Как называется накидка без рукавов
Все будет О’кейп
История появления пальто без рукавов
В давние времена английские рыцари, отправляясь в дальние походы, непременно брали с собой длинную накидку из козьего пуха с глубоким капюшоном. Это была незаменимая вещь! На ней было тепло спать, удобно есть, в ее широких складках легко прятались озябшие руки и фляжка любимого виски. Кроме этого, накидка не давала рыцарским кольчугам нагреваться на солнце и защищала их от влаги и грязи.
Одно плохо: при сильных порывах ветра защитная мантия накручивалась на руки и мешала управлению лошадью. К счастью в XVI веке нашелся среди рыцарей храбрец, не побоявшийся пойти против правил и для собственного удобства усовершенствовавший эту шерстяную накидку. Чик — и в просторной материи появилась прорезь для правой руки. Чик — для левой! Несколько ловких движений и к застежке на шее прибавилась застежка на груди. Новая одежка оказалась куда практичнее старой: дольше сохраняла тепло, лучше защищала от ветра и не стесняла движения. Вскоре такие накидки — получившие название «кейп» — стали «униформой» почти всех родов войск Британской империи.
Желая быть похожими на храбрых рыцарей, городские мальчишки просили матерей сшить им такие же плащи с прорезями. Щеголявших в них по улицам ребятишек взрослые нередко так и подзывали: «Эй, кейп!» Позже прозвище превратилось в фамилию, которая и сегодня очень распространена в Англии и Шотландии.
И попали кейпы голландцам в руки…
Прикинув, что необычные накидки должны отлично защищать от непогоды не только военные доспехи, но и дорогие платья, дамы Западной Европы в середине XVI веке массово достали иголки и пяльца и сели за пошив кейпов.
Те англичанки, что были победнее, шили обновки из шерсти и сукна, те, кто побогаче, из парчи, атласа и бархата. Мало того, они украшали накидки серебром и золотом, подбивали мехом горностая. А знатные дамы, подражая рыцарям, наносили на кейпы еще и изображения гербов. Вот только у военных была одна картинка — герб своего сюзерена, а у обеспеченных модниц две: слева копия герба отца, справа — мужа.
Неожиданный «стоп» набравшим огромную популярность кейпам сказали голландцы. Они здраво рассудили, что в их климатических условиях накидка без рукавов быстро превратит жертву моды в жертву осенней простуды и… притачали кейпу рукава. А потом в Европе началась буржуазная революция, в тренде оказались рационализм и практичность, уютные капюшоны сменили элегантные шляпы, а плащи и накидки были биты строгими пальто типа «редингот» и «спенсер».
По вечерам надев салоп
А как же обстояли дела с модой на кейпы в России? Здесь они тоже получили свою толику славы. Правда было это уже в начале XIX века, и называлась накидка с прорезями для рук чисто по-русски — «салоп».
В отличие от европеек, наши женщины шили «кейпы» очень длинными и теплыми — редкая накидка не была простегана двойным слоем ваты. Особо же ценился соболиный салоп, с бархатной отделкой, атласными лентами-завязками. Недаром его носят (либо страстно мечтают) купеческие дочки и жены во многих произведениях Крылова, Островского, Чернышевского. Например, в романе последнего «Что делать?» дамы надевают салопы специально для выезда в театр.
К сожалению, век кейпов в Российской империи был недолог. Уже к 60-м годам XIX века салоп выходит из моды, носить его продолжают лишь презираемые обществом мещанки.
Триумфальное возвращение
Второе рождение пальто без рукавов получило только в двадцатом веке, когда один из самых влиятельных модельеров Европы — Пьер Карден — вывел его на мировые подиумы, а швейное объединение «Большевичка» — на улицы Ленинграда. Советская «Крестьянка» того времени и вовсе присвоила кейпу звание «особо модного изделия». Это была высшая похвала.
P.S. Только не путайте кейп с пончо! В основе кроя южноамериканской накидки лежит прямоугольное полотно, а актуальное ныне пальто без рукавов скроено с учетом женских изгибов тела, поэтому выглядит элегантнее и аккуратнее своего собрата с далекого индейского материка.
Кроме того, кейп имеет право на пуговицы, воротнички-стойки, капюшон и другие украшения, а пончо — нет.
Накидки: шраг, кейп, пелерина, манишка. Что есть что?
Разновидности одного из самых демократичных видов женской одежды – “накидки”. Названия и отличительные черты.
НАКИДКА – “верхняя одежда без рукавов”. Так определяют этот вид одежды Википедия и другие словари. Если вникнуть в суть самого слова «накидка», то это, скорее, даже не одежда, а надетый сверху палантин, широкий шарф, который может быть с застежкой или без нее, с капюшоном, с карманами, с прорезями для рук вместо рукавов. И, конечно, это только женская или детская, в частности, для девочек, одежда. Давайте разберемся, какие же бывают накидки.
Теплые накидки. Для утепления, одеваются как укороченная верхняя одежда. Напоминают пончо, но облегающего силуэта. Могут иметь высокий ворот-гольф.
Теплые накидки могут быть с капюшоном
Ажурные, кружевные накидки (декоративные) для украшения. Надеваются сверху на одежду (платье, топ на бретелях и т.п.)
Пляжные накидки. Название говорит само за себя – предназначены для защиты от солнца.
Фактически это форма палантина (широкого шарфа), накинутого на плечи по ширине и с застегивающимися краями на пуговицах.
Такие накидки могут быть одновременно и с капюшоном
Такая накидка прикрывает верхнюю часть спины, плечи, а спереди имеет вид декоративного шарфа.
По своей сути в шраге края не должны соприкасаться, т.е. фактически это накидка именно на плечи, спину и рукава, оставляющая незакрытым шею, горло и грудь.
Относительно темы нашего поста – это вязаная накидка- жакет, легкий и короткий, с округлым низом, с рукавами и на минимальной застежке. Обычно используется как декоративный верх для вечерней одежды, но может использоваться и в повседневной жизни на топы и платья.
Часто можно видеть названия “шраг-болеро”. Болеро отличается от шрага тем, что края полочек соединяются и даже могут застегиваться на 1-2 пуговицы (или завязываться на ленты, крючки, кнопки) в верхней части изделия
Для вязаного болеро используют как тонкие х/б, шелковые, так и шерстяные, и “меховые” нити (например, пряжа-травка)
Пожалуй, болеро – одна из самых демократичных и востребованных моделей верхней накидки, встретить его можно везде и в любой сезон))
Большее применение манишка получила у детей, как заменитель шарфа в прохладную погоду, ведь ее удобно одевать и снимать прямо через голову (как правило, она без застежек), и это дополнительная защита от холода и ветра. Но не только для детей – манишки носят и взрослые женщины и мужчины: все-таки этот аксессуар очень комфортен и очень неприхотлив и имеет неоспоримые качества – легко пользоваться и сохраняется тепло. Ну а оформить манишку под свой вкус – это неограниченная фантазия даже для начинающих мастериц спиц и крючка))
Самый простой вариант
Это уже модели ажурные, с застежкой, с рисунком
Фактически манишка – это шарф-воротник, удобный и уютный))
во-первых, кейп имеет застежку спереди,
во-вторых, в пончо руки “прячутся” внутри одежды и соответственно для каждого движения потребуется приподнять края пончо, а для кейпа это маленькое “неудобство” отсутствует – для рук есть специальные прорези, в которые можно продеть руки тогда, когда это нужно, либо “спрятаться” внутри теплой одежды, если холодно,
в-третьих, кейп в отличие от пончо, имеет боковые швы, что также очень приятно, когда дует ветер или просто прохладно.
В общем, кейп – это удобно, тепло, современно и стильно!
Классический трикотажный кейп выглядит так
Вязаные кейпы с застежкой и без, с капюшоном, с карманами – любые))
Вяжите с удовольствием накидки разные – теплые и ажурные, шраги, манишки, болеро и кейпы!
Кейпы, пончо и накидки: в чем разница и с чем их носить осенью и зимой
В своих осенне-зимних коллекциях кейпы, накидки и пончо представили очень многие дизайнеры одежды. Среди них — Gucci, Bottega Veneta, Missoni, Valentino, Alberta Ferretti, Alexander McQueen, Mulberri, Emiliya Pucci, Kenzo, Ralph Lauren, Salvatore Ferragamo, Chloé и некоторые другие.
Перед тем, как мы расскажем и покажем, с чем носить кейп, пончо и накидку, давайте разберемся с терминами.
Кейп, пончо и накидка: в чем разница?
Кейп — это свободного кроя пальто-накидка с прорезями для рук. В отличие от пончо и накидки, линия плеча кейпа выполнена при помощи лекала и имеет заданную кроем форму. Кейп может застегиваться на пуговицы, молнию или не застегиваться вообще.
Кейп на Карли Клосс
Пончо
Пончо — это латиноамериканская одежда в виде прямоугольника с отверстием для головы. Прорезей для рук у пончо обычно нет. Чтобы пончо хорошо лежало по фигуре, его обычно шьют из мягкой ткани, чаще всего из шерсти. Тем не менее, пончо может быть из чего угодно — рогожки, шелка или шифона, см. фото:
Пончо из коллекции Chloé
Накидка
Накидка — это предмет верхней одежды произвольной формы и длины. Накидка чаше всего не имеет застежки и отличается от палантина лишь тем, что шьется или вяжется из более плотной ткани.
Оливия Палермо в накидке
Несмотря на то, что различия между пончо, кейпом и накидкой есть, знают о них далеко не все. Т.е., не удивляйтесь, если в магазине одежды, виртуальном или реальном, на пончо вы увидите ценник, где черным по белому будет написано, что это кейп.
Модные кейпы, пончо и накидки осень-зима 2017
В осенне-зимнем сезоне модный дом Missoni предлагает носить кейпы с короткими юбками, а накидки — с брюками, см. фото:
Модные кейпы Missoni осень-зима 2017
Salvatore Ferragamo под кейпы А-силуэта длины миди предлагает носить платья или брюки, вот так:
Модные кейпы Salvatore Ferragamo
Очень стильные образы, акцентом которых является накидка или пончо, предлагает для осени и зимы американский дизайнер Ralph Lauren:
Накидки из твида Ralph Lauren
В коллекции французского бренда Chloé мы увидели преимущественно пончо. Кстати, история этого предмета одежды насчитывает более 2 500 лет (двух с половиной тысяч лет, Карл!!). Особенно популярны пончо в Америке, потому как носили их коренные жители континента еще до царя Гороха открытия ее Колумбом.
Пончо из коллекции Chloé осень-зима 2017
С чем носить кейп, пончо или накидку
Впрочем, если вы высокого роста, а ваши брюки имеют лишь небольшой клеш внизу, то
Черный аутфит и накидка color blocking
Образ в стиле ретро: замшевое пончо и расклешенные от колена брюки
Вся остальная одежда, начиная от джинсов скинни и заканчивая платьями по фигуре и юбками-карандаш — прекрасно смотрится в сочетании с кейпом или пончо.
Белый кейп на уличной моднице
Накидка прекрасна, во-первых, тем, что она очень проста в исполнении. Если вы решили заняться рукоделием, то это именно то изделие, с которого следует начать. Купите в магазине модной расцветки ткань, обработайте ее по периметру, и действуйте. Образ получится модным и нестандартным, а вам в межсезонье будет уютно и тепло:
Джинсы скинни в сочетании с накидкой
Любите ли вы клетку так, как любим ее мы?
Возможно, это плед? Шотландский уж точно!
Под пончо или накидку с принтом носите однотонную одежду. Если, конечно, у вас нет платья или юбки с таким же узором: двойки, состоящие из пончо / накидки и юбки или платья — очень популярны.
Мирослава Дума в кейпе и платье, да
Накидка на уличной моднице
Широкополые шляпы пользуются огромной популярностью у европейских модниц уже несколько лет, но к нам они только добираются. Мы рекомендуем вам быть среди первых и купить шляпу вот прям уже. Кроме кейпа или пончо, вы сможете ее носить также с пальто, см. фото справа:
Стильные образы для осени 2017
И все же, чаще всего кейпы/накидки/пончо городские модницы носят с джинсами скинни:
В 2013 году модель и актриса Летиция Каста пришла на закрытие Каннского фестиваля в пончо из перьев от Zuhair Murad и платье из коллекции Couture Christian Dior. Если честно, мы ооочень не уверены, что эти два невероятно эффектных предмета одежды хорошо сочетаются между собой: благодаря вставкам платье от Dior вполне самодостаточно и без пончо.
Летиция Каста перестаралась
Пончо и накидка прекрасно справляются с задачей сделать образ стильным и эффектным:
Пончо и накидки на уличных модницах
То же можно сказать о кейпе.
Стильный черный кейп
Выше мы писали, что пончо лучше не носить с пышной юбкой. Это исключение лишь подтверждает правило:
Черное шифоновое платье с пышной юбкой и кейп
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Как называется накидка без рукавов
Если попробовать описать этот предмет одежды – боюсь, сведения мы получим самые противоречивые, а подчас и прямо противоположные. Эта вещь – самая женственная в современном гардеробе и необычайно мужественная на протяжении столетий. Самая легкомысленная и фривольная по крою – самая строгая и официальная по назначению. Самая модная в последнем сезоне – и самая древняя в истории человечества.
Это все – накидка.
История накидки – это, собственно, наша с вами история, homo sapiens’ов. Название этого предмета отражает его суть: самый простой способ согреться – накинуть на себя что-нибудь теплое и тепло же сохраняющее. Непродуваемое. И желательно – непромокаемое. И, конечно же, красивое? А почему бы и нет 😉
…Сначала накидка была просто куском меховой шкуры дикого зверя, позже ее стали делать из плотной ткани. Но когда первые потребности удовлетворены, душа просит красоты и изящества – и вот уже накидка меняет форму, материал, украшается всевозможными способами, какие только в состоянии придумать человеческий разум. Чтоб приятно было и самому носить, и перед людьми похвастаться.
Но не будем забегать вперед: даже самые древние и мрачные времена не обошлись без прекрасных накидок, на которые стоит взглянуть хотя бы одним глазком.
Пожалуй, наиболее знаменитая накидка – пелерина из Молда (бронзовый век, ІІ тысячелетие до н. э.) – представляет собой ювелирное изделие из листового золота. Обнаружена она была в г. Молд, в северном Уэльсе, в 1833 году в могильном кургане на пустыре под названием Bryn yr Ellyllon, «холм сказочных существ». Вместе с пелериной были найдены остатки грубой ткани и 16 фрагментов листовой бронзы, которые, по-видимому, представляли собой основание пелерины: местами золотые листы были прикреплены к бронзе заклёпками. Ширина пелерины составляет 458 мм. Предполагают, что хозяйкой пелерины с большой вероятностью была женщина – жрица древнего культа, а сама пелерина являлась частью церемониального облачения. В настоящее время эта реликвия частично восстановлена и хранится в Британском музее.
Древних греков мы привыкли представлять в туниках и пеплосах – а то и вовсе без одежды, благо, мягкий климат и открытые нравы этому способствовали. Между тем даже в древние времена на Балканах не всегда было настолько тепло, чтобы круглый год щеголять в тонкой хламиде. Что защитит от холода? Конечно же, накидка.
Греческая накидка называлась гиматион. Носили ее и мужчины, и женщины. Женский вариант нам понятнее и ближе – тонкую длинную ткань набрасывали на плечи и даже покрывали голову, образуя капюшон. Такая накидка закрывала почти всю фигуру. А вот мужчины предпочитали практичности красоту – они эдак художественно перебрасывали гиматион через левое плечо и придерживали спереди рукой, правое же плечо оставалось свободным. Более того, в углах накидки подвешивали небольшие гирьки, чтобы данная деталь туалета (и ее владелец, разумеется) выглядели достойно – и присутствуя на представлении в театре, и заседая среди равных в ареопаге, а хоть бы и торгуясь на приморском рынке за свежую кефаль…
Но один-единственный гиматион – это же скучно, не так ли? Никакого полета фантазии, и самое страшное – у соседки такой же… Допустить этого никак нельзя! И греки, как могли, разнообразили свой костюм – складками, расшитыми каймой краями, выбором ткани, а то и кроем или цветом. Например, если покрасить гиматион в пурпурный, получится фарос. Но пурпурная краска дорогая – что делать? Можно накидку не красить, а обрезать – тогда получим хламис, короткий вариант гиматиона. Его носили прежде всего юноши, всадники, солдаты и путешественники. А также их покровитель – бог Гермес.
Римляне от греков не так чтобы сильно отстали, поверх тоги они надевали лацерну – накидку с капюшоном, предохраняющую от дождя. А полководцы и прочая знать – пурпурный плащ полудаментум. А зимой пенулу – округлую или эллипсовидную накидку без рукавов из грубой овечьей шерсти или кожи. Спереди разреза не было, имелось только отверстие для головы и, обычно, капюшон.
А если уж совсем холодало, на плечи ложился диплакс – сложенный вдвое гиматион-полудаментум.
Средеземноморский тип накидки (который фактически представлял собой большой отрез ткани) вернулся в повседневную жизнь в ХІХ веке вместе с ампиром и модой на античность — надо же было как-то сохранять от холода хрупкие женские плечики. В те времена накидка, как и полагалось, закрывала почти всю фигуру. Но ничто не вечно в этом мире — особенно если неудобно таскать в руках 3-4 и больше метров ткани. И с течением времени накидка превратилась в привычную для прохладной поры деталь современного гардероба – шелковую или кружевную шаль.
Но если римляне и греки даже зимой могли обойтись относительно легкой накидкой, то в Европе этого было недостаточно. Древние германцы накидки делают из шерсти и кожи – им ни холод, ни снег или дождь не помеха. Такая одежда называется кукулус и представляет собой удлиненный наплечный капюшон. Он закрывает голову и плечи, оставляя телу возможность свободно двигаться. А остроконечная форма не дает снегу падать за шиворот и предохраняет горло от ветра.
(фото кукулуса – отсюда: http://celticreconstruction.blogspot.com/2011/09/2.html)
Если же нужно было закрыть все тело, надевали клок – длинный плащ. Или глоке (колокол) – круглую накидку с отверстием для головы. Глоке, кстати, до сих пор сохранилась как вариант спортивной одежды – так называют накидку из неваляного сукна.
Средние века подарили нам несколько видов интересных и привлекательных накидок.
Прежде всего изменился крой. Если в античные времена накидка представляла собой длинный кусок ткани, заматываемый вокруг фигуры, позже – укороченный плащ, скрепленный на плечах, то теперь в основе кроя накидки – прямоугольный кусок ткани с отверстием для головы. Накидка становится не широкой, а длинной – до колен, а то и до щиколоток. И даже сшивается по бокам. Почти платье))
Но все-таки она остается накидкой – верхней одеждой, сохраняющей от холода. Средневековая накидка становится модной и красивой частью повседневного и праздничного туалета. Накидки шьются из дорогих привозных тканей, украшаются богатой отделкой мех ом, полудрагоценными и драгоценными камнями, смальтой и шитьем.
Мы знаем несколько основных разновидностей такой накидки.
Сюрко (фр. surcot, нем. Uberrock) – женская верхняя одежда позднего средневековья (XII-XIV века), похожа на элегантный жакет. Сюрко носили женщины высшего света. Делался он из дорогих материалов, часто из меха или на меховой подкладке, без рукавов, с глубокими овальными проймами ниже пояса, через которые видна нижняя одежда. Часто перетягивался узорчатым поясом, причем иногда пояс пропускался под задней частью накидки – таким образом спинка оставалась свободной, а спереди пояс стягивал ткань в мягкие складки, подчеркивая хрупкость и прелесть женской фигуры.
Накидка-сюрко просуществовала несколько веков, а затем к ней пришили рукава — и получили верхнее платье-роб (еще на несколько веков). Позже, укоротив верхнее платье, получили жакет. Современные же дизайнеры, кажется, не против вернуться в Средние века: уж очень привлекательным оказался образ, который создают мягкая линия плеча, небрежные складки и приталенный силуэт. А также весьма практичным по ветреной погоде – затянутый пояс не только подчеркнет талию, но и сохранит тепло.
Опелянд (фр. houppelande) – длинная, широкая верхняя накидка. От сюрко опелянд отличался прежде всего большой шириной – широкое одеяние собиралось на плечах в мягкие складки, внизу боковые швы соединялись, образуя рукава. Сначала это была мужская, а затем и женская церемониальная одежда, типичная для французско-бургундской моды XIV века. В Германии этот вид одежды получил название тапперт. Будучи придворным туалетом, он оторачивался мехом, снабжался шлейфом и зачастую имел по краям модные разрезы. Позднее начали носить короткий тапперт с герольдическим гербом хозяина В народной одежде тапперт сохранился до начала XV века.
Гойке – клетевая накидка без рукавов, распространенная с начала XIV века во Франции, Италии, Фландрии сначала в мужской моде, а позднее и в женской. Мужчины носили ее на плечах, женщины позднее на голове. Иногда женская гойке сажалась в верхней части на проволочный каркас, и таким образом на голове возникало нечто вроде гнезда. же она заканчивалась на голове округлой шапочкой. Этим же словом называлась не только накидка-гойке, но и шапочка – обструганный круглый остроконечный кусок дерева, на который крепилась накидка. Шапочка-гойке часто украшалась шерстяным помпоном. В некоторых народных костюмах накидка-гойке удержалась вплоть до XVIII века.
В эпоху Ренессанса костюм значительно усложняется, его крой становится более разнообразным, и как следствие, социально дифференцированным. А накидка начинает передавать род занятий своего хозяина.
Например, ганзейскому торговому люду очень кстати пришелся короткий испанский плащ – настолько, что образ прочно вошел в культуру под именем «нюрнбергский купец». И сегодня сложно не узнать ренессансного купца в коротком, подбитом мехом плаще, с меховым же стоячим воротником, лихой цилиндровидной шапке и коротких штанах – на полотнах художников, изображающих бытовую жизнь, обязательно отыщется такой персонаж.
Или другой городской сюжет – площадь, подмостки, бродячие комедианты, натянутая веревка, жонглер, канатоходец… Последний скорее всего в накидке – распущенной или закинутой на одно плечо. Эти накидки-балаганки, конечно же, не для тепла – для красоты, для привлечения внимания публики, поэтому они яркие и сделаны из легкого драпирующегося материала.
Священнический богослужебный костюм тоже не обошелся без накидки. Тут она символизирует багряницу, в которую одели Христа на суде у Понтия Пилата. У католиков это казула или орнат – кусок ткани с прорезью для головы, который одевался поверх другого облачения.
У православного священника накидка именуется фелонь и выглядит иначе: с XVI века их стали делать из тяжёлой жесткой парчи, так чтобы верх возвышался конусом над плечами. Сегодня для фелони могут использовать и более мягкие ткани – тогда верхнюю часть накидки укрепляют дополнительной тканью, чтобы сохранить нужную форму.
Военные всегда оказывали значительное влияние не только на историю государств, но и на историю костюма. Сегодня мы знаем казакин как короткий приталенный кафтан с галунами и нашивками. Однако мало кто помнит, что его прообразом была не только одежда казаков, но и накидки, которые носили военные. Эти накидки выполняли прежде всего утилитарную функцию – они предохраняли доспехи от лишней сырости, а кроме того, на них имелись нашивки, указывающие род войск и чин владельца.
Идеалом мужчины не всегда был брутальный мачо, принципиально отвергающий всякие излишества – в конце концов, мужчины тоже люди, им тоже хочется нравиться, шиковать и производить впечатление. Причем не только мобильниками или пистолетами – закинутый на одно плечо плащ прекрасно подходит для этой цели! Особенно этот вид одежды полюбили мушкетеры, лейб-гвардейцы и кавалерия – ну а где вы еще найдете столь страстных и вдохновенных воинов, поэтов и любовников?
Отличительным знаком мушкетёров была короткая лазоревая накидка, с прорезями для рук, с серебряными галунами и нашитыми спереди, сзади и на боковых лопастях белыми крестами. И только много позже она трансформировалась в приталенный жакет-казакин.
Прообразом упомянутой выше накидки «нюрнбергский купец» был короткий испанский плащ – боэмио, или мантлик. В нем испанцы отвоевывали свои земли у арабов во времена Реконкисты, в нем шли покорять неизведанные просторы Нового Света… Он и сегодня сохранился в традиционном испанском костюме. А мы наверняка помним его в завораживающем танце матадора перед быком – в руках у тореро не просто кусок алой ткани, а именно короткий плащ-боэмио 🙂
В отличие от мужской испанской накидки, которая гордо шествовала по Старому и Новому Свету, женская испанская накидка-мантилья осталась верна своим владелицам. Первоначально это был кусок шелка, который крепился к высокому головному убору. Однако испанки пошли дальше – вместо шелка они взяли тончайшей работы кружевное полотно, и не просто цепляли его к гребню-пейнете, но закрывали плечи и грудь. И скромно, и соблазнительно… О да, испанки знали толк в соблазнах! Позже, в ХХ веке, когда пейнеты практически вышли из моды, испанки от накидок не отказались – такую красоту грех прятать в бабушкином сундуке. Да и зачем? Ведь красота мантильи – так же, как и красота испанских женщин – вне времени.
С каждым веком время текло все быстрее и быстрее. В древние времена могло пройти несколько столетий, практически не оставив следа ни в сознании людей, ни в их костюме. Но чем дальше, тем быстрее меняется жизнь и властно требует не только нового мировоззрения, но и нового платья. Удобного? Разумеется, но не только. Стремление к красоте – вот что в первую очередь отличает человека от дикого зверя, а отнюдь не умение пользоваться вилкой и шпагой. ХІХ век открывает новые территории не в дальних странах, а в душах, властно перемешивая далекое и близкое, экзотическое и обыденное. Не случайно именно этот век подарил нам огромное количество разновидностей накидок – пожалуй, даже больше, чем все предыдущие столетия.
Но об этом – в следующей статье… ))
Ах этот ХІХ век. Полупрозрачный тюль, нежнейший батист, загадочный муар… И кружева, и рюши, и драпировки… И меняющийся силуэт дамских нарядов – высокая грудь, узкая талия, там бальная туфелька из-под юбки, а там – веер, привезенный из далекого Китая или черепаховый гребень, доставленный из Африки через Атлантику. Бал, бал…
Ну а начинался бальный сезон в середине осени. И к прекрасному туалету обязательно добавлялась одна крайне необходимая по осенней сырости деталь – верхняя одежда. И разумеется, это не просто привычное нам черное или коричневое пальто на все случаи жизни, ведь бал – случай исключительный, это праздник, а праздник никто не желает испортить затрапезным видом.
Накидка для такого случая – вещь незаменимая. Она и от холода укроет, и при этом не превратит барышню в пыльный мешок – наоборот, подчеркнет и красоту платья, и изящество фигуры.
Впрочем, кто сказал, что накидка приемлема лишь для бала? Костюм ХІХ века со множеством пышных нижних юбок надежно предохранял от холода нижнюю часть тела даже зимой, а вот о верхней этого не скажешь: корсет да блузка, порой с весьма обширным декольте – и что толку прикрывать плечи и грудь нежнейшей шелковой или батистовой косынкой, от холода она не спасет. Поэтому накидка оказалась весьма актуальной деталью дамского туалета – и гостей принимать, и путешествовать в ней очень удобно. А уж флиртовать!
…Вечер, огни бального зала, кони и кареты, широкая лестница, зеркала и свечи, юная девушка, трепещущая от восторга и смущения в предвкушении своего первого вальса – ее плечики вздрагивают в волнении под нежнейшим вышитым шелком накидки. И опытная красавица, легко впорхнувшая в залу и эффектным жестом сбросившая кружевную накидку с дивных плеч – прямо на руки кавалеру. До конца вечера накидка ей больше не понадобится.
Итак, прошу любить и жаловать – сорти-де-баль, или накидка для бала, а по-нашему – сартинка. Действительно предмет роскоши и удовольствия: сорти-де-баль нужна была лишь для того, чтобы дама могла дойти от кареты до вестибюля бального зала или фойе театра.
Кто сегодня согласится надеть салоп? Он стал воплощением провинциальности и дурного вкуса. Однако было время, когда салоп был модной европейской новинкой, барышни и дамы в очередь выстраивались к модисткам и портнихам.
По всей вероятности, к началу ХIХ века в Европе сильно похолодало – иначе с чего бы женщины стали носить длинную, почти до пят, свободного кроя накидку, полностью скрывающую и фигуру, и платье? Вот уж действительно мешок… Впрочем, если этот мешок сделать из дорогого сукна или шелка, с широким бархатным воротником, обшить кружевом и лентами, сделать прорези для рук (или даже небольшие рукава) – скрепить разрезы лентами и их тоже украсить, разумеется… Можно даже чуть приталить и сильно расширить книзу – чтобы подчеркнуть изгибы фигуры. Поставить меховую подкладку – такую мягкую, такую нежную… Ни одна женщина не откажется от этой роскоши.
Несколько позже к салопу стали пришивать рукава – практически, он был предшественником пальто, но в отличие от последнего, боковые швы салопа ниже рукава не зашивали, а зашнуровывали, распуская шнуровку на нужный объём юбки.
Название этой накидки образовано от английского слова slop, обозначающего свободное просторное платье, но мы давно забыли источник и воспринимаем салоп как название исконно русской одежды.
В Европе салоп быстро сменился другими типами накидки, а в России задержался практически до конца ХIХ века – и неудивительно, ведь зима здесь гораздо холоднее европейской. Однако 100 лет салопа – даже для приверженцев традиции оказалось многовато, и в высшем свете его надолго заклеймили как образчик редкостной безвкусицы. Реабилитировали же эту накидку лишь в ХХI веке: оказывается, городская мода никак не может обойтись без столь простой и универсальной вещи.
Еще одну разновидность накидки подарили нам французы, точнее – Алжир и Тунис, которые долгое время были французскими колониями. Франция набирала из местных жителей Иностранный легион – и вместе с алжирцами и тунисцами в Европу приникала восточная культура и элементы восточного костюма. Так здесь появился и бурнус.
Изначально бурнус – нешитая одежда, подобно римской тоге. Позднее шитая, с длинными рукавами и капюшоном. Эти накидки Европа увидела еще во времена Крестовых походов, но в моду они вошли лишь в ХIХ веке – вместе с эпохой романтизма, страстью ко всему этническому и экзотическому. Отличительной чертой европейского бурнуса стали две детали – во-первых, тут обязательной деталью была отделка в виде нашитой по подолу длинной бахромы, а во-вторых, накидка имела декоративный капюшон с острым уголком, который украшался шелковой кистью. Полы бурнуса откидывались и крепились к плечам. В эпоху бидермейер бурнус стал образцом для мужского модного плаща, но особенно эта накидка полюбилась женщинам, и более всего француженкам – еще бы, и согревает, и позволяет практически полностью продемонстрировать прекрасный туалет!
У итальянок был другой взгляд на то, что женщина должна показывать, а что скрывать. Чем больше тайны – тем больше соблазна. Широкая длинная, до щиколоток, накидка со стоячим воротником – что лучше может укрыть женские секреты от недобрых глаз.
Накидка-ротонда была названа по типу архитектурного сооружения – такого же круглого, как и силуэт длинной накидки, и такого же романтичного, словно самим творцом придуманного для нежных встреч.
Часто ротонды делали двойными, верхняя, конечно же, короче – примерно до талии или середины бедер. А со временем от длинного варианта отказались, а верхняя часть стала делаться все короче и короче – чуть ли не до размеров пелерины. Но главный признак такой накидки сохранился – на фигуре она напоминает круглую башню, по имени которой и названа, а линия подола параллельна земле.
При слове «манто» сегодня мы представляем нежнейшей выделки меховую шкурку, широкий шарфик, если можно так сказать, небрежно обернутый вокруг шеи и свободно ниспадающий, желательно ниже пояса. Однако дамы ХІХ века, боюсь, нас бы не поняли. Манто той поры – скорее косынка, но о-о-очень больших размеров, и зачастую отделанная рюшами, кружевом, лентами еtс. Ну и конечно, голову этим «платочком» не покрывали – для головы предусмотрены шляпки и капоры, а использовали именно как накидку: манто закрывало плечи, руки и часть фигуры почти до бедер. Вместе с широченной юбкой манто образовывало плавный мягкий силуэт – не авантюристка, но хранительница домашнего очага, ежевечернего чая, булочек с ванильным кремом и начищенного до блеска столового серебра.
Накидки длинные, накидки не очень длинные… А если совсем короткие? Да так, что трудно сказать, что это – то ли очень короткая накидка, то ли слишком широкий воротник… Речь пойдет о пелерине – среди всяческих накидок, у нее, пожалуй, самая долгая история и наибольшее количество вариантов.
Конечно, пелерина – отнюдь не для защиты от холода или пыли, а просто потому, что красиво. И очень, очень соблазнительно… Настолько, что даже мужчины ввели ее в свой гардероб – ну а кто сказал, что лишь женщина может быть сексуальной?
Первоначально накидки-пелерины без рукавов носили паломники (собственно, от них и пошло название: из франц. pelerin – странник, соотв. из латинского peregrinus – чужестранец).
Второе рождение пелерина получает в эпоху бидермейер, демонстрируя все новые и новые вариации модных форм. У мужчин она является элегантным дополнением к рединготу, у женщин – принадлежностью выходного туалета. Дамы экспериментируют с воротником, длинной, отделкой, кроем… Пелерины варьируются от очень коротких до длинных, отделываются мехом, кружевами, вышивкой, сочетаются со шляпками различных фасонов, а те в свою очередь украшаются перьями, лентами и даже живыми цветами…
Пелерина оказалась настолько удобной, что стала частью других разновидностей верхней одежды – например, плащей и пальто.
Так, мантия – разновидность плаща – очень часто имеет широкий воротник-пелерину, отделанный драгоценным мехом горностая или соболя.
А в первой половине ХІХ века популярностью пользовался гавелок – плащ без рукавов с пелериной, названный по имени английского генерала Генри Гавелока. Мужской гавелок имел тот же фасон, что и женский, но длина его была короче. Зачастую гавелок делался на атласной подкладке. Также мог иметь меховой воротник.
Одной, двумя, а то и тремя пелеринами часто разнообразили крой различных сюртуков, плащей и пальто: модный силуэт требовал подчеркнуть линию плеча – и сделать ее мягкой, текучей, романтической… Пелерина прекрасно справлялась с этой задачей и в XIX веке, и в ХХ, когда наравне со шлицами, ремнями и двубортными застежками стала неотъемлемой деталью военного кроя и стиля милитари (иногда укорачиваясь до совсем крохотной накладки на одном плече).