Как называется национальный костюм армяне
Армянская национальная одежда
Армянский народ является одним из самых древних на нашей планете. Их официальная история насчитывается более двух тысяч лет. У народа очень богатая культура, интересные обычаи и традиции.
Не менее интересны и национальные костюмы этого народа. Они отличаются самобытностью, красотой, особенным отношением к деталям.
Яндекс картинки
Женская
Национальный армянский костюм получил название тараз. Армянские народные костюмы насчитывают многовековую историю. Они выполняли эстетическую функцию, несли особый смысл. Армянский тараз свободных и замужних девушек немного отличалась. Семейные женщины с помощью костюма демонстрировали свой статус, а свободные — привлекали внимание яркими одеждами.
Женские платья были сатиновыми, шелковыми или более теплыми — бархатными. Гардероб армянской женщины состоял из: платья (свободного или более зауженного фасона), безрукавки, жилеты. Платье имело прорезь в рукаве, завязывалось на запах. Обязательно подвязывалось поясом с традиционным орнаментом.
Жительницы западных районов страны носили разнообразные платья (хатифа, хрхна, антифа, джуппа). Отличались модели выбором ткани для шитья. Хатифа (хрха, путали) имели фасон с широким рукавом и без боковых разрезов.
Поверх платья надевался фартук. Его орнамент, цвет, форма могли рассказать о принадлежности хозяйки к определенному району страны.
Цветовая гамма женского костюма основывалась на красных, синих, желтых и изумрудных оттенках.
Представительницы зажиточных семей вышивали свою одежду серебряными или золотыми нитками. Особое внимание уделялось ювелирным украшениям. Женщины любили украшать себя серьгами, браслетами, дорогими поясами, аксессуарами для висков. Существовала традиция наследовать драгоценности от одного поколения другому.
Еще одним основным аксессуаром женского и мужского национального костюма Армении являлись теплые носки (голпа). Очень редко это были однотонные изделия, чаще полосатые или с узором. Они входили в основной список приданного девушки, выходящей замуж. Часто их дарили на праздник крестин.
Яндекс картинки
В некоторых частях страны было принято вставлять в нос бирюзовые украшения.
Нательная
Под любую одежду надевалось нижнее белье — длинная рубашка, которая называлась халав. Она имела достаточно простой крой. Цветовая гамма могла иметь белый или красный оттенок.
Еще одна деталь нижнего белья — шаровары похан. Шились они из хлопковой ткани алого цвета. Манжеты похана были обшиты золотыми нитками или узорной тесьмой.
Яндекс картинки
В армянской культуре считалось, что использование в армянской национальной одежде сочетания красных и золотых оттенков приносит благополучие и жизненные силы.
Верхняя
Различные виды распашных и нераспашных платьев являлись верхней одеждой армянок. Отличались наряды только материалом, из которого пошита одежда. Изделия были плюшевыми, бархатными, шелковыми.
Кафтан из бархата — наиболее популярная укороченная верхняя одежда армянских женщин. Он обязательно расшивался золотом.
Яндекс картинки
Более зажиточные женщины утепляли воротники своих кафтанов или длинных пальто натуральным куньим мехом. В некоторых местностях принято было носить утепленные безрукавки.
Головные уборы
Поша — популярный женский головной убор. Представлял из себя небольшую бархатную шапку — тюбетейку с бисерной, золотой расшивкой. В отдельных районах было принято свои длинные косы украшать золотистыми кисточками и подвязывать волосы под поясной шарфик на спине. Пошу было принято обматывать платочком из шелка в виде тюрбана.
Яндекс картинки
В Южных районах страны головные уборы имели более сложную конструкцию. На виски, лоб девушки свисали длинные украшения, прикрепленные к шапочке.
В других краях было принято носить платок, который закрывал еще и нижнюю часть лица. Делалось это из-за восточных традиций, религиозных соображений.
Не последнюю роль в женском армянском костюме играли высокие ободки из дерева. Было принято оборачивать такую конструкцию бархатной тканью и вышивать разнообразные орнаменты: звезда, солнце, небо (котик). Или украшать ободок золотыми монетами, большими пуговицами. Одевается на красную шапочку с кисточками. Называется такой головной убор вард.
Девушки любили вплетать в многочисленные косички шерстяные нитки, по цвету совпадающие с оттенком волос. На нитки крепились золотые шарики и колечки. Это придавало прическе дополнительный объем и привлекательность.
Яндекс картинки
При выходе на улицу женщина накрывала голову большим покрывалом с вышитым орнаментом (каймой). У пожилых дам вышивка была в синих тонах, а у молодых — в белых.
Обувь
Основой обуви у армян были плотные высокие вязаные носки (голпа). Одевали их как мужчины, так и женщины. В зависимости от региона проживания и материального состояния, чулки были хлопковыми, шерстяными или шелковыми.
Расцветка была очень разнообразной, яркой. В некоторых частях страны голпы было принято шить однотонными.
Яндекс картинки
Традиционной обувью были кожаные лапти — поршни. Использовалась кожа крупного рогатого скота. Подвязывались поршни шерстяными, кожаными шнурками. Носили такую обувь все крестьяне, независимо от возраста и пола.
Еще один вариант женской обуви — туфли, сшитые из двух одинаковых кожаных кусочка. Это была выходная обувь. Для молодых девушек — желтого цвета, а для дам в возрасте — желтого или красного.
Чмушк — женская обувь с длинным загнутым носом. У этого вида обуви не было задника. Женский вариант изготавливался в зеленом цвете. Основная часть таких тапочек была расшита разнообразными орнаментами. Была предназначена для зимнего сезона.
Яндекс картинки
В конце 19 века в обиход армянских женщин вошла обувь, изготовленная на фабрике. Это были туфли со шнуровкой или тремя пуговками. Такую закрытую обувь могли позволить себе женщины из зажиточных слоев населения.
Мужская
Мужской армянский национальный костюм (тараз) состоял из кафтана, шароваров, штанов, рубахи. Рубашка была пошита из ситца или шелка, имела одну обязательную деталь — воротничок-стойка с боковой пуговицей. Передняя часть рубахи украшалась длинными кисточками (хвостами) — полосками из бахромы с разноцветной вышивкой.
Более обеспеченные городские жители могли себе позволить пошив арлауха — кафтан, который одевается поверх рубахи. От женской модели он отличался своей длиной. Мужской был более укороченным. Выбор цвета арлауха зависел от района проживания.
Яндекс картинки
Выбор цвета, ткани мужского армянского тараза зависел от региона проживания. Чаще всего верхняя армянская одежда была шерстяной, суконной, сатиновой. Нижняя — шелковой и хлопковой.
Поясня
Армянские мужчины отдавали предпочтение штанам темных оттенков. Носились они в комплекте с арлаухом, имели свободный фасон.
Еще один вид мужской одежды — шалвары. При пошиве использовались хлопчатобумажные или шерстяные материалы. Этот предмет гардероба был распространен в Западных частях страны. Шалвары имели широкий покрой и затягивались на поясе с помощью шнурка. Распространенными оттенками были коричневый и белый. Иногда использовалась более яркая ткань с узорами. Боковую часть украшали лампасы. Шалвары было принято заправлять в высокие сапоги или носки.
Яндекс картинки
Самым ярким аксессуаром мужского костюма был пояс. Эта деталь могла рассказать о статусе, материальном положении, месте проживания владельца. Богатые армяне носили пояса, украшенные монетами и металлическими элементами. Крестьяне обвязывались более простым материалом, но обязательно яркого цвета.
Верхняя
Наиболее распространенным видом верхней мужской одежды была чуха. Этот напоминающий черкеску распашной кафтан, было принято носить круглый год.
Еще один вариант верхней одежды — бурка. Изготавливалась она из валяной овечьей шерсти и являлась традиционным элементов всех кавказских народов. Носили, накинув на плечи без застежек и прочих фиксирующих элементов. Наиболее популярна бурка была среди пастухов, наездников.
Еще один вариант верхней одежды для холодного времени года — безрукавки, утепленные овечьим мехом.
Яндекс картинки
Головные уборы
Для теплого времени года использовались тюрбаны, обмотанные яркой однотонной тканью или шарфами с бахромой. Шились они из войлока, сукна.
Носили вязаные или хлопковые тюбетейки (плоские шапочки, прикрывающие макушку) с разнообразными орнаментами, вышивкой.
Яндекс картинки
В комплекте с чухой надевались меховые папахи. Это высокий утепленный головной убор, распространенный у кавказских мужчин. Такая шерстяная шапка могла уберечь даже от самых сильных морозов. Папаху носили как каракулевую, так и с длинным ворсом.
Среди армянских мужчин обязательным было правило снимать головной убор при посещении церкви, встрече похоронного шествия или в знак уважения к собеседнику.
Обувь
Наиболее распространенным видом обуви у армян были лапти из грубой кожи (трех). Обувались они на высокие носки (ноговицы). Вязались из разноцветных шерстяных или хлопковых ниток. Одевались на носки, фиксировались с помощью длинного шнурка под коленкой.
Городские мужчины носили сапоги с загнутым носком. Эта обувь имела толстую подошву, каблук. При изготовлении использовалась мягкая кожа красного цвета — джзма.
На Западе страны на гулпу обували туфли с невысоким каблуком (солер). Мужские модели изготавливались в черных и красных цветах.
Яндекс картинки
Орнамент
Орнамент на армянской народной одежде играл роль оберега. Узоры располагались вокруг рукавов, подола, шейных вырезов. Считалось, что узор защищает от неблагоприятного энергетического воздействия. Традиционным орнаментом были украшены пояса, фартуки, вязаные носки, нагрудники.
Техника нанесения орнамента на традиционный армянский костюм:
Вязке и вышивке уделялось особое внимание. Считалось, что орнамент, нанесенный данными техниками, защищал от нечистой силы.
Яндекс картинки
При нанесении узоров, тщательно подбиралась цветовая гамма. Женская палитра была более разнообразной, яркой. Мужская — сдержанной, с преобладанием однотонных темных, белых оттенков. Каждый цвет нес в себе особое значение:
Женщины украшали свою одежду разнообразными материалами: бисером, блестками, пуговицами, ракушками с чешуей, выловленными из моря.
Яндекс картинки
Орнамент костюма делился на три группы: растительность, геометрия, зооморфность.
Растительный (флора)
Выражается в изображении листьев, веток, деревьев. Бесконечный жизненный путь, силу духа изображали в виде длинной зигзагообразной линии с лепестками на каждом изгибе. Деревья означали плодородие, материнское счастье, беременность.
Яндекс картинки
Цветы украшали одежду молодых невинных девушек. Узоры миндалевидной формы оберегали от плохого взгляда, злых людей.
Зооморфный (фауна)
Редкий орнамент, передавался в виде характерных отличительных признаков животных. Наиболее популярным было изображение рогов крупного скота (овен, корова, бык). Считалось, что эта деталь приносит богатство, повышает плодородие.
Яндекс картинки
На оружии, подносах, украшениях, одежде часто изображали змею. Она символизировала семейное счастье, мудрость, приносила удачу в делах.
На свадебной атрибутике можно было увидеть изображение петуха. Его считали покровителем молодоженов. Головной убор жениха обязательно украшался перьями этой птицы для поддержания мужской силы.
Геометрический
Самыми популярными геометрическими фигурами в орнаменте были:
Сохранилось большое количество археологических материалов, подтверждающих существование армянской национальной одежды много веков назад. Благодаря фрескам, скульптурам, горельефам, щитам и шлемам, ученые смогли восстановить все детали национального костюма.
Современные дизайнеры часто выпускают коллекции с использованием этнических направлений, традиционных орнаментов и цветовых сочетаний.
Восточная роскошь: история национального костюма Армении
Немного истории
Армяне – один из древнейших народов мира. История нации начинается в первом тысячелетии до нашей эры. Отследить процесс развития и изменения армянского костюма несложно, поскольку сохранилось большое количество источников. К ним относятся археологические находки, повествования в древних писаниях, гравюры, скульптуры и т. д.
Армянский костюм менялся не только под влиянием эпохи, огромное значение имела окружающая среда и условия, в которых жила община. Доподлинно известно, что в седьмом веке территория страны была оккупирована арабами.
После нескольких провальных восстаний, православные жители Армении приняли решение искать укрытие и поддержку в соседних государствах: Грузию, Византию. Некоторые добрались даже до Европы.
В настоящее время в стране живет всего три миллиона человек. А по всему земному шару численность нации достигает двенадцати миллионов. По этой причине армяне, обитавшие в средние века в Италии, носили иные одеяния, чем их соплеменники, нашедшие приют в Грузии. Но все же общие черты между ними можно отыскать. |
Разновидности
Армянский национальный костюм девушек и парней отличается самобытностью, несмотря на то, что за свою долгую историю ему пришлось пережить огромное количество метаморфоз.
Женский
Повседневный комплект барышни включал: рубаху (халав), штаны (похан), верхнее платье (архалух) и фартук (гогноц). На праздничные мероприятия к нему добавляли «минтану» (дополнительное платье).
Сорочка была длинной, со вшитыми по бокам клиньями с косым покроем. Рукава рубахи имели прямую форму, а горловина круглую. На груди делали разрез. Под «халав» надевали штаны, пошитые из хлопка. Обычно они имели красную расцветку. На щиколотках «поханы» декорировали орнаментом или вышивкой.
Поверх сорочки и штанов надевали архалух, имевшее боковые разрезы. Праздничную «минтану» кроили аналогичным способом с повседневным верхним платьем. Правда, существовало одно различие.
Торжественная модель не имела по бокам разрезов. Подпоясывали его шелковым платком. Рукава «минтаны» пристегивали отдельно с помощью маленьких пуговиц в форме шариков или крепили шнурками. Края декорировали тесьмой.
Важным элементом женского костюма армянок считается фартук. Его обильно украшали яркой вышивкой и крепили сверху с помощью узкого пояска.
Отдельного внимания заслуживает головной убор. Он содержал в себе сведения о социальном статусе своей хозяйки. Девушки плели огромное количество мелких косичек с добавлением шерстяной нити такого же оттенка, как и волосы. Подобный хитрый прием визуально делал прическу пышней, а локоны длинней.
На голову надевали шапочку из войлока небольшого размера. К ней на цепочках прикрепляли разнообразные украшения (листочки, кольца и т. д.). После замужества барышня меняла головной убор.
Войлочную шапку декорировали жемчугом и драгоценностями.
Если семья не могла похвастаться большим достатком, то убор украшали мелкими цветками из шёлка. Когда девушка выходила на улицу, поверх шапочки накидывали покрывало, обшитое каймой. У молодых барышень она была белоснежного цвета, у пожилых дам – синего. |
Детский
Малышей, которым не исполнилось одного года, облачали в простую рубашечку. После двенадцати месяцев к ней добавляли верхнее платье. Порой его шили слишком длинным, что мешало крохе ползать и ходить. Делали это не во вред ребёнку, а, чтобы было проще за ним уследить.
До семи лет мальчиков и девочек воспитывали вместе, затем разделяли. Национальный костюм Армении для детей практически ничем не отличается от взрослой модели. Первый «настоящий» архалук мальчишки надевают только в десять лет.
Детские наряды также декорировали обильной вышивкой, которая несла в себе особое значение. Часто применяли кресты и подобные элементы. Они выполняли роль оберега от злых сил и нечисти.
В приданном юной леди обязательно было несколько нарядов, которые называли «тараз».
Мужской
В состав одеяния парней входили: рубашка, штаны, шаровары и кафтан. Для пошива сорочки брали шёлк или ситец. Изделие отличалось небольшим стоячим воротником, который имел боковую застежку. Шаровары изготавливали из хлопка или шерсти, завязывали широким поясом. На кушак крепили кинжал и кошелек.
Жители Восточной Армении по примеру женщин, облачались в «аралух». Только верхнее платье для мужчин было в несколько раз короче, длиной до колен. Армяне с запад его не носили. Вместе «аарлуха» они надевали жилет (елак), поверх которого накидывали куртку с цельнокроеными рукавами. Она не имела застежки и называлась «бачкон».
Особенности
Любой национальный наряд имеет характерные черты, которые выделяют его на фоне иных одеяний. Костюм армянского народа не является исключением.
Цвета и узоры
В большинстве случаев выбор оттенка для вещей зависел от местности проживания. Некоторые отдавали предпочтение красным расцветкам, другие выбирали белоснежный. Также в армянских нарядах часто встречаются синие и зеленые оттенки.
Красный цвет выбирали не только для одежды, но и для вышивки. В сочетании с зеленым оттенком он символизировал свадебное торжество. Черный – знак траура и старости. Желтый цвет применяли очень редко, поскольку он обладал отрицательным значением. Обычно его ассоциировали с болезнями.
Ткани
Выбор материи, так же, как и расцветок, зависел от места обитания людей. Для нижних вещей использовали хлопок и шёлк. При пошиве верхних изделий выбирали сукно, шерсть или сатин.
Архалух для мужчин кроили с отрезной спинкой, в области талии он собирался в сборки. В некоторых моделях спину выкраивали из нескольких клиньев. Верхнюю часть и подкладку скрепляли единым швом.
Нижние мужские брюки (вартик) шили со вставной полоской. Порой она была настолько широкой, что равнялась длине штанов. |
Женское верхнее платье также имело отрезную спинку и элегантный длинный вырез в области груди. Сбоку были прорезы, идущие от подола до самого пояса. В результате получалось три полы: две спереди и одна сзади.
У армян существовала интересная традиция, связанная с покроем вещей. За несколько суток до свадебного торжества родные жениха приходили в дом невесты, чтобы помочь с выкройкой наряда и его пошивом. Супруга посаженого отца занималась кройкой и нарезкой ткани.
В процессе работы она бросала ножницы и ругалась, что они тупые. Женщина отказывалась помогать. Однако существовала примета, что если она не раскроит платье, то свадьба не состоится. Гости начинали задабривать «разозленную» даму, презентуя ей угощенья и деньги. «Успокоившись», женщина все же продолжала работу.
Красота свадебного наряда
Одеяние для бракосочетания отличалось лишь тем, что верхнее платье шили из дорогостоящей материи. Особой была и расцветка вещей. Носки должны надевали только красного оттенка, поскольку он считается защитным от невзгод и нечисти.
Отдельное внимание на церемонии уделяли серебряным поясам. Их отдавали новобрачным родители в процессе венчания. Ранее важным элементом свадебного наряда был передник. Его шили из дорогой материи и декорировали золотыми нитями. Платье невесты обязательно украшают традиционной вышивкой.
Узор на костюме обычно выдержан в красно-зеленых тонах. Если алый символизировал защиту, то изумрудный – молодость и весну.
Постепенно в традиционный наряд армян стали проникать европейские нотки. Платье невесты шили более приталенным и обязательного белого цвета. Неизменным остался только серебряный пояс.
Аксессуары и украшения
Армянки с запада использовали разнообразные ободки для волос. Их изготавливали из дерева и обтягивали бархатом, декорировали жемчугом. Также аксессуар создавали из папье-маше и обшивали мягкой тканью.
Особое внимание барышни уделяли ювелирной продукции. Практически в каждом доме имелись семейные реликвии, которые передавали от старшего поколения к младшему. Любили армянки ожерелья, браслеты. Причем последние надевали не только на руки, но и на ноги.
Некоторые барышни вставляли в нос украшения из серебра с частицами бирюзы. Пуговицы для одежды также изготавливали из этого драгоценного металла. |
Головные уборы
У жителей западной и восточной Армении они существенно отличались. Первые выбирали вязаные головные убора, а вторые из меха. Городские обитатели носили высокие шапки в форме цилиндра. Жители западных областей предпочитали полусферические головные уборы, связанные из нитей одного цвета и обмотанные сверху перекрученным платком.
Можно было встретить шапки, созданные из ниток разных оттенков. Они обладали формой конуса с усеченной верхушкой. Их вышина достигала пятнадцати сантиметров. Носили подобные шапки без платка. Надевали армяне и остроконечные уборы, оборачивая верхушку платком, украшенным традиционной вышивкой.
Женщины, проживающие в восточной части страны, носили шапочку, которая по внешнему виду напоминала башню. Аксессуар достигал в высоту до двадцати сантиметров. Для его изготовления использовали несколько слоев хлопковой материи. Убранство имело множество названий: палти, поли, баспинад и т. д.
Пали закрывал часть лба, задняя сторона изделия декорировалась ленточкой с узором. Как и большинство предметов национального наряда, она была украшена растительным или геометрически орнаментом. Под «башенку» повязывали ленту, к которой крепили монетки, созданные из драгоценных металлов. У висков закрепляли серебряные шарики, которые практически полностью закрывали локоны девушки.
«Палти» представлял собой белый хлопчатобумажный платок, который опоясывал шею и часть лица до носа. Аксессуар складывали по диагонали, а углы туго завязывали на затылке. Сверху «башенку» прикрывали разноцветной шалью, закрепленной цепочкой. Баспинад снимали только в отсутствии мужчин, поскольку в Армении запрещено появляться перед посторонними людьми с непокрытыми волосами.
Дополнением к головному убору были крупные пуговицы «катош». Чело обладательницы данного изделия украшал налобник, к которому крепили в ряд золотые монетки. Самая крупная располагалась в центре, у висков висели украшения из жемчуга, венчающиеся тонкими пластинами из золота. Столь необычный аксессуар дарил невесте жених в день свадебного торжества.
Обувь
Армяне носили трехи, изготовленные из грубой кожи. Обували их на специальные носки из шерсти (гулпа). Девушки предпочитали шлепанцы с открытым передом. Но от носков при этом не отказывались.
В непогоду жители Армении надевали сапоги из кожи (масхер), поверх которых натягивали шлёпки (шмек). Шлепанцы по внешнему виду напоминали туфли на каблучке, только без задника.
Стилизованные модели
В современном мире армянский национальный костюм получил вторую жизнь. Несколько знаменитых дизайнеров, родом с Кавказа, вернули на подиумы не только традиционное одеяние для свадебного торжества, но и украшения, узоры, вышивку. Источником вдохновения для них служили музейные экспонаты.
Мировую славу получила ювелирная продукция Арпи Авдаляна. Гармонично вплетает в современные наряды национальные ожерелья и браслеты модельер Аревик Симонян. К народным мотивам в коллекциях часто обращается дизайнер Геворг Шадоян.
Заключение
Чтобы разобраться в многогранном мире великой Армении и ее культуре, достаточно внимательно изучить национальный костюм страны. Каждый элемент одеяния содержит ответы на многочисленные вопросы. В наряде гармонично сплелись красота, любовь к родине и мужество этой удивительной народности.
Из видеоролика вы узнаете интересные факты об армянском национальном костюме.