Как называется процесс формирования личности
Формирование личности в психологии: этапы и их особенности
В статье мы расскажем:
Формирование личности в психологии рассматривалось и изучалось долгие годы. Свои теории выдвигали как отечественные, так и зарубежные психологи. В целом, все они подразумевают прохождение человеком определенных этапов в процессе взросления и жизнедеятельности.
Чтобы добиться настоящего роста и стать зрелой личностью, необходимо знать об особенностях каждого этапа. Эти знания помогут подкорректировать те или иные способности, что немаловажно в современном мире.
Основные факторы формирования личности в психологии
Во время становления личности индивид приобретает качества, сформировавшиеся у людей в процессе исторического развития. Но нужно понимать, что вероятность появления у человека конкретного качества зависит от целого ряда факторов.
Факторы формирования личности:
Воспитание в детстве и самовоспитание в зрелости.
Ключевую роль в формировании личности в психологии принято отводить семье, поскольку именно на этот социальный институт возложена основная воспитательная функция.
Как правило, из полноценных и благополучных семей выходят гармонично развитые личности. Тогда как нерешенные в детском возрасте проблемы затрудняют дальнейший процесс развития индивида. Все мы изначально входим в общество и действуем в его рамках, придерживаясь принципов, которые были заимствованы нами от матери и отца.
Дети перенимают стили, модели поведения, роли, стратегии, тип мышления, выражение эмоций у тех взрослых, которые занимают важное место в их жизни. От родителей ребенок неосознанно наследует ценности и идеалы, положительные и отрицательные качества. Так, к последним могут относиться тревожность или мнительность.
Со временем услышанные когда-то от родителей наставления воспринимаются как внутренний голос. Постепенно формируются моральные качества: совесть, честь, нравственность, но нужно понимать, что это происходит не всегда. Каждый человек использует полученные в детстве знания и вырабатывает собственные представления о поведении, допустимом с социальной точки зрения.
На Земле не существует пары людей с абсолютно идентичным набором генов. Некоторая составляющая индивидуальности закладывается именно генетически, поэтому новорожденные способны выражать базовые эмоции, так как их темперамент уже определен.
Когда речь идет о генетике, роль семьи в формировании личности столь же важна, как и в процессе воспитания. Ведь некоторые психические заболевания передаются именно между родственниками. Тогда как референтные группы родных, друзей, коллег и других людей из близкого окружения оказывают социальное влияние на личность.
Любое событие отражается на внутреннем мире человека, наиболее серьезный след оставляют знаковые происшествия. Нередко индивидуальный опыт влияет на дальнейший ход жизни. Дело в том, что в процессе формирования и развития личности в психологии происходит воспитание силы воли, характера, способностей, поиск мотивации.
Менталитет и культура.
Менталитет или «характер народа» во многом зависит от окружающей среды, климата, в условиях которых обычно живет группа людей. Так, южане более активны, темпераментны, склонны к выражению эмоций, чем жители северных регионов.
Культура, нравственные ценности, принятые в обществе правила прививаются с рождения и ведут к формированию личности. Поведение представителей одних культур более развязно, такие люди не скрывают свои естественные чувства, в то время как другим приходится сдерживать себя, жестко следовать установленным правилам поведения.
Процесс становления личности: возрастные этапы и конфликты, факторы
Прежде чем говорить о становлении личности, нужно понять, что же такое «личность». Традиционно в психологии этим термином описывается модель ролевого поведения, которая формируется под влиянием социальных ожиданий. Так, человек приобретает социально одобряемые привычки и навыки: становится воспитанным, образованным, получает необходимую обществу профессию и реализует себя в ней.
Более поздний и, следовательно, более современный подход описывает личность как самостоятельную и уникальную целостность, развитие которой подчинено не социальным ожиданиям, а личностному росту и самосовершенствованию. Человек развивается как бы в противовес обществу, пытаясь выделиться из массы.
На первый взгляд, описанные точки зрения кажутся взаимоисключающими. Тем не менее постулируемые ими тезисы находят подтверждение в жизни каждого человека, что мы покажем ниже.
Что понимается под становлением личности в психологии
В самом общем смысле под становлением личности в психологии понимается непрерывный процесс прогрессивных, то есть ведущих к усложнению, изменений. Этот процесс состоит из последовательных этапов, осуществляется с помощью определённых механизмов и под воздействием внутренних и внешних факторов.
Процесс становления личности
Человек становится личностью в процессе эволюционного, то есть постепенного, развития. Это многофакторный процесс, включающий в себя не только воспитание и получение образования, но и в целом складывание индивидуальной системы взаимодействия с миром во всех его аспектах – межличностном, интимном, профессиональном.
Процесс становления личности включает в себя следующие механизмы, или фазы:
В ходе фазы адаптации человек усваивает правила и нормы поведения, диктуемые внешним миром. Этот механизм также называют социализацией. Он является базовым для становления личности и ведущим до подросткового возраста.
В ходе фазы индивидуализации мотивация изменяется. К этому времени человек уже стал «как все» и теперь для него становится актуальным развитие качеств, которые отличали бы его от других людей. Механизм индивидуализации приобретает большое значение в подростковом и юношеском возрасте.
В ходе фазы интеграции личность находит компромиссную форму существования, при которой её индивидуальные особенности находят поддержку в обществе или у отдельной группы, позволяя человеку интегрироваться в систему.
Как происходит становление личности
Человек становится личностью в результате преодоления внутриличностных возрастных конфликтов. Под внутриличностным конфликтом понимается противоречие, возникающее между «Я» и внешним миром. В психологии считается, что каждому возрастному периоду свойственен один ведущий конфликт. То, каким образом индивид выходит из него, влияет на то, как он будет развиваться в дальнейшем:
Несмотря на то, что становление личности происходит последовательно, человек может – сознательно, под влиянием обстоятельств или с помощью психолога – вернуться к неразрешённым в прошлом конфликтам для того, чтобы скорректировать своё развитие.
Этапы и конфликты
Американский психолог Эрик Эриксон (1902-1994) сформулировал наиболее полную концепцию психосоциального развития индивида. Он выделил восемь этапов, из которых для темы становления личности важны первые шесть. На каждом из них человек разрешает встающие перед ним противоречия, которые могут быть сформулированы в виде простых вопросов.
Вызывает ли окружающий мир доверие?
Две потребности – в безопасности и в заботе – являются важнейшими для становления личности. Именно они лежат в основе пирамиды американского психолога Абрахама Маслоу (1908-1970). Их же постулирует и Э. Эриксон как основные потребности младенческого этапа развития:
В первом случае становление личности будет происходить под флагом оптимизма и радости. При втором варианте постоянный стресс, испытываемый младенцем, приводит к тому, что во взрослом возрасте такой человек, скорее всего, будет не доверять окружающему миру и опасаться его.
Могу ли я?
На втором году жизни ребёнок переходит к активному взаимодействию с миром. Появившаяся возможность самостоятельного передвижения открывает потрясающие перспективы: теперь можно действовать самому или самой. «Могу ли я забраться на этот стул?», «могу ли я дотронуться до кошки?», «могу ли я побежать?» и ещё тысячи подобных вопросов решает личность в процессе своего становления на этом этапе.
При негативном разрешении конфликта этого возраста личности становится присуще чувство стыда, сомнение в себе и в своих возможностях.
Буду ли я что-то делать?
Если на предыдущем этапе становления личность поняла, что она может самостоятельно действовать, то в период дошкольного возраста (с 3 до 6 лет) ей потребуется ответить на вопрос: будет ли она что-то делать. Деятельность ребёнка усложняется, это «возраст игры», когда он пробует различные формы сложной активности. Характер и исходы возрастного конфликта похожи на предыдущий:
Способен ли я?
Чем дальше – тем сложнее. В школьном возрасте потребуется осваивать сложные знания и умения. Для успешности этого процесса жизненно важно быть независимым, инициативным и целеустремлённым – то есть обладать качествами, которые образовались в результате положительного разрешения двух предыдущих возрастных конфликтов. И наоборот, пассивные дети с низкой самооценкой испытывают сложности в дальнейшем становлении личности, в том числе в осваивании новых знаний.
Плохая успеваемость, безволие, низкий социальный статус в группе – всё это приводит к тому, что ребёнок не чувствует себя способным в той же степени, в которой способны сверстники. Существует вероятность формирования комплекса неполноценности. На горизонте – гормональный «взрыв» и высокая турбулентность.
Кто я и кем я буду?
Человек, становление которого происходило в позитивном ключе, скорее всего, продолжит своё развитие в подростковом возрасте таким же образом. Все сложности будут преодолены, а результатом локального возрастного кризиса будет нахождение себя целостной и непротиворечивой личностью. В юношеском возрасте человек самоопределяется со своим дальнейшим путём, формируя основу своей будущей взрослой жизни.
Если у подростка не получается ответить на вопросы «кто он» и «кем он будет» или ответы на них его не устраивают (то есть его образ идеального не соответствует реальным возможностям и обстоятельствам), то у такой личности формируется чувство бессмысленности и бесцельности жизни. Это приводит к появлению различных форм девиантного поведения: хулиганство, употребление спиртного и наркотиков, вступление в беспорядочные связи, попытки суицида и прочее.
Будет ли кто-то рядом со мной?
К 20 годам человек определяется с основными экзистенциальными вопросами, и у него появляется время и потребность реализовать себя в менее жизненно важной, но тем не менее необходимой сфере – в интимных отношениях с другой личностью. Молодой человек практикуется в их построении – и это нормально: поиск своей «половинки».
Противоречие ситуации заключается в том, что близкие отношения предполагают ограничение собственной независимости и воли – свойств, которые являются доминирующими со времени положительного разрешения конфликта раннего детства, то есть почти всю жизнь.
Как и на других этапах, которые проходит личность в процессе становления, результат этого периода может выражаться в двух полярных вариантах:
В каком возрасте человек становится личностью
То, когда именно человек становится личностью, зависит от подхода и критериев оценки. Рассмотренные выше 6 этапов развития по Эриксону заканчиваются в возрасте 25 лет. Формально можно исходить из того, что именно к этому возрасту человек становится личностью.
Факторы становления личности
К факторам, помогающим становлению личности, относятся:
Традиционно семью ставят на первое место. Однако даже самая благополучная семья, давшая ребёнку прекрасное воспитание, никак не сможет помочь в дальнейшем его становлении, если в обществе не уважается Личность, а его ценности сведены исключительно к архаичному религиозному мировоззрению и к фактору воспроизводства населения.
Заключение
Становление личности связано с положительным разрешением внутриличностных конфликтов и с приобретением в результате этого тех или иных качеств, которые необходимы для дальнейшего благоприятного развития.
Это не значит, что, если возрастные противоречия были разрешены в негативном ключе, к ним нельзя повторно вернуться в дальнейшем. Так, например, у человека может не сложиться интимная жизнь в молодости, но он всё равно имеет шанс найти себе пару в зрелом возрасте или даже в старости. То же касается и конфликтов на других этапах становления личности.
Факторы, методы и условия формирования личности
Формирование личности является длительным и трудоемким процессом. Он занимает много лет и зависит от множества факторов.
Самым главным двигателем в развитии является мотивация. Она нужна, чтобы сформировалась здоровая и успешная личность. Чтобы найти в себе силы развиваться, нужно понять, что формирует личность человека.
Важнейшие факторы, влияющие на формирование успешной личности
Личность человека развивается в течение длительного времени. Во время этого процесса у индивида меняется мировоззрение, моральные устои, приоритеты. Именно от этих условий зависит формирование личности и то, насколько успешным становится человек в жизни.
Факторы формирования успешной личности следующие:
При наличии этих факторов человек сможет прийти к поставленной цели в кратчайшие сроки.
Кто и что влияет на процесс формирования индивида
Процесс формирования личности происходит под воздействием ряда факторов. Выделяют 4 основных источника, из которых индивид черпает знания и опыт. Рассмотрим, какие именно факторы оказывают влияние на формирование личности:
Выделяют и пятый критерий, без которого формирование человека как личности невозможно. Он называется привязанностью. Это чувство может возникать по отношению к людям или вещам, идеям.
Внутренние установки, под воздействием которых формируется человек
Внутренние установки представляют собой часть мировоззрения индивида. Они являются своеобразным фундаментом и влияют на механизмы формирования личности.
Первые внутренние установки прививают человеку родители. Со временем они меняются под воздействием общества и ближайшего окружения индивида.
Гармония внешних условий и личностных характеристик как решающий фактор
Гармония между характеристиками личности и окружающими ее условиям – крайне важный критерий дальнейшего развития.
Например, талантливые от рождения люди нередко перестают работать над собой и совершенствоваться, из-за чего упускают шанс добиться успеха в конкретной сфере. Здесь происходит конфликт внутреннего характера (индивид слишком самоуверен) и внешнего (врожденного таланта не хватает, чтобы продвигаться по карьерной лестнице или развиваться в творческой сфере).
Также нельзя забывать про факторы, влияющие на формирование личности, и условия, в которых рос и воспитывался ребенок. Если они изначально были плохими, но человеку хватило мотивации, чтобы расти, – он победил внешние факторы. Бывает и обратная ситуация: избалованный в детстве ребенок не хочет развиваться и принимать самостоятельные решения, из-за чего стагнирует или даже деградирует. stakhanovets.ru/dlp
До скольких лет формируется индивидуальность
Окончательное становление индивидуальности происходит примерно к 25 годам. Тем не менее этот возрастной порог может варьироваться в зависимости от многих факторов, поэтому однозначно сказать, до скольких лет формируется личность, нельзя.
Этапы формирования личности условно разделяют по возрасту человека и навыкам, которые он приобретает:
Описанные этапы формирования индивида могут смещаться и происходить на пару лет раньше или позже. Это относится к особенностям формирования личности. Все зависит от того, какой опыт был получен и какие выводы из него были сделаны человеком.
Как происходит личностное формирование в психологии
Формирование личности в психологии обусловлено не только возрастом, но и уровнем индивидуальной осознанности человека. То, как люди переживают опыт, который они получили, способствует их развитию и определяют его степень.
Личность формируется под воздействием ряда факторов:
Все указанные причины стимулируют желание человека двигаться вперед. В зависимости от характера и типа личности люди проходят путь становления с разной скоростью.
Этапы становления личности
Психологи считают, что процесс формирования личности происходит в несколько этапов:
В первые три периода происходит формирование личности, которое направлено на его совершенствование в социальном плане; три последних – на духовное развитие.
Человек может остановиться в развитии на одном из указанных уровней, если по какой-то причине он не хочет или не может развиваться и прогрессировать.
Механизмы и методы развития сознания
Развитие и формирование сознания – интересный процесс с точки зрения психологии. Оно развивается с детского возраста, его темп зависит от личных качеств и характеристик человека.
Сознание многие специалисты рассматривают как мысли и чувства, которые находят интерпретацию в словах, действиях, творчестве. Вторая распространенная точка зрения заключается в том, что это понятие объясняет то, насколько быстро мозг реагирует на какой-либо раздражитель.
В детстве сознание развивают при помощи обучающих игр и регулярных занятий. В подростковом и взрослом возрасте, чтобы научиться мыслить и правильно оценивать вещи, нужно использовать другие методы формирования сознания личности. Рекомендуется читать книги, смотреть фильмы, взаимодействовать с обществом. Узнавая о разных точках зрения об одном предмете, развивается способность к критическому мышлению. Таким образом у личности формируется понимание «правильного» и «неправильного», моральные принципы, устои.
Заключение
Независимо от того, как на ребенка влияет окружение и родители, генетическая предрасположенность и другие факторы, он может изменить в себе практически всё, что угодно, если захочет.
Чтобы добиться чего-то в своей жизни, стать личностью, индивиду в первую очередь нужна мотивация и понимание того, зачем ему это. Исходя из цели, создается план действий. Следовать ему получается, если внутри индивида есть крепкий стержень и желание становиться лучше.
Формирование человеческой личности: как происходит и чем обуславливается
На сегодняшний день в психологии существует около пятидесяти теорий личности. Каждая из них рассматривает и по-своему трактует то, как происходит формирование личности. Но все они сходятся во мнении, что человек проживает этапы становления личности так, как не проживал никто до него, и не будет проживать ни один человек после.
Почему один человек любим, уважаем, успешен во всех сферах жизнедеятельности, а другой деградирует и становится несчастным? Чтобы ответить на этот вопрос нужно знать факторы формирования личности, оказавшие влияние на жизнь конкретного человека. Важно как проходили этапы формирования личности, какие новые черты, качества, свойства и способности появлялись в течение жизни, учитывать роль семьи в формировании личности.
В психологии есть несколько определений этого понятия. Определение в философском смысле – это ценность, ради и благодаря которой развивается общество.
Самые общие из них: личность – это человек, рассматриваемый как система социально обусловленных психологических характеристик; совокупность качеств человека, которые он приобретает, общаясь и действуя в социокультурной среде.
Принято считать, что слово «личность» от латинского persona (или английского personality), но точнее переводить его как английское self – самость, Я сам.
Персона – маска, которую надевал актер древнегреческого театра, играя роль. Но личность – это не просто лицо, личина, которую «надевает» человек в обществе.
Человек проявляется в общественных связях и отношениях. Индивидуальные характеристики устойчивы и определяют значимые для индивида и его окружения поступки. Формирование личности – это длительный процесс, ее не «надевают» на себя, ею становятся.
Формирование человеческой личности
Процесс становления личности – это появление у индивида исторически сформировавшихся человеческих качеств. Какое качество в человеке проявится, зависит от нескольких факторов.
Факторы формирования личности:
Роль семьи в формировании личности трудно переоценить. Воспитательная функция – основная функция социального института семьи.
В полноценных и благополучных семьях вырастают гармонично развитые личности. Нерешенные детские проблемы становятся факторами, мешающими человеку развиваться. Ребенок учится быть членом общества, слушая и копируя родителей.
Дети копируют стили и модели поведения, роли, стратегии, привычный тип мышления и выражения чувств значимых взрослых. Ценности и идеалы, позитивные и негативные (например, тревожность и мнительность) качества бессознательно перенимаются от родителей.
Позже родительские наставления превращаются во «внутренний голос», формируются (или не формируются) такие моральные качества, как совесть, честь, нравственность и другие. Становясь взрослым, человек использует данные родителями знания о социально-одобряемом и приемлемом поведении и вырабатывает новые.
Люди разные, потому что нет ни одного человека с одинаковым набором генов. Часть особенностей и компонентов индивидуальности человек получает при рождении с набором генов.
Основные эмоции ребенок испытывает и умеет выражать уже с первых дней жизни, темперамент определен с рождения. Относительно фактора генетики роль семьи в формировании личности не менее важна, чем в воспитании. Генетически передаются некоторые психические заболевания.
Социальное влияние референтных (значимых) групп, близких, друзей, коллег и других людей из близкого окружения.
Каждое событие, происходящее с человеком, затрагивает его внутренний мир, особенно если это знаковое происшествие. Индивидуальный опыт может изменить ход и направление развития жизни. Человек воспитывает силу воли, характер, развивает способности, находит или теряет мотивацию под влиянием произошедших в его жизни событий.
На менталитет влияет окружающая среда и климат, в котором проживают представители той или иной народности. Менталитет можно обозначить как «характер» народа. Например, в южных странах люди, как правило, активные, эмоциональные, темпераментные.
Культура, нравственные ценности и мораль, распространенные в обществе, прививаются людям с рождения и направляют процесс формирования личности. В одних культурах люди более свободно, естественно и развязно ведут себя, в других культивируется сдержанность, необходимость строго придерживаться правил поведения.
Факторы формирования личности влияют на нее всякий раз, когда человек оказывается в новой социокультурной среде. Формирование личности, по сути, и есть череда вхождений человека в новую для него социальную общность и результат пребывания в ней. То, как формируется и проявляет себя индивидуальность в конкретной среде, зависит от успешности прохождения трех фаз развития.
Фазы становления личности:
Становление личности происходит за счет принятия ею норм и форм деятельности в социальной общности. Индивид стремится и в некоторой степени становится таким же, как и все остальные люди.
На втором этапе человек, осознавая, что он «как все», ищет, находит и проявляет свои индивидуальные особенности, активно стремится к персонализации.
Эта фаза определяет не только становление личности, но и развитие того общества, в котором человек действует. Индивид должен успешно согласовать свою индивидуальность с обществом, проявлять те свои уникальные отличительные качества, которые полезны для людей. Принося пользу обществу, человек развивается.
Если эти этапы становления личности не пройдены, наступает дезинтеграция, человек не принимается обществом. Его либо вытесняют, либо он сам изолируется от людей. Формирование личности при дезинтеграции останавливается и может повернуться вспять. Если человек возвращается на более ранние стадии своего развития, происходит его деградация.
Этапы развития
Способен к развитию активный и деятельный человек. Для каждого возрастного периода один из видов деятельности является ведущим.
Концепцию ведущей деятельности разработал советский психолог А.Н. Леонтьев, он же выделил основные этапы формирования личности. Позже его идеи развил Д.Б. Эльконин и другие ученые.
Ведущий вид деятельности – фактор развития и деятельность, которая определяет формирование основных психологических новообразований индивида на очередной ступени его развития.
«По Д. Б. Эльконину»
Этапы формирования личности по Д. Б. Эльконину и ведущий вид деятельности в каждой из них:
«По Э. Эриксону»
Психологические периодизации развития индивидуальности разрабатывали и зарубежные психологи. Наиболее известной является периодизация, предложенная Э.Эриксоном. По Эриксону формирование личности происходит не только в юности, но и в глубокой старости.
Психосоциальные стадии развития – кризисные этапы становления личности индивида. Становление личности – это прохождение одного за другим психологических этапов развития. На каждом этапе происходит качественное преобразование внутреннего мира индивида. Новообразования каждого из этапов – следствие развития индивида на предыдущем этапе.
Новообразования могут быть как положительными, так и отрицательными качествами. Их сочетание определяет индивидуальность каждого человека. Эриксон описал две линии развития: нормальную и аномальную, в каждой из которой выделил и противопоставил психологические новообразования.
Кризисные этапы формирования личности по Э. Эриксону:
В этот период особо важна роль семьи в формировании личности. Через мать и отца ребенок узнает, добр к нему мир или нет. В лучшем случае появляется базовое доверие к миру, если формирование личности аномальное, образуется недоверие.
Самостоятельность и уверенность в себе, если процесс становления личности происходит нормально или неуверенность в себе и гипертрофированный стыд, если он аномальный.
Активность или пассивность, инициатива или чувство вины, любопытство или безразличие к миру и людям.
Ребенок учится ставить и достигать цели, самостоятельно решать жизненные задачи, стремится к успеху, развивает познавательные и коммуникативные навыки, а также трудолюбие. Если формирование личности в этот период отклоняется от нормальной линии, новообразованиями станут комплекс неполноценности, конформность, ощущение бессмысленности, тщетности усилий при решении задач.
Подростки переживают этап жизненного самоопределения. Молодые люди строят планы, выбирают профессию, определяются с мировоззрением. Если процесс формирования личности нарушается, подросток погружается в свой внутренний мир в ущерб внешнему, но у него не получается разобраться в себе. Путаница в мыслях и чувствах приводит к снижению активности, неспособности планировать будущее, трудности с самоопределением. Подросток выбирает путь «как все», становится конформистом, не имеет своих личных мировоззренческих установок.
Это ранняя взрослость. У человека появляется желание быть полезным членом общества. Он работает, создает семью, заводит детей и при этом чувствует удовлетворенность от жизни. Ранняя зрелость – период, когда роль семьи в формировании личности снова выходит на первый план, только семья эта уже не родительская, а созданная самостоятельно.
Положительные новообразования периода: интимность и общительность. Отрицательные новообразования: изоляция, избегание близких отношений и неразборчивые связи. Трудности характера в это время могут перерасти в расстройства психики.
Прекрасный этап, когда процесс становления личности продолжается в условиях полноценной, творческой, разнообразной жизни. Человек воспитывает и обучает детей, достигает определенных высот в профессии, уважаем и любим семьей, коллегами, друзьями.
Если формирование личности благополучное, человек активно и продуктивно работает над собой, если нет – происходит «погружение в себя» с целью уйти от реальности. Такой «застой» грозит потерей трудоспособности, ранней инвалидностью, эгоизмом и озлобленностью.
Время, когда человек подводит итоги жизни. Крайние линии развития в старости:
Когда этапы формирования личности переживаются благополучно, человек научается принимать себя и жизнь во всем ее многообразии, живет в гармонии с собой и окружающим миром.
Теории формирования
О том, как формируется личность, каждое направление в психологии отвечает по-своему. Есть психодинамические, гуманистические теории, теория черт, теория социального научения и другие.
Некоторые теории появились в результате многочисленных экспериментов, другие неэкспериментальные. Не все теории охватывают возрастной диапазон от рождения до смерти, некоторые «отводят» на формирование личности только первые годы жизни (обычно до совершеннолетия).
В психоанализе процесс формирования личности – адаптация природной, биологической сущности человека к социальной среде.
Становление личности – это постепенное нахождение своего «Я», раскрытие внутреннего потенциала. Самоактуализирующийся человек активный, творческий, непосредственный, честный, ответственный, свободный от шаблонов мышления, мудрый, способный принять себя и других такими, какие они есть.
В качестве компонентов личности выступают следующие свойства: