Как называется повторение согласных звуков
Звукопись Лекция 6
Звукопись (инструментовка, эвфония) — применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки, например, известная строка из творчества Бальмонта при описании природы:
…Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.
— К. Д. Бальмонт
Большим мастером и приверженцем использования аллитерации был К. Бальмонт
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря, в берег бьется
Чуждый чарам черный челн.
Чуждый чистым чарам счастья,
Челн томленья, челн тревог
Бросил берег, бьется с бурей,
Ищет светлых снов чертог.
Одним из видов аллитерации считается звукоподражание.
Вверху рычат германские моторы:
— Мы фюрера покоррные рабы,
Мы превращаем горрода в грробы,
Мы — смерть… Тебя уже не будет скорро.
(«Пулковский меридиан» В. Инбер)
Повторение звука «эр» создаёт иллюзию звука мотора немецкого самолёта, страшный звук бомбардировок.
Языковеды особо отмечают инструментовку стиха Пушкина:
«Роняет лес багряный свой убор. »
Интересно, что в этой фразе мы видим букву «р», стоящую в начале, в конце и точно посередине строки.
У наших ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга.
(«Бородино», М. Лермонтов)
Многократное повторение звука «у» помогло поэту передать эхо раннего утра; гул, разносящийся над полем перед битвой.
Вот как распоряжается тем же звуком «у» Александр Пушкин:
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь своим мечтам.
Ассонанс звука «у» использован, чтобы изобразить гул городской улицы.
А вот пример использования ассонанса К. Бальмонтом.
Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы,
В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
Лелею травы, лелею нивы.
(Повторение гласных «о» и «е»)
3.Диссонанс и липограмма
Диссонанс и липограмма — приёмы звукописи, которые встречаются в современной русской литературе ещё реже.
Липограммой называется художественный приём, суть которого в том, что поэт сознательно избегает употребления какого-либо звука. В золотой век литературы применение этого средства считалось показателем высокого уровня мастерства поэта. Среди русских писателей самым известных приверженцем липограммы является Г. Р. Державин. Примеры её использования можно найти в стихотворении «Свобода»:
Теплой осени дыханье, Помавание дубов,
Тихое листов шептанье, Восклицанье голосов…
Этот стих состоит из четырёх строф по шесть строк в каждой, и ни в одной из них нет слова, содержащего букву «р».
Диссонанс — вид звукописи, при котором автор в качестве рифмы используется слова, схожие по своему фонетическому составу. Его исполнение довольно сложно, поэтому является показателем высокого уровня мастерства. Прием встречается в произведениях поэтов-экспериментаторов серебряного века. Например, у В. В. Маяковского, И. Северянина. Рассмотрим пример из стихотворения В. В. Маяковского «Рабочим Курска, добывшим первую руду…».
Сквозь огонь прошли, сквозь пушечные дула.
Вместо гор восторга – горе дола.
Рифма строчек достигнута автором за счёт созвучия слов «дула» и «дола».
Анафора — стилистический приём, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале смежных стихов или строф.
Звуковая анафора составляет особенность аллитерационного стиха, в котором должно быть равное количество логически сильных ударных слов в определённых местах,
Познакомимся с примерами, встречающимися у известных русских поэтов: Пример анафоры с использованием повторения двух звуков «д» и «м» встречается в произведении М. Цветаевой «Тебе – через сто лет»: «Друг! Не ищи меня! Другая мода! Меня не помнят даже старики». Повтор фонетических сочетаний в данном случае помогает выделить автору наиболее значимые для него слова.
Лексическая анафора, повторение одинаковых слов:
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
(К. Симонов)
Синтаксическая анафора, (анафорический параллелизм) повторение синтаксических конструкций:
Я стою у высоких дверей,
Я слежу за работой твоей.
(М. Светлов)
Строфическая анафора, повторение слов или синтаксических построений в смежных строфах: в следующем примере анафорическое слово, хотя и выделено в отдельную типографскую строку, но оно составляет начало ямбического стиха, который заканчивается последующей строкой:
Земля.
От влаги снеговой
Она еще свежа.
Она бродит сама собой
И дышит, как дежа.
Земля.
Она бежит, бежит
5. Эпифора
Эпифора — стилистический приём, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в конце смежных стихов или строф. В стихотворении К. Бальмонта можно найти эпифору:
«Шумели, сверкали
И к дали влекли,
И гнали печали,
И пели вдали».
На конце каждого глагола мы видим сочетание звуков «ли», что придает строкам особую мелодичность и певучесть.
6. Повтор сродных звуков и слов может быть организован в тексте и несколько по-другому принципу:
— кольцо – повтор в начале и в конце слов, фраз, полустиший, стихов и т.п.
— стык – когда конец слова, фразы, полустишия созвучен с началом следующего слова, фразы, полустишия.
Ономатопея — слова, которые имитируют собственное значение. Такими словами являются слова «Храп», «Хруст», и производные слова «храпеть», «хрустеть» и т.п.
И хруст песка, и храп коня
(А. Блок)
Морозом выпитые лужи
хрустят и хрупки, как хрусталь
(И. Северянин)
8. Каламбурные рифмы — рифмы, построенные на игре слов и звуковом сходстве. В каламбурной рифме используются многозначные слова, а также омонимы – когда между словами устанавливается лишь звуковое тождество, а смысловые ассоциации отсутствуют.
. Часто этот приём используется для достижения комичности. Встречается в работах В.В. Маяковского, А. С. Пушкина, Эмиля Кроткого, Д. Минаева и многих других авторов.
Рассмотрим несколько примеров:
За счёт использования этого приёма автор достигает не только комического эффекта, но и напевности.
Вот как каламбур выглядит у А.С. Пушкина:
Вы, щенки! За мной ступайте!
Будет вам по калачу,
Да смотрите ж, не болтайте,
А не то поколочу.
(А. С. Пушкин)
Каламбур в исполнении Д.Д. Минаева
Он двадцать лет был нерадив,
Единой строчки не родив.
(Д. Д. Минаев)
А ещё из каламбурной рифмы вспоминается детское:
Говорили тиграм львы:
– Эй, друзья, слыхали ль вы,
Что не может носорог
Почесать свой нос о рог?
2. Не совсем юмористическое применение каламбурной рифмы можно увидеть в ироничном творении известной поэтессы М. Цветаевой «МукА и мУка»:
Всё перемелется?
Будет мукОй?
Нет,
Лучше
мУкой!
Существуют и другие приёмы звукописи, но перечисленные выше наиболее популярны, и чаще используются русскими поэтами.
Средства речевой выразительности прославили русский язык. Звукопись – один из приёмов, которые делают нашу литературу необычайно певучей и выразительной.
Повторение звуков или аллитерация
Использование средств выразительности в тексте – действенный способ сделать его красочнее и информативнее. Авторский замысел становится яснее благодаря различным художественным приёмам. Аллитерация также является способом передачи настроения художника и смысла, заложенного в произведении. Аллитерация, что это такое?
Понятие
Аллитерация — намеренное повторение одинаковых или однородных согласных звуков в стихотворении с целью придать ему звуковую выразительность.
Литературный прием содержит в себе элементы синтаксических и стилистических конструкций. Они основаны на повторении звуков, слов, союзов, несущих смысловую нагрузку в произведении. Такое сочетание гласных и согласных звуков называется повтором. Если автор намеренно использует такой прием в произведении, это и называется аллитерация.
Слово образованно от латинского ad – «при», litera – «буква».
Аллитерация и звукопись
Использование аллитерации
Такой литературный прием используется не только в творчестве российских писателей.
В литературе
Приём используется в литературе для создания выразительных образов, способствует выражению дополнительных смыслов. Пример аллитерации:
О рае Перу орут перуанцы,
где птицы, танцы, бабы
и где над венцами цветов померанца
были до небес баобабы.
В этом отрывке слышится звуковой повтор звуков «р», «ц» и «б», часть из которых повторяется в сильном, ударном положении, усиливающем эффект.
Некоторые звуковые сочетания способны передавать ощущение страха, тревоги. В отрывке из стихотворения «Не выходи из комнаты…» И.Бродского такими сочетаниями являются «др, бр, пр, кр»:
Запрись и забаррикадируйся
шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса.
В рекламе
Фонетика – один из секретов успешного рекламного слогана. Простое произношение и гармоничное звучание делают рекламу запоминающейся потребителю. Этот приём используется в слоганах компаний «Вискас» (Ваша киска купила бы «Вискас») или «Миринда» (Миринда. Жизнь хороша, когда пьешь не спеша).
В дикции
Трудности могут возникнуть при произнесении сложных звуковых сочетаний в разговоре. В этом случае исправить проблемы с дикцией помогают скороговорки, большая часть которых основана на приёме аллитерации: «Регулировщики регулярно регулировали регуляторы», «Карл у Клары украл доллары, а Клара у Карла — квартальный отчёт»
Аллитерация – универсальный способ придать тексту выразительности, окраски. Главное – не переборщить с его использованием, потому что слишком частые повторы согласных звуков ухудшают восприятие написанного.
Полезное видео
Как называется повторение согласных звуков
Как называется стилистический приём, основанный на повторении одинаковых согласных звуков в строке («свистят они, как пули у виска»)?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1—В7; C1, С2.
Не думай о секундах свысока.
Наступит время, сам поймёшь, наверное, —
У каждого мгновенья свой резон,
Мгновенья раздают — кому позор,
кому бесславье, а кому бессмертие.
Мгновения спрессованы в года,
Мгновения спрессованы в столетия.
И я не понимаю иногда,
где первое мгновенье,
Из крохотных мгновений соткан дождь.
Течёт с небес вода обыкновенная.
И ты порой почти полжизни ждёшь,
когда оно придёт, твоё мгновение.
Придёт оно, большое, как глоток,
глоток воды во время зноя летнего.
надо просто помнить долг
от первого мгновенья
Не думай о секундах свысока.
Наступит время, сам поймёшь, наверное, –
(Р. И. Рождественский, 1973)
Начальные и финальные строки стихотворения Р. И. Рождественского перекликаются между собой. Как называется данный вид композиции?
Кольцевая композиция — это повторение в конце произведения какого-то элемента из его начала. Иначе кольцевая композиция называется композицией обрамления.
правильно писать термин не «кольцевая», а «кольцевая композиция». Почему задание не засчитано. Аналогично задание 4, в котором термин «говорящая фамилия» записан как просто «говорящая», при этом задание 4 засчитано, в отличие от этого задания.
Правильными будут оба ответа: и кольцевая, и кольцевая композиция.
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств, использованных поэтом в стихотворении.
Метафора — скрытое сравнение. Примеры: «Мгновения спрессованы в года,/ Мгновения спрессованы в столетия», «соткан дождь» и другие.
Рефрен — (refrain) — повтор (иногда припев) одного или нескольких слов или строк:
Инверсия — необычный порядок слов в предложении. Пример:
Из крохотных мгновений соткан дождь.
Течёт с небес вода обыкновенная.
И ты порой почти полжизни ждёшь,
когда оно придёт, твоё мгновение.
Мой ответ: 532. Правильный ответ: 235. В таких заданиях нет разницы в какой последовательности будут стоять цифры.
Что даёт основание отнести стихотворение «Мгновения» к философской лирике?
Философская лирика представляет собой размышления о жизни, о смысле человеческого существования, бытия. Стихотворение Роберта Рождественского «Мгновения» как раз и поднимает эту тему. Нужно научиться ценить мгновения, ведь именно из них и состоит наша жизнь, — говорит поэт.
В каких произведениях русских поэтов раскрывается тема ответственности человека перед собой и временем и в чём эти произведения созвучны стихотворению Р. И. Рождественского?
Тема личной ответственности перед собой и временем раскрывается в поэзии Некрасова, Маяковского, Заболоцкого, Пастернака и других русских поэтов.
В творчестве Маяковского эта тема раскрывается, тесно переплетаясь с другой — темой поэта и поэзии. Для Маяковского, конечно, было необычайно важно его творчество, он не мог не думать о своем месте в жизни, о том, ради чего он писал.
Поэт чувствует в себе мощь трибуна, борца за переустройство мира. Он бросает вызов обществу, считая невозможным для поэта молчать в то время; наиболее сильно это проявилось в стихотворении «Нате!»:
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я — бесценных слов мот и транжир.
Тема отношений поэта и народа связана с темой ответственности художника перед историей и обществом в стихотворении Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин». Лейтмотивом некрасовского стихотворения являются строки:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
У каждого мгновенья свой резон,
Мгновенья раздают — кому позор,
кому бесславье, а кому бессмертие.
Таким образом, нетрудно заметить сходство в раскрытии темы ответственности перед собой и временем в стихотворениях Некрасова, Маяковского, Рождественского.
Звукопись
Звукопись — это звуковая организация речи; повтор одинаковых звуков (аллитерация или ассонанс).
Аллитерация
Аллитерация — это прием звукописи; повторение одинаковых согласных звуков в стихотворении.
Примеры: |
---|
«И свистит, и бормочет весна. По колено затоплены тополи. «; |
«А вечером, когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Семерых поклал в мешок.»;
«Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.»
Ассонанс
Ассонанс — это прием звукописи; повторение одинаковых гласных звуков в стихотворении.
Примеры: |
---|
«И осветит луч победный Вдохновенья твоего Розы чайной, розы бледной И тоску и торжество.», «Иди, доказывай алиби, «Бывает так: какая-то истома; «Дыша духами и туманами «Ненавидя, кляня и любя« |
Задание ЕГЭ с данной терминологией
Обращаю Ваше внимание на то, что до
2016 в ответах позволялось писать звукопись. С
2016 в ответах нужно указывать точное название использованного автором приема, т.е. или ассонанс или аллитерация!
Термины аллитерация и ассонанс встречаются в задании 12 в ЕГЭ по литературе:
Ответ: аллитерация
Выразительные средства фонетики
Мы живем в мире звуков. Одни звуки вызывают положительные эмоции, другие – настораживают, волнуют, вызывают чувство тревоги или успокаивают и навевают сон. Звуки вызывают образы. При помощи комбинации звуков можно оказывать эмоциональное воздействие на человека, что мы особенно воспринимаем, читая художественные литературные произведения и произведения русского народного творчества.
В художественных произведениях, и главным образом в поэзии, используются различные приемы усиления фонетической выразительности речи.
Особым образом организованная поэтическая речь получает яркую эмоционально-экспрессивную окраску. В этом – одна из причин того, почему содержание стихов не допускает «пересказа в прозе».
Наиболее распространенной формой звукописи являются поэтические повторы, образующие особое построение текста. Это придает тексту своеобразную симметрию.
Основной принцип усиления фонетической выразительности речи состоит в подборе слов определенной звуковой окраски, в своеобразной перекличке звуков. Звуковое сближение слов усиливает их образную значимость, что возможно только в художественном тексте, где каждое слово выполняет важную эстетическую роль.
Главным способом усиления фонетической выразительности художественной речи является звуковая инструментовка — стилистический прием, состоящий в подборе слов близкого звучания.
Здесь повторяются гласные [о], [а] и согласные [п], [р], [т]. Это делает стих музыкальным и ярким; в богатстве звуковых повторов словно отражается широта размаха воспеваемого победного торжества. Звучание речи подчеркивает основные, доминирующие в тексте слова пирует Петр.
Обычно стих бывает инструментован (как в нашем примере) повторением сразу нескольких звуков. И чем больше их вовлекается в такую «перекличку», чем яснее слышится их повторение, тем большее эстетическое наслаждение приносит звучание текста.
Вместо термина «звуковая инструментовка» иногда употребляют другие: говорят «инструментовка согласных» и «гармония гласных». Теоретики стиха описывают разнообразные типы звуковой инструментовки. Назовем лишь самые главные из них.
В зависимости от качества повторяющихся звуков различают аллитерацию и ассонанс.
Аллитерацией называется повторение одинаковых или сходных согласных.
В русском народном стихе аллитерация занимает заметное место. Звучные аллитерации рассыпаны в тексте «Слова о полку Игореве»:
.. Тр убы тр убят в Нове гр аде, ст оять ст язи в Пу т ивле.
Великолепными мастерами аллитерации были А.С. Пушкин, Ф. И.Тютчев, А. П. Сумароков, Г. Р. Державин и К. Н. Батюшков, Н. М. Языков, Н. А. Некрасов.
Например:
Не в а в зду в алась и ре в ела
Ко т ло м клоко ча и кл убясь.
(А.С. Пушкин)
В строфе из стихотворения Бальмонта повторяется звук [ л ]:
Л ебедь уп л ы л в по л умг л у,
Вда л ь, под л уною бе л ея.
Л астятся во л ны к вес л у,
Л астятся к в л аге л и л ея.
С наибольшей определенностью наш слух улавливает повторение согласных, стоящих в предударном положении и в абсолютном начале слова. Учитывается повторение не только одинаковых, но и сходных по какому- то признаку согласных. Так, возможна аллитерация на д — т или з — с и т. д.
Аллитерации на [ р ] в первой части этого отрывка, чеканный ритм, отрывистое звучание этих строк не оставляют сомнения в назначении звукописи, которой поэт стремится передать музыку марша, динамику борьбы, преодоления трудностей.
В иных случаях образная символика звукописи более отвлеченна.
Так, только воображение поможет нам почувствовать в аллитерациях на ж — з леденящий холодок металла в отрывке из стихотворения Н. Заболоцкого «Журавли»:
А во ж ак в руба ш ке и з металла
Погру ж ался медленно на дно,
И з аря над ним обра з овала
З олотого з арева пятно.
Звуковой символизм до сих пор оценивается исследователями неоднозначно. Однако современная наука не отрицает того, что звуки речи, произносимые даже отдельно, вне слов, способны вызывать у нас незвуковые представления. В то же время значения звуков речи воспринимаются носителями языка интуитивно и поэтому носят довольно общий, расплывчатый характер.
В художественной речи, и прежде всего в поэтической, сложилась традиция деления звуков на красивые и некрасивые, грубые и нежные, громкие и тихие. Употребление слов, в которых преобладают те или иные звуки, может стать в поэтической речи средством достижения определенного стилистического эффекта.
Нам представляется, что аллитерации на ш — п передают скольжение по волнам; настойчивое повторение [в ] в последних строчках вызывает представление о замкнутой линии, круге, что ассоциируется с воронками на воде.
Установление такого «звукосмыслового подобия» может опираться на довольно сложные ассоциации.
можно увидеть фантастические очертания сна в прихотливом рисунке звуковых повторов и в необычном для русской фоники сочетании звуков в слове «пюпитр»
В стихотворении Маршака «Словарь» изобразительна такая строка: В его столб ца х мер ца ют искры чувства. Здесь дважды повторенное сочетание ца как бы изображает «мерцание».
Независимо от образного осмысления звукописи, ее использование в поэтической речи всегда усиливает эмоциональность и яркость стиха, создавая красоту его звучания.
Аллитерация — самый распространенный тип звукового повтора.
Это объясняется доминирующим положением согласных в системе звуков русского языка. Согласные звуки играют в языке основную смыслоразличительную роль. Действительно, каждый звук несет определенную информацию. Однако шесть гласных в этом отношении значительно уступают тридцати семи согласным.
Сравним «запись» одних и тех же слов, сделанную при помощи только гласных и только согласных. Вряд ли можно угадать за сочетаниями еаи, аюо, уи, еао какие-либо слова, но стоит передать те же слова согласными, и мы без труда «прочитаем» фамилии русских поэтов: «Држвн, Бтшкв, Пшкн, Нкрсв». Такая «весомость» согласных способствует установлению разнообразных предметно-смысловых ассоциаций, поэтому выразительно-изобразительные возможности аллитераций очень значительны.
Другим, также распространенным, видом звукового повтора является ассонанс.
Ассонанс — приём усиления изобразительности текста путём повторения гласных звуков.
Например:
Я в о льный в е т е р, я в е чн о в е ю,
В о лную в о лны, ласкаю ивы,
В В е твях вздыхаю, взд о хнув, н е м е ю,
л е л е ю травы, л е л е ю нивы.
Здесь повторяются гласные «о» и «е».
В основе ассонанса обычно оказываются только ударные звуки, так как в безударном положении гласные часто изменяются. Поэтому иногда ассонанс определяют как повторение ударных или слабо редуцированных безударных гласных.
И хотя во многих безударных слогах повторяются варианты этих фонем, переданные буквами о, а, их звучание не влияет на ассонанс.
В тех случаях, когда безударные гласные не подвергаются изменениям, они могут усиливать ассонанс.
В последних двух строках ассонанс на у соединяется с ассонансом на а.
Каждый хоть раз в жизни слышал или произносил считалочку, с помощью которой можно успокоить плачущих детей: « Т и ш е, мы ш и, ко т на кры ш е. А ко т я т а е щ ё вы ш е».
Почему одни фразы (стихи, скороговорки, цитаты) каждый из нас помнит и произносит всю жизнь? Как действуют заговоры, приговоры, бабки-шептуньи и пр.? В чем секрет популярных лозунгов и слоганов (политических, рекламных)? Мы уверены, что во всем этом большое значение имеет звукопись.
Диссонанс – сложный вид звукописи, построен на использовании созвучных, но не рифмуемых слов; благодаря этому приему стихотворение приобретает звуковую цельность.
Одним из видов аллитерации считается звукоподражание.
Звукоподражание – создание с помощью звуков и слов более конкретного представления о том, что говорится в данном тексте.
Звукоподражание – простейший вид инструментовки состоит в том, что поэт определенным подбором звуков как бы намекает на звуковую сторону изображаемого.
Например:
Вве р ху р ычат ге р манские мото р ы:
— Мы фю р е р а поко рр ные р абы,
Мы п р евращаем го рр ода в г рр обы,
Мы — сме р ть. Тебя уже не будет ско рр о.
(«Пулковский меридиан» В. Инбер)
Повторение звука [р ] создаёт иллюзию звука мотора немецкого самолёта, страшный звук бомбардировок. И хотя такое звукоподражание считается элементарным видом аллитерации, но нельзя не признать, что в приведенном отрывке прекрасно передано рычанье фашистских самолетов над осажденным Ленинградом.
Речь о соснах; подбором звуков [ш] и сближением двух скользящих придыхательных [х] воспроизведен их шум.
Чуть слы ш но, бес ш умно ш ур ш ат камы ш и.
(К.Бальмонт)
Речь о взрыве; четыре [д], три [р], два ассонанса («уДАр разДАлся») напоминают и звук взрыва, и раскат этого звука.
Тв оей тв ердыни ды м и гро м.
(А.Пушкин)
Речь о пушечном салюте; дважды [тв], два раза [ды] соотносятся со звуками пальбы.
Здесь господствуют губные звуки ([б], [в], [м], [п]), шипящие ([ч], [ш]) и сонорные ([р], [л]), составляющие массив в 28 звуков и 44 согласных этого отрывка, то есть 64%.
Ещё один приём, который используется реже других – ономатопея.
Это слова, которые имитируют собственное значение. Такими словами являются слова «храп», «хруст», и производные слова «храпеть», «хрустеть» и т.п.
Например:
И хруст песка, и храп коня
(А. Блок)
Каламбурные рифмы – это рифмы, построенные на игре слов и звуковом сходстве.
Часто они используются с целью достижения комического эффекта. Пример такой рифмы есть у разных авторов, таких как, например, А. С. Пушкин, Д. Д. Минаев, В. В. Маяковский и другие.
В каламбурной рифме используются многозначные слова, а также омонимы – когда между словами устанавливается лишь звуковое тождество, а смысловые ассоциации отсутствуют.
Ещё один прием звукописи анафора и эпифора. Так называют подраздел звукописи, различающий её по местоположению в стихе.
Анафора, или единоначатие, — стилистический прием, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале смежных стихов или строф.
Звукопись позволяет значительно (в разы) усилить воздействие речи и текста, подбирая слова с “правильными звуками”.
Или:
Воз л е ме н я по путям двига л ся ло к о м о тив.
С пра в а по р ельс а м про ех а л паро воз.
Звукопись часто встречается в русской литературе, особенно в стихах. Очень здорово её использует К.Д. Бальмонт, который дал образную характеристику звукам речи (звук есть «малый колдующий гном», волшебство) и, конечно, В.В. Маяковский.
Основные функции звукописи
Однако художники слова обычно не довольствуются красотой звучания речи и стараются привлечь звукопись к решению более сложных стилистических задач. Звукопись может выполнять серьезную смысловую функцию в поэтической речи: подчеркивать логически важные слова, художественные образы, мотивы, темы. На эту сторону звукописи обращал внимание В.В. Маяковский, рассказывая об особенностях художественного творчества. В статье «Как делать стихи?» он писал: «Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова». Звуковое подобие слов часто подчеркивает смысловую близость, однородность предметов. Звуковые повторы выделяют однородные члены предложения.
Звукопись может играть композиционную роль: сообщать сходное звучание смысловым отрезкам фразы и отличать фонетически каждый новый поэтический образ.
Например:
Ты р в ан у лась движеньем ис пу ганной п тицы,
Ты п рошла, сло в но сон мой легка.
И в з д о х н у ли дух и, зад ре мали рес ни ц ы,
За ш е пт ались т рево ж но ш елка.
(А. Блок)
Таким образом, развитие темы находит последовательное отражение в аллитерациях и ассонансах.
Как выразительное средство используются звуковые повторы в заголовках газетных и журнальных статей, художественных произведений («Роса на рассвете», «Фонтаны Федоровки»). Такое использование звукописи можно назвать привлекающим внимание.
Если провести аналогию с приготовлением пищи, то звукопись позволяет не скучно готовить блюдо, а свободно экспериментировать в процессе, добавляя приправы и специи.
Пересаливать свою речь (устную, письменную) аллитерацией и ассонансом не стоит. Гораздо эффективней с их помощью подчеркнуть её основную сущность, вычленить сердцевину смысла, царапая собеседника в самое сердце.
Упражняясь в звукописи, можно не просто развить внимание, память и расширить словарный запас, но и (самое главное) почувствовать, как легко Ваши фразы изменяют свое звучание с МОЩНОГО и ВЕЛИЧЕСТВЕННОГО, на ТИХОЕ и ПРОНИКНОВЕННОЕ, стоит лишь правильно подобрать слова.
Процесс повелевания предложениями приятно поражает. Затягивает. Позволяет получить положительные эмоции при написании даже самых скучных текстов.
Замечать звукопись в текстах других авторов – отдельное умение и удовольствие.