Как называется перевал на алтае
Как называется перевал на алтае
Перевалы Алтая
Самые известные автомобильные перевалы Горного Алтая находятся, конечно, по Чуйскому тракту и в его окрестностях. Алтайцы, известные своим почитанием природы, говорят, что на перевале обязательно нужно остановиться, поблагодарить духов за поддержку в пути, подниматься на перевал можно только с чистыми помыслами и в добром расположении духа.
Далеко не везде на Алтае можно проехать на автомобиле. Приведем также самые значимые для путешественников перевалы, по которым проходят основные пешеходные тропы.
Семинский перевал (1719 метров над уровнем моря)
Перевал Чике-Таман (1460 метров над уровнем моря)
Улаганский перевал (2080 метров над уровнем моря)
Перевал Кату-Ярык (1200 метров над уровнем моря)
Перевал Теплый ключ (2910 метров над уровнем моря)
Перевал Громотуха (1071 метр над уровнем моря)
Перевал Кара-Тюрек (3060 метров над уровнем моря)
Самый популярный перевал у подножий горы Белуха, соединяющий долины рек Ак-Кем и Кучерла. По перевалу проходит несколько вариантов троп, пешеходных и конных, которые расходятся и сходятся вновь на протяжении всего подъема. Подняться на перевал пешком в среднем можно за 4,5-4 часа. По пути к перевалу открываются хорошие виды на Белуху, долину Ярлу, Аккемские озера.
Перевал Багаташ (2113 метров над уровнем моря)
По этому перевалу на хребте Иолго проходит путь к Каракольским озерам, пройти по нему можно как пешком, так и на лошадях. С перевала открывается панорама сразу двух хребтов, Северо-Чуйского и Катунского, в хорошие ясные дни отсюда можно увидеть и Белуху.
Перевал Дурбэт-Даба (2485 метров над уровнем моря)
Высокогорный перевал на Чуйском тракте, вблизи границы с Монголией (здесь установлены пограничные столбы, которые относятся к разным периодам времени, а также Монумент Дружбы). Со стороны России подъем на перевал составляет 16 км с перепадом высоты около 300 м. В переводе с монгольского название перевала означает «четыре перевала» (хребет имеет четыре вершины). Это самый первый перевал, которые освоили люди на пути к степным районам Горного Алтая, именно здесь проходило северное ответвление знаменитого Шелкового пути.
Пасека «Медовый рай»
Узнать о жизни пчел, попробовать и купить вкуснейший алтайский мед и пчелопродукты можно на туристическо-пасечном хозяйстве Вячеслава Колесникова. П
Алтайские легенды: Катунские ворота
Гора Белуха на Алтае
Каракольская долина
Приезжая в Горный Алтай вы редко встретитесь с проявлением местного колорита, дома, одежда людей, их поведение не будут отличаться от любого другого у
Актру
Вы видели Актру в Горном Алтае? Опытного туриста такой вопрос может поставить в тупик, а тот, кто здесь ни разу не бывал, задастся вопросом, а что же
Василий Шукшин – «душа» Алтая.
Гордость и величие Алтая – его люди, простые люди, живущие своей жизнью, ищущие, мечтающие, творящие. Навечно вписаны в летопись края имена земляков,
Перевал Ажу
Перевалом называют место, где дорога ведёт через гору. В зависимости от доступности перехода и сложностях прохождения перевалы дел
Музей Эрми-Таш
Зачастую, туристы, отдыхающие в Горном Алтае, выбирают только те экскурсии, которые связаны с природными объектами и достопримечательностями. А мы с
Южный Алтай: экускурсионные туры 2019
Горный Алтай. Нет ни одного человека, который не слышал бы о его природной красоте, но увидеть все своими глазами решаются немногие. И первое, что о
Клещи на Алтае
Культура алтайцев
Лебединое озеро на Алтае
Когда ты слышишь словосочетание «Лебединое озеро», то в голове сразу всплывает образ Майи Плисецкой в балетной пачке, на пуантах, и знаменитые 32 фуэт
Перевалы Алтая
Перевалы Алтая
Республика Алтай славится своими горами, но не менее знамениты и горные перевалы Алтая.
Всего на Алтае больше двух тысяч перевалов, и примерно тысяча приходится на зону, обжитую для переходов или даже переездов.
Некоторые из этих перевалов заслуживают особого внимания за свою красоту и живописность.
Семинский перевал
Семинский перевал у путешественников по Алтаю пользуется очень большой популярностью. Официально его считают самым высоким на Чуйском тракте, хотя есть информация, что у границы с Монголией есть более высокий перевал. Однако, не смотря на высоту в 1717 метров, преодолеть его на машине не сложно – подъем и спуск по асфальтовой дороге плавные, нет крутых откосов и серпантинов. От Бийска Семинский перевал находится на расстоянии 240 километров.
А вот раньше преодолевать его было не просто – до начала XX века здесь была труднопроходимая болотистая местность с обильными снегопадами. Даже его название восходит к слову «Себи», что по-монгольски значит «крепость».
В наше время на самом перевале дела обстоят тоже не слишком радужно. В июне тут еще ветрено, часто дует ветер и нередки дожди. Да и в середине лета не всегда хорошая погода. Но зато дорога более удобная.
Семинский перевал является охраняемым памятником природы, так что на нем самом и в его окрестностях немало редких растений. Также Семинский перевал – это природная граница между центральным и северным Алтаем, и опытные туристы утверждают, что только за Семинским перевалом действительно начинается Горный Алтай.
Символ Семинского перевала – установленная здесь в 1956 году стела в честь двухсотлетия присоединения Алтая к России. А в 2006 рядом со стелой поставили 12 камней по кругу с жертвенным камнем посередине. Эти камни символизируют 12 лидеров алтайских волостей, зайсанов, которые и приняли это судьбоносное решение.
Если погода не слишком пасмурная, то с перевала можно хорошо увидеть гору Сарлык высотой 2507 метров. До нее можно доехать на машине.
Перевал Кату-Ярык
Кату-Ярык – едва ли не самый красивый перевал горного Алтая, горячо любимый туристами. Его лучше всего посещать в середине лета, или осенью – тогда здесь особенно ярко и красиво. Выезд на перевал располагается у села Акташ.
Самое примечательное в перевале – это смотровая площадка. Ее высота относительно дня ущелья – 800 метров, а относительно уровня моря – 1200 метров. С площадки открывается великолепный вид на долину реки Чулышман, сжатую скалами с обеих сторон, 40-метровый водопад Кату-Ярык, Чулышманское нагорье, бурлящую реку и небольшие домики турбаз. Место, разумеется, священно у коренных жителей, и вообще гостей в этом районе не очень любят.
Перевал Чике-Таман
Перевал Чике-Таман располагается на Чуйском тракте, на 65 километров южнее Семинского перевала. Подъем на него начинается у села Хабаровка.
Этот перевал не похож на Семинский – хотя его высота и составляет всего 1295 метров, подъем на него будет не таким простым, как на Семинский. Здесь есть все, с чем у нас ассоциируются горные перевалы – крутые повороты, дорога серпантином, скалы, нависающие над дорогой и, конечно же, виды, захватывающие дух. От Бийска этот перевал находится на расстоянии 320 километров, а подъем и спуск здесь короче, чем на Семинском перевале – всего по четыре километра.
Теперь дорога удобная и современная, но все же стоит очень аккуратно подниматься на перевал и преодолевать закрытые повороты, особенно если погода туманная и дождливая.
На вершине перевала Чике-Таман расположена смотровая площадка, с которой открывается чудесный вид на окрестности. Виды и зигзаги дороги, которая поднимается на перевал. А чуть в стороне сохранилась часть старого пути по перевалу.
Как и Семинский перевал, Чике-Таман объявлен памятником природы. Кстати, именно здесь опытные туристы рекомендуют закупать предметы одежды из шерсти яка или верблюда – севернее перевала цены сильно подскакивают.
Улаганский перевал
Улаган – это перевал высотой 2080 метров. Он считается самым высоким перевалом Горного Алтая с асфальтовым покрытием, но качество асфальта здесь не слишком хорошее. Дорога от него ведет на плато Улаган и к перевалу кКату-Ярык.
Подъем на Улаганский перевал в целом несложный, но местами асфальта нет совсем, как и боковых ограждений. Так что следует быть осторожнее.
На вершине перевала стоит беседка, а рядом с ней – кам-агаг, ритуальные деревья, увешанные лентами. Местные жители считают Улаганский перевал священным местом. В целом вид с перевала открывается очень красивый.
Перевал Кара-Тюрек
Кара-Тюрек – это один из высочайших перевалов Алтая – он поднимается на 3,1 километра над уровнем моря. Располагается этот перевал на хребте, который делит долины рек Аккем и Кучерла. Именно перевал связывает два популярных озера – Аккемской и Кучерлинское, и он же является единственным маршрутом через хребет, который можно пройти без специального снаряжения.
На машине через перевал не проехать – он доступен только для пеших и конных переходов. Конная тропа начинается у реки Кучерла, а пешая идет вдоль реки Текелюшка. Иногда в просветах тропы по пути на перевал виден водопад Тегеек.
Климат на перевале достаточно суровый, дожди, град и грозы здесь – частые гости, и даже летом бывает снег. Однако преодолеть перевал не так уж трудно, поэтому у туристов он достаточно популярен.
Вершина перевала – ровная площадка 50 на 50 метров. С нее открывается прекрасный вид на вершины Алтайских гор, в том числе и на Белуху, и на долины обеих рек.
Перевал Бугузун
Перевал Бугузун располагается севернее села Кош-Агач. Его высота – 2600 метров, и именно по нему проходит единственная автомобильная дорога между Алтаем и Республикой Тыва.
Стоит сказать, что дорога по перевалу считается трудной, поэтому он особенно любим автотуристами-экстремальщиками. Сам перевал в целом не сложный, на нем нет крутых поворотов или подъемов, однако дорога каменистая, и крупные камни помешают многим автомобилям преодолеть этот путь. Также по пути придется пересечь несколько переправ, а часть дороги через Бугузун вообще идет по руслу одноименной реки.
В общем, перейти Бугузун – мечта многих экстремальных путешественников по Алтаю, и кто-то даже считает это делом чести, испытанием для своего автомобиля.
Дорога до перевала и сам перевал очень интересны, здесь открываются красивые пейзажи, характерные для Алтая. А после перевала располагается Чулышманское нагорье с несколькими красивыми озерами и видом на Мугун-Тайгу – самую высокую гору Тувы.
Стоит учесть, что после перевала начинается территория заповедника «Убсунурская котловина», поэтому въехать туда получится, только если у вас есть расрешение от Росприроднадзора или администрации заповедника.
Перевал Громотуха
Этот перевал – своеобразный природный рубеж перед Уймонской долиной. Его высота 2580 метров, подъем и спуск не очень продолжительные, да и сама дорога не очень опасная – за исключением одного места. На спуске в сторону Усть-Кокса, неподалеку от реки Большая Громотуха дорога поворачивает более чем на 110 градусов. Учитывая, что спуск достаточно крутой, вираж этот весьма опасен для неопытных водителей. Край дороги ничем не огорожен, и в глубоком ущелье можно увидеть то, что осталось от автомобилей не слишком осторожных путешественников.
Сам перевал достаточно красив, особенно если пешком дойти до изгиба перевала, откуда открывается прекрасный вид на ущелье с отвесными стенами и рекой Кокса.
Как называется перевал на алтае
Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU
Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму
Туристско-спортивный союз России
Перечень классифицированных перевалов
Алтая, Джунгарского Алатау, Кавказа,
Памира, Памиро-Алая, Тянь-Шаня
Горная страна Алтай лежит на юге Сибири. Границей, разделяющей Алтай и Западный Саян, считают водораздел бассейнов Бии, Абакана и Шапшальский хребет. На юге и юго-востоке Горный Алтай соединяется с Монгольским Алтаем через пограничный массив Табын-Богдо-Ола и отходящие от него хребты Южно-Алтайский, Сайлюгем и Чихачёва. Юго-западные окраины Алтая протягиваются до котловины озера Зайсан. К северу Алтай резко, уступами, низвергается к Западно-Сибирской равнине, в западные степи проникает веером невысоких хребтов.
Сложную систему хребтов с множеством отрогов разной высоты и протяженности упрощенно можно представить следующим образом. От мощного горного узла Табын-Богдо-Ола отходит, постепенно снижаясь, южная ветвь хребтов: Южный Алтай, Сарымсакты и Нарымский — к западу, и Сайлюгем и Чихачёва — к востоку. К северу от этой горной дуги, отделенной высоким Укокским плато и Чуйской котловиной, развернут веер хребтов, составляющих каркас этой горной страны. Одна ветвь составлена Южно-Чуйским, Катунским и Холзунским хребтами. Последний в северо-западной части ветвится в широтном направлении в хребты Ивановский, Ульбинский и Убинский. Здесь поднимается высочайшая вершина Сибири — Белуха (4506 м). Вторая линия хребтов — Северо-Чуйский, Теректинский, Бащелакский — проходит севернее. От стыка Теректинского и Семинского хребтов на север, постепенно снижаясь, отходят Чергинский и Ануйский хребты. Третья ветвь, образованная из Курайского, Айгулакского и Сумультинского хребтов, вытянута почти меридионально. Основной веерообразный рисунок Алтая усложнен примкнутыми с востока Чулышманским нагорьем и Шапшальским хребтом. Общие тенденции — увеличение высот с северо-запада на юго-восток и выраженная асимметрия склонов: северо-западные склоны крутые, юго-западные и южные — пологие.
На Алтае множество озер — более 6 тысяч, многие из них каровые или моренно-подпрудные. Наиболее крупные — Телецкое, Маркаколь — находятся в котловинах тектонического происхождения. Особой известностью пользуется живописнейшее Телецкое озеро (длина его — 78 км, средняя ширина — 3,2 км, глубина — до 325 м) с крутыми лесистыми, а местами и скалистыми берегами. Самое большое в Горном Алтае озеро Маркаколь (около 460 км 2 ) также славится очень красивыми берегами и богатым животным и растительным миром. Климат Горного Алтая значительно прохладнее и влажнее, чем на соседних равнинах юга Западной Сибири, а в высокогорье он становится холодным и влажным. При планировании летних маршрутов следует иметь в виду, что самый теплый и самый дождливый месяц лета — июль. В этом месяце число благоприятных дней менее половины. В долинах самое благоприятное время для путешествий — август и сентябрь, но на вершинах и перевалах в это время среднестатистическая погода хуже, чем в июле. В наиболее влажных, западных районах высокогорья снеговая линия находится на высоте около 2300 м, повышаясь в Центральном Алтае до 2500-3000 м на северных и 2600—3300 м на южных склонах хребтов. На крайнем востоке района она поднимается до 3100—3500 м (хребет Чихачёва).
Разнообразие природно-климатических условий Алтая создает богатейшие возможности для путешественников. Это единственный в СНГ туристский регион, где можно проводить туристские походы любой категории сложности по всем видам туризма.
Наибольший интерес для любителей горного туризма представляет центральная часть Горного Алтая, где расположены Катунский, Северо-Чуйский и Южно-Чуйский хребты (или, по-местному, “белки”). Катунский хребет, самый высокий из хребтов Алтая. Восточной границей хребта служит приток Катуни — Аргут. Хребет протянулся с запада на восток более чем на 150 км при ширине до 60 км. В Катунском хребте выражено три узла оледенения: Западно-Катунский, массив Белухи и Восточно-Катунский. И, сообразно этому, хребет принято делить на три части: западную, центральную и восточную, с границами по Верхнему и Нижнему Курагану и Кулагашу-Орочагану.
Великолепие Мультинских, Осиновских, Хазинихских и Тальменьего озер, несложные подъезды и умеренно сложные подходы выделяют западную часть Катунского хребта в самостоятельный туристский район для летних походов I—III категорий, а зимой и до IV категории сложности.
Начиная от верховьев Верхнего и Нижнего Курагана хребет повышается и примерно через 25 км достигает в массиве Белухи своего максимума—4506 м. Здесь почти на 15-километровом участке высоты не опускаются ниже 4000 м, здесь же главный узел оледенения Катунского хребта и его самые мощные ледники — Сапожникова, Радзевича, братьев Троновых, Берельские. Долины рек центрального участка хребта почти все имеют неплохие тропы, что облегчает подходы к перевалам. Северные склоны более залесенные. Без примусов или газовых горелок не обойтись в районе массива Белухи, где ночевки в снежно-ледовой зоне неминуемы.
На последнем 20-километровом отрезке главного хребта разместился третий узел оледенения — Кулагашский. Максимальная высота хребта здесь — 3883 м.
Наиболее удобны подъезды к Катунскому хребту с севера. Традиционные пункты начала и конца маршрутов — селения Тюнгур, Катанда, Мульта, связанные сообщением через Усть-Коксу с Горно-Алтайском. Использование дороги, соединяющей Усть-Коксу с Лениногорском, в последние годы стало проблематичным. Возможны подъезды специально заказанным транспортом со стороны Усть-Каменогорска (селения Урыль, Рахмановские ключи, Язевое озеро) и со стороны верховьев Аргута.
Восточнее Катунского хребта за долиной р. Аргут расположен Северо-Чуйский хребет. Он простирается с северо-запада на юго-восток на 140 км, при ширине в западной части 50 км и постепенно сужаясь к востоку до 20—25 км. Южной и юго-восточной границей района служат долины рек Карагем и Чаган-Узун. Орография хребта сложна и представляет собой несколько примерно параллельных хребтов с общим направлением: запад — восток. У туристов они получили свои названия: Чуйский, Шавлинский, Карагемский.
Самые удобные подъезды к району — по Чуйскому тракту из Горно-Алтайска. Начало похода может быть в селениях Белый Бом, Чибит, Мены, Курай, Кызыл-Маны.
Наиболее популярны туристские маршруты в районе Северо-Чуйского хребта с началом маршрута и с выходом на Чуйском тракте. В последнее время стали популярными и маршруты, охватывающие одновременно Северо-Чуйский и Южно-Чуйский хребты и (или) с выходом в район Белухи с переправой через реку Аргут.
Южную цепь Центрального Алтая с востока ограничивает Южно-Чуйский хребет. Он отделен от восточной части Катунского хребта теснинами Аргута, от Северо-Чуйского хребта — долиной Карагема, с юга — долиной реки Джазатор, с востока — рекой Чуей и ее притоками.
Основной водораздельный хребет вытянулся с запада на восток на 120 км, от него отходят на север восемь больших отрогов.
Главное оледенение несет центральная часть хребта от реки Кара-Айры до Елангаша. Она отличается резко расчлененным рельефом с высотами до 3700 м. На флангах центральной части хребта возвышаются вершины Иикту (3936 м) и Тымому (3960 м). Главные ледники — Кара-Айры, Талдуринский, Софийский, Ядринцева. Всего на Южно-Чуйском хребте более 220 ледников, большая часть их расположена на северных склонах. Ближе к восточной части хребта рельеф становится более спокойным, седловины более выражены и сглажены.
Для всего хребта характерны следующие особенности. Во-первых, южные склоны круче северных и имеют более короткие отроги. Во-вторых, оледенение южного склона значительно меньше северного. В-третьих, хребет очень беден древесной растительностью, сосредоточенной лишь по долинам реки Джазатор и притоков Карагема, Талдуры и Чаган-Узуна. В-четвертых, климат района значительно суше и контрастнее, чем в Катунском и Северо-Чуйском хребтах. Снеговая линия повышается с запада на восток с 2900 до 3100 м, на южных склонах она на 100—150 м выше.
Наиболее удобный подъезд к этому району — с севера по Чуйскому тракту. Пунктами начала и окончания похода могут быть Кош-Агач, Мухор-Тархата, Чаган-Узун, Кызыл-Маны. Наиболее популярные маршруты здесь обычно проходят по Южно-Чуйскому и Северо-Чуйскому хребтам или (реже) по Южно-Чуйскому и Катунскому хребтам.
Мои перевалы Алтая
Перевалы Алтая. Мои первопрохождения
1. Семинский перевал. 1717
Чуйский тракт, 583-й километр.
Высота подъёма и спуска 500 метров. Хороший асфальт.
16 октября 2012
Водительское удостоверение я получил 29 сентября 2012 года.
Селфи на Семинском перевале ровно на двадцатый день.
Фотографировался здесь
Брать информацию из сети я не буду — только свои впечатления. И, возможно, ссылку на интернет
как здесь на Википедию
На Семинском перевале я бывал и ранее, но только на пассажирском сиденье.
Это самый высокий (на Чуйском тракте всего два перевала) перевал Чуйского тракта трудностями не впечатлил. Асфальт приличный, поворотов мало, автомобилей еще меньше.
Конечно, если мотор слабенький, а нагрузили по полной, да еще прицеп прицепили, то 9 (11) километров воду в радиаторе пару раз вскипятят.
В эту поездку для меня это была запланированная крайняя точка. При таком стаже вождения даже при условии, что старт и финиш были в Бийске, мне мало не показалось.
На ту сторону перевала я не спускался.
2. Ороктойский перевал. 1640 (1608)
Соединяет Чемальский и Чуйский тракты.
Подъём от Ороктоя 820 (788), спуск к Нижней Талде 690 (658). Первое число для официального маршрута, в скобках у нашего прохождения.
Полное внедорожье.
16 июня 2013
Моя первая и последняя групповая поездка. Первая — потому что надо было попробовать ездить группой. Компания из семи экипажей была изумительная. Но мои интересы, а именно фотографирование пейзажей, реализовать, да и в принципе реализовывать, не получилось и не вижу перспективы. Это мои проблемы.
Один экипаж из Москвы дожидался основную колонну в районе Горно-Алтайска (Майма). Два экипажа из Челябинска-Миаса присоединились чуть ранее где-то на границе республики Алтай. «Старшой» поездки из Новосибирска и еще один новосибирский экипаж по дороге воссоединились еще с барнаульским экипажем и, кажется, красноярским где-то ближе к Барнаулу. Списались заранее.
Первая запланированная ночевка немного за поселком Ороктой.
Я был в Бийске и пообещал подъехать к завтраку на место ночевки. По дороге, проскочив мимо лагеря, попал на поляну огоньков, или как еще говорят, жарков.
Те из читатаелей, кто проходил Ороктойский перевал (1640 метров), могут заметить, что маршрут наш не совсем стандартный. У этого перевала есть еще одна седловина, высота которой чуть поменьше, путь чуть длиннее, а дорога чуть бездорожнее.
Все машины, кроме моей, были в какой-то степени подготовлены к бездорожью. Я на эту аферу на своей стоковой лысой шоссейной резине «подписался» с условием, что вытаскивать из грязи меня будут безропотно и с улыбкой в душе. Пару мест на «галстуке» преодолел.
Выезд к Чуйскому тракту как обычно через Нижнюю Талду (только с другой дороги) и Куроту.
Далее к Чике-Таману всей компанией.
3. Перевал Чике-Таман
Чуйский тракт, 659-й километр.
Подъём 425, спуск 325 метров. Длина примерно по четыре километра. Шикарный асфальт.
16 июня 2013
На этом перевале я тоже бывал ранее на чужих колесах и, даже, предложил свое место ночевки за перевалом. Посему вести колонну от поселка Курота до реки Большой Ильгумень поручили мне. Дело было уже к вечеру, поэтому без остановок проехали перевал и спустились к речке с чистой водичкой. Стали лагерем. Костер, ужин у огонька. А я отрубился с заходом солнца — в этот день я проехал на 250 километров больше остальных. Все ночевали у Ороктоя, а я из Бийска выехал намного до рассвета.
Википедия о перевале
Утром с первым лучом солнца я вылез из машины, взял фотоаппарат и пошел на перевал пешком. С этой прогулки больше сотни кадров получилось (и столько же отсортировал).
С верхней точки перевала залез на горку
4. Перевал Старый Чике-Таман
Подъём 440, спуск 340 метров. Длина примерно по три километра. Твердая грунтовка, щебенка.
17 июня 2013
На фотографии выше я уже стою на старой дороге. На совсем старом участке, по которому сейчас проезда нет. На время работ по прокладке нового перевала у старого прорубили новую дырку, по которой и сейчас можно проехать.
Старая трасса перевала вполне проходима практически для всех автомобилей в оба направления.
С асфальта на самом верху я по узкой крутой тропинке поднялся еще выше и оказался на участке старого перевала, который был на том же самом месте, что и новый, только метров на тридцать выше.
Фотографировать летом у меня почему-то не получается, точнее, мне не нравится результат. Сильно много зелени. Поэтому предлагаю снимок
Место называется, как вы уже наверное догадались, «Тёщин язык» На заднем плане новая трасса
И я пешочком по старой трассе к своей машине. Легкий завтрак. Чай. И по коням. По старой дороге.
Позднее я еще несколько раз в обе стороны как целиком, так и половинками. В верхней точке старый и новый перевалы соединены. Можно подниматься по новой, а спускаться по старой. Видео неизвестного мне Владимира Ничкова как раз о таком варианте прохождения
Более живописна дальняя, восточная сторона перевала.
Перевал Чике-Таман, как мы для себя решили, это начало Алтайских гор. До него так, холмы. Если кто не согласен со мной, я не в обиде. У каждого свой Алтай должен быть.
5. Перевал у реки Урсул. 860
Дорога на «Алтайское подворье»
Подъём 140, спуск 160 метров. Автобан.
17 июня 2013
Попытался понять, что есть перевал? В общем это наименее высокое место в горном хребте и удобное для передвижения. А хребет — линейно вытянутое поднятие рельефа. Если проще, то перевал — это подъем и затем спуск в другую долину. Но не все так однозначно. Один такой пример.
Вдоль реки Урсул в нижнем ее течении сделали шикарную дорогу от Чуйского тракта до Катуни, где построили «Алтайское подворье», куда никого не пускают. Не это главное для данной темы. На дороге есть перевал, который пересекает возвышенность не между вершинами, а огибает ее над руслом Урсула. И еще. Ранее там, кажется, не было дороги, не было перевала и, соответственно нет названия. Только фрагмент карты. Спуск в сторону Катуни с двумя ловителями машин без тормозов. Ранее я видел такое только на Ябоганском перевале, но гораздо худшего качества.
Подъем в обратную сторону без порядкового номера
17 июня 2013
До этого я был на перевале, но только в режиме «заехал-и-обратно».
Спуск на ту сторону тоже без номера
4 сентября 2013
Был за перевалом, но с него не спускался на ту сторону. Была дорога через Ороктой.
6. Улаганский перевал. 2080
Акташ — Усть-Улаган.
Подъём 100, спуск 190 метров. Асфальт перемежается с грунтовкой. Но без грязи.
4 сентября 2013
Самый высокий перевал Алтая на дорогах межрайонного, т.е. республиканского значения с пассажирским сообщением. С другой стороны это самый незаметный перевал. От последнего озера Киделю всего 50 метров по вертикали, от долины с десятком озер во главе с Узункёль метров восемьдесят. Только водитель, который считает, что заправился в Акташе плохим бензином, высказывает неудовольствие ситуацией. Весь подъем выбирается при движении вдоль Чибитки до Мертвого (Чейбеккёль) озера. С другой, дальней, стороны аналогично. Спуск еще будет, но где-то не сразу и постепенно.
Про Улаганский перевал мой первый блог
Начиная от Акташа некоторые блага цивилизации становятся не очень доступны.
Электричество только в селах. На турбазах генераторы или солнечные батареи для зарядки мобильных устройств.
Нет почти нигде связи. А на перевале есть МТС.
Нет водопровода. Приходится пить чистую родниковую (её привозят).
Нет привычного душа. Приходится идти в баню.
Чике-Таман
Без номера. Прохождение оттуда сюда.
4 сентября 2013
Ранее через перевал я возвращался старой дорогой.
7. Верхнеайский. 600
Алтайское — Ая.
Местами плохонький асфальт. В основном на четверочку.
5 сентября 2013
Проехав по не очень дружественному Чуйскому тракту раз пять, начал подумывать о параллельных дорогах. Мне очень нравится такой маршрут: Платово, Шульгин Лог, Половинка, Сетовка. Особенно Шульгин Лог, где рядом с дорогой стоит пивоваренный завод с магазинчиком у проходной. Там отпускают пиво для своих. Всегда правильное и всегда свежее. И приезжим нальют.
Сейчас же на обратном пути решил проехать по дороге Ая — Алтайское.
На водоразделе между водами Катуни и Бии на высоте 600 метров есть малоизвестный перевал Верхнеайский. До Алтайского еще 17 километров
Он более был известен туристам-велосипедистам, когда там не было асфальта.
8. Бирюксинский. 460
Алтайское — Ая.
5 сентября 2013
Буквально в шести километрах далее еще один перевал на водоразделе Каменки и Бирюксы. Перевал пониже, но с загадочной петлей на спуске. С верхней же точки направо и налево есть возможность на автомобиле подняться на окружающие возвышенности. И насладиться видами предгорья Алтая.
9. Верх-Кукуя. 1260
Черга — Усть-Кан.
Песок, щебень. Без грязи.
22 июня 2014
Продолжаю поиски новых дорог. Новых для меня. Путь из Черги в Усть-Кан. Приток Катуни река Черга, приток Черги река Кукуя привели к перевалу, за которым река Песчаная, несущая свои воды в Бию.
10. Чакырский. 1450
Черга — Усть-Кан.
Асфальт до Усть-Кана.
22 июня 2014
Водораздел песчаной и Чарыша
Неспешная грунтовая дорога мне понравилась. Она короче, чем через Семинский-Ябоганский перевалы на 80 километров.
11. Кырлыкский. 1471
Дорога на Усть-Коксу.
Гравийка.
22 июня 2014
В Уймонскую долину это единственная дорога. Некоторые карты, в том числе и Гугл, рисуют еще одну дорогу через Инегень. Но это неправда — там нет дороги.
Километров сорок от Усть-Кана
В гололед на тяжелых машинах будет немного трудно.
12. Громотуха. Около 1000
Дорога на Усть-Коксу.
Гравийка.
22 июня 2014
Про этот перевал в интернете вранья больше, чем про все остальные перевалы вместе взятые. Что он находится на высоте 1300, 2580 и т.д. метров. Что высота его 350, 208 метров. Что у него опасны и подъем, и спуск.
текст ссылки
У меня нет высотомера, я по картам ориентируюсь. И по глазам. Во-первых, когда едешь туда, то подъема нет. Едешь по полке, до воды метров пятьдесят. И вдруг перед тобой резкий обрыв и поворот. Довольно неожиданно.
Это еще один вид перевала, односторонний. По формулировкам данный участок не подходит под категорию перевала, но попробуй скажи так — побьют. Чего у него не отнять, а я спрашивал не одного человека, при первом проезде по нему все выражают свое восхищение матом, причем одинаково, не сговариваясь.
В сторону Тюнгура есть еще парочка перевалов небольших. Немного напрягающих. Сразу за Уймонской долиной.
Мы в 2015 году только проехали первый из них и свернули в сторону скита, как сзади седан ушел в в полет с переворотом. Колесо лопнуло на повороте. Оборот полный. Помогли вылезти, дали воды. Когда водила дозвонился до эвакуатора, нас отпустил восвояси.
13. Ябоганский. Около 1500
От Чуйского тракта к Усть-Кану.
Высота подъема-спуска около 200.
24 июня 2014
Вроде ничего особенного. Асфальт. С обеих сторон по паре аварийных съездов имеется.
Здесь хоронили шаманов
14. Карасукский. 645
Горно-Алтайск — Верх-Бийск.
Длинный и плавный подъем-спуск. Асфальт.
25 июня 2014
Кафе наверху
16. Турочак-Таштагол. 930
Грунт во всех формах. Но без грязи.
25 июня 2014
Дорога с Алтая хуже дороги из Кузбасса
Дорога построена для того, чтобы шахтеры могли быстрее добираться до Телецкого озера и красот Алтая.
17. Кату-Ярык.1470
Дорога на южный берег Телецкого озера (ЮБТО).
Грунт, камень, одна полоса.
27 сентября 2014
Немного про высоты. Смотровая на высоте 1200. Чулышман здесь на высоте 670. Перепад серпантина 530 метров.
Общая высота перевала от подножия до верхней точки около 800 метров. Но самая высокая точка находится не здесь, а в двух с половиной километрах ранее.
Координаты смотровой площадки
Про этот перевал можно писать и писать. Только у меня несколько заметок в «Бортовом журнале».
18. Комарский. 820
Трасса старого Чуйского тракта столетней давности. От Алтайского до Черги. Грунт.
28 сентября 2014
19. Келейский. 1304
Дорога через Солонешное на Усть-Кан.
19 апреля 2015
Грунт. Я его и не видел.
Перевал здесь
20. Белокуриха-2
1 октября 2016
Фотографировал примерно отсюда
Там уже и сейчас есть туристическая жизнь. Но строится что-то грандиозное. У нас принято дороги делать через несколько лет после сдачи объекта, а здесь построили целый перевал до начала строительства.