Как называется письменность в вавилонском царстве
Вавилонская клинопись
Вавилоняне пользовались шестидесятеричной системой счисления, но внутри каждой шестидесятки она, судя по способу записи, была обычной десятеричной. Что касается непосредственно записи чисел, то от её вида немедленно начинает рябить в глазах. Мы считаем, за такой неприятный эффект вавилонские математики должны были получать молоко, а лучше пиво, потому что иначе остаться в своём уме, целый день наблюдая ЭТО, невозможно:
Для записи чисел использовались всего два знака: прямой клин для обозначения единиц и лежачий клин для обозначения десятков внутри шестидесятеричного разряда. Новый шестидесятеричный разряд начинался с появлением прямого клина после лежачего клина, если рассматривать число справа налево. Таким образом, число изображалось в позиционной 60-ричной системе, а его 60-ричные цифры — в аддитивной десятичной. Аналогично записывались дроби. Для популярных дробей 1/2, 1/3 и 2/3 были специальные значки.
Вначале нуля не было. Позже ввели обозначение для пропущенных шестидесятеричных разрядов, что соответствует появлению нуля, но в первом разряде справа этот знак не ставился, что приводило к неоднозначности записи чисел и для определения абсолютного значения числа требовались дополнительные сведения.
Что такое клинопись и чем она отличается от иероглифов?
Из статьи вы узнаете значение слова «клинопись», где и когда зародился этот способ письма, когда стали впервые использовать глиняные таблички для записей, как шла эволюция клинописи в Месопотамии, чем отличаются иероглифы от знаков-клиньев.
Что обозначает слово “клинопись”?
К самому древнейшему способу письма, зародившемуся в Междуречье (Месопотамии), относят клинопись. Под этим термином понимается процесс нанесения на «таблетки» (таблички из еще не высохшей глины) определенной системы черточек-клиньев.
В качестве пишущего средства использовались по-особому заточенные деревянные палочки. С одного конца они были уплощенные по длине, а сечение представляло собой зауженный треугольник – клин.
Раскопки в городах Киш, Урук в 3500-3300 годах до н.э. открыли миру первые клинописные записи. Поэтому клинопись неразрывно связывают с шумерской цивилизацией, существовавшей два тысячелетия на землях современного Ирака.
Позже письменность в виде системы клиньев была заимствована Вавилоном и Ассирией, а также Хеттским царством, Древней Персией.
Где и как использовались глиняные таблички
Развитие клинописи охватывает значительный период в истории месопотамской культуры – от 4 тысячелетия до н.э. по I век н.э. Это был расцвет письменности на глиняных табличках.
Первоначально, на самом раннем этапе, письмо Шумерского государства носило характер пиктограмм – упрощенных рисунков, обозначающих как предметы хозяйственного счета, так и определенные «заметки» о каких-либо событиях. Располагались они столбиками.
Пиктограммы представляли собой изображения окружающих предметов.
Однако дальнейшее развитие экономики, культуры, государственного управления Шумер привело к тому, что на смену пиктограммам пришли клинья, складывающиеся в слова, слоги. Это позволяло оперативно записывать большие объемы информации. Текст стали писать слева направо.
В 3-2 тысячелетиях до н.э. насчитывалось более двух тысяч знаков. Но Вавилон и Ассирия, переняв клинопись, провели ее реформу, оставив менее 500 словоформ. Это позволило открыть светские школы, донести тайны письма до рядовых жителей, а не только до жрецов, как было в Шумерах.
Развитие клинописи в Месопотамии
Эволюция шумерской клинописи несет в себе отпечатки расцвета и падения цивилизаций Междуречья. Все начиналось с математических записей и кратких рисунков-пояснений, показывавших хозяйственные операции на изделиях разнообразных форм – шарообразной, цилиндрической.
Постепенно расширялись сферы применения уже настоящей клинописи – на глиняных табличках заключали договоры между правителями, фиксировали законодательные акты того времени. Слоговое письмо, которое изобрели в середине 3-го тысячелетия до н.э., давало возможность фиксировать повседневные фразы, записывать сочинения научной, художественной направленности. Благодаря этому появился такой памятник шумерской культуры, как «Эпос о Гильгамеше».
Клинопись представляла собой краткие рисунки-пояснения.
Чем клинопись отличается от иероглифов
Шумерская, вавилонская, древнеперсидская клинопись появились позднее, чем китайские или древнеегипетские иероглифы. Основа у них одна – изобразить схематически то или иное слово, явление, предмет, слог, звук. Но есть и отличия.
Прежде всего клинопись более упрощена, что сокращает временные затраты на обучение искусству письма, запись информации. Она позволяет более точно и кратко излагать мысли. Также, в отличие от китайских иероглифов, данный способ письма менее зависит от изменения смысла предложения при перестановке слов или добавлении слогов. Поэтому клинопись более удобна в практическом применении.
Письменность и литература Вавилона
Письменность вавилонян, унаследованная ими от шумеров, была хорошо развитой клинописью, приспособленной к особенностям семитического аккадского языка. Этот язык во II тысячелетии до н. э. стал общепризнанным языком дипломатической переписки. Вавилонскую клинопись изучали даже в писцовых школах далёкого Египта. Клинописью написаны многочисленные документы, религиозные тексты, сказания.
Господство религии и жречества в области идеологии являлось определяющим для вавилонской литературы. Даже популярные произведения устного народного творчества подвергались обработке в духе господствующей идеологии. Характерным для вавилонской литературы того времени является настойчивое подчёркивание слабости человека и ограниченности его возможностей, проповедь смирения и покорности человека порядкам, установленным самими богами, и власти обожествляемых царей. Подвергались обработке и приспособлялись к новым успениям древние мифы и предания, вроде упоминавшихся уже ранее мифов о сотворении мира, о нисхождении богини Иштар в царство мёртвых и др.
Обработке подверглись также шумерские сказания о Гильгамеше. Возможно, что именно к этому Времени были сведены в единый эпос ранее существовавшие разрозненные предания о Гильгамеше, хотя некоторые исследователи относят создание этой эпической поэмы ещё к концу III тысячелетия. Вавилонская обработка сказалась, в частности, в трактовке образа главного героя эпоса.
Перед Гильгамешем встаёт вопрос о смертности людей. Несмотря на уговоры богов и людей, несмотря на величайшие препятствия, он предпринимает путешествие на край света, где находится переживший потоп герой Утнапиштим (Зиусудра). Тот рассказывает ему историю потопа и своего спасения, но уверяет Гильгамеша, что вечной жизни для человека быть не может. Тем не менее, он помогает Гильгамешу найти волшебное растение, освобождающее человека от старости. Гильгамеш решает разделить его со своим народом, но на обратном пути растение похищает змея. Поэма первоначально кончалась похвалой мудрецам, построившим древние стены Урука и тем создавшим вечную ценность.
Эта мужественная и глубокая по мысли поэма, герои которой выступают как поборники блага людей и богоборцы, подверглась тенденциозной переработке в господствовавшем духе проповеди смирения и покорности богам. В частности, в конце к поэме был прибавлен перевод проникнутой религиозным духом шумерской песни о том, как Гильгамеш вызывал из преисподней дух Энкиду и тот рассказал ему о печальной судьбе мертвых, страдающих от голода и жажды. Эта судьба несколько облегчается якобы лишь выполнением соответствующих погребальных обрядов и принесением жертв.
Эпос о Гильгамеше был написан стихотворным размером, основанным на счёте ударении. Точное представление о подлиннике даёт прекрасный перевод первых строк эпоса, сделанный крупнейшим советским ассириологом В. К. Шилейко с полным учётом размера подлинника.
Об увидавшем все до края мира,
О проницавшем все, постигшем все.
Он прочел совокупно все писанья,
Глубину премудрости всех книгочётов.
Потаённое видел, сокровенное ведал,
И принес он весть о днях до потопа.
Далеким путем он ходил, но устал и вернулся,
И записал на камне весь свой труд.
В вавилонской литературе появляются зачатки драмы в форме религиозных мистерий, а также лирики, элементы которой мы находим и различных гимнах, молитвах и т. д. Нам известно, что существовала и светская лирика, но образцы её не дошли до нас.
Древний Вавилон
Вы будете перенаправлены на Автор24
История древнего Вавилона является чередой войн и восстаний, великих завоеваний, жители Вавилона не один раз были захвачены завоевателями и сами порой выступали в роли завоевателей.
Вавилон – величественный город в Месопотамии, столица государства Вавилония, располагался он в области Аккад и являлся главным экономическим, политическим и культурным центром древнейшей цивилизации (историки называют его «первым мегаполисом»).
В настоящее время руины древнего Вавилона находятся у окраин современного города Эль-Хилл в Ираке, расположенного в 90 км к югу от Багдада.
Существует несколько периодов развития древнего Вавилона:
Расцвет экономики и культуры Вавилона историки традиционно связывают с эпохой правления Навуходоносора II (VI век до н. э.).
При царствовании Навуходоносора, Вавилон подчинил себе всю Месопотамию и весь Ближний Восток, но, даже не смотря на это, позже Вавилон был завоеван Ахеменидской Персией, (что не мешало городу развиться), но уже к IV веку был завоеван Александром Македонским и в итоге прекратил свое существование.
Многие исторические источники свидетельствуют, о том, что Вавилон был основан не позднее 3 тысячелетия до н.э. Современные археологические находки на территории древнего Вавилона датируются примерно 2400 г. до н. э., самый расцвет его пришелся на VI век до н. э., так за счет территорий Аккада и Шумера Вавилон в этот период становится крупным торговым и культурным центром. Через город протекала река Евфрат, по ней проходили корабли, которые везли продукты, материалы, пешими путями проходили караваны с пшеницей и фруктами.
Готовые работы на аналогичную тему
Законы Хаммурапи
В период с 1792 по 1750 гг. до н.э. Вавилонией правил царь Хаммурапи, который запомнился в истории тем, что разработал и ввёл в оборот одни из самых строгих, но, довольно честных и справедливых законов, которые существовали в древности. Сегодня они известны нам, как Свод законов Хаммурапи или Кодекс Хаммурапи. Всего законов было 282 – по ним жили, работали, вели хозяйство, и даже торговали все жители Вавилонии.
Свод законов Хаммурапи, благодаря своей строгости уберег от совершения преступлений многих людей, так как в Кодексе Хаммурапи за провинности и преступления были очень строгие наказания (за кражу, например, – смертная казнь). Кроме этого, согласно Кодексу Хаммурапи, человек, которого обидели, избили, повредили часть лица мог безнаказанно сделать тоже самое со своими обидчиками. Жестоко наказывали тех, кто плохо и безответственно относился к своему хозяйству, что в итоге навредило соседям: в таком случае виновный, во что бы то ни стало, был обязан возместить все убытки.
Письменность в древнем Вавилоне
Для современных людей информация об устройстве государства, экономической политике, и истории Вавилона сохранилась благодаря уцелевшим глиняным табличкам, на которые в те времена наносили клинописные тексты. Такие таблички хранились в Вавилонских храмах, а также в царских дворцах и библиотеках.
С помощью глиняных табличек вавилонские писцы сохраняли различные мифы, легенды, сказания. В Вавилоне получила свое развитие наука, ее развитию способствовало строительство храмов и дворцов, а также практика разветвленной и достаточно непростой системы земледелия, при которой возникла необходимость измерения земельных участков. Очень хорошо в Вавилоне были развиты математика и астрономия.
Именно в Вавилоне, благодаря наблюдениям за звездным небом, был придуман и составлен самый первый календарь того времени, удивительно, но ошибка данного календаря по отношению к солнечному году, была в расхождении в 7 минут.
Все жители древнего Вавилона общались между собой на одном из самых старых семитских языков – аккадском (в некоторых источников его называют ассиро-вавилонским). Кроме жителей Вавилона, на этом языке говорили ассирийцы и аккадцы – жители древней Ассирии и Аккада.
Был период – около 2000 до н.э., когда аккадский язык, был не только языком Вавилона, Ассирии и Аккада, но и общим языком всего Междуречья: на нем говорили во многих государствах, расположенных на этой территории. Есть свидетельства, что в древнем Египте знатные люди общались исключительно на этом языке.
Архитектура древнего Вавилона
Масштабные раскопки археологов, анализ клинописных текстов позволил историкам создать хоть какое-то представление об архитектуре древнего Вавилона. Свой классический прямоугольный вид город приобрел изначально, после происходит деление города на десять районов, Вавилон был окольцован защитными стенами. Площадь города составляла, примерно 4 км², а с учетом прилегающих территорий составляла около 10 км².
С внешним миром Вавилон соединялся воротами, которые открывали путь в важнейшие городские округа. Все улицы города пересекались под прямым углом, некоторые были выложены плиткой из привезенных материалов. Древний Вавилон имел обустроенную и мощёную набережную, многие каналы, снабжали отдельные кварталы водой, а мосты соединяли разные части города.
В древнем Вавилоне было много дворцов и храмов, также город славился своими грандиозными сооружениями – Вавилонской башней и вторым чудом света – Висячими садами.
Потеря независимости
После великого царя Хаммурапи, царство Навуходоносора II продлилось не много.
29 октября 539 г. до н.э. Вавилон пал под натиском армии Кира Великого, легендарного персидского вождя. Набонид, последний царь великой Вавилонии, был изгнан в Иран. Сам Кир утверждал, что его войска не испытали ни малейшего сопротивления, когда он брал Вавилон, и что он основал свою суверенную резиденцию во дворце на фоне праздника и радости.
Вавилон больше никогда не был свободным. Все последующие века этот город подпадал под влияние разных империй, в том числе Александра Македонского, который даже умер в Вавилоне, Селевкидов, парфян и даже римлян. В итоге, когда-то величественный Вавилон был «укрыт под песками», вместе с другими древнейшими городами Месопотамии.
Вавилония
Вавилония, или Вавилонское царство — древнее царство на юге Междуречья (территория современного Ирака), возникшее в начале II тысячелетия до н. э. и утратившее независимость в 539 году до н. э.. Столицей царства был город Вавилон, по которому оно получило название. Семитский народ амореи, основатели Вавилонии, унаследовали культуру предыдущих царств Междуречья — Шумера и Аккада. Государственным языком Вавилонии был письменный семитский аккадский язык, а вышедший из употребления не родственный ему шумерский язык долго сохранялся как культовый.
Содержание
История
Древний Вавилон возник на месте более древнего шумерского города Кадингир, название которого было впоследствии перенесено на Вавилон. Первое упоминание о Вавилоне содержится в надписи аккадского царя Шаркалишарри (XXIII век до н. э.). В XXII веке до н. э. Вавилон был завоёван и разграблен Шульги, царём шумерского государства Ура, подчинившего себе всю Месопотамию.
Старовавилонский период
Средневавилонский период
При преемнике Хаммурапи Самсу-илуне (1749—1712 гг. до н. э.) в 1742 г. до н. э. на Месопотамию обрушились племена касситов, позже образовавшие кассито-аморейское государство Хана, которое к XVI веку до н. э. контролировало бо́льшую часть страны.
Официальным названием государства касситов было Кардуниаш. Его цари в XV—XIV вв. до н. э. владели обширными территориями долины Нижнего Евфрата, Сирийской степи — вплоть до границ египетских владений в Южной Сирии. Правление Бурна-Буриаша II (ок. 1366—1340 гг. до н. э.) было апогеем касситского могущества, однако после его правления наступает 150-летний период вавилоно-ассирийских войн. Окончательно касситская династия была разгромлена эламитами около 1150 г. до н. э.
Ассиро-вавилонский период
Нововавилонский период
Наибольшего расцвета Вавилон достиг в период Нововавилонского царства (626—538 до н. э.). При Навуходоносоре II (604—561 до н. э.) в Вавилоне появились новые богатые постройки и мощные оборонительные сооружения. Основные занятия людей, это: земледелие, скотоводство, торговля, ремесла, строительство и так далее.
В 539 году до н. э. Вавилон был завоёван персидским царством Ахеменидов.
Культура и искусство
Вавилоно-ассирийская литература
Вавилоно-ассирийская литература показывает различные стороны хозяйственной, общественной и повседневной жизни народов, населявших Месопотамию в первые три тысячелетия до нашей эры. Отличительной чертой Вавилоно-ассирийской литературы является необычайный консерватизм всех литературных жанров. Задачей писца было не создание нового литературного произведения, а сохранение для будущих поколений литературного наследия древности или в лучшем случае применение древней литературы к потребностям и нуждам современности.
Библиография
См. также
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Вавилония» в других словарях:
Вавилония — государство начала 2 го тыс.Ч 539 г. до н.э. на юге Месопотамии (территория Ирака). Столица Вавилон. Вавилония усилилась в 18 в. в царствование Хаммурапи. Завоевав земли Шумера и Аккада, он создал мощное царство. Он проводил социальные реформы и… … Исторический словарь
Вавилония — Вавилония. Вавилон в эпоху царя Навуходоносора II. Реконструкция. ВАВИЛОНИЯ, государство начала 2 го тысячелетия 539 до нашей эры на юге Месопотамии (территория современного Ирака). Столица Вавилон. Период расцвета при Хаммурапи (18 в. до нашей… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ВАВИЛОНИЯ — государство нач. 2 го тыс. 539 до н. э. на юге Месопотамии (территория современного Ирака). В период расцвета (при Хаммурапи, 18 в.) централизованное рабовладельческое государство. Завоевана персами … Большой Энциклопедический словарь
Вавилония — древнее государство в Двуречье (территория современного Ирака). Возникло в начале 2 го тысячелетия до н. э. на территории Шумера и Аккада. Окончательно утратило независимость в 539 до н. э. Названо по главному городу Вавилон. Искусство… … Художественная энциклопедия
Вавилония — так называлась у древних писателей южная частьМесопотамии, т. е. область, простирающаяся от пункта, где Тигр и Евфратнаиболее близко сходятся между собою (33 … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Вавилония — государство начала 2 го тысячелетия 539 до н. э. на юге Месопотамии (территория современного Ирака). В период расцвета (при Хаммурапи, XVIII в.) централизованное государство. Завоёвано персами. * * * ВАВИЛОНИЯ ВАВИЛОНИЯ, государство начала 2 го … Энциклопедический словарь
Вавилония — государство начала 2 го тыс. 539 г. до н.э. на юге Месопотамии (). Столица Вавилон. Вавилония усилилась в XVIII в. в царствование Хаммурапи. Завоевав земли Шумера и Аккада, он создал мощное царство. Он проводил социальные реформы и создал свод из … Энциклопедический словарь «Всемирная история»
ВАВИЛОНИЯ — древнее рабовладельч. гос во в юж. части Месопотамии (терр. совр. Ирака), возникшее в нач. 2 го тыс. до н. э и окончательно утратившее независимость в 538 до н. э. Получило название от гл. города Вавилона. До возвышения этого центра (а часто по… … Советская историческая энциклопедия
Вавилония — так называлась у древних писателей южная часть Месопотамии, т. е. область, простирающаяся от пункта, где Тигр и Евфрат наиболее близко сходятся между собой (33° северной широты), до Персидского залива. Впоследствии название это, с расширением… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона