позволили увидеть и описать «отцу истории». Позже изъятые при мумификации внутренности стали также пропитывать натроном (природной содой из озера Вади Натрун), маслами и смолами и класть в специальные сосуды — канопы. Сосуды эти имели крышки в форме головы человека, павиана, шакала и сокола и соответствовали определенным органам человеческого тела. Для того чтобы в будущем мумия не деформировалась, тело набивали тканью, пропитанной маслами и смолами, натроном, луком и перцем, илом и некоторыми другими материалами. Кожу умащали вином, молоком, маслом, воском, благовониями и опять же натроном, а разрез на брюшной полости «запечатывали» с помощью восковой или металлической пластины, украшенной магическими символами, защищающими умершего. С помощью трав и полотна телу и лицу придавался облик живого человека, для чего иногда в глазницы вставлялись искусственные глаза, выполненные из стекла и камня.
В завершение тело покрывалось тонким слоем горячей смолы, окрашивалось красной или желтой охрой, украшалось листочками тонкой золотой фольги. В течение последних 15 дней мумификации тело аккуратно заворачивалось в огромное количество льняного полотна. Иногда родственники приносили ткань из дома, что приводило к курьезным случаям: в 1985 году, при изучении мумии неизвестного мужчины, хранящейся в Музее естественной истории города Лиона, выяснилось, что пелены, в которые завернули тело при бальзамировании, на самом деле когда-то были парусом — на нем сохранились даже фрагменты деревянного такелажа.
С эпохи Среднего царства голову и грудь мумии стали закрывать погребальной маской. Маски обычно изготавливались из картонажа — склеенных в несколько слоев папируса и тканей, покрытых штуком (смесью извести с песком и известняком), — ярко расписанного и иногда позолоченного. Царская маска делалась из золота или серебра и была инкрустирована драгоценными и полудрагоценными камнями, стеклянной пастой. О том, какие ювелирные шедевры когда-то закрывали лица большинства царских мумий, свидетельствует знаменитая погребальная маска фараона Тутанхамона, по праву считающаяся одним из самых уникальных памятников древнеегипетской истории.
Не только египтяне сохраняли тела своих предков от тлена. Древняя цивилизация инков тоже владела искусством мумификации. На окраине Лимы археологи обнаружили один из самых массовых «складов» мумий. На сегодняшний день откопали уже более 2000, а всего, по оценкам археологов, в этом захоронении не меньше 10 000 мумий.
На Филиппинах использовали наиболее жестокий метод изготовления мумий. Вожди и знать готовились к мумификации еще при жизни. Как только шаманы приходили к выводу, что вождь скоро отойдет в мир иной, ему начинали ежедневно давать соленое питье. Оно выводило лишнюю влагу из внутренних органов, которые филиппинцы не удаляли при бальзамировании. Как только любимый вождь умирал, наследник вдувал ему в рот табачный дым для дезинфекции. После всех этих приготовлений умершего коптили на слабом огне, собирая капающую влагу — она считалась священной. А напоследок высушивали мумию на солнце в позе эмбриона. По окончании ритуальных священнодействий высокопоставленного покойника помещали в пещеру.
Находят мумии и в России. При раскопке курганов в урочище Пазырык были найдены сохранившиеся мумии вождей алтайских скифов. Возраст этих мумий примерно 2500 лет. Для их сохранности скифы помимо бальзамирования использовали холод — специально изготовленный сруб-могильник заполнялся льдом. Первую найденную мумию археологи назвали «Алтайская принцесса». Она была высокого роста, с европейскими чертами лица, одета в прекрасные одежды из тонкого шелка, украшена золотыми и бронзовыми ювелирными изделиями. В ее могильнике было все, что только могло понадобиться в загробной жизни — кухонная утварь, упряжки, запасы еды, даже кони.
Особняком стоят останки подвижников Киево-Печерской Лавры. Эти мощи нетленны, хотя они и не подвергались специальному бальзамированию. Предполагается, что своей сохранностью они обязаны особому сухому воздуху пещер.
В современной истории практиковалось бальзамирование умерших лидеров коммунистических государств. Первым опытом подобного рода стало бальзамирование тела Ленина. Перед учеными стояла задача не просто мумифицировать тело вождя, а сохранить облик покойного таким же, как и при жизни. Процесс бальзамирования занял 4 месяца, кроме того, еженедельно лицо и руки покойного обрабатывали специальным составом, а раз в год тело на месяц погружали в жидкость, препятствующую его высыханию и разложению. Впоследствии подобной обработке подвергались тела Георгия Димитрова, Клемента Готвальда, Хо Ши Мина, Агостиньо Нету и Чедди Джагана.
Самый совершенный на сегодняшний день способ мумификации изобрел в 1977 году уроженец ГДР, а ныне профессор Гейдельбергского университета Гюнтер фон Хагенс. Его метод состоит в пропитке тела биополимером (силиконом) при помощи вакуума. Сначала труп кладут в ледяной ацетон, и при диффузии вода в тканях заменяется ацетоном. Затем тело, пропитанное ацетоном, погружают в биополимер. Ацетон откачивается вакуумным способом, замещаясь в тканях силиконом. Готовая силиконовая мумия покрывается препаратом, позволяющим телу сохраняться почти вечно. Мумии Хагенса выглядят почти как произведения искусства и выставляются по всему миру на передвижных выставках «Мир тела», которые посетили более 12 млн. человек.
Автор Светлана Тортунова
Статья «Как сделать мумию» опубликована в журнале «Популярная механика» (№12, Декабрь 2004)