Как называется наука изучающая зпр

Задержка психического развития (ЗПР)

Как называется наука изучающая зпр. картинка Как называется наука изучающая зпр. Как называется наука изучающая зпр фото. Как называется наука изучающая зпр видео. Как называется наука изучающая зпр смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется наука изучающая зпр.

Задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморе­гуляции поведения, примитив­ностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. Диагностика ЗПР проводится коллегиально комиссией в составе медицинских специалистов, педагогов и психологов. Дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном коррекционно-развивающем обучении и медицинском сопровождении.

Как называется наука изучающая зпр. картинка Как называется наука изучающая зпр. Как называется наука изучающая зпр фото. Как называется наука изучающая зпр видео. Как называется наука изучающая зпр смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется наука изучающая зпр.

Общие сведения

Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Число лиц с задержкой психического развития достигает 15-16% в детской популяции. ЗПР является в большей степени психолого-педагогической категорией, однако в ее основе могут лежать органические нарушения, поэтому данное состояние также рассматривается медицинскими дисциплинами – прежде всего, педиатрией и детской неврологией.

Как называется наука изучающая зпр. картинка Как называется наука изучающая зпр. Как называется наука изучающая зпр фото. Как называется наука изучающая зпр видео. Как называется наука изучающая зпр смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется наука изучающая зпр.

Причины ЗПР

Этиологическую основу ЗПР составляют биологические и социально–психологические факторы, приводящие к темповой задержке интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

1. Биологические факторы (негрубые органические повреждения ЦНС локального характера и их остаточные явления) вызывают нарушение созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается парциальными нарушениями психического развития и деятельности ребенка. Среди причин биологического характера, действующих в перинатальном периоде и вызывающих задержку психического развития, наибольшее значение имеют:

2. Социальные факторы. Задержка психического развития может возникать под влиянием средовых (социальных) факторов, что однако не исключает наличие первоначальной органической основы нарушения. Чаще всего дети с ЗПР растут в условиях гипоопеки (безнадзорности) или гиперопеки, авторитарного характера воспитания, социальной депривации, дефицита общения со сверстниками и взрослыми.

Задержка психического развития вторичного характера может развиваться при ранних нарушениях слуха и зрения, дефектах речи вследствие выраженного дефицита сенсорной информации и общения.

Классификация

Группа детей с задержкой психического развития неоднородна. В специальной психологии предложено множество классификаций задержки психического развития. Рассмотрим этиопатогенетическую классификацию, предложенную К. С. Лебединской, которая выделяет 4 клинических типа ЗПР.

Характеристика детей с ЗПР

Интеллектуальная сфера

Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают полноценно, однако ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже – слуховое, поэтому объяснение учебного материала детям с задержкой психического развития должно сочетаться с наглядной опорой.

Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Лю­бые посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание. Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и де­фицита внимания.

Память у детей с задержкой психического развития характеризуется мозаичностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при воспроизведении информации.

У детей с задержкой психического развития более сохранно наглядно-действенное мышление; более нарушенным оказывается образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое мышление невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать выводы.

Речевой статус

Специфика речи у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного высказывания, речевой инактивностью. Наиболее часто ЗПР сочетается с задержкой речевого развития, полиморфной дислалией, нарушениями письменной речи (дисграфией и дислексией).

Эмоциональная сфера

Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность. Дети с задержкой психического развития часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками. Игровая деятельность детей с ЗПР отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюде­нием игровых правил. Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто – гиперкинезы и тики.

Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания.

Диагностика

Задержка психического развития у может быть диагностирована только в результате всестороннего обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога, логопеда, дефектолога, педиатра, детского невролога, психиатра и др. При этом производится:

На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержки психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях специальных образовательных учреждений.

С целью выявления органического субстрата задержки психического развития ребенок нуждается в обследовании медицинских специалистов, прежде всего, педиатра и детского невролога. Инструментальная диагностика может включать проведение ЭЭГ, КТ и МРТ головного мозга ребенку и т. д. Дифференциальная диагностика задержки психического развития должна проводиться с олигофренией и аутизмом.

Коррекция задержки психического развития

Работа с детьми с ЗПР требует мультидисциплинарного подхода и активного участия педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов, дефектологов. Коррекция задержки психического развития должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно.

Дети с задержкой психического развития должны посещать специализированные ДОУ (или группы), школы VII вида или коррекционные классы общеобразовательных школ. К особенностям обучения детей с ЗПР относятся дозированность учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, частая смена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий.

Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию:

Совместно с преподавателями коррекционную работу по обучению учащихся с задержкой психического развития проводят педагоги-дефектологи, психологи, социальные педагоги. Медицинская помощь детям с задержкой психического развития включает медикаментозную терапию в соответствии с выявленными соматическими и церебрально-органическими нарушениями, физиотерапию, ЛФК, массаж, водолечение.

Прогноз и профилактика

Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть преодолено. Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают самостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и даже ВУЗах.

Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планирование беременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятный условий для воспитания и развития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование у специалистов и организация коррекционной работы.

Источник

Задержка психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) – это замедление темпов психического развития, вследствие которого когнитивные (познавательные) функции (память, восприятие, внимание, мышление) и эмоционально-волевая сфера ребёнка существенно отстают от принятых возрастных норм.

На сегодняшний день ЗПР не является медицинским диагнозом, а употребляется как психолого-педагогическое понятие описательного характера, не указывающее на причины тех или иных нарушений, а лишь обозначающее имеющиеся у ребёнка проблемы развития. Термин применим только для детей дошкольного и младшего школьного возраста (до 10 лет). В более старшем возрасте при необходимости ребёнку ставится уже конкретный диагноз.

В раннем детском возрасте задержка психического развития чаще всего не бросается в глаза. Диагноз ЗПР ставится, когда ребёнок достигает 4-5-летнего возраста. Как правило, первыми начинают бить тревогу воспитатели средних и старших групп детских садов, они обращают внимание на то, что ребёнку приходится много раз объяснять одно и то же, его трудно заинтересовать, он много отвлекается и т.п. Часто родители не придают особого значения этим сигналам и не показывают ребёнка специалисту, предполагая, что это проходящие возрастные трудности, которые можно просто «перерасти». В таком случае ЗПР становится гораздо заметней при поступлении ребёнка в школу (из-за проблем с успеваемостью). Ребёнок с трудом усваивает учебный материал; ему интереснее играть (но сюжетно-ролевые игры для него слишком сложны); занятия интеллектуальной деятельностью его не привлекают (от неё он быстро устаёт); он имеет очень ограниченный запас общих знаний и т.п.

Помимо трудностей в обучении у многих детей с ЗПР есть проблемы с дисциплиной. И в саду, и в школе им часто делают замечания за плохое поведение. Дело в том, что таким детям трудно привыкнуть к саду, школе, вообще к коллективу, они сильно тоскуют по дому, им сложно понять, что существуют определённые общепринятые правила поведения и нужно научиться соблюдать их.

Как проявляется задержка психического развития?

При ЗПР отстают в развитии:

Ребёнку с ЗПР трудно ориентироваться в пространстве, он не сможет отыскать вещь, если изначально не знает, где она лежит, даже если она находится на самом видном месте. Также таким детям трудно определить какой-либо предмет наощупь, запомнить, как он выглядит, и рассказать о нём по памяти.

При ЗПР у детей часто наблюдаются низкая речевая активность, отставание речевого развития (ЗРР, ЗПРР). Их словарный запас беден, не соответствует возрастным нормам, фонематический слух плохо развит, речь не сформирована, высказывания примитивны и нецеленаправленны, они часто путают, пропускают или заменяют в словах звуки и буквы (парафазия).

Чем ЗПР отличается от ЗРР и ЗПРР?

Задержки речевого и психоречевого развития (ЗРР и ЗПРР) возникают вследствие органических поражений головного мозга, центральной нервной системы. Причинами отставания могут стать: болезни, перенесённые матерью во время беременности, гипоксия плода, патологии родов, хромосомные или генетические заболевания, тяжёлые инфекции, врождённые аномалии ЦНС, патологии сосудов головного мозга, ДЦП, психические заболевания (эпилепсия и т.п.), опухоли головного мозга и проч.

При ЗРР и ЗПРР:

При ЗПР:

ЗПР = умственная отсталость?

Довольно часто детям с ЗПР ставится неверный диагноз – умственная отсталость (УО). Особенно от этого страдают дети, воспитывающиеся в детских домах. Действительно лёгкая степень УО и ЗПР имеют сходную симптоматику, но это разные нарушения, и для того, чтобы дифференцировать их, необходимо длительное всестороннее наблюдение специалиста.

Схожие симптомы

Различия между ЗПР и УО

Умственная отсталость – обобщённое название многих отклонений, при которых есть стойкое и необратимое снижение интеллектуальных способностей. Это комплекс синдромов, вызванных органическими поражениями, патологиями головного мозга (врождёнными или приобретёнными). При УО страдают мыслительные функции, наблюдается общее психическое недоразвитие, интеллектуальная недостаточность. Интеллект ребёнка с умственной отсталостью не превысит определённого уровня, какая бы тщательная работа с ним не проводилась.

В отличие от УО задержка психического развития обратима, ребёнок развивается в том же направлении, что и обычные дети, но значительно медленнее. Дети с ЗПР обучаемы, поддаются коррекции, адекватны в действиях (например, играя, используют игрушки в соответствии с их назначением). Во время учебных занятий они при помощи учителя способны усвоить принцип выполнения задания и использовать его для решения аналогичных задач. Для детей с ЗПР характерна скачкообразность развития всех форм мыслительной деятельности (например, внимание скачкообразно повышается к 8-9 годам). При ЗПР прогноз более благоприятный и имеется высокая вероятность вывода ребенка в «норму» при условии качественного психолого-педагогического сопровождения и участия семьи. Безусловно, при УО коррекционная работа также необходима, но как правило, динамика более медленная и имеет свой предел.

Очень важно как можно раньше дифференцировать ЗПР от умственной отсталости и вовремя начать коррекционную работу.

Причины ЗПР

Виды задержки психического развития

Диагностика ЗПР

Для определения ЗПР необходимо всестороннее комплексное обследование ребёнка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), в которую могут входить: психиатр, педагог-психолог, нейропсихолог, логопед, дефектолог (олигофренопедагог), невролог, педиатр и другие специалисты (при необходимости).

Специалисты проводят дифференциальную диагностику, которая включает в себя:

После всестороннего изучения анамнеза ребёнка, состава его семьи, социально-бытовых условий его жизни специалисты выявляют первопричины, степень и характер нарушений, составляют педагогический прогноз и план коррекционной работы.

Коррекция задержки психического развития (ЗПР)

Родителям детей с задержкой психического развития нужно быть готовыми к тому, что процесс коррекции достаточно непростой и длительный. Таким детям нужна комплексная помощь сразу нескольких специалистов. Если ребёнку необходимо медикаментозное лечение, его обеспечивает невролог. Развитием когнитивных функций занимается дефектолог (олигофренопедагог). Психолог со своей стороны отвечает за развитие эмоционально-волевой сферы. При ЗПР показаны такие виды неразговорной психотерапии, как: песочная, игровая терапия, сказкотерапия, арт-терапия и проч. Для коррекции вторичных нарушений речи понадобится логопед.

Как проходит обучение детей с ЗПР?

В сентябре 2016 года в России был принят образовательный стандарт инклюзивного образования, предписывающий всем детям, имеющим ограниченные возможности здоровья, обучаться вместе с обычными школьниками. После этого специализированные коррекционные школы были закрыты и появились коррекционные классы в обычных общеобразовательных школах. Они подразделяются на восемь типов – в зависимости от характера отклонений учеников. Большинство таких классов у нас относятся к VII типу (для детей с задержкой психического развития, поддающейся коррекции).

Учитывая, как непросто ребятам с ЗПР даётся учёба, специалисты рекомендуют для них обучение в коррекционных классах.

Занятия в таких классах проводит обычный школьный учитель, ученики получают такой же объём знаний, как и их сверстники из обычных классов, просто занятия проходят в более спокойном темпе. Материал объясняют детям небольшими частями, постепенно. Занятия содержат перерывы на отдых и спортивные игры для того, чтобы избежать переутомления детей.

Преимущества коррекционных классов:

Есть и недостатки в инклюзивной системе образования – раньше с детьми с ЗПР занимались коррекционные педагоги, имеющие необходимые знания и навыки работы с такими детьми. В обычных школах педагоги не имеют такой подготовки. Также в свободное от уроков время, например, на переменах, дети с ЗПР могут столкнуться со сверстниками или с детьми постарше, которые неправильно истолкуют поведение детей из коррекционного класса, могут возникнуть конфликты.

Для ребенка с ЗПР и для его родителей лучше всего, если удастся скорректировать нарушение еще до начала обучения в школе, а для этого важно не пропустить «сигналы», если таковые имеются, регулярно (1-2 раза в год) показываться специалистам: неврологу, детскому психологу, детскому психиатру.

При своевременном обращении ЗПР отлично поддается коррекции, но занятия по коррекции должны быть регулярными, а родителям нужно быть готовыми к тому, что положительный результат будет не сразу.

Источник

История изучения ЗПР в России

Как называется наука изучающая зпр. картинка Как называется наука изучающая зпр. Как называется наука изучающая зпр фото. Как называется наука изучающая зпр видео. Как называется наука изучающая зпр смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется наука изучающая зпр.

Описание презентации по отдельным слайдам:

История изучения детей с ЗПР в России

Российская история дефектологии взаимосвязана с европейской дефектологической наукой, учитывает и использует ее обширный научный и практический опыт. В то же время в истории развития теории и практики коррекционной педагогической деятельности в России мы имеем некоторое своеобразие, отличительные особенности. Советская дефектология сложилась в борьбе с идеалистическими концепциями в области закономерностей развития аномального ребёнка, порождавшими теории о крайней ограниченности возможностей развития аномальных детей, сводившими основную задачу дефектология к приспособлению аномальных детей к элементарному физическому труду

Как область научного знания дефектология начала развиваться в начале ХХ века в связи с задачами строительства в разных странах государственных систем специального образования, ядро которого составили школы для слепых, глухих и умственно отсталых детей. В середине XXв., когда стали бурно развиваться различные области науки и техники и усложнились программы общеобразовательных школ, появилось большое число детей, испытывающих трудности в обучении. Тестирование таких учащихся показало, что их интеллектуальные показатели нередко занимают промежуточное положение между «нормой» и умственной отсталостью.

Выготский Л.С. Изучение дефектологии неразрывно связано с именем выдающегося отечественного психолога и дефектолога Льва Семеновича Выготского (05.11.1896 – 11.06.1934гг.), который внес неоценимый вклад в развитие дефектологии. Л.С.Выготского по праву считают “отцом” современной дефектологической науки.

Решение вопросов диагностики осложнило появление среди детей с трудностями в обучении «невоспитанных» учеников, с отклонениями в поведении, с сенсорной патологией. Позднее специалисты стали описывать и изучать детей без видимых сенсорных нарушений, которые упорно не овладевали техникой чтения и письма (дети с дислексией и дисграфией), а в ряде случаев и счета (дискалькулия). Практика обучения «субнормальных» детей позволила выделить категорию учеников с заметным отставанием от сверстников в развитии эмоциональной и волевой сфер при сохранных интеллектуальных способностях (дети с психофизическим инфантилизмом), что тоже осложняло решение специалистами вопросов отбора детей в школу, поиск содержания психо-коррекционной работы.

Начало изучения проблемы ЗПР было положено в 50-е годы работами Г.Е.Сухаревой и других отечественных психологов и психиатров. Сам термин «задержка психического развития» был введен классиками отечественной дефектологии Т.А.Власовой и М.С.Певзнер в 60-70-х годах. В их работах этот термин звучал как «временная задержка психического развития», что предполагало компенсацию задержки: через короткий срок ребенок догонит своих сверстников и его развитие войдет в нормальное русло.

Уже в 70 х годах ХХ века дети с задержкой психического развития начинают изучаться такими учеными как:,Лебединской Кларой Самойловной, Шевченко Светланой Гавриловной, Лубовским Владимиром Ивановичем. Именно тогда вводится определение ЗПР, основные особенности и этиологическая классификация.

Одним из выдающихся дефектологов 20 века является В.И. Лубовский Основное направление научных исследований В.И. Лубовского связано с проблемами общих и специфических закономерностей психического развития детей с аномалиями развития. Продолжая и развивая идеи Л.С. Выготского, касающиеся основ психического развития, Владимир Иванович изучал развитие произвольных действий умственно отсталых детей и детей с задержкой психического развития разных возрастов. Им исследована слуховая и зрительная чувствительность у детей с физическими недостатками; сконструирована методика объективной оценки слуха у детей дошкольного и школьного возрастов с недостатками в его развитии. Рассмотрены особенности световой чувствительности у слабовидящих разной этиологии. Результаты исследований В.И. Лубовского легли в основу его работы над общими вопросами организации обучения и воспитания детей с недостатками развития, создания для них специальных условий обучения. Также он занимается исследованием проблем психологической диагностики аномального развития детей. Им разработан новый подход к психологической диагностике нарушений развития, основанный на представлениях об общих и специфических закономерностях психического развития, первичных и вторичных дефектах, о зонах актуального и ближайшего развития.

Источник

Задержка психического развития

Как называется наука изучающая зпр. картинка Как называется наука изучающая зпр. Как называется наука изучающая зпр фото. Как называется наука изучающая зпр видео. Как называется наука изучающая зпр смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется наука изучающая зпр.

Задержка психического развития — это нарушение нормальной скорости этого процесса. В дошкольном и младшем школьном возрасте в норме наблюдается интенсивное изменение структуры головного мозга, появление новых навыков. Если ребенок отстает в развитии хоть в одном показателе, это должно стать поводом обратиться к специалистам и провести полную диагностику. Клинический Институт Мозга предлагает комплексные программы обследования и лечения детей с задержкой психического развития. Здесь есть все условия для постановки правильного диагноза и для дальнейшей коррекции состояния ребенка на ранних этапах. Стоит понимать, что только своевременное оказание квалифицированной помощи может спровоцировать улучшение, а с возрастом восстановить недостающие навыки становится затруднительным.

Что такое ЗПР?

К основным психическим функциям относятся память, внимание, мышление, двигательные и эмоциональные навыки. Существуют медицинские нормы развития ребенка по каждому из этих показателей. Если в дошкольном и младшем школьном возрасте наблюдается отставание по любому из этих показателей, это может становиться поводом для постановки диагноза «задержка психического развития». Работа с такими детьми проводится с участием медиков и педагогов, и при ранней диагностике есть возможность частично или полностью восстановить недостающие навыки и догнать сверстников в развитии. Стоит понимать, что это нарушение может приобретать разные формы, которые необходимо дифференцировать друг от друга, а также от других заболеваний.

Термин «задержка психического развития» — это общее название для ряда нарушений психики, без учета причины их развития, характера течения и возможности восстановления. Этот диагноз был заменен на две категории: «расстройства психологического (психического) развития» и «эмоциональные расстройства и расстройства поведения, которые обычно начинаются в детском и подростковом возрасте». Именно они используются в Международной классификации болезней для обозначения любых форм и проявления психических расстройств у детей. Однако, первый термин также не теряет актуальность.

Возможные причины развития ЗПР

Выделяют две разновидности детей с задержкой психического развития. Первая из них — это пациенты без нарушения развития головного мозга, а их проблемы имеют социально-педагогических характер. В раннем детстве они не получают возможность здорового психического развития, если находятся в неблагополучной обстановке, в условиях дефицита внимания и общения. Такие дети часто труднообучаемы, плохо приспособленные к социуму и работе в коллективе. Однако, при ранней диагностике и коррекции обстановки в семье они имеют шансы восстановление и дальнейшее психическое развитие наравне со сверстниками.

Второй тип ЗПР — это пациенты с органическими расстройствами работы головного мозга. Это могут быть врожденные либо приобретенные патологии, при которых нарушаются функции отдельных отделов мозга либо взаимосвязь между ними. Такие пациенты могут жить в том числе в благополучных семьях и получать все возможности для полноценного развития. Работа с ними позволит укрепить недостающие нейронные связи и достичь хорошего прогресса, но некоторые особенности могут сохранятся и во взрослом возрасте.

Не существует единственной точной причины, по которой возникает задержка психического развития. При выявлении нарушений стоит учитывать, как проходил период беременности матери. В том числе ЗПР может становиться следствием следующих факторов:

Нарушения могут возникать не только в период беременности. Так, родовые травмы — одна из частых причин задержки психического развития у детей раннего возраста. Асфиксия (недостаточное поступление кислорода, удушение) во время родов снижает степень питания головного мозга и может спровоцировать ЗПР у здорового ребенка. Врачи Клинического Института Мозга рекомендуют периодически проходить обследование у педиатра, чтобы вовремя диагностировать нарушения. Они могут начинать развиваться не в младенческом, а уже в дошкольном возрасте по причине неправильной социализации ребенка, педагогической запущенности и недостаточного развития эмоциональной сферы.

Клинические признаки

Важно понимать, что задержка психического развития не относится к серьезным диагнозам. Этот тип нарушения находится на промежуточном уровне между нормальным состоянием ребенка и патологией. У пациентов отсутствуют выраженные проблемы со слухом, речью, двигательной активности и эмоциональным состоянием. Основные трудности связаны с социальной адаптацией ребенка и его способностями к обучению. В отдельных случаях ЗПР может иметь собственные особенности проявления, но выделяют характерный комплекс клинических признаков, которые должны стать поводом для более детального обследования:

Клинический институт мозга предлагает индивидуальные программы диагностики и адаптации детей с задержкой психического развития. Стоит понимать, что этот диагноз не будет препятствием к посещению детских общеобразовательных учреждений, работе в коллективе и другим видам социальной активности. Полноценная работа может полностью устранить все различия между детьми без нарушений и пациентам с ЗПР, а их успехи в обучении будут практически одинаковыми.

Виды и классификация

Все варианты задержки психического развития принято делить на 4 категории. Они обусловлены разными причинами и характеризуются собственными особенностями течения. Этот фактор важен при постановке диагноза, поскольку позволяет провести своевременную и грамотную работы по адаптации и социализации ребенка, чтобы в будущем избежать проблем с работой в коллективе, достижением целей и личностным ростом.

ЗПР конституционального происхождения

Первый тип ЗПР еще называют психическим инфантилизмом. Он проявляется нарушением эмоционально-волевой составляющей и задержкой ее формирования. Это не болезнь, а комплекс поведенческих особенностей, которые в дальнейшем могут оказывать влияние на развитие ребенка, его способности к обучению и работу в коллективе. У таких детей проявляются характерные признаки, которые могут указывать на ЗПР даже в раннем возрасте:

Дети с ЗПР конституционального происхождения визуально не отличаются от сверстников. У них отсутствуют проблемы с речью, они выглядят активными и положительными. Однако, по уровню эмоционального развития они менее зрелые, с возрастом эти развития могут сглаживаться.

ЗПР соматогенного происхождения

К этой категории относятся дети, которые отличаются слабым здоровьем с раннего возраста. У них могут диагностироваться частые простудные заболевания, аллергические проявления, нарушения работы сердца и сосудов. У них может быть индивидуальный режим работы, отдыха и физической активности, ограничения для занятий спортом и другие особенности, из-за которых они не могут полноценно находиться в детских коллективах, социализироваться и развиваться. К частым проблемам, с которыми необходимо работать у детей с задержкой психического развития соматогенного происхождения, относятся:

К этой категории относятся дети, которые находятся под постоянной опекой родителей и старших родственников. Это может происходить в том числе из-за их слабого здоровья, склонности к частым простудам и сниженного иммунитета. У таких детей отсутствует мотивация к самостоятельному изучению новых вещей, снижается концентрация внимания, появляется излишняя тревожность. Кроме того, у них нет возможности принятия решений, что становится причиной снижения мотивации. Такая ситуация характерна для благополучных семей, где есть все условия для лечения и воспитания ребенка. Однако, гиперопека часто препятствует нормальному развитию личности, поэтому с этим фактором также необходимо работать.

ЗПР психогенного происхождения

Гипоопека — одно из наиболее распространенных проявлений педагогической запущенности. Ребенок, который растет без возможности наблюдать нормальные отношения в семье, не обучается в детских учреждениях, не может взаимодействовать в коллективе. В дальнейшем это приводит к сложностях с коммуникацией, дефициту мотивации и другим проблемам, которые становятся на пути к личностному росту, профессиональному развитию, отношениям со сверстниками.

ЗПР церебрально-органического происхождения

В отличие от предыдущих разновидностей задержки психического развития, этот тип связан с органическими повреждениями центральной нервной системы. Нарушение функции головного мозга минимально, поэтому у ребенка остаются все шансы на полноценную социализацию и адаптацию в обществе. Диагноз может возникать вследствие осложненных родов, черепно-мозговых травм, инфекционных заболеваний. Проявления этого состояния индивидуальны, в зависимости от характера повреждений и локализации патологического очага. Поскольку в раннем возрасте возможности к регенерации очень высоки, нервные ткани постепенно восстанавливаются и обеспечивают развитие ребенка во всех сферах. Однако, для этого необходимо выполнить длительную и трудоемкую работу, в том числе с профильными специалистами.

Другие классификации

Существуют и другие классификации синдрома задержки психического развития. Первая из них была разработана в СССР и применялась для диагностики в детских общеобразовательных учреждениях. Она выделяет всего два типа нарушений:

Также выделяют классификацию, разработанную В.В. Ковалевым. Она различает 4 основных типа ЗПР, которые развиваются под влиянием биологических факторов:

Наиболее принятая классификация ЗПР сегодня — это 4 типа нарушений, в зависимости от этиологического фактора. Именно она выделяет задержку психического развития конституционального, соматогенного, психогенного и церебрально-органического происхождения. Она считается наиболее емкой и включает все случаи ЗПР. Однако, в некоторых случаях сложно точно определить категорию, к которой относится болезнь, поэтому также можно выделить смешанные разновидности.

Диагностика и лечение ЗПР у детей

Диагностика ЗПР проводится с участием детского психолога, невролога, логопеда и других специалистов. Важно провести обследование головного мозга, чтобы своевременно выявить возможные нарушения. Врачи Клинического Института Мозга рекомендуют родителям предоставить все необходимые данные анамнеза, которые могут иметь значение при постановке диагноза. Открытые и закрытые черепно-мозговые травмы, конфликтные ситуации в семье и коллективе, стрессы и другие факторы, которые могли бы повлиять на нормальное развитие ребенка имеют огромную диагностическую ценность. Кроме того, понадобится энцефалограмма и другие исследования, которые позволят оценить степень развития и уровень работы нервной системы ребенка.

Лечение ЗПР включает работу с профильными специалистами, в том числе логопедом и психологом. Важно соблюдать их рекомендации и продолжать занятия в домашних условиях. Также имеет значение социальная адаптация ребенка в детских коллективах, которую можно обеспечить только посещением общеобразовательных и дошкольных учреждений. При сохранении диагноза в младших классах рекомендуется посещение специализированной школы. Программа в таких учреждениях остается общей, но небольшое количество детей в классах и наличие дополнительных коррекционных занятий позволяют провести полноценную работу с детьми.

В Клиническом Институте Мозга есть все необходимые условия для диагностики и коррекции задержки психического развития. Однако, врачи акцентируют, что полноценная работа с пациентом также включает домашнюю работу и обеспечение нормального эмоционального климата в семье. При подготовке к рождению и воспитанию детей есть возможность посетить психолога и получить емкие рекомендации, как избежать проблем и создать максимально комфортные условия для развития ребенка не только физически, но и эмоционально.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *