Как называется переедание в христианстве
Чревоугодие: бешенство, рождающее другие страсти
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Когда говорят, что во многом сам уклад современной жизни, современного потребительского общества противоречит важным христианским установкам, то в подтверждение этой радикальной казалось бы мысли достаточно привести окружающее нас кулинарное изобилие. Я имею в виду множество продуктовых магазинов и супермаркетов, которые на каждом шагу попадаются в современном мегаполисе, изобилие кулинарных изданий и шоу по телевидению. Кулинарные журналы и шоу учат вкусно готовить что-нибудь эдакое, а магазины стараются предложить максимальное изобилие еды. Маркетологи напряженно думают над тем, как заставить нас покупать все новые выбрасываемые на рынок продукты, и происходит все более возрастающий круговорот денег и товаров в обществе. И, казалось бы, все довольны. Но правильно ли это – с христианской точки зрения?
Наверняка многим мои слова покажутся каким-то малопонятным ворчанием на пустом месте, своего рода брюзжанием смутного сознания. Действительно, что же плохого в том, чтобы вкусно поесть? Однако одно дело отметить какое-нибудь радостное событие в жизни праздничным застольем, а другое дело – когда без вкусной еды ты уже не можешь жить ни дня. Это уже настоящая зависимость, и на языке христианской аскетики она называется страстью чревоугодия.
«Тот никогда не может подавить возбуждений похоти, когда она загорится, кто не силен бывает обуздать позывов чревоугодия. Чистота внутреннего человека распознается по совершенству сей добродетели. Ибо никак не поверишь, чтобы мог поспорить в борьбе с сильнейшими соперниками тот, кого видишь преодолеваемым слабейшими в легкой схватке.
Итак, первою нам надо попрать похоть чревоугодия. Таким образом, подавление плотских вожделений оказывается неким солиднейшим основанием всех браней. Не победив своей плоти, никто не может законно сражаться; а кто не законно сражается, не венчается».
(Иоанн Кассиан Римлянин. «Обозрение духовной брани»)
Таким образом, в христианской аскетике среди восьми главнейших страстей (чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость) именно победа над чревоугодием считается тем начальным этапом, без которого вообще бессмысленно говорить о какой-либо дальнейшей борьбе со страстями. Пусть страсть к еде и более слабое вожделение по сравнению с гневом или тем более гордостью. Но как можно надеяться на победу над более сильным соперником, если не можешь одолеть даже слабейшего? Ведь «кто не законно сражается, тот не венчается».
С другой стороны, тут, конечно, масса нюансов. Как говорит тот же Кассиан Римлянин, тут не может быть поставлено одинаковое для всех правило. «Не у всех тел одинакова крепость, добродетель же сия соблюдается не одной силой души, но должна соизмеряться и силой тела». Поэтому «мера воздержания должна быть определена судом совести каждого».
Святые отцы были на самом деле очень проницательные психологи, они хорошо разбирались в самых тонких движениях души. Любопытна их классификация видов чревоугодия, которое они подразделяли на три основные разновидности. Во-первых, это неспособность придерживаться определенного режима приема пищи и прием еды раньше определенного срока. Во-вторых, это чрезмерное насыщение и переполнение живота, прием пищи в количествах, превышающих то, которого требует нормальное самочувствие. И, в третьих, это страсть к изысканным и приятным яствам, к чрезмерному разнообразию и изысканности еды. Поэтому вступивший в борьбу с чревоугодием должен, «во-первых, ожидать уставного времени разрешения на пищу; потом, не поблажать пресыщению; в-третьих, довольствоваться простой какой-нибудь и дешевой пищей».
Кроме того, святые отцы считали, что чревоугодие в каком-то смысле порождает все остальные страсти. То есть, пресыщение чрева порождает блудные мысли, а блуд занятие в общем-то затратное, и в душе зарождается сребролюбие. А когда блуд и деньги не приносят истинного счастья, в душе начинают бушевать печаль и гнев.
Интересно, что древнегреческое слово «чревоугодие» – ἡ γαστρομαργία – по-русски дословно означает жадность, похоть, ярость или даже бешенство живота, чрева. То есть, получается, что в каком-то смысле чревоугодие – это бешенство живота, которое рождает другие страсти. И укротить его – и значит положить самый первый, начальный кирпич в дело собственного спасения.
ЧРЕВОУГОДИЕ
Смотреть что такое ЧРЕВОУГОДИЕ в других словарях:
ЧРЕВОУГОДИЕ
ЧРЕВОУГОДИЕ
чревоугодие ср. Чрезмерное пристрастие к еде как угождение чреву; обжорство.
ЧРЕВОУГОДИЕ
ЧРЕВОУГОДИЕ
ЧРЕВОУГОДИЕ
ЧРЕВОУГОДИЕ
1) Орфографическая запись слова: чревоугодие2) Ударение в слове: чревоуг`одие3) Деление слова на слоги (перенос слова): чревоугодие4) Фонетическая тран. смотреть
ЧРЕВОУГОДИЕ
-я, ср. Пристрастие к вкусной обильной пище; обжорство.— Люблю сладкое поесть. Разве это большой грех? — Чревоугодием называется. Боборыкин, Василий Т. смотреть
ЧРЕВОУГОДИЕ
Угр Угор Угодие Уговор Увод Увир Увд Родич Род Рогов Рог Ровдуг Ров Рио Ригвед Редувие Рев Орудие Ороч Ореид Орг Одр Одер Овод Овир Ирод Иов Идо Игорев Иго Егор Евро Евр Дуче Дуро Дуо Дувр Друг Дрегович Древо Дог Доверие Диего Диво Див Дерево Дер Дегу Двор Гуров Гурд Гуд Гувер Город Гори Горев Горе Гордо Гордеев Гор Год Говор Гидро Угро Урд Уреид Урод Чего Гид Герд Геоид Гдр Гдов Гдо Где Вуг Врио Вред Вод Вич Вие Видео Чревоугодие Вид Вечер Вече Верди Верд Веер Ведро Веди Вдруг Веред Вечор Виг Чудо Чрево Чир Вор Ворог Черви Врид. смотреть
ЧРЕВОУГОДИЕ
ЧРЕВОУГОДИЕ
это грех объедания (чревообъедения), пьянства, несоблюдения постов, тайноедения, лакомства, нарушения воздержания, это любовь к своему животу (есть «от пуза»). Чревоугодие – это один из великих грехов, требующих избавления и исповедания. Возникает от самолюбия, жадности, эгоизма, зависти. Невоздержание, переедание, несоблюдение требований к приему пищи ведет не только к болезням тела, но и к болезням духа («Сытое брюхо к ученью глухо»). Воздержание всегда было почитаемо в русской бытовой культуре, особенно в монастырской. смотреть
ЧРЕВОУГОДИЕ
обжорство, угождение чреву. Со времен античности сопутствовало сладострастию: философ-стоик Хризипп в III в. до н.э. называл книгу Архестратоса «Опсоло. смотреть
ЧРЕВОУГОДИЕ
Обжорство, неумеренность и жадность в еде, доводящая человека до скотского состояния. В христианстве – один из семи смертных грехов. В православной культуре считается, что обжорство вызывает как телесное страдание, так и страдание души. Предмет радости обжоры не является истинным благом для него. Борьба с пороком обжорства предполагает не столько волевое принуждение и отказ от чрезмерной пищи, сколько размышление об истинном месте еды в жизни человека. смотреть
ЧРЕВОУГОДИЕ
Ударение в слове: чревоуг`одиеУдарение падает на букву: оБезударные гласные в слове: чревоуг`одие
ЧРЕВОУГОДИЕ
ЧРЕВОУГОДИЕ
сущ. ср. рода, только ед. ч.обжерливість імен. жін. роду, тільки одн.
ЧРЕВОУГОДИЕ
склонность к обжорству для получения через это удовольствия. В художественной литературе есть несколько известных образов чревоугодников: монах брат Горанфло (А. Дюма, Графиня де Монсоро), Гаргантюа и Пантагрюэль (одноименное произведение Ф. Рабле), Петр Петрович Петух (Н. Гоголь, Мертвые души, том 2). смотреть
ЧРЕВОУГОДИЕ
пристрастие к лакомым кушаньям, напиткам.Синонимы: гастролатрия, гастромания, ласкосердие, обжорство, обожратушки, чревоугодничество
ЧРЕВОУГОДИЕ
(2 с), Пр. о чревоуго/дииСинонимы: гастролатрия, гастромания, ласкосердие, обжорство, обожратушки, чревоугодничество
ЧРЕВОУГОДИЕ
угождение желудку: грех обжорства, пристрастия к сладостям, вкусной пище.Синонимы: гастролатрия, гастромания, ласкосердие, обжорство, обожратушки, чре. смотреть
ЧРЕВОУГОДИЕ
ЧРЕВОУГОДИЕ
сgastromania f, gastrolatria fСинонимы: гастролатрия, гастромания, ласкосердие, обжорство, обожратушки, чревоугодничество
ЧРЕВОУГОДИЕ
с уст.贪食 tānshíСинонимы: гастролатрия, гастромания, ласкосердие, обжорство, обожратушки, чревоугодничество
ЧРЕВОУГОДИЕ
ЧРЕВОУГОДИЕ
с.gastromanie fСинонимы: гастролатрия, гастромания, ласкосердие, обжорство, обожратушки, чревоугодничество
ЧРЕВОУГОДИЕ
чревоугодиеСинонимы: гастролатрия, гастромания, ласкосердие, обжорство, обожратушки, чревоугодничество
ЧРЕВОУГОДИЕ
אכלנותגרגרנותזלילהרעבנותСинонимы: гастролатрия, гастромания, ласкосердие, обжорство, обожратушки, чревоугодничество
ЧРЕВОУГОДИЕ
чревоуго’дие, чревоуго’дия, чревоуго’дия, чревоуго’дий, чревоуго’дию, чревоуго’диям, чревоуго’дие, чревоуго’дия, чревоуго’дием, чревоуго’диями, чревоуго’дии, чревоуго’диях. смотреть
ЧРЕВОУГОДИЕ
с. vizio della gola; (peccato di) gola церк. Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: гастролатрия, гастромания, ласкосердие, обжорство, обожратушки, чревоугодничество. смотреть
Что Библия говорит о обжоре?
Чревоугодие является грехом излишества и чрезмерной жадности к еде. В Библии обжорство тесно связано с грехами пьянства, идолопоклонства, щедрости, бунта, непослушания, лени и расточительности (Второзаконие 21:20). Библия осуждает обжорство как грех и прямо помещает его в «вожделение плоти» (1 Иоанна 2: 15-17).
Ключевой библейский стих
Библейское определение обжорства
Бог дал нам пищу, питье и другие приятные вещи (Бытие 1:29; Екклесиаст 9: 7; 1 Тимофею 4: 4-5), но Библия призывает к умеренности во всем. Необузданная потворство своим желаниям в любой области приведет к более глубокому запутыванию в грехе, потому что оно представляет собой отказ от божественного самоконтроля и неповиновения воле Бога.
В Притчах 25:28 говорится: «Человек без самообладания подобен городу с разрушенными стенами» (NLT). Этот отрывок подразумевает, что человек, который не ограничивает свои страсти и желания, в конечном итоге не получает защиты, когда приходят искушения. Потеряв самообладание, он или она рискует быть увлеченным дальнейшим грехом и разрушением.
«Сын Человеческий пришел есть и пить, и они говорят:« Посмотри на него! Обжорство и пьяница, друг сборщиков налогов и грешников! «Но мудрость оправдывается ее делами» (Матфея 11:19, ESV).
Иисус жил как обычный человек в свое время. Он ел и пил нормально и не был аскетом, как Иоанн Креститель. По этой причине его обвиняли в еде и питье в избытке. Но любой, кто честно наблюдал за поведением Господа, увидел бы его праведность.
Не позволяй греху управлять тем, как ты живешь; не поддавайся греховным желаниям. Не позволяйте какой-либо части вашего тела стать инструментом зла, чтобы служить греху. Вместо этого отдайте себя полностью Богу, потому что вы были мертвы, но теперь у вас новая жизнь. Поэтому используйте все свое тело как инструмент, чтобы делать то, что правильно для славы Божьей. Грех больше не твой господин, потому что ты больше не живешь в соответствии с требованиями закона. Вместо этого вы живете под свободой Божьей благодати. (Римлянам 6: 12-14, NLT)
Библия учит, что верующие должны иметь только одного учителя, Господа Иисуса Христа, и поклоняться Ему одному. Мудрый христианин тщательно изучит свое сердце и поведение, чтобы определить, есть ли у него нездоровое желание есть.
В то же время верующий не должен судить других относительно их отношения к еде (Римлянам 14). Вес человека или его внешность могут не иметь ничего общего с грехом обжорства. Не все толстые люди обжорства, и не все обжоры толстые. Наша обязанность как верующих состоит в том, чтобы тщательно исследовать нашу собственную жизнь и делать все возможное, чтобы почитать и верно служить Богу своим телом ».
Библейские стихи о чревоугодии
Второзаконие 21:20 (NIV )
Они скажут старейшинам: «Этот наш сын упрямый и мятежный. Он не будет подчиняться нам. Он обжора и пьяница.
Иов 15:27 (NLT)
«Эти злые люди тяжелые и процветающие; их талии вздулись от жира.
Притчи 23: 20–21 (ESV)
Не будь среди пьяниц или среди прожорливых едоков мяса, потому что пьяница и чревоугодие придут в бедность, и дремота оденет их тряпками.
Притчи 25:16 (NLT)
Ты любишь мед? Не ешьте слишком много, иначе вас тошнит!
Притчи 28: 7 (NIV)
Проницательный сын прислушивается к наставлениям, но спутник обжорства опозорил своего отца.
Екклесиаст 6: 7 (ESV)
Весь труд человека для его рта, но его аппетит не удовлетворен.
Иезекииль 16:49 (NIV)
«Теперь это был грех вашей сестры Содома: она и ее дочери были высокомерны, перекармливались и не беспокоились; они не помогали бедным и нуждающимся.
Захария 7: 4-6 (NLT)
Властелин Небесных Армий прислал мне это сообщение в ответ: «Скажи всем своим людям и вашим священникам:« В течение этих семидесяти лет изгнания, когда вы постились и оплакивали летом и ранней осенью действительно ли для меня ты постился? И даже сейчас на ваших святых праздниках вы не едите и не пьете только для того, чтобы порадовать себя?
Марка 7: 21-23 (ЦСУ)
Ибо из сердца людей исходят злые мысли, сексуальные безнравственности, кражи, убийства, прелюбодеяния, жадность, злые поступки, обман, самоудовлетворение, зависть, клевета, гордость и глупость. Все эти злые вещи приходят изнутри и оскверняют человека.
Римлянам 13:14 (NIV)
Скорее, оденься с Господом Иисусом Христом и не думай о том, как удовлетворить желания плоти.
Галатам 5: 19-21 (NIV)
Действия плоти очевидны: сексуальная аморальность, нечистота и распутство; идолопоклонство и колдовство; ненависть, раздор, ревность, приступы ярости, эгоистичные амбиции, раздоры, фракции и зависть; пьянство, оргии и тому подобное. Я предупреждаю вас, как и раньше, что те, кто так живут, не унаследуют Царство Божие.
Титу 1: 12-13 (NIV)
Один из собственных пророков Крита сказал это: «Критяне всегда лжецы, злобные скотины, ленивые обжоры». Это высказывание верно. Поэтому обличай их резко, чтобы они были крепкими в вере.
Джеймс 5: 5 (NIV)
Вы жили на земле в роскоши и баловстве. Вы откармливали себя в день убоя.
7 смертных грехов, или Сколько страстей могут нас погубить на самом деле
Приблизительное время чтения: 8 мин.
Вопреки распространенному мнению, выражение «семь смертных грехов» отнюдь не указывает на некие семь поступков, которые бы являлись самыми тяжелыми грехами. В действительности список таких поступков может быть намного длиннее. А число «семь» указывает здесь лишь на условное объединение этих грехов в семь основных групп.
У православных христиан идет Великий пост — время сугубого покаяния. Мы предлагаем нашим читателям пройти его с «Фомой». Покаяние — это путь человека к Богу. Но что Церковь понимает под покаянием? Можно ли ему научиться? Что говорится в Библия о покаянии? Для чего нужно таинство исповеди? Как к нему подготовиться? Мы собрали ответы на эти и многие другие вопросы. Добавили личные история покаяния святых и наших современников. Каждый день на foma.ru вас ждет очередной материал. Надеемся, наш проект поможет вам чаще вспоминать о главной цели Великого поста — подготовить свое сердце к встрече с Воскресшим Спасителем. Все материалы о покаянии вы можете посмотреть здесь.
Впервые такую классификацию предложил святитель Григорий Великий в 590 году. Хотя наряду с ней в Церкви всегда существовала и другая классификация, насчитывающая не семь, а восемь основных греховных страстей. Страстью называется навык души, который сформировался в ней от многократного повторения одних и тех же грехов и стал как бы природным ее качеством — так, что человек не может избавиться от страсти даже когда поймет, что она приносит ему уже не удовольствие, а мучение. Собственно, слово «страсть» в церковнославянском языке как раз и означает — страдание.
Св. Феофан Затворник пишет об отличии смертного греха от менее тяжкого: «Смертный грех есть тот, который отнимает у человека нравственно-христианскую жизнь его. Если нам известно, в чем нравственная жизнь, то определение смертного греха не трудно. Жизнь христианская есть ревность и сила пребывать в общении с Богом исполнением Его святого закона. Потому всякий грех, который погашает ревность, отнимает силу и расслабляет, отдаляет от Бога и лишает Его благодати, так что человек после него не может воззреть на Бога, а чувствует себя отделенным от Него; всякий такой грех есть грех смертный. …Такой грех лишает человека благодати, полученной в крещении, отнимает Царство Небесное и отдает суду. И это все утверждается в час греха, хотя не совершается видимо. Такого рода грехи изменяют все направление деятельности человека и самое его состояние и сердце, образуют как бы новый источник в нравственной жизни; почему иные определяют, что смертный грех есть тот, который изменяет центр деятельности человеческой».
И не так уж важно, на сколько категорий подразделяются эти грехи — на семь или на восемь. Гораздо важнее помнить о той страшной опасности, которую таит в себе любой такой грех, и всячески стараться избегать этих смертоносных ловушек. А еще — знать, что даже для согрешивших таким грехом остается возможность спасения. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние! Да прибегает к врачевству покаяния, к которому призывается до последней минуты его жизни Спасителем, возвестившим во Святом Евангелии: верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин 11:25). Но бедственно пребывать в смертном грехе, бедственно — когда смертный грех обратится в навык!»
А преподобный Исаак Сирин сказал еще определеннее: «Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного».
Семь смертных грехов
1. Гордость
«Началом гордыни бывает обычно презрение. Тот, кто презирает и считает за ничто других — одних считает бедными, других людьми низкого происхождения, третьих невеждами, вследствие такого презрения доходит до того, что почитает себя одного мудрым, благоразумным, богатым, благородным и сильным.
…Как узнается гордый и чем исцеляется? Узнается потому, что домогается предпочтения. А исцеляется, если будет верить суду Сказавшего: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак 4:6). Впрочем, надо знать, что, хотя убоится суда, произнесенного за гордость, однако не может исцелиться от этой страсти, если не оставит всех помышлений о своей предпочтительности».
Свт. Василий Великий
Гордость — самодовольное упоение собственными достоинствами, подлинными или мнимыми. Овладев человеком, она отсекает его сначала от людей малознакомых, потом — от родных и друзей. И наконец — от самого Бога. Никто не нужен гордому, даже восторг окружающих его не интересует, и лишь в себе самом он видит источник собственного счастья. Но как любой грех, гордость не приносит подлинной радости. Внутреннее противостояние всему и вся иссушает душу гордого человека, самодовольство, словно короста, покрывает ее грубым панцирем, под которым она мертвеет и становится неспособной к любви, дружбе и даже к простому искреннему общению.
2. Зависть
«Зависть есть печаль из-за благополучия ближнего, которая ищет не добра для себя, а зла для ближнего. Завистливый хотел бы видеть славного бесчестным, богатого — убогим, счастливого — несчастным. Вот цель зависти — видеть, как завидуемый из счастья впадает в бедствие».
Святитель Илья Минятий
Такое расположение человеческого сердца становится стартовой площадкой для самых страшных преступлений. А также бесчисленного множества больших и мелких пакостей, которые люди творят только ради того, чтобы другому человеку стало плохо или хотя бы перестало быть хорошо.
3. Чревоугодие
«Чревоугодие разделяется на три вида: один вид побуждает принимать пищу раньше определенного часа; другой любит только пресыщаться, какой бы то ни было пищей; третий хочет лакомой пищи. Против этого христианин должен иметь троякую осторожность: ожидать определенного времени для принятия пищи; не пресыщаться; довольствоваться всякой самой скромной пищей».
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин
Чревоугодие — рабство собственному желудку. Оно может проявлять себя не только в безумном обжорстве за праздничным столом, но и в кулинарной разборчивости, в тонком различении оттенков вкуса, в предпочтении изысканных блюд простой пище. С точки зрения культуры между грубым обжорой и утонченным гурманом — пропасть. Но оба они — рабы своего пищевого поведения. И для того, и для другого еда перестала быть средством поддержания жизни тела, превратившись в вожделенную цель жизни души.
4. Блуд
«…сознание все более и более наполняется картинами сладострастия, грязными, жгучими и соблазнительными.
Сила и ядовитый чад этих образов, чарующих и позорных, таковы, что вытесняют из души все возвышенные мысли и желания, которые увлекали (молодого человека) раньше. Нередко бывает, что человек не в состоянии думать более ни о чем другом: им всецело владеет демон страсти. На каждую женщину он не может смотреть иначе, как на самку. Мысли одна другой грязнее ползут в его отуманенном мозгу, а в сердце одно желание — удовлетворить свою похоть. Это уже состояние животного или, вернее, хуже животного, потому что животные не доходят до того разврата, до которого доходит человек».
Священномученик Василий Кинешемский
Грех блуда включает в себя все проявления половой активности человека вопреки естественному способу их осуществления в браке. Беспорядочная половая жизнь, супружеские измены, всевозможные извращения — все это различные виды проявления блудной страсти в человеке. Но хотя это и телесная страсть, истоки ее лежат в сфере ума и воображения. Поэтому к блуду Церковь относит и непристойные мечтания, просмотр порнографических и эротических материалов, рассказ и слушание похабных анекдотов и шуток — все то, что способно возбудить в человеке фантазии на сексуальную тему, из которых потом вырастают и телесные грехи блуда.
5. Гнев
Святитель Тихон Задонский
Человек в гневе страшен. А между тем гнев — естественное свойство человеческой души, вложенное в нее Богом для отвержения всего греховного и неподобающего. Этот полезный гнев был извращен в человеке грехом и превратился в гнев на ближних людей порой по самым ничтожным поводам. Обиды другим людям, ругань, оскорбления, крики, драки, убийства — все это дела неправедного гнева.
6. Алчность (корыстолюбие)
«Корысть есть ненасытимое желание иметь, или искание и стяжание вещей под видом пользы, затем только, чтобы сказать об них: мои. Предметов этой страсти множество: дом со всеми его частями, поля, слуги, а главное — деньги, потому что ими можно всё доставать».
Святитель Феофан Затворник
Иногда считают, что этим духовным недугом могут страдать исключительно богатые люди, уже обладающие богатством и стремящиеся его преумножить. Однако и человек среднего достатка, и малоимущий, и совершенно нищий — все подвержены этой страсти, поскольку заключается она не в обладании вещами, материальными благами и богатством, а — в болезненном, непреодолимом желании ими обладать.
7. Уныние (лень)
«Уныние — это продолжительное и одновременное движение яростной и вожделеющей части души. Первая неистовствует по поводу того, что находится в ее распоряжении, вторая, напротив, тоскует по тому, чего ей недостает».
Унынием принято считать общее расслабление душевных и телесных сил, соединенное с крайним пессимизмом. Но важно понимать, что уныние наступает у человека вследствие глубокой рассогласованности способностей его души, ревностности (эмоционально окрашенного стремления к действию) и воли.
В обычном состоянии воля определяет для человека цель его устремлений, а ревностность является «мотором», который позволяет двигаться к ней, преодолевая трудности. При унынии же человек направляет ревностность на свое нынешнее, далекое от поставленной цели состояние, а воля, оставшись без «двигателя», превращается в постоянный источник тоски о несбывшихся планах. Эти две силы унывающего человека вместо движения к цели как бы «тянут» его душу в разные стороны, доводя ее до полного изнеможения.
Такая рассогласованность — результат отпадения человека от Бога, трагическое следствие попытки устремить все силы своей души к земным вещам и радостям, в то время как даны они нам были для устремления к радостям небесным.
Читайте также:
В оформление использованы фрагменты мозаики алтарной части крипты базилики Нотр-Дам-де-Фурвьер, Лион, Франция, 1872-1884 г.