Приведены основные шахматные понятия и термины, встречающиеся в шахматной литературе.
Батарея — две (или более) фигур, объединенная сила которых усиливает потенциал атаки (давления), например, батарея «ферзь слон», «ладья ферзь» и т. п.
Блиц — молниеносная игра, при которой используется экстремально укороченный контроль времени (как правило, пять минут каждому на всю партию, но есть блиц-контроль и по три минуты каждому и даже по минуте). Проигрывает тот, кто первый просрочит время (или, разумеется, получивший мат).
Быстрые шахматы (рапид) — партия в шахматы с укороченным лимитом времени на обдумывание (как правило, 15 минут каждому на всю партию).
Вертикаль — поля шахматной доски с одинаковым индексом буквы (например, вертикаль f).
Вечный шах — ситуация, при которой сторона, которой объявляются шахи, не может от них никаким образом уклониться. При возникновении такой ситуации партия признается ничьей.
Вилка — ход коня или пешки, при котором под боем оказываются две и более фигуры противника.
Гамбит — жертва в дебюте материала (обычно пешки, реже фигуры) ради быстрейшего развития.
Гарде́ — В шахматах: нападение на ферзя (объявление «гарде» не обязательно).
Гандикап — англ., В шахматной игре состязание между многими игроками разной силы, причём сильные дают какое-либо преимущество (фору: вперед 1-2 хода, пешку или фигуру) более слабым игрокам для относительного уравновешивания сил.
Горизонталь — поля шахматной доски с одинаковым индексом цифры («первая горизонталь», «пятая горизонталь» и т. п.).
Двух слонов преимущество — ситуация, при которой одна из сторон обладает двумя слонами, а противная сторона — слоном или конём, либо двумя конями. Особенно данное преимущество сказывается в открытых позициях, где дальнобойность слонов позволяет использовать их в полную силу.
Дебют — начало шахматной партии, имеющее целью скорейшую мобилизацию (развитие, развёртывание) сил.
Демаркационная линия — линия, условно проведённая между четвёртой и пятой горизонталями и разделяющая шахматную доску на две равные половины.
Диагональ — поля шахматной доски одного цвета, находящиеся на одной линии.
Детский мат — мат в дебюте, который объявляют белые, сделав следующие ходы: 1.e4 2.Сc4 3.Фh5 (или Фf3) 4.Ф:f7Х. Фигуры могут двигаться в разной последовательности, но основная идея — ферзь и слон атакуют поле f7.
Дурацкий мат — мат в дебюте, который получают белые, сделав следующие ходы: 1.f4 e6 2.g4?? Фh4Х.
Жертва — неэквивалентный размен, отдача какого-либо материала (пешки, фигуры, нескольких фигур)для получения решающего (или позиционного) преимущества, для объявления мата или сведения игры вничью.
Жертва корректная — то есть обоснованная, правильная, оправдывающая себя даже при наилучшей защите.
Жертва некорректная (блеф) — жертва, рассчитанная на ошибки защищающейся стороны, на цейтнот и т. п., то есть имеющая достаточно очевидное опровержение.
Задача шахматная — произведение шахматной композиции, решение которой предполагает нахождение строго единственного пути для объявления мата слабейшей стороне в обозначенное число ходов. В зависимости от числа ходов, необходимых для решения, задачи делятся на двухходовки, трёхходовки и многоходовки.
Зевок — грубый просмотр, чаще всего приводящий к проигрышу партии.
Зрение комбинационное (тактическое) — умение увидеть таящиеся в позиции возможности получить преимущество с помощью тех или иных жертв материала.
Игра вслепую — игра не глядя на доску, одна из разновидностей показательных выступлений. В последнее время для повышения зрелищности игра «вслепую» включена в программу международных турниров («Амбер-турнир»). Однако в нем игрокам разрешается использовать для удобства изображение пустой шахматной доски (на дисплее компьютера).
Инициатива — преимущество активной стороны, могущей навязать обороняющейся стороне стиль и темп борьбы, подготовить и осуществить атаку и т. п.
«Капкан» — ловушка, приводящая «попавшуюся» сторону к неизбежной потере ферзя или фигуры.
Качество — «вес», отличающий тяжёлую фигуру от лёгкой; «выиграть качество» или « пожертвовать качество» означает операцию, при которой один из игроков выигрывает (или жертвует) ладью, отдав (получив)за неё лёгкую фигуру.
Квалификация шахматная — признанный в соответствии с правилами (кодексом) уровень силы шахматиста. Фиксируется в виде присвоения соответствующих званий и разрядов (напр., национальный мастер, мастер ФИДЕ, международный мастер, международный гроссмейстер). Соответствующие разряды и звания присваиваются не только шахматистам-игрокам, но и шахматным композиторам.
Комбинация — форсированный вариант с жертвой.
Контргамбит — разновидность дебюта, в которой осуществляется встречная жертва материала для противодействия планам противника. Например, контргамбит Фалькбеера в королевском гамбите (1.e4 e5 2.f4 d5).
Контригра — возможность встречной игры против слабостей противника.
Кооперативный мат — разновидность шахматной задачи, в которой сторона, получающая мат, оказывает содействие матующей стороне.
Крепость — разновидность ничейных позиций в эндшпиле, при которой сильнейшая сторона не может одержать победу даже при наличии большого материального преимущества (например, некоторые позиции, при которых ладья с пешкой образуют неприступную крепость против ферзя).
Лавирование — маневры позиционного характера, в ходе которых поддерживается общее напряжение, неопределённость, и стороны не обнаруживают до конца своих намерений.
«Ласкеровская компенсация» — компенсация за ферзя в виде ладьи, пешки и лёгкой фигуры (как правило, слона). Термин образован от фамилии второго официального чемпиона мира по шахматам Эм. Ласкера, неоднократно и с успехом осуществлявшего подобный размен сильнейшей фигуры.
Ловушка — один из приемов борьбы в практической партии, когда сторона, устраивающая ловушку рассчитывает на опрометчивость противника, который соблазнится «отравленной» пешкой или оставленным под боем ферзем и получит «взамен» мат или потерпит существенный материальный урон.
Мат Легаля — матовая конструкция, предполагающая жертву ферзя и объявление мата тремя лёгкими фигурами (схема этой конструкции: 1.e4 e5 2.Kf3 d6 3.Cc4 Cg4 4.Kc3 h6 5.K:e5! C:d1 6.C:f7 Kpe7 7.Kd5x). Название мата происходит от имени Кермюр Сира Де Легаля, впервые осуществившего данный мат в практической партии против кавалера Сен-Бри (1787,Париж, кафе «Режанс»). Правда, ход К:е5 Легаль делал при чёрном коне на с6, и Сен-Бри мог выиграть, взяв не ферзя на d1, а коня на е5.
Мат — в шахматах ситуация, когда король находится под шахом и нет возможности этого шаха избежать.
Мат линейный — мат на крайних вертикалях (горизонталях), который ставится тяжёлыми фигурами (двумя ладьями, ладьей и ферзем, двумя ферзями).
Мат спёртый — мат, объявляемый конём, при этом матуемый король ограничен в передвижениях собственными фигурами и пешками.
Мат эполетный — мат, который ставится ферзем, при этом матуемый король с обоих сторон ограничен собственными ладями («эполетами») (например, белый ферзь с е6 матует чёрного короля на е8, а чёрные ладьи, соответственно, находятся на полях d8 и f8).
Матовая сеть — позиция, в которой король слабейшей стороны не может избежать мата ввиду того, что все возможные поля для отступления перекрыты собственными фигурами или контролируются атакующей стороной.
Материал — фигуры и пешки, которыми располагает игрок в шахматной партии. Обладание лишним материалом предопределяет материальное преимущество. Отдача материала во имя получения решающего преимущества — комбинация, жертва.
Миниатюра — 1) партия, выигранная уже в дебюте или в начале миттельшпиля (то есть не более, чем в 20-25 ходов) в результате грубых ошибок проигравшей стороны; 2) шахматные задачи или этюды с небольшим количеством участвующих фигур.
Миттельшпиль — середина, основная часть шахматной партии, обычно следующая за дебютом. Массированные размены в дебюте могут приводить к тому, что игра из дебюта сразу переходит в эндшпиль.
Мишень — фигура или поле, которые являются объектом комбинации или атаки.
Ничья — результат шахматной партии, в которой никто из игроков не смог одержать победу. За ничью каждый игрок получает по пол-очка.
Новинка — новый ход (новая схема развития)в известных вариантах (табиях).
Нокаут-система — принцип соревнований (в том числе на первенство мира), при котором в дальнейший круг проходит победитель каждой из пар, определённых жеребьёвкой. Причём сначала играются партии с классическим контролем, затем (если победитель не определился) — в «быстрые» шахматы, затем (если и рапид не определил победителя) — блиц.
Нотация шахматная — общепринятая система обозначений, посредством которой осуществляется запись шахматной партии или той или иной позиции. Запись полной нотацией предполагает обозначение поля, с которого пешка или фигура делает ход — и, соответственно, поля, на который этот ход делается (например, 22. Кра4-b3 означает, что белый король с поля а4 сделал ход на b3). Запись сокращенной нотацией ограничивается указанием поля, на которое сделан ход (например, 56. …Лg7 — чёрная ладья сделала ход на поле g7). Различается буквенная и чисто цифровая нотация (последняя используется при игре по переписке).
Пат — позиция, в которой какой-либо стороне не объявлен шах, но она не имеет ходов.
План в шахматах — стержень шахматной стратегии, в которой увязывается воедино дебют, середина игры (миттельшпиль и эндшпиль. План формируется на основе динамичной (меняющейся) оценке позиции и включает в себя постановку адекватной цели борьбы (борьба за победу, за ничью), оценку необходимости перегруппировки фигур, оценку приемлемости (неприемлемости) серии разменов, необходимость тех или иных маневров, лавирования и т. п.
Позиция — положение, случившееся в практической партии или представляющее задание в шахматной композиции. Умение адекватно оценивать позицию представляет собой одну из необходимых составляющих шахматного мастерства.
Поле — единица шахматного пространства, то же, что и «пункт», «клетка шахматной доски». Обладание ключевыми полями в данной конкретной позиции предопределяет позиционное преимущество. «Слабое» поле — то есть поле, доступные для вторжения вражеских сил.
Полуход — один ход белых или один ход чёрных, единица измерения и минимальная единица изменения позиции на шахматной доске. Два полухода составляют ход, представляющий собой одну строку в записи шахматной партии на бумаге.
Превращение — замена пешки при достижении последней горизонтали на любую фигуру своего цвета (кроме короля).
Превращение «слабое» — превращение пешки не в самую сильную фигуру (то есть не в ферзя, как обычно), а, например, в коня, слона или ладью. То есть «слабое» превращение может быть сильнейшим ходом (!).
Программа шахматная — разновидность игровых компьютерных программ, способных оценивать позицию и в соответствии с заложенным алгоритмом делать (предлагать) ход. Лучшие современные программы (Freetz, Deep Blue, Deep Thought etc.)играют на уровне сильных гроссмейстеров и успешно сражаются с чемпионами мира (компьютерам проигрывали матчи и Каспаров, и Крамник…). Они также незаменимы при подготовке к соревнованиям и при анализе партий или технических позиций.
Проходная пешка — пешка, перед которой нет пешек противника (в том числе на смежных вертикалях) и которая может двигаться к полю превращения.
Преимущество — превосходство над позицией противника в одном из компонентов (материальное или позиционное преимущество).
Размен — ход (серия ходов), при котором (которых) стороны осуществляют обмен примерно равноценным материалом (размен лёгкой фигуры на легкую фигуру, пешки на пешку, лёгкой фигуры на три пешки, ферзя на две ладьи или три легких фигуры и т. п.).
Рейтинг — текущий уровень относительной силы шахматиста, выражаемый в числовом коэффициенте (с 1972 — коэффициент Эло по имени Арпада Эло, предложившего методику расчётов и использования коэффициентов). Уровень мастера — примерно от 2200. Уровень гроссмейстера — от 2400 и выше. Гроссмейстеры экстра-класса — от 2600 и даже от 2700 и выше.
Рокада — вертикаль, открытая для маневров ладьи.
Рокировка — ход в шахматной партии, имеющий целью увести короля из центра; при короткой рокировке король эвакуируется на королевский фланг, при длинной — на ферзевый. При осуществлении рокировки король переносится через одно поле (соответственно, для белого короля на поля g1 (при короткой рокировке) или c1 (при длинной)), ладья ставится на то поле, через которое «перепрыгнул» король.
Ряд — то же, что и горизонталь. «Обжорный» ряд- вторая (для чёрных) или седьмая (для белых) горизонталь, на которых тяжелые фигуры могут «полакомиться» пешками.
Связка — положение, когда фигура не может сделать ход из-за того, что после её хода поле, на котором стоит король, будет битым.
Cкакография — жанр шахматной композиции, при которой расположение шахматных фигур образует очертания букв, цифр или какие-то рисунки (например, очертания новогодней елки).
«Слепота» шахматная — «затмение» во время игры, при которой игрок не видит очевидных выигрывающих продолжений или совершает грубый «зевок», ведущий к проигрышу или утрате решающего перевеса.
Стратегия шахматная — долговременный план, на реализацию которого направлены конкретные ходы и операции. Общая линия стратегии определяется прежде всего требованиями позиции и включает в себя оценку позиции, определение конечной цели (борьба за победу или за ничью), методов достижения последней (обострение игры, блеф, переход в эндшпиль и т. п.).
Табия — хорошо изученная дебютная позиция, с достижения которой игроки начинают делать собственные, не «книжные» ходы. В старинных шахматах фигуры не отличались современной динамикой и дальнобойностью, и требовалось немало времени, чтобы разыграть дебют. Поэтому по договорённости игра сразу начиналась с табий.
Тактика шахматная — система приёмов (прежде всего с использованием комбинаций), позволяющих достичь преимущества или свести партию к ничьей. К приёмам шахматной тактики относят разнообразные типичные средства («отвлечение», «завлечение», «уничтожение защиты» и пр.).
Турнир — разновидность (наряду с матчем) шахматного соревнования, при котором ряд участников играет с друг другом. Типичный пример — круговой турнир, в котором каждый участник играет со всеми остальными. Турнир по швейцарской системе позволяет провести соревнование с многими десятками (и даже сотнями) участников посредством проводимой после каждого тура жеребьёвки (в каждом новом туре играют между собой участники, имеющие примерно равное количество очков).
Фаланга — пешечная цепь.
Фейерверк — каскад жертв при осуществлении комбинации.
Фианкетто — или фианкетирование, термин обозначающий развитие слона на большую диагональ под защитой пешечного «домика» (например, слона на g2 при пешках f2, g3 и h2).
Фланг — край доски, ограниченный вертикалями a, b, c и f, g, h.
Фишеровские шахматы (рэндом-чесс)- шахматы, в которых фигуры стоят на исходных позициях иным образом (но симметрично у белых и черных), чем в классических шахматах (пешки же по-прежнему занимают второй ряд) — причем слоны обязательно стоят на полях разного цвета и ладьи с разных сторон от короля. Позиции в этой разновидности шахмат недостаточно изучены теорией и носят более «свежий» и оригинальный характер.
Форпост — выдвинутая во вражеский лагерь (то есть за демаркационную линию)фигура (как правило, конь), защищённая пешкой. Например, конь на поле e6, защищённый пешкой d5 или (и) f5.
Форсирование — осуществление серии ходов, на которые противник вынужден отвечать только определённым образом (например, при разменах, при объявлении шахов и т. п.). Форсированные варианты облегчают предварительный расчет.
Форточка — поле, на которое может отступить король в случае шаха по первой (последней) горизонтали. Соответственно, «сделать форточку» — это сделать ход одной из пешек, прикрывающих позицию рокировки. В случае отсутствия «форточки» принято говорить о возможной слабости первой (для белых) или последней (для чёрных) горизонтали.
Ход — передвижение фигуры или пешки с одного поля на другое. Ход считается сделанным, если игрок поставил фигуру или пешку на поле и отпустил ее. Ходы шахматной партии, сыгранной в официальных соревнованиях, записываются посредством шахматной нотации. В случае рокировки и взятия в ходе могут участвовать две фигуры. См. также полуход.
Центр — поля с индексами e4-e5-d4-d5. Понятие расширенного центра включает также смежные с указанными поля.
Цугцванг — положение, при котором у одной из сторон или у обеих сразу (взаимный цугцванг) нет полезных ходов, так что любой ход игрока ведет к ухудшению его собственной позиции.
Часы шахматные — особая разновидность часов, в которых совмещены два циферблата и при совершении хода особый механизм переключает часы таким образом, что идут часы того, кто обдумывает ход. Нехватка времени вызывает цейтнот, а его исчерпание (в случае, если не сделано предусмотренное количество ходов) означает просрочку времени и поражение.
Часы Фишера — часы, в которых предусмотрено прибавление нескольких секунд за каждый сделанный ход (то есть возможность просрочки времени в выигрышной позиции минимизируется).
Шах — позиция, в которой король атакован вражеской фигурой или пешкой. Двойной шах — позиция, в которой королю объявляют шах сразу две фигуры.
Шахматная композиция — область шахматного искусства, в которой художники (шахматные композиторы) составляют позиции (задачи и этюды), в которых те или иные идеи, принципы и приемы выражаются в чистом виде и имеют ярко выраженную эстетическую окраску.
«Шахматы Фролова» — разновидность шахматной игры, придуманная А.Фроловым. Игра начинается на пустой доске. Противники поочередно выставляют на доске свой комплект фигур (свои пешки — только на своей половине доски). «Обычная» игра начинается, когда все фигуры поставлены на доску. Легко предположить, что наибольшие проблемы вызывает определение возможной позиции своего короля.
Эндшпиль — заключительный этап шахматной партии.
Этюд шахматный — произведение шахматной композиции, искусственно составленная позиция, в которой необходимо найти единственно верный путь (как правило, неочевидный, парадоксальный) для достижения поставленной задачи (достижение выигрыша или ничьей).
Следующая позиция возникла в одной из партий матча на Первенство мира между гроссмейстерами Михаилом Ботвинником и Давидом Бронштейном в 1951 году. Ботвинник белыми поставил Бронштейна в цугцванг ходом 57.Сg5! Любой ход Бронштейна ведет к серьезным материальным потерям или переходу в проигранное окончание.
Сыграй как Михаил Ботвинник
Разбираем лучшие партии чемпиона мира!
В чем значение цугцванга?
Обычно в таком положении любой ход будет вести к материальным потерям. В игре сильнейших шахматистов даже небольшой перевес может привести к победе, поэтому потеря даже одной пешки может привести к поражению.
Примеры цугцванга в партиях великих шахматистов
В истории шахмат можно встретить много красивых примеров цугцванга, показывающих великолепное понимание позиционных концепций шахмат.
Одним из лучших примеров позиционного цугцванга является партия Арона Нимцовича, автора известной книги «Моя система» против сильного мастера Фридриха Земиша. Нимцович так ограничил армию белых, что у Земиша не осталось полезных ходов, и он сдался.
Эмануил Ласкер поставил в цугцванг Вильгельма Стейница в одной из партий матч-реванша на Первенство мира в 1896 году. Ласкер черными нашел ход 34. Лg8, вынудивший Стейница расстаться с пешкой f5, допуская решающее вторжение вражеских сил.
Цугцванг в эндшпиле
Посмотрим на следующее окончание. Это позиция «взаимного цугцванга». Тот, кто делает ход первым, проигрывает. Посмотрим, что произойдет при ходе белых.
При ходе белых побеждают черные.
Приведем еще один пример цугцванга в окончании.
Многие окончания можно выиграть только поставив противника в цугцванг. Чтобы добиться успехов в шахматах, нам придется овладеть этой концепцией и научиться использовать к своей выгоде, чтобы не упустить победу.
Проверим себя
Задание 1: Как вынудить короля противника отступить, чтобы мы могли превратить пешку в ферзя?
Задание 2: Каким маневром короля мы можем выиграть пешку противника?
Исследование, всесторонний разбор имеющихся в данной позиции возможностей и оценка возникающих положений.
Атака
От французского attaque – нападение. Существует два понятия атаки в шахматном искусстве: тактическое – прямое нападение на фигуры или пункт соперника, и стратегическое – наступление на каком-либо участке доски или по всей доске.
Батарея
Расположение двух разноименных фигур одного цвета на одной линии. Отвод стоящей впереди (по отношению к королю противника) фигуры (она называется первой фигурой батареи) – выстрел батареи – позволяет включиться в действие второй фигуре. Батарея называется по первой фигуре – королевская, коневая, слоновая, ладейная или пешечная.
Ход первой фигуры батареи, осуществляющий нападение первой и (или) второй фигуры на важные пункты.
Батарейный мат (шах)
Объявление мата (шаха) с использованием батарейного удара.
Батареи построение
Один или несколько ходов, в процессе которых фигуры, которые составят батарею, располагаются на одной линии в требуемо порядке и на нужных поля.
Батарея индийская
При ее построении сначала вторая фигура будущей батареи делает ход вдоль линии, переходя так называемое критическое поле (поле, на которое может встать первая фигура батареи). Затем первая фигура батареи переводится на критическое поле, временно выключая вторую фигуру из игры по этой линии и завершая построение батареи.
Работа б.и. состоит в том, что первая фигура батареи приближается к королю противника, то открывая, то закрывая линию действия второй фигуры.
Бешеная фигура
Незащищенная фигура, непрерывно нападающая на фигуру соперника (разновидность вечного нападения). Взятие бешенной фигуры ведет к пату. Нападение бешенной фигуры на короля является разновидностью вечного шаха.
Блокада
От немецкого Blockade.
Ограничение подвижности фигур и пешек противника своими фигурами и пешками и нарушение взаимодействия неприятельских сил. Ограничение подвижности при блокаде достигается двумя способами — путем контроля полей, на которые могут пойти чужие фигуры и пешки, и путем их механического торможения. Например, блокада черного короля — ограничение его подвижности белыми фигурами.
Блокада пешки
Ее продвижение остановлено фигурой или пешкой противника, стоящей непосредственно перед ней, или путем контроля поля, на которое пешка может пойти, так что ее продвижение является слабым ходом.
Блокировка поля или линии
Фигуры или пешки одной из сторон занимают поля возле другой своей фигуры или поодаль от нее, но на важной для данной позиции линии или на пути следования своих же фигур, ограничивая их подвижность.
Вечная угроза
Разновидность позиционной ничьей — слабейшая сторона, создавая постоянную угрозу (мата, пата, проведения пешки и т. д.), не позволяет сопернику реализовать перевес в силе.
Вечная связка
Разновидность позиционной ничьей: сильнейшая сторона не может без ущерба для себя избежать связки.
Вечное нападение (преследование)
Разновидность позиционной ничьей: слабейшая сторона постоянным нападением на фигуру (фигуры) соперника не позволяет ему реализовать перевес.
Взаимное вечное нападение
Белая фигура непрерывно преследует черную фигуру, которая, в свою очередь, нападает на белую фигуру.
Взаимный пат
Белые ищут спасения в пате, а если черные мешают этому, то сами оказываются запатованными.
Взаимный цугцванг
Позиция, в которой очередь хода невыгодна каждой из сторон.
Взаимодействие сил
Согласованное действие фигур и пешек, выполняющих тактический или стратегический план.
Вилка
Тактический прием: нападение фигуры или пешки на две (двойной удар) или более фигур соперника.
Вскрытое нападение
Нападение на фигуру или пешку с помощью батарейного удара.
Вторжение
Проникновение фигур одной из сторон в расположение сил соперника.
Выжидательный ход
Ход с единственной целью — передать очередь хода сопернику. Один из способов поставить соперника в положение цугцванга. Также часто применяется шахматистами во время партий в цейтнотах, чтобы не просрочить время и включить часы соперника.
Выигрыш темпа
Тактический прием: в результате скрытого маневра активная сторона получает недостающий для какой-либо операции темп.
Гармоничное действие сил
Хорошее взаимодействие фигур (от греч. harmonia — связь, стройность, соразмерность; в истории эстетики гармония — характеристика прекрасного)
Дальнобойные фигуры
Ферзь, ладья и слон.
Два коня против пешки
Одно из сложных окончаний. Теория этого эндшпиля разработана в начале XX века выдающимся российским шахматным композитором Алексеем Троицким. Согласно его блестящим анализам, проведенным в начале XX века, когда о компьютерах еще и не мечтали, при блокаде черной пешки конем на одном из полей a3-b5-c4-d3- e3-f4-g5-h3 («абсолютная линия Троицкого») — или дальше от полей превращения — белые выигрывают, в конечном итоге матуя черного короля (черная пешка помогает белым избежать пата) независимо от расположения королей. В ряде позиций (при оттесненном черном короле) мат возможен и при более продвинутой пешке.
Двойной удар
Тактический прием: ход, в результате которого осуществляются две угрозы, два нападения или сочетание угрозы и нападения.
Двойной шах
Нападение на короля двумя фигурами одновременно. Защититься от такого шаха можно только отходом короля.
Дерево расчета
Совокупность вариантов, которые надо рассмотреть при расчете той или иной позиции. Термин введен гроссмейстером А. Котовым.
Диаграмма шахматная
Графическое изображение позиции на шахматной доске в книгах, журналах, на экранах и т. д. Диаграммы на сайте расположены так, что угловое поле а1 расположено слева внизу.
Доминация
Контроль над шахматным пространством, в результате которого определенные поля становятся недоступными для фигуры соперника. Термин введен выдающимся французским шахматным композитором Анри Ринком (1870-1952).
Жертва
Добровольная отдача противнику фигуры или пешки, или размен более ценного материала на менее ценный.
Жертва активная
Фигура сама идет под бой или совершает неэквивалентный размен.
Жертва пассивная
Атакованная фигура не уходит из-под боя.
Жертва приближения (привлечения)
Тактический прием (жертва активная) для приближения короля (обычно на расстояние одного хода короля) к чужой дальнобойной фигуре (ладье или слону) или для последующего нападения на нее королем, или для ограничения ее свободы маневра.
Замурование
Тактический прием: фигура лишается подвижности блокировкой своими же пешками и фигурами (полное замурование) или имеет только слабые ходы (частичное замурование).
Различают три вида замурования:
Запасные ходы
Ходы пешками или фигурами, помогающие овладеть полями соответствия или избежать цугцванга в течение некоторого времени.
Засада
Тактический прием: расположение дальнобойной фигуры за своей или чужой фигурой, после ухода которой она действует на определенное поле или линию.
Заслон
Способ защиты, когда на линию связки, батареи или опасной дальнобойной фигуры ставится фигура соперника.
Защита
Отражение наступательных действий противника.
Инициатива
Проявление активности, основная цель которой — придать действиям своих фигур атакующий характер и, наоборот, лишить противника возможности атаковать, заставить его защищаться. Ради овладения инициативой нередко оправданы материальные жертвы или позиционные уступки.
Ключевые поля
Поля, занятие которых фигурами ведет к достижению поставленной стратегической цели. В пешечных эндшпилях нередко борьба сводится к передвижению королей по полям соответствия с целью овладеть ключевыми полями.
Комбинация
Форсированный вариант с жертвой, использующий различные тактические приемы и имеющий целью получение преимущества, уравнение позиции или осложнение борьбы для создания практических шансов на победу или ничью — в зависимости от оценки начальной позиции.
Компенсация
От латинского compensatio — возмещение, уравновешивание.
В шахматах компенсация может быть материальной (например, ладья, слон и пешка за ферзя) или позиционной (за пожертвованную пешку или фигуру — атака, активность оставшихся фигур, образование проходной пешки и т. д.). Компенсация может быть достаточная или недостаточная (имеется в виду — для уравнения игры).
Термин в шахматной композиции. Используется для обозначения перехода дальнобойной фигуры через точку пересечения линий действия двух фигур (критическое поле), например, при построении индийской батареи.
Лавирование
Лесенка
Подъем или спуск фигуры (ферзя, ладьи, короля) графически четкими зигзагами.
Линейные фигуры
Ферзь, ладья и слон.
Лишняя фигура
Одна из сторон имеет на одну фигуру больше.
Ловушка
Попытка вызвать ход противника, казалось бы, для него выгодный, но на самом деле ошибочный.
Маневр
Один или несколько ходов фигурой (фигурами) одной из сторон для достижения конкретной цели.
Маневр (идея, метод) Рети
Маневр короля, в результате которого остается возможность выбора между двумя или более целями.
Материал
Фигуры и пешки на доске в течение партии.
Материальное преимущество
Перевес в силах (фигурах и пешках).
Метод треугольника (треугольник)
Прием передачи хода противнику без изменения первоначальной позиции с целью создания цугцванга. Прием состоит в маневре фигуры (короля, ладьи, слона, ферзя) по трем полям в то время, как соперник может маневрировать только по двум.
Миниатюра
Этюд с числом фигур не более семи
Минированные поля
Движение фигуры должно происходить по строго определенным полям. Игра на другие («минированные») поля позволяет сопернику осуществить контригру.
Начальная позиция этюда
Расположение фигур в этюде до первого хода.
Ниша (патовое гнездо)
Поле, где король прячется для постройки пата.
Оппозиция
Частный случай полей соответствия. Противостояние королей на вертикали, горизонтали или диагонали, когда между ними нечетное число полей.
Оппозиция ближняя — когда между королями одно поле, дальняя — три или пять полей. Иногда применяется термин коневая оппозиция — когда короли расположены на расстоянии хода коня.
Открытая линия
Линия, на которой нет пешек обеих сторон.
Ответный шах (перекрестный шах)
Объявление шаха в ответ на шах противника. Тактический прием, используемый для перехвата инициативы.
«Отталкивание плечом»
Прием в эндшпиле, когда король встает на пути неприятельского короля, чтобы не пропустить его к важному пункту. Один из методов блокады и выигрыша темпа.
Пассивная фигура
См. Фигура пассивная.
Пассивизация фигуры
Тактический прием: фигура оттесняется на поле, находясь на котором, не может активно участвовать в борьбе. Если речь идет о пассивизации короля, то, кроме отмеченного, он после оттеснения может подвергаться опасности (угрозы мата, линейные удары и т. д.).
Передача хода
Тактический прием, используемый, в частности, для создания положения цугцванга. (См. также «Метод треугольника»). Цель — создать эту же позицию, но при ходе противника.
Перекрытие
Тактический прием: расположение собственной фигуры на линии действия дальнобойной фигуры (неприятельской или своей). Если при этом ограничивается подвижность чужой фигуры (или нарушается взаимодействие чужих фигур), то перекрытие является частным случаем блокады.
Переработка (корректировка, исправление) этюда
Исключение побочных решений или нерешаемости опубликованного этюда, улучшение его формы, обогащение содержания, выполненное самим автором или другим шахматным композитором.
Перестановка ходов
Изменение очередности ходов в намеченном варианте.
Пешечный прорыв
Образование проходной пешки с помощью жертвы одной или нескольких пешек.
Плохой слон
Слон с ограниченной подвижностью, упирающийся в свою же блокированную пешку.
Побочное решение
Решение этюда способом, отличным от авторского.
Позиционная ничья
Позиции, в которых слабейшая сторона добивается ничьей повторением ходов из-за позиционных слабостей в положении соперника или сильнейшая сторона не может реализовать свое преимущество (например, крепость, преследование, блокада).
Поля соответствия
Поля, овладение которыми позволяет поставить соперника в положение цугцванга.
Правило оппозиции
Если короли находятся на одной линии и число полей между ними нечетное (одно, три или пять), то оппозицией владеет тот из партнеров, кто ходил последним. Владеющий оппозицией получает позиционное преимущество.
Преследование
Непрерывное нападение на фигуры или пешки противника. Например, вечный шах — непрерывное нападение на короля — частный случай преследования.
Приближение (привлечение)
См. Жертва приближения (привлечения).
Привязывание
Положение, в котором фигура одной из сторон вынуждена постоянно защищать свои позиционные слабости (фигура не может покинуть поле или линию из-за необходимости защиты другого поля или более ценной фигуры).
Принцип (правило) Тарраша
В ладейных окончаниях ладью следует ставить сзади проходной пешки — как своей, так и неприятельской.
Как и вообще в шахматах, бывают исключения из этого правила.
Промежуточный ход
Ход, сохраняющий возможность выполнения своего плана в дальнейшем, но или разрушающий план противника, или ухудшающий положение его фигур, или улучшающий положение своих фигур.
Промежуточный шах
Шах, позволяющий выиграть темп с целью улучшения позиции своих фигур или ухудшения позиции фигур противника. Часто применяется для перевода своей фигуры к нужному пункту или для вынуждения невыгодного расположения чужих фигур.
Прорыв
Тактический прием, включающий в себя жертву одной или нескольких фигур или пешек разрушения обороны противник.
Пуанта
От франц. pointe — вершина. Самый трудный (тонкий или скрытый) ход в маневре или комбинации. Термин предложен Леонидом Куббеле, выдающимся российским шахматным композитором.
Распатовывание
Тактические приемы, позволяющие предоставить ход королю, находившемуся в патовом положении.
Связка
Позиция, в которой линейная фигура ограничивает подвижность находящейся на этой же линии фигуры соперника за счет того, что за связанной фигурой стоит более ценная фигура (относительная связка) или король (абсолютная связка).
Связывание
Прием ограничения подвижности фигур с помощью связки.
Скользящая вилка
Слабое превращение
Превращение пешки в ладью, слона или коня.
Слабость в позиции
Широкое понятие, означающее поле (или фигуру, или пешку на этом поле), которое надо защищать, так как противник напал или угрожает напасть на эту слабость.
Примеры слабостей — поле, на котором угрожает мат; фигура или пешка, на которую напали и которая сама не может защититься; проходная пешка противника, которую нельзя пропустить вперед; поле, которое постоянно надо держать под боем, чтобы блокированная чужая фигура не вырвалась на свободу, и т. д. Привязывание фигур противника к защите своих слабостей — эффективный способ уменьшения активности его фигур.
Спертый мат
Матовый финал, в котором собственные фигуры и пешки отнимают у короля все поля для отступления.
Стратегия шахмат
Принципы и способы ведения шахматной партии. Элементами стратегии являются: расстановка фигур (в том числе их концентрация на каком-либо участке, обеспечение их взаимодействия, защита своего короля и ослабление чужого), овладение пространством или контроль над ним (например, в центре доски или в районе короля противника), создание хороших своих фигур и плохих чужих, создание и захват открытых линий и слабых полей противника, перспективное расположение своих пешек и ослабление чужих, противодействие стратегическому плану противника (например, путем передислокации сил, опережающего наступления). Совокупность стратегических элементов позволяет оценить позицию и выбрать план игры. Стратегия создает основу (позиционное преимущество) для тактических операций — ударов и комбинаций.
Тактика шахмат
Совокупность приемов и способов выполнения отдельных шахматных операций, характерных для позиций, когда фигуры соперников вступают или могут вступить в непосредственный контакт, нападают или угрожают напасть друг на друга.
Тактические операции включают тактические удары и комбинации.
Тактический удар
Активный ход — нападение или угроза, без жертвы или с мнимой (кажущейся) жертвой, использующий дефекты позиции соперника.
Один ход; единица времени в шахматах.
Точка пересечения
Поле, где пересекаются линии действия фигур.
Треугольник
См. метод треугольника.
Фигура активная
Активной будем называть такую фигуру, которая не связана только защитными функциями, но имеет свободу маневра, может создавать угрозы королю, другим фигурам и пешкам противника или ограничивает его контригру (участвует в блокаде, нападениях, преследовании и т. д.).
Фигура пассивная
Фигура, лишенная полезных свойств активной фигуры и, в лучшем случае, выполняющая только защитную работу.
Фокальное поле
От франц. etude — изучение, исследование. Шахматный этюд — составленная автором позиция, по правилам шахматной игры возможная в партии, содержащая оригинальную идею для достижения выигрыша или ничьей строго единственным способом.