Как называется основные разделы философии
Основные разделы философии
Основные сферы философского знания: онтология, гносеология, аксиология, антропология, социальная философия
Философия, как и многие другие науки, имеет большой круг вопросов и проблем, на который и направлена её деятельность. Такие вопросы могут весьма различаться друг от друга, насчитывать большое множество, а на одни и те же проблемы можно смотреть с разных сторон. Таким образом, во многих научных дисциплинах, философия тому не исключение, есть своя структура.
Здесь она представлена пятью основными элементами: онтология, гносеология, аксиология, антропология, социальная философия, но есть, конечно, и другие, но они являются менее ёмкими.
4 основных раздела философии
Как уже говорилось, вопросы философии отличны друг от друга, например, вопросы миропонимания, познания и первоосновы мира, места в нём человека, общественной жизни людей: государства, политики, права, и проблематика самого человека, в целом.
Философская Онтология
Так онтология изучает общие формы бытия, при этом, не заостряя внимания на их содержании. Например, рассматривается материальное и идеальное, реальное и сверхъестественное, бытие и небытие… Онтология также включает в себя ряд разделов, изучающих общие закономерности разных сфер бытия: природы, человека и общества. Онтология касается древнейших вопросов европейской философии.
Сферы философского знания жестко между собой не разделены, и многие вопросы, рассматриваемые в одном разделе, могут рассматриваться и в других. Впервые получившая развитие благодаря Сократу, аксиология, термин которой был введён лишь в 1902 году, также рассматривает бытие, но уже с позиции его содержания: бытие делится на реальность и ценность, влекущую за собой пользу.
Этот раздел философии рассматривает ценности как смысл бытия, стимулятор деятельности человека. Главенствующими понятиями выступают этика и эстетика, при которых духовные ценности: истина, добро, воля, красота нельзя отождествить с материальным понятием блага и оценкой, то есть реальной пользой. Так коренной проблемой выступает противоречие между концепцией признания универсализма ценностей и его отрицаниям в эмпирических и плюралистических трактовках.
Гносеология — познание
Аспекты познания и вообще возможность познания изучает раздел гносеологии. В ней ставятся вопросы сущности процесса познания, его содержания, связи между субъектом и предметов познавательной деятельности, ограниченности возможностей познания человеком чего-либо. Круг вопросов в начале своего развития был весьма неопределённым, лишь только ко времени деятельности Сократа, Платона и Аристотеля можно отнести формирование окончательной проблематики данного направления.
Как и онтология, гносеология – большая сфера философского знания. Она включает в себя ещё два подраздела – эпистемологию – непосредственное учение о познании, в котором не учитывается субъективная сторона самого процесса, и науковедение – направление, рассматривающее теоретические проблемы развития наук, их взаимосвязь между собой и другими социальными институтами, а также науку в широком смысле.
Философская Антропология
Следующим разделом философии выступает антропология – учение о человеке, получившее развитие в 16 веке. Также под антропологией можно понимать и философскую школу 20 века, преимущественно немецкую, представленную идеями Дильтея и Гуссерля.
Очевидно, вопросы и проблемы, изучаемые в этом направлении «крутятся» вокруг человека. Имеется в виду человек отдельно от общества, как представитель человеческого вида.
Социальная Философия
Стоит разделять эти понятия, так как весьма близко, но не тождественно стоит сфера социальной философии, которая изучает уже основные закономерности существования всего общества. Таким образом, основными вопросами философской антропологии являются: природа человека, смысл его жизни и существования, взаимоотношение с обществом и природой.
Предметом социальной философии уже выступает всё общество. Она рассматривает общество как структуру, состоящую из взаимодействующих элементов, и как процесс развития и изменения социума. Самостоятельным объектом изучения общество стало весьма недавно – в 19 веке, хотя его изучение началось далеко в античности.
Итог
Подводя итог вышесказанному, стоит сказать, что сферы философского знания не имеют жестких границ и конкретно определённых вопросов. Где-то бытие рассматривается в общих чертах и формах, а где-то с позиции его содержания, сущности. Все сферы взаимосвязаны между собой и формируют множество единых концепций философского мировоззрения. Разделение на направления даёт лишь понимание приблизительного характера вопросов и проблем – связанные с человеком, либо же с обществом, а может быть о смысле бытия или возможности познать мир.
3 comments
— теория познания, раздел философии, занимающийся исследованиями, критикой и теориями познания. Гносеология рассматривает процесс познания с точки отношений субъекта познания (исследователя) к объекту познания. Основной круг гносеологической проблематики очерчивается посредством таких проблем как интерпретация субъекта и объекта познания, структура познавательного процесса, проблема истины и ее критерия, проблема форм и методов познания и др.
Разделы и функции философии
Разделы философии:
— Онтология – учение о бытии, о его сущности.
— Гносеология – учение о познаваемости и пределах познания мира.
— Метафизика – учение о том, что существует за пределами физического мира, возможного опыта человека.
— Антропология – учение о человеке, о его происхождении, становлении, смысле жизни.
— Этика – учение о нравственности, морали, практическая философия, которая учит оценивать различные ситуации для возможных правильных поступков.
— Логика – самостоятельная наука о законах и формах мышления, которая изучает формальные отношения в языке.
— Эстетика – наука о чувственном восприятии мира, о прекрасном и безобразном.
— Экологическая философия – учение о взаимодействии человека, общества и природы.
— Философия науки – раздел, изучающий историю и философию научного знания.
Функции философии:
1. Онтологическая функция, с помощью которой раскрывается сложность и многомерность человеческого бытия, рассматривается такое понятие как небытие.
2. Гносеологическая функция раскрывает сущность познания и истины.
а) Эксплицирующая функция выявляет в различных областях знания основные научные принципы и идеи и распространяет их на другие, не затронутые ранее области.
б) Рационалистическая функция объясняет языком разума принципы окружающего мира.
3. Систематизирующая функция приводит знания в систему.
4. Конструктивно-эвристическая функция нужна для открытий и конструирования новых знаний.
5. Критическая функция нужна для критики различных положений и учений.
6. Прогностическая функция включает прогноз новых научных открытий.
7. Методологическая функция формулирует новые методы в науке и научном познании.
8. Мировоззренческая функция помогает человеку выработать мироощущение, мировосприятие и мировоззрение.
а) Аксиологическая (ценностная) функция выстраивает шкалу ценностей.
б) Этическая или практическая функция рассматривает взаимодействие людей друг с другом.
в) Гуманистическая помогает определить человека как духовное существо.
г) Эстетическая через чувственное восприятие помогает определить отношение человека к прекрасному и безобразному.
9. Терапевтическая (от «терапия»– лечение) функция излечивает от духовных недугов.
10. Социальная функция помогает человеку ориентироваться в обществе.
3. Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих общее видение, понимание мира. Мировоззрение включает мироощущение, миропонимание, мировосприятие. Мироощущение складывается на базе сигналов органов чувств, в миропонимание включено рациональное осмысление мира, в мировоззрении отражается общий взгляд человека на мир. Исторически первым складывается мифологическое мировоззрение, затем религиозное и позже философское. Мифологическое мировоззрение возникает в раннеродовом обществе. Человек слабо отделяет себя от окружающей среды, пытается с помощью фантазии, основанной на аналогиях и ассоциациях, познать себя и окружающий мир.
Для мифологического мировоззрения характерны образность, антропоморфизм (перенесение черт человека на мифические существа и явления природы). Философское мировоззрение может появиться, когда возникает довольно высокий уровень абстрактного мышления. В отличие от мифа философия основывается на разуме, логике, понятийном освоении мира. Но на начальном этапе развития философия еще очень тесно связана с мифом. Переход от мифологического к философскому мировоззрению был подготовлен рядом факторов экономического, социального и духовного характера. Экономические факторы: переход от бронзы к железу, развитие аграрного и ремесленного производства, разделение труда, развитие товарно-денежных отношений. Социальные: разложение первобытнообщинного строя, возникновение государственных структур, правовых норм в обществе.
Духовные факторы играли особо важную роль: постепенное накопление научных знаний, развитие абстрактного мышления. Согласно философско-исторической концепции К. Ясперса эпоха, которая началась в VII веке до н.э. и продолжавшаяся до начала нашей эры является осевым временем. Это историческая эпоха определяется К. Ясперсом, как прорыв к подлинному бытию – духовному. Это выразилось в появлении мировых религиозных учений – буддизм и христианство. Они стали новыми духовными образованиями, появились новые учения и идеи. Главное то, что в эту эпоху возникает такой феномен как философия. VI век до н. э. выделяется из череды столетий I тысячелетия до н. э. как время яркого проявления интеллектуальной энергии. Философская мысль возникает Древней Индии, в Китае и в Древней Греции.
Философия, ее основные разделы.
По мере того, как философия в историческом развитии понимала свое содержание, определяла круг фундаментальных проблем, разрабатывала методы и способы осмысления, ставила цель и задачу, складывалась дисциплинарная структура философского знания. Уже античная философия, превращаясь в самостоятельную систему знаний, приобретала свою внутреннюю композицию, свою структуру. Аристотелем были обобщены и сгруппированы разделы философии таким образом:
Теоретическая философия в свою очередь подразделяется на:
Для ранних греческих философов поиски бытия – это поиски первовещества, из которой вроде бы сделаны все без исключения вещи (вода Фалеса, воздух Анаксимена, апейрон Анаксимандра, стихии Эмпедокла, огонь Гераклита, атомы Демокрита, семя Анаксагора). Проблема различия настоящего бытия и ненастоящего существования оказалась чрезвычайно актуальной в античном обществе (V-IV в. до н.е.), когда люди стали утрачивать веру в традиционных богов, начали разрушаться основы и нормы мира, главной реальностью которого были Боги и традиция. Философия в лице Парменида осознала ситуацию тревоги, отчаяния и ужаса людей, которые утратили опору жизни, и предложила успокаивающее средство, что поставил на место власти богов власть ума, власть мнения. Протипоставив обманчивую видимость чувственного света истинному бытию, философы Элейской школы разработали онтологию как учение о вечном, неизменном, едином, разумном бытии. Парменид, обосновал тезис о тождественности мышления и бытия, будто бы сообщив людям об открытии им новой силы, силы Абсолютного мнения, которая сдерживает мир от хаоса, обеспечивает миру стабильность и надежность. Следовательно, человек находил в античном мире некоторую уверенность в том, что все с необходимостью будет подчиняться некоторому порядку.
Для средневековья бытие равно Богу, потому, что именно Бог согласно с религиозным представлением все творит и во все вдыхает жизнь. Начиная с XVI-XVII в. Проблема бытия рассматривалась как проблема материи с такими ее важнейшими атрибутами как простор, время, движение, причинность. В ХХ веке возникает идея о том, что бытие мира может быть понятым только через Бытие человека, и потому бессмысленно его искать в сфере естественной науки. Глубокие тайники мира могут быть освещены только путем углубления в поток человеческой жизни, где объективное и субъективное нераздельны.
Социальная философия близка к теоретической социологии, рассматривает организацию общества, его взаимоотношения с природой, взаимоотношения, которые существуют между социальными группами, роль и положение человека в системе социальных связей и отношений.
Философия истории обращает внимание исследователя на проблему движущих сил истории, ее источников, целей, начала и конца.
-Философия политики и философия права. Классическая политическая философия вытекает из Сократа и Платона. Ими четко сформулирована главная цель политической философии: жизнь каждого человека протекает в обществе; ни один человек не может избежать участия в политике; и только через это участие лежит путь к философии, мировоззрению и способу жизни, то есть к определенному идеалу человека.
Многочисленные гуманитарные науки тесно связанные с философией и переплетаются с ней: гуманитарная психология, история, этнография, литературоведение, филология. Но эта связь и переплетения имеют место только там, где все эти дисциплины поднимаются над конкретным материалом и делают наибольшие обобщения, которые охватывают человека, в общем и мир, в общем в их взаимодействии и взаимопроникновении.
Основные функции философии
Предмет философии связан с постижением мира как закономерного, упорядоченного, ценного целого в системе категорий и идей, с одной стороны, и с выяснением предоставимости этих категорий и идей в текучем многообразии самой действительности, – с другой. Именно с выделением всеобщего категориального знания, способности «видеть разумно» идеи, ценности и смыслы в самой действительности философия обрела свой предмет и статус самостоятельной науки.
Говоря о структуре философии следует, заметить, что философское знание иерархично, сложно по своему составу. О структуре философии до сих пор ведутся споры. Наиболее распространенной точкой зрения является ее трактовка как состоящей из трех тесно друг с другом связанных частей (уровней): онтологии (учение о бытии), гносеологии (учение о познании) и аксиологии (всеобщая теория ценностей).
Кроме того, выделяют еще праксиологический уровень, связанный с анализом практической деятельности человека по освоению реального бытия, предметного мира;
антропологию – учение о природе человека, его происхождении, законах его существования и развития;
социальную философию – учение о законах, теориях и смыслах общественной жизни, т. е. всестороннее учение об обществе.
Исходя из обозначенных проблем философии, можно составить представление об основных функциях философии:
онтологическая– формир.у личности целостного представл о мире, мироздании и его строении;
гносеологическая– в системе фии личность найдет знания о чувственном и логическом, интуитивном и эвристическом освоении мира,способах познания, о критериях истин. и ложн. знания;
аксиологическая– ценностная ориентация человека в мире с историческим противостоянием культуры и антикультуры, ценностей и антиценностей, добра и зла, прекрасного и безобразного;
социальная– формирование гражданского сознания, гражданской культуры личности, ее способности разбираться в сложных социальных процессах (политических, экономических, правовых, нравственных, экологических и т. д.) для адекватного включения в систему общества со всеми его организациями, отношениями и функциями;
антропологическая– воспитание у человека чувства собственного достоинства, представления о своих возможностях и способах их реализации, необходимости саморазвития и установления гармоничных отношений в системе межличностных контактов;
методологическая– это методы познания, методы теоретической и практической деятельности.
основные функции философии в системе частных наукМожно ли на основе данных любой науки или совокупности наук объяснить причину единства и многообразия явлений природы, указать источники движения и развития бытия и мышления? Нет. Вот почему философия выполняет ряд основных функций в системе частных наук, способствуя их развитию: мировоззренческую,методологическую,прогностическую,культурологическую, оздоровительную.
1. Мировоззренческая функция.
Каждая из частных наук, занимаясь исследованием своего локального предмета, оставляет в стороне изучение мира как единой целостной системы, как единой, всеобщей истории развития природы и общества. Поэтому в этой ограниченности каждый из частных наук обнаруживается теоретическая и практическая потребность в философии как особом мировоззренческом знании, отражающим мир в целом.
2. Методологическая функция.
Потребность в философии как методологии возникает тогда, когда в науке появляются новые проблемы, новые задачи, а методы их решения отсутствуют. Поэтому, философия как методология способствует:
1) адаптации в науке, осуществить свободный поиск, если хотите, осуществить «выход» в межпредметное пространство человеческой деятельности;
2) объективной оценке состояния данной науки по сравнению с другими науками;
3) определению путей и тенденций развития данной науки;
4) анализу процесса возникновения и развития понятийного аппарата науки;
3. Прогностическая функция. Философия, предваряя исследования неизвестных науке фактов, дает как рациональную, так и иррациональную их трактовку через свои методы, обеспечивая видение перспективы и основных тенденций в развитии науки.
4. Культурологическая функция. Изучение и овладение философией позволяет человеку сформировать у себя культуру разумного философского мышления, что обеспечивает:
1) реальное умение творчески оперировать понятиями;
2) умение выдвигать, обеспечивать и подвергать аргументированной критике те или иные суждения оппонентов;
3) умение отделять существенное от несущественного, главного от второстепенного;
4. Оздоровительная функция. Философия как рефлексивно – понятийная форма знания направлена на раскрытие в человеке его универсальных сил и способностей, «выход» его на высший уровень саморазвитии индивида, «заряжает» человека оптимизмом, и как писал Р. Декарт, служит сохранению здоровья.
Таким образом, практичность философии обусловлена тем, что она сознательно культивирует новые человеческие отношения к миру и друг к другу; учит умению себя ставить на место других, создать чувство консенсуса; более того, она, философия, дает модель решения современных проблем человеческого бытия, служа высоким нравственным ориентиром и идеалом бытия жизни.
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 11825; Нарушение авторского права страницы
14 основных философских дисциплин и что они изучают
Содержание:
В философские дисциплины Они представляют собой каждую из областей исследования, которые отвечают за анализ конкретной проблемы или части целого, изучаемого в философии, что является не чем иным, как поиском ответов на основные вопросы человеческого существа.
Некоторые из этих вопросов столь же важны, как его существование, причина его существования, мораль, знание и многие другие трансцендентные темы, которые всегда анализируются с рациональной точки зрения.
Этот рациональный взгляд отдаляет философию от религии, мистицизма или эзотеризма, где аргументы авторитета превышают разум. Кроме того, хотя о философии часто говорят как о науке, это не так, поскольку ее исследования не являются эмпирическими (основанными на опыте).
Таким образом, можно процитировать Бертрана Рассела, который утверждает, что «философия есть нечто среднее между теологией и наукой.
Как и богословие, оно состоит из размышлений по предметам, в которых до сих пор не удавалось достичь знания; но, как и наука, он обращается к человеческому разуму, а не к авторитету ».
Основные философские дисциплины
1- Логика
Логика, хотя это формальная и неэмпирическая наука, также считается фундаментальной дисциплиной философии. Термин происходит от греческого Lógos, что означает мысль, идея, аргумент, принцип или разум.
Выводы можно разделить на три группы: индукции, дедукции и абдукции.
Начиная с 20-го века, логика была связана почти исключительно с математикой, что привело к появлению так называемой «математической логики», применяемой для решения задач и вычислений и имеющей большое применение в области вычислений.
2- Онтология
Онтология отвечает за изучение того, какие сущности существуют (или нет) за пределами простой видимости. Онтология происходит от греческого «Онтос», что означает «быть», поэтому онтология анализирует само существо, его принципы и различные виды сущностей, которые могут существовать.
По мнению некоторых ученых, онтология считается частью метафизики, которая изучает знания в своей онтологической сфере относительно предмета и более общих отношений между предметами.
Метафизика изучает структуру природы, чтобы достичь большего эмпирического понимания мира. Попробуйте ответить на такие вопросы, как «Что происходит? Что здесь? почему есть что-то, а не ничего?
Возможно, вас заинтересуют 50 лучших книг по метафизике.
3- Этика
Таким образом, этика анализирует, определяет и различает, что хорошо и что плохо, что является обязательным или разрешенным в отношении действий человека. В конечном итоге он определяет, как должны действовать члены общества.
Об этике, возможно, больше всего писали философы и различные авторы с течением времени, особенно потому, что ставится дилемма о том, что хорошо, с точки зрения кого, в какой ситуации и многих других. вопросы.
В этом смысле немецкий философ Имммануил Кант был тем, кто больше всего писал на эту тему, пытаясь дать достаточное объяснение таким вопросам, как моральные пределы и свобода.
4- Эстетика
Термин происходит от греческого «Aisthetikê», что означает восприятие или ощущение. Исходя из этого первого подхода, эстетика, как и этика, попадает в область субъективности, поскольку изучение красоты также включает изучение эстетических переживаний и суждений.
Присутствует ли красота в вещах объективно или она зависит от взгляда человека, который ее оценивает? Что красиво, с точки зрения кого, в каком месте или в какой исторический момент возникают вопросы, означающие, что «что красиво» не может быть определено четко.
Хотя концепции красоты и гармонии присутствовали на протяжении всей истории и были предметом изучения многих философов, начиная с Платона, термин «эстетика» появился только в середине 18 века благодаря немецкому философу Александру. Готлиба Баумгартена, который собрал воедино все материалы по этой теме.
5- Эпистемология
Эпистемология изучает различные типы возможных знаний, их степени достоверности и отношения между субъектом, который знает, и известным объектом. Он имеет дело с содержанием мысли, но также и с ее значением.
До середины прошлого века эпистемология считалась разделом гносеологии (также называемой теорией познания), поскольку к тому времени этические, семантические или аксиологические проблемы еще не вступали в противоречие в научных исследованиях.
Теперь эпистемология приобрела значение не только в самой философии, но также в концептуальной и профессиональной области науки.
6- Гносеология
Термин происходит от слова «Гнозис», что по-гречески означает знание, поэтому его также называют теорией познания. Гносеология изучает происхождение знания в целом, а также его природу, основы, объем и ограничения.
Гносеология в основном выдвигает три посылки: «знать что», «знать как» и собственно «знать».
Что касается знания, большая часть философской мысли окружает, и они делают это с разных концепций или углов, в зависимости от исторического момента и преобладающих философов в каждом из них, поэтому стоит кратко описать каждую из этих доктрин или позиций:
7- Аксиология
Аксиология стремится отличить «бытие» от «ценности». Обычно включалась ценность бытия, и оба измерялись одним и тем же критерием. Аксиология начала изучать ценности изолированно, как положительные, так и отрицательные (антиценности).
Итак, изучение ценностей предполагает оценочные суждения, в которых, опять же, представлена субъективность, личная оценка субъекта, изучающего ценность объекта, которая дается его моральными, этическими и эстетическими концепциями, его опытом, ваши религиозные убеждения и т. д.
Ценности можно разделить на объективные или субъективные, постоянные или динамические, их также можно разделить на категории в соответствии с их важностью или иерархией (которая называется «шкалой ценностей»). Аксиология как философская дисциплина тесно связана с этикой и эстетикой.
8- Философская антропология
Философская антропология фокусируется на изучении человека в себе как объект и в то же время как субъект философского знания.
Канту в его «логике» приписывают концепцию антропологии как первой философии, когда он спрашивает: «Что я могу знать?» (эпистемология), «что мне делать?» (этика) и «чего мне ожидать?» (религия) все относятся к великому вопросу: «что такое человек?»
Философская антропология отличается от онтологии тем, что она изучает «бытие» в его сущности бытия, в то время как антропология анализирует наиболее дифференцированное и личное бытие, которое определяет рациональное и духовное состояние человека.
9- Политика
Философская дисциплина политики отвечает за ответы на фундаментальные вопросы о правительствах и производных от них концепциях, таких как законы, власть, справедливость, собственность, типы правительств и т. Д.
Он тесно связан с такими философскими дисциплинами, как право и экономика, и имеет прочную связь с этикой.
Некоторые из философов, разработавших эту дисциплину, были Джон Локк, Карл Маркс, Жак Руссо или Джон Стюарт Милль.
10- Наука
11- Религия
Дисциплина, отвечающая за модерацию дискуссий о концепциях, касающихся религии, духовности и их традиций. Упражнение в размышлении о человеке и его существовании в загробной жизни, Боге или добре и зле.
12- Природа
Платон, Сократ, Аристотель или Фалес Милетский были пионерами в этой древней философской дисциплине.
13- Разум
Эта дисциплина, также известная как философия духа, фокусируется на восприятии, фантазиях, чувствах, убеждениях, снах и других ментальных функциях и их отношениях с телом.
Есть много наук, которые идут рука об руку с этим философским направлением, например нейробиология, психология, информатика или лингвистика. Среди референтов философии разума можно выделить Джона Сирла, Рене Декарта или Иммануила Канта.
14- Язык
Философия языка фокусируется на анализе смысла, языковых ссылках и возможных выводах. Он отличается от лингвистики тем, что в этой дисциплине используются неэмпирические методы.
Ссылки
Мадлен Лейнингер: биография и теория
TherapyChat интервью: сделать онлайн-терапию доступной