Как называется набедренник часть рыцарского вооружения
Как назывался набедренник, часть рыцарского вооружения?
Набедренная деталь рыцарского вооружения носила название КИХОТЕ. Именно по названию этой части рыцарских доспехов назван знаменитый литературный герой Дон Кихот Ламанчский.
Часть доспехов рыцаря составлял набедренник, на испанском языке «Кихоте».
Правильный ответ: «Кихоте».
В русской традиции металлические пластины, которые являлись частью рыцарских доспехов и функцией которых была защита бедер рыцаря, назывались налядвенники (набедренники).
Набедренник имел кожаные ремни, которые застегивались на задней поверхности бедра, а чтобы набедренник не сползал, его еще и привязывали с помощью шнурков к поясу.
Эта часть доспехов называется кихоте. В честь этой части доспехов назван знамениты персонаж в истории Дон Кихот.
Набедренник, часть рыцарского обмундирования называлась К И Х О Т Е. Так же звали литературного героя из одноименнойго романа Снрвантеса «Дон Кихот», у которого был помощник Санчо Панса, который ездил на осле.
Это название так с испанского и переводится «набедренник». У рыцарей это считалась частью доспехов. Именно от этого названия рыцарского обмундирования и появился герой Дон Кихот.
Рыцари по своему внешнему виду сегодня не нужны. А вот рыцари по своему внутреннему состоянию конечно же необходимы. Только вот жалко мне таких рыцарей. Для рыцарей нужны дамы, а у нас сегодня все больше поколение NEXT. Да и для женщины уже мало что бы мужчина был рыцарем, для большинства важно не его внутренний мир, а его благосостояние.
Разжалование налагалось на рыцарей в случаях совершения ими преступлений, влекущих смертную казнь или изгнание, либо за совершение действий, не являющихся преступлением, но позорящих рыцарское достоинство.
Разжалование в этих случаях производилось на основании решения рыцарского совета, проходящего непосредственно перед судебным разбирательством.
Процесс слишком сложный, поэтому я не буду его пересказывать. Но Вы можете прочитать его подробное описание, пройдя по данной ссылке.
Может. Королева может посвятить в рыцари.
В рыцари посвящали в основном мужчин, но иногда посвящение касалось и женщин,
когда не хватало мужчин.
В истории был такой Орден Топора, в котором были одни женщины, сражавшиеся этими самыми топорами.
Женщин рыцарей это ордена можно бло отличить по изображению красного топора на тунике.
Такая известная историческая личность в истории, как Жанна Д’Арк была членом этого ордена рыцарей топора. Хотя, понятное дело, что сражались они не только топорами. Топорами сражались вначале, а затем это уже стало больше эмблемой и напоминанием о тех временах, когда женщинам приходилось биться против атаковавших их врагов.
То есть, женщины становились рыцарями не столько потому, что им очень этого хотелось, а просто не хватало мужчин и была подобная необходимость.
Турниры в основном проводили цари, бароны или состоятельные сеньоры. Считается, что родиной этих турниров является Франция с конца XI века, а «Отцом» этих турниров называют
Согласно этим правилам к турниру не мог быть допущен даже родовитый рыцарь, если он был замечен в
Правда возможно, что в самом начале эти правила и были строго оговорены, но в дальнейшем как всегда деньги делали своё дело и доказать вину в нарушении того или иного пункта этого правила было весьма проблематично.
Как назывался набедренник, часть рыцарского вооружения?
Как назывался набедренник, часть рыцарского вооружения?
В русской традиции металлические пластины, которые являлись частью рыцарских доспехов и функцией которых была защита бедер рыцаря, назывались налядвенники (набедренники).
В других европейских странах эта же часть доспехов называлась: в Германии — Diechlingen, во Франции — cuissards, в Италии — cosciali, в Испании — guijote (кихоте).
Дон Кихот — Дон Набедренник, так буквально переводится имя хитроумного идальго из Ламанчи — главного героя романа Сервантеса, задумывавшийся автором как пародия на рыцарские романы, которые во времена позднего Возрождения были весьма популярны, но увы!, качество которых и, в том числе и в плане исторической достоверности, оставляло желать лучшего.
Набедренник имел кожаные ремни, которые застегивались на задней поверхности бедра, а чтобы набедренник не сползал, его еще и привязывали с помощью шнурков к поясу.
Набедренная деталь рыцарского вооружения носила название КИХОТЕ. Именно по названию этой части рыцарских доспехов назван знаменитый литературный герой Дон Кихот Ламанчский.
Правильный ответ на вопрос — КИХОТЕ.
Теперь я точно будут знать откуда «ноги растут» у литературного Дон Кихота, то есть чему он обязан своему имени, подаренному ему достопочтенным Сервантесом. В Испании средневековой часть вооружения рыцаря, а точнее набедренная ее часть называлась «КИХОТЕ» — вот такая любопытная историческая и литературная аналогия.
Часть доспехов рыцаря составлял набедренник, на испанском языке «Кихоте».
Правильный ответ: «Кихоте».
Каждая деталь рыцарского снаряжения защищала определенную часть тела рыцаря, входили в этот комплект и — набедренники, название которых кажется хорошо знакомым — Кихоте. Никогда не знала, что знаменитый Дон Кихот имеет отношение к предмету рыцарского вооружения. Кихоте — верное название.
Набедренник, часть рыцарского обмундирования называлась К И Х О Т Е. Так же звали литературного героя из одноименнойго романа Снрвантеса «Дон Кихот», у которого был помощник Санчо Панса, который ездил на осле.
Верный ответ на вопрос — К И Х О Т Е.
Это название так с испанского и переводится «набедренник». У рыцарей это считалась частью доспехов. Именно от этого названия рыцарского обмундирования и появился герой Дон Кихот.
Эта часть доспехов называется кихоте. В честь этой части доспехов назван знамениты персонаж в истории Дон Кихот.
Вот так вот в истории мелочи взаимосвязаны. Я до сих пор не перестаю удивляться этим фактам.
Сначала одевалась кольчуга, сверху доспехи из металла или металлических пластин. На голову одевали шлем. Руки защищали наручами. На ноги одевали латы, а также набедренники, которые назывались — Кихоте.
Броня крепка. Какими на самом деле были рыцарские доспехи?
Рыцарство — один из культурных феноменов, до сих пор определяющих многое в жизни современного человека. Система приоритетов, этика и эстетика, отношение к себе, к противнику, к «младшим» и «старшим» по иерархии, к социуму вообще. Далеко не всегда речь идет о прямом следовании рыцарским идеалам (пусть и в «осовремененном» виде): многие теперешние представления сложились как антитеза ценностям рыцарской эпохи. Тем не менее влияние ее несомненно.
Ну, а наиболее зримый атрибут той эпохи — рыцарские доспехи. Они же — самый мифологизированный из предметов той материальной культуры.
Особенно это касается «боевых костюмов» времен Высокого Средневековья, расцвета рыцарства. Речь идет о том типе брони, который в русскоязычной традиции называется латы.
Впрочем, только латами эта мифологизация, конечно, не ограничивается. В самых оружейных из бестселлеров Голливуда, фильмах знаменитых и местами даже великих — «Храброе сердце», «Жанна д’Арк», «Гладиатор», «История рыцаря», «Александр Македонский», «Царство небесное» — нет НИ ОДНОГО комплекта вооружения, который бы полностью соответствовал исторической действительности. Даже просто исходя из логики оружейного боя, применение подавляющего большинства таких вот железяк — предельно сложный и дорогостоящий способ самоубийства. А ведь, по крайней мере, Люк Бессон имел целый штат экспертов-консультантов; и все равно боевое облачение Милы Йовович и К таково, что Жанна д’Арк выглядит фантастичнее, чем героиня «Пятого элемента». Кстати, если кто думает, что фильм про первого московского мэра «Юрий Долгорукий» содержит меньше фантастических эпизодов, — тот весьма ошибается: я даже слегка удивлен, отчего шлем мэ. пардон, князя был выполнен не в форме кепки. Об экипировке обитателей фильма «Волкодав» просто говорить не приходится: похоже, главным источником сведений для консультантов служили описания рыцарей-джедаев.
Все возвращается на круги своя. Ничего не поделаешь: уделим особое внимание именно рыцарям. И их латам.
Боевой латный доспех не слишком тяжел: весьма редко он превышал 30 кг (а вот немногим за 20 кг бывал куда чаще); турнирные, случалось, тянули и вдвое больше. Движений он не сковывал АБСОЛЮТНО. В нем можно было танцевать — это, собственно, даже входило в комплекс тренировок; можно было. плавать и даже чуть-чуть бороться в воде (в основном просто притапливая противника и стремясь при этом не последовать за ним). Разумеется, тут требовалось вообще умение хорошо плавать, в средневековье нечастое; и, разумеется, Ла-Манш так не пересечь — но вот неширокая речка, канал, ров «на рывок» брались. Причем иной раз рыцари проделывали такой рывок, уже будучи раненными — и серьезно, и неоднократно!
Завершая разговор о плавании, скажем: в до-латный период это тоже было возможно, хотя полная кольчатая броня в целом не легче высокоразвитых лат. Особенно когда она усилена каким-либо пластинчатым набором поверх торса (чаще всего — типа «бригандина», кожаным со стальным подбоем: забавной пародией на эту броню дополнил свою не менее забавную кольчугу киношный Арагорн перед битвой за Хельмову Падь). Вдобавок это защитное вооружение содержит куда больше «разбухающих» элементов: ведь у него гораздо сильнее выражен толстый амортизирующий подклад — стеганый, войлочный, даже меховой.
(Читатели, видно, все ждут, когда, наконец, речь зайдет о Ледовом побоище. Не дождетесь: каноническое описание этой битвы имеет к реальности такое же отношение, как фантастика «Малая земля» к реалиям Великой Отечественной. И по тем же самым причинам — «генсек» изволил лично копье преломить! Скажем лишь, что разворачивайся Ледовое побоище так, как призывает нас видеть сложившийся канон, — оно завершилось бы через миг после начала. Вничью. На дне.)
Теперь — о сроке носки. В латах можно было сражаться хоть бы и полный рабочий день, особенно если «перерыв на обед» разбить этак на четыре четвертьчасовые паузы (реально возникали и более длительные перерывы). Шлем в такие перерывы все же желательно снимать: это вообще наиболее «утомительная» часть латной брони. Не сражаясь, но ожидая сражения, латы можно было носить не снимая и несколько дней. (Точнее, время от времени снимая отдельные детали — как вы уже догадались, не только шлем, но и, извините за выражение, «боевой гульфик», а также другие детали из числа ниже пояса. ) Разумеется, для этого требовалась дьявольски высокая тренированность — и она действительно была. Вряд ли меньшая, чем в лучших боевых системах Востока.
Можно ли облачиться в такой доспех одному? И сколько длится процесс облачения? Сперва ответим на второй вопрос. Даже при одном помощнике-оруженосце (а их чаще бывало двое) это занимает считанные минуты. Не такой это и малый срок, особенно при внезапном нападении — поэтому иногда в спешке «накидывали» лишь защиту корпуса и шлем. Иные ландскнехтские доспехи (помощники у ландскнехта будут, а вот оруженосцев ему не положено!) для простоты «неполной сборки-разборки» имели кирасу, шарнирно сочлененную с набедренниками и наплечниками — у рыцарей эти детали чаще пристегивались отдельно. Но вот чтоб совсем одному облечься. Все- таки требуется не только пряжки застегнуть, но и зафиксировать саму броню сквозь специальные отверстия специальными шнурами, крепящимися на поддоспешном одеянии (именно они, особенно в парадно-декоративном варианте, образуют на дворянском — рыцарском! — костюме то обилие лент, подвязок и застежек, которое на века становится отличительным признаком одежды благородных сословий).
Дополнительный вывод: далеко не поверх любой одежды можно латы «натянуть». То есть вообще-то — поверх любой, но тогда не обижайтесь, если на пятой секунде схватки от вражеского удара всю вашу защитную систему «перекосит» и шестая секунда станет последней.
Раз уж заговорили о моде. В момент появления лат(точнее — несколько ранее: порой и на много десятилетий!) нужно ожидать всплеска «модных конструкций» в одежде, прическах, даже архитектуре и судостроении. Ведь сам латный доспех — своего рода следствие игры с «выкройками», расчета углов, плоскостей, полусфер, сочленений и т.д. Следствие понимания того, что броня не обязана быть бесформенной или даже просто повторять контур тела.
А до такого понимания цивилизация должна дозреть. Даже щедрая мыслью античность, например, дозрела не вполне: «крупноблочных» конструкций хватало, но контуры их в основном именно что копировали обводы человеческого тела. Даже термин такой существует «анатомический» (он же — «мускульный») панцирь.
Интересно сравнить весовые характеристики и надежность поздних лат с современными им доспехами Московской Руси. Очень мощная, «противопульная» защита торса в рыцарском варианте — 7-8 кг.
Прикрытие рук, от кончиков пальцев до плеча, — обычно не более килограмма на каждую; ну, с большим запасом — еще 2-3 кг для обеих рук.
Итого — порядка 10 кг (часто — меньше). А у братьев-москалей как обстояли дела «выше пояса»? (Братья- киевляне/львовяне/житомирцы и пр., не злорадствуйте: у нас дела обстояли не хуже лишь в самом лучшем случае!) Примерно так: кольчато-пластинчатый набор (хоть бахтерец, хоть юш- ман, хоть зерцало) — 10-14 кг; плюс наручи (от запястья до локтя!), обычно порядка 500 г каждый. Или — поздняя кольчуга либо панцирь, равно весом 7-12 кг, если без рукавов. Это мы еще не считаем вес подклада: матерчатого или кожаного поддоспешника, который в «проминаемых» доспехах поневоле делается особо толстым.
Бывают, правда, панцири и весом примерно в 2 кг, но это тоже скорее «поддоспешники», их только под бахтерец и надевали (или — под верхнюю одежду: не в бою, а в городе, оберегаясь не более чем от ножа). А всякая экзотика вроде байданы — набора из крупных плоских колец, — во-первых, не легче, во-вторых, ее защитные свойства заведомо уступают тому же бахтерцу. Но даже наиболее полный комплект бережет ОЧЕНЬ намного хуже европейского аналога, по цене же и трудоемкости он (не тысячи — десятки тысяч колец и пластин, ручная работа!) явно превосходит изделия «гнилого Запада».
О шлемах говорить просто не будем — они несопоставимы. Равно как и степень защиты ног.
Вообще, какой вариант ни возьми — хоть индийский, хоть самурайский, — результат одинаков: неполный набор (именно «выше пояса»; ну, на самом деле — до середины бедер) весит как полные латы, защищает хуже, а в производстве дороже. Да еще щита обычно требует, а латнику в «общевойсковом» бою щит не нужен — разве что целевые образцы в нестандартных условиях: противокопейный, осадный, малый фехтовальный.
Между прочим, преимущества лат признавали и те профессионалы воинского дела, которым выпало жить за пределами Западной Европы. Элитные типы самурайских доспехов уже с XVII в. представляли собой «гибридные конструкции», основой которых были именно латы, в массовом порядке приобретавшиеся у португальцев и голландцев, на тот момент успевших завязать со Страной восходящего солнца прочные контакты. В оружейных арсеналах Московской Руси европейские доспехи тоже представлены неожиданно широко. Правда, чтобы понять это, надлежит ознакомиться с самими арсеналами, а не с их описями. Воспитанные в старых традиция писцы оказались куда консервативней, чем военное сословие: привычные зерцала и бахтерцы они описывали очень подробно, на несколько страниц— каждую пластину, каждую заклепку; а вот полный рыцарский «скафандр» мог удостоиться буквально одного-двух слов.
Итак, латный доспех — сугубо европейское изобретение, продукт высоких технологий, первого витка НТР, стартовавшего в рамках Ренессанса.
Правда, по этой причине он, хотя и слегка распространился за пределы рыцарства, для массовой неэлитной пехоты был слишком дорог. Да ведь и кольчуга с зерцалом (а хоть и без!) ей не по средствам.
Справедливости ради отметим: носить даже самый высокотехнологический доспех — совсем не столь легкое дело, как может показаться. Прежде всего, этому нужно учиться с детства, что влечет бешеные расходы: к совершеннолетию юный рыцарь успевает «износить» (точнее, перерасти) несколько комплектов, каждый из которых, по шкале престижа нынешних анекдотов, равноценен если не черному мерседесу, то уж и не запорожцу.
Через века такие подростковые латы — не битые, не рубленные, отлично сохранившиеся — обильно поступают в музеи, формируя устоявшийся предрассудок о крайней малорослости средневекового люда. На самом деле воинские костюмы «для тех, кто старше 16-ти», демонстрируют разброс от среднестатистических 165 см (нормально для предакселерационной эпохи!) до вполне баскетбольных показателей — ну, разве что несколько более редких, чем сейчас.
Но все-таки даже для самого умелого бойца 30-килограммовая «легкость» и подвижность латных сочленений весьма относительны в долгой муторной сумятице пешего сражения, особенно когда в ходе него требуется бежать (пусть даже вперед), карабкаться. Так что если было известно, что назавтра предстоит «штурмовой» бой, — скажем, атака вражеских укреплений,— рядовые рыцари норовили выходить на него в неполном облачении. А знатные аристократы могли
себе позволить «спецодежду» — облегченные конструкции с высокой долей кольчатого и мелкопластинчатого набора. Жутко дорогие и, за счет высоких технологий, достаточно надежные.
Силе таранного удара кавалерийского копья они противостоять не могли — но то-то и оно, что бой пеший! А от всего прочего спасало личное мастерство и. усилия свиты.
Вообще-то действия арбалетчиков и лучников — отдельная тема: см. «НиТ» №5, 2007. Впрочем, повторим и здесь: тяжелая стрела из очень мощного лука способна пробить стальную пластину, прочность которой более-менее соответствует материалу рыцарских лат (правда, наиболее легких и тонких). Причем даже не только в упор. Но. это все равно, что утопить в корыте гвоздь и сделать на основании этого вывод о невозможности кораблей со стальным корпусом.
Потому что высокоразвитые латы — не установленная на мишени пластина. Даже если латник будет стоять неподвижно, «позируя» целящемуся в него лучнику, все равно на его доспехе чертовски мало участков, куда стрела или копье может ударить по нормали: не уйдя в сторону, не срикошетировав, не потеряв направления или энергии, не рассредоточив эту энергию сразу на несколько деталей (тот самый «эффект кирпичного свода»). Причем вот на этих-то участках броня не облегчена,а совсем наоборот.
Да, тоже. Хотя тут история не столь уж проста и совсем не линейна.
Броня умеет достойно ответить практически на любой «вызов». За столетия до этого на изнуряющей душу и тело сухой жаре Ближнего Востока крестоносцы в железо облачаться отнюдь не перестали: наоборот— имен- нотогда период доспех начинает развиваться особенно бурно. В паровой бане тропических джунглей конкистадоры тоже очень дорожили латами (другое дело, что их жестоко не хватало — порой даже приходилось «заимствовать» индейские брони). Пороховое пламя огнестрельных веков опять-таки подтолкнуло доспехи не к исчезновению, а к эволюции.
Пока оставим в стороне пушки (артиллерия, конечно, сильно преобразила воинскую тактику). Но в ХVI-ХVII вв., когда в полный голос заговорили аркебузы, кавалерийские пистолеты, даже мушкеты, — доспех сумел к этому приспособиться. Изменился его «покрой», иным стало сочетание ребер жесткости, выпуклостей и углов: пуля соскальзывает или рикошетирует по несколько иным законам, чем стрела. Изменился состав стали: науглеро- женный для повышения твердости поверхностный слой утратил блеск, стал черным (заодно трансформировав воинскую эстетику). Несколько изменился и вес, но не так уж сильно. Элитные конструкции за счет нового витка «высоких технологий» довольно надежно защищали от пуль, не требуя особого утяжеления.
И все-таки именно XVII в. окончательно подорвал позиции латной брони. Но причина тому — не столько растущая эффективность артиллерийского и мушкетного огня, сколько. переход к массовому формированию регулярных армий численностью в сотни тысяч человек. В этой ситуации даже трехчетвертные латы оказываются слишком дорогим удовольствием.
А вообще-то вплоть до середины XIX в. на военных заводах, проверяя качество новоизготовленной партии кирас, делали по одной из них пробный выстрел из армейского ружья: не в упор, но где-то с полусотни шагов. И принимали эту партию лишь в том случае, если пуля оставляла в кирасе не более чем вмятину. А если вместо вмятины имела место пробоина — то производителям предъявляли серьезнейшие рекламации.
Строго говоря, кираса дожила до появления первых бронежилетов. Более того: многие из них совершенно явственно продолжили историю латного доспеха, адаптированного к условиям окопной войны!
Холодное оружие
Каролингский меч или «меч викингов»
Меч каролинг приобрел широкую популярность в раннем средневековье и предположительно является развитием античной спаты (Спарты?). Из-за особенностей рукояти предназначались в основном для пешего боя и был плохо приспособлен для боя с противниками имеющими доспехи либо кольчугу.
Романский меч
Романские мечи можно разделить на две группы:
Готические мечи
Готические мечи также разделялись на две группы:
Эсток
Двуручные мечи
Фальшион
Копье
С XIV века копья стали делать в виде полой трубы, что облегчало их вес и упрощало слом при столкновении, а также приобрели конический щиток для защиты руки.
Боевой топор
Одним из поздних усовершенствований боевого топора являлось добавление острого шипа на обухе, что позволяло пробивать шлемы и пластинчатую броню.
Булава
Развитием простой булавы в XIII веке стал моргенштерн – металлический шар, снабженный шипами. Мог быть как насаженным на деревянную ручку или использовался как кистень (шар, соединенный с рукоятью цепью).
Молот
Полэкс
Длина древка составляла от 150 до 210 см и оканчивалась навершием с острым шипом. Также на навершии размещались молот и топор, или изогнутый клюв. Вдоль древка часто располагались металлические пластины, защищающие древко от перерубания. Главным отличием от алебарды было то, что «головка» полэкса была не цельнометаллической, а скреплялась на болтах или штифтах.
Помимо боевых действий полэкс часто применялся в турнирных схватках.
Кинжал
В средние века кинжал представлял собой клинок длинной 20-40 см, и так же, как и мечи, за время своего существования претерпел некоторые изменения.
Первые кинжалы походили на уменьшенную копию меча – обоюдоострые, с достаточно тонким лезвием.
Однако со временем появилась необходимость придать им прочность и пробивную силу, достаточные для нанесения раны сквозь доспех. Так появились трехгранные кинжалы, предназначенные для колющих ударов.
Оборонительное вооружение
Следует отметить – совершенствовалась не только атрибуты доспехов, но и их качество. Если первоначально кузнецами использовалось мягкое железо, то в позднем Средневековье при изготовлении основным материалом была сталь.
Сейчас рыцарь представляется человеком, закованным с ног до головы в броню, однако путь к подобному образу продолжался столетиями. Хотя основные типы доспехов (кроме латных) встречались задолго до возникновения рыцарей, в следствие потерь технологий кузнечного дела в Темные века (VI-X) многое пришлось воссоздавать заново. По сути, рыцари начали с доспехов, которые были известны более тысячи лет.
Кольчужный доспех
В Европе кольчуги использовались с раннего Средневековья и изначально представляли собой рубаху, сплетенную из маленьких стальных колец, покрывающую тело до локтей или запястий и доходящую до колен. Наибольшее распространение кольчужные доспехи получили в X-XIII века, когда ними покрывали все тело воина.
Пластинчатые доспехи
Пластинчатый доспех появился в Европе в XIII веке и получил название бригантина. Это были металлические пластины, прикрепленные на тканевую основу. Изначально применялась как дополнительный доспех поверх кольчуги.
Со временем в экипировку рыцаря стали добавляться латные элементы брони, защищающие руки и ноги, а нагрудник получил юбку, сделанную по типу ламеллярных доспехов. Такая броня получила название «латно-бригантинный» доспех.
С появлением латных доспехов в течении XIV века бригантина перешла в пехотные войска, уступив более совершенному типу брони.
Латные доспехи
Латные доспехи (Латы) стали вершиной мастерства средневековых кузнецов. Такой доспех представлял собой подогнанные по форме тела пластины, полностью облачающие рыцаря броню, оставляя незащищенными лишь сочленения пластин. Обладая прекрасной защищенностью латы получили широкое распространение среди средневековой Европы, хотя из-за высокой дороговизны оставались доступными только обеспеченному рыцарскому сословию.
Одной из отличительных особенностей лат являлись ребра жесткости, придававшие дополнительную прочность доспехам. Ярким примером такого усовершенствования можно считать максимилиановский доспех, названный в честь императора Максимилиана I.
Турнирный доспех
Особняком стоят доспехи, предназначенные для конных и пеших турниров. Они отличались узкой специализацией и не предназначались для войн.
Доспех для конной сшибки был примерно в два раза тяжелее боевого доспеха и должен был выдержать прямое попадание копьем. Шлем жестко крепился к доспеху и обладал малым обзором. Также для облегчения веса ноги не защищали, либо использовали щитки.
Доспешный гарнитур
Ввиду дороговизны доспехов в Средневековье появился доспешный гарнитур, являвшийся своеобразным «конструктором» и объединявший в себе возможность использовать один комплект брони для разных целей.
Доспешный гарнитур позволял носить различные шлемы – открытый для боевого похода, либо привинчивать к кольчуге турнирный шлем, с плохим обзором, но повышенной защитой. Также в доспехах была возможность усилить уровень защищенности дополнительными атрибутами для проведения конных или пеших турниров. Также любопытным моментом являлось то, что его можно было использовать и на парадах, с помощью различных съемных украшений.
Удивительно, но такая простая вещь как шлем претерпела массу изменений и усовершенствований на протяжении столетий существования рыцарства. Рассмотрим основные из них.
Норманнский шлем. Был распространен в Европе с X по XIII века, имел простую яйцевидную форму и имел защитную пластинку – наносник. Изначально склепывался из нескольких частей металла, а с развитием кузнечного дела начиная с XI века стал цельнометаллическим.
Топфхельм – кавалерийский шлем, возникший в конце XII века в период крестовых походов. Имел цилиндрическую форму, обеспечивающую защиту со всех сторон. Обзор обеспечивался узкими смотровыми щелями. Подобная форма и защищенность была вызвана увеличением значимости копейных ударов и предназначалась для защиты лица всадника при соскальзывании копья со щита.
Бацинет – этот шлем появился в XIV веке и изначально предназначался для внутренней маски при надевании на нее топлфхельма.
Со временем перерос в самостоятельную единицу обмундирования и приобрел множество вариаций. Представлял собой полусферическую каску с вытянутым забралом, либо без него.
В X-XIV веках в Европе применялся в основной массе каплевидный или миндалевидный щит, получил свое название от схожести с каплей или миндалем, острый конец был направлен вниз. Пришел данный тип щита предположительно из Византии, где их называли щитами-«коршунами».
Изготавливались из дерева и обтягивались кожей, для упрочнения конструкции по краям оковывались металлом. Размер щита начинался от трети роста воина и более, соотношение высоты/ширины было примерно 2:1.
В XII веке верх щита становится прямым, а размеры меньше. Это снижает вес и делает их более мобильными в бою. Очертания становятся больше похожими на треугольный щит.
Развитием каплевидного щита стал – экю, применявшийся в XIII-XV веках. Он отличается ярко выраженной треугольной формой и значительно меньшей высотой. Изготавливался по той же технологии, что и предшественник.
Латная защита конечностей
Разумеется, доспехи не состояли только из нагрудника, в них входило множество дополнительных деталей таких как набедренники, наколенники, наручи, рукавицы и т.д. Практически все эти элементы начинают встречаться в Европе с XII века, однако распространение они получили с развитием кузнечного дела.
Изначально латные руки и ноги применялась в комплекте с пластинчатыми доспехами, так как ковать кирасы после падения Рима европейские кузнецы еще не умели. Только в конце XIV века с появлением кирас эта амуниция собралась в единый латный доспех.