Как называется мягкий ластик для художников
Клячка для рисования — что это и как ею пользоваться
Если вы начинающий художник, который только знакомится с миром искусства и изучает материалы для рисования, то могли не слышать о клячке. За этим забавным названием скрывается ластик с интересными свойствами, напоминающий на ощупь пластилин. Давайте разберемся, что это такое — клячка для рисования, и для чего она нужна художнику. Эти знания обязательно пригодятся вам при создании работ карандашом, углем и пастелью. Можете посмотреть, что это — клячка для рисования, на фото ниже.
Особенности клячки
Вам будет интересно: Теория приобретенных потребностей Макклелланда: описание, основные тезисы
Мягкий ластик — незаменимая вещь для передачи полутонов и бликов. В отличие от привычных со школьных времен виниловых или резиновых, он гибкий, легко растягивается и сжимается. Клячка меняет форму, как пластилин. Некоторые художники даже используют ее не по назначению и создают фигурки и целые скульптуры, которыми украшают рабочий стол.
Ластик используют и для развлечения. Если скатать массу в шар и бросить его на пол, он подпрыгнет, как мячик. Хотя за пару таких отскоков клячка соберет всю пыль и грязь. Потому вместо смеха вам захочется заняться уборкой. Но лучше заранее уяснить, что клячка для рисования — это не игрушка, а важный инструмент художника. Потому желательно все же использовать ее по назначению. А для игр выбрать что-то другое.
Как пользоваться клячкой для рисования
Эти необычные ластики применяют для удаления и выделения таких материалов, как графит, уголь, пастель и мел. Главная особенность клячки для рисования — то, что это пластичный ластик. Вы можете придать ей любую форму, которая отлично подходит для детализации работы. Если отделить маленький кусочек от остальной массы, заострить его край, как у карандаша, и нанести несколько тонких штрихов, легко исправить небольшой недостаток работы, не стирая лишнего. С обычными резиновыми ластиками совершить такой маневр, не задев большую часть рисунка, проблематично.
Еще одна особенность клячки для рисования — что эта масса не оставляет следов на бумаге. Она будто бы съедает графит или пастель, втягивая их в себя. Работая с клячкой, не нужно постоянно смахивать с работы кусочки грязного ластика. Достаточно просто прижать ее к нужному участку несколько раз — и лишний графит исчезнет.
Но это может не сработать, если следы от карандаша слишком темные и вы рисовали, сильно нажимая на него. Метод «нажми и подними» подходит для большей части работ клячкой. Но при рисовании портрета, когда дело доходит до создания волос, больше подходит вариант с острым кончиком. Главное — смахнуть графит легкими мазками, не слишком надавливая на рисунок, иначе клячка согнется.
Как сделать мягкий ластик самостоятельно
Такую резинку художники могут изготовить самостоятельно. Для того чтобы сделать клячку для рисования своими руками, понадобятся обычные ластики. Их нужно поместить в банку с бензином и оставить на 2-3 дня. После чего получившуюся массу высушивают на бумажных полотенцах и кипятят в чистой воде. В результате должен получиться мягкий ластик, похожий на клячку. Только вряд ли он будет такого же яркого и приятного цвета, как оригинал.
Как очистить клячку после работы
Ластик во время работы поглощает графит и со временем становится слишком грязным. Для того чтобы очистить его, достаточно просто помять массу в ладони, как обычный пластилин. Тогда частицы грифеля распределятся по материалу, и клячкой вновь можно будет пользоваться. Со временем мягкий ластик темнеет и меняет первоначальный оттенок на грязно-серый. Но даже такой клячкой еще можно пользоваться, если хорошо размять ее перед работой, пока ее цвет не станет светло-серым. Но в итоге она все равно станет слишком грязной и непригодной для использования, поскольку графит, уголь, пыль или другие частицы накапливаются внутри пластичной массы. Это небольшая проблема, потому что клячки, как правило, очень дешевые и их можно найти в большинстве магазинов художественных товаров.
Приобретая новый ластик, не используйте всю массу. Отщипните сначала небольшой кусочек, достаточный для работы. Когда внутри накопится графит, клячка станет мягче. Если вам нужно срочно размягчить ластик, натрите грифель карандаша на наждачной бумаге и соедините с массой. После этого нужно просто хорошо размять ее. Теперь вы знаете, что это — клячка для рисования, и сможете применить ее для создания великолепных рисунков.
Клячку любят творческие люди. Что такое клячка?
Что такое клячка, хорошо знают художники. Похожая на кусочек теста, она легко снимает загрязнения с бумаги, не оставляя противных катышков, как обычные ластики. От нее можно отщипывать кусочки и скатывать в конус. Каждый раз, когда клячка касается рисунка, на ней остаются следы от графита. Чтобы не переносить их обратно на работу, ее периодически мнут в руках, как пластилин.
Раньше ее функцию выполнял мякиш белого хлеба. Об этом еще писал О`Генри в рассказе «Черствые булки». К хозяйке пекарни приходил человек в поношенной, но опрятной одежде и покупал черствый хлеб. Она решила помочь бедняге, у которого не хватало денег на свежую выпечку, и положила в булки сливочное масло. Взбешенный архитектор прибежал к хозяйке, обозвал ее, потрясая кулаками, – оказалось, он стирал карандашные линии черствым хлебом и в этот раз испортил весь чертеж.
Вам будет интересно: Можно ли учить два языка одновременно: советы опытных педагогов, эффективные методы, отзывы
Когда О`Генри писал свой рассказ, уже существовала каучуковая резинка, которую не любили за то, что со временем она становилась очень жесткой. До середины 60-х годов ХХ века чертежники пользовались хлебным мякишем.
История клячки
Что такое стирательная резинка, мир узнал в 1770 году от английского ученого Джозефа Пристли. Он оставил запись в дневнике о прекрасном средстве для стирания надписей, сделанных карандашом. Это случилось 15 апреля, а средством являлся высушенный сок дерева гевеи, который индейцы называли каучуком. Пристли дал ему название резина (rubber). Сейчас это День стирательной резинки.
В 1839 году была открыта вулканизация резины, что придавало прочность этому канцелярскому изделию. В середине прошлого века был изобретен синтетический каучук, потом стали делать резинки из ПХВ, винила и пластика.
Клячку изобрела фирма Koh-i-Noor, сделав ее из полиизобутилена (каучукоподобного продукта) с добавлением углекислого кальция и оксида титана. В состав входят сажа и пемза. Хранить клячку следует в пластиковой коробочке, в которой она продается. Если оставить ее открытой, она покроется слоем пыли. В этом случае аккуратно срезают тонкий пыльный слой. Мыть ее бесполезно, в День резинки принято покупать новую.
Мягкая резинка, которую не нужно отмачивать в бензине
Героиня фильма «Самая обаятельная и привлекательная» служила в конструкторском отделе НИИ и обладала предметом зависти коллег – мягкой резинкой. В советское время качественная резинка была в дефиците, поэтому обычный школьный ластик вымачивали в керосине. В течение нескольких дней резина не растворялась, а разбухала, становилась пористой. Его вытирали, сушили и кипятили, после чего таким ластиком легко было удалять следы от графита.
Ластик-клячку, которым пользуются чертежники сейчас, выпускает знаменитая чешская компания Koh-i-Noor, и он великолепно справляется с задачей. С гладкого ватманского листа он удалит след от грифеля, не повреждая структуру бумаги. Им можно стирать карандашные линии, когда чертеж уже обведен тушью. Он не приглушит ее яркости, как некоторые более жесткие ластики.
Специально созданная производителями для работы с мягкими черногрифельными карандашами, клячка нашла применение в пастельной технике, угольной, для создания эскизов соусами и цветными карандашами. Вот что такое клячка для художника.
Средство для создания светотени
Уникальная способность пластичной резинки снимать графит простым нажатием привела к особенной технике создания светотеней. На бумагу наносят графит (путем штрихования или кисти, используя графитовый порошок). Затем, прижимая клячку, осветляют часть рисунка в той степени, какая необходима художнику.
Отщипнув маленький кусочек, можно аккуратно слепить из него нужную форму для создания блика. Клячкой можно передавать полутона в пастельных работах и угольной графике.
Как пользоваться клячкой, показано на видео.
Заключение
Существует короткометражный художественный фильм «Клячка» о том, как девушка поступала в архитектурный институт. По выражению лица преподавателя, у которого она попросила запасную клячку, становится понятно, что это очень важный инструмент художника. В фильме клячку не показывают крупным планом, и зритель может не понять, что она собой представляет.
Но теперь вы знаете, что такое клячка. Это моделируемый инструмент для стирания рисунка. Когда в следующий раз будете посещать канцелярский магазин, обратите внимание на пластиковые коробочки с разноцветными клячками. Может быть, одна из них вас ждет.
Для чего в рисовании нужна клячка?
В руках художника даже обычный ластик превращается в инструмент для создания шедевров! Виртуозно водя им по рисунку, мастер создает неповторимые произведения искусства. Добиться плавных переходов света и тени живописцу помогает клячка для рисования.
Отличие клячки для рисования от ластика
Клячка для рисования – это не обычная стерка, что удаляет карандаш с бумаги. По своей сути это липкий ластик. Он имеет тестообразную консистенцию (похожа на пластилин) и высокую абсорбирующую способность. Клячка как бы впитывает в себя излишки графита, пастели или угля, тем самым осветляя участки рисунка.
Для чего нужна клячка в рисовании видно из ее основных свойств:
Благодаря вышеперечисленным характеристикам клячка является незаменимой художественной принадлежностью. При каждом ее прикладывании к рисунку происходит осветление затронутого участка на пол тона, она помогает удалить загрязнения с пленки и кальки. Помимо мягких резиновых клячек, существует упругий формопластовый вариант. Он не может менять форму, но справляется с основными задачами не хуже. При этом такая клячка более долговечна и хорошо моется водой. Но хранить ластик из этого материала нужно вдали от пластмассовых вещей, потому что формопласт охотно их разъедает.
Немного из истории
Знаком ли вам рассказ О’Генри Witches’ Loaves? Речь там идет о чертежнике, который стирал карандаш крошками черствого хлеба. Именно эта техника легла в основу идеи создания клячки. Изначально ее роль выполняла мякушка хлеба. Изрядно смяв ее, художник прикладывал получившийся комок к слишком темным участкам штриховки для их высветления.
Хлебный мякиш обладал похожими свойствами с современной клячкой: необходимой липкостью и абсорбцией. Но, согласитесь, что использовать хлеб для рисования по меньшей мере не очень этично. Поэтому в виде альтернативы стала использоваться мягкая резина с тестообразной консистенцией.
Как пользоваться клячкой для рисования?
В зависимости от фирмы производителя изначально клячка может быть как мягкой, так и твердой. Поэтому перед работой клячки определенных марок необходимо прогреть в ладонях или где-то в теплом месте, чтобы придать им нужную мягкость. В отличие от твердой стерки, клячкой не водят по бумаге. При работе ее просто прикладывают к необходимому месту на рисунке.
В этот момент происходит частичное впитывание графита, что не удаляет его полностью, а лишь создает плавный переход между более яркими и более бледными зонами. Благодаря этому не происходит протирания бумаги, ее повреждения. Для удобства перед тем, как начать пользоваться клячкой, ее можно поделить на несколько частей. Благодаря этому она прослужит дольше, медленнее будет пачкаться. После использования, загрязненную сторону просто перелепляют в другое месте, ластик мнут в руках, и он снов готова к эксплуатации.
Когда же клячка находится без дела, необходимо упаковывать ее в пакет или фольгу для предупреждения загрязнения (Вы же помните, что она очень хорошо все в себя впитывает, в т.ч и мусор?). Но даже если Вы забудете это сделать, и пыль все-таки осядет, клячку можно просто перемять в руках, и она снова станет пригодной для рисования.
Читайте также:
*Снимки взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.
Как называется мягкий ластик для художников
Автор статьи: Julie Caves
Перевод: Анна Орлова
Большинство людей полагают, что знают о ластиках все. Но для разных задач существуют разные виды ластиков. Вы с большей вероятностью получите желаемый результат, если будете использовать правильный ластик.
После тестирования стирательных резинок различных видов и производителей я обнаружила ряд наблюдений, которые могут помочь вам получить максимальную отдачу от этого небольшого, но важного инструмента для рисования.
Я составила ряд вопросов и решила посмотреть, поможет ли мне тестирование разобраться в различиях между ластиками.
— Какой ластик удаляет цветной карандаш?
— Все ли ластики одинаково хорошо работают при «выбирании» угля?
— Какой ластик лучше всего удаляет графитовый набросок с готовой акварельной картины?
— Почему некоторые ластики размазываются и становятся непригодными?
— Почему некоторые ластики портят бумагу?
— Есть ли стирательная резинка, которая удаляет графитовую линию на рисунке, не осветляя верхний слой чернил?
Как вы собираетесь использовать ластик?
При выборе ластика следует учитывать ряд факторов. Для чего вы будете использовать ластик?
Виды стирательных резинок
Все ластики липкие и оставляют некоторые следы материала, из которого они сделаны (порошковые, пластиковые, маслянистые). Помните об этой особенности, т.к. иногда она может мешать рисованию.
Давайте рассмотрим 2 основных вида ластиков.
ЛАСТИК-КЛЯЧКА
ЛАСТИКИ, КОТОРЫЕ ОСТАВЛЯЮТ ПОСЛЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРОШКИ
В эту группу входят резиновые каучуковые ластики (rubber erasers), резиновые ластики (gum erasers) и ластики из винила/пластика.
Все они удаляют слой рисунка, собирая цвет и сбрасывая с себя частички. Каждый тип имеет разную твердость.
Раньше все они производились из натурального каучука, а теперь ряд таких ластиков делают из синтетического каучука.
Каучуковые ластики имеют средние показатели по шкале прочности. Некоторые содержат абразивные материалы, такие как пемза, но обычно это касается простых школьных ластиков ромбовидной формы. Абразивы предназначены для стирания шариковой ручки.
Каучуковые ластики кажутся на ощупь немного присыпанными порошком (пудрой). Некоторым людям это доставляет дискомфорт.
Не всегда легко отличить ластики из синтетического каучука от ластиков из пластика, если на них ничего не написано. В этом случае я рекомендую руководствоваться именно ощущением «припудренности».
Достаточно мягкие, меньше повреждают бумагу, но очень легко крошатся и недолговечны в связи с этим.
Самые прочные и наиболее популярные ластики. Эти современные ластики обычно обеспечивают максимально полное удаление графита.
Слово «пластик» может заставить вас подумать, что они не подходят для стирания. Я имею в виду тот факт, что вы ведь не можете стирать никакими другими пластиковыми предметами на вашем столе, верно?
Однако здесь нужно помнить две вещи: пластмассы могут иметь в основе самые разные формулы веществ. Более того, «пластик» может означать «податливый», пластичный, т.е. скульптурный.
Многие пластиковые ластики пакуются в бумажную обойму.
Частицы остатков ластика собираются вместе, оставляя меньше мелких частиц, которые всё еще остаются на бумаге, но вы их не видите, пока не сделаете снимок крупным планом. Им можно придавать различные формы, которые позволяют стирать тонкие линии.
Помимо формы «блока», которая свойственна большинству ластиков, выпускают ластики специальной формы, а также ряд специальных инструментов.
Ластики-карандаши (выдвижные ластики, ластики для деталей, цилиндрические ластики). Ластики такого типа позволяют точно «подобраться» даже к самому крошечному участку и полностью удалить его. Обычно в основе выдвижного ластика используется пластиковый ластик.
Электрические ластики. Это инструменты с питанием от батареек, которые вращают ластик на бумаге. Стержень такого ластика довольно быстро крошится. Преимущество заключается в том, что процесс стирания точный и очень бережный по отношению к бумаге. Обычно в основе электрического ластика используется пластиковый ластик.
Среди специальных приспособлений стоит отметить ручку из стекловолокна fibreglass, чистящую подушечку с ластиком для полной очистки листа от грязи, бритвенное лезвие и многое другое.
Фталаты
Почему так много ластиков заявляют, что они «не содержат фталатов»?
Бренды, не содержащие фталаты:
— Factis (все наименования ластиков)
— Faber-Castell (большинство наименований)
Остальные бренды мы постарались отметить в описании продуктов. Некоторые производители эту информацию умалчивают.
Советы по использованию ластика
1) Большинство ластиков становятся более податливыми и с меньшей вероятностью порвут бумагу, если они слегка разогреты. Поэтому перед использованием ластика можно подержать его несколько минут в руке.
2) Во избежание образования пятен после стирания, не поддавайтесь желанию смахнуть крошки от ластика рукой. Это может вызвать нежелательное смазывание, а сдувание крошек добавит бумаге влажности. Вместо этого заведите привычку приподнимать бумагу и стряхивать крошки. Так же будут полезны щетка или кисть для рисования.
3) Используя ластик любого типа помните, насколько важна сила нажима. Если вы случайно потрете слишком сильно, бумага может изогнуться и помяться.
6) Большинство ластиков удаляют пастель (твердую и мягкую), но у многих людей результаты неоднозначны. Так, если поверхность имеет ярко выраженную фактуру, или бумага очень мягкая, могут возникнуть проблемы. Лучше всего в таком случае подходит ластик-клячка.
7) Если вы собираетесь стереть небольшие участки, вы можете попробовать специальный механический ластик. Замечательное маленькое устройство, которое дополнит ваш набор для рисования.
8) Вы можете вырезать из твердого ластика штамп для печати, подобный штампам из резины.
9) Клячку необходимо размять перед первым использованием, чтобы равномерно распределить маслянистые вещества и обнажить пористую внутреннюю поверхность, которая хорошо собирает графит.
Интересный факт №1
Первый ластик представлял собой раздавленный кусочек хлебного мякиша. Поэтому вы можете использовать хлеб, если у вас нет старательной резинки. Для этого просто отщипните ломтик из серединки.
Интересный факт №2
Рисование с помощью ластика
Некоторые рисунки можно выполнять с помощью ластика, используя метод «выбирания». Для этого нужно покрыть всю поверхность бумаги слоем угля или графита. Затем создать рисунок, удаляя слой серого и обнажая белый цвет бумаги.
В моих тестах с натертым угольным стержнем и нанесенным щеткой угольным порошком клячка и резиновые ластики показали одинаковые результаты. Клячка придавала рисунку форму путем надавливания, а резиновые ластики «контролировали» рисунок за счет острых углов.
Пластиковый ластик не справился с задачей. Он скользил по всей поверхности, поэтому после одного или двух движений стал черным и больше не мог удалять цвет.
Стирание цветных карандашей
Этап 1: прижимайте и поднимайте клячку, пока цвет рисунка не перестанет исчезать; после каждого надавливания складывайте клячку впитанным цветом внутрь.
Этап 2: закончите стирание пластиковым или резиновым ластиком.
Но я обнаружила, что если использовать двухэтапный метод, можно довольно тщательно стереть цветной карандаш. В тесте я использовала Faber-Castell Polychromos Crimson, думая, что его будет сложно стереть, потому что в его составе масло и воск, а также красный пигмент, который сильно окрашивает основу.
Этот метод хорошо подходит для легкого и среднего нажима цветного карандаша; очень темные слои не стирались полностью, хотя результат был лучше, чем ожидалось.
Узнайте, какой ластик подходит вам:
Поскольку ластики достаточно недороги по сравнению с другими художественными принадлежностями, вы можете попробовать несколько, чтобы узнать, что лучше для вас, или иметь в арсенале набор ластики для разных целей.
Я также добавила графит HB с пигментным лайнером Faber Castell Ecco.8 pen line, чтобы посмотреть, смогу ли я стереть графит, не повредив чернила.
Также я использовала светлые и темные линии цветного карандаша Faber-Castell Polychromos Crimson.
И, наконец, линии карандашом HB с синей акварельной размыкай поверх, чтобы посмотреть, можно ли стереть графит, не повредив акварель.
Тестирование ластиков. Результаты
Ластик-клячка
Ластики-клячки слева направо: Dakar, Koh-i-noor, Factis, Faber-Castell, Jackson’s, JAS, Winzer & Newton, Derwent, Daler-Rowney
Как уже говорилось ранее, перед первым применением клячку необходимо тщательно вымешать.
Более жесткие повреждают пальцы, если вы много разминаете (каждое нажатие или каждые несколько движений вам нужно сдавливать цвет, который вы выбрали, во внутреннюю часть клячки). Они лучше всего работают в комбинации: нажим, подъем и растирание.
Некоторые из них лучше других справились с нажатием/подъемом, чтобы осветлить цветной карандаш (который затем легче стереть пластиковым ластиком или нарисовать поверх).
Все они одинаково хорошо справились с рисунком углем. Чем большей жесткостью обладали ластики, тем лучше они отображали графитовые линии, хотя примерно половина клячек не могла удалить графит под акварелью.
Слева направо: Jackson’s, JAS, Winsor & Newton, Derwent, Daler-Rowney.
Jakar Blue Putty Rubber (ссылки в названиях ведут на товар в Jackson’s art)