Как называется наука изучающая словообразование
Словообразование (раздел лингвистики)
Являясь наукой о создании новых названий как мотивированных однословных знаков языка, словообразование может рассматриваться как часть ономасиологии. Оно изучает производные и сложные слова в динамическом («как делаются слова») и в статическом («как они сделаны») аспектах (Л. В. Щерба).
Различают синхронное и диахроническое словообразование. Синхронный анализ имеет дело с современными отношениями между родственными словами, без учёта этимологической ситуации. При синхронном словообразовании для того чтобы установить производную и производящую основы, нужно ответить на вопрос: какая из двух однокоренных основ более простая по форме и по смыслу (производящая), а какая более сложная (производная). Диахроническое (историческое) словообразование изучает историю появления того или иного слова, развитие его структуры и формально-семантических связей между родственными словами. При диахроническом словообразовании для того чтобы установить производность слова и, следовательно, определить, какое из сравниваемых родственных слов послужило базой для образования другого, то есть какое имеет производящую основу, а какое — производную, надо изучить конкретную историю этих слов и выяснить, какое из них более раннее, а какое более позднее, какое из слов исторически образовано от другого. Существует вместе с тем точка зрения, что словообразование всегда диахронно (О. Н. Трубачёв). Однако фактически теория словообразования может предсказывать появление новых слов и условия такого появления, а также выявлять правила, по которым говорящий создает новые производные и сложные слова в синхронии, на данном этапе развития языка.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
О служебных словах в информатике см. Зарезервированное слово.Служе́бные слова́ — лексически несамостоятельные слова, имеющие в языке не номинативную функцию (они не называют предметы, свойства или отношения), а лишь выражающие различные семантико-синтаксические отношения между словами, предложениями и частями предложений. Противопоставляются знаменательным, или самостоятельным, словам, отличаясь от них, помимо значения, отсутствием морфологических категорий. Приближаясь к словоизменительным морфемам.
словообразование
Полезное
Смотреть что такое «словообразование» в других словарях:
словообразование — словообразование … Орфографический словарь-справочник
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ — 1) (деривация), образование слова в языке по существующим моделям с помощью аффиксации, чередования звуков, словосложения, стяжения, развития новых значений и др. средств.2) Раздел грамматики, изучающий словообразование … Большой Энциклопедический словарь
словообразование — словопроизводство, словосложение, деривация Словарь русских синонимов. словообразование сущ., кол во синонимов: 8 • дериватология (2) • … Словарь синонимов
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ — СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, словообразования, мн. нет, ср. (линг.). Способы, процесс образования слов в языке. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ — СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, я, ср. 1. Система языковых категорий, относящихся к производству и строению слов (спец.). Глагольное, именное с. 2. Раздел языкознания, изучающий такие категории, законы образования производных слов и их строение. | прил.… … Толковый словарь Ожегова
Словообразование — (нем. Wortbildung) то же, что морфология : отделграмматики, трактующий о формальном составе слов … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Словообразование — СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. Способ образования слов, показывающий, что слово, образованное по этому способу, представляет известные отличия в значении от других слов с той же основой независимо от словосочетаний, в которых они находятся. В формах С.… … Словарь литературных терминов
словообразование — — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом EN word formation … Справочник технического переводчика
Словообразование — СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, 1) образование слова по существующим моделям и законам языка. 2) Раздел грамматики, изучающий все аспекты образования слов в языке. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Словообразование — У этого термина существуют и другие значения, см. Словообразование (значения). Эта статья или раздел описывает некоторое лингвистическое явление применительно лишь к русскому языку. Вы можете помочь Википед … Википедия
Словообразование — Словообразование 1) образование слов, называемых производными и сложными, обычно на базе однокорневых слов по существующим в языке образцам и моделям с помощью аффиксации (см. Аффикс), словосложения, конверсии и других формальных средств.… … Лингвистический энциклопедический словарь
Словообразование (раздел лингвистики)
Словообразование (дериватология) — раздел языкознания, изучающий словообразовательные отношения в языке.
Являясь наукой о создании новых названий как мотивированных однословных знаков языка, словообразование может рассматриваться как часть ономасиологии. Оно изучает производные и сложные слова в динамическом («как делаются слова») и в статическом («как они сделаны») аспектах (Л. В. Щерба).
Различают синхронное и диахроническое словообразование. Синхронный анализ имеет дело с современными отношениями между родственными словами, без учёта этимологической ситуации. Диахроническое (историческое) словообразование изучает историю появления того или иного слова, развитие его структуры и формально-семантических связей между родственными словами. Существует вместе с тем точка зрения, что словообразование всегда диахронно (О. Н. Трубачев). Однако фактически теория словообразования может предсказывать появление новых слов и условия такого появления, а также выявлять правила, по которым говорящий создает новые производные и сложные слова в синхронии, на данном этапе развития языка.
Содержание
Основные понятия
Основные понятия теории словообразования: мотивация (мотивированность) — семантическая обусловленность значения производного слова значениями его составляющих; понятие словообразовательной производности, основанное на формальной и семантической выводимости свойств производного слова из свойств производящих единиц, словообразовательное значение.
История
В русистике описание явлений словообразования имеет давние традиции (работы И. А. Бодуэна де Куртенэ, Ф. Ф. Фортунатова, Н. В. Крушевского) и традиционно включалось в морфологию. Самостоятельным объектом изучения словообразование становится только с середины 40-х годов XX века, а выделение его в отдельную лингвистическую дисциплину происходит примерно к концу 60-х годов. Основы новой теории словообразования в русистике были заложены работами M. M. Покровского и Л. В. Щербы, А. И. Смирницкого и Г. О. Винокура, М. Д. Степановой и В. М. Жирмунского и особенно трудами В. В. Виноградова, показавшего тесную связь словообразования с лексикологией, с одной стороны, и с грамматикой — с другой, и впервые выдвинувшего тезис об особом месте словообразования в кругу лингвистических дисциплин. К трудам Винокура восходят важные идеи о специфике производного слова как носителя особого типа значения — словообразовательного значения.
Современная теория словообразования базируется на работах Н. М. Шанского, Е. А. Земской, Е. С. Кубряковой, И. С. Улуханова и др.
См. также
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Словообразование (раздел лингвистики)» в других словарях:
Словообразование (деривация) — У термина деривация существуют и другие значения, см. деривация. Словообразование образование новых слов (дериватов) от однокорневых слов и возникшее в результате этого формально семантическое соотношение между дериватом и его производящим… … Википедия
Словообразование — У этого термина существуют и другие значения, см. Словообразование (значения). Эта статья или раздел описывает некоторое лингвистическое явление применительно лишь к русскому языку. Вы можете помочь Википед … Википедия
Словообразование (значения) — В лингвистической науке термин словообразование неоднозначен. Им принято называть разные лингвистические явления: Словообразование (деривация) Словообразование глаголов Словообразование междометий Словообразование местоимений Словообразование… … Википедия
Словообразование — Словообразование 1) образование слов, называемых производными и сложными, обычно на базе однокорневых слов по существующим в языке образцам и моделям с помощью аффиксации (см. Аффикс), словосложения, конверсии и других формальных средств.… … Лингвистический энциклопедический словарь
Этимология — Лингвистика … Википедия
Словоизменение — Образование словоформ от испанской (или португальской) лексемы со значением «кошка». Синим бантиком обозначен кот (мужской род), розовым кошка (женский род) Словоизменение образование словоформ то … Википедия
Дериватология — Словообразование (дериватология) раздел языкознания, изучающий словообразовательные отношения в языке. Различают синхронное и диахроническое словообразование. Синхронный анализ имеет дело с современными отношениями между родственными словами, без … Википедия
Морфология (лингвистика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Морфология. … Википедия
Междометие — Междометие часть речи, включающая неизменяемые слова и словосочетания, обычно морфологически не членимые и выступающие в речи как односоставные предложения, служащие для выражения эмоций (радость, удивление, возмущение, раздражение, злость … Википедия
Типология (лингвистика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Типология. … Википедия
Словообразование (раздел лингвистики)
Из Википедии — свободной энциклопедии
Словообразова́ние (дериватоло́гия) — раздел языкознания, изучающий словообразовательные отношения в языке.
Являясь наукой о создании новых названий как мотивированных однословных знаков языка, словообразование может рассматриваться как часть ономасиологии. Оно изучает производные и сложные слова в динамическом («как делаются слова») и в статическом («как они сделаны») аспектах (Л. В. Щерба).
Различают синхронное и диахроническое словообразование. Синхронный анализ имеет дело с современными отношениями между родственными словами, без учёта этимологической ситуации. При синхронном словообразовании для того чтобы установить производную и производящую основы, нужно ответить на вопрос: какая из двух однокоренных основ более простая по форме и по смыслу (производящая), а какая более сложная (производная). Диахроническое (историческое) словообразование изучает историю появления того или иного слова, развитие его структуры и формально-семантических связей между родственными словами. При диахроническом словообразовании для того чтобы установить производность слова и, следовательно, определить, какое из сравниваемых родственных слов послужило базой для образования другого, то есть какое имеет производящую основу, а какое — производную, надо изучить конкретную историю этих слов и выяснить, какое из них более раннее, а какое более позднее, какое из слов исторически образовано от другого. Существует вместе с тем точка зрения, что словообразование всегда диахронно (О. Н. Трубачёв). Однако фактически теория словообразования может предсказывать появление новых слов и условия такого появления, а также выявлять правила, по которым говорящий создает новые производные и сложные слова в синхронии, на данном этапе развития языка.
Словообразование
1) процесс или результат образования новых слов, называемых производными, на базе однокорневых слов или словосочетаний посредством принятых в данном языке формальных способов, которые служат для семантического переосмысления или уточнения исходных единиц, — соединение основ с аффиксами (рус. «стол-ик», «за-столь-н-ый»), соединение нескольких основ (рус. «узкоколейный», «громкоговоритель»; см. Словосложение), перевод основ из одного класса в другой («руль — рулить», «золото — золотой»), чередования в составе основы («глухой — глушь») и др.; вид деривации (порождения) лингвистических единиц, направленный на создание нового однословного наименования, мотивированного смысловой и формальной связанностью с исходной единицей. С. — один из важнейших источников пополнения словарного состава языка (См. Словарный состав языка), один из главных путей образования терминов.
2) Учение о том, «как делаются слова» (Л. В. Щерба), по какой модели они построены и какой единицей мотивированы (словом, словосочетанием); раздел языкознания, изучающий производные как в синхронии (См. Синхрония), так и в диахронии (См. Диахрония), в разных аспектах их возникновения и функционирования, например с точки зрения их продуктивности или непродуктивности, употребительности в разных стилях речи и т. п.
С. считали либо частью лексикологии (См. Лексикология), либо частью грамматики (См. Грамматика) наравне с морфологией (См. Морфология) и Синтаксисом, либо относили к морфологии. Чаще С. рассматривается как самостоятельная лингвистическая (ономасиологическая) дисциплина. С. устанавливает и описывает структуру и значение производных, их компоненты, основные приёмы и средства деривации, модели производных и их классификацию; изучает группировки производных в словообразовательные ряды и гнёзда, словообразовательные значения и категории; выясняет принципы устройства и организации словообразовательной системы в целом. С. в языке противопоставляется словоизменению (См. Словоизменение) и формообразованию (См. Формообразование).
Лит.: Виноградов В. В., Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии, в сборнике: Вопросы теории и истории языка в свете трудов И. В. Сталина по языкознанию, М., 1952; Арутюнова Н. Д., О понятии системы словообразования, «Филологические науки», 1960, № 2; Кубрякова E. C., Что такое словообразование. М., 1965; Общее языкознание, М., 1973; Земская Е. А., Современный русский язык. Словообразование, М., 1973.