Как называется подъемник на горнолыжном курорте
Виды подъемников на горнолыжных курортах
Часто на туристических сайтах встречаются вопросы: «А в каком состоянии подъемник на горнолыжном курорте? Не опасен ли он?». Ответы на них такие: «Состояние хорошее. Он воздушного типа, кресельный». И здесь сразу же возникает другой вопрос: «Кресельный — это какой?».
В этой статье говорится о тех видах устройств, на которых неопасно бывать во время отдыха.
Горнолыжный подъемник
На зимнем месте отдыха обязательно должно работать средство для перевозки посетителей на гору. Ведь такое техническое сооружение разрешает поднимать туристов на самую верхнюю ее точку, чтобы сберечь его силы. Спортсмены, выбирая для себя место отдыха, обращают внимание на наличие такого устройства, так как без него количество спусков и катания на лыжах или сноуборде значительно сократится.
Все горнолыжные подъемники созданы для перемещения абсолютно всех посетителей курорта от конца трассы к началу и наоборот. И для своих клиентов туристические фирмы устанавливают разные их виды, только чтобы к ним ехали. Поэтому лучше узнать о каждом из них.
Воздушные подъемники
Один из видов такого передвижения — воздушный, который пользуется большим спросом у всех сноубордистов и лыжников. Он отличается тем, что переправляет всех к началу спуска по воздуху, не прикасаясь к земле. Различают три вида канатных средств передвижения:
Кресельные подъемники
Кресельный подъемник считается современным и простым одновременно, за что и полюбился многим туристам. Его особенность состоит в том, что спинки и сидения постоянно держатся за канат. Также ему не свойственно останавливаться — он постоянно в движении, поэтому туристы спрыгивают с него на ходу и сразу же начинают спускаться к старту подъема.
Кресельные подъемники в горах бывают двух-, трех-, четырех-, шести-, восьмиместные.
Гондольные подъемники
Гондольный подъемник отличается от кресельного тем, что посетители в нем перемещаются в отдельных кабинках, в то время как в кресельном — в креслах. И тем, что у людей есть возможность поехать назад, так и не прокатившись вниз по спуску. Поэтому при поднятии на вершину горы у человека есть два выбора: спустится самому (с помощью лыж, сноуборда или другого средства перемещения) или же сесть в другую кабинку (или эту же) и вернуться в гостиницу. Однако они отличаются друг от друга.
Маятниковые воздушные подъемники
Маятниковые средства разнятся от других тем, что они двустороннего движения. Это значит, что на тросе размещены две кабины, которые движутся вверх-вниз навстречу друг другу.
Важно! При прибытии к вершине подъемник на горе замедляется и с прибытием новой группы на станцию и вовсе зависает, давая возможность посетителям спокойно покинуть ее, а новым — войти. Но стоит помнить и то, что через некоторое время он уезжает обратно, так как ее пребывание на станции заканчивается, и, соответственно, она возвращается назад. Поэтому не стоит пребывать в кабинке долго, так как есть риск уехать назад, так и не выйдя из нее.
Туристы любят называть этот курортный подъемник многоэтажкой, объясняя это тем, что кабинки похожи на два лифта, которые едут на нужный этаж, как только появляются новые спортсмены.
Воздушные подъемники одностороннего движения
Особенностью таких устройств является то, что кабинки в них едут одна за другой. Попросту говоря, люди высадились, несколько человек зашло, и кабинка поехала дальше уже к началу подъема. Разумеется, при посадке и высадке группы она замедляется, давая возможность людям зайти или выйти.
При посадке и высадке кабинка не останавливается, а только замедляет ход, как в кресельных. Поэтому нужно быть аккуратным, чтобы в толпе нигде не травмировать себя.
Наземные подъемники
Наземные средства передвижения отличаются от воздушных в первую очередь тем, что устройство для перемещения туристов расположено на земле. То есть, этот вид перемещает людей, не отрываясь от земли. Обычно он применяется там, где склон небольшой.
Бугельные подъемники
Как и воздушные, наземные устройства делятся на три типа. Среди них — бугельные.
Есть утверждение, что в бугельных подъемниках есть шанс травмироваться. Это в корне неверно, так как туристические фирмы снабжены системой безопасности на высшем уровне.
При подъеме человек встает на небольшую деревянную доску и перемещается с помощью троса. Главное преимущество устройств такого типа — можно в любой момент спрыгнуть с дороги (которая перемещает туристов) и поехать вниз. Для этого достаточно просто потянуть на себя веревку и отпустить — тогда она ослабнет, и человек спрыгнет.
Однако бугельных подъемников тоже есть несколько типов:
Важно! Чтобы соскочить с устройства, достаточно просто натянуть на себя трос. Тогда перекладина (или тарелка) замедлится, и туристу представится возможность отъехать в сторону.
Ленточный подъемник
Данный подъемник представлен небольшой дорожкой, которая поднимает спортсменов вверх по склону. Хотя на ней может поместиться только один человек, с ее помощью можно кататься на лыжах, сноуборде и санках. Однако такие подъемники редко встречаются на популярных курортах.
Перемещение происходит на низкой скорости, чтобы при прибытии на вершину склона или еще по дороге на него можно было просто сойти с дорожки без травмирования и просто поехать вниз по трассе.
Движущийся канат
Однако есть и такие устройства, оборудование которых не подходит под требования соблюдения мер безопасности. У таких подъемников на горнолыжном курорте название — движущиеся канаты.
Чтобы подняться на вершину склона, человеку нужно держаться за трос руками, в то время как ноги будут ехать по уже протоптанной дорожке. Для упрощения держания туристические фирмы делают перекладины, однако, движущийся канат все равно остается непопулярным и неудобным.
Интересно, что этот вид называют еще буксировочным, объясняя это тем, что канат тянет человека, как машину на буксире.
Техника безопасности при пользовании подъемниками
Нельзя забывать о физической подготовке, так как данный вид спорта требует силы, чтобы не травмировать себя при спуске.
Нужно быть внимательным при посадке и высадке. Это связано с тем, что в толпе можно не увидеть препятствия, упасть и покалечиться.
Также нужно умело пользоваться тросом и быстро реагировать при начале подъема. А если же он неожиданно соскочил — быстро уйти с дороги.
Не нужно забывать и о защите: следует надевать очки, так как есть риск, хоть и небольшой, что в глаза может что-то попасть при спуске. Что интересно, этим предметом большинство туристов и брезгует.
Данная статья поможет избежать вопроса, как называются подъемники на горнолыжных курортах. Ведь важно знать, какое средство передвижения на холм использовать лучше всего, потому что оно сбережет силы туриста, оставляя их на спуск с вершины, и поднимет настроение видом на лес. Однако не стоит забывать и о технике безопасности, так как из-за невнимательности легко можно получить травму.
Самые уникальные высокогорные подъемники на горнолыжных курортах. Какие бывают, как пользоваться, фото и видео
Подъемники являются неотъемлемой частью правильного функционирования горнолыжного курорта. С их помощью подняться на трассу не составит особого труда. Для того чтобы отдых приносил только положительные эмоции и не сопровождался травмами, необходимо разбираться в основных видах подъемников, а также в особенностях их эксплуатации.
Что такое горнолыжный подъемник
Подъемник на горнолыжном курорте представляет собой средство, перевозящее людей на вершину склона. Таким образом, человек попадает в необходимую точку, не затрачивая силы на передвижение.
При выборе места отдыха в первую очередь следует обращать внимание на наличие подъемников. В противном случае время катания на лыжах или сноуборде существенно сократиться из-за необходимости постоянно подниматься на вершину самостоятельно.
Устройство позволяет перемещаться всем посетителям курорта от начала трассы к концу и обратно. В летнее время горнолыжные подъемники используют в качестве аттракциона для туристов. С их помощью каждый желающий может осмотреть окрестности курорта с высоты.
Подъемник на горнолыжном курорте может быть следующего типа:
Также они могут различаться по таким характеристикам:
Такой тип подъемников именуется канатная дорога. Главное их отличие от фуникулеров в том, что перевозка пассажиров осуществляется в открытых креслах или кабинах, висящих в воздухе.
Канатный тип средств делят на несколько подвидов:
Такое средство передвижения выполнено в виде кресел на тросах. Подъемник постоянно находится в движении, поэтому необходимо своевременно садиться и вставать. Передвижение осуществляется на лыжах, чтобы не тратить время на переодевание после высадки на горе.
Средство получило популярность за счет простой эксплуатации и невысокой стоимости. Такие подъемники используют как в зимнее, так и летнее время. На месте посадки и высадки находятся деревянные настилы, чтобы облегчить движение и защитить поверхность лыж.
В зависимости от количества перевозящих людей в одном кресле, подъемник может быть:
Гондольные подъемники
Выделяют 2 типа подъёмников гондольного типа:
Особенность такого типа в отдельных кабинах для перемещения. Посетителям предоставляется 2 варианта использования средства. Можно подняться вверх и спуститься на лыжах или сноуборде, но если не удалось прокатиться с горы, человек может спуститься вниз на подъемнике.
Конструкция гондольного средства позволяет кабинам двигаться на встречу друг другу по канату. При подходе к месту высадки, ход кабин замедляется, чтобы дать возможность людям безопасно сойти. Вместимость кабины — от 2 до 4 человек.
Маятниковые воздушные подъемники
Подъемники этой группы установлены лишь на двух курортах мира: в Приэльбрусье и Домбае. Он представляют собой вагоны, подвешенные на канат и движущиеся навстречу друг другу. Один сектор вмещает до 40 человек.
Маятниковые механизмы дорогостоящие, имеют низкую производительность и сложны в эксплуатации. Однако выделяют и плюсы: их использование не зависит от рельефа местности, они быстрее перевозят людей на большие расстояния, в кабине люди защищены от воздействия снега и мороза. Еще одна особенность маятниковой конструкции — необходимость снимать лыжи перед посадкой.
Воздушные подъемники одностороннего движения
Такие конструкции имеют вид кабин, которые движутся в одном направлении. Количество одновременно поднимающихся гондол зависит от длины трассы. В момент высадки и посадки скорость движения кабин замедляется для удобства и безопасности.
Наземные подъемники
Характерная особенность наземных конструкций — в их движении на земле. Зачастую их устанавливают на небольших склонах.
Фуникулер
Это один из наиболее редких подъемников. Он состоит из вагона, который передвигается по рельсам и тянет за собой канат. На одном канате может быть лишь 2 вагона: один движется вверх, а второй в низ. Вместимость — до 140 человек.
Безопорная канатная дорога «бэби-лифт»
Применяется для транспортировки посетителей курорта на короткие склоны (до 150 м). Зачастую устанавливаются на учебных участках или детских трассах. Для передвижения достаточно ухватиться за трос руками. Преимущество данной дороги в простой эксплуатации и монтаже.
Бугельные подъемники
Передвижение основано на действии Т-образного или тарелкообразного бугеля.
Для того чтобы подняться на подъемнике, необходимо:
Преимущество такой конструкции в том, что человек в любое время может сойти на снежную дорогу и поехать вниз. Такой вариант подходит для тех, кто начинает учиться ездить на лыжах и сноуборде.
Ленточный подъемник
Такой вариант подходит для подъема по небольшим склонам. Подъемник выполняется в виде гибкой передвигающейся дороги. Вмещает он лишь одного человека. Ленточная конструкция позволяет кататься на сноуборде, санках и лыжах.
Часто такие дороги используются для детей, так как они безопасны и имеют низкую скорость движения. Ввиду своей простоты, такие подъемники редко используются на популярных курортах.
Движущийся канат
Движущиеся канаты редко используются на горнолыжных курортах, так как они неудобны и нефункциональны.
Чтобы попасть на вершину, необходимо ухватиться руками за трос и двигаться по протоптанной дороге. Для упрощенного движения производители выпускают перекладины, но даже с их помощью не удалось сделать такие подъемники популярными.
Ностальгия
Конструкция представляет собой подобие первых вариантов подъемников, часть из которых была самодельными. На подъемнике устанавливается специальный трос, за который лыжник цепляется приспособлением в виде крюка.
Такой способ передвижения не отвечает правилам безопасности и не используется на современных курортах. Если крюк во время движения сорвется, то человек рискует получить серьезную травму.
Правила подъема
Одним из самых популярных подъемников для начинающих является буксировочный. Он представляет собой натянутый трос, который постоянно находится в движении. К нему прикреплены шесты с тарелкообразным механизмом на концах.
Задача лыжника: просунуть тарелку между ног и двигаться к вершине склона. Главное расставить широко ноги и не пытаться присесть на тарелку. После того, как средство доставило человека до конечной точки, необходимо свободной рукой вытянуть шест и отпустить его.
Пользование Т-образными подъемниками:
Поднимаясь на кресельных подъемниках, человек должен соблюдать технику безопасности при высадке и посадке, так как конструкция не может останавливаться. На горнолыжном курорте, используя канатно-кресельный подъемник, важно вовремя ухватиться руками за поручни подъезжающего кресла.
Правила посадки в кресельное средство:
Если лыжник не смог выйти в указанном месте, необходимо оставаться в кабине до автоматической остановки.
На канатно-кресельном подъеме запрещено:
Первый подъем проходит под наблюдением инструктора, который расскажет, как правильно садиться, вставать и пользоваться тем или иным видом подъемника.
Для подъема на одноместном наземном транспорте необходимо подойти к размеченной дорожке, предварительно взяв 2 лыжные палки в одну руку. Движение вверх начинается после того, как человек возьмется двумя руками за шест и расположит его между ног.
Лыжи должны быть параллельными друг другу и находиться на расстоянии 20-50 см. Во время подъема необходимо немного наклониться вперед, нельзя отклоняться назад и прогибать поясницу. Чтобы не потерять равновесие, необходимо напрячься и крепко держать шест в руках. Если произошло падение, необходимо быстро освободить место подъема.
При пользовании маятниковым механизмом нельзя делать резкие движения в кабине, чтобы не раскачать её. Посадку и высадку выполняют по указанию контролера. В одной кабине не должно превышаться количество допустимых людей.
Что делать, если подъемник застрял?
Подъемник на горнолыжном курорте может застрять из-за погодных условий, неправильного пользования или неисправности механизма. В зависимости от причины поломки, человек может провести на большой высоте от нескольких минут до нескольких часов.
До восстановления канатной дороги человек должен соблюдать ряд правил:
Техника безопасности при пользовании подъемниками
Подъемник на горнолыжном курорте должен использоваться лишь по установленной инструкции. Знание техники безопасности позволит уберечь не только свою жизнь, но и других людей. Именно поэтому перед поездкой на отдых необходимо изучить правила поведения на территории курорта.
Работники курорта должны следить за состоянием местности и использовать такие меры безопасности:
Самые высокогорные подъемники
В таблице представлена характеристика необычных горнолыжных подъемников в мире.
Название | Где находится | Описание |
Titlis Rotair | Швейцария | Первая канатная дорога в мире с возможностью вращения кабин на ходу. Таким образом, посетители могут любоваться панорамными видами. Кабина доставляет туристов к месту назначения за 5 мин. Длина подъема до самой высокой точки — 3023 м. |
Двухэтажный подъемник | Франция (курорты Ле-Арк и Ла-Плань) | Дорога, соединяющая 2 курорта, была открыта в 2003 году. Одна кабина вмещает 200 человек и доставляет туриста в назначенное место за 4 мин. |
Подъемник – Сауна | Финляндия | Финские создатели подъемников создали сауну в стенах кабины. Обшивка конструкции выполнена из дерева. Посетители могут находиться в сауне на высоте 720 м. в одну кабину вмещается 3 человека. |
Подъемники со стеклянным полом | Австрия, Канада | Такие конструкции станут испытанием для тех, кто боится высоты. Канатная дорога со стеклянным полом относится к самым головокружительным аттракционам Европы. С её помощью соединены 2 курорта: Кицбюэль и Рестерхоэ. Расстояние от одного курорта до второго подъемник преодолевает за 9 мин. |
SkyWay Monte Bianco | Италия | Данное средство получило звание «восьмого чуда света». Строительство конструкции заняло 4 года. Во время движения кабина вращается вокруг своей оси, открывая туристам потрясающие виды. |
Горнолыжные курорты с каждым годом набирают все большую популярность. Активный зимний отдых подходит для любителей кататься на санках, лыжах и сноуборде. Для того чтобы сделать курорт безопасным, в первую очередь необходимо качественное техническое оснащение.
Одну из главных ролей играют подъемники, которые отличаются по виду и способу перемещения. Массивные конструкции с первого взгляда могут показаться сложными в эксплуатации, но на самом деле они просты в управлении, если придерживаться установленных правил.
Оформление статьи: Мила Фридан
Видео о горнолыжных подъемниках
Как пользоваться лыжными подъемниками:
История горнолыжных подъёмников
Садясь в кресло или же заходя в гондолу подвесной канатной дороги, мало кто из современников задумывается о том, что было время, когда никаких технических средств для подъёма наверх не было совсем. Подъёмники для лыжников появились немногим более века назад. А горнолыжный спорт возник, как принято считать, в середине XIX века, когда норвежец Сондре Норхейм впервые выполнил поворот в стиле телемарк. Таким образом, на протяжении полувека апологеты виртуозных спусков с гор могли рассчитывать исключительно на собственные силы.
Распорядок дня горнолыжника той эпохи выглядел примерно так: полдня изнурительного подъёма на гору, а затем счастливые двадцать-тридцать минут стремительного спуска вниз. На второй подъём в этот день сил уже могло и не остаться, но зато тогда по-настоящему умели ценить каждую секунду спуска.
И всё же прогресс есть прогресс, и наконец был изобретён подъёмник. Первое устройство для подъёма лыжников было коротким, медленным и довольно неудобным в эксплуатации. Эти механизмы прижились далеко не сразу. Между появлением первого подъёмника и началом их распространения в Альпах прошёл не один десяток лет, а массовое строительство началось лишь в середине прошлого века.
Основные типы подъёмников всем хорошо известны:
— буксировочные, или бугельные;
— гондольные, или с подвесными вагонами.
Ещё есть фуникулёры — в них вагон на тросовой тяге движется вверх по рельсам. Фуникулёры появились даже раньше бугельных, но они имеют целый ряд ограничений и поэтому не получили широкого распространения на горнолыжных курортах.
Канатная дорога на Шилтхорн, Швейцария © Владимир Головин
Видимо, вначале горнолыжные подъёмники выглядели так…
Начало новой эпохи
Самый первый в истории буксировочный подъёмник был построен в Германии в Schollach (Black Forest Highlands). Устройство его было предельно простым: электродвигатель, питающийся от небольшой гидроэлектростанции, через зубчатое колесо приводил в движение буксировочный трос, натянутый вдоль склона. Стальной трос был подвешен на пяти опорах с помощью роликов. Длина троса от низа до верхней подъёмной станции составляла 280 метров, а перепад по высоте был всего 32 метра.
Эта «непрерывная канатная дорога с буксирными сцепками для саней и лыжников» была официально запущена и введена в эксплуатацию 14 февраля 1908 года. Идея создания подъёмника пришла в голову менеджеру отеля Роберту Винтерхолдеру, и он потом даже получил патент на своё изобретение. Заявку для Роберта подготовило агентство Kleyer в Карлсруэ. Между 1909 и 1911 годами Винтерхолдер получил патенты для Германии, Франции, Австрии, Норвегии, Швеции и Швейцарии.
В 1910 году Винтерхолдер построил ещё один подъёмник для Международной выставки зимних видов спорта в Триберге. За него он был награждён принцем Максом Баденским золотой медалью выставки. Второй подъёмник был уже крупнее первого: он имел длину 550 метров, оснащался электродвигателем в 15 лошадиных сил и поднимал на высоту 85 метров до 32 человек одновременно.
Однако в 1914 году из-за спора с владельцами собственности подъёмник в Триберге был закрыт, а в 1917 году его полностью демонтировали. Подобная участь постигла и первый подъёмник в Schollach, который проработал до начала Первой мировой войны, а затем был отправлен на переплавку — металл тогда был необходим военным заводам.
Определённо можно сказать, что именно подъёмники произвели настоящую революцию в катании на горных лыжах. С ними покорение гор стало доступнее, и уже большую часть времени можно было посвящать спускам и совершенствованию техники.
Первые подъёмники были буксировочными. Чтобы подниматься вверх, лыжники держались за специальные крючки, цепляющиеся к тросу. Вероятно, тогда и появилось название «бугель» — в переводе с немецкого языка buegel (бюгель) означает «ручка». По другой версии, термин «бугель» пришёл из профессиональной речи моряков, где бугель (на голландском beugel) — это кольцо для крепления снастей. Главным недостатком бугеля было то, что руки лыжников во время подъёма сильно уставали, поскольку они находились в напряжении в течение всего подъёма.
Исправить этот недостаток попытался швейцарский инженер Эрнст Констам. Это произошло через двадцать с лишним лет после появления подъёмника Винтерхолдера.
Первый в Швейцарии бугельный подъёмник на Болгене, Давос (1934 год)
В 1932 году Констам стал экспериментировать с обвязками, охватывающими тело лыжника и пристёгивающимися к бугелю. Такая конструкция оставляла руки лыжника свободными. Вначале в качестве двигателя Констам решил использовать лошадь. Трос пропустили через специальный ролик, закреплённый на дереве на вершине горы, после чего он крепился к сбруе на животном. Лошадь шла вниз по склону в поводу, и трос таким образом тянул лыжника вверх.
Вначале всё шло хорошо, пока в один прекрасный день лошадь не вышла из-под контроля, рванув вниз. Констам едва не врезался в дерево, успев перерезать обвязку ножом, и свалился в снег в полуметре от препятствия. После этого случая от идеи с обвязкой пришлось отказаться, но зато появилась другая. К тросу прикрепили трубу в форме буквы J, на которую можно было садиться. Так появился знакомый нам всем бугельный подъёмник с «тарелочкой».
В то же время появился и другой вариант бугеля: штанга, за которую держался лыжник, изготавливалась в форме перевёрнутой буквы Г. Но эта конструкция не прижилась.
Подъёмник с Г-образными штангами
Одноместный подъёмник с бугелем в форме буквы J
Первым усовершенствованием, которое было добавлено к бугелю Эрнста Констама, стала пружина между трубой и креплением к тросу подъёмника. Эта пружина позволила увеличить скорость подъёмника, так как смягчала рывок при посадке.
Разные альпийские курорты приписывают себе первенство в установке подъёмников. Так, французский Межев считает, что первый буксировочный подъёмник был установлен именно у них. Это произошло в 1933 году. В то же время Альп-д’Юэз тоже хочет считать себя первым в этом благородном деле, но подъёмник там появился только в 1935 году.
Ещё один претендент на первенство — швейцарский Давос, оснастившийся новинкой в 1934 году. Именно здесь придумали новый двухместный бугель, который у нас в просторечии именуется «шваброй». Это произошло в сезоне 1934/35 года, когда в Давосе случился настоящий аншлаг.
Пропускной способности подъёмника, составлявшей 170 человек в час, стало явно недостаточно. И тогда директор местной лыжной школы Джек Этингер предложил заменить трубу в форме J на Т-образную подставку, тем самым вдвое увеличив количество пассажиров на каждом бугеле и, соответственно, его пропускную способность.
Простейший безопорный подъёмник с канатом. 1960-е годы
Для увеличения пропускной способности появились Т-образные бугели, рассчитанные уже на двух пассажиров
В последующие годы в мире установили более двух сотен подъёмников, работавших по схеме Эрнста Констама. Изобретение европейца, никогда не покидавшего Швейцарию, положило начало настоящей революции лыжного спорта в мире. Первый американский подъёмник, кстати, был построен с нарушением авторских прав — его сконструировали по фотографиям, которые привезли из Давоса. Позже Констам даже получил за это материальную компенсацию.
Очередным усовершенствованием подъёмника стало изобретение молодого инженера из Гренобля Жана Помогальского, придумавшего специальный замок, позволяющий бугелю отстёгиваться и снова пристёгиваться к тросу. Система работала следующим образом: подъехав к посадочной станции, лыжник брал в руки штангу из специального отстойника и переводил её по направляющим. Замок на штанге захватывал движущийся трос, и пассажир устремлялся наверх.
Такой буксировочный подъёмник функционировал в швейцарском Гштааде (1940 год)
Появление кресельных подъёмников
Новым скачком в развитии горнолыжной индустрии стало появление кресельного подъёмника. Первый такой подъёмник построили в США в конце 1930-х годов на курорте Сан-Вэлли в штате Айдахо. Эта идея пришла в голову промышленнику Авереллу Гарриману, а он поручил её разработку инженеру компании «Юнион Пасифик» Джеймсу Каррану.
За основу устройства была взята система, использовавшаяся для погрузки бананов на корабли, с которой Карран имел дело, работая в Центральной Америке. А в 1937 году кресельный подъёмник был запатентован.