Как называется наука изучающая население

Что такое демография: понятие, объект и предмет, методы

Как называется наука изучающая население. картинка Как называется наука изучающая население. Как называется наука изучающая население фото. Как называется наука изучающая население видео. Как называется наука изучающая население смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется наука изучающая население.

Приветствую Вас, друзья!

Демография всегда была одной из важнейших наук. Ещё античные мыслители и философы размышляли о том, как лучше учитывать население, планировать развитие городов и государств, справедливо распределять ресурсы и эффективно собирать налоги. За несколько тысяч лет существования человеческой цивилизации эти вопросы не потеряли актуальности, а вместе с ними актуальной остаётся и данная наука. Сегодня мы подробно разберём что представляет собой демография, что она изучает и какие методы использует, а также выясним, когда появилась и как развивалась данная дисциплина.

Что такое демография?

Демография – это наука, изучающая население и закономерности его воспроизводства. Основной интерес для данной дисциплины представляет динамика численности населения и её взаимосвязь с различными факторами, такими как наличие природных ресурсов, погодные условия и прочее. Также демографией часто называют саму деятельность, связанную со сбором различных демографических данных, необходимых для корректировки социально-экономической политики.

Термин «демография» имеет греческое происхождение. Он образован от слов δῆμος (дэмос – народ) и γράφω (графо – пишу, записываю). Таким образом, данный термин подразумевает запись информации о населении и его численности. При этом слово γράφω обозначает действие, происходящее прямо сейчас, подчеркивая, что демография изучает динамические процессы, происходящие в данный момент времени.

Демография изучает рождаемость и смертность, пытается понять, какими факторами обусловлены данные показатели и как они связаны между собой. Также она исследует структуру населения и то, как эта структура меняется с течением времени под влиянием различных факторов. Сегодня эта наука имеет важное практическое значение – она позволяет обнаруживать закономерности, основываясь на собранных и проанализированных данных, и использовать их для предсказания развития демографической ситуации в ближайшие десятилетия.

Объект и предмет изучения демографии

Основные характеристики, дающие понимание о том, что изучает какая-либо наука, это объект и предмет науки. Если кратко охарактеризовать эти понятия, то объект — это область изучения данной науки, а предмет — это та сторона исследуемого объекта, которая нас интересует. Таким образом, предмет — это часть объекта. Теперь рассмотрим объект и предмет демографии.

Объект изучения демографии – это население, проживающее на определенной территории. Данная научная дисциплина изучает все характеристики населения, такие как соотношение различных возрастных групп, соотношение полов в этих возрастных группах, семейное положение, количество детей в семье и прочее.

Предмет изучения демографии – воспроизводство населения. Демография ищет закономерности данного процесса и строит прогнозы на основании собранной и проанализированной информации. В демографических исследованиях применяется два подхода:

Методы демографического анализа

Методы демографического анализа – это специальные приемы и подходы, используемые демографами при исследовании процессов воспроизводства населения. Существует большое количество методов, которые делятся на четыре группы:

Структура демографии

Современная демография – это комплексная наука, включающая три больших раздела, каждый из которых можно считать самостоятельной научной дисциплиной:

Лучше понять, что такое демография, поможет более подробная классификация, согласно которой данная наука подразделяется на такие области как:

В современном виде демография сформировалась относительно недавно, поэтому её структура сегодня является предметом дискуссии и постоянно меняется, дополняясь новыми разделами, подходами и научными дисциплинами.

История развития демографии

Демография – это одна из первых наук в истории, несмотря на то, что современный вид она приобрела далеко не сразу. В разных формах она возникала во всех древних цивилизациях. Она всегда была необходима как инструмент для учета количества населения, формирования армии, расчёта налогов, планирования экономических и прочих процессов в государстве. Историю развития демографии принято делить на 4 периода.

Период 1: Ранние идеи

Попытки изучать демографические процессы прослеживаются у многих древнекитайских и древнегреческих мыслителей. На государственном уровне также проводились соответствующие исследования. И в Древнем Китае, Риме и Греции вёлся учет населения по полу и возрасту. Многие философы (в частности, Платон и Аристотель) считали, что в будущем количество населения обязательно будет регулироваться искусственно.

Период 2: Формирование демографии в XVII–XVIII веках

Учет населения и его состава проводился многими государствами, но все эти изыскания были далеки от демографии в современном понимании вплоть до середины XVII века. Родоначальником современной демографии считается английский ученый Джон Граунт (1620-1674). В 1662 году он опубликовал большое исследование, основанное на данных из бюллетеней о смертности, которое считается первым демографическим трудом в истории. В рамках данного исследования он изучил большое количество факторов, описав динамику смертности и рождаемости с привязкой к этим факторам.

Автором термина «демография» (а также «крёстным отцом» данной науки) считается французский статистик Ашиль Гияр, опубликовавший в 1855 году книгу «Сравнительная демография». В 1871 году его немецкий коллега Эрнст Энгель предложил другое название – «демология». Несмотря на то, что данный термин более точно отражал характер молодой науки на том этапе развития, он был отвергнут.

В 1798 году английский демограф и экономист Томас Мальтус опубликовал большое теоретическое исследование, в котором описал ряд идей по улучшению жизни населения посредством контроля его численности. Он заметил, что численность населения растёт в геометрической прогрессии, а количество ресурсов – в арифметической. В связи с этим он считал, что благополучное развитие человечества возможно лишь при осуществлении тщательно продуманного контроля за рождаемостью.

Период 3: Развитие демографии в XIX-XX веках

Особенно активно данная научная дисциплина развивалась во второй половине XIX и первой половине XX века. Именно в этот период она стала полностью самостоятельной наукой, развивающейся параллельно в двух направлениях. Первый вектор развития был связан с конкретизацией предмета изучения, а второй – с расширением спектра изучаемых факторов и процессов.

Американский демограф Альфред Лотка разработал математически обоснованную «Теорию стабильного населения», Ричард Пирл сформулировал закон роста населения. Значительное влияние на развитие демографии оказали французский демограф Адольф Ландри и его ученик Альфред Сови. В начале XX века было организовано несколько международных конгрессов, посвященных демографическим вопросам. В Европе было учреждено несколько периодических изданий по данной теме.

Период 4: Современная демография

Современное понимание того, что такое демография, сформировалось во второй половине XX века, и дальнейшее развитие данной научной дисциплины определялось процессами глобализации. В частности, повысился интерес к условиям и факторам, влияющим на временное и постоянное перемещение населения. При этом совершенствовались методы сбора информации, благодаря чему демография получила доступ к большому массиву новых данных.

Интересно, что и в 21 веке демографов больше всего беспокоят вопросы, которыми задавались ещё древние мыслители – оптимальная численность населения и потенциальные проблемы, которые могут возникнуть при её дальнейшем увеличении. Исследователи моделируют рост численности населения планеты и строят гипотезы о том, как скоро исчерпаются природные ресурсы, как этого избежать и что делать, когда это произойдёт.

Источник

Демография

Демогра́фия (др.-греч. δῆμος — народ, др.-греч. γράφω — пишу) — наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических, природных условий, миграции, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дающая рекомендации по их улучшению.

Демографией иногда называют вид практической деятельности по сбору данных, описанию и анализу изменений в численности, составе и воспроизводстве населения.

Демографические исследования служат для разработки демографической политики, планирования трудовых ресурсов и пр.

Содержание

История формирования

История демографической науки долгое время была связана с развитием эмпирической формы познания, ограничиваясь сбором, обработкой и интерпретации данных о населении в соответствии с практическими потребностями. Выполнение этой функции сопровождалось постоянным совершенствованием методов исследования.

Термин «демография» появился в 1855 г. в названии книги французского ученого А. Гийяра [1] «Элементы статистики человека, или Сравнительная демография» (A. Guillard, Eléments de statistique humaine ou Démographie comparée? — 1855). Он рассматривал демографию в широком смысле как «естественную и социальную историю человеческого рода» или более узко как «математическое познание населений, их общего движения, физического, гражданского, интеллектуального и морального состояния».

Официальное признание понятие «демография» получило в наименовании Международного конгресса гигиены и демографии, проходившего в Женеве в 1882 г.

Этапы развития

Корни демографической науки уходят вглубь тысячелетий. Ещё древние испытывали необходимость регистрировать население (табу, детоучет). В Древнем Египте, Библии, Античном мире, Древнем Китае и во времена Средневековья знания и представления о народонаселении формировались бессистемно в общей массе недифференцированных научных знаний: кое-где проводились отдельные попытки регулировать семейное поведение, рождаемость. В тот же период мыслители обратили внимание на взаимосвязь численности населения и его общего развития (Конфуций, Платон, Аристотель).

Конфуций

(около 551—479 гг. до н. э.) осуществил попытку определения идеальной пропорции между количеством обрабатываемой земли и численностью заселения. Поскольку нарушение этой пропорции может привести:

А значит необходимо государственное регулирование роста населения и принятие такой меры, например, как переселение жителей густонаселенных районов в малонаселенные.

Платон

(428—347 гг. до н. э.) в учении об идеальном государстве выдвигал в качестве обязательного условия ограниченное число граждан 5040 человек свободного населения. Предлагал установить определенные нормы брачных отношений, требуя, чтобы мужчины имели детей только в возрасте от 30 до 55 лет. Он писал: « определить число браков мы предоставим правителям, чтобы они по возможности сохраняли постоянное число мужчин, принимая в расчет войны, болезни и т. д., и чтобы государство у нас по возможности не увеличивалось и не уменьшалось».

Аристотель

(384—322 гг. до н. э.) при рассмотрении проблем народонаселения идеальным считал государство с малочисленным свободным населением. Малочисленность граждан способствует возникновению социальной гармонии, которая невозможна при избытке населения. Избыток населения способствует росту числа возмущений и преступлений вследствие того, что часть граждан, не будучи обеспечена землей, впадает в бедность. В отличие от Платона, Аристотель не был сторонником колонизаций как меры регулирования населения, а предлагал, например, узаконить умерщвление больных детей и части «излишних» новорождённых. Ежели правила государства не позволяют этого, то обществу следует установить для каждой семьи число детей, которое она может иметь.

В эпоху феодализма

(может быть, за вычетом позднего средневековья) в странах Европы государственная власть всеми мерами способствовала увеличению населения. Это обусловливалось стремлением власти поддержать и увеличить свою политическую финансовую и военную мощь, состоящую по тем временам в многолюдности страны, в количестве воинов, в размерах налогов, которые могли собрать с населения большей численности. Поэтому и основная идея выражалась в том, что богатство общества и сила государства определяется: численностью населения. Однако подлинное начало формирования демографии как науки со всеми соответствующими атрибутами ориентацией на объективность, нацеленностью на выявление закономерностей, средствами для формирования базы данных (эмпирических фактов), эмпирическими обобщениями, методами исследования и обработки данных, математическими средствами выражения, расчетов и моделирования демографических процессов, — относится ко второй половине 17 в., когда развитие капитализма породило устойчивую потребность в изучении народонаселения. Исторически первым объектом научного изучения в демографии была смертность. Знание порядка вымирания поколения позволяло определить длительность жизни (а при постоянстве чисел рождений — также и численность населения) и рассчитывать при страховании жизни суммы выплат в зависимости от дожития.

Формирование демографических знаний (XVI — начало XIX века)

Рождаются новые цели и задачи: определить динамику численности населения, её зависимость от рождаемости, смертности, структурных и территориальных перемещений. В XVIII веке были предприняты первые попытки наблюдать изменение числа умерших и родившихся и численности населения в отдельных странах.

Родоначальник демографической статистики (политической арифметики) — Дж. Граунт — обратил внимание на многие законы, сделал анализ бюллетеней смертности, построил первую простейшую модель таблицы смертности. В 1693 году Галлей построил полную таблицу смертности для населения города Бреславля (Вроцлав), включил в неё младенческую и детскую смертность.

В конце XVIII — начале XIX века в США были заложены основы современной переписи населения (1790), был налажен текущий учет населения. В России в середине XVIII века М. В. Ломоносов первый обратил внимание на проблемы «сохранения и умножения российского народа».

Возникновение демографической науки (XIX век)

В XIX веке встал вопрос о роли и месте демографии в социально-экономическом развитии. Повышается описательный характер, рассматриваются состав и движение населения. В середине XIX века предпринимаются попытки изучения социальной дифференциации рождаемости и смертности такими учеными, как Г. Ф. Кнапп (Германия), Л. А. Бертильон (Франция).

Выделяются демографическая статистика и демографическая динамика (движение населения).

Утверждение демографической науки (конец XIX — первая половина XX века)

Центральным объектом изучения в демографии становится воспроизводство населения, в связи с чем в ряде стран принимаются различные законы, касающиеся народонаселения. Исследователи второй половины XIX века подходят к трактовке воспроизводства населения как единого взаимосвязанного процесса. В. Борткевич начал, а Р. Бек и Р. Кучинский завершили разработку показателей, характеризующих результат воспроизводственного процесса.

В 20-30-ые годы были сделаны шаги к международному сотрудничеству. Предпринимаются первые попытки вести демографические исследования во взаимосвязи с другими общественными явлениями. Демография утверждается в роли общественной науки.

Современное развитие (середина XX — до сегодняшнего дня)

За последние полвека наблюдается тенденция к повышению внимания к изучению демографии с т.з. экономических и социальных факторов общего развития.

В середине 70-х ООН публикует труд «Детерминанты и последствия демографических тенденций», в котором отмечаются:

В XX столетии становление и развитие демографии нашло отражение в трудах Д. И. Менделеева, К. Германа, П. П. Семёнова-Тяньшанского, А. И. Чупрова. Ю. А. Янсона.

Демография в СССР

После Октябрьской революции вплоть до начала 1930-х годов в СССР велись активные демографические исследования. Были организованы в 1919 г. Демографический институт АН УССР в Киеве, и в 1930 г. Демографический институт АН СССР в Ленинграде. Исследовались проблемы воспроизводства населения: закономерности смертности и рождаемости, причем большое внимание уделялось социальным факторам рождаемости, тенденциям формирования и развития семьи. Развивалась методология демографического прогнозирования. Отечественная демография в этот период связана с именами, С. А. Новосельского, В. В. Паевского, О. А. Квиткина, С. Т. Струмилина, М. В. Птухи. С. А. Томилина и др.

Возрождение отечественной демографии началось в конце 1950-х гг. когда возникла потребность во всестороннем изучении населения. Стали проводиться научные дискуссии, развертывались исследования, выходили публикации, совершенствовалась подготовка кадров. Изучение закономерностей воспроизводства населения, а также взаимосвязи роста населения и социально-экономического развития позволило демографии оформиться в самостоятельную общественную науку. С конца 1950-х до начала 1960-х годов стал очевиден объективный процесс необходимости комплексного изучения широкого круга проблем народонаселения, осуществляемого наряду с демографией целым рядом других наук и научных направлений.

Развитие демографии как науки в этот период в СССР в первую очередь связывается с именами А. Я. Боярского (кафедра статистики МГУ, затем руководство НИИ ЦСУ), А. Г. Волкова (руководство отделом демографии НИИ ЦСУ), Д. И. Валентея (зав. кафедрой народонаселения МГУ), Б. Ц. Урланиса (сектор трудовых ресурсов института экономики АН СССР)

Существенный вклад в разработку теоретических проблем взаимосвязи наук внес коллективный труд под редакцией Д. И. Валентея «Система знаний о народонаселении», изданный в 1976 г. В нём впервые в отечественной научной литературе был сформулирован предмет системы знаний о народонаселении познание закономерностей развития народонаселения, в том числе и демографического воспроизводства. В 1985 под главной редакцией Д. И. Валентея большим коллективом авторов был выпущен Демографический энциклопедический словарь (издательство «Советская энциклопедия», 608 с., ISBN 5-85270-005-3)

Демография в Российской Федерации

В настоящее время центрами изучения демографии в России являются:

Объект демографии как науки

Демография имеет свой четко очерченный объект исследования — население. Демография изучает численность, территориальное размещение и состав населения, закономерности их изменений на основе социальных, экономических, а также биологических и географических факторов.

Единицей совокупности в демографии является человек, который обладает множеством признаков — пол, возраст, семейное положение, образование, род занятий, национальность и т. д. Многие из этих качеств меняются в течение жизни. Поэтому население всегда обладает такими характеристиками, как численность и возрастно-половая структура, семейное состояние. Изменение в жизни каждого человека приводит к изменениям в населении. Эти изменения в совокупности составляют движение населения.

Движение населения

Обычно движение населения подразделяют на три группы:

«Естественная» или «биологическая» сущность народонаселения проявляется в его способности к постоянному самовозобновлению в процессе смены поколений в результате рождений и смертей. И этот непрерывный процесс называется воспроизводством населения.

Анализ демографических процессов

Основными демографическими процессами являются рождаемость, смертность и миграция.

Решение многих демографических задач требует использования системы методов, среди которых основное место занимают статистические(анализ данных) и математические(математические модели) методы анализа, также в последнее время всё чаще применяются социологические методы(субъективные установки). Исследовать закономерности изменения в населении можно только на примере множества лиц. Сбор информации возможен четырьмя способами:

Для изучения демографических процессов используются статистические исследования динамики, индексный, выборочный, балансовый и графический методы. Также широко используется математическое моделирование, абстрактное математическое моделирование, графические, картографические методы. Основным инструментом демографического анализа является описательная статистика населения по полу, возрасту, занятиям, с помощью которой имеется возможность отслеживать показатели естественного движения населения.

Система демографических наук

Демография и другие науки

Развитие народонаселения — закономерный процесс количественных и качественных изменений в населении, которые по мере развития человеческого общества все более усложняются. Однако демографии оказывается недостаточно для объяснения всех изменений, связанных с ним. Остро недостаток стал проявляться во второй половине XX века. А. Сови выдвинул идею о необходимости привлечения других наук к изучению народонаселения. Полное отражение эта идея нашла в разработках центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ под руководством профессора Д. И. Валентая, который предложил комплексный подход — активное привлечение других сопредельных наук. Система знаний о народонаселении постоянно развивается.

Процессу углубления знаний о народонаселении способствует тесная связь с экономической, исторической, социологической наукой, этнографией, географией населения, социальной гигиеной, правоведением. На стыке этих наук стали развиваться такие научные направления, как экономика народонаселения, социология народонаселения, генетика народонаселения и ряд других. Связь между науками, изучающими население, позволяет им, находясь в системе экономических, социологических, географических и других наук, одновременно быть частью системы научных знаний о народонаселении, имеющей общий объект исследований и основанной на единых, объединяющих их принципах познания. Сопредельные науки присущими им методами изучают законы функционирования и развития народонаселения.

Как называется наука изучающая население. картинка Как называется наука изучающая население. Как называется наука изучающая население фото. Как называется наука изучающая население видео. Как называется наука изучающая население смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется наука изучающая население.

Демография взаимодействует с другими науками, широко используя их методологические подходы, методы, добытые ими знания. В то же время демография внутри себя разделилась на целый ряд специализированных отраслей и даже наук. Так появляется идея системы знаний о народонаселении: ядро — именно демография, предмет — воспроизводство населения, а другие, входящие в эту систему науки имеют своим предметом законы и закономерности других специфических сторон и аспектов развития населения.

Источник

Демография

Демогра́фия (греч. demos — народ, grapho — пишу) — наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических, природных условий, миграции, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений.

Содержание

История формирования

История демографической науки долгое время была связана с развитием эмпирической формой познания, ограничиваясь сбором, обработкой и интерпретации данных о населении в соответствии с практическими потребностями. Выполнение этой функции сопровождалось постоянным совершенствованием методов исследования.

Термин «демография» появился в 1855 г. в названии книги французского ученого А. Гийяра «Элементы статистики человека, или Сравнительная демография» (A. Guillard, Eléments de statistique humaine ou Démographie comparée? — 1855). Он рассматривал демографию в широком смысле как «естественную и социальную историю человеческого рода» или более узко как «математическое познание населений, их общего движения, физического, гражданского, интеллектуального и морального состояния».

Официальное признание понятие «демография» получило в наименовании Международного конгресса гигиены и демографии, проходившего в Женеве в 1882 г.

Этапы развития

Формирование демографических знаний (XVI — начало XIX века)

Возникновение демографической науки (XIX век)

В XIX веке встал вопрос о роли и месте демографии в социально-экономическом развитии. Повышается описательный характер, рассматриваются состав и движение населения. В середине XIX века предпринимаются попытки изучения социальной дифференциации рождаемости и смертности такими учеными, как Г. Ф. Кнапп (Германия), Л. А. Бертильон (Франция).

Выделяются демографическая статистика и демографическая динамика (движение населения).

Утверждение демографической науки (конец XIX — первая половина XX века)

Центральным объектом изучения в демографии становится воспроизводство населения, в связи с чем в ряде стран принимаются различные законы, касающиеся народонаселения. Исследователи второй половины XIX века подходят к трактовке воспроизводства населения как единого взаимосвязанного процесса. В. Борткевич начал, а Р. Бек и Р. Кучинский завершили разработку показателей, характеризующих результат воспроизводственного процесса.

В 20-30-ые годы были сделаны шаги к международному сотрудничеству. Предпринимаются первые попытки вести демографические исследования во взаимосвязи с другими общественными явлениями. Демография утверждается в роли общественной науки.

Современное развитие (середина XX — до сегодняшнего дня)

За последние полвека наблюдается тенденция к повышению внимания к изучению демографии с т.з. экономических и социальных факторов общего развития.

В середине 70-ых ООН публикует труд «Детерминанты и последствия демографических тенденций», в котором отмечаются:

В XX столетии становление и развитие демографии нашло отражение в трудах К. Германа, П. Семенова-Тяньшаньского, А. И. Чупрова. Ю. А. Янсона.

Отечественная демография

Возрождение отечественной демографии началось лишь в конце 1950-х гг. когда возникла потребность во всестороннем изучении населения. Стали проводиться научные дискуссии, развертывались исследования, выходили публикации, совершенствовалась подготовка кадров. Изучение закономерностей воспроизводства населения, а также взаимосвязи роста населения и социально-экономического развития позволило демографии оформиться в самостоятельную общественную науку. С конца 1950-х до начала 1960-х годов стал очевиден объективный процесс необходимости комплексного изучения широкого круга проблем народонаселения, осуществляемого наряду с демографией целым рядом других наук и научных направлений.

Огромный вклад в разработку теоретических проблем взаимосвязи наук внес коллективный труд под редакцией Д. И. Валентея «Система знаний о народонаселении», изданный в 1976 г. В нем впервые был сформулирован предмет системы знаний о народонаселении познание закономерностей развития народонаселения, в том числе и демографического воспроизводства.

В настоящее время крупными центрами изучения демографии в России являются центр по изучению проблем народонаселения при экономическом факультете МГУ, институт социально-экономических проблем народонаселения РАН и другие.

Предмет демографии как науки

Единицей совокупности в демографии является человек, который обладает множеством признаков — пол, возраст, семейное положение, образование, род занятий, национальность и т. д. Многие из этих качеств меняются в течение жизни. Поэтому население всегда обладает такими характеристиками, как численность и возрастно-половая структура, семейное состояние. Изменение в жизни каждого человека приводит к изменениям в населении. Эти изменения в совокупности составляют движение населения.

Движение населения

Обычно движение населения подразделяют на три группы:

Это совокупность всех территориальных перемещений населения, которые в конечном счете определяют характер расселения, плотности, сезонную и маятниковую подвижность населения.

Переходы людей из одних социальных групп в другие. Этот вид движения определяет воспроизводство социальных структур населения. И именно эта взаимосвязь воспроизводства населения и изменений в социальной структуре изучается демографией.

«Естественная» или «биологическая» сущность народонаселения проявляется в его способности к постоянному самовозобновлению в процессе смены поколений в результате рождений и смертей. И этот непрерывный процесс называется воспроизводством населения.

Анализ демографических процессов

Решение многих демографических задач требует использования системы методов, среди которых основное место занимают статистические и математические методы анализа. Исследовать закономерности изменения в населении можно только на примере множества лиц. Процесс сбора информации о населении слагается из трех источников: переписи населения, текущий учет естественного движения населения, миграция населения.

Система демографических наук

Демография и другие науки

Развитие народонаселения — закономерный процесс количественных и качественных изменений в населении, которые по мере развития человеческого общества все более усложняются. Однако демографии оказывается недостаточно для объяснения всех изменений, связанных с ним. Остро недостаток стал проявляться во второй половине XX века. А. Сови выдвинул идею о необходимости привлечения других наук к изучению народонаселения. Полное отражение эта идея нашла в разработках центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ под руководством профессора Д. И. Валентая, который предложил комплексный подход — активное привлечение других сопредельных наук. Система знаний о народонаселении постоянно развивается.

Демография взаимодействует с другими науками, широко используя их методологические подходы, методы, добытые ими знания. В то же время демография внутри себя разделилась на целый ряд специализированных отраслей и даже наук. Так появляется идея системы знаний о народонаселении: ядро — именно демография, предмет — воспроизводство населения, а другие, входящие в эту систему науки имеют своим предметом законы и закономерности других специфических сторон и аспектов развития населения.

Литература

См. также

Ссылки

ast:Demografía be:Дэмаграфія bg:Демография br:Poblañsouriezh ca:Demografia cs:Demografie da:Demografi de:Demografie en:Demography es:Demografía et:Demograafia eu:Demografia fr:Démographie he:דמוגרפיה hr:Demografija hu:Demográfia id:Demografi it:Demografia ja:人口統計学 mg:Demografy nl:Demografie no:Demografi pl:Demografia pt:Demografia qu:Runayupay ro:Demografie sh:Demografija sk:Demografia sq:Demografia sr:Демографија su:Démografi sv:Demografi tr:Demografi uk:Демографія vec:Demografía yi:דעמאגראפיע zh:人口学

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *