Как называется наскальная живопись первобытных
Виды и особенности искусства первобытного общества. Наскальная живопись. Древние петроглифы
Более трех миллионов лет назад начался процесс формирования современного вида людей. Стоянки первобытного человека найдены в самых разных странах мира. Наши древние предки, осваивающие новые территории, сталкивались с незнакомыми явлениями природы и формировали первые очаги первобытной культуры.
Среди древних охотников выделялись люди с незаурядными художественными талантами, которые оставили множество выразительных произведений. В рисунках, сделанных на стенах пещер, не найти исправлений, поскольку у уникальных мастеров была очень твердая рука.
Первобытное мышление
Проблема происхождения первобытного искусства, отражающего образ жизни древних охотников, волнует умы ученых на протяжении нескольких веков. Несмотря на свою простоту, оно имеет огромное значение в истории человечества. В нем отражаются религиозная и социальная сферы жизни того общества. Сознание первобытных людей представляет собой очень сложное переплетение двух начал – иллюзорного и реалистического. Считается, что такое сочетание как раз и оказало на характер творческой деятельности первых художников решающее воздействие.
В отличие от современного, искусство прошлых эпох всегда связано с обыденными сторонами жизни человека и кажется более земным. Оно в полной мере отражает первобытное мышление, которое не всегда имеет реалистическую окраску. И дело тут не в низком уровне мастерства художников, а в особых целях их творчества.
Возникновение искусства
В середине XIX века археолог Э. Ларте обнаружил в пещере Ла Мадлен изображение мамонта. Так, впервые была доказана причастность охотников к живописи. В результате открытий установлено, что памятники искусства появились намного позднее, чем орудия труда.
Представители homo sapiens изготовляли каменные ножи, наконечники для копий, и такая техника передавалась из поколения в поколение. Позднее люди использовали кости, дерево, камень и глину для создания своих первых произведений. Получается, что первобытное искусство возникло тогда, когда у человека появилось свободное время. Когда проблема выживания была решена, люди стали оставлять огромное количество однотипных памятников.
Виды искусства
Первобытное искусство, появившееся в эпоху позднего палеолита (более 33 тысяч лет назад), развивалось по нескольким направлениям. Первое представлено наскальными рисунками и мегалитами, а второе – мелкой скульптурой и резьбой по кости, камню и дереву. К сожалению, деревянные артефакты встречаются крайне редко в археологических раскопках. Однако дошедшие до нас созданные человеком объекты очень выразительны и молчаливо повествуют о мастерстве древних охотников.
Надо признать, что в сознании предков искусство не выделялось в отдельную сферу деятельности, а способности к созданию изображений были отнюдь не у всех людей. Художники той эпохи обладали настолько мощным талантом, что он сам вырывался, выплескивая на стены и свод пещеры яркие и выразительные образы, которые переполняли сознание человека.
Выдающиеся памятники палеолита
Древнекаменный век (палеолит) представляет собой самый ранний, но продолжительный период, в конце которого и появились все виды искусства, которому свойственны внешняя простота и реалистичность. Люди не связывали происходящие события с природой или собой, не чувствовали пространства.
Самыми выдающимися памятниками палеолита считаются рисунки на стенах пещер, которые признаны первым видом первобытного искусства. Они очень примитивны и представляют собой волнистые линии, отпечатки человеческих рук, изображения голов животных. Это явные попытки почувствовать себя частью мира и первые проблески сознания у наших предков.
Росписи на скалах выполнялись резцом по камню или краской (красной охрой, черным углем, белой известью). Ученые утверждают, что вместе с зародившимся искусством возникли и первые зачатки первобытного социума (общества).
В эпоху палеолита развивается резьба по камню, дереву и кости. Найденные археологами фигурки животных и птиц отличаются точным воспроизведением всех объемов. Исследователи заявляют, что они создавались как амулеты-обереги, которые защищали жителей пещер от злых духов. Древнейшие шедевры имели магическое значение и ориентировали человека в природе.
Разные задачи, стоявшие перед художниками
Главная черта первобытного искусства в эпоху палеолита – его примитивизм. Древние люди не знали, как передать пространство и наделить природные явления человеческими качествами. Визуальный образ животных изначально был представлен схематическим, почти условным, изображением. И только через несколько веков появляются красочные образы, достоверно показывающие все детали внешнего облика диких зверей. Ученые полагают, что это связано не уровнем мастерства первых художников, а с различными задачами, которые ставились перед ними.
Контурные примитивные рисунки использовались в ритуалах, создавались для магических целей. А вот подробные, очень точные образы появляются в период, когда животные превращаются в объект почитания, а древние люди таким образом подчеркивают свою мистическую связь с ними.
Расцвет искусства
По мнению археологов, высший расцвет искусства первобытного общества приходится на мадленский период (25-12 тысяч лет до нашей эры). В это время животные изображаются в движении, а простой контурный рисунок принимает объемные формы.
Духовные силы охотников, до мельчайших тонкостей изучивших повадки хищников, направлены на то, чтобы постичь законы природы. Древние художники убедительно рисуют изображения зверей, а вот сам человек не пользуется особым вниманием в искусстве. Кроме того, ни одного изображения пейзажа так и не было обнаружено. Считается, что природой древние охотники просто восхищались, а хищников боялись и поклонялись им.
Самые известные образцы наскальной живописи этого периода найдены в пещерах Ласко (Франция), Альтамиры (Испания), Шульган-Таше (Урал).
«Сикстинская капелла каменного века»
Любопытно, что еще в середине XIX столетия пещерная живопись не была известна ученым. И только в 1877 году известный археолог, попавший в Альмамирскую пещеру, обнаружил наскальные рисунки, впоследствии включенные в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Подземный грот неслучайно получил название «Сикстинской капеллы каменного века». В наскальной живописи видна уверенная рука древних художников, делавших очертания животных без всяких поправок, едиными линиями. При свете факела, рождающего потрясающую игру теней, кажется, что объемные изображения движутся.
Позднее во Франции были найдены более ста подземных гротов со следами пребывания первобытных людей.
В Каповой пещере (Шульган-Таш), расположенной на Южном Урале, изображения животных найдены сравнительно недавно – в 1959 году. 14 силуэтных и контурных рисунков зверей выполнены красной охрой. Кроме того, обнаружены и различные геометрические знаки.
Первые человекообразные изображения
Одной из основных тем первобытного искусства является образ женщины. Он был вызван особой спецификой мышления древних людей. Рисункам приписывалась магическая сила. Найденные фигурки обнаженных и одетых женщин свидетельствуют об очень высоком уровне мастерства древних охотников и передают главную идею образа – хранительницы домашнего очага.
Это фигурки очень полных женщин, так называемых венер. Такие скульптуры –первые человекообразные изображения, символизирующие плодородие и материнство.
Изменения, происходившие в эпохи мезолита и неолита
В эпоху мезолита первобытное искусство претерпевает изменения. Наскальные рисунки представляют собой многофигурные композиции, на которых можно проследить различные эпизоды из жизни людей. Чаще всего изображаются сцены сражений и охоты.
Но главные изменения в первобытном обществе происходят в период неолита. Человек учится строить новые типы жилища и возводит сооружения на сваях из кирпича. Главной темой искусства становится деятельность коллектива, а изобразительное творчество представлено наскальными рисунками, каменной, керамической и деревянной скульптурой, глиняной пластикой.
Древние петроглифы
Нельзя не упомянуть многосюжетные и многофигурные композиции, в которых основное внимание уделяется животному и человеку. Петроглифы (наскальные изображения, которые выбиты или нанесены краской), нанесенные в укромных местах, привлекают к себе внимание ученых со всего мира. Одни специалисты полагают, что они представляют собой обычные зарисовки бытовых сцен. А другие видят в них некую письменность, которая основана на символах и знаках, и свидетельствует о духовном наследии наших предков.
В России петроглифы получили название «писаниц», и чаще всего их находят не в пещерах, а на открытой местности. Выполненные охрой, они прекрасно сохранились, поскольку краска отлично впитывается в скальные породы. Тематика рисунков очень широка и разнообразна: героями выступают звери, символы, знаки и люди. Даже найдены схематические изображения звезд солнечной системы. Несмотря на весьма почтенный возраст, петроглифы, выполненные в реалистической манере, говорят о большом мастерстве наносивших их людей.
И сейчас продолжаются исследования, позволяющие приблизиться к расшифровке уникальных посланий, которые оставлены нашими далекими предками.
Бронзовый век
В эпоху бронзового века, с которой связаны главные вехи в истории первобытного искусства и человечества в целом, появляются новые технические изобретения, происходит освоение металла, люди занимаются земледелием и скотоводством.
Тематика искусства обогащается новыми сюжетами, возрастает роль образной символики, распространяется геометрический орнамент. Можно увидеть сцены, которые связаны с мифологией, а изображения становятся особой знаковой системой, понятной некоторым группам населения. Появляется зооморфная и атропоморфная скульптура, а также таинственные сооружения – мегалиты.
Символы, с помощью которых передаются самые разные понятия и чувства, несут большую эстетическую нагрузку.
Заключение
На самых ранних этапах своего развития искусство не выделяется в самостоятельную сферу духовной жизни человека. В первобытном обществе существует только безымянное творчество, тесно переплетенное с древними верованиями. Оно отражало представления древних «художников» о природе, окружающем мире, и благодаря ему происходило общение людей друг с другом.
Если говорить об особенностях первобытного искусства, то нельзя не упомянуть, что оно всегда было связано с трудовой деятельностью людей. Только труд позволил древним мастерам творить настоящие произведения, которые волнуют потомков яркой выразительностью художественных образов. Первобытный человек расширял свои представления об окружающем мире, обогащая свой духовный мир. В ходе трудовой деятельности у людей развивались эстетические чувства и происходило понимание прекрасного. С самого момента зарождения искусство имело магический смысл, а позднее существовало с другими формами не только духовной, но и материальной деятельности.
Когда человек научился создавать изображения, он обрел власть над временем. Поэтому без преувеличения можно сказать, что обращение древних людей к искусству является одним из самых важных событий в истории человечества.
Наскальные рисунки древних людей
Задолго до изобретения письменности люди начали искать способы передачи своего видения мира. Рассказывать о переживаниях, привлекать удачу в охоте, делиться сценами из жизни они стали с помощью петроглифов. Так называют наскальные рисунки древних людей, которые выбивали на камнях или наносили краской начиная с эпохи палеолита. Название происходит от двух древнегреческих слов: πέτρος — камень и γλυφή — резьба.
Наскальная живопись первобытных людей найдена по всему земному шару – в 120 странах обнаружено более 35 миллионов петроглифов. Археологические открытия сделаны в Испании, Италии, Германии, Англии, Алжире. В России древние рисунки можно увидеть в Карелии, Мурманской и Воронежской областях, Башкирии, Хакасии (Боярская и Сулекская писаницы). Исследования продолжаются и в наши дни, а уже обнаруженные петроглифы до сих пор хранят немало тайн.
Первые наскальные рисунки
Настоящей сенсацией в научном мире стало открытие древней живописи в пещере Гибралтара. По оценкам ученых, найденные тут изображения сделаны около 40 тысяч лет назад. Это значит, что наши представления о древнем человеке ошибочны – неадертальцы не были примитивными дикарями. Наши далекие предки нашли способ передавать свое восприятие мира, нанося рисунки на скалы.
Первым петроглифы нашел Марселино де Саутуола. В 1879 году вместе с дочкой они исследовали пещеру Альтамира в Испании. Археолог-любитель обнаружил внутри то, что взбудоражило ученых всего мира – рисунки, выполненные в эпоху палеолита. Находка настолько шокировала исследователей, что они сочли древнюю живопись фальсификацией. Однако скоро научному сообществу пришлось взять свои слова обратно и отказаться от обвинений – петроглифы были обнаружены в пещерах других стран.
О чем говорят наскальные рисунки
Изучение петроглифов помогает больше узнать о мире прошлого. Петроглифы – это древние наскальные изображения, уникальные источники информации для научных дисциплин от антропологии до зоологии. Наскальные рисунки первобытных людей говорят о тяге человека к творчеству. С их помощью ученые больше узнают о культуре и быте наших предков, а иногда даже знакомятся с историей местности, где были нанесены рисунки.
Одна из главных археологических достопримечательностей Северной Африки находится в Сахаре. В 1933 году на скалах и в пещерах в Тассилин-Аджере и Акакусе обнаружены петроглифы, которые помогли лучше узнать о прошлом пустыни. Как выяснилось, в эпоху неолита тут был совершенно другой климат и богатая экосистема. Наскальные изображения помогли установить примерные сроки появления новых видов животных – например, верблюдов.
Ученые сравнивают петроглифы с рассказами, с помощью которых древние художники передавали свое видение мира, делились новостями. Важно понимать, что это не рисунки с натуры, а сцены из жизни, переработанные сознанием человека, что они неразрывно связаны с верованиями и обрядами. Исследователи предполагают, что таким искусством наши предки пытались привлечь удачу перед охотой или рыбалкой, задобрить духов, предупредить соплеменников об опасности.
Чаще всего изображали животных: оленей, лошадей, кабанов, лисиц. С помощью наскальных рисунков можно познакомиться с видами, которые в наши дни уже не существуют, например, мамонтами и саблезубыми тиграми. Художники эпохи неолита делились сценами из повседневной жизни. Их мысли занимала охота, сражения и обряды. Примечательно, что чем древнее рисунки, тем тщательнее они выполнены. Поздние петроглифы аккуратностью исполнения не отличаются, нередко они даже не завершены. После изобретения бумаги необходимость высекать изображения отпала.
Техника выполнения и материалы
Каждый древнейший памятник живописи особенный. Способы нанесения рисунков, инструменты и краски, выбранные для творчества объекты – все это серьезно различается.
Художники древности использовали для выдалбливания изображений твердые и острые предметы. Во время раскопок археологи находят разные инструменты. Например, на стоянке древних людей Ле Рок де Сер обнаружен каменный резец. Им делали прорези, в которые потом наносили специальную краску.
Древний человек постепенно оттачивал мастерство, пробуя все новые способы и техники. В эпоху палеолита начали использовать штриховку и комбинированную роспись.
Краска древнего человека – охра разных оттенков, марганцевая руда и древесный уголь. Древние художники также использовали мел. Самый, пожалуй, необычный компонент по современным меркам – гуано летучих мышей. Все ингредиенты тщательно растирали камнями, а затем к полученному порошку добавляли животный жир и тщательно перемешивали. Для хранения использовали полые части костей.
После того, как краску заливали внутрь, необычный тюбик «закрывали» – кости с двух сторон запечатывали с помощью затвердевшего жира. Наносили изображения острыми палочками с расщепленными концами. Прообраз современной кисти – кость, к которой прикреплен маленький кусочек шерсти. Обычно сначала выводили контур, а потом закрашивали изображение. Древние художники не останавливались на достигнутом, постоянно экспериментировали и изобретали все новые способы. Например, разбрызгивали краску через тростинку.
Художники древности не уделяли должного внимания композиции и пропорциям тела. Некоторые животные непропорционально большие по сравнению с другими, некоторые – напротив крошечные. Однако все это скорее особенность, чем недостаток. Наши предки нередко создавали детальные и мастерски выполненные объемные изображения, используя рельеф скал для большей выразительности. Воображению, таланту и изобретательности древнего человека можно только позавидовать.
Знаменитые наскальные рисунки
Один из самых известных памятников археологии находится в Испании. Пещера Альтамира, в которой можно увидеть объемные изображения животных, в наши дни закрыта для посещения туристами. Это вовсе не прихоть ученых, а необходимость. Все дело в том, что изображения на сводах пещеры нанесены растительными красками, на которые оказывают губительное воздействие разные неблагоприятные факторы.
Туристы со всего мира стремились увидеть своими глазами древнюю живопись. Это не лучшим образом сказалось на влажности и температуре внутри пещеры. Рисунки покрылись плесенью. Власти Испании сначала ограничили посещение объекта, а затем и вовсе его закрыли. Однако все желающие познакомиться с петроглифами Альтамиры могут побывать в музее, расположенном недалеко от пещеры.
В разных уголках нашей страны от Красноярского края до Карелии обнаружено немало мест с наскальной живописью. В России петроглифы называют обычно «писаницы». Древние художники не всегда творили в пещерах, излюбленные места – под открытым небом, например, на скалистых берегах рек и озер. Предполагают, что такие места имели для наших предков сакральное значение, рядом с ними проводили обряды и ритуалы.
С каждым годом интерес к древней живописи растет. Все больше туристов хотят прикоснуться к миру прошлого, полному тайн и загадок. В России можно познакомиться с Беломорскими петроглифами, наскальной живописью Каповой пещеры, Шалаболинской писаницей, петроглифами Канозера и другими памятниками археологии. Не все рисунки можно хорошо рассмотреть в наши дни из-за разрушительного воздействия неблагоприятных факторов. Однако работа по сохранению наскальной живописи и ее изучению ведется непрерывно.
Петроглифы — писаницы или наскальные изображения
Петроглифы (писаницы или наскальные изображения) — это нарисованные краской или выбитые изображения на каменной основе (от др.-греч. πέτρος — камень и γλυφή — резьба). Могут иметь самую разную тематику — ритуальную, мемориальную, знаковую.
Также петроглифами называют все изображения на камне древнейших времён, с палеолита вплоть до Средневековья, за исключением тех, в которых достоверно присутствует хорошо разработанная система письменных знаков. Абсолютно однозначного определения не существует. Петроглифами называют как первобытные пещерные наскальные живописные рисунки, так и более поздние рисунки и гравировки, например, на специально установленных камнях, мегалитах или на скалах.
Доисторическая наскальная живопись (40 000-10 000 лет до н. э.)
Что такое наскальная живопись? Определение, характеристики
В доисторическом искусстве термин «наскальная живопись» охватывает любое теменное искусство, которое включает нанесение цветных пигментов на стены, полы или потолки древних скальных убежищ. Монохромная пещерная живопись — это живопись, выполненная только одним цветом (обычно черным). Многоцветная наскальная живопись состоит из двух или более цветов, примером чему служат великолепные разноцветные изображения бизонов на потолке в Альтамире или великолепные зубры в Камере Быков в Ласко. Напротив, термин «наскальный рисунок» относится (строго говоря) только к выгравированному рисунку, то есть рисунку, сделанному путем вырезания линий на поверхности скалы кремневым или каменным инструментом, а не путем рисования линий углем или марганцем.
Происхождение и история
В настоящее время у нас нет четкого представления о том, когда впервые появилась наскальная живопись. Одна из теорий связывает эволюцию искусства каменного века с появлением анатомически современных людей в Европе в период верхнего палеолита. Согласно этой теории, развитие пещерного искусства совпало с вытеснением неандертальца анатомически современным человеком, начиная примерно с 40 000 года до нашей эры. Действительно, примерно с этой даты в пещерах и скальных укрытиях по всему миру, но особенно во Франко-Кантабрийском регионе, начали появляться самые ранние наскальные рисунки. На первом месте стоит живопись, за ней следует передвижное искусство, примером которого являются переносные статуэтки Венеры, такие как Венера из Хохле-Фельса (38-33 000 лет до н. э.).
Венера из Хохле-Фельса (38-33 000 лет до н. э.)
Вообще говоря, техника и материалы для наскальной живописи совершенствовались по всем направлениям, столетие за столетием. Таким образом, мы видим, как монохромные картины ориньякской культуры (40-25 000 лет до н.э.) уступают место полихромному искусству граветта (25-20 000 лет до н.э.), что приводит к апогею наскальной живописи, которая, как традиционно считается, происходит в эпоху Магдалины (около 15-10 000 лет до н. э.) в Ласко, Альтамире, Фон де Гом и Ле Комбарель. В конце Магдалины закончился ледниковый период, и период глобального потепления привел к уничтожению среды обитания магдалинийских северных оленей, а также их культуры и пещерного искусства. Подробнее об эволюции наскальной живописи и о том, как она вписывается в культуру каменного века.
Большинство доисторических наскальных рисунков были фигуративными, и 99 процентов из них были изображениями животных. Сначала художники каменного века рисовали хищных животных (львов, носорогов, саблезубых кошек, медведей) почти так же часто, как и охотничьих животных, таких как бизон и северный олень, но начиная с солютрейской эпохи в изображениях преобладали охотничьи животные. Изображения людей были исключительно редким явлением и обычно были сильно стилизованы и гораздо менее натуралистичны, чем изображения животных. Абстрактные изображения (знаки, символы и другие геометрические знаки) также были распространены и фактически представляют собой древнейший тип палеолитического искусства, найденный в пещерах позднего каменного века, как показывают недавние результаты датировки картин в Эль-Кастильо и Альтамире.
В дополнение к рисункам и абстрактным изображениям, доисторические пещеры также сильно украшены раскрашенными вручную трафаретами наскальных рисунков, большинство из которых, согласно недавним исследованиям декана Сноу из Университета штата Пенсильвания, были сделаны женщинами, но также участвовали мужчины и дети. Одними из лучших примеров этой формы живописи являются Ручные трафареты пещеры Гаргас (Верхняя Гаронна), Панель ручных трафаретов в Шове (Ардеш) и гравюры по всей Куэва-де-лас-Манос (Пещера Рук) в Аргентине.
Наскальная живопись в три этапа
Как правило, полихромная пещерная живопись создавалась в три основных этапа, которые могли существенно различаться в зависимости от опыта и культурной зрелости художника, характера и контуров поверхности скалы, силы и типа света, а также доступного сырья. Сфотографируйте, например, бизона. Во-первых, контур и основные черты животного рисуются на стене пещеры либо путем заострения поверхности скалы заостренным камнем, либо путем нанесения черного контура с помощью древесного угля или марганца. Во-вторых, завершенный рисунок животного будет окрашен или заполнен красной охрой или другими пигментами. В-третьих, края тела животного будут затенены черным или другим пигментом, чтобы увеличить его трехмерность. В качестве альтернативы, в зависимости от того, делал ли это необходимым контур стены пещеры, для увеличения объема и рельефа применялась дополнительная гравировка или даже скульптура.
Полихромная пещерная живопись
Где находится большинство наскальных рисунков?
Наиболее впечатляющие образцы этого наскального искусства были обнаружены на юго-западе Франции и севере Испании — поэтому его иногда называют франко-кантабрийским наскальным искусством — где археологи обнаружили около 350 пещер, содержащих произведения искусства верхнего палеолита. Самые большие скопления пещер находятся в Дордони (Ласко, Куссак, Лоссель, Фон-де-Гом, Ле-Комбарель, Руффиньяк) и вокруг Монте-Кастильо в районе Пуэнте-Вьесго, Кантабрия, но другие великолепно украшенные пещеры были найдены в разных частях мира, включая Южную Африку, Аргентину, Индию, Китай, Австралию и другие.
Какие самые древние наскальные рисунки?
В настоящее время самое раннее искусство в доисторических пещерах, даты происхождения которого были подтверждены радиоуглеродным датированием, состоит из абстрактных знаков, а именно красной точки и отпечатка руки, найденных среди наскальных рисунков Эль-Кастильо в Кантабрии, Испания. Эти изображения датируются по меньшей мере 39 000 годом до н.э. и 35 500 годом до н.э. соответственно, что делает их древнейшим произведением искусства такого типа из пещеры в Европе.
Однако в 2014 году в Индонезии, на другом конце света, археологи использовали методы уран-ториевого датирования, чтобы датировать ручные трафареты среди изображений, найденных в пещере Леанг Тимпусенг, Сулавеси, 37 900 годом до нашей эры. (Рисунки животных на этом месте были датированы 33 400 годом до н.э.) Далее по возрасту идут изображения пещеры Фумане (около 35 000 лет до н. э.), затем два символа в форме ключа, найденные в Альтамире, датированные 34 000 годом до н. э. Следующие по древности картины находятся в пещере Шове, расположенной в регионе Ардеш во Франции. Они были обнаружены в 1994 году и датируются 30 000 годом до нашей эры. Наиболее продуктивными периодами пещерного искусства были граветтская и магдаленская культуры, датируемые 25 000-200 000 годами до н.э. и 15 000-10000 годами до н. э. соответственно.
Примечание: Многие пещеры содержат свидетельства повторяющейся живописи, иногда растянувшейся на десятки тысяч лет. Поэтому некоторые из этих «пещерных студий» могут оказаться старше, чем первоначально предполагалось. Это именно то, что произошло в Альтамире, где основная часть произведений искусства относится к периоду Магдалины (около 15 000 лет до н. э.), но недавние тесты показали, что одно конкретное абстрактное изображение относится к ориньякской эпохе около 34 000 лет до н. э.
Какие картины рисовались в доисторических пещерах?
Художники каменного века создавали разнообразные фигуративные и абстрактные изображения. На натуралистических картинах в основном изображены сцены охоты или изображения животных — обычно бизонов, лошадей, северных оленей, крупного рогатого скота, зубров и мамонтов, хотя было изображено множество других существ, таких как: львы, овцебыки, ослы, сайгаки, серны, волки, лисы, зайцы, выдры, гиены, тюлени, рыбы, рептилии, птицы и другие существа. Но в доисторическом искусстве нет пейзажной живописи или даже каких-либо изображенных элементов пейзажа, таких как горы или реки. Изображения людей появляются очень редко: даже тогда они похожи на людей, а не на реальных людей. Хорошими примерами являются: «раненые» в Куньяке; картина человека с птичьей головой в «Шахте мертвеца» в Ласко; и гравированная картина «Колдун» в пещере Труа-Фрер.
Как уже упоминалось, абстрактное искусство также распространено. Стены пещеры изобилуют множеством точек, линий, знаков и символов. Например, исследователи из Университета Виктории на острове Ванкувер выявили более 20 знаков, нарисованных в одном стиле, которые снова и снова появляются в разных убежищах. Некоторые из них сделаны простыми мазками кисти, такими как круги, полукруги, треугольники и прямые линии; другие немного сложнее. В дополнение к только что упомянутым, они включают в себя: авиформы, клавиформы, сердечные формы, перекрестия, крестообразные, непонятые формы, отрицательные стрелки, открытые углы, овалы, пектиформы, пенниформы, положительные стрелки, четырехугольники, пениформы, скаляриформы, змеевидные формы, спирали, тектиформы, зигзаги и другие.
Какие методы живописи использовали художники каменного века?
Используя морские раковины в качестве контейнеров для краски и работая при лучинах или иногда при слабом солнечном свете, доисторические художники использовали самые разнообразные методы живописи. Сначала они рисовали пальцами, а затем переключились на комковатые пигментные мелки, подушечки из мха или кисти из шерсти животных или растительного волокна. Они также использовали более сложные методы окраски распылением с использованием тростника или специально выдолбленных костей. В пещере Альтамира была найдена выдолбленная кость птицы, окрашенная красной охрой, датируемая примерно 16 000 годом до н.э., что свидетельствует о том, что к этой дате солютреано-магдаленские художники, должно быть, были искусны в рисовании распылением. Художники каменного века также использовали технику ракурса и светотени. Каждая эпоха вводила новые методы наскальной живописи, и пещеры, украшенные на протяжении многих поколений, демонстрируют множество стилей — например, в пещере Ласко археологи выявили более дюжины различных стилей живописи.
Наскальная живопись пещеры Ласко
Как доисторические художники делали краски?
Все цветные пигменты, используемые в наскальной живописи, были получены из местных источников, в основном из минеральных источников, найденных в земле. Художники каменного века использовали несколько различных комбинаций материалов для изготовления цветных красок. Глиняная охра давала три основных цвета: многочисленные разновидности красного, плюс желтый и коричневый. Для черного цвета художники использовали либо диоксид марганца, либо древесный уголь. После измельчения пигментов в мелкий порошок художники смешивали порошок с пещерной водой (обычно с высоким содержанием карбоната кальция), животными жирами, овощным соком, кровью или мочой, чтобы помочь ему прилипнуть к поверхности камня.
Они также использовали расширители, такие как биотит и полевой шпат, или молотый кварц и фосфат кальция (полученные из измельченных, нагретых костей животных). Вполне возможно, что художники были знакомы с пигментами благодаря живописи тела и лица — искусствам, которыми они занимались в течение тысячелетий, прежде чем начали украшать пещеры. Для получения более подробной информации о типе цветовых пигментов, используемых в наскальной живописи каменного века, см.: Доисторическая цветовая палитра.
Делали ли художники каменного века предварительные наброски?
Иногда. В пещере Ла-Ваш археологи обнаружили слой древесного угля под черным пигментом картин, указывающий на то, что предварительный набросок был сделан до нанесения краски. Чаще всего силуэт животного вместе с его основными чертами был выгравирован на скале кремнем, а затем окрашен пигментом.
Какова была цель этих наскальных рисунков?
Мы точно не знаем. Первоначально большинство палеоантропологов считали, что этот вид древнего искусства был чисто декоративным. Однако подробные археологические свидетельства показывают, что расписные пещеры не были населены обычными людьми. Вместо этого в них жила только небольшая группа художников или других людей, участвовавших в церемониальной деятельности и роли пещеры. В результате в настоящее время считается, что наскальная живопись была создана шаманами по церемониальным причинам — возможно, в связи с социальными, сверхъестественными или религиозными ритуалами. В используемой иконографии нет четкой закономерности, поэтому в настоящее время большинство теорий относительно точного значения или функции наскальной живописи каменного века являются всего лишь догадками.
Есть ли в доисторических пещерах скульптуры?
Да. Сохранилось несколько прекрасных образцов рельефной скульптуры. Они включают Венеру Лоссельскую (около 23 000 лет до н.э.), одну из шести скульптур-барельефов, выгравированных на большом блоке известняка в скальном укрытии Лоссель, недалеко от Ласко; а также знаменитые рельефные изображения зубра Тук д’Одубер (около 13 500 лет до н.э.), выполненные из необожженной глины, которые были найдены в Арьеже, Франция. Эксперты полагают, что доисторическая скульптура, возможно, была столь же распространена, как и настенная живопись, за исключением того, что большая ее часть разрушилась или погибла.
Венера Лоссельская (около 23 000 лет до н.э.)