Как называется письменность древнего египта
Как называется письменность древнего египта
Этот материал египтяне изготавливали так: стебель растения освобождался от корня и цветка и разрезался на длинные продольные полосы. Полученные тонкие и узкие полоски раскладывали так, чтобы край одной полоски находил на другую. Затем края подклеивались, чтобы получить квадратный кусок папируса. На этот кусок накладывался второй слой из полосок папируса так, чтобы их волокна ложились перпендикулярно на волокна первого слоя. По наложенным друг на друга полоскам били деревянным молотком, от чего они становились тоньше. Затем папирус прессовали и просушивали. После этого папирус сворачивали в трубочку – свиток. Длина свитков иногда достигала 45 метров.
Папирус могли использовать больше одного раза: с листа можно было смыть написанный текст и писать заново. Папирус был вначале белого цвета, но со временем он темнел и становился светло-желтым или коричневым. Новый папирус отличался эластичностью, поэтому легко сворачивался в свитки, а под влиянием времени он становился очень хрупким и ломким.
Египтяне писали заостренными тростниковыми палочками, изготовленными из стебля болотного растения каламу с. Такие палочки имел каждый писец при себе вместе с чашкой для воды и дощечкой – пеналом, где было место для хранения палочек и два углубления для черной и красной краски. Черные чернила изготовлялись из сажи, красные – из охры.
Историки.ру
Письменность в Древнем Египте. Виды и материалы письма. Папирус
Одним из важных достижений египетской цивилизации было наличие и развитие письменности в Древнем Египте. Именно благодаря ей сегодня мы в деталях можем восстановить историю Египта. Сохранилось огромное количество текстов, характер и начертание которых весьма разнообразны: это и папирусы, и надписи на стенах гробниц, а также высеченные на камне. Их содержание тоже весьма различно: это литературные произведения, всевозможные молитвы и заклинания, обыкновенные хозяйственные записи, в которых перечисляются налоги, имеются указания относительно ведения хозяйства. Первая письменность появилась в Египте на рубеже 3-4 тыс. до н. э., но с ходом времени претерпела значительные изменения.
Содержание
Многие называют египетский язык древнеегипетским, что не совсем верно, поскольку это язык мертвый, ныне не существующий, у него нет современного варианта. Мертвым он стал еще в начале нашей эры, когда на смену ему пришел коптский язык, представляющий последнюю стадию египетского языка. Именно поэтому под египетским мы понимаем язык, на котором разговаривало население Египта до III в. Он относится к группе семитохамитских языков. Египетский язык обслуживала самая древняя система письма, существовавшая в трех различных вариантах: иероглифическом, иератическом и демотическом.
Демотическое письмо эпохи Птолемеев. Папирус Эберса. Около XVI в. до н. э.
Происхождение терминов «семитский» и «хамитский» восходит к XVIII в. Они взяты из Библии, где упоминаются потомки сыновей Ноя — Сима (Сема), Хама и Иафета, которые считались родоначальниками всех народов. После перечисления потомков Сима в Писании сказано: «Это сыновья Симовы по племенам их, по языкам их, в землях их, по народам их».
Главный прорыв в расшифровке иероглифического письма, в составлении его правил сделал Жан-Франсуа Шампольон-младший (1790-1832) — талантливый ученый-полиглот, который еще в детстве решил восстановить всю хронологию исторических событий «от Адама до Шампольона».
Виды письма
Иероглифическая письменность возникла около 3400 г. до н. э. и представляла собой рисуночное письмо, дополненное фонетическими знаками. Иероглифический текст обычно писали справа налево, иногда наоборот — в виде горизонтальной строки, но существует и начертание в виде столбцов. Текст наносили без пробелов и знаков препинания. Строчку следовало начинать читать с той стороны, в какую смотрит изображение человека, животного либо птицы. Все иероглифы делились на фонограммы и идеограммы.
Фрагмент стелы с надписью египетскими иероглифами, посвященной Рамзесу II. Около 1279-1213 гг. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США)
Фонограммы представляли собой иероглифы, которые обозначали звуки. Один иероглиф мог определять от одного до трех согласных звуков.
Идеограммы обозначали понятия. Среди идеограмм были логограммы и детерминативы.
Логограммы в виде рисунка указывали конкретные понятия, а детерминативы сами по себе ничего не обозначали, но уточняли значение слова, начертанного звуками.
Все слова при написании состояли из согласных, гласные опускались.
Общее число иероглифов в эпоху царств составляло около 800, а в период греко-римского правления превышало 6000. Иероглифы использовались в основном для надписей в гробницах и храмах, к IV в. их смысл был утрачен.
Долгие годы египетский язык оставался немым, но в 1799 г. произошло событие, которое имело решающее значение для расшифровки. Обнаружили базальтовую плиту, покрытую тремя письменами различного вида. Верхняя часть была заполнена иероглифами, потом демотическим текстом, а в конце — греческим. Плита получила название Розеттский камень. Именно эта находка сделала возможным расшифровать и понять то, что было написано на многочисленных памятниках периода Древнего Египта.
Иератическое письмо возникло одновременно с иероглифическим как вариант скорописания. При нанесении знаков кисточкой на папирус или кожу начертания иероглифов скруглялись, упрощались, что позволяло быстро записывать необходимые сведения. Начертание шло строго справа налево. В конце Древнего царства образовалось два вида иератического письма.
Книжная иератика использовалась для написания религиозных и литературных текстов, а курсивная помогала осуществлять переписку и ведение документов.
В VII в. до н. э. на смену иератическому письму пришло демотическое, иератическое употребляли исключительно для составления религиозных текстов. Именно поэтому греки называли его «священное письмо».
Стела с иератической надписью, в которой описывается дарение надела земли храму. 712-698 гг. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США)
Демотическое письмо стало применяться для записи текстов на поздних стадиях египетского языка. По сравнению с иератическим оно имело меньшее количество символов, было ориентировано на запись слов алфавитными знаками, в нем прослеживались попытки передачи гласных на письме.
Брачный контракт, написанный демотическим письмом. 380-343 гг. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США)
Для лучшего понимания Жан-Франсуа Шампольон-младший стал записывать демотическим алфавитом собственные дневники, которые после его смерти один французский академик выдал за древние рукописи II в.
Бог письменности
Изобретателем и покровителем письменности в Древнем Египте считался бог Тот.
Существовала даже молитва писцов, в которой они обращались за помощью к этому божеству: «Приди ко мне, Тот, ибис прекрасный, бог, любящий Гермополь, писец писем эннеады богов, великий в [городе] Уну. Приди ко мне и дай мне советы, сделай [так], чтобы искусен был я в должности твоей. Прекраснее должность твоя, чем любая [другая] должность, [ибо] возвеличивает [человека] она: найденный искусным в ней становится вельможей».
Материалы для письма
Для письма в Древнем Египте использовали различные материалы: камень, дерево и, конечно, папирус. Лучше всего сохранились тексты на камне, поскольку он менее подвержен разрушению. Записи делались с помощью долота. Чуть позже появился обычай предварительно покрывать каменные стены грунтовкой, на которую впоследствии наносили тексты и красочные рисунки.
Надписи и рисунки храма Хатхор. Дендер, Египет
Наиболее известным материалом для письма был папирус, который изготавливался путем прессования стеблей одноименного растения. Папирус не просто добывали, его специально выращивали на плантациях, причем условия сдачи таких плантаций были довольно суровыми. Кроме высокой арендной платы, арендатор не мог свободно распоряжаться выращенным папирусом, а также пасти скот в его зарослях. Он должен был чистить каналы и поддерживать слой земли на берегах. Записи на папирусе делали тростниковой ручкой, которую обмакивали в угольный пигмент для черного цвета и в охру — для красного.
Палетка и кисти принцессы Менетатей. Около 1353-1336 гг. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США)
Интересно, что понятие «красная строка» существовало и в Древнем Египте: первые несколько слов писались красным цветом.
Однако папирус считался очень дорогим материалом, поэтому довольно часто текст смывали или соскребали и наносили записи повторно. Такие свитки назывались палимпсестами. Для ежедневных бытовых записей, а также для обучения в школе использовались обычные глиняные черепки — остраконы.
10 любопытных фактов о письменности Древнего Египта
Тысячи лет египетские иероглифы оставались тайной для всего мира. Это сложное письмо озадачивало не только лингвистов, но и знатоков шифров. И до сих пор многие сведения об иероглифах неизвестны широкой публике. Рассказываем о десяти самых интересных фактах!
1. Иероглифическое письмо появилось в Египте примерно в 3200 г. до н.э. Но само слово «иероглиф» имеет в основе два греческих слова — «священный» и «резьба». Это говорит о том, что греки считали египетскую письменность магическими символами.
2. Древний Египет — не единственная древняя цивилизация, использовавшая иероглифическую систему. Знаковая письменность была распространена в долине Инда и у древних майя.
3. Египетская письменность не переводится буквально. Многие лингвисты до сих пор полагают, что иероглифическое письмо — не просто передача мыслей в знаках, а трансляция таинственных магических фактов.
4. Сами египтяне не могли расшифровать древние записи своих предков уже во времена Александра Македонского — то есть, в IV в. до н.э.
5. Древние египтяне писали не в одном направлении, как мы с вами. Они могли располагать иероглифы слева направо, справа налево, сверху вниз или снизу вверх. В этом ещё одна сложность расшифровки.
6. В системе иероглифов нет гласных, знаков препинания и пробелов между словами.
7. Научиться писать и читать иероглифы было невероятно сложно даже во времена фараонов. Будущие писцы обучались искусству письма и чтения с раннего возраста до 18-20 лет. Поэтому грамотных людей было очень мало, и они получали высокое положение при фараонах.
8. Чувства и мысли трудно выражать картинками, поэтому древние египтяне использовали два других вида письменности — иератическую скоропись для хозяйственных текстов и демотический алфавит для написания писем и официальных сообщений.
9. Искусство иероглифического письма исчезло за тысячу лет до нашей эры. Его заменила коптская письменность, а после исламского завоевания — арабский алфавит.
10. Первые попытки прочитать египетские иероглифы сделали арабы задолго до Шампольона. Ещё в IX-X вв. египтянин Аль-Нун и иракец Ибн Вахшия частично преуспели в расшифровке древнего письма. Ибн Вахшия выяснил, что иероглифы — это фонемные символы и определил значение многих из них.
Но слава первооткрывателя досталась французу Жану Франсуа Шампольону, сумевшему разобрать надпись на Розеттском камне. Это был указ, выгравированный в 196 году до н.э.
Его издали жрецы в память о Птолемее Пятом. Шампольону помогло то, что текст был выполнен на трёх языках — иероглифическом, коптском и греческом. Сопоставляя знаки, Шампольон сумел найти ключ в расшифровке таинственных иероглифов.
А вы умеете расшифровывать таинственные коды и знаки? 🙂
Таинственная письменность Древнего Египта и ее расшифровка
Письменность и знания Древнего Египта долгое время представляли для европейцев (да и прочих людей, в том числе местного арабоязычного населения) абсолютную загадку. Можно было только догадываться, что изображено на стенах гробниц и высечено в барельефах Абу-Симбела и дворца фараонов в Луксоре. Заинтригованные исследователи пытались придать найденным текстам символические трактовки, которые позже оказались далекими от реальности. Основная сложность заключалась в том, что иероглифическое письмо древних египтян не походило ни на один современный язык. Изображение могло означать как один звук, так и несколько, а также идею. К тому же иероглифы размещались в произвольном порядке, а не читались слева направо, как привычно нам. Как же все-таки расшифровали загадочные письмена? Об этом читайте в статье.
История письменности Древнего Египта
Она зародилась на самой заре человеческой цивилизации. Вначале это были примитивные пиктограммы, то есть изображение по возможности точно передавало зримый предмет. Такие схематические картинки сохранялись и в позднейшем письме. Это в основном касалось животного мира: лев, змея, сова или заяц очень узнаваемы. Приблизительно в четвертом тысячелетии до нашей эры письменность Древнего Египта стала отходить от примитивных пиктограмм, которые, кроме непосредственных предметов, стали обозначать глаголы или абстрактные понятия, а также звуки. Появились иероглифы – очень схематические рисунки-символы. Так, глаз стал обозначать не только орган зрения, но и возможность видеть, смотреть (на что-либо) и даже «божественную милость». Треугольник символизировал холм, гору, но также и пустыню, и зарубежные страны. Изображение сокола передавало звук «а». Такое сложное письмо греки в третьем столетии до нашей эры назвали иероглификой. Отсюда пошел и известный нам термин.
Развитие письменности
Шли годы, сплетаясь в века. Иероглифы сначала высекались в камне или наносились краской на стены гробниц. Позже их стали рисовать тростниковыми палочками на папирусе, а для черновиков использовать провощенные или глиняные дощечки. Таким образом, поскольку письменность Древнего Египта развивалась, иероглифы стали видоизменяться. Требовались более простые изображения, чтобы быстро наносить их. Но поскольку древние египтяне считали, что письменность им даровал бог Тот, иероглифы оставались неизменными на протяжении многих веков. Просто их стали употреблять исключительно для написания святых текстов. В этом можно провести аналогию со средневековой Европой: «Муде-нетчер» (Святой язык) был сродни латыни, тогда как для ежедневных записей использовалась иератическая скоропись, похожая на вульгату.
Культура Древнего Египта
Письменность во многом передает мировоззрение и религиозные верования людей этой великой античной цивилизации. Без прочтения «Книги мертвых» или «Текстов саркофагов» невозможно до конца понять изображения на гробницах, да и саму необходимость их возведения. Можно сказать, что египтяне оказали неоценимое влияние на античных греков. Можно лишь вскользь упомянуть «Книги медицины» Имхотепа (2700 до н. э.), «Поучения» Каджемми (2350 до н. э.) или «Поучения Птаххотепа» (2400 до н. э.). В Третьем переходном периоде письменность Древнего Египта пополнилась демотикой. В ней иероглифы были максимально упрощены.
Забвение
В начале нашей эры в Египет проникают христианские миссионеры, для распространения текстов Евангелий использующие более простой греческий алфавит. Однако они, часто местные уроженцы, продолжают говорить на древнеегипетском наречии. То есть записывают звуки древнего языка греческими буквами. Так рождается коптское письмо, которое использовалось египетскими христианами вплоть до начала двадцатого века. Эллинистическая эпоха и завоевание Римом внесли свой вклад в то, что древнеегипетская письменность была постепенно забыта. Последние иероглифы были выбиты на стене храма Изис на острове Просопитида. К пятисотому году нашей эры никто уже не знал этого письма.
Шампольон и Розеттский камень
Одной загадкой стало меньше, однако у ученых, работающих с египетскими текстами, остается еще очень много работы.
ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ
Полезное
Смотреть что такое «ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ» в других словарях:
Древнеегипетская письменность — Египетское письмо в иероглифах … Википедия
ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА — дошедшие до нашего времени литературные памятники Древнего Египта, датируемые периодом от III тыс. до н.э. до начала христианской эры. Если не считать нескольких сюжетов, пересказанных греческими авторами, мы знаем эту литературу по египетским… … Энциклопедия Кольера
ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ КУЛЬТУРА — культура долины Нила от Средиземного м. на С. до первого порога на Ю., развивавшаяся со времен неолита (5 4 е тыс. до н. э.) до 4 в. н. э. Зародившись в условиях первобытнообщинного строя, Д. к. оформилась в рабовладельч. деспотии, сложившейся в… … Советская историческая энциклопедия
Египетский язык — настолько своеобразен, что его до сих пор не удается включить ни в одну из языковых групп. По своему внутреннему строению он родственен как семитским (см.), так и восточно африканским яз. (бишари, сахо, галла и сомали) и северо африканским… … Литературная энциклопедия
Культура Древнего Египта — Содержание 1 Древнеегипетская письменность, литература и мифология 1.1 Письменность … Википедия
египетское письмо — словесно слоговое письмо Древнего Египта, одно из древнейших в мире. Древнейшая разновидность иероглифы [XXXII (?)в. до н. э. III в. н. э.]. Употреблялось параллельно в двух разновидностях: рисуночной (иероглифика) и скорописной (иератика).… … Энциклопедический словарь
Шампольон Жан Франсуа — (Champollion) (1790 1832), французский филолог, археолог, основатель египтологии, иностранный почетный член Петербургской АН (1826). Изучив трёхъязычную надпись на Розеттском камне, разработал основные принципы дешифровки древнеегипетского… … Энциклопедический словарь
МАТЕМАТИКИ ИСТОРИЯ — Самой древней математической деятельностью был счет. Счет был необходим, чтобы следить за поголовьем скота и вести торговлю. Некоторые первобытные племена подсчитывали количество предметов, сопоставляя им различные части тела, главным образом… … Энциклопедия Кольера
Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия
Древний Египет — Цивилизация Древнего мира • Северо Восточная Африка Древний Египет … Википедия