Как называется пробка на дороге
Что такое пробка автомобильная?
Здравствуйте, уважаемые читатели! Эта статья напрямую не касается темы блога, но затрагивает каждого из нас в определённой степени! То, о чём пойдёт речь, является самой настоящей проблемой, которая с каждым годом становится всё серьёзнее и серьёзнее.
Расскажу вам немного о себе. Я являюсь заядлым автолюбителем и накатываю каждый день по несколько десятков километров по городу. Живу я, если вы не знаете, в городе Пензе с населением чуть более полумиллиона человек.
Город у нас небольшой: протяжённость с одного конца до другого составляет 15-17 км. Как вы думаете, за какое время можно проехать это расстояние? Ночью – минут за двадцать. А вот днём на это уйдёт час-полтора… Во всём виноваты пробки на дорогах. О них и поговорим.
Если вы живёте в одном из крупных городов, то наверняка понимаете, о чём я говорю.
Количество автомобилей растёт ужасающими темпами. В этом нет ничего удивительного — вы только посмотрите на обилие предложений от автосалонов. Новые бюджетные автомобили, различные кредитные программы, скидки, агрессивная – всё это побуждает среднестатистического человека купить себе авто.
Это хорошо, что автомобиль перестал быть роскошью, а стал средством передвижения. Если у вас есть свой «железный конь», то вы понимаете, что такое удобство и комфорт собственного автомобиля. Вот только передвижение на нём по городу в час пик превращается в нелёгкое испытание нервов, трату драгоценного времени и бензина.
Откуда берутся пробки на дорогах? Только ли из-за обилия машин? Тогда почему в некоторые дни пробок больше, а в некоторые меньше? Ведь количество машин должно быть одинаковым…
Эти вопросы не давали мне покоя…
Моя попытка проанализировать причины городских пробок привела к появлению этой самой статьи. Я выделил 4 основные причины и представляю их на ваш суд.
Определение в российском праве
Действующие в РФ Правила дорожного движения не содержат прямого определения понятий «затор» и «пробка». Косвенно п. 13.2 указывает на один из признаков затора при проезде перекрёстка, — ситуацию, когда водитель вынужден остановиться на перекрёстке, «создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении». Во избежание создания пробки-«ёлочки» для всех направлений движения выезд на перекрёсток в такой обстановке запрещён, независимо от сигналов светофора.
С 1 января 2006 в РФ введён предупреждающий дорожный знак «Затор», предназначенный для временного размещения перед развилками, на которых водители могут выбирать направление объезда.
Причины пробок на улицах российских городов
Сразу скажу, что моё мнение чисто субъективное. Поэтому, если у вас есть какие-то свои идеи, то призываю вас высказывать их в комментариях к статье.
Причины заторов
Причиной пробок на дорогах является повышение плотности потока автомобилей в результате поступления потока машин, превышающего их пропускную способность из-за увеличения потока или снижения пропускной способности дороги. Увеличение притока машин может быть вызвано:
Все эти факторы имеют случайный характер по времени появления и интенсивности.
Причины сокращения пропускной способности делятся на постоянные и случайные.
Постоянные причины снижения пропускной способности:
Постоянные причины могут быть устранены реконструкцией дороги и изменением организации движения на дороге.
Случайные факторы, вызывающие снижение пропускной способности:
Следует также отметить факторы, усугубляющие уже образовавшийся затор и препятствующие его разрешению:
Влияние случайных факторов при определенных профилактических мерах может быть существенно снижено.
Случайный фактор, вызвавший затор, обычно быстро исчезает, а сам затор быстро не рассосётся. И тогда по потоку автомобилей движется в обратную сторону «волна уплотнения», которую иногда называют джемитон (англ. jam — затор).
Автомобили, припаркованные на обочине дороги
Считаю, что пробки на дорогах в большинстве случаев образуются именно из-за таких машин. Они занимают половину полосы, а порой и целую полосу! Соответственно, снижается пропускная способность дороги.
Зачем водители паркуются на обочинах? Тут есть несколько вариантов ответа:
То есть причина того, что водители паркуются на обочинах дорог, сводится к отсутствию нормальных стоянок в центре города!
Уважаемые власти! Прежде чем штрафовать водителей за неправильную парковку, подумайте о строительстве многоуровневых паркингов в городе, которые значительно уменьшат число машин, мешающих нормальному движению! Это не затратнее, чем расширять уже существующие дороги. Сделайте парковки – потом штрафуйте сколько угодно.
В Пензе работа над этим уже ведётся. В центре города построили и открыли многоэтажный паркинг с достаточно приемлемыми ценами.
Семантические свойства
Значение
Синонимы
Антонимы
Гиперонимы
Гипонимы
Некорректно настроенный режим работы светофоров на перекрёстках
Светофоры абсолютно не учитывают дорожную ситуацию в разное время суток. Утром основной поток машин идёт в одном направлении, а вечером – в другом. Элементарный анализ дорожной ситуации на каждом перекрёстке позволил бы отрегулировать работу светофоров таким образом, чтобы создавать наименьшее скопление машин.
Не спорю, на некоторых участках так и происходит. Но, к сожалению, не везде.
Перестроения автомобилей из полосы в полосу
Представьте ситуацию: имеется две полосы в одном направлении. По одной поток движется быстрее, чем по другой. Естественно, что водители, в надежде побыстрее проехать неблагополучный участок, хотят двигаться по более «быстрой» полосе. В итоге получается, что «быстрая» полоса становится «медленной». Это приводит к постоянным перестроениям машин из полосы в полосу, что приводит к общему торможению всего потока.
Другими словами, попытки водителей проехать быстрее путём подрезаний и перестроений приводят к увеличению пробки на дорогах.
Как решить эту проблему? Тут всё зависит от самих водителей…
ДТП на дорогах
Аварии случаются, как это ни печально… И они являются причинами серьёзных пробок. Учитывая невысокую скорость движения по центру города в час пик, эти аварии в основном мелкие. Но вы знаете, что при любом происшествии (даже небольшом) участники, если не договорятся между собой, вправе вызвать сотрудников ДПС для оформления ДТП. Сотрудники приезжают через час (в лучшем случае). Всё это время пострадавшие автомобили занимают проезжую часть и создают серьёзное препятствие для других транспортных средств.
Решение этой проблемы кроется в упрощении способа оформления мелких ДТП. Такой вариант возможен. Но мало кто из водителей его использует. Сказываются:
Я рассказал об основных причинах, которые, по моему мнению, приводят к появлению пробок на городских улицах. И любая из этих причин, в принципе, решаемая. Вот только решать её нужно не только властям — многое зависит от культуры самих водителей.
Небольшое послесловие. В Казани решили бороться с пробками интересным методом — просто взяли и запретили большинство левых поворотов в городе. И знаете — это в какой-то степени подействовало. Пробки хоть и остались, но всё же не в таких масштабах, как в других городах-миллионниках.
А что вы думаете по данной теме, уважаемые читатели? Как вы считаете, что именно приводит к увеличению числа пробок?
С удовольствием послушаю мнение каждого. Самые интересные к статье не останутся без внимания!)
Удачи на дорогах! С уважением, Сергей Чесноков
Библиография
Это незаконченная статья. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.
В частности, следует уточнить сведения о:
Поиск ответа
Вопрос № 307946 |
Помогите, пожалуйста, расставить знаки препинания в следующих предложениях. При отсутствии давления в газопроводе, или если оно недостаточно для срабатывания блока управления, перекрытие крана производится насосом. Ручной насос предназначен для ручной перестановки пробк и крана в случае отсутствия давления газа в газопроводе или если оно мало. Нужны ли запятые перед если.
Ответ справочной службы русского языка
В первом предложении не требуется запятая перед словами или если оно недостаточно. В остальном знаки препинания расставлены верно.
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, является ли пример «водители стоят в пробк е» метонимией? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
12 сентября на телефон «приемной» позвонил мужчина, представившийся жителем деревни Житницы Андреем, и сообщил, что его знакомая Ерофеева Алина рожает в автомобильной пробк е. В данном предложении нужна запятая перед И?
Ответ справочной службы русского языка
Добрый день! Скажите, пожалуйста, допустимо ли склонять «Яндекс. Пробк и» в случаях, если перед словом нет определителя (По данным портала/сервиса «Яндекс. пробк и»)? То есть можно ли говорить «По данным Яндекс.Пробок»?
Ответ справочной службы русского языка
В строгой литературной речи предпочтительнее использовать первый вариант: по данным портала (сервиса) «Яндекс. Пробк и». Второй вариант является новым, поэтому его употребление еще не устоялось. В разговорной речи допустимо сочетание по данным «Яндекс.Пробок».
Ответ справочной службы русского языка
Верны оба варианта. В случае пробк и от бутылок предлог от употребляется в значении, указанном в толковом словаре под номером девять. В случае пробк и из бутылок имеется в виду значение предлога из, указанное под номером один.
Скажите, пожалуйста, нужны ли запятые на месте звездочек в предложении «В Москве* с ее многокилометровыми пробк ами* доехать до работы без опоздания очень сложно»?
Ответ справочной службы русского языка
Постановка запятых не требуется.
Добрый день. Скажите, можно ли сказать «толчея машин» (о пробк е)?
Ответ справочной службы русского языка
Можно, но вряд ли это сочетание всегда будет уместным синонимом » пробк е».
Мой вопрос: действительно ли ЖЕНСКОГО рода? А почему тогда в разговорной речи склоняется по 2 скл? И при согласовании требует м.р.? Или надо не «МКАД загружен», а «МКАД загружена»?
Ответ справочной службы русского языка
Аббревиатура МКАД употребляется как существительное мужского рода и склоняется, как Вы верно отметили, в разговорной речи (МКАД загружен, на МКАДе пробк и). В стилистически нейтральных контекстах и тем более в образцовой литературной речи (в т. ч. в эфире) аббревиатуру МКАД следует употреблять как существительное женского рода и не склонять: МКАД загружена, на МКАД пробк и.
Нужно ли запятые ставить перед «в» и после » пробк ами» в этом предложении: «понадобится в загруженных автомобильными пробк ами современных мегаполисах»?
Ответ справочной службы русского языка
если в толстостенный стеклянный закрытый пробк ой сосуд накачать с помощью насоса воздух, то пробк а вылетит. При этом в сосуде оброзуется туман. Почему?
Ответ справочной службы русского языка
Этот вопрос связан с русским языком?
правильно ли говорят ведущие «Авторадио»:
— » пробк а на территории Строгина или в Строгине»
можно ли таким образом изменять название района Строгино?
Ответ справочной службы русского языка
Ведущие говорят правильно. О склонении географических названий см. в «Письмовнике».
Ответ справочной службы русского языка
Допустимо: Пробк и все равно случаются: когда машины не поделят дорогу да встанут в ожидании ГИБДД или когда произойдет первый гололед и авто смешно. Последнее слово в предложении подобрано неудачно.
Добрый день! Как правильно писать » пробк а на центральном мосту» или » пробк а на центральном мосте»?
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: _на центральном мосту_.
Ответ справочной службы русского языка
Скажите пожалуйста, как правильно говорить: » пробк и на Огородном проезде или пробк и в огородном проезде»? Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Предпочтительно: _в Огородном проезде_.
Пробки на дорогах – как с ними бороться
За последнее десятилетие импорт подержанных автомобилей привел к быстрому увеличению автомобилистов, передвигающихся по российским дорогам. Городские агломерации, не приспособленные к такой загруженности, не справляются с данной ситуацией.
Не спасает строительство новых и реконструкция имеющихся автомагистралей. Однако ответственность за пробки на дорогах лежит не только на властях, которые не следят за развитием дорожной инфраструктуры, но и на самих водителях, грубо нарушающих правила дорожного движения.
Пробки на пунктах пограничного перехода
Пробки для перевозчиков – это не просто фактор неудобства. Возникает риск несоблюдения оговорённых в договоре сроков оказания услуги перевозки грузов. Непредвиденная задержка в пути чаще всего возникает на автомобильных пунктах пропуска.
Пробки на пограничных пунктах перехода в последнее время приобрели статус привычного явления. Очень редко большегруз пересекает погранпереход без простоев. Никто не удивляется, когда ожидание затягивается на несколько суток.
В масштабах страны пробки на погранпереходах сравнивают с национальным бедствием. Это уникальная проблема, которая решается российскими властями на протяжении нескольких десятилетий. Справедливости ради стоит отметить, что за последнее время в части модернизации пунктов пропуска сделано действительно очень много.
До 2024 года правительство планирует реконструировать почти 30% от имеющихся погранпереходов на Дальнем Востоке. Достигнутый успех позволит нарастить объёмы товарооборота с сопредельными странами и, конечно, исключит образование пробок на приграничных дорогах.
Пробки на дорогах Москвы и Подмосковья
Продвижение со скоростью 18-19 км/ч сменяется возможностью прорваться через поток автомобилей «порывом» от 22 до 24 км/ч. Поток транспорта на улицах крупнейших российских мегаполисов в утренние часы пик движется именно с такой скоростью.
Автомобильные пробки на дорогах Москвы и Подмосковья уже никого не удивляли в разгар перестройки. В 2010 году официальные документа свидетельствовали о превышении провозной способности столичных дорог на 22%. Автомобильные дороги оказались загруженными сверх нормы на 42%.
Путь на работу и обратно занимал более 5 часов у 1/5 жителей Москвы. Быстрее преодолеть заторы на дороге просто невозможно. Подобная ситуация складывается в Ленинградской области. Каждый участник дорожного движения тратит в среднем 151 час на ожидание в пробках на дорогах спб.
К сожалению, предотвратить транспортный коллапс в столичных центрах невозможно. Для этого отсутствуют ресурсы в виде свободного пространства и материальных средств. Впрочем, решить проблему частично всё же возможно.
Методы борьбы с дорожными заторами
Ещё осенью прошлого года прошло сообщение о возможности создания системы бесплатного проезда на общественном транспорте за счёт повышения налогов на личные автомобили.
Безусловно, если большинство жителей Москвы и Подмосковья с готовностью пересядут на общественный транспорт, оставив личный автомобиль дома, нагрузка на автомагистрали снизиться в десятки раз.
Таким образом ликвидируется главная причина заторов на дороге. Перевозчики вздохнут свободно. Грузоперевозки в московском направлении и обратно станут более удобными, быстрыми и безопасными.
Как избавиться от пробок на дорогах?
Пробки на дорогах: в чём причины их возникновения?
Здравствуйте, уважаемые читатели! Эта статья напрямую не касается темы блога, но затрагивает каждого из нас в определённой степени! То, о чём пойдёт речь, является самой настоящей проблемой, которая с каждым годом становится всё серьёзнее и серьёзнее.
Расскажу вам немного о себе. Я являюсь заядлым автолюбителем и накатываю каждый день по несколько десятков километров по городу. Живу я, если вы не знаете, в городе Пензе с населением чуть более полумиллиона человек.
Город у нас небольшой: протяжённость с одного конца до другого составляет 15-17 км. Как вы думаете, за какое время можно проехать это расстояние? Ночью – минут за двадцать. А вот днём на это уйдёт час-полтора… Во всём виноваты пробки на дорогах. О них и поговорим.
Кстати, у нас в городе ситуация на дорогах ещё более-менее терпимая. В крупных городах дела обстоят намного хуже. Достаточно приехать в любой город-миллионник (Самара, Воронеж, Волгоград, Екатеринбург) и сразу становится видна разница — там в пробках люди теряют по 2-3 часа в день (а иногда и больше). Москва — это вообще отдельный разговор.
Если вы живёте в одном из крупных городов, то наверняка понимаете, о чём я говорю.
Количество автомобилей растёт ужасающими темпами. В этом нет ничего удивительного — вы только посмотрите на обилие предложений от автосалонов. Новые бюджетные автомобили, различные кредитные программы, скидки, агрессивная реклама – всё это побуждает среднестатистического человека купить себе авто.
Это хорошо, что автомобиль перестал быть роскошью, а стал средством передвижения. Если у вас есть свой «железный конь», то вы понимаете, что такое удобство и комфорт собственного автомобиля. Вот только передвижение на нём по городу в час пик превращается в нелёгкое испытание нервов, трату драгоценного времени и бензина.
Откуда берутся пробки на дорогах? Только ли из-за обилия машин? Тогда почему в некоторые дни пробок больше, а в некоторые меньше? Ведь количество машин должно быть одинаковым…
Эти вопросы не давали мне покоя…
Моя попытка проанализировать причины городских пробок привела к появлению этой самой статьи. Я выделил 4 основные причины и представляю их на ваш суд.
Причины пробок на улицах российских городов
Сразу скажу, что моё мнение чисто субъективное. Поэтому, если у вас есть какие-то свои идеи, то призываю вас высказывать их в комментариях к статье.
Автомобили, припаркованные на обочине дороги
Считаю, что пробки на дорогах в большинстве случаев образуются именно из-за таких машин. Они занимают половину полосы, а порой и целую полосу! Соответственно, снижается пропускная способность дороги.
Зачем водители паркуются на обочинах? Тут есть несколько вариантов ответа:
То есть причина того, что водители паркуются на обочинах дорог, сводится к отсутствию нормальных стоянок в центре города!
Уважаемые власти! Прежде чем штрафовать водителей за неправильную парковку, подумайте о строительстве многоуровневых паркингов в городе, которые значительно уменьшат число машин, мешающих нормальному движению! Это не затратнее, чем расширять уже существующие дороги. Сделайте парковки – потом штрафуйте сколько угодно.
В Пензе работа над этим уже ведётся. В центре города построили и открыли многоэтажный паркинг с достаточно приемлемыми ценами.
Некорректно настроенный режим работы светофоров на перекрёстках
Светофоры абсолютно не учитывают дорожную ситуацию в разное время суток. Утром основной поток машин идёт в одном направлении, а вечером – в другом. Элементарный анализ дорожной ситуации на каждом перекрёстке позволил бы отрегулировать работу светофоров таким образом, чтобы создавать наименьшее скопление машин.
Не спорю, на некоторых участках так и происходит. Но, к сожалению, не везде.
Перестроения автомобилей из полосы в полосу
Представьте ситуацию: имеется две полосы в одном направлении. По одной поток движется быстрее, чем по другой. Естественно, что водители, в надежде побыстрее проехать неблагополучный участок, хотят двигаться по более «быстрой» полосе. В итоге получается, что «быстрая» полоса становится «медленной». Это приводит к постоянным перестроениям машин из полосы в полосу, что приводит к общему торможению всего потока.
Другими словами, попытки водителей проехать быстрее путём подрезаний и перестроений приводят к увеличению пробки на дорогах.
Как решить эту проблему? Тут всё зависит от самих водителей…
ДТП на дорогах
Аварии случаются, как это ни печально… И они являются причинами серьёзных пробок. Учитывая невысокую скорость движения по центру города в час пик, эти аварии в основном мелкие. Но вы знаете, что при любом происшествии (даже небольшом) участники, если не договорятся между собой, вправе вызвать сотрудников ДПС для оформления ДТП. Сотрудники приезжают через час (в лучшем случае). Всё это время пострадавшие автомобили занимают проезжую часть и создают серьёзное препятствие для других транспортных средств.
Решение этой проблемы кроется в упрощении способа оформления мелких ДТП. Такой вариант возможен. Но мало кто из водителей его использует. Сказываются:
Я рассказал об основных причинах, которые, по моему мнению, приводят к появлению пробок на городских улицах. И любая из этих причин, в принципе, решаемая. Вот только решать её нужно не только властям — многое зависит от культуры самих водителей.
Небольшое послесловие. В Казани решили бороться с пробками интересным методом — просто взяли и запретили большинство левых поворотов в городе. И знаете — это в какой-то степени подействовало. Пробки хоть и остались, но всё же не в таких масштабах, как в других городах-миллионниках.
А что вы думаете по данной теме, уважаемые читатели? Как вы считаете, что именно приводит к увеличению числа пробок?
С удовольствием послушаю мнение каждого. Самые интересные комментарии к статье не останутся без внимания!)
Удачи на дорогах! С уважением, Сергей Чесноков
Есть ли жизнь без пробок
По дорогам России курсирует более 42 млн автомобилей, по данным за 2018 год. Значительная часть российского автопарка приходится на города, где автомобили конкурируют за место на улицах с другим транспортом и пешеходами. Как следствие — регулярные пробки, из-за которых обычные жители теряют терпение и время, а бизнес — деньги. Новые ИТ-решения позволяют построить будущее без пробок и заторов.
Как рождаются пробки
В реальной жизни от автомобильных пробок избавиться нельзя, считает Всеволод Морозов, руководитель группы системного анализа компании «А+С Транспроект». « Пробки – обратная сторона роста уровня благосостояния, так как автомобильных пробок нет там, где подавляющая часть населения не может позволить себе машину. Другое дело, что понятие «заторов» в разных городах отличается – то что для Мюнхена является критической ситуацией, условно, в Стамбуле – хорошая дорожная обстановка», – говорит эксперт.
От пробок чаще страдают крупные города. Это связано и с большим количеством автомобилей у жителей, а также необходимостью обеспечить работу городского и коммунального транспорта, не говоря уже про пешеходное движение. Еще одна причина пробок – архитектурные просчеты. Например, когда после второй мировой войны отстраивались города Советского союза, никто из архитекторов не мог предположить, что через полвека количество автомобильного транспорта вырастет в разы.
Но даже сейчас у архитекторов часто нет понимания, как решить проблему с трафиком.
Количество часов, потерянных в пробках водителями в разных городах
Ключевая причина транспортных проблем заключается в неоднозначной градостроительной политике, которая разрешает строить многоэтажные гетто как на окраинах, так и в черте города. При этом вопросы транспортного обслуживания данных территорий никак не решаются. Как вариант возможного решения проблемы заторов нужно полностью сменить парадигму, как градостроительного развития, так и мобильности населения.
Но есть и еще один вариант решения проблемы. Это применение ИТ-разработок и «умных» технологий. «ИТ позволяют решить проблему с пробками за счет грамотного распределения трафика. Сейчас широко применяются решения, которые отслеживают нагрузку на участки дорог через датчики и камеры наблюдения. Но это только информация, которая позволяет осознать проблему, понять, какие узкие места на дорогах создают пробки и как с этим бороться», — рассказывает профессор математики, эксперт по созданию интеллектуальных автоматизированых решений Владимир Крылов.
По его словам, информационные технологии просто необходимо использовать в городах и на магистралях. В первую очередь для того, чтобы получать достоверные данные о нагрузках на дорожную сеть. Иными словами, камеры, датчики позволяют узнать количество машин на дороге, время их прохождения через контрольные точки и моментально оценивать возникающие заторы. Вторая задача ИТ — автоматически воздействовать на ситуацию, чтобы ускорить транспорт.
Как ускорить транспорт
Кроме планирования городской инфраструктуры, с пробками можно бороться разными способами. Например, грамотно регулируя транспортные потоки с учетом времени суток, дорожной обстановки и других факторов. Традиционно в городах применяют общую систему регулирования трафика с помощью знаков и светофоров. Знаки — это пассивный способ где-то замедлять поток, где-то ускорять и тем самым минимизировать риск образования пробок. Что касается светофоров, то они работают по специальным программам, которые контролирует служба по организации дорожного движения.
«Используется ИТ-платформа, которая включает в себя аппаратную и программную часть. Управление трафиком строится на множестве показателей. Например, учитывается время суток, параметр стандартной загруженности конкретного уличного участка, дополнительно датчиками считывается реальная дорожная ситуация. Платформа позволяет гибко применять так называемую «зеленую волну», чтобы предупредить создание пробки или, например, решить проблему с затором, который возник из-за дорожного происшествия, и транспорт начал скапливаться в определенной точке, нарушая ритм движения», — говорит технический специалист Дмитрий Паршин.
Раньше специалисты службы по организации дорожного движения настраивали программы светофоров фактически вручную, без учета дополнительных данных. Проще говоря, в зависимости от времени суток светофор включался в одном режиме, затем менялся вечером. Сейчас уличное движение — это полноценное ИТ-решение, которое позволяет учитывать множество факторов и данных с приборов и датчиков.
Доктор технических наук, профессор МАДИ, директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов считает, что к решению проблемы с пробками нужно подходить комплексно. «Не стоит выделять в отдельную задачу или в проблему управление транспортными потоками в современном мегаполисе. Сама цель или задача может быть сформулирована гораздо шире – это максимально эффективное удовлетворение транспортных потребностей жителей мегаполиса», — говорит он.
Чего же не хватает для решения проблемы с пробками? Ведь есть работающая ИТ-система, с применением приборов и датчиков, есть автоматизированное регулирование потоков. Эксперты говорят, что проблема не решается из-за отсутствия механизмов прямого воздействия на транспорт. Проще говоря, автоматизированная система не может перекрывать улицы или задавать транспорту объездные маршруты в реальном времени. Для этого нужно перейти на новый этап развития ИТ-технологий.
Можно ли без ИТ
Эксперты считают, что проблема пробок не решается только техническими инструментами. Нельзя изобрести чудо-светофор или поставить датчики на дорогах, чтобы транспорт в городе забегал без проблем. Технологии управления де-факто находятся на втором месте.
Способы решения задачи регулирования дорожного движения и управления транспортными потоками зависят от политик градостроительства, транспортного обслуживания. И здесь существуют разные подходы:
Директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта полагает, что чаще всего вопросами эффективного управления транспорта заняты богатые страны, в которых зарегистрировано больше количество личных авто. К этим странам можно отнести США, Великобританию, часть европейских государств. Именно страны и города в этих странах стоит считать полигонами, на которых впервые опробовались основные подходы по управлению и регулированию дорожным движением.
«Без ИТ решить проблему с пробками можно, только если раскатать во всех городах широкие дороги, на которых транспорт не будет скапливаться. А ведь машин становится все больше и больше, значит, и дороги должны становиться шире и шире, особенно если отказаться от развития умных систем регулирования. Другой вопрос, может ли позволить себе Москва снести жилые здания или другие постройки ради широких дорог. Думаю, что без ИТ-систем обойтись не получится», — отмечает Владимир Крылов.
Почему нет программы «из коробки»
Казалось бы, за долгие годы борьбы с пробками можно было разработать универсальное программно-техническое решение. Городские власти с удовольствием бы купили «коробку от пробок» с набором, скажем датчиков, светофоров и камер. Но увы, подобных решение просто не существует. «Таких ИТ-решений нет и быть, в принципе не может. Все дело в том, что в России нет универсальных городов. Каждый город не похож на другой по архитектуре и транспортному наполнению. Соответственно сложно предложить, какое-то техническое решение, которое устроит всех. Даже сегодня, когда мы говорим о том, что искусственный интеллект может обрабатывать большие объемы данных и, по сути, управлять городским трафиком, нельзя обучить один искусственный мозг для всех городов. В каждом случае потребуется обучать ИИ на примере конкретных улиц и транспортных потоков», — считает технический специалист Дмитрий Паршин.
Улицы города — это огромная база данных. Но нужно перенести ее в цифровую форму, чтобы компьютерные системы и искусственный интеллект смогли ее проанализировать. Для этого требуются датчики и единая система «умный город». Доступ к такому цифровому профилю умного города позволит появится решениям, которых пока нет, в том числе для управления трафиком. Например, идея компании Philips в том, чтобы к уже существующим методам регулирования трафика добавить управление «светом», рассказывает ведущий специалист Philips Research Александр Синицын. Уже тестируется модель, при которой направлять транспорт можно будет через специальные световые табло и освещение улиц. Именно с помощью света, освещая или затемняя определенные районы, технологическая компания намерена бороться одновременно и с преступностью и с пробками.
Города поумнеют, а дороги?
Идея интегрировать искусственный интеллект в городскую инфраструктуру широко эксплуатируется. Уже несколько лет крупные компании разрабатывают системы для автоматизации управления городскими системами. Например в Великобритании, на отдельных трассах, под дорожным полотном установлена система датчиков. Она позволяет диспетчерам следить за загрузкой дороги. Система называется Midas или Motorway Incident Detection and Automatic Signalling.
Еще одно необычное решение описывает патент, который был подан корпорацией Ford, — применение криптовалюты и технологии блокчейн для управления трафиком. Фактические речь идет о стимулировании водителей за определенное поведение на дороге. Например, за проезд по участку дороги с заданной скоростью водителю будет начислено вознаграждение в виде криптовалюты. Заработать премию можно за манеру вождения или внимательное отношение к водителям других транспортных средств. Компания Ford предлагает внедрить «совместно управляемую систему объединения и проезда» ( CMMP ). Она должна мониторить, записывать и оценивать поведение участников движения на дорогах.
Другой автогигант Volkswagen пошел еще дальше и намерен разработать квантовый компьютер для анализа дорожной обстановки. Издание Engadget, считает, что квантовый компьютер заменит текущие модели трафика, разрабатываемые суперкомпьютерами.
Еще один проект по строительству «умных» дорог реализуется в Москве. Система уже построена и, по данным РБК, включает 3,7 тысяч датчиков мониторинга транспортных потоков, 2,6 тыс. светофорных объектов (в столице около 40 тыс. светофоров), 236 дорожных табло, 2,7 тыс. камер телеобзора и 48 метеостанций. Примечательно, что буквально на днях структура «Ростеха» выиграла тендер на обеспечение работы этой системы стоимостью в 17 млрд рублей. Суть решения, которое работает в Москве и России, в сборе и анализе данных о дорожной обстановке. На основании этого анализа принимаются решения по управлению трафиком. Данные о нагрузке собираются через видеокамеру или датчики движения — по количеству машин, которые пересекли определенную линию. Датчики нужны прежде всего для сбора данных, но информацию с них еще нужно обработать и на ее основе принять решение — включить или выключить светофор, перекрыть въезд или наоборот открыть новые линии для проезда транспорта. Однако лучше всего, считают эксперты, если поумнеет не дорога или города, а сам транспорт.
Беспилотный транспорт и интернет машин
Действительно, беспилотный транспорт — элегантное решение всех проблем городского трафика, считает Владимир Крылов.
«Несомненно выдающиеся успехи ИИ в поддержке автопилотов четвертого уровня (не требующих внимания водителя). Беспилотные автомобили сегодня реальность. Следующий шаг внедрения ИИ в транспортную область мне видится как развитие транспортных систем, на основе обменивающихся информацией подвижных средств и предметов окружения: дорожных знаков, светофоров, мостов, сооружений, участков дороги. Никакая другая технология, кроме ИИ не представляется решением для координированного и безопасного поддержания таких систем. Кстати, общее название этого направление разработок — Connected Vehicles », — говорит Владимир Крылов.
Использование беспилотных автомобилей и системы подключаемых объектов дорожного окружения кардинально изменит ситуацию на дорогах. Нас ждет «интернет-машин», по аналогии с «интернетом вещей», где приборы свободно обмениваются между собой информацией.
Кстати, на днях предприниматель Илон Маск представил специальный чип, которые ускорит производство автопилотируемых авто. К 2020 году миллион автомобилей получит полноценный беспилотный режим.
Искусственный интеллект получит возможность не просто манипулировать светофорами, но и перенаправлять транспортные потоки, фактически гибко изменять нагрузку на дорожную сеть. Через несколько лет проблема с пробками на дорогах может решиться окончательно.