Как называется повозка без колес
Как называется повозка без колес
Повозка – транспортное средство для перевозки грузов и пассажиров на живой (конной) тяге. Разновидностями повозок являются экипажи и сани. Каждая повозка состоит из кузова и хода. Экипажи бывают 2-х и 4-х колесными. Различаются они размерами (длиной и шириной хода),подвижностью, большей или меньшей легкостью на ходу, гибкостью и устойчивостью, наличием или отсутствием, а также типом, рессор, вместимостью кузова, грузоподъемностью. В зависимости от вида запряжки повозка оборудуется или оглоблями или дышлом. Ранее у повозок были деревянные колеса с железными шинами, сейчас преобладают стальные обрезиненные или пневматичесие шины. ссг
Американка – старинный изобретенный в Америке двухколесный экипаж с большими колесами (диаметром около 1,5 м.) для ипподромных испытаний рысаков. Также первоначальное название качалки. ссг
Арба – двухколесная одноконная безрессорная повозка. Среднеазиатская арба имеет большие колеса ( диаметром до 130 см), позволяющие легко переезжать арыки. У кавказской арбы решетчатые борта, монгольская арба обычно без бортов. ссг
Брек (англ.break)- английский четырехколесный рессорный охотничий экипаж с козлами для кучера и двумя прдольными скамейкаи для пассажиров. ссг
Брогэм (англ. broudham)- двухместная карета, запрягаемая одной лошадью. м
Грабли конные употребляемые для сгребания сена или хлебных колосьев, состоят из рамы, колесного хода, сиденья для рабочего, оглобель или дышла, грабильного прибора из изогнутых зубьев и подъемного снаряда; двух систем: американской и английской; конные грабли убирают в 10 часов при одном рабочем 6-9 десятин. БЕ
«Дербистка» – качалка с рессорой, легче рабочей качалки, но достаточно прочна и устойчива. Применяется для тренировки рысаков размашкой, махом и резвой рысью, а также при езде на приз на рысаках, склонных к иноходи. Резвость при езде на «дербистке» на 1-2 с. тише, чем при езде в призовой качалке. ссг
Дилижанс (франц. diligence, англ.(stage-)coach)- особый вид многоместных экипажей для перевозки пассажиров и их багажа, а также почты. ссг,бсэ
Дормез (франц.)- дорожная карета, в которой можно лежать вытянувшись. д
Дрожки беговые – четырехколесный безрессорный облегченный экипаж, изобретение которого связывают с именем графа А.Г.Орлова-Чесменского. До конца ХIХ века служили для испытания рысистых лошадей с русской упряжью. Позднее были вытеснены появившимися на русских ипподромах в 1880г. американками и качалками. ссг
Карета (от итал. carretta)- большой закрытый комфортабельный экипаж с окнами, дверцами, ступеньками. ссг
Качалка – двухколесный экипаж на пневматических шинах, используется на бегах и при подготовке к ним. Качалки подразделяются на тренировочные и призовые. Зимой могут заменяться на беговые сани. ссг
Качалка рабочая (тренировочная)- устойчевее прочих качалок, имеет массу вместе с подушкой до 40кг. и создает более высокое тяговое сопротивление, что развивает мускулатуру рысака. В обиходе часто называется моторной,так как имеет колеса, сходные с мотоциклетными. ссг
Купе— закрытый двухместный экипаж, имеющий одно пассажирское сиденье. ор
Ландо (англ.,фр.,нем landau)- четырёхместный экипаж с мягкими рессорами и открывающимся вперед и назад верхом и двумя рядами сидений, расположенными одно против другого. Получил название от немецкого г. Ландау, известного в 18 в. выпуском разнообразных экипажей, изготовлявшихся высококвалифицированными мастерами каретного дела.
Ландолет(фр.landaulet)- облегченное укороченное ландо со складным тентом над задним сиденьем.
Лемега (лемеги) местное (псковское)- роспуски, дровни, дроги, ломовая телега. д
Нетычанка (польск.)- одноколка с плетеным кузовем. д
Полозный прибор – приспособление для испытания лошадей тяжелоупряжных пород на тяговую выносливость и максимальную силу тяги. Имеет вид массивных саней с широкой прочной платформой, на которую кладут груз. Преимущество полозного прибора перед иными повозками состоит в том, что при движении по ровной сухой грунтовой дороге он обеспечивает одинаковое сопротивление на всей дистанции. ссг
Полок – четырехколесная безрессорная грузовая повозка с кузовом в виде сплошной деревянной платформы. ссг
Рошпанка (вост.-сиб.)- телега на долгих, зыбких дрогах, или простой тарантас. д
Сани беговые – максимально облегченные сани специальной конструкции. Используются в зимний период для тренировки молодняка в заводах, а также для работы рысаков шагом, тротом и размашкой. ссг
Тащилка(тащилки)- в архангельской,вологодской губерниях сани, дровни, салазки, волокушки на жердях, на которых ездять летом по болотам.
Тобогган, таббоган, тобоган (слово алгонкинского происхождения)- бесполозные сани, распространённые среди индейцев Канады. Состоят из досок длиной 3—4 м и шириной 30—40 см, скрепленных несколькими поперечинами и ремнями из оленьей кожи. Передок тобоггана загнут, вместо бортов натянута шкура или береста. Поводками служат два длинных ремня. Запрягались не лошади, а собаки. Тобогган применяют и современные охотники лесной зоны Канады.
Фаэтон (франц. phaeton) – легкий четырехколесный рессорный спортивный экипаж с откидным верхом,запрягается парой или четвериком. ссг
maxxbay
Обо всех и обо всем
В эпоху индивидуализма на наших дорогах все больше становится личных автомобилей. Однако не уходит в небытие и общественный транспорт. А каким он был сто, двести, а то и триста лет назад? Да, он появился задолго до возникновения разного рода двигателей, потому что массам людей всегда требовалось перемещаться на большие расстояния.
Коча, или водный автобус XVII века
Начало XVII века ознаменовалось бурным развитием Голландии. Строились большие и малые города, росла потребность в торговых связях. Для быстрого доступа к разным точкам страны начали прорывать каналы, стены которых отделывались камнем. Во избежание переполнения/обмеления речных протоков, возделывались шлюзы. Через каналы мастерили деревянные мосты, а по связующим водным «нитям» пускали сначала груженные, затем и пассажирские корабли. Последние судна, предназначенные для перевозки групп незнакомых людей, назывались кочами. Это была плоская лодка с просторной пассажирской каютой. В ней всегда было чисто и прибрано, по сторонам крепились скамьи, имелось место и для размещения багажа.
Движение происходило строго по расписанию, к посадке желающих «извозчики» призывали ударами колокола. Заполненная людьми разных сословий, коча двигалась по водному маршруту при помощи тягловой силы – запряженных лошадей, перемещающихся вдоль каналов. Для пассажиров, выпускались даже песни, которые пелись хором. В поездке заводилось немало романов, деловых отношений, случайных знакомств.
Дилижанс – международный пассажирский транспорт XVI века
Для преодоления сухопутных расстояний в XVI веке в Европе и Англии появились дилижансы. Так назывались вместительные кареты, которые перевозили пассажиров между городами и придерживались расписания. В кареты были запряжены лошади, некоторые же извозчики приделывали к транспортному средству «паруса» из кожи. Когда дул попутный ветер, раскрытые полотна увеличивали скорость передвижения дилижанса. Правда, пассажирам приходилось терпеть немалую тряску. На станциях дилижансы останавливались, чтобы сменить лошадей, дать пассажирам прийти в себя и перекусить.
На общественный транспорт часто совершались разбойничьи набеги. Ведь большое скопление народа давало большую прибыль, чем одиночная карета. Пойманных бандитов часто казнили через повешение, причем прямо вдоль дороги, чтобы другим было неповадно. Некоторые дилижансы курсировали по постоянному маршруту, в этом случае у них по бокам делались надписи, указывающие направление следования. В России дилижансы появились только в XIX веке: не были приспособлены дороги (в Европе передвижение шло по проложенным еще римлянами путям). Передвигающиеся по внутригородским маршрутам дилижансы стали именовать омнибусами.
Кэбы и пролетки – такси XIX века
На XIX век приходится эпоха расцвета «такси». На улицах российских городов сновали пролетки, в Англии – кэбы, а во Франции – кабриолеты. Пролетки были как с откидным верхом, так и вовсе без него. Они были разного цвета: первого класса – красного, среднего уровня – синие, простые же могли иметь любой цвет. Извозчик сидел впереди и управлял лошадью, пассажиры, коих могло быть от одного до нескольких, располагались сзади. За состояние повозок и самих извозчиков (чтобы не спал и не был пьян) следили полицейские.
Кэбы в отличие от пролеток состояли из закрытых кабинок, а извозчик размещался сзади. Такой способ был удобен для пассажиров, которым ничего не мешало смотреть впереди себя. Доплата производилась после завершения поездки, а деньги передавались через небольшой люк в крыше кабины.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Трансляции
—Статистика
Повозки или позабытая история транспорта. Часть 1.
История повозки.Часть 1.
UNGEWITTER, HUGO (1869-c.1944)
A Noblewoman Alighting her Carriage, signed and dated 1906.
Нет сомнения ввиду многих мест древних авторов, что и для перевозки грузов издавна употреблялись колесные повозки. Так, Гомер повествует, что Навзикая просила у отца повозку, чтобы везти с подругами на берег моря мыть одежды. Повозки этого рода бывали двух- и четырехколесные: их изобретение Плиний приписывает фригийцам. Колеса такого «plaustrum» были крепко насажены на оси, которые вертелись вместе с ними, как у наших железнодорожных вагонов, в подшипниках, неподвижно прикрепленных к кузову. Такие повозки, очень неповоротливые, и теперь существуют на о-ве Формозе.
TSERETELLI, ZURAB (B. 1934).
У древних персов существовала правильно организованная почтовая гоньба; царские гонцы быстро развозили повеления и в других древних государствах, но о правильно организованной перевозке пассажиров на лошадях известно подробнее лишь со времен римлян. Извоз этого рода содержали частные люди (экипаж; «cisium») был двухколесный, с дышлом, наподобие кабриолета, но без рессор, с сиденьем, подвешенным на ремнях. В него влезали со стороны лошадей, а не сзади, как в колесницах; изображения цизиума встречаются уже на этрусских вазах. В таких экипажах ездили очень скоро: по свидетельству Светония, император проезжал в легких «meritoria vehicula» расстояния до 150 в. в сутки.
В.Серов. Одиссей и Навсикая
Гораздо больше сведений мы имеем о парадных экипажах римлян. У древних вообще пользование парадными колесницами было привилегий высокопоставленных лиц и жрецов; изображения богов во время процессий тоже возили в особых колесницах. Частные лица присвоили себе это право только во времена упадка нравов, а при империи украшали свои экипажи со всею возможной роскошью. Самый древний тип — «arcera», о нем упоминается в законах двенадцати таблиц; это была четырехколесная открытая тележка; для женщин ее делали на двух колесах. Столь же древни и носилки, которым впоследствии стали придавать такое роскошное устройство, что Цезарь счел нужным издать закон, ограничивающий эту роскошь.
Гравюра с изображением почтового дилижанса в чёрно-красных цветах почтового ведомства в окрестностях Ньюмаркета (Саффолк) в 1827 году. Сзади виден охранник.
Несколько позднее был придуман «саrреntum», двухколесный экипаж с полуцилиндрической крышкой, и «carruca», родоначальница современных карет, четырехколесная повозка с покрытым кузовом, приподнятым над ходом на четырех столбиках; сзади было сиденье для двух лиц, а возница сидел спереди, ниже господ, или шел рядом. От галлов римляне заимствовали таратайку с кузовом, плетенным из ивы — «sirpea», а от жителей северного побережья Европы — колесницу «essedum», в которую входили спереди; она служила и для мирных, и для военных целей.
В эпоху переселения народов и в начале средних веков пользование экипажем считалось признаком изнеженности; совершались переезды на коне, а духовные и женщины ездили на ослах. Летописцы этой эпохи лишь весьма редко упоминают об экипажах. Так, Эгингард повествует, что меровингский король Хильперик всюду ездил в римском «саrреntum», запряженном быками; английский епископ св. Эркенвальд в VII в. ездил и проповедовал в колесной повозке, так как был стар и немощен. Только после крестовых походов мода на экипажи начинает возрождаться, но их допускают лишь для торжественных случаев, для высокопоставленных лиц, а обывателям запрещают ими пользоваться.
«Прибытие почтовой кареты» Буальи Луи-Леопольд
По области применения повозки делят на пассажирские и грузовые (ранее существовали также военные повозки), по количеству колёс — на двухколёсные (одноосные) и четырёхколёсные (двуосные), а также без колёс — на полозьях.
Грузоподъёмность повозки может доходить до 750 кг (для одноосных) и до двух тонн (для двухосных).
Современные повозки нередко оснащаются пневматическими шинами, а иногда также пневматическими либо гидравлическими тормозами.
Слово «карета» пришло в Россию вместе с немецкими каретами, когда, с середины XVII века, они стали в массовом порядке завозиться германскими купцами и становились все популярнее среди московской знати. Наиболее вероятно, что слово употреблялось и ранее наряду с другими распространнеными в то время словами (например «колымага»), к тому же слово использовалось в украинском, старославянском и польском языках.
(Заимствовано в середине XVII века из польского языка, где kareta
Колесо и повозка
Колесо — величайшее изобретение человечества — появилось благодаря наблюдательности. Люди видели, как катятся по склону упавшие стволы деревьев или камни с горы при обвалах. Заметили, что по перекатывающейся гальке легче подтащить лодку к воде. А если подложить под тяжёлую долблёнку брёвна, то лодку можно будет катить с меньшими усилиями. Такие опыты стали первыми шагами к изобретению колеса.
Бревно — скат — колесо
Возможно, что катящиеся брёвна поначалу использовали не как транспортное средство, а как «подвижную дорогу» — прототип конвейера. Из обтёсанных брёвен выкладывали путь для прокатки груза. Брёвна, по которым груз уже прокатили, переставляли вперёд, продлевая дорогу. Так с меньшими усилиями перемещали тяжести. По мере использования середина брёвен-катков истончалась от трения перекатываемого по ним груза. Такие брёвна меньшей поверхностью соприкасались с землёй и катились лучше. Люди стали выжигать среднюю часть брёвен, делая её тоньше, чем на краях, — получились скаты.
Следующий шаг — изобретение платформы для груза, поставленной на один или несколько скатов.
Скат преобразовался в ось с валиками на концах, вытачиваемую из цельного куска дерева. Потом валики стали делать отдельно от оси и прочно скреплять с ней. Эти валики уже были настоящими колёсами.
Игрушка или макет
Первые известные нам колёса были обнаружены на. игрушках! В IV тыс. до н. э. жившие на Днепре люди, создатели трипольской культуры, сделали керамическую модель повозки с вращающимися колёсами на оси. Неизвестно, пользовались ли трипольцы повозками как транспортом и по их подобию сделали игрушку или только опробовали идею колеса на керамической модели.
Вскоре макеты глиняных повозок появились во многих культурах, от Южной Европы (баденская культура) и Междуречья Тигра и Евфрата (Шумер) до древних городов Индии Мохенджо-Даро и Хараппа. Реалистичность моделей повозок с тянущими их фигурками животных убеждает нас, что их создатели уже ездили на колёсных повозках.
Америка без колёс
Колесо к повозке
Платформу преобразовали в повозку — первое сухопутное транспортное средство. Повозки возили одомашненные быки, ослы, лошади. У первых повозок парные колёса жёстко сидели на оси и вращались вместе. Такая конструкция позволяла ехать по прямой, но при повороте ось часто ломалась. Колёса, связанные одной осью, не могли вращаться с разной скоростью, а ведь на поворотах одно колесо должно пройти больший путь, чем другое.
Заставить колёса вращаться с разной скоростью удалось с изобретением ступицы — отверстия в центре колеса. Ось оставалась неподвижной, а колёса стали вращаться независимо друг от друга и от оси. Для уменьшения трения ступицы об ось ось смазывали жиром или дёгтем. Первые повозки Запада были четырёхколёсными на двух осях, а индийские — двухколёсными с одной осью.
Эволюция колеса
Первые колёса вырезались из цельных кусков дерева. Они были тяжёлыми и вращались медленно. Для облегчения в них выпиливали вырезы, прочность колёсам придавали поперечные скрепы. С открытием металлов обод колеса стали укреплять медью, бронзой, а позднее железом. Укрепление внешней части сделало возможным изобретение лёгкого и быстрого колеса со спицами. Парой таких колёс на одной оси были снабжены быстроходные египетские колесницы, появившиеся в середине I в. до н. э.
Катить — не тащить
Попробуйте протащить по стеклу ленту приклеенного к нему скотча — скотч порвётся, но не сдвинется. Но если отрывать скотч с одного конца, как бы прокатывая его по стеклу, он отойдёт без усилий. Все тела (предметы), даже нелипкие, соприкасаясь, «приклеиваются» друг к другу — меж их поверхностными частицами, молекулами, возникают адгезионные связи. При движении эти связи рвутся, и ощущается сопротивление движению — сила трения. Когда мы тащим одну поверхность по другой, мы рвём сразу все адгезионные связи меж ними, что требует усилий. При качении связи рвутся постепенно, и когда мы катим предмет, то тратим меньше сил (энергии). Так колесо экономит энергию.
Влияние на жизнь человечества
Изобретение колеса дало мощный толчок развитию техники. На колёсных повозках стало легче перемещать грузы, что позволило людям заселять удалённые территории, торговать, путешествовать, воевать. Колесо — это не только транспорт, идея колеса лежит в основе таких изобретений, как жернов, гончарный круг, блок, мельница, прялка, токарный станок. Колёсная зубчатая передача используется во многих механизмах — от часов до швейной машинки. Колесо — это штурвалы каравелл и гребные колёса пароходов, турбины и моторы, вентиляторы и гидроэлектростанции.
Колесо и повозка
Колесо — величайшее изобретение человечества — появилось благодаря наблюдательности. Люди видели, как катятся по склону упавшие стволы деревьев или камни с горы при обвалах. Заметили, что по перекатывающейся гальке легче подтащить лодку к воде. А если подложить под тяжёлую долблёнку брёвна, то лодку можно будет катить с меньшими усилиями. Такие опыты стали первыми шагами к изобретению колеса.
Бревно — скат — колесо
Возможно, что катящиеся брёвна поначалу использовали не как транспортное средство, а как «подвижную дорогу» — прототип конвейера. Из обтёсанных брёвен выкладывали путь для прокатки груза. Брёвна, по которым груз уже прокатили, переставляли вперёд, продлевая дорогу. Так с меньшими усилиями перемещали тяжести. По мере использования середина брёвен-катков истончалась от трения перекатываемого по ним груза. Такие брёвна меньшей поверхностью соприкасались с землёй и катились лучше. Люди стали выжигать среднюю часть брёвен, делая её тоньше, чем на краях, — получились скаты.
Следующий шаг — изобретение платформы для груза, поставленной на один или несколько скатов.
Скат преобразовался в ось с валиками на концах, вытачиваемую из цельного куска дерева. Потом валики стали делать отдельно от оси и прочно скреплять с ней. Эти валики уже были настоящими колёсами.
Игрушка или макет
Первые известные нам колёса были обнаружены на. игрушках! В IV тыс. до н. э. жившие на Днепре люди, создатели трипольской культуры, сделали керамическую модель повозки с вращающимися колёсами на оси. Неизвестно, пользовались ли трипольцы повозками как транспортом и по их подобию сделали игрушку или только опробовали идею колеса на керамической модели.
Вскоре макеты глиняных повозок появились во многих культурах, от Южной Европы (баденская культура) и Междуречья Тигра и Евфрата (Шумер) до древних городов Индии Мохенджо-Даро и Хараппа. Реалистичность моделей повозок с тянущими их фигурками животных убеждает нас, что их создатели уже ездили на колёсных повозках.
Америка без колёс
Колесо к повозке
Платформу преобразовали в повозку — первое сухопутное транспортное средство. Повозки возили одомашненные быки, ослы, лошади. У первых повозок парные колёса жёстко сидели на оси и вращались вместе. Такая конструкция позволяла ехать по прямой, но при повороте ось часто ломалась. Колёса, связанные одной осью, не могли вращаться с разной скоростью, а ведь на поворотах одно колесо должно пройти больший путь, чем другое.
Заставить колёса вращаться с разной скоростью удалось с изобретением ступицы — отверстия в центре колеса. Ось оставалась неподвижной, а колёса стали вращаться независимо друг от друга и от оси. Для уменьшения трения ступицы об ось ось смазывали жиром или дёгтем. Первые повозки Запада были четырёхколёсными на двух осях, а индийские — двухколёсными с одной осью.
Эволюция колеса
Первые колёса вырезались из цельных кусков дерева. Они были тяжёлыми и вращались медленно. Для облегчения в них выпиливали вырезы, прочность колёсам придавали поперечные скрепы. С открытием металлов обод колеса стали укреплять медью, бронзой, а позднее железом. Укрепление внешней части сделало возможным изобретение лёгкого и быстрого колеса со спицами. Парой таких колёс на одной оси были снабжены быстроходные египетские колесницы, появившиеся в середине I в. до н. э.
Катить — не тащить
Попробуйте протащить по стеклу ленту приклеенного к нему скотча — скотч порвётся, но не сдвинется. Но если отрывать скотч с одного конца, как бы прокатывая его по стеклу, он отойдёт без усилий. Все тела (предметы), даже нелипкие, соприкасаясь, «приклеиваются» друг к другу — меж их поверхностными частицами, молекулами, возникают адгезионные связи. При движении эти связи рвутся, и ощущается сопротивление движению — сила трения. Когда мы тащим одну поверхность по другой, мы рвём сразу все адгезионные связи меж ними, что требует усилий. При качении связи рвутся постепенно, и когда мы катим предмет, то тратим меньше сил (энергии). Так колесо экономит энергию.
Влияние на жизнь человечества
Изобретение колеса дало мощный толчок развитию техники. На колёсных повозках стало легче перемещать грузы, что позволило людям заселять удалённые территории, торговать, путешествовать, воевать. Колесо — это не только транспорт, идея колеса лежит в основе таких изобретений, как жернов, гончарный круг, блок, мельница, прялка, токарный станок. Колёсная зубчатая передача используется во многих механизмах — от часов до швейной машинки. Колесо — это штурвалы каравелл и гребные колёса пароходов, турбины и моторы, вентиляторы и гидроэлектростанции.