Как называется наивысший ангельский чин
Ангелы: девять чинов. Инфографика
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Согласно православному вероучению, Бог сотворил не только видимый мир, но и мир невидимый, духовный. Что мы знаем о мире «Сил небесных»?
Ангел (греч. вестник, посланник) — духовное, невидимое существо, которое, как и человек, сотворено Богом и обладает личным бытием. В отношениях между человеком и Богом ангелы выполняют служебную роль: они возвещают людям волю Божию.
По учению Православной Церкви все ангелы (Небесные Силы) делятся на три лика. В свою очередь, каждый лик подразделяется еще на три. Такое деление основано на двух принципах: степени приближенности к Богу и типу служения.
Первый лик
Серафимы
Перевод: Ивр., гр. — горящие, огненные, пламенеющие;
Упоминание: Ис 6:2
Шестикрылые ангелы, наиболее приближенные к Богу. Свое название получили от той пламенной любви, которую имеют к Своему Создателю.
Херувимы
Перевод: Ивр. керубим — умы, распространители познания и мудрости;
Четырехкрылые и четырехликие ангелы. Их главное служение — просвещение.
Престолы
Образно, на них восседает Господь Бог, как на престоле, и вершит Свой суд.
Как учит Церковь, степень святости и приближенности этих чинов к Богу настолько высока, что достичь ее больше не может никто. Лишь только Божия Матерь (будучи человеком) сподобилась этой славы, как воспевает об этом Церковь: «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим».
Второй лик
Господства
Являются незримыми наставниками поставленных от Бога земных властей, правителей. Также помогают человеку укрощать свои страсти, владеть ими.
Наделены особой властью совершать чудеса, ниспосылают эту благодать праведникам и угодникам Божиим.
Власти
Обладают властью укрощать силу падших ангелов, а также повелевают стихиями.
Третий лик
Начальства (Начала)
Наделены правом повелевать законами вселенной, природы, а также оберегают народы и страны.
Архангелы
Упоминание: Откр 12:7 и др.
Начальники ангелов. Учителя и провозвестники воли Божией для человека, передатчики Откровения.
Особое место в ангельской иерархии занимают архангелы архистратиги Небесных воинств. К ним относятся архангелы Михаил и Гавриил и еще пять архангелов — Иеремиил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Эгудиил, Варахиил. Архистратиг Михаил считается верховным архангелом, покровителем всего небесного воинства.
Ангелы
Упоминание: Откр 1:7 и др.
Наиболее близки к человеку, являются проводниками воли Божией, а также хранителями, защитниками. В данном случае словом ангел обозначается именно чин Небесных Сил.
В более широком смысле этим словом называется представитель любого чина вообще, без конкретики.
Ангел-хранитель
Ангел, который незримо приставляется при крещении к конкретному человеку, чтобы молиться за него перед Богом и оберегать от зла.
В статье сказано: «Особое место в ангельской иерархии занимают архангелы архистратиги Небесных воинств. К ним относятся архангелы Михаил и Гавриил и еще пять архангелов — Иеремиил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Эгудиил, Варахиил. Архистратиг Михаил считается верховным архангелом, покровителем всего небесного воинства».
Однако там же выше говорится о том, что архангелы относятся лишь к ангелам третьего лика. Причина противоречия?
а в чем противоречие?
Если Михаил всего лишь архангел, то почему он архистратиг небесного воинства, а не какой-нибудь пламенный серафим?
Война не людьми придумана. В этом я увидел смысл статьи. Война задолго до людей появилась, как противоборство Ангельского войска верному Богу, против воинства Ангелов Люцифера. Да, это так. С тех самых пор как Люцик поднялся против Бога и Замысла Божьего насчет людей, так и идет эта война. И примирение тут невозможно. Только одна из Сил победит. И я Верю что этой Силой будет Бог и Его Ангельское воинство. Спасающее Мир людей.
Господь Бог всегда слышит мольбу матери или бабушки о исцелении ребенка?
Хотелось-бы узнать об отпавших ангелах, кем они были до падения, что делали и так далее?
Наивысшие ангельские чины — Престолы, Серафимы и Херувимы
Престолы, Серафимы и Херувимы — главные ангельские чины. Их представители занимают главенствующие места в небесной иерархии. Узнайте, за что они отвечают и какие функции выполняют.
Престолы, Серафимы и Херувимы в разных источниках
Ангельская иерархия известна богословам из различных источников. Это Ветхий и Новый Завет, Священное Писание, а также откровения монахов и священников, которые жили в различные времена. Престолы, Серафимы и Херувимы упоминаются также в «Божественной комедии» Данте Алигьери. Интересно, но в бессмертном товрении Данте ангельская иерархия описана также, как и в современных богословских изданиях.
Успение Богородицы, Франческо Боттичини
Серафимы, Херувимы, Престолы занимают первое место в христианской иерархии ангельских сущностей. Это названия чинов, первый чин — Серафимы, второй — Херувимы, третий — Престолы. Все три чина относятся к первой сфере небесной иерархии, которых существует три. В каждой сфере — по три чина ангелов.
Ангелы высшего чина редко изображаются человекообразными существами. Иконографические изображения их вполне способны серьезно удивить большинство верующих людей. Четкая иерархия ангелов имеется только в христианской традиции. Коран практически не затрагивает эту тему, поэтому в исламе не уделяется много внимания видам помощников Аллаха. В иудаизме и каббале существует несколько версий иерархии божественных сущностей, и все они серьезно отличаются между собой.
Дионисий Ареопагит писал, что человек не может знать наверняка о том, какова иерархия небесных сил. По его мнению, известно только то, что пожелал открыть Бог. Возможно, нам доступна только часть устройства небесной божественной власти и аппарата управления нашим миром.
Высший ангел Метатрон — место в иерархии
По преданиям, ангел Метатрон занимает главное положение среди всех остальных небесных сущностей. Он судит других ангелов, а также восседает на таком же престоле, какой имеется и у Бога. Впрочем, если верить легендам, престол стал причиной ссоры между Богом и Метатроном и последующего наказания ангела.
Метатрон не относится к чинам первой сферы — Серафимам, Херувимам или Престолам. По преданиям, когда-то он был обычным праведником. Бог вознес его на небеса живым и превратил в совершенное существо — архангела Метатрона. Архангелы занимают восьмое место из девяти среди ангельских чинов. Однако, несмотря на это, он находится ближе к Богу, чем высшие чины.
Однако, по некоторым преданиям, Бог изгнал Метатрона. Другие ангелы не желали признавать главным обычного человека. Кроме этого, ситуация с двумя престолами, которая породила слухи о двувластии на небесах, стала причиной для изгнания Метатрона. Однако его изгнание описывают не все легенды. По некоторым из них он навсегда остался приближенным к Богу архангелом, несмотря на понесенное наказание. Соответственно, ангел высшего чина — Метатрон, единственный в своем роде.
Наивысший ангельский чин — Серафимы
Серафимы — наивысший ангельский чин. Это ангелы, которые ближе остальных, не считая Метатрона, находятся к Богу. По книге пророка Исайи, они появились перед людьми в облике шестикрылых существ. Первой парой крыльев они закрывали свои лица, а второй — тело. Два последних крыла необходимы им для того, чтобы летать.
По Еноху, один из Серафимов именует себя Серафиэль. У него голова орла. От этого божественного существа исходит настолько яркий свет, что даже другие ангелы не способны рассмотреть его внешний вид. Возможно, остальные Серафимы закрывали свои лица и тела только для того, чтобы не ослепить людей своей святостью.
Шестикрылый серафим. Мозаика собора монастыря Неа Мони на о. Хиос.
Иконы изображают представителей высшего ангельского чина с открытыми лицами. Два их крыла подняты вверх, два поддерживают Серафимов в воздухе, а двумя они закрывают свои тела от взоров людей. По канону, это ангелы, которые стоят вокруг Бога или поддерживают его престол. Преобладающий на их иконах цвет — пламенный, огненный, красный.
Дионисий Ареопагит утверждает, что природа Серафимов схожа с огнем, пламенной любовью к чистоте и святости. Они находятся в постоянном движении вокруг божественного. Их призвание — освещать своим светом и опалять своим жаром, возвышать и уподоблять себе низших существ.
Представители высшего чина в ангельской иерархии возносили хвалу Бога и рассказывали людям о его святости и необходимости веры и соблюдения христианских заповедей. Они поклоняются Богу и служат людским нуждам. Но основная функция Серафимов — это осуществление целей Бога на земле. Они способствуют их воплощению, отдавая приказы более низшим чинам ангелов, а также влияя на людей напрямую.
Читайте статью серафимы – сильнее только Бог.
Херувимы — второй высший ангельский чин
Херувимы занимают второе место в ангельской иерархии, после Серафимов. По Книге Бытия, один из них охраняет вход в Эдем с огненным мечом. Он был назначен на должность стража после изгнания Адама и Евы. Израильский царь Давид описывает херувимов как средство передвижения Бога. Неизвестно, были ли они запряжены в его колесницу или переносили Бога каким-то другим способом, поскольку сохранившееся изречение Давида этой тайны не открывает:
В Ветхом Завете также часто встречается описывающий Бога эпитет — «восседающий на херувимах». По преданиям, когда фараон преследовал евреев, Бог взял Херувима из одного из колес своего престола и полетел на нем спасать избранный народ. Кроме этого, существует еще одна функция этих представителей одного из высших ангельских чинов. Возле престола Бога и в мире людей они поют, прославляя его. По апокрифам, они заняты песнопениями вместе с фениксами и Серафимами.
Как одни из высших ангелов, Херувимы являются носителями божественной мудрости. Они распространяют знания о Боге среди людей, направляют их на правильный путь и помогают развить необходимые богобоязненному человеку качества. Херувимы также занимаются повышением образования других божественных сущностей, когда это необходимо.
По иудейским верованиям, Херувимы были созданы на третий день Творения. Однако по еврейским легендам, они стали первыми живыми существами, населяющими безлюдный мир. По Талмуду, первыми существами стали человек, бык, орел и лев. Они же находились некоторое время возле престола Бога. Позднее Иезекииль посоветовал ему заменить быка на херувима, чтобы бык не был живым напоминанием о временах, когда евреи поклонялись Золотому Тельцу.
Читайте статью кого сейчас называют херувимами.
Подробного текстового описания внешнего вида херувимов не существует. Однако их неоднократно изображали на иконах и в скульптуре. Взорам людей доступны только их лица и крылья. В отличие от Серафимов, лиц Херувимы никогда не прячут. По пророчествам Иезекииля, они имеют и вовсе не одно лицо. Причем одно из них человеческое, а второе — львиное. Более ранние тексты описывают Херувимов как четырехликих существ, а иногда и вовсе являющихся в образе крылатых быков. Отмечается также отличное от человеческого строение их лиц. Медицина называет подобные дефекты у людей херувизмом.
Талмуд упоминает, что статуи Херувимов стояли только в самом первом храме. Когда во время его разрушения язычники увидели их, они начали глумиться над верующими, называя их поклоняющимися статуям. Поэтому в дальнейшем Херувимы в виде скульптур не изображались. Их можно было увидеть только в настенных росписях храмов.
По еврейским традициям, во время сна тело человека рассказывает душе обо всем, что было сделано за день. Душа передает сведения духу, он — ангелу, ангел — архангелу, архангел — Херувиму, а Херувим рассказывает обо всем Серафиму, а Серафим докладывает Богу. Соответственно, Серафимы являются прямым начальством Херувимов, их посредниками в общении с Богом. Каббала гласит, что главным среди Херувимов является ангел, который носит имя Херувиил.
Роспись “Херувим” церкви Мартина Исповедника в Алексеевской Новой слободе (Москва).
Мидраш говорит, что не Херувим носит Бога, а Бог носит его. Он не заключает в себе ничего материального, Бог сидим на Херувиме, наблюдая за происходящим в мире. Этот же источник называет два имени Херувимов — Тетраграмматон и Элохим. По преданию, это части истинного имени Бога.
В христианской традиции Херувимы считаются поющими в честь Господа ангелами, а также носителями его разума и мудрости. По библейским описаниям, у них имеется двенадцать крыльев. Астрологи связывают количество крыльев Херувимов с количеством знаков Зодиака. Кроме этого, прослеживается связь и с количеством часов в половине земных суток.
Позднее Иоанн Златоуст писал, что Херувимы полностью состоят из глаз — все их тело покрыто ими. Возможно, поэтому они скрывают его под крыльями. Иоанн Златоуст увидел в таком строении символ мудрости. По его словам, через Херувимов Божий разум взирает на мир.
Некоторые богословы, например, Фома Аквинский и Феодор Студит называют Херувимов представителями высшей ангельской власти. По их мнению, они занимают первое место в божественной иерархии, а Серафимы — второе. В православном богослужении имеется особая молитва, которая называется херувимской песней.
Какое место в небесной иерархии занимают Престолы
По Священному Писанию, Престолы имеют такое название не просто так. На них время от времени восседает Бог, изрекая свой Суд. По некоторым преданиям, Престолы служат и средством передвижения Бога, поэтому их иногда называют Богоносными.
Изображение престолов на фреска храма Святого Иоанна Крестителя в Кратово, Македония.
Представители этого ангельского чина выполняют роль престола Господнего. Они занимают третье место среди ангельских чинов, подчиняясь Серафимам и Херувимам. Все остальные ангельские чины подчиняются Престолам и более высшим ангелам.
Престолы выполняют не только функции транспорта и божественного трона. С их помощью Бог осуществляет свой суд над ангелами и людьми. Престолы занимаются и человеческими судами, помогая правителям, судьям, руководителям, которые выполняют свои обязанности на разных уровнях, в различных масштабах.
Престолы изображаются в виде огненных колес с глазами на ободах. У них имеется по четыре крыла. Изначально в таком виде изображались Херувимы, но позднее их облик стал ближе к Серафимам, а огненные колеса еще некоторое время были их атрибутами. В это же время людям открылся истинный облик Престолов. В еврейской культуре третий чин называется Колесами, или Офанимами.
В целом, существует три чина первой сферы божественной иерархии. Это ближайшие к Богу Серафимы и подчиненные им Херувимы и Престолы. Каждый из этих божественных сущностей выполняет свои роли, помогая Богу управлять миром.
Иерархия ангелов — какие бывают и как связаны с человеком
Узнайте все самое интересное и важное об иерархии ангелов, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста
Кто такие ангелы
Ангелы – невидимые нашему глазу бестелесные духи, созданные Богом. Иерархия ангелов не абстрактное понятие – каждый ангел это творение, обладающее неповторимой личностью, свободой, и чувствами. Человеческому разуму сложно познать премудрость Божию. Её проявления в нашей жизни лежат за гранью логики, в пределах веры.
Однако каждому знакомы ситуации, когда мы необъяснимым, поистине чудесным образом избегаем серьезных травм или несчастий. С точки зрения христианства именно в этих ситуациях нас, оберегал Ангел-Хранитель. Также Ангелы могут обращаться к нам посредством голоса совести, оберегая нас от совершения необдуманных поступков.
Старец Ефрем Филофейский: «Если человек молится, то принимает от Бога благоухание и благодать, и Ангел его тоже молится рядом. Просит человек — просит и Ангел, умоляя: «Боже мой, услышь его молитву, сделай то, о чём он просит». А если молитва наша ещё сопровождается слезами и покаянием, тогда Ангел радуется, потому что имеет бόльшее дерзновение к Богу ради такой прекрасной души, такого прекрасного человека».
Ангел («ангелос») в переводе с греческого означает «вестник». То есть Ангел является вестником и исполнителем Божьей воли. Согласно учению Церкви, ангелы являются совершенно бестелесными. Но имеют тела «воздухообразные и огненнообразные», согласно сказанному в Писании (Евр. 1:7) поэтому мы можем изображать их на иконах.
Иерархия ангелов
Какие бывают ангелы? Многообразие ангельского мира не ограничивается лишь Ангелами-Хранителями, заботящимися о спасении отдельных людей. Согласно труду «О небесной иерархии», надписанным именем священномученика Дионисия Ареопагита, иерархия ангелов состоит из девяти ангельских чинов. По данным современной науки, данный труд был написан на рубеже V-VI вв. Таким образом, автор нам неизвестен, иногда его обозначают именем Псевдо-Дионисий.
Иерархия ангелов условно делится на три триады (по нисходящей):
При этом мы не можем утверждать, исчерпывается ли иерархия ангелов чины теми девятью чинами, которые упомянуты в Священном Писании. Возможно, существуют и другие ангельские лики.
Сам автор «Небесной Иерархии» писал: «Сколько порядков наднебесных сущностей, каковы они и каким образом их иерархии осуществляются, точно знает, я утверждаю, только их Божественное Священноначалие, кроме того, и сами они знают собственные силы и озарения и свое священное и надмирное благочиние».
Дословно слово «иерархия» с греческого переводится как «священноначалие». Оно употреблялось оно святыми отцами только по отношению к «священному чину» — т.е. к ангельскому миру и Церкви.
Девять ангельских чинов
Серафимы
Ангельские чины в православии составляют три степени небесной иерархии. Первая степень состоит из наиболее приближенных к Богу ангелов: Серафимы, Херувимы и Престолы. К высшему ангельскому чину относятся Серафимы, что дословно с древнееврейского переводится как «пламенные». Данный ангельский чин отличается пламенной любовью к Господу – своему Создателю. Они своей любовью побуждают всякое творение любить Своего Творца. Серафимы заботятся о Божьем престоле, постоянно вознося хвалебные гимны Господу.
Первое упоминание о Серафимах в Священном Писании находится в Книге пророка Исайи (Ветхий завет):
«Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице своё, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6: 2-3).
Херувимы
Херувимы обладают обилием премудрости и полнотой знания. Им в наибольшей мере среди сотворенных существ открыта всякая премудрость. Они имеют силу знать и созерцать Бога, а также способность передать Божественное знание. Херувимы занимают особое место в христианском богослужении. Каждую Литургию мы слышим на службе Херувимскую Песнь.
Это особое молитвословие, предваряющее Евхаристический канон: «Иже херувимы тайно образующе, и Животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми, Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа».
В переводе на русский: «Мы, таинственно изображающие херувимов, и воспевающие Животворящей Троице трисвятую песнь, отложим ныне всякое житейское попечение. Чтобы поднять Царя всех, невидимо копьеносимого (сопровождаемого воинами во славе победной) чинами ангельскими, Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа».
В данной песне Церковь призывает нас уподобиться херувимам и оставить все мысли и заботы о земном. В это время Сын Божий торжественно сопровождается ангелами. «Копьеносимый» образ взят из римского обычая, провозглашая императора, поднимать его торжественно на щите, поддерживаемом снизу копьями воинов. Господь грядет невидимо во святой алтарь, чтобы принести Себя на трапезе в Жертву Богу Отцу за грехи человечества.
Херувимская Песнь предваряет главное событие Божественной Литургии — пресуществление, благодатью Святого Духа через молитву священнослужителя, хлеба (просфоры) и вина — в величайшую святыню Православной Церкви – Тело и Кровь Христовы.
Престолы
Престолы – возвышенный ангельский чин, полный благодати (божественной силы). Считается, что Господь через этих Ангелов претворяет свою Божественную волю. Это ангельский чин, полный божественной любви.
Господства, силы, власти
Вторую триаду небесной иерархии составляют: Господства, Силы и Власти. Господства побуждают человеческие души господствовать над своей волей в борьбе с искушениями и злыми духами.
Силы – это Ангелы, через которых Господь творит чудеса на земле. Через них приходит благодать чудотворения святым праведникам, познавшим Бога – тем угодникам Божиим, которые еще при жизни удостоились совершения чудес во Славу Божию.
Власти – ангельский чин, укрощающий бесовскую силу, помогающий в отражении искушений дьявола. Они посланы Богом для укрепления подвижников в их служении Богу. Также на них возложена помощь всякой человеческой душе в борьбе со злом.
Начала, Архангелы, Ангелы
Завершающая триада иерархии ангелов также состоит из трех чинов: Начала, Архангелы и Ангелы. Начала – это ангельский чин, управляющий вселенной, охраняющий страны и народы. Это Ангелы-Хранители целых народов.
Архангелы – этот ангельский чин, который известен каждому христианину. Дословно с древнегреческого это переводится как «главные Ангелы» — преславные вестники Божии, посланные нам для укрепления веры, просвещения и познания воли Господа. Главой ангельского воинства является архангел Михаил — предводитель ангелов в их битве с сатаной. Также архангелы в особенно важных случаях передают людям Божью волю. Так, например, через архангела Гавриила совершилось Благовещение Богородице о Её великой Миссии.
Ангелы являются последним ангельским чином в небесной иерархии. Они даны нам в качестве посланников Господа. Ангелы оберегают людей и помогают в жизни. Тем самым они являются самыми близкими к человеку бесплотными духовными существами.
Преподобный Паисий Святогорец: «Если бы мы видели нашего Ангела Хранителя, насколько он близок к нам, то никогда бы не чувствовали одиночества. И ещё у нас есть друзья: святые, Херувимы и Серафимы, и особенно – Пречистая Богородица».
Связь ангелов с человеческим миром
Православная Церковь учит нас, что при совершении Таинства Крещения каждому из нас посылается свой Ангел-Хранитель. В дальнейшем он который оберегает нас и помогает в деле спасения нашей души. Когда мы творим дела милосердия во имя Христово он искренно сорадуется нам. Когда же мы оступаемся, наш Ангел-Хранитель скорбит о нас и молится Богу о нашем спасении и вразумлении.
Каждому христианину необходимо проявлять стремление к познанию своего Ангела-Хранителя. Ангелы служат Богу и исполняют Его волю в отношении нас. Они слышат наши мысли, поэтому так важно обращаться в молитвах к Ангелу-Хранителю – своему заступнику перед Богом.
Соблюдая заповеди Блаженства, открытые нам Христом и переданные через Евангелия, мы можем достичь ангельского совершенства. Необходимо очистить свое сердце для того, чтобы впустить в него радость от общения с Отцом и вечную любовь к Нему и Его творениям, которой обладают все Ангелы.
Каждому православному христианину знакомо чувство неземной красоты и любви Херувимской песни, которая поется на каждой Литургии. А ведь это лишь слабый отголосок той Любви, которую ангелы обладают к Господу. Мы можем лишь догадываться о небесной красоте и величии тех хвалебных гимнов, которые Ангелы непрестанно возносят Господу.
Несмотря на всю таинственность и кажущуюся недосягаемость духовной реальности, в которой живут ангелы, граница между миром человеческим и ангельским не является непреодолимой. Согласно православному мировоззрению, ангелы и люди способны общаться. Мы всегда можем рассчитывать на помощь ангелов, если следуем Божьей воле.