Как называется ножичек в пластилине
Детский мир
Лепные изделия – ручная работа. Руками вчерне лепят все изделие, дорабатывают, особенно мелкий рисунок, с помощью инструментов. Для этой цели потребуются следующие инструменты. Ножи для изготовления стеков, шаблонов, обрезания глины, формовки и т.д. Стеки при лепке из глины, воска или пластилина. Они бывают из дерева твёрдых пород: бука клёна, берёзы, дуба, пальмы, сирени, иногда из ели, длиной от десяти до двадцати пяти сантиметров и толщиной в свой наиболее толстой части от одного до трёх сантиметров. Концы стеков делаются самой разнообразной формы: плоской, треугольной, остроугольной, закруглённой, круглой и так далее.
Для срезания лишней глины, вырезки глубоких мест и тому подобного нужны стеки с металлическими наконечниками. При работе с пластилином и воском применяют часто металлические стеки, которые можно нагревать. Их изготовляют из толстой медной, алюминиевой или железной проволоки.
Циркуль для вычерчивания рисунков и измерения моделей.
Циркуль-пантограф для измерения при увеличении и уменьшении размеров лепимых изделий. Циркули-пантографы бывают металлические и деревянные. Они продаются в магазинах.
Мерник – для измерения высоты различных точек модели скульптуры, выступающих над плоскостью фона. При лепке орнамента мерник является незаменимым инструментом, та как орнамент имеет весьма рельефную поверхность.
Линейка и угольник для измерения длины изделий и проведения равных горизонтальных и вертикальных линий. Линейка и угольник должны быть с делениями.
Отвес, состоящий из груза и нитки; служит для установки изделий, уточнения вертикальных линий и так далее. Груз весом не менее пятидесяти граммов укрепляется на прочной нитке, шнурочке или тонком шпагате. Форма груза может быть любая. Грузик можно сделать из кусочка железа или свинца, вставив в него проволочную петельку.
Кисти для обметания с изделий пыли, крошек глины, для промывки изделий, смазывания их смазкой. Желательно иметь кисть диаметром 2-3 сантиметра и 2-3 кисти диаметром 1,5 сантиметра.
Спринцовка для опрыскивания глиняных изделий водой и смывания глины во время формовки; продаётся в аптеках и аптекарских магазинах.
Место для лепки и его оборудование
Лепить можно в любой светлой комнате с равномерным освещением. Конечно, при этом следует соблюдать соответствующую чистоту и каждый раз убирать за собой рабочее место. Летом хорошо лепить на воздухе – в тени под деревом или под временно устроенным навесом. Правда, глина на воздухе высыхает быстрее, её требуется часто увлажнять.
Для хранения материалов, изделий и инструментов желательно иметь кладовую или шкаф.
Лепить нужно на мольберте. Простой мольберт делают из досок на шпонках (чтобы не покоробило), к ним прибивают для упора две рейки. Можно сделать и более сложный мольберт, и станок для лепки объёмных изделий. Для мольберта, прежде всего, делают подставку высотой от 1,5 до 2,5 метра на трёх или четырёх ножках. На подставке сверлят отверстия на расстоянии 10 сантиметров друг от друга. В отверстия вставляют гвозди или деревянные клинья, на которых на нужной высоте устанавливают щит.
1 — подставка; 2 — подставка со щитом.
Станок для лепки делают высотой по грудь работающего скульптора. Он может быть также на трёх или четырёх ножках. Между ножками станка обычно делают полочку, куда кладут инструменты. На крышке станка устанавливают вращающуюся подставку.
1 — станок на трех ножках; 2 — станок на четырех ножках.
Во время работы под ноги целесообразно положить лист картона, газету или мокрую тряпку, чтобы не пачкать пол.
Во время лепки из глины обычно надевают халат или фартук. Одежда не должна стеснять движений рук, чтобы не утомлялись их мышцы.
После работы рабочее место необходимо чисто убрать, то есть смыть все со стола, подмести пол, а если надо, то и вымыть его; глину и изделия закрывают мокрыми тряпками, инструменты очищают и убирают, завернув в сухую тряпку.
В помещении должно быть хорошее освещение, лучше дневное; можно лепить при искусственном свете – электрическом или ламповом, но он не равномерен, слабо освещает работу и утомляет зрение. При искусственном освещении лучше делать только черновую работу.
В следующей статье мы разберем с вами что и как можно лепить.
Моделин, полимерная глина. Или пластилин, который застывает в духовке. Экспериментируем с моделином. Делаем из него новогодние игрушки, авторские магниты на холодильник. Лепим стильные ручки для надфиля.
На одном из «самодельных» сайтов я наткнулся на заметку об изготовлении шестеренок в домашних условиях. Как один из вариантов, автор предлагал сделать шестеренку из моделина Cernit, не очень подробно описывая технологию. Пробить вопрос по этой позиции оказалось делом двух дней.
Моделин (полимерная глина, пластика) оказался очень занятным материалом. Судя по материалам, которые удалось нарыть в интернете, он твердеет в духовке при 130 градусах, превращаясь в твердый пластик.
Для проведения тестов мною был заказан cernit (производство Бельгия) разных цветов в магазине для художников «Черная речка». Этот магазин предлагал наибольший ассортимент именно cernit-а. Что интересно поиск дал множество ссылок на форумы по лепке, на сайты авторских работ, на статьи без иллюстраций, которые были перекатаны из западного интернета, но реальных мест, где можно приобрести материал оказалось ВСЕГО 2-3.
Курьер доставил коробку под выборы, рисковый мужик оказался – ехал на метро, представляю, чтобы было, останови его милиция с двумя большими брикетами непонятного мягкого вещества, не доехал бы он до меня. Брикеты cernit-а очень напоминают пластид.
Цена, по которой можно приобрести моделин – цветной брусок весом 62 г стоит 118-180 руб., а большой брусок 500 г основного цвета (белый или телесный) — 800-1200 руб. Аналог cernit – полимерная глина FIMO (Германия) продается по близким ценам. Когда я делал заказ, то слегка увлекся и заказал 20 разных цветов моделина. Реально в прайсе их было около 50, но заказать все сразу не получилось – больно дорого. Cуществует отечественный аналог полимерной глины чудо- пластилин «Цветик- двенадцатицветик», который производит фирма «Артефакт» из Санкт-Петербурга. Но этот вариант я отмел сразу, в наборе всего 12 цветов – конкурировать с цветовой гаммой, которую предлагают иностранцы, питерцы пока не могут.
Первое, что я слепил из моделина, была пластина толщиной 2 мм и примитивный узор из «колбаски» диаметром 3 мм. Оба образца после термической обработки (15 мин. при 140 градусах) я подверг тесту на прочность. Узор сломал пополам, затем отломил кусок пластины. Узор сломался достаточно легко, а пластина слегка пружинила, но, в конце концов сломалась. Из пластины я вырезал прямоугольник обычным канцелярским ножом для бумаги. Модели прекрасно поддавался механической обработке и ножом, и надфилем. Моделиновый прямоугольник был погружен в воду на пару дней. После замачивания он практически не потерял своих свойств, из чего был сделан вывод о его непромокаемости.
Следующий эксперимент был поставлен на старинной монете. Сначала я сделал отпечаток медного пятака Екатерины Второй, запекал отпечаток дольше — 20-25 мин при температуре 140 градусов. После остывания модели в духовке сделал отпечаток с модели. После остывания 2-го отпечатка (получилась половинка монеты из cernit-а) пришлось сделать неутешительный вывод – рисунок получился значительно менее четкий, чем на монете. При запекании мелкие детали рельефа слегка оплывали, ухудшая изображение следующего оттиска. Хорошо себя материал показал, когда я запек металлический винт. В моделине после термической обработки резьба сохранилась, винт выкручивался и закручивался.
Также я попробовал сделать держатель для микроэлектродвигателя (движок был добыт из старого CD-рома). В мягком состоянии винтом наметил отверстия для крепления, а после духовки, легко нарезал резьбу в них тем же самым винтиком. Пока я проводил свои опыты, дочь организовала массовое производство мышек, а жена фигурок животных из моделина. Я же вспомнил детство, в котором любил строить крепости из пластилина. Результатом воспоминаний стала башня, на которую я угробил значительный запас моделина. Первая конструкция получилась слегка кривой, мягкий материал плыл под небольшой нагрузкой. При изготовлении второго варианта я решил перехитрить силу земного притяжения.
За основу была взята стеклянная рюмка, которая в перевернутом виде напоминала башню. Рюмку удалось обложить блоками, которые издалека напоминали обтесанный известняк (так мне показалось). Когда работа подходила к концу, вынуть рюмку из моделиновой кладки, не повредив конструкцию, не получилось. Пришлось поставить в духовку конструкцию целиком, в надежде на то, что после термической обработки моделин «подсохнет» и сам отвалится…
Башня получилась симпатичной, но рюмка, ни под каким видом, отлипать не хотела. Моделин намертво прилип к стеклу…
«А ведь из камня (кирпичей) можно сделать не только башню…»- приснился сон, в котором ко мне приходили вольные каменщики…
Следующим изделием семейного «кооператива» были ручки для надфиля. Я подогнал их под свою руку. После термической обработки надфиля вместе с ручкой, ручки очень плотно присели, вытащить надфиль из ручки у меня не хватило сил. Чтобы проверить их на ударопрочность надфиль уронили на пол (ламинат) ручкой вниз. Он отскочил – ручке хоть бы хны.
— А ты на кафель в ванне урони, — вмешалась дочь.
Пара падений на кафель не нанесли ручке вреда.
— Пап, ты не правильно делаешь, — опять влезла дочь. Когда мне так говорят, я обычно отхожу со словами:
— На, попробуй сама.
Дочь, не долго думая, со всей силы кинула изделие об пол. Надфиль опять отскочил, после третьего броска – трещинка на ручке все же появилась. Для изготовления ручек для метательных ножей, материал явно не подходил.
Слепить бусы из «искусственного чароита» оказалось достаточно сложно, фиолетовый цвет я замешивал в разных пропорциях с белым, но результат мало походил на оригинал. Бусины получались то темные, то слишком светлые… А самое печальное было в том, что они становились матовыми после запекания.
Положение было исправлено с помощью акрилового лака. Бусины после лакировки заблестели, рисунок стал контрастнее. Издалека они стали походить на полированный камень.
Через две недели развлечений с моделином даже появился первый заказ на изделия. Нашей знакомой собачнице надо было придумать подарки для участников выставки. Жена предложила ей сделать сувениры с магнитиком, барельефы собачьей головы.
В качестве образца был взят фирменный брелок с профилем леонбергера. С него была сделана моделиновая форма. В затвердевшую форму закатывается, хорошо размятый, моделин нужной вам расцветки. Оттиск и форма, затем аккуратно разделяются.
Оп-ля, получилась собачья голова. Магниты для подобных сувениров легко нашлись на Митинском рынке. Заработать на сувенирке, мы, конечно, не заработали, но материалы нам были компенсированы. Что уже неплохо.
Перед новым годом начали лепить НГ-е игрушки. Было слеплено семейство снеговиков.
Слева нелакированный снеговик, справа снеговик уже покрытый акриловым лаком.
Тарелка с модельками перед загрузкой в духовку. Слева – заготовка для снеговика, у которого будут двигаться руки, голова и ноги.
Елочные игрушки, петелька сделана из обычной скрепки, которая замуровывается в моделин. Игрушки могут иметь второе назначение – использованы для съемки кукольного мульта.
Изготовление цветов из моделина дело тонкое и хлопотное, Но попробовать использовать эту технологию для создания мультяшной декорации было бы интересно
Моделиновая «запеканка» перед термической обработкой. «Логотип САМ» и ручка надфиля были покрыты вчера акриловым лаком и запекаются вместе с только, что слепленными снеговиками.
В этот раз, когда я делал ручку надфиля, меня посетила оригинальная идея, ручки можно делать разноцветные, чтобы издалека можно было найти надфиль нужной формы. Плоский – синяя ручка, треугольный – желтая ручка и т.д.
В принципе, можно было все лепить только из белого моделина, а потом красить акриловыми красками, купленными в том же магазине.
Акриловые краски и акриловый лак требуют дополнительной термической обработки. После покраски изделие высушивается при комнатной температуре часов 12, потом определяем изделие в духовку минут на 10 на 15 (температура 120—140 градусов) – покрытие становится на удивление стойким, не смывается водой. Хотя в инструкции к краскам указано, что они на водной основе.
Практическое применение моделина
Изготовление ручек для инструмента. Как пример: ручка для надфиля.
Изготовление бижутерии, имитация под полудрагоценный камень.
Изготовление 3D моделей (замки, куклы) для дальнейшего использования в кино и мультипликации. Для примера вы можете вылепить объемные буквы, сфотографировать, а потом создать свой персональный шрифт.
Изготовление деталей для стендовых моделей и деталей для радиоуправляемых моделей. Например, держатель под электромоторчик.
Изготовление авторских елочных игрушек.
Изготовление сувениров типа «магнит на холодильник», брелков с фирменным знаком компании, значков с логотипом компании.
ЗЫ:
Моделин прекрасно хранится в открытом состоянии – тест проводился в течение трех недель. Чтобы лепить из моделина надо его хорошенько размять в руках, при температуре 36 градусов он становиться пластичным, мягким, годным для лепки. К рукам моделин не липнет, в отличие от поделочной глины и «холодной сварки» на эпоксидной смоле. «Холодная сварка» вам понадобится для приклеивания магнитика к изделию из cernit-a,
Лепка из пластилина Виды, способы и техника лепки в детском саду
Лепка в детском саду – вид изобразительной деятельности, в процессе которой дети изображают предметы окружающей действительности, создают пластический образ из мягких материалов (глины, пластилина и пр.)
Слово пластилин берёт своё начало от итальянского слова plastilina и от греческого plastos, что означает лепной, пластичный.
Пластилин – материал для лепки, изготовленный из порошка глины с добавлением воска, сала и других веществ, препятствующих высыханию. Окрашивается в различные цвета. Служит для выполнения небольших моделей.
Развивает у детей наблюдательность, чувство осязания;
Вырабатывает более полные образные представления;
Укрепляет зрительную память, мелкую мускулатуру рук;
Развивает воображение и творческие способности;
Отвечает возрастным особенностям детей, удовлетворяя их потребность в самостоятельной и художественной деятельности.
Основные приемы лепки
Способы лепки:
При этом способе лепки образ создаётся из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название). Ребёнок задумывает образ, мысленно представляет, из каких частей он состоит, и начинает лепить.
Скульптурный (пластический) способ
Этот способ иногда ещё называют пластическим или лепкой из целого куска. Ребёнок представляет задуманный образ, берёт подходящий по цвету и размеру кусок пластилина, разминает его.
На этой общей основе ребёнок создаёт образ, вытягивая отдельные, более мелкие, части (но не отрывая их) и стараясь передать характерные особенности (длинную шею, гриву, извивающиеся щупальца, свисающие или, наоборот, торчащие уши).
Этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный.
Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей.
К 5-8 годам дети предпочитают именно этот способ как более доступный и универсальный по своим возможностям.
Способы и приемы лепки разных
предметов зависят от особенностей развития детей.
В детском саду используется в основном пластилин
Лепкой начинают заниматься с 2 лет.
I младшая группа.
Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластическими материалами: глиной, пластилином, пластической массой, отдавая предпочтение глине. Учить детей аккуратно пользоваться материалами.
Учить детей отламывать комочки глины от большого куска, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями, лепить палочки, колбаски, соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.).
Учить раскатывать комочек глины круговыми движениями ладоней (шарик, яблоко, ягода и др., сплющивать комочек между ладонями (лепешки, печенье, пряники); делать пальцами углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце). Учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок, два шарика (неваляшка) и т. п.
Приучать детей к аккуратному обращению с материалами: класть глину и вылепленные предметы на дощечку или специальную заранее подготовленную клеенку.
II младшая группа
Формировать интерес к лепке. Закреплять представления о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки. Учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук. Побуждать детей к украшению вылепленных предметов, используя палочку с заточенным концом (спичка); созданию предметов, состоящих из 2-3 частей, соединяя их путем прижатия друг к другу.
Закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, класть комочки и вылепленные предметы на дощечку.
Учить детей лепить несложные предметы из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.). Предлагать детям объединять вылепленные фигурки в коллективную композицию (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.). Вызывать у детей радость от восприятия результата общей работы.
Средняя группа
Продолжать развивать интерес к лепке; совершенствовать умение лепить из глины (из пластилина, пластической массы).
Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих группах; учить прощипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей (ушки у котенка, клюву птички).
Уметь сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки.
Учить приемам вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы.
Познакомить с использованием стеки.
Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки.
Закреплять приемы аккуратной лепки.
Старшая группа
Продолжать знакомить детей с особенностями лепки из различных материалов
Учить передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животных в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты (в коллективных композициях): «Курица с цыплятами», «Два жадных медвежонка нашли сыр», «Дети на прогулке» и др.
Формировать умение лепить по представлению персонажей литературных произведений (Медведь и Колобок, Лиса и Зайчик, Машенька и Медведь и т. п.). Развивать творчество и инициативу.
Продолжать формировать умение лепить мелкие детали. Учить, пользуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, перышки птицы, узор, складки на одежде людей и т. п.
Продолжать формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами для лепки; побуждать использовать дополнительные материалы (косточки, зернышки, бусинки и т. д.).
Закреплять навыки аккуратной лепки (не разбрасывать кусочки глины и пластилина, не пачкать одежду, тщательно мыть руки по окончании работы).
Подготовительная к школе группа
Развивать творчество детей; учить свободно использовать для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные приемы, усвоенные ранее; продолжать учить передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов; обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой.
Продолжать формировать умение передавать характерные движения человека и животных, создавать выразительные образы (птичка подняла крылышки, приготовилась лететь; козлик скачет, девочка танцует; дети делают гимнастику — коллективная композиция).
Обзор инструментов для полимерной глины
Полимерная глина — материал поистине уникальный, в умелых руках его функционал совсем не имеет границ. Из этого волшебного состава можно сделать многое:
Естественно, блестящий результат достигается не только за счет опыта и фантазии мастера, но и при помощи специальных инструментов.
Виды инструментов
Гнущиеся лезвия
С их помощью можно сделать ровный прямой или округлый срез. В рависимости от длины, лезвия используют по-разному. Длинными гибкими делают изогнутые срезы, а более жесткими и короткими отрезают маленькие детали (например, колбаски).
Стек — небольшая палочка из дерева, металла или пластика, необходимая для лепки мелких деталей из пластилина и подобных по консистенции материалов.
В работе с полимерной глиной активно используется стек с 2-мя закругленными краями для формирования крупных цветов (мак, роза, орхидея) на молдах. Как правило, он металлический.
Для подробной проработки более мелких деталей не обойтись без стека с заостренным концом (стек острый). На отлично с этой задачей могут справиться иглы и зубочистки.
Коврик для раскатывания
Деревянные доски лучше не использовать, они быстро повреждаются, могут впитывать частички глины (есть риск окрашивания ими чистого материала).
Молды
Не обойтись без формочек и при создании объемных изделий: кукол, ангелочков и прочих сувениров. Среди рукодельниц наибольшей популярностью пользуются молды из силикона.
Каттеры
Синонимом молдов являются каттеры (металлические или пластмассовые рамки). Если необходимо быстро сделать множество одинаковых деталей, то без каттеров точно не обойтись, рамочки работают по принципу формочек для выпечки (можно активно использовать их не по прямому назначению, а для нужд творчества) в кулинарии — выдавливаются на поверхности пласта полимерной глины.
Текстурные листы
В качестве штамповки для полимерной глины также используют соцветия и листья живых растений.
Как это работает?
К заготовке прикладывается цветок или веточка, прикатывается скалкой и аккуратно снимается до запекания. Вариант бюджетный, при этом неповторимый, всякий раз можно создать новую коллекцию узоров.
Акриловый ролик
Большой плюс акрилового ролика заключается в том, что к нему не липнет глина, что существенно сокращает время работы и расход материала.
Экструдер
Экструдеры — шприцы, как в кулинарии, вещь незаменимая при работе с полимерной глиной, особенно если мастер занимается изготовлением бижутерии.
Масса пропускается через шприц с фигурным отверстием (форма сердца, звезда и т.д.), на выходе получается колбаска нужной формы и размера. Вручную подобного эффекта достичь невозможно.
Можно сделать бюджетный вариант инструмента из медицинского шприца.
Паста-машина
Если раскатать пласт, вы сможете без паста-машины, то самостоятельно сделать нужный оттенок, вряд ли получится.
Печь для запекания заготовок. В этом случае рукодельники разделились на 2 лагеря: одни используют специальную духовку, другие — бытовую. Главное условие — температура нагревания: 110-130 градусов по Цельсию — ниже поделка может не затвердеть, выше — оплавиться. Микроволновая печь или кипящий чайник не заменят духовой шкаф.
Для контроля температуры советуем пользоваться термометрами.
Вы с легкостью превратите пространство жилой комнаты в ремесленную мастерскую по производству крафтовых изделей из полимерной глины. Для этого понадобится базовый набор инструментов, ловкость опытных рук и неутолимая жажда творчества.
Пробуйте, рискуйте, творите! У вас все получится!