Как называется неверный перенос навыка
Как называется неверный перенос навыка
ПЕДКАМПУС | ОТВЕТЫ НА ТЕСТЫ | ЭКЗАМЕНЫ | КУРСЫ запись закреплена
«Общая психология» Правильный ответ помечен «/» символом
1. Как называется метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к опрашиваемым?
голосование
\интервью
тестирование
анкетирование
3. Отметьте задачи психологии:
/анализ развития психических явлений
/содействие планомерному внедрению психологических знаний в практику
/качественное изучение психологических явлений
/изучение определенных физиологических механизмов психологических явлений
4. Что изучает патопсихология?
аномальные индивидуально- и социально- психологические явления
особенности психических процессов, происходящих в организме человека в условиях космических полетов, в том числе влияние на его психику больших физических перегрузок
нарушения и расстройства психической деятельности при различных заболеваниях, содействуя разработке рациональных методов их лечения
/особенности нарушений психики в связи с теми или другими недостатками в строении и функциях организма
6. Как называется неверный перенос навыка, который ухудшает выполнение деятельности, мешает образованию нового навыка?
/интерференция навыков
диффузия навыков
индукция навыков
дифференциация навыков
7. Ощущения, которые отражают свойства предметов и явлений внешней среды называются:
проприоцептивные
/экстерорецептивные
интерорецептивные
внешними
8. Воображение на основе прочитанного или услышанного имеет название:
пассивное воображение
творческое воображение
/репродуктивное воображение
активное воображение
10. Какое название имеет свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях, необходимое человеку или животному для активной деятельности в нём и управления своим поведением?
психотип
/психика
психология
генетика
11. Какой раздел психологии исследует психологические явления и процессы, обусловленные принадлежностью человека к конкретным общностям?
возрастная психология
зоопсихология
/социальная психология
педагогическая психология
13. Как называется наука о закономерностях мыслительного поиска?
психоанализ
психодиагностика
/эвристика
психоаналитика
14. Укажите основные положения теории отражения:
/Личность и деятельность находятся в единстве
Психическое отражение является объективным, так как зависит от объективных условий
Психическое отражение является зеркальным, механическим, пассивным копированием мира, оно сопряжено с выбором, поиском
/Поступающая информация подвергается специфической обработке в связи с необходимостью и потребностями
15. Как называется такой вид исследования, при котором исследователь не измеряет и не наблюдает актуальное поведение испытуемого, а анализирует самые разнообразные продукты его творчества?
проективная методика
/ анализ продуктов деятельности
тестирование
анкетирование
16. Какие виды тестов выделяют по содержанию?
/личностные тесты
/тесты способностей
тесты-анкетирование
/тесты интеллекта
17. Какое научное направление исследует психологию правонарушителей и преступников, а также вопросы, находящие свое отражение в судебной практике?
медицинская психология
криминогенная психология
/юридическая психология
военная психология
18. Укажите достоинства метода эксперимента:
/естественность поведения испытуемого
неопределенность во времени
/возможность управления процессом исследования
проведение процедуры с небольшим количеством испытуемых
19. Для какого темперамента характерны высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики движений, эмоциональность, впечатлительность и лабильность?
/сангвинического
флегматического
холерического
меланхолического
1. Как называется метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к опрашиваемым?
голосование
+ интервью
тестирование
анкетирование
3. Отметьте задачи психологии:
+ анализ развития психических явлений
+ содействие планомерному внедрению психологических знаний в практику
+ качественное изучение психологических явлений
+ изучение определенных физиологических механизмов психологических явлений
4. Что изучает патопсихология?
аномальные индивидуально- и социально- психологические явления
особенности психических процессов, происходящих в организме человека в условиях космических полетов, в том числе влияние на его психику больших физических перегрузок
нарушения и расстройства психической деятельности при различных заболеваниях, содействуя разработке рациональных методов их лечения
+ особенности нарушений психики в связи с теми или другими недостатками в строении и функциях организма
6. Как называется неверный перенос навыка, который ухудшает выполнение деятельности, мешает образованию нового навыка?
+ интерференция навыков
диффузия навыков
индукция навыков
дифференциация навыков
7. Ощущения, которые отражают свойства предметов и явлений внешней среды называются:
проприоцептивные
+ экстерорецептивные
интерорецептивные
внешними
8. Воображение на основе прочитанного или услышанного имеет название:
пассивное воображение
творческое воображение
+ репродуктивное воображение
активное воображение
10. Какое название имеет свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях, необходимое человеку или животному для активной деятельности в нём и управления своим поведением?
психотип
+ психика
психология
генетика
11. Какой раздел психологии исследует психологические явления и процессы, обусловленные принадлежностью человека к конкретным общностям?
возрастная психология
зоопсихология
+ социальная психология
педагогическая психология
13. Как называется наука о закономерностях мыслительного поиска?
психоанализ
психодиагностика
+ эвристика
психоаналитика
14. Укажите основные положения теории отражения:
+ Личность и деятельность находятся в единстве
Психическое отражение является объективным, так как зависит от объективных условий
Психическое отражение является зеркальным, механическим, пассивным копированием мира, оно сопряжено с выбором, поиском
+ Поступающая информация подвергается специфической обработке в связи с необходимостью и потребностями
15. Как называется такой вид исследования, при котором исследователь не измеряет и не наблюдает актуальное поведение испытуемого, а анализирует самые разнообразные продукты его творчества?
проективная методика
+ анализ продуктов деятельности
тестирование
анкетирование
16. Какие виды тестов выделяют по содержанию?
+ личностные тесты
+ тесты способностей
тесты-анкетирование
+тесты интеллекта
17. Какое научное направление исследует психологию правонарушителей и преступников, а также вопросы, находящие свое отражение в судебной практике?
медицинская психология
криминогенная психология
+ юридическая психология
военная психология
18. Укажите достоинства метода эксперимента:
+ естественность поведения испытуемого
неопределенность во времени
+ возможность управления процессом исследования
проведение процедуры с небольшим количеством испытуемых
19. Для какого темперамента характерны высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики движений, эмоциональность, впечатлительность и лабильность?
+ сангвинического
флегматического
холерического
меланхолического
Перенос двигательных умений и навыков и его виды
Весьма существенное значение для рационального построения процесса обучения двигательным действиям имеют закономерности так называемого переноса двигательных умений и навыков. Любое двигательное умение или навык формируется не на пустом месте, а всегда включает в себя те либо иные компоненты других, ранее сложившихся умений и навыков, которые влияют определенным образом на становление и проявление нового умения или навыка. Все эти отношения могут иметь различный характер: быть односторонне направленными и обоюдными, положительными и отрицательными, прямыми и косвенными.
Различают два типа переноса навыков. Первый такой тип – когда процесс обучения навыку облегчает обучение тому же самому навыку, но выполняемому другой частью тела. Например, если двигательный навык (скажем, ведение мяча) усвоен одной рукой, то другая рука тоже овладеет этим навыком без упражнения. Данное благоприятное явление установлено для переноса двигательного навыка с ведущей (чаще правой) руки на другую (неведущую, чаще левую). Но как быть в случае с переносом навыка с неведущей (левой) руки на ведущую (правую)? Касается ли процесс переноса навыка не только рук, но и ног, и других частей тела? Эти вопросы, пожалуй, впервые отчетливо сформулировал В.В.Белинович еще в 1949 г. в своей капитальной монографии «Обучение физическим упражнениям» (М.: ФиС, М. –Л., С. 25–29) – вопросы, на которые еще до сих пор не найдены окончательные ответы.
Второй тип переноса навыков – когда обучение одному навыку влияет на обучение другому навыку. Такое влияние может быть положительным, отрицательным и нейтральным. Во всех отраслях практической педагогики, в частности в процессе физического воспитания при обучении двигательным действиям, стараются максимально использовать «положительный перенос». Например, навыки метания камней, снежков, малого мяча помогают освоить метание спортивных снарядов (копья, гранаты).
Положительным переносом навыков называется такое их взаимодействие, при котором ранее сформированное умение или навык содействуют формированию, становлению других, облегчают процесс изучения и совершенствования последующих двигательных действий. Например, навык метания малого теннисного мяча помогает освоить метание копья.
Отрицательным переносом навыков называется такое их взаимодействие, при котором ранее сформированное умение или навык препятствуют формированию других, вносят в них искажения, как бы конкурируют с ними, тем самым затрудняют процесс изучения и закрепления последующих двигательных действий (интерфекренция). Например, навык выполнения сальто назад в спортивной акробатике может замедлить освоение переворота назад, или, например, в легкой атлетике бегунам на средние дистанции не рекомендуется развивать свои функциональные возможности в упражнениях педалирования на велоэргометре в силу различных двигательных и координационных структур циклических навыков.
Односторонний перенос навыков проявляется в тех случаях, когда формирование одного навыка содействует становлению другого, а обратного влияния не обнаруживается.
Взаимный перенос навыков приводит к ускоренному освоению двигательных навыков в условиях взаимного двустороннего влияния, когда наблюдаются обоюдное совершенствование координационных и двигательных структур.
Прямой перенос навыка характеризуется тем, что формирование одного навыка оказывает непосредственное влияние на становление другого в движениях со сходной координационной и двигательной структурой.
Косвенный (опосредованный) перенос навыков – результат формирования навыка вначале не обнаруживается, а затем, спустя некоторое время, эффект проявляется через промежуточные связи — например, использование средств ОФП в целях увеличения базы неспецифических двигательных умений и навыков в избранном виде спорта на этапе начальной подготовки.
Характер взаимодействия навыков необходимо учитывать:
· при разработка программ обучения и тренировки в этапном и годичном циклах подготовки;
· при планировании учебного и тренировочного процессов в структуре одного или серии занятий;
· при подборе систем подводящих упражнений и комплексировании средств подготовки.
На различных стадиях формирования двигательных умений и навыков возможность переноса неодинакова. В начале формирования двигательного умения перенос осуществляется преимущественно на уровне ООД, при этом возможности переноса увеличиваются в случае, когда ООД достаточно полная и обобщенная. По мере формирования и упрочения двигательного навыка возрастающую роль в его положительных или отрицательных взаимодействиях с другими навыками играет степень совпадения или различий двигательных автоматизмов, входящих в их состав. В зависимости от стадии формирования двигательных действий может меняться характер переноса умений и навыков. К примеру, проявлявшийся вначале отрицательный перенос навыка может быть, по мере его упрочения, исключен и в дальнейшем превращен в положительный фактор. Так, при одновременном формировании навыков в таких легкоатлетических упражнениях, как прыжок в высоту перешагиванием и барьерный бег, в начальном периоде обычно наблюдаются отрицательные взаимовлияния, однако затем сформированные навыки дифференцируются и не вступают в отрицательные взаимодействия.
Все это означает, что перенос умений и навыков было бы неверно рассматривать как нечто неизменное. Одна из центральных проблем теории и практики обучения двигательным действиям состоит именно в том, чтобы полноценно использовать эффект положительного переноса двигательных умений и навыков, ограничить эффект отрицательного переноса и превратить его по возможности в позитивный фактор. Решение этой непростой проблемы предполагает тщательное программирование учебного материала с учетом закономерностей переноса двигательных умений и навыков, соблюдение определенного порядка в сочетании и распределении упражнений во времени, оптимальное построение процесса обучения двигательным действиям в целом.
Как называется неверный перенос навыка
5.5. Перенос навыков
Существенное значение при обучении двигательным действиям, особенно при освоении совокупности средств, составляющих двигательную базу конкретной деятельности, например, вида спорта, приобретает вопрос о взаимодействиях навыков, или переносе (transfer) навыков (отсутствие переноса, положительный или отрицательный перенос, степень выраженности переноса и др.), выработанных ранее или формируемых параллельно [8]. Специалистов интересуют разнообразные особенности взаимовлияний и взаимообусловленности освоения двигательных навыков в процессе их формирования, совершенствования и утраты [8; 12; 30; 57]. Наиболее остро подобная проблема возникает, например, на этапах превращения достигнутой спортсменом степени совершенства действия, выполняемого на основе двигательного навыка, в средство решения конкретных задач, обусловленных правилами соревнований. Иными словами, в тех случаях, когда в условиях тренировки способность автоматизированного управления движением трансформируется в соревновательные достижения. Сама проблема переноса, как свидетельствуют литературные данные, возникла давно и интересует специалистов различных отраслей знаний на протяжении последних 100 – 150 лет [8].
Первоначально исследовательский интерес был связан преимущественно с разработкой психологических и психофизиологических аспектов переноса навыка, и лишь относительно недавно, в конце 40-х гг. прошлого столетия, начали появляться работы, выполнявшиеся на примерах изучения переноса навыков в сфере спорта и трудовых процессов [8].
Из практики подготовки спортсменов различных квалификаций, а также имеющихся ограниченных сведений экспериментальных работ известно, что положительный перенос навыков происходит лишь в тех случаях, когда структуры используемых двигательных действий имеют сходства. Именно степень и характер сходства обусловливают и возможные значения переноса: от положительного до отрицательного. Так, например, положительный перенос наблюдается в движениях, используемых при метаниях спортивных снарядов. Здесь обнаруживается сходство в структуре используемых движений и, прежде всего, в ведущих фазах двигательных действий.
Явления отрицательного переноса навыков обычно наблюдают при внешнем сходстве подготовительных фаз и существенных различиях в ведущих звеньях техники двигательных действий. Сам физиологический процесс переноса навыков специалисты часто объясняют особенностями координационной подготовленности человека: при формировании новой системы движений мозг использует уже существующие и сформированные для других типов движений координационные механизмы, и в зависимости от того, насколько они соответствуют структуре нового двигательного акта, перенос навыка будет положительным или отрицательным, полным или частичным.
Считается, что положительный перенос навыков широко используется в процессе выбора различных педагогических систем и подходов к практическому обучению двигательным действиям. С учетом закономерностей переноса навыка специалистами определяется последовательность обучения различным движениям таким образом, чтобы освоение одних создавало благоприятные предпосылки к овладению другими. Поэтому при определении последовательности средств обучения и на основе учета взаимосвязей и взаимообусловленности навыков двигательные действия систематизируются по группам на основе сходства структур. Затем внутри сложившихся групп подобные действия распределяются по степени сложности. Данный процесс носит либо интуитивный характер, зависящий от личности и профессиональных качеств педагога, либо в концентрированном виде, отражая опыт обучения на основе естественной селекции средств воздействия и их последовательностей по степени эффективности, воплощается в алгоритмах, образующих для каждого вида спорта собственную традиционную и исторически обусловленную систему использования физических упражнений. Во избежание явлений отрицательного переноса в педагогическом процессе предлагается, насколько возможно, исключить одновременное формирование «конкурирующих» двигательных навыков, избрав такое планирование педагогического процесса, при котором феномен отрицательного переноса будет минимальным.
В случае односторонней обусловленности переноса навыка считается необходимым в первую очередь формировать навык движения, подверженного влиянию и зависящего от другого. В дальнейшем по мере упрочения навыков за счет совершенствования уже имеющихся и выработки новых тонких координаций создаются условия для преодоления взаимно отрицательных влияний. Тем не менее, следует подчеркнуть, что проблема переноса навыков решается просто лишь при освоении двух относительно элементарных движений. При освоении сложных форм двигательной деятельности проблема степени и направленности переноса превращается в задачу достаточно сложную и противоречивую.
Условия возникновения переноса
Рассмотрим на основании анализа результатов известных экспериментальных данных некоторые положения, отражающие особенности возникновения, направленности и степени переноса двигательного навыка.
1. Перенос навыка максимален и положителен в тех случаях, когда решаемые двигательные задачи требуют использования разных систем движений, но сходны по смысловому содержанию. Например, атакующие и защитные действия в единоборствах, связанные с проявлением реакции выбора и различающиеся лишь по структуре финальной (завершающей) фазы движения – завершение атаки уколом (ударом) внутрь или кнаружи относительно вооруженной руки и поражаемого пространства тела противника в фехтовании.
2. Перенос навыка может быть максимальным и положительным, если вновь выдвигаемая двигательная задача требует от обучаемого применения аналогичной, уже изученной и в достаточной мере закрепленной (автоматизированной) структуры. Например, в спортивных играх и единоборствах часто используются так называемые взаимозаменяемые действия. Внешне трудно отличить характеристики выполняющихся движений, не соотнеся применяемые действия со смысловой частью поставленной для решения двигательной задачи.
3. В тех случаях, когда двигательная задача требует, чтобы обучаемый формировал новые или пытался по-разному реагировать известной для него совокупностью движений на одинаковые внешние и (или) внутренние стимулы начала двигательного действия, возможны возрастающие отрицательные феномены переноса навыков, поскольку двигательные решения становятся для человека неадекватными по начальным условиям. В частности, во многих видах спорта существуют так называемые действия «на видение». Их инициализация связана, как правило, с адекватным соотнесением конкретного предсигнала возникновения типовой разновидности двигательного поведения к конкретной ситуации, например, контрастно изменяющиеся (отличающиеся от типовых) амплитудные, дистанционные и другие характеристики, в которой это действие должно реализоваться с максимальной эффективностью. Неадекватная реакция на тренируемый в педагогическом процессе стимул, например величину замаха, степень открытия поражаемой поверхности, приводит, как правило, к неадекватности поведения обучаемого в ситуации и, следовательно, к возрастанию отрицательного переноса навыка.
4. Если двигательные действия в предлагаемой для решения задаче, требующей от обучаемого переноса навыка, отличны от поставленных первоначально, например, по соответствию акцентов движений в основной фазе, то подобные моделируемые в процессе обучения стимулы приводят к возрастанию отрицательного переноса. Например, несоответствие ритмической структуры движений приводит, как правило, к отрицательному переносу навыка.
5. Достижение максимального и положительного переноса навыка в условиях педагогического процесса требует, прежде всего, оптимальной продолжительности процесса, обеспечивающей накопление обучаемым двигательного опыта, разнообразия средств специальной подготовки, а также методов их применения в процессе обучения.
6. Положительный перенос навыка максимален, если внимание обучаемого в начальной стадии процесса обучения акцентировано на расширение возможного круга двигательных задач, которые могут быть решены с помощью данного движения или его модифицированных совокупностей. При этом вероятность положительного переноса решения неожиданно возникающих задач увеличивается, если опирается на обширный двигательный опыт решения сходных задач.
7. Перенос навыка может осуществляться на основе установления вербальных связей между двумя и более задачами, решаемыми обучаемым дифференцированно с относительной высокой эффективностью.
8. Перенос навыка и степень переноса возрастают, если разнонаправленные задания не связаны с лимитами времени по принятию обучаемым решения в выборе двигательного действия (их совокупностей) и длительности его выполнения. Тем самым создаются благоприятные условия совершенствования способностей обучаемого вносить необходимые корригирующие движения в основной механизм движений на основе уточнения координационных структур. Предполагают, что степень положительного переноса в процессе освоения двигательных действий обусловливается способностями обучаемого дифференцировать особенности, принципы построения, реализации двух и более связанных задач.
Как называется неверный перенос навыка
Тесты Педкампус с ответами. Предмет: «Психология»
Что изучает патопсихология?
— аномальные индивидуально- и социально- психологические явления
— особенности психических процессов, происходящих в организме человека в условиях космических полетов, в том числе влияние на его психику больших физических перегрузок
— нарушения и расстройства психической деятельности при различных заболеваниях, содействуя разработке рациональных методов их лечения
— особенности нарушений психики в связи с теми или другими недостатками в строении и функциях организма
Не нашли нужный ответ? Пишите сюда: https://vk.com/im?sel=-207281462
Тесты педкампус с ответами
Тесты Педкампус с ответами. Предмет: «Психология»
Не нашли нужный ответ? Пишите сюда: https://vk.com/im?sel=-207281462
Тесты педкампус с ответами
Тесты Педкампус с ответами. Предмет: «Психология»
Как называется неверный перенос навыка, который ухудшает выполнение деятельности, мешает образованию нового навыка?
— интерференция навыков
— диффузия навыков
— индукция навыков
— дифференциация навыков
Не нашли нужный ответ? Пишите сюда: https://vk.com/im?sel=-207281462
Тесты педкампус с ответами
Тесты Педкампус с ответами. Предмет: «Психология»
Ощущения, которые отражают свойства предметов и явлений внешней среды называются:
проприоцептивные
— экстерорецептивные
— интерорецептивные
— внешними
Не нашли нужный ответ? Пишите сюда: https://vk.com/im?sel=-207281462
Тесты педкампус с ответами
Тесты Педкампус с ответами. Предмет: «Психология»
Воображение на основе прочитанного или услышанного имеет название:
— пассивное воображение
— творческое воображение
— репродуктивное воображение
активное воображение
Не нашли нужный ответ? Пишите сюда: https://vk.com/im?sel=-207281462
Тесты педкампус с ответами
Тесты Педкампус с ответами. Предмет: «Психология»
Не нашли нужный ответ? Пишите сюда: https://vk.com/im?sel=-207281462
Тесты педкампус с ответами
Тесты Педкампус с ответами. Предмет: «Психология»
Какое название имеет свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях, необходимое человеку или животному для активной деятельности в нём и управления своим поведением?
— психотип
— психика
— психология
— генетика
Не нашли нужный ответ? Пишите сюда: https://vk.com/im?sel=-207281462