Как называется парадный зал кремля
Залы Большого Кремлевского дворца
Залы Большого Кремлевского дворца. Сегодня здесь проводятся торжественные государственные мероприятия – награждения орденами, вручение премий, присвоение воинских и гражданских званий, подписание важных государственных договоров.
Прежде, чем мы расскажем об известных залах Большого Кремлевского дворца, вкратце напомним историю последнего.
Построили дворец в период с 1838 по 1849 годы. Указ о начале строительства издал император Николай I. К работе были привлечены лучшие зодчие страны, а главное руководство возложили на архитектора Константина Андреевича Тона.
Внушительное здание Большого Кремлевского дворца выходит главным фасадом на протекающую за стенами Кремля, ниже по склону, Москву-реку. Здание строили как временную резиденцию русских императоров во время их посещения Первопрестольной столицы.
Хотя снаружи здание смотрится 3-уровневым, на самом деле здесь всего два этажа. Нижний уровень несколько выступает за плоскость верхних этажей, что позволило устроить над ним открытую террасу для прогулок.
Всего во дворце 5 главных залов, о которых и пойдет речь в этой статье:
Андреевский зал Кремля
Андреевский зал Большого Кремлевского дворца называют еще и тронным. Свое название получил по ордену в честь Святого апостола Андрея Первозванного.
В первоначальном виде сохранялся с 1849 по 1932 годы, после чего, в Советское время, был объединен с соседним Александровским для создания Зала заседаний ВС СССР. Восстановили его в период с 1994 по 1998 годы по проекту С.В. Демидова.
Десять позолоченных пилонов Андреевского зала, как и также оформленные двери, украшают цепи и кресты из атрибутики российского ордена Андрея Первозванного. Поверх оконных проемов размещены гербы губернских образований, которые существовали в Российской империи.
В торце Андреевского зала Кремля размещается престол, исполненный с оборудованием мест под три стилизованных трона для царствующих особ – Николая II, его супруги Александры Федоровны и матери Марии Федоровны, а также импровизированные сени с подлогом из горностая.
Настоящие троны и сени сегодня можно увидеть в залах Оружейной палаты Кремля.
Поверх престола размещено лучезарное Всевидящее око, выполненное из золота.
Фото 1. Андреевский зал Кремля и орден Андрея Первозванного
Александровский зал Кремля
Александровский зал Большого Кремлевского дворца назван в честь ордена во имя Святого Александра Невского, который был учрежден в Российской империи в 1725 году по указу императрицы Екатерины Первой.
Его стеновые плоскости декорированы мрамором розоватого оттенка, свод купола и примыкающие парусные своды украшены орденскими гербами и звездами.
Вид последних повторен на обшивке спинок стульев, которая выполнена из бархата под цвет орденской ленты.
На стенах Александровского зала Кремля расположены живописные полотна, изображающие эпизоды жизни князя Александра Невского.
Как говорилось выше, вместе с Андреевским залом во времена СССР был уничтожен и восстановлен также в 1990-х годах.
В наши дни в Александровском зале периодически проводят заседания Госсовета РФ.
Фото 2. Александровский зал Кремля и орден Александра Невского
Владимирский зал Кремля
Владимирский зал Большого Кремлевского дворца необычен по своей планировке. В принципе, это квадрат со сторонами порядка 16 метров, но из-за устройства угловых ниш смотрится как восьмигранник.
В декоративном оформлении задействованы цвета, присущие российскому ордену в честь Святого Владимира.
Шатровый свод в виде 16-гранника выполнен с использованием керамических горшочков, что позволило и облегчить саму конструкцию, и придать помещению прекрасные акустические свойства. Освещение Владимирского зала Кремля осуществляется через специально устроенный вверху проем.
Фото 3. Владимирский зал Кремля и орден Святого Владимира
Георгиевский зал Кремля
Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца является парадным залом. Свое название получил по российскому ордену в честь Святого Георгия Победоносца, который был учрежден императрицей Екатериной II в 1769 году, после чего он стал высшим военным орденом тогдашней России.
Помещение Георгиевского зала Кремля выполнено в бело-голубых с золотом тонах. Зал по-праву является своеобразным храмом воинской доблести.
На стеновых плоскостях установлены золотые звезды, а также орденские повязки с надписями «За службу и храбрость».
Общая длина Георгиевского зала порядка 61 метра, при ширине 20,5 и высоте под 17,5 метра. На стенах установлены панели с названиями войсковых частей и списки георгиевских кавалеров. Верх колон, расположенных у стен, украшают скульптурные изваяния работы Витали, символизирующие территории, входившие в состав Российской территории.
Под потолком установлены шесть позолоченных бронзовых люстр, а напольное покрытие выполнено из 20 пород ценных деревьев, выложенных оригинальным узором.
В годы советской власти в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца проходили правительственные приемы, награждения и встречи высшего руководства с народом. Сегодня эта традиция продолжает существовать.
Стоит отметить, что именно в Георгиевском зале Кремля прошла церемония подписания договора о принятии Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации. Случилось это 18 марта 2014 года.
Фото 4. Георгиевский зал Кремля и орден Святого Георгия Победоносца
Екатерининский зал Кремля
Екатерининский зал Большого Кремлевского дворца также является одним из парадных залов. В момент своего создания был тронным залом для российских императриц.
Назван зал в честь Ордена во имя Святой Екатерины, который был учрежден еще Петром I в далеком 1713-м году и, по сути, являлся единственным женским орденом в Российской империи.
Паркетный пол выполнен с нанесением стилизованного изображения Ордена Святой Екатерины в виде золоченого рисунка. Изображение ордена в обрамлении искусственных алмазов и надписью «За любовь и Отечество» присутствует и на стеновых плоскостях и парадных дверях помещения.
Общая длина Екатерининского зала Кремля около 21 метра. Главным приметным элементом помещения являются пилястры, украшенные малахитовыми вставками, и закрепленные на мощных столбах у дверных проемов.
Стены и своды украшены муаром сероватого оттенка с обрамлением из материала, под стать рисунку орденской ленты. Также в качестве декора используется позолоченная лепнина, выполненная российскими мастеровыми.
Геометрический рисунок паркета Екатерининского зала Кремля был спроектирован академиком Федором Григорьевичем Солнцевым.
В качестве освещения используются позолоченные люстры, отлитые из бронзы, с канделябрами из тончайшего хрусталя, изготовленного по специальному заказу на одном из императорских заводов по производству стекла в городе Санкт-Петербурге.
Фото 5. Екатерининский зал Кремля и орден Святой Екатерины
Мы завершили наш краткий обзор залов Большого Кремлевского дворца. Надеемся, что эта информация вам понравилась и вы нашли в ней что-то новое для себя.
Как называется парадный зал кремля
Аванзал
И нашу столицу стали называть Белокаменной.
Екатерининский
Путь к этому удивительному залу лежит через парадную половину императрицы в Теремном дворце, известную как Екатерининская. Великолепную анфиладу покоев открывает Ореховая гардеробная, уникальная тем, что исполнена мастером К. Герцом без клея и гвоздей. Все ореховые панели безукоризненно пригнаны одна к другой. Великолепна резная алебастровая люстра в античном стиле. На ее тонких стенках гравирован изящный растительный узор. Невидимый днем, он отчетливо проступает при вечернем свете. Форма светильника навеяна античными образцами.
А вот бывшая Парадная опочивальня (сегодня ее можно назвать Красной гостиной, здесь проходят протокольные мероприятия с участием главы нашего государства) вполне соответствовала замыслу создателей. Правда, не сохранилась кровать, но альков с колоннами-монолитами из мрамора светло-зеленого цвета по-прежнему украшает апартаменты. Эти колонны когда-то украшали дворец древней Помпеи, разрушенной вулканом Везувием в 79 году н.э. Они были куплены русскими купцами и преподнесены в дар императору.
Кстати, не все знают, что в 1714 году император Петр Великий учредил первый в Российской империи женский орден в честь своей супруги, будущей императрицы Екатерины I.
А преамбула такова.
Екатерина I, разделявшая с супругом все тяготы войны, пожертвовала свои лучшие драгоценности в дар представителям турецкой армии, после чего турки согласились не препятствовать отходу русских войск в полном вооружении. Царь и армия были спасены.
Орден вручали дамам, которые занимались благотворительностью, вызволяли наших соотечественников из плена.
А первой награжденной стала Екатерина I.
Кавалергардский
А еще ваше внимание здесь наверняка привлечет полотно кисти И. Айвазовского «Панорама Кремля». На картине знаменитого художника-мариниста собраны воедино главные сооружения архитектора К.А. Тона в Москве: храм Христа Спасителя, здание императорского музея «Оружейная палата» и, конечно, Большой Кремлевский дворец.
Андреевский тронный
Следует добавить, что большая цепь ордена с крестом и звезда в бриллиантах наряду с короной, державой и скипетром входили в состав государственных регалий.
Такого этикета не знала ни одна монархия мира.
Реликвии зала наглядно демонстрируют главную идею государственности, выраженную в чеканной формуле: православие, самодержавие, народность. Это знак Всевидящего Ока над пышным балдахином. Это троны как символ монархии. Это гербы городов и провинций Российской империи, символизирующие народ.
Три символа: вера, самодержавие и народ. И трона тоже три.
Кто-то из императоров выбирал алмазный трон Алексея Михайловича, а кто-то и трон Ивана Грозного!
Украшением и гордостью Кремля, величайшим памятником русского зодчества является Большой Кремлевский дворец. Он торжественно возвышается на кремлевском холме, спускающемся к Москве-реке, и как красавец богатырь, смотрится в ее зеркальную гладь.
Андрей Веденин, генерал-лейтенант
Александровский
Матильда Кшесинская, балерина
И только в 1993 году по поручению первого Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина начались исследования и подготовка предложений по восстановлению исторического облика Большого Кремлевского дворца. В результате появился Указ Президента от 2 августа 1994 года N 1581 «О восстановлении исторического облика Большого Кремлевского дворца». В выполнении проектных, строительно-монтажных и реставрационных работ принимали участие 28 российских организаций и 15 ведущих иностранных фирм из Австрии, Германии, Италии, Венгрии, Болгарии, Югославии, Финляндии, Латвии, Эстонии.
Георгиевский
Орден Святого великомученика Георгия с девизом «За Службу и Храбрость» был учрежден императрицей Екатериной Великой в 1769 году. Орден давали за личное мужество на полях сражений. Поэтому георгиевских кавалеров офицеры приветствовали стоя, когда они входили в зал, уважая мужество и храбрость своих соотечественников.
А. Есаулов, офицер Кремлевского полка
Этот зал всегда играл особую роль в жизни нашего государства. Здесь проходят первые встречи Президента с главами мировых держав и вручают высшие награды государства и Государственные премии. Здесь чествовали первых советских космонавтов и празднуются детские новогодние утренники. Здесь Президент поздравляет выпускников военных академий и проходит традиционный прием в День Победы.
Залы Большого Кремлевского дворца. В дни коронации императора Александра II в 1856 году, императора Александра III в 1883 году, императора Николая II в 1896-м сюда съезжалось до 7 тысяч гостей. Но самое главное: эти замечательные залы были доступны для любого верноподданного Его Императорского Величества. От посетителей требовалось только приходить в чистой обуви, на мебель не садиться и громко не разговаривать. Мастера строили дворец не для семьи, пусть даже императорской, а для всего народа.
Поэтому и получился дворец красивым, очень добрым и немного волшебным.
Потому он по-прежнему открыт для всех.
Были, впрочем, во дворце и апартаменты, куда не пускали публику. Там отдыхали император и его супруга. Но для нас, сегодняшних посетителей БКД, нет закрытых дверей!
Кто видел Кремль в час утра золотой,
Когда лежит над городом туман,
Когда меж храмов с гордой простотой,
Как царь, белеет башня-великан?
bluesmaker
BluesMaker`s home
Фото и немного текста
«Начинается земля,
как известно, от Кремля»
(с) В. Маяковский.
2. Начнем с Грановитой палатой. Вот вдалеке двери, которые ведут на Красное крыльцо.
Кстати вот архивное фото. Тут видно, что нынешний паркет гораздо интереснее, чем на фото начала прошлого века.
5. Росписи в арках на религиозные темы. Удивительно, что во времена Петра I росписи были закрашены и своды затянуты тряпкой с изображением двуглавого орла.
6. Еще немножечко паркета.
7. Тут же очень красивые люстры.
9. Дверные порталы тоже очень богато украшены.
10. Грановитая палата. Тут все стены расписаны. Видно, кстати, что стены в палате довольно толстые.
11. Посредине палаты столб, на которые опираются своды потолка.
12. Сами своды тоже богато расписаны.
Вот прием в честь коронации Александра III. Обращает на себя внимание царское место. Эдакий подиум с пологом.
Вот еще интересно. Интерьер до восстановления исторического облика. Задрапированные стены, своды выбелены. Вокруг столба полки с посудой.
А вот тут тот же интерьер после реставрации. Даже царское место выглядит по другому.
14. Сейчас в интерьере нет царского месте, скорее всего оно было утрачено в советское время, так как палата использовалась для приемов и в новое время. А вот светильники остались аутентичными.
16. Еще очень круто выглядит роспись нижней части стен, как будто она затянута тканью.
17. Очень и очень красивые аутентичные светильники. Тонкая работа.
18. Я так понял, что росписи на стенах в основном повествуют о сюжетах из царской жизни.
19. Еще общий вид помещения. К слову сказать зала не такая уж и большая. Многие нынче снимают для празднования свадеб помещения и поболее.
20. Однако, как я уже говорил место это не простое, а с историей. Кстати вот тут хорошо виден рисунок ковра. Вообще Грановитая палата выглядит очень аутентично. по старо-русски, если можно так выразиться. Побывать тут было очень интересно.
21. Выходим из Грановитой палаты и проходя через Святые сени попадаем во Владимирский зал.
22. Зал очень торжественный и красивый. По сути он соединяет парадные залы Большого Кремлевского дворца, Грановитую палату и старый Теремный дворец.
23. Зал назван в честь ордена Святого Владимира. Кстати обивка банкеток тут как раз таки в цвет ленты ордена.
24. Лестница ведет в Теремный дворец.
Интересно, что во времена Русско-японской войны в залах Кремлевского дворца была организована швейная мастерская где шили вещи для отправки на фронт. А вот в Владимирском зале проходила упаковка вещей.
25. Потолок с светопрозрачным фонарем, пропускающим внутрь свет. Своды украшены позолоченными орнаментами и изображениями орденов Святого Владимира. Тут же очень красивая позолоченная люстра.
26. Двери, ведущие в Георгиевский зал, повторяют своей формой окна на фасаде здания.
27. На стеклах орнамент и изображение ордена святого Георгия.
28. Тоже самое и на дверных ручках.
30. Тут красивый и сложный рисунок на паркете. Огромные золоченые люстры. Высоченные потолки.
31. Зал огромный. По двум сторонам в два ряда идут окна.
Вот интересный кадр советских времен. Похоже кремлевская елка для советских пионеров.
32. В нишах таблички с именами кавалеров ордена. Обивка банкеток также повторяет расцветку георгиевской ленты.
33. В оформлении Георгиевского зала не так много позолоты, как в остальных частях БКД. Тут все решено в белых тонах, лепнина на сводах и опорных колоннах. Золотые тут только изображение Георгиевских звезд.
35. Очень красиво. С левой стороны форма ниш под таблички с именами повторяет форму окон, также как и дальняя стена с дверями. Так что Георгиевский зал спроектирован в духе симметрии.
36. паркет берегут и ходить по нему не разрешают. Не мудрено, такая красота.
37. В потолке видны замаскированные вод лепнину потолка, я так думаю, вентиляционные отверстия.
38. Еще вид. Обратите внимание на скульптуры, стоящие на колоннах между окнами.
39. Шикарная бронзовая золоченая люстра.
Выглядело это вот таким образом. Это был зал заседаний Верховного совета СССР. Довольно печально.
43. Тут гораздо больше позолоты, особенно после «скромного» Георгиевского зала. На дверях изображение ордена Святого Александра Невского. Даже стулья украшены его изображением.
44. Очень нарядный зал, и даже занавески в тон орденской ленты.
45. Тту опять же полная симметрия, проемы на «глухой» стене повторяют оконные. Зеркала также дают эффект льющегося из окон света.
А вот снова фото времен Русско-японской войны.
46. Тут тоже роскошные люстры и богато декорированный потолок с вплетенными в орнамент изображениями орденов.
47. Золоченные колонны.
48. Вид очень парадный.
49. На ручке двери снова изображение ордена.
51. Двери между залами. Каждый украшен лентой со своим орденом.
Вот уникальное фото из 90-х. Реставраторы за работой.
53. Это как раз расписывают миниатюры на колоннах вверху.
Восстанавливают паркет. Вообще очень интересно посмотреть за тем, как все это делалось.
54. Над первым рядом окон по периметру идут гербы российских губерний.
55. В оформлении снова лепнина с позолотой.
57. Орден Андрея Первозванного единственный, который комплектуется цепью. То есть парадный вариант кавалера ордена должен в себя включать такую вот цепь, которая изображена на дверях зала.
58. Еще раз взглянем на трон. Очень празднично.
59. Кстати боковые окна Андреевского и Александровского залов выходят на Москва реку, отсюда должен открываться красивый вид на Болотный остров и Замоскворечье.
Великолепие и богатство Большого Кремлевского дворца
Довольно часто в поездках мы посещаем дворцы и замки других стран и восхищаемся их красотой и роскошью. Предлагаем восхититься нашей родной русской достопримечательностью – уникальным Большим Кремлёвским дворцом, построенным знаменитым архитектором Константином Андреевичем Тоном, автором Храма Христа Спасителя.
Надо сказать, что Константин Тон добился потрясающих успехов как благодаря своему таланту, так и феноменальной работоспособности. Он тратил на сон всего лишь 5-6 часов в день. Как и многие студенты своего времени, Тон провел за границей девять лет. Он досконально изучил итальянскую архитектуру и искусство, его даже избрали профессором Флорентийской академии художеств. До Тона из русских зодчих такой чести удостаивался лишь Василий Баженов. Константин Андреевич вернулся в Россию знатоком итальянской классической архитектуры. Тон много изучал древнерусскую архитектуру, проводил реставрационные работы в Москве, Пскове, Костроме, Новгороде, что позволило ему свободно интерпретировать древнерусские мотивы в будущих постройках. Он стоял у истоков русско-византийского стиля, который в итоге принес зодчему славу.
Большой Кремлевский дворец был возведен по указу Николая I в 1838-1849 гг.
Дворец получился просто огромным, в нем свыше 700 помещений! Длина дворца – 125 метров, а это больше футбольного поля. Согласно задумке Николая I, дворец должен был стать памятником славы русского воинства, его пять парадных залов названы в честь пяти орденов Российской империи, а их оформление выдержано в соответствующей стилистике.
Георгиевский зал
Самое большое парадное помещение во дворце. Он посвящён ордену Св. Георгия, учреждённому в 1769 году. Всего орденом было награждено 11 тыс. человек. На стенах зала мы видим имена кавалеров, а это и Суворов, и Кутузов, и Багратион, и многие другие! Георгиевский зал сохранился полностью – обратите внимание на подлинный паркет из 19 сортов дерева!
Зал Заседаний — самый большой зал Кремлевского Дворца
По соседству с Георгиевским залом находится самый большой зал Кремлёвского Дворца — зал Заседаний. Дело в том, что зал получился самым большим в результате объединения в 1933-1934 годах архитектором Ивановым сразу двух залов — Александровского и Андреевского.
Во времена Советской власти зал Заседаний имел более длинное название: зал заседаний Верховного Совета СССР. В период с 1994 по 1998 год были проведены реконструкционные работы по восстановлению интерьеров объединённых залов, которые пострадали во время перепланировки. Зал Заседаний обладает площадью 1615 кв. м, с 18-ти метровыми потолками, а максимальная вместительность зала составляет 3000 человек.
Андреевский зал
Андреевский (или Тронный) зал получил свое название по ордену в честь Святого апостола Андрея Первозванного, учреждённого в 1698 году Петром I. До 1917 года этот орден был высшей наградой Российской империи, за годы существования его получили около 1000 человек. Тронный зал – самый роскошный во дворце. Своды и стены покрыты великолепной золоченой лепниной. В конце зала возвышается величественный трон, причём сразу на три места – для императора, императрицы и матери императора. В этом зале паркет новый. Да и всё помещение не дошло до наших дней в первоначальном виде. В 90-х годах его реконструировали, чтобы придать исторический облик.
Изначальное предназначение
Кремлевский дворец задумывался как царская резиденция. Один из залов был тронным, в нем принимали послов и советников. Однако когда столицу перенесли из Москвы в Санкт-Петербург, дворец стали использовать лишь во время императорских визитов, и здание постепенно приходило в негодность.
Вторую жизнь Большой Кремлевский дворец обрел после победы над Наполеоном. Николай I хотел, чтобы он стал новым символом могущественной власти. Здесь начали проводить коронацию новых правителей.
В годы советской власти здание реконструировали, оборудовали жилые помещения для членов партии и их семей, а позднее еще и столовую. К старинным гобеленам и мебели относились с пренебрежением, несмотря на протесты наркома просвещения Луначарского.
Дворец серьезно пострадал во время боевых действий в годы Великой Отечественной войны. В частности, был серьезно разрушен Георгиевский зал.
Александровский зал
Этот зал Большого Кремлёвского Дворца посвящен ордену Александра Невского. В золоченых лепных картушах купола и арок помещены знаки ордена – крест и звезда с вензелем «S.A.» (Святой Александр). Этот зал оформлен в русско-византийском стиле. Имеется даже купол. Александровский зал, наверное, самый золотой и помпезный из всех!
Как используется сейчас
Сейчас Кремлевский дворец используют как резиденцию президента Российской Федерации. Посетителей пускают внутрь в составе специальных экскурсий, на которых можно увидеть:
Кроме этого, на втором этаже туристам показывают Зеленую гостиную, в которой раньше принимали особенно важных гостей. Внимание также заслуживает Малахитовое фойе, в котором висят портреты всех правителей страны.
Владимирский зал
Зал посвящён он ордену Св. Владимира – того самого, при котором состоялось крещение Руси в 988 году. Интересный факт: Владимирским орденом был награждён и создатель Кремлёвского дворца Константин Тон. Владимирский зал располагается в древней части дворца и соединяет новый дворец и средневековые палаты. Зал оформлен в древнерусском стиле – свод напоминает шатровые храмы, а тройные арочки под сводом относят нас к аркатурно-колончатым поясам древнерусских храмов. В зале нет окон, и свет в него попадает из стеклянного фонаря диаметром 6 м. Вечером зал освещается огромной люстрой весом 3 тонны, которая каким-то непостижимым образом укреплена на стеклянном фонаре.
Основная задача архитектора состояла в необходимости вписать огромный дворец во внутренний облик Кремля, а также объединить разнообразные по форме постройки 15-19 веков в целостный комплекс. Архитектору это удалось на отлично. Во время экскурсии по дворцу можно побывать в Грановитой палате 15 века, Теремном дворце 17 века и во дворце Константина Тона 19 века, причём все помещения объединены между собой невероятно красивыми коридорами и переходами.
Архитектор Константин Тон, 1794-1881
Константин Андреевич Тон родился в Петербурге 26 октября 1794 г. в семье ювелира. В семье знали и любили искусство, и все три сына Андрея Тона были отданы на обучение в Академию художеств. Все они стали архитекторами, все впоследствии получили звание академиков. Александр стал профессором петербургской Академии художеств, Андрей — профессором архитектуры Харьковского университета. Среднему брату Константину суждено было стать ректором Академии художеств, автором крупнейших сооружений своего времени, законодателем архитектурной мысли нескольких поколений. В Академию художеств Константина отдали в 1803 г. девяти лет от роду. Школьный день в Академии начинался в пять часов утра, длился до девяти часов вечера и был очень напряженным. Общее и профессиональное образование Академия давала серьезное. Здесь преподавали знаменитые зодчие-классицисты. Архитектурным классом руководил А. Д. Захаров, в 1811 г. его сменил А. Н. Воронихин. Курс архитектурной перспективы вел Тома де Томон. Константин Тон проучился в Академии все положенные двенадцать лет и окончил ее с золотой медалью. После окончания Академии, юноша был оставлен при ней пенсионером, войдя в число тринадцати учеников, ожидающих поездки за границу. Такие поездки Академия всегда предоставляла своим лучшим ученикам для усовершенствования в профессии, но из-за войны и отсутствия средств они временно были отменены. Константин Тон поступил на службу в чертежную мастерскую при Комитете для приведения в лучшее устройство всех строений и гидравлических работ. Комитет во главе с опытным инженером А. А. Бетанкуром руководил всеми архитектурно-строительными работами в столице. Здесь работали известнейшие зодчие К. И. Росси и В. П. Стасов. В Петербурге его называли «Комитет красоты». Причастность к крупным градостроительным мероприятиям, которые осуществлял Комитет, впоследствии помогла Тону освоить принципы архитектурной организации больших городских пространств. В 1817 г. пост президента Академии художеств занял Алексей Николаевич Оленин. При нем были возобновлены заграничные поездки пенсионеров за границу. В 1819 г. уезжает за границу и Тон. Через Берлин, Дрезден и Вену он едет в Италию — эта страна становится основным местом его работы. Архитектор много ездит по Италии, изучая памятники архитектуры. Он посетил Венецию, Болонью, Сиену, Флоренцию, Неаполь, был на Сицилии. Основное же время он провел в Риме, где в те времена было очень много русских. Темпераментный, живой, трудолюбивый молодой архитектор старался взять у страны великого искусства все, что она могла ему дать. В 1822 г. Тон выехал в Париж, где прослушал курс лекций в Политехнической школе, известной высоким уровнем постановки инженерного образования. За границей архитектор пробыл девять лет и вернулся в Россию в декабре 1828 года вполне зрелым человеком. Ему исполнилось 34 года, он был избран членом трех европейских академий, стал опытным реставратором и знатоком античности. Через два года Константину Тону было присвоено звание академика российской Академии художеств. Тогда же началась и его преподавательская деятельность, продолжавшаяся почти сорок лет. Первым заказом, полученным Тоном на родине, был заказ на перестройку парадных залов Академии художеств. Архитектор не только успешно справился с поручением, но и сэкономил довольно крупную сумму из выделенных средств. Другой творческой победой архитектора стал проект церкви великомученицы Екатерины в Коломне на Петергофском тракте. На конкурсе проект Тона, помимо всех прочих достоинств, оказался и самым дешевым. Церковь до сегодняшнего дня не сохранилась, на ее месте сейчас находится кинотеатр «Москва». Проекты церквей архитектора были утверждены императором в качестве образцовых, по этим проектам были построены церковь св. Мирония на набережной Обводного канала и церковь Благовещения на нынешней пл. Труда. Обе эти церкви также не сохранились. Тогда же зодчий строит две церкви в Царском Селе. Проекты получают одобрение императора, и с этого времени Тон становится едва ли не самым «строящим» архитектором России. В своих работах он демонстрирует отличную инженерную подготовку и техническое чутье. Архитектор широко применяет новейшие конструкции и техническое оборудование, показывая блестящую эрудицию при решении сложных вопросов. В 1831 г. Николай I, находившийся в это время в Москве, вызвал архитектора. Речь шла о создании объекта государственного значения — мемориального памятника — храма Христа Спасителя, в проектировании которого в течение двадцати лет пробовали свои силы многие зодчие. Создание этого крупнейшего русского собора — пантеона воинской славы 1812-1814 гг. имело долгую предысторию. После изгнания французов из России Александр I дал обет соорудить храм, «который вечно напоминал бы отдаленному потомству о доблестных деяниях его предков». Проект Тона был утвержден в апреле 1832 г., собор заложен в 1839 г., закончен в 1880 г., а освящен и открыт уже после смерти его автора в 1889 г. В 1838 г. К. А. Тона назначили главным архитектором на строительстве Большого Кремлевского дворца в Московском кремле. Строительство велось по последнему слову техники, и 3 апреля 1849 г. дворец был открыт. Здание Большого Кремлевского дворца было высоко оценено современниками. «Во всей постройке видна смелая рука, руководимая гениальной мыслью сочетания древнего с новым, частей с целым, величия с изяществом», — писал историк А. Ф. Вельтман. В связи с окончанием строительства дворца зодчему был пожалован орден св. Станислава первой степени, золотая медаль и десять тысяч рублей премии. В 1844 г. архитектор получил дворянство. Среди немногих сохранившихся работ К. А. Тона видное место занимает пристань на Неве у здания Академии художеств. Как и было предписано, зодчим была сооружена «великолепная из гранита пристань для судов противу дома Академии художеств с украшениями в лучшем греческом вкусе». Сооружение пристани входило в комплекс работ по благоустройству невских берегов, которые велись с конца XVIII века. Несмотря на сравнительно небольшие размеры, пристань кажется монументальной. Ее украшением являются два сфинкса, доставленные из Египта в 1832 г. и установленные в 1834-м. «Благородного рисунка гранитная пристань» отлично дополнила композицию фасада Академии художеств, связав его с берегом Невы. Обогатив ансамбль невских берегов, пристань стала одним из любимейших мест петербуржцев и символом Петербурга. В 1851 г. было закончено строительство Николаевской железной дороги, связавшей Москву и Петербург. Честь проектирования и строительства первых в России железнодорожных вокзалов досталась Константину Тону. Как и в других работах, архитектор показал себя опытным мастером функциональной организации, способным решать принципиально новые задачи. Его вокзалы оказались настолько удобны по планировке, что смогли нормально функционировать многие десятилетия, несмотря на непрерывный рост интенсивности движения (реконструкция Московского вокзала была проведена только в 1950-1970-е гг.). У Николаевского(Московского) вокзала в Петербурге сложилась одна из крупнейших площадей города, и облик фасада вокзала был рассчитан на ее монументальное оформление. Строительство вокзала началось в 1844 г. и длилось семь лет. Жители столицы с нетерпением ждали его открытия. Одновременно с петербургским вокзалом также по проекту Тона строился более скромный по размерам вокзал в Москве. В середине XIX века в Академии художеств все большее внимание уделяли изучению и охране памятников зодчества. В пору ректорства Тона при Академии был основан музей древнерусского искусства, коллекции которого позднее послужили основой коллекции Русского музея. Также Академия стала инициатором реставрации памятников архитектуры. Большой вклад в это дело внес ее ректор К. А. Тон. Кроме работ в Московском Кремле по проектам Тона восстанавливают стены Псковского кремля, реставрируют Ипатьевский монастырь в Костроме. В 1850-е гт. начинается тяжелая полоса жизни зодчего. Дают о себе знать многолетний напряженный труд, ушибы и травмы, полученные на стройках, болезнь ног. Размах строительной деятельности Тона сокращается. Он ограничивается педагогической деятельностью, почти не занимается проектной практикой, продолжая руководить только постройкой храма Христа Спасителя. Несчастье посещает и семью зодчего. Постепенно слепнет его сын Константин. Дорогостоящее лечение не приносит результатов. Значительным событием тех лет было лишь избрание архитектора почетным членом и корреспондентом Королевского института британских архитекторов. В старости зодчий оказался практически без средств к существованию. Константин Андреевич Тон умер 25 января 1881 г. Он похоронен на Волковом кладбище. Его вдова очень долго хлопотала о пособии или пенсии.
Грановитая палата
Грановитая палата была построена в 1487-1491 годах итальянцами Марком Фрязиным и Пьетром Антонио Салари, и она уникальна! Это единственная каменная постройка не храмовой архитектуры Москвы 15 века, дошедшая до наших дней. Высота сводчатого зала 9 метров, а его площадь составляет 495 кв.м. На протяжении двух столетий Грановитая палата была самым большим залом в русской архитектуре. Потолок опирается на центральный столп, поэтому палата называется одностолпной. В 16 веке палата была расписана фресками, в 1668 году Симон Ушаков возобновил роспись и составил подробную опись сюжетов. Сохранившаяся до наших дней роспись выполнена в 1881 году палехскими иконописцами по описи Симона Ушакова. Интересный факт: узоры на ковре в точности повторяет рисунок паркета.
Новые технологии строительства во дворце
Для возведения большого Московского дворца, архитектор Константин Тон, применял различные революционные нововведения, которые в то время были очень вызывающими. Стропильные конструкции кровель из металла и облегченные большепролетные кирпичные своды, в действительности стали нововведением в технологии строительства того периода времени. Кстати, помимо всего прочего, во время постройки большого Московского дворца был впервые применен цемент.
Об отделке и залах
Благодаря тому, что внутренняя отделка большого Кремлевского дворца выполнена с применением смешения разных стилей, виден безупречный вкус и работу талантливых мастеров, которые применяли в работе элементы русско-византийского и фрагменты ренессанса. Во дворе есть несколько залов, о каждом из которых необходимо говорить в отдельности.
Зал Заседаний
Рядом с Георгиевским залом, находится самый большой зал дворца – для Заседаний. Стоит отметить, что зал стал самым большим благодаря совмещению.
далее: Санкт-Петербургский Дельфинарий
Теремной дворец
Дворец построен в 1635-1636 г. по указу царя Михаила Алексеевича. Возведение дворца велось мастерами Ларионом Ушаковым, Баженом Огурцовым и другими зодчими. Сам Теремной дворец невозможно увидеть изнутри Кремля, так как часть его территории закрыта для посещения. Зато его видно с Моховой улицы, а также с Патриаршего моста. Фасад Теремного дворца невероятно красив. Порталы, наличники и карнизы сплошь покрыты искусной резьбой по камню. Окна украшены наличниками с висячими гирьками – очень популярный декоративный элемент 17 века. Над окнами размещены разорванные фронтоны – барочный элемент. Пышный резной декор сочетался с многоцветной росписью – при исследовании порталов и наличников были обнаружены следы различных красок. Древнее убранство дворца не сохранилось, но во время реставрации, проводимой еще в 19 веке, все покои были расписаны масляными красками, восстановлена мебель и необыкновенные изразцовые печи.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: АДРЕC. ТЕЛЕФОН. КАК ДОБРАТЬСЯ
Адрес: Москва Дворцовая, 1п. Телефон Официальный сайт: kreml.ru
Внушительное здание, выходящее главным фасадом на Москву-реку – так сейчас выглядит Большой Кремлевский дворец. Когда-то здесь восседали императоры и императрицы, и несмотря на почти двухсотлетний возраст, его стены и пышное убранство не перестают производить неизгладимое впечатление.