Как называется память на слух
Слуховая память: что это такое и как ее развить?
Каждый человек индивидуален и предрасположенность к запоминанию информации у всех своя. Поэтому у всех звуковые образы сохраняются и извлекаются из хранилища с различным уровнем сложности. Вид слуховой памяти относится к образным способам запоминания. С ее помощью удается запомнить, сохранить и воспроизвести звуковой образ.
Входная информация для слухоречевой памяти предстает в форме единиц внутриречевых реакций, которые удерживаются в оперативном хранилище только на небольшое время. После наблюдается обратная реакция, позволяющая воспроизвести звуки в памяти. Данный принцип особенно важен, если рассматривается кратковременный тип фиксирования информации.
Школьник, который лучше всего обрабатывает вербальные данные, полученные на слух, называется аудиалом. Как правило, такой ребенок имеет прекрасные оценки и может отлично запомнить все, что ему рассказали на уроке, не заглядывая в книгу или тетрадь. Но полностью аудиальный человек — это довольно редкое явление, таких людей в мире только 5-7%, все остальные получают данные через зрительный, дискретный или осязательный источник.
В качестве примера стоит вспомнить главного героя из кинофильма «Приключения Шурика». Он оказался отличным аудиалом, поскольку не запомнил саму девушку во время подготовки к сессии, но он вспомнил, что находился в ее квартире по звуку работающего вентилятора и настенных часов.
Как совершенствовать аудиальную память?
Особенность к запоминанию слуховой информации у человека заложена природой, но каждый может продолжать ее развитие. Чтобы протестировать, насколько развита у вас данная способность, просто попросите кого-то назвать вам 4 цифры. К примеру, 4, 5, 6, 3. Вам нужно повторить эту последовательность в обратном порядке. Если это не составило труда, то теперь стоит попробовать то же самое с 5 и 6 цифрами. Данное упражнение может выполнять взрослый человек в дороге с детьми, с семьей, с коллегами во время рабочего перерыва. Подобная проверка позволит поддерживать аудиальную память в тонусе и тренировать внимательность.
Чтобы развить запоминание слуховой информации у детей, нужно использовать простые стихи и просить ребенка повторять конкретные строчки. Улучшать память помогает постоянная ее стимуляция, поэтому тренировка должна проводиться регулярно.
Простая и доступная методика развития слуховой памяти – это незамысловатые упражнения с хлопаньем в ладоши. Просто попросите ребенка воспроизвести за вами ритм, но не нужно загадывать слишком заумные ритмы. Вполне хватит простой мелодии, в которой есть 5-7 хлопков.
В школе данную способность развивают за счет проведения диктантов.
Действенные методы для улучшения аудиальной памяти
Чаще вслушивайтесь в тишину. Современный ритм жизни, особенно в большом городе, часто не дает выделить время, чтобы побыть одному с собственными мыслями. Чтобы развить слуховую память, достаточно выполнять простое, но действенное задание. Сосредоточьтесь на звуках, окружающих вас, постарайтесь найти источник незначительного звука – стук в соседней квартире, шум с улицы, крик на лестнице, гудение техники. В действительности, вокруг нас много звуков, но на многие мы просто не обращаем внимание.
Для полноценного развития данного вида памяти также нужно делать аудио упражнения. Пока добираетесь на работу старайтесь слушать аудиокниги. После на протяжении дня мысленно можете прокручивать услышанное, размышлять над этим. Развивайте память в целом, ежедневно используя специальные тренажёры Викиум.
Слуховая память: что это такое и как ее развить?
Это интересно
Входные данные для слуховой памяти – это единицы внутриречевой реакции, удерживающиеся в слуховой оперативной памяти всего несколько мгновений. Далее происходит ответная речевая реакция, которая помогает вернуть речевые звуки в память. Именно эта связь играет очень важную роль при кратковременном запоминании.
Учеников в школе, которые лучше обрабатывают устную информацию на слух, называют аудиалами, обычно они имеют очень хорошие оценки и способны отлично запоминать все, что было сказано на уроке, не подглядывая в записи или учебники. Однако абсолютных аудиалов в мире всего 5-7 %, другие люди воспринимают информацию через визуальные, кинестетические или дискретные источники.
Вспомните, как Шурик в фильме «Приключения Шурика» оказался настоящим аудиалом, он не помнил, что находился рядом с девушкой при подготовке к экзамену, но вспомнил, что был уже в этой комнате, как только услышал звук вентилятора и настенных часов.
Простые методы развития слуховой памяти
Способность к слуховой памяти у человека имеет генетическое основание, однако ее можно развивать. Чтобы проверить, насколько хороша ваша слуховая память, попросите кого-то назвать вам 4 простых однозначных числа. Например: 1, 8, 4, 6. Ваша задача повторить их в обратном порядке. Если сложностей не возникло, тоже самое повторите с пятью числами, потом с шестью. Такое незатейливое упражнение можно проводить в дороге с детьми, с семьей, с коллегами на перерыве. Оно помогает держать слуховую память в тонусе и тренирует внимательность.
Если вы хотите развить слуховую память ребенка, следует вооружиться простыми стихотворениями и просить ребенка повторить определенные строки. Память лучше всего развивается в тех условиях, когда имеется постоянное ее стимулирование, то есть упражнения должны иметь регулярный характер.
Простой метод развития слуховой памяти и доступный многим – это упражнения с хлопанием в ладоши. Попросите ребенка повторить ритм, однако не стоит использовать слишком сложные мелодии, достаточно начать с простых ритмов, состоящих из 5-7 хлопков.
В учебных заведениях слуховую память развивают путем написания диктантов и изложений.
Эффективные способы улучшения слуховой памяти
Почаще слушайте тишину. В современном мире, особенно в городских условиях, редко получается выкроить время для того, чтобы остаться наедине со своими мыслями. Наш сервис BrainApps рекомендует вам на время сна обязательно переключать смартфон в режим полета, чтобы ни один звонок или сообщение не отвлекало вас от отдыха. Для тренировки слуховой памяти проводите простое, но эффективное упражнение. Сосредоточьтесь на звуках, которые вы слышите, старайтесь определить источник каждого мельчайшего звука – шум улицы, стук соседа, какой-то возглас на лестничной площадке, работа бытовых приборов. На самом деле, человека окружает множество звуков, однако мы на них почти не обращаем внимание.
Развитие слуховой памяти будет неполным без аудио упражнений. Используйте время, когда вы добираетесь на работу для того, чтобы прослушивать аудиокниги. Потом в течение дня вы можете прокручивать в голове то, что услышали, обдумывать это. Также развитию слуховой памяти способствует прослушивание радиоспектаклей.
Наш сервис BrainApps приготовил для вас интересные упражнения, с которыми ваша память будет развиваться стремительными темпами. Развивая свою личность, вы становитесь лучше и обретаете уверенность в себе!
Чтобы начать заботиться о своём мозге, зарегистрируйте далее свой email.
Для моих тренировок
Для работы с пациентами
Для использования членами моей семьи
Для работы с учениками
Для проведения научного исследования
Пожалуйста, подтвердите, что тренировки и/или тесты предназначены для вас. Вы создадите персональную учётную запись. Этот вид учётной записи разработан специально для того, чтобы помочь вам оценить и тренировать ваши когнитивные способности.
Подтвердите, что вы хотите получить доступ к когнитивным тренировкам и тестам, предназначенным для ваших пациентов. Вы создадите учётную запись для управления пациентами. Эта учётная запись специально разработана в помощь специалистам в области здравоохранения (врачам, психологам и т.д.) для диагностики когнитивных расстройств и вмешательства.
Подтвердите, что вы хотите предложить когнитивные тренировки и/или тесты вашим родным или друзьям. Вы создадите семейную учётную запись. Эта учётная запись создана для того, чтобы члены вашей семьи получили доступ к тестам и тренировкам CogniFit.
Подтвердите, что вы хотите получить доступ к когнитивным тренировкам и тестам для участников вашего исследования. Вы создадите учётную запись для исследователей. Эта учётная запись специально разработана в помощь учёным при исследовании когнитивных областей.
Подтвердите, что вы хотите получить доступ к когнитивным тренировкам и тестам для ваших учеников. Вы создадите учётную запись для управления учениками. Эта учётная запись специально разработана в помощь при диагностике и лечении когнитивных расстройств у детей и учащейся молодёжи.
Для вашего собственного использования (от 16 лет). Дети младше 16 лет могут использовать семейную платформу CogniFit.
Отправьте тесты и тренировки пациентам
Отправьте тесты и тренировки ученикам
Отправьте тесты и тренировки вашим детям и другим родственникам
Отправьте тесты и тренировки участникам исследования
При регистрации и использовании CogniFit вы соглашаетесь с тем, что вы прочитали, поняли и принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности CogniFit.
Кратковременная фонологическая память
Когнитивная cпособность
Получите доступ к комплексной батарее тестов кратковременной фонологической памяти и других когнитивных способностей
Определите и оцените присутствие нарушений или дефицит
Стимулируйте и улучшайте кратковременную фонологическую память и другие функции с помощью упражнений
Что такое кратковременная фонологическая или эхоическая память?
Кратковременная фонологическая память, также известная под названием эхоическая память, является одним из регистров сенсорной памяти. Этот тип сенсорной памяти очень короток, но в то же время устойчив к повреждению при поражениях головного мозга. При тяжёлых формах амнезии этот вид сенсорной памяти не нарушается.
Кратковременная фонологическая или эхоическая память является компонентом сенсорной памяти, отвечающим за сохранение в течение короткого времени всей поступающей фонологической информации. Различные исследования указывают на то, что данная система может удерживать большее количество информации и в течение более длительного периода времени (в среднем 3-4 секунды), чем зрительная (визуальная) память.
Кратковременная фонологическая память представляет собой кратковременное хранилище фонологической информации большой ёмкости. Другими словами, кратковременная фонологическая память, в буквальном смысле, удерживает входящий звуковой стимул до его полной обработки.
Эти звуковые стимулы автоматически переходят в «центральный аудиопроцессор» нашего мозга, который преобразует электрические звуковые сигналы в ментальные понятия, формируя, таким образом, звуковое изображение, которое наш мозг может удерживать в течение короткого промежутка времени. Звуковое изображение может быть воспроизведено после обработки слухового стимула только лишь в течение этого короткого периода.
За сенсорную память отвечает противоположная рассматриваемому органу слуха первичная слуховая кора. В хранении фонологической информации участвуют различные отделы головного мозга, т.к. оно связано с рядом процессов. Большинство задействованных в данном случае областей мозга находится в префронтальной коре, где осуществляется исполнительный контроль и контроль внимания.
Примеры кратковременной фонологической или эхоической памяти
Нарушения или патологии, связанные с дефицитом кратковременной фонологической памяти или обработки слуховой информации
Проблемы с кратковременной фонологической памятью у взрослых могут быть связаны с повреждением мозга, черепно-мозговыми травмами с нарушениями в дорсолатеральной префронтальной и височно-теменной коре.
Как оцениваются проблемы с кратковременной фонологической памятью?
С помощью нейропсихологического тестирования можно надёжно и эффективно оценить эхоическую или кратковременную фонологическую память любого человека.
С помощью батареи компьютеризированных нейропсихологических тестов CogniFit («КогниФит») можно с точностью измерить общий когнитивный уровень. Кроме того, существует серия когнитивных тестов для оценки эхоической памяти.
Батарея тестов, используемая для оценки кратковременной фонологической (эхоической) памяти, основана на классическом Тесте Рея на Слухоречевое Заучивание RAVLT (1964). Задания тестов на кратковременную фонологическую память предназначены для оценки способности человека интерпретировать слуховые стимулы, поступающие из окружающей среды. Речь идёт о способности понять смысл данной информации и сообщения в целом, и затем выполнить соответствующий процесс запоминания.
Последовательный Тест WOM-ASM является комплексным, поскольку кроме оценки кратковременной фонологической памяти позволяет протестировать такие когнитивные способности, как планирование, зрительную память, кратковременную память, пространственное восприятие, время реакции, рабочую память и скорость обработки информации.
Можно ли улучшить кратковременную фонологическую память?
Разумеется, для улучшения и повышения эффективности кратковременной фонологической памяти необходимо, прежде всего, улучшить способность удержания и хранения полученной на слух информации.
CogniFit («КогниФит») предлагает разнообразные упражнения для стимуляции и тренировки эхоической (кратковременной фонологической) памяти. Благодаря нейронауке и изучению пластичности мозга мы знаем, что мозг и его нейронные связи усиливаются при использовании тех функций, в которых они задействованы. Это применимо и к процессам, связанным с эхоической памятью.
Программа нейропсихологического тестирования CogniFit («КогниФит»), представленная в виде увлекательных умных игр, оценивает кратковременную фонологическую память и на основе полученных результатов автоматически предлагает комплексную персональную когнитивную тренировку для улучшения кратковременной фонологической памяти.
Программа Нейропсихологического Тестирования CogniFit («КогниФит») была разработана опытной командой неврологов и когнитивных психологов, специализирующихся на изучении процессов синаптической пластичности и нейрогенеза. Для тренировки эхоической памяти и задействованных в ней когнитивных процессов необходимо всего лишь 15 минут в день (2-3 раза в неделю).
Программа доступна онлайн. Она содержит множество интерактивных упражнений в форме увлекательных игр для мозга, в которые можно играть с помощью компьютера. В конце каждой сессии CogniFit («КогниФит») покажет подробную диаграмму прогресса вашего когнитивного состояния.
Было доказано, что батарея онлайн упражнений CogniFit («КогниФит») помогает созданию новых синапсов и нейронных связей, способных реорганизовывать и восстанавливать наиболее пострадавшие когнитивные функции, в том числе кратковременную фонологическую память.
Тренировка слуховой памяти
Слуховая память олицетворяет способность человека воспринимать информацию на слух, хранить и воспроизводить ее при необходимости. Это компонент сенсорного вида памяти, который отвечает за сохранение в течение непродолжительного времени сведений, поступающих через органы слуха. Регулярная тренировка слуховой памяти приводит к увеличению объема всех видов аудиальной информации, которую человек способен запомнить.
Определение
Слуховая память – это форма сенсорного восприятия информации для последующего хранения и использования. Синонимами слуховой являются эхоическая и аудитивная память. Информация, поступающая через органы слуха, с высокой точностью сохраняется в течение нескольких секунд.
Этот вид памяти устойчив к повреждениям, возникающим в результате поражения мозгового вещества. Обычно при тяжелых формах амнезии способность воспринимать и запоминать информацию на слух сохраняется. Невозможно одновременно улавливать большое количество звуковых стимулов, чтобы они были различимы.
Эхоическая память отражает способность воспринимать все разнообразие звуковых стимулов, которые воспроизводятся во внешней среде. Объем кратковременной и долговременной аудитивной памяти во многом зависит от индивидуальных особенностей человека и генетических факторов. Примеры слуховой памяти:
Как для любого другого вида памяти для слуховой формы типично избирательное запоминание сведений, которые ассоциируются с яркими эмоциями, вызывают интерес, провоцируют появление чувств. Развитое слуховое восприятие обуславливает хорошую обучаемость при помощи устных объяснений и словесных инструкций. Обладатели хорошей слуховой памяти лучше и быстрее осваивают навыки орфоэпии (образцовое литературное произношение), правила интонирования речи, вырабатывают выразительность речевых конструкций.
Диагностика
Диагностика состояния слуховой памяти обычно осуществляется по методике А. Лурия «10 слов». Методика заучивания 10 слов является тестом на слуховую память, который отражает способности ребенка или взрослого воспринимать информацию на слух, запоминать и воспроизводить ее в дальнейшем. Тестирование требует определенных условий:
После зачитывания серии слов испытуемому предлагают повторить их. Тестирование с использованием 1 набора слов повторяется 5-6 раз без перерывов. После 6 попытки делают перерыв на 1 час. По завершении указанного периода испытуемый должен назвать слова, которые он запомнил, без предварительного зачитывания.
Количество слов, которые испытуемый сумел повторить в течение 1 серии, отражает уровень кратковременной слуховой памяти. Количество слов, которые испытуемый сумел повторить после часового перерыва, отражает уровень долговременной слуховой памяти.
Другой несложный тест: попросить собеседника назвать вам 4 любых однозначных числа, к примеру, «8», «1», «3» и «5». Задача испытуемого сводится к повторению названных чисел в обратном порядке.
Признаки нарушений
Упражнения на развитие слуховой памяти нужно выполнять, если наблюдаются признаки нарушения функции запоминания аудиальной информации. Сложности при обработке слуховых стимулов могут возникать как результат задержки развития речи. Детям с нарушениями речевой функции сложно повторять новые слова, необходимые для расширения словарного запаса.
Нарушения обработки аудиальных сведений коррелируют с такими расстройствами, как трудности приобретения навыков чтения, дислексия (нарушение обучения навыкам чтения и письма), дискалькулия (неспособность к выполнению арифметических задач). Признаки дефицита эхоической памяти:
Развитие слухового внимания и восприятия позволяет корректировать нарушения. В норме развитие восприятия информации на слух в детском возрасте происходит спонтанно и естественно. Когда ребенок слушает сказки, которые читают вслух взрослые, происходит становление навыков слухового восприятия. Проговаривание и повторение услышанного материала способствует закреплению приобретенных навыков.
Музыкальная память
Процесс запоминания музыкальных произведений – это музыкальная память. Она является компонентом музыкальных способностей, благодаря которому поддерживаются такие навыки, как чувство ритма и музыкальный слух. Кроме непосредственно музыкального произведения в памяти сохраняется информация, передающая эмоциональное состояние человека в момент прослушивания или проигрывания музыки.
Чтобы развить музыкальную память, применяют такой метод, как голосовое воспроизведение композиции без применения инструмента, что позволяет лучше запомнить мелодию, опираясь на слуховое восприятие. Если нужно запомнить большое музыкальное произведение, следует разбить его на фрагменты и осваивать постепенно. Мысленное повторение мелодии концентрирует внимание на слуховых образах.
На занятиях с дошкольниками делают музыкальные упражнения, которые предусматривают голосовое повторение ребенком прослушанной мелодии. Важно, чтобы ребенок передал ритмический рисунок, темп, характер звучания. Для совершенствования музыкального слуха запоминают и постоянно напевают любимые песни, передавая не только точный текст, но и малейшие звуковые оттенки оригинального исполнения.
Развитие способности к запоминанию у взрослых
Чтобы развить слуховую память, эксперты рекомендуют концентрировать внимание на звуках окружающего пространства, таких как пение птиц, шум шагов, стук молотка, возглас, донесшийся из подъезда. Прислушиваясь к разным звукам, человек тренирует систему слухового восприятия.
Развить слуховую память у взрослого поможет такой способ, как прослушивание аудиокниг при любой возможности, к примеру, в общественном транспорте, добираясь на работу или на дачу. После прослушивания аудиозаписи, важно анализировать услышанный материал, стараться мысленно или вслух воспроизвести почерпнутую информацию.
Эксперты советуют читать вслух, выбирая подходящую интонацию и четко проговаривая фразы. Упражнение способствует развитию дикции и пополнению словарного запаса. Хорошо тренирует слуховое восприятие такое упражнение, как повторение диалога из любимого кинофильма. Просматривая киноленту, нужно приостановить просмотр, записать на листе бумаги только что услышанный диалог героев.
Отличным тренажером для мозга станет определение на слух предметов обстановки. Для выполнения этого задания нужен помощник, который заставит обычные вещи в доме издавать звуки. Тому, кто выполняет задание, завязывают глаза. Затем помощник берет любой предмет интерьера и воздействует на него, чтобы получился звук, к примеру, шуршание страниц журнала, стук ножек переставленного на другое место стула или звон хрустальной вазы, по которой постучали металлической ложкой.
Упражнения для тренировки запоминания у детей
В общеобразовательных учреждениях для развития слухового восприятия учебного материала применяют такие методы, как написание изложений и диктантов.
Упражнения для развития способности к запоминанию у детей дошкольного возраста:
Развивающие, веселые игры на развитие слуховой памяти ассоциируются с отдыхом и развлечением. Дети с удовольствием выполняют задания, которые построены по принципу групповой игры. Интересное упражнение для развития слуховой памяти у младших школьников предполагает использование цветных карандашей.
Учитель заранее готовит черно-белую картинку, которая подкрепляется устным рассказом. В сюжете рассказа можно использовать праздничные и текущие события (украшение елки, сбор цветов и листьев для гербария, примерка наряда для предстоящего бала) или фрагменты из популярных сказок. Прослушав рассказ, в котором учитель обязательно указывает, какого цвета должны быть детали, изображенные на картинке, дети рисуют, передавая в своем рисунке все оттенки, какие запомнили.
Для развития слуховой памяти у дошкольников используют сюжеты детских сказок. Воспитатель собирается читать детям сказку, предложив запомнить и после прослушивания повторить ряд, связанных по смыслу слов. К примеру, всех животных, которые были участниками сказки («Теремок», «Волк и семеро козлят»), всех персонажей («Кот в сапогах», «Красавица и Чудовище»), всех предметов, повлиявших на сюжетную линию («Аленький цветочек», «Волшебная лампа Алладина»).
Чтобы улучшить слуховую память, нужно ее тренировать, выполняя разные задания, в основе которых лежит такой принцип, как повторение прослушанного материала.
Упражнения и методики для развития слуховой памяти
От природы аудиальная память человека слабее визуальной, потому что слуховой нерв значительно тоньше зрительного. 70% всей информации мы получаем через глаза, поэтому нередко аудиальный канал восприятия становится все слабее. Но люди, которые полностью потеряли зрение, выделяются незаурядными способностями в этой области. Они слышат то, чего мы не способны делать и, следовательно, запоминают больше деталей. Это говорит о том, что при желании можно натренировать слуховое восприятие и память.
Сегодня мы обсудим рабочие методики тренировки слуховой памяти.
О важности правильной постановки цели запоминания
Слуховая память – это слишком широкое понятие. Оно, конечно, способно обобщить и упростить человеку жизнь, но при этом не берет в учет огромного количества аспектов. Например, того, что в зависимости от выполняемых человеком задач потенциал слуховой памяти может отличаться. Например, если кто-то привык слушать аудиокниги, он будет лучше усваивать смысловую информацию через аудиальный канал.
Если же он музыкант с многолетним опытом, то он может прекрасно запоминать длинные куски мелодий с первого раза и воспроизводить их, но при этом ужасно воспринимать аудиокниги и лекции на слух (если он параллельно не тренировал эту способность, пусть даже неосознанно).
Сперва надо определиться с задачей, под которую развивается слуховая память. Можно привести такую классификацию целей.
Конкретные действия зависят от задачи. Разберем каждую из этих классификаций более подробно.
В зависимости от типа деятельности
Здесь все просто – вам нужно определиться с областью, в которой будете развиваться и изучать ее более детально. Например, музыкальную память хорошо тренирует сольфеджио – дисциплина, которая изучает строение музыки.
Вообще, развитие памяти (не только слуховой) в любой области сводится к обнаружению ключевых элементов, которые характерны для неё, очень детальному их изучению, а затем использованию для запоминания чего-то более сложного.
Например, с той же музыкой такими ключевыми элементами являются интервалы, трезвучия, гаммы и так далее. Если вы знаете, как звучат более простые составляющие той информации, которую запоминаете, вам не придется их изучать при прослушивании мелодии. Вся музыка состоит из интервалов, и нужно просто запомнить их последовательность, а не отдельные ноты. Согласитесь, задача более простая и быстрая.
Но ничто не помогает так, как практика и выполнение конкретных задач. Надо запомнить мелодию – слушайте ее до тех пор, пока не будете знать идеально. По мере роста профессионализма музыкальная память будет развиваться сама собой, причем в геометрической прогрессии. Надо запомнить содержимое лекции – чаще слушайте других людей, аудиокниги в свободное время. Так будет тренироваться слуховой канал восприятия. Кроме того, при прослушивании лекций хорошо помогают мнемотехники, но о них мы еще поговорим дальше.
Вообще, не забывайте закон перехода количества в качество. Чем больше раз вы прослушаете что-то, тем крепче оно у вас засядет в голове. Тренировать слуховую память можно многократным прослушиванием одного и того же материала. Через некоторое время и другой будет запомнить проще, вот увидите. Главное – набрать достаточное количество раз.
В зависимости от требуемого окончательного итога
Окончательный результат бывает двух видов – узнавание и воспроизведение. Если вам нужно ту же музыку хорошо чувствовать и четко понимать, где другой человек фальшивит, а где нет, то необходимо многократно прослушать мелодию. То же касается и других видов аудиальной информации.
Но воспроизводить вы ее не сможете. Именно поэтому так много блестящих пианистов, которые ужасно поют. Почему? Потому что они не учились воспроизводить мелодию. Сколько раз они ее не прослушали бы, все равно толку не будет. У них блестящая музыкальная память, но петь им не научиться, пока не начнут пытаться воспроизводить мелодию голосом сами.
Чтобы развивать слуховую память для воспроизведения информации, нужно тренироваться ее восстанавливать, никак иначе. Причем можно и мысленно. В спорте есть такое понятие, как идеомоторная тренировка. Это когда человек представляет в голове, как он выполняет упражнения, и его результаты улучшаются на реальной тренировке.
В случае с музыкой нужно начать с попадания в одну ноту. Потом выполнять все те же упражнения из курса сольфеджио, но не на узнавание (сказать, например, какое трезвучие), а воспроизведение (спеть его). Поначалу можно петь вместе с источником (если хотите развить музыкальную память, обязательно научитесь играть на пианино, этот навык очень сильно выручит, даже если ваша цель – вокал), а потом стараться по памяти.
Проверить, насколько правильно вы воспроизвели, можно с помощью тюнера. Его можно купить или скачать в виде приложения на любой смартфон. Он укажет вам, какую ноту вы поете, и отобразит все ошибки.
То же самое и с другими видами аудиальной информации. Хотите мастерски рассказывать анекдоты, услышанные по телевизору – воспроизводите их по памяти столько раз, сколько нужно для того, чтобы от зубов отскакивали. Секретная формула – чем больше, тем лучше. То есть, если вы рассказали анекдот сто раз, и еще сотню расскажете, научитесь не только слепо воспроизводить его, но и придумывать свои шутки на основе этой. Они будут сами рождаться в нужной ситуации, вот увидите.
Учитывая, что именно для воспроизведения информации люди хотят тренировать слуховую память, то и задачу нужно ставить соответствующую.
В зависимости от точности воспроизведения
Если требуется точное воспроизведение информации, то единственный метод – это многократное повторение. Причем это необязательно зубрежка (хотя этот метод также эффективен на долгосрочных отрезках) нужного материала (анекдота, услышанного на ТВ), но и повторное воспроизведение информации с его логическим и эмоциональным осмыслением.
Например, точно воспроизвести анекдот можно только многократно его репетируя. Но при этом можно добавлять свои эмоции, свою мимику. В общем, подходить к изучению творчески. Так и эффективность обучения возрастет, и воспроизводить анекдот будете более точно.
В некоторых случаях не требуется точного воспроизведения материала, достаточно лишь передать ключевые положения. Например, надо пересказать вкратце лекцию. Не требуется дословно цитировать преподавателя, достаточно только уметь рассказать, о чем он говорил и что узнал нового.
В таких случаях нужно стараться логически обработать материал и упаковать его в план, а далее запомнить его, что позволяет сделать мнемотехника – комплекс техник, позволяющих упростить запоминание важной информации, основываясь на особенностях работы мозга.
Упражнения для дошкольников и младших школьников
Конечно, каждый навык, использующий слуховую память, требует особого подхода, но также можно двигаться в другом направлении – выполнять упражнения, которые позволяют закрепить общую концепцию запоминания любого вида аудиальной информации.
В частности, упражнения для развития слуховой памяти в виде игры очень хорошо подходят школьникам и дошкольникам. Это прекрасный дидактический метод, позволяющий тренировать навыки запоминания информации на слух.
Приведем некоторые упражнения на развитие слуховой памяти у дошкольников. Здесь главное правило – сделать занятия интересными.
Упражнение 1: угадай, что играет
Сначала надо познакомить ребенка с различными музыкальными игрушками. После этого в игровой форме задавать ему вопрос: «Что играет», — а тот должен отвечать на него. Это упражнение развивает слуховую память с опорой на зрительные образы. Информация, которая затрагивает сразу несколько органов чувств, запоминается значительно лучше.
Для игры могут использоваться самые разные музыкальные игрушки вплоть до погремушек.
Упражнение 2: музыкальное эхо
Задача этого упражнения – развить у дошкольника ритмический слух и способность запоминать ритмические рисунки. Выполняется оно очень просто: взрослый настукивает ритм, а ребенок старается его повторить. По мере развития навыков, а также в зависимости от возраста малыша, степени его нарушений ритмический рисунок может усложняться.
Детям младшей группы лучше давать несложные ритмические рисунки, а вот для старших дошкольников подойдут фрагменты, взятые из мелодий.
Упражнение 3: нарисуй, что услышал
Это упражнение тренирует не только зрительно-слуховую связь, но и еще и добавляет сюда моторное запоминание. Такая информация значительно лучше запоминается по сравнению с «чистым» звуком.
Особенности тренировки у младших школьников
Лучший способ стимулировать развитие слуховой памяти у младших школьников – отправить их в музыкальную школу. Там упражнений на тренировку разных аспектов музыкальной памяти (тембр, ритм, мелодия, гармония, внутренний слух) огромное количество. Учитывая то, что главное требование к запоминанию любого вида информации – внимание, то привычка улавливать на слух может перенестись и на другие сферы. Но в любом случае, качество запоминания зависит во многом от имеющихся навыков в той области, из какой человек слушает материал.
Младшие школьники не так нуждаются в том, чтобы им давали игры на развитие слуховой памяти. При этом все равно нужно делать процесс обучения интересным, чтобы они полюбили занятия. А по мере обучения слуховая память будет развиваться сама собой. Более того, без практики ее не получится натренировать.
Особенности тренировки у взрослых и пожилых людей
Прекрасная методика, позволяющая косвенно развить слуховую память у взрослых людей и в старости – медитация. Мы уже поняли, что одна из главных причин плохого запоминания любого вида информации (в том числе, и слуховой) – это плохая концентрация внимания. Медитация способна формировать навыки осмысленного сосредоточения на чем-угодно: речи, музыке и других видах информации.
Универсальный вид медитации предусматривает сосредоточение на дыхании, но он скорее развивает кинестетическую память. Поэтому мы предлагаем такую медитацию в качестве упражнения на аудиальное запоминание:
Медитация способна улучшить внимание к аудиальным сигналам и, следовательно, способность их запоминать. Кроме того, это невероятно приятный процесс, позволяющий расслабиться. А в состоянии душевной легкости усвоение любой информации идет лучше. Главное – выполнять в точности это несложное задание.
Хотя, оно легкое только на первый взгляд. Первые стабильные успехи в медитации появятся только через год. Именно через этот промежуток времени значительно улучшится способность запоминать аудиальную информацию.
Итоги
Итак, суммируя все сказанное, можно предложить такие рекомендации по тренировке слуховой памяти:
Во время тренировки слуховой памяти соблюдайте такие важные принципы:
Помните: нет ничего сложного. Все тяжелые задачи можно свести к более простым действиям. А их уже выполнить легко. В добрую путь.