Как называется мягкая часть сабвуфера
Что такое сабвуфер и из чего он состоит
Из чего состоит сабвуфер
На этой страничке мы коротко пробежимся по элементам, из которых состоит любой НЧ и СЧ динамик. Это поможет лучше понять устройство сабвуфера и более полно представить процесс воспроизведения звука.
Итак, что такое сабвуфер или низкочастотный динамик. Сабвуфер это прибор, преобразовывающий частоту сигнала в колебания воздуха, которые мы воспринимаем как звук.
Принцип работы следующий — сигнал от усилителя по проводам передается на катушку, которая при взаимодействии с магнитом передвигается и перемещает диффузор динамика, который и создает звуковые волны (колебания воздуха).
Теперь хватит определений, посмотрим лучше на картинки.
Компоненты
Внизу отмечены основные элементы из которых состоит сабвуфер.
Подвес — крепит диффузор к корзине. Совместно с длиной обмотки катушки влияет на величину хода динамика, а от материала зависят эластичность и прочность.
Монтажное кольцо — выполняет роль уплотнителя, в некоторых моделях может крепить подвес к корзине.
Вывод проводов — современным решением является выведение проводов от катушки по центрирующей шайбе, что исключает возможность повреждения и посторонних звуков во время работы.
Клемма — к клеммнику подключаются акустические провода от усилителя, в некоторых моделях может отсутствовать, предлагая обладателю прямое подключение, либо соединение через терминал корпуса.
Звуковая катушка — располагается в зазоре между керном и верхним фланцем, там где образуется магнитное поле. Катушка это цилиндр (гильза), на который намотан тонкий медный провод (обмотка катушки). Гильза соединена с диффузором, за счет чего он и приводится в движение.
Корзина является корпусом динамика и каркасом для всех элементов.
Пылезащитный колпак — препятствует попаданию пыли в зазор звуковой катушки.
Диффузор — площадь, создающая колебания воздуха, которые мы слышим как звук.
Центрирующая шайба — центрует и удерживает катушку в зазоре.
Магнитная система. Магнит изготавливается из особых сплавов или же магнитной керамики — специальным способом спрессованных и «спечённых» порошков. От массы и материала магнита зависит мощность динамика.
Магнит расположен вокруг керна и закреплен между верхним и нижним фланцами. Все это вместе составляет магнитную систему сабвуфера.
Вентиляционные отверстия и канал для отвода воздуха используются для выведения тепла и защиты катушки от перегрева. Охлаждение бывает пассивное и активное, оба варианта используются в динамиках. При пассивном охлаждении тепло рассеивается за счет теплопередачи материалов, а при активном горячий воздух отводится за счет движения диффузора, соответственно при ускорении или увеличении диапазона движения повышается и интенсивность охлаждения.
Заключение
Это были основные элементы, составляющие устройство сабвуфера, такой принцип имеют низкочастотные и большинство среденчастотных динамиков. Высокочастотные строятся несколько по другому.
Совокупность, материалы и взаимодействия всех этих элементов определяют характеристики сабвуфера, параметры Тиля — Смолла и конечно характер звучания и качество динамика.
Видео о том из чего состоит сабвуфер
Надеюсь после этого материала вы разобрались из чего состоит сабвуфер и как он работает.
Читайте наши статьи, узнавайте новое, слушайте качественную музыку с отличным басом!
Читать еще:
Жмите на кнопку чтобы поделиться материалом:
Нажмите кнопку, чтобы поделиться материалом:
🔊🎶Всё, что Вы хотели знать о сабвуферах.
➡Что такое сабвуфер.
➡Для чего нужны сабвуферы.
➡Виды сабвуферов.
➡ Типы акустического оформления.
➡Отличия автомобильных сабвуферов от домашних.
1. Что такое сабвуфер.
👆Сабвуфер – это акустическая система, воспроизводящая звуковые частоты в пределах 20-120Гц. Под акустической системой подразумевается электромеханический преобразователь электрических звуковых сигналов в акустические. В основном это преобразование осуществляется при помощи электродинамических головок – динамиков. В сабвуферах используются низкочастотные динамики, отличающиеся большой мощностью и способностью воспроизводить низкие частоты. Но в таких динамиках звуковые волны, излучаемые передней стороной динамика, подавляются звуковыми волнами, исходящими сзади в противофазе. Поэтому динамики устанавливаются в корпус с определённым объемом. Он зависит от размера и параметров динамика. Корпус обязательно должен быть прочным и герметичным для избежания призвуков и дребезга. Дополнительно корпус внутри оклеивают звукопоглощающим материалом (например, минеральной ватой).
2. Для чего нужны сабвуферы.
👆Сабвуферы нужны для четкого и мощного воспроизведения низких звуковых частот, часто не воспроизводимых обычными акустическими системами. При прослушивании музыки или просмотре фильмов сабвуфер создаёт эффект присутствия, качество низких частот заметно улучшается. В системах домашнего кинотеатра сабвуфер просто незаменим, так как он позволяет «прочувствовать» на себе все события, происходящие на экране, оставляя незабываемые впечатления.
3. Виды сабвуферов.
👆Сабвуферы можно разделить на активные и пассивные. Пассивный сабвуфер – это корпус с установленным в нём динамиком. Для работы такого сабвуфера нужен дополнительный внешний усилитель достаточной мощности. В активный встроен собственный усилитель низкой частоты с возможностью регулировки громкости. На многих активных сабвуферах также существуют регуляторы уровня баса и частоты раздела (звуковой частоты), благодаря которой сабвуфер перестаёт воспроизводить звук с более высокими частотами. Это нужно для лучшего согласования звука с акустическими системами. Единственным недостатком активного сабвуфера является его большая стоимость.
Сабвуферы различаются также типом акустического оформления низкочастотного динамика.
4. Типы акустического оформления.
👆Закрытый ящик является наиболее простым видом акустического оформления сабвуфера. Динамик устанавливается в абсолютно герметичный корпус. Преимуществом закрытого ящика являются хорошие передаточные характеристики, однако главным недостатком является малая отдача на самых низких звуковых частотах.
▶Фазоинвертор – тип корпуса с установленным на одной из стенок туннелем определённой длины и диаметра. Параметры фазоинвертора зависят от параметров динамика, объёма корпуса и частоты, на которую он настраивается. Главную роль здесь играет воздух, заключённый в его объёме. Выше частоты настройки масса воздуха препятствует чрезмерному раскачиванию диффузора динамика, причём звуковые волны, исходящие с тыльной стороны динамика, проходя через фазоинвертор меняют фазу и складываются с волнами фронтальной стороны. На частоте настройки колебания диффузора минимальны, а весь звук выходит из фазоинвертора. Использование фазоинвертора позволяет повысить КПД на 3 ДБ, по сравнению с аналогичным закрытым корпусом, что значительно повышает отдачу на низких звуковых частотах.
▶Пассивный радиатор – акустическое оформление во многом схожее с фазоинверторным. Отличием является то, что вместо туннеля фазоинвертора в корпус устанавливается ещё один динамик без звуковой катушки и магнитной системы. Звуковая волна, исходящая от диффузора пассивного излучателя складывается с волной низкочастотного динамика. Изменяя массу диффузора пассивного излучателя можно изменить нижнюю рабочую частоту сабвуфера.
▶Бэндпасс (полосовой резонатор) – динамик устанавливается внутри корпуса на прочной панели. Тыльная часть динамика работает на закрытый объём или фазоинвертор, фронтальная часть только на фазоинвертор. Бэндпассы отличаются наибольшим КПД среди остальных видов акустического оформления.
▶Лабиринт – задняя сторона динамика работает на зигзагообразный звуковод, образованный рядом перегородок. Длина звуковода выбирается равной половине длины звуковой волны на нижней граничной частоте сабвуфера.
▶Открытый корпус (free air) Существуют динамики, которые предназначены для установки в открытый корпус (бесконечный объём). Такие динамики можно поставить только в заднюю полку автомобиля. Там разделять волны будет сама полка, а в роли коробки будет багажник. В этом случае необходимо уделить внимание прочности полки, а также отсутствию щелей, позволяющих проникать звуковым волнам в противофазе в салон.
5. Отличия автомобильных сабвуферов от домашних.
👆Как активные, так и пассивные сабвуферы могут быть предназначены для установки дома или в автомобиле. Если с установкой домашних сабвуферов не возникает особых проблем, то к автомобильным сабвуферам предъявляются особые требования: у них должен быть маленький объём, чтобы не занимать много места в багажнике автомобиля; они должны быть прочнее, диффузоры динамиков должны быть устойчивы к влаге; сабвуферы должны иметь большой запас по мощности.
Устройство сабвуферов
Ответ не содержит конкретных рекомендаций, но открывает простор для
творчества с «кубиками» (бесконечный объем — 1 порядок, закрытое
оформление — 2 порядок, фазоинвертор (в том числе и с резонатором) —
4 порядок и простые фильтры).
Расчет и изготовление акустического оформления более высокого порядка
достаточно сложны.
4.3.1 Бесконечный объем (открытое пространство)
— Корпус не нужен. Значит — проще смонтировать и подключить.
— Требует хорошей акустической изоляции между передней и задней поверхностью
диффузора. При установке может привести к определенным проблемам и
потребовать дополнительной изоляции отверстий в панелях, чтобы исключить
«акустическое короткое замыкание».
— Демпфирование диффузора в этом случае определяется только гибкостью
подвижной системы и может оказаться недостаточным.
— Менее эффективна в области самых низких частот по сравнению с другими
конструкциями.
— В принципе дороже, чем хороший корпусной сабвуфер. Для лучшей слышимости
подвижная система должна иметь максимальную гибкость и ход, чтобы
выдерживать большую подводимую мощность.
4.3.2 Закрытый корпус
— Малый занимаемый объем.
— Неглубокий (12 dB/октава) спад АЧХ на низких частотах.
— Прекрасно выдерживают мощность на самых низких частотах.
— Прекрасная переходная характеристика и групповое время задержки.
— Легкость монтажа и простота конструкции.
— Снисходительность к конструктивным просчетам.
— Недостаточная эффективность.
— Незначительная отдача в области «верхнего баса».
— При использовании мощного агрегата в маленьком корпусе охлаждение
магнитной системы недостаточно.
— На 3-4 dB эффективнее, чем закрытый корпус.
— Отдача в области «верхнего баса» лучше, а искажения меньше.
— Магнитная система хорошо охлаждается.
— АЧХ правильно сконструированного агрегата расширена в область низких
частот по сравнению с закрытым корпусом.
— Размеры (не так критичные для неавтомобильной акустики).
— Недостаточная нагрузка ниже Fb.
— Сложнее проектирование, в результате просчетов можно получить гулкий,
неприятный звук.
4.3.4. Фазоинвертор с резонатором
— Надлежащим образом сконструированный и смонтированный сабвуфер
обеспечивает прекрасное воспроизведение самых низких частот.
— Лучше демпфируются колебания диффузора и снижаются механические нагрузки.
— Диффузор надежно защищен от болтающихся по багажнику предметов.
— Выход хорошо вписывается в интерьер седанов.
— Трудно изготовить (не рекомендуется для новичков) и очень критично к
ошибкам проектирования.
— Фильтрующие свойства часто маскируют искажения, возникающие при
ограничении сигнала в момент перегрузки усилителя. В результате слушатель
и не догадывается, что динамик на грани выхода из строя.
— Требуется мощное звено «среднего баса» вследствие узкой полосы
воспроизводимых частот.
— Переходная характеристика зависит от характера настройки. При широкой
полосе звук вялый, узкая полоса (и большая отдача) улучшает переходную
характеристику.
— Займет уйму времени.
Для получения от акустической системы высококачественного звучания ее
необходимо не только правильно рассчитать, но и тщательно изготовить.
Здесь даны рекомендации, которые позволят избежать наиболее часто
встречающихся ошибок, способных свести на нет все конструкторские
ухищрения.
4.4.1 Материалы и конструкция [AS, GG]
Акустическое оформление рассчитывается исходя из конструктивных параметров
низкочастотных головок. В любом акустическом оформлении следует избегать
каких-либо щелей и отверстий, корпус должен быть герметичным. Отверстия или
щели приводят к акустическому «короткому замыканию», вследствие чего
воспроизведение низких частот резко ухудшается. Головки громкоговорителей,
если в их конструкции не предусмотрено посадочное уплотнение, следует
устанавливать через уплотняющую прокладку из губчатой резины или резиновой
трубки. То же самое относится и к сдвоенным головкам сабвуферов. При установке
фазоинвертора необходимо обеспечить герметичность стыка трубы и панели.
Диаметр отверстия для головки должен быть равен диаметру диффузора с
учетом гофра, чтобы исключить возможность касания гофром панели во
время работы. Диффузор головки при установке на наружной панели
необходимо защитить от повреждений тонкой решеткой или сеткой с ячейками
5-10 мм. Неплохо также защитить порт или туннель фазоинвертора от попадания
посторонних предметов, что особенно актуально при установке сабвуфера в
багажнике. Крепление головок осуществляется при помощи винтов, шурупов
или шпилек. Головки не следует притягивать к корпусу слишком сильно,
чтобы не вызвать перекос диффузородержателя и подвижной системы и не
увеличить вибрации.
Материал корпуса должен обеспечивать жесткость панелей, особенно той,
на которой смонтирован(ы) динамик(и). Наиболее подходящие материалы — фанера,
ДВП и ДСП. Чем больше размеры корпуса и мощность головки, тем толще должен
быть материал корпуса. Для сабвуферов толщина панелей под динамики должна
быть не меньше 15 мм, прочих — 10 мм. Жесткость панелей можно увеличить при
помощи дополнительных распорок между противоположными стенками или ребер
жесткости в виде прикрепленных к панели брусков.
При самостоятельном изготовлении корпуса избежать шипового соединения
панелей можно, соединяя панели при помощи металлических уголков или
деревянных брусков. Деревянные бруски, кроме того, позволяют довольно
просто изготовить скошенные корпуса, более приспособленные к установке
под сиденьями. В любом случае панели и связующие элементы устанавливают
на клею и крепят шурупами или винтами, а после высыхания клея стыки
герметизируют изнутри силиконом, эпоксидной смолой или герметиком. Для
заделки щелей на стыке панелей можно использовать смесь древесных опилок с
клеем. Внутренние поверхности корпуса следует хорошо задемпфировать.
Готовый корпус необходимо ошкурить, затем его можно зашпаклевать, загрунтовать
и покрасить, или отделать ковровым покрытием.
4.4.2 Звукопоглотитель [AS]
Введение звукопоглотителя в конструкцию корпуса громкоговорителя позволяет
превратить адиабатический процесс сжатия-расширения воздуха в ящике в
изотермический, что эквивалентно увеличению объема корпуса на 10-20%.
Соответственно снижается и резонансная частота громкоговорителя, в пределе
это снижение достигает 0,85 от исходной величины. Кроме того,
звукопоглотитель позволяет исключить отражения сигнала и резонансные явления
в объеме корпуса, что благоприятно сказывается на результирующей АЧХ.
Звукопоглощающий материал для заполнения внутреннего объема корпуса должен
быть рыхлым и пористым. Применимы вата в виде матов (для закрытого
оформления можно в матерчатом или марлевом мешке), дакрон. Для
закрытого оформления необходимо заполнить приблизительно 60% объема позади
головки, для фазоинвертора и пассивного излучателя достаточно нанести
звукопоглотитель на заднюю (обязательно) и боковые (желательно) стенки
слоем толщиной не менее 20-30 мм. Не следует размещать звукопоглотитель
вблизи отверстия или трубы фазоинвертора, так как чрезмерное демпфирование
может привести к полному прекращению действия фазоинвертора. В резонансных
камерах акустических оформлений высоких порядков звукопоглотитель не
обязателен, но в некоторых случаях может быть полезным нанести его на одну
из стенок слоем 10-20 мм для уменьшения отражений.
Маты из ваты изготавливают так: на куске марли или бязи раскладывают
вату ровным слоем, накрывают другим куском и простегивают суровой ниткой.
Маты крепят к внутренним поверхностям корпуса гвоздями, шурупами или на
клею. Удобно также применять листовой поролон (пенополиуретан) в виде
ковриков и матов толщиной 20-50 мм. Для увеличения пористости (что дает
лучшее звукопоглощение) неплохо некоторое время походить по ним (но не
грязными сапогами!).
Хорошо зарекомендовали себя динамики фирм Rockford Fosgate, JL Audio, MTX,
Kicker. При самостоятельном изготовлении сабвуферов можно также использовать
следующие динамические головки отечественного производства, имеющие
сопротивление 4 Ом :
Обозначение Габариты, мм Чувствительность Частота
(диаметр*высота) дБ/Вт резонанса, Гц
________________________________________________________________
10ГДН1 (6ГД6) 125*80 84 75
25ГДН1 (10ГД34) 125*76 84 80
25ГДН2 (15ГД18) 125*76 81 100
25ГДН3 (15ГД14) 125*76 84 55
35ГДН1 (25ГД26) 200*120 86 30
75ГДН1 (30ГД2) 250*125 87 25
75ГДН6 (30ГД6) 250*124 88 33
________________________________________________________________
Использование динамиков сопротивлением 8 Ом в автомобильных сабвуферах
энергетически невыгодно и может быть оправдано только при параллельном
включении в сдвоенных головках.
Программы расчета различных вариантов акустического оформления доступны
через ftp://ftp.uu.net/usenet/rec.audio.high-end/Software. Наиболее
популярная программа — Perfect Box (файл «perf.uu» или «perf.zip»).
Среди прочей информации заслуживает также внимания файл «sahfsd01.doc»
в архиве ftp.uu.net. Аббревиатура расшифровывается как «Software and
Hardware for Speaker Design». Файл был добавлен в июне 1994 анонимным автором.
Апериодическая мембрана (в отечественной терминологии — панель
акустического сопротивления, ПАС) — составная часть акустического
оформления некоторых сабвуферов. Это решетка, акустическое сопротивление
которой зависит от частоты. Первоначально Naim применил ее в домашних
акустических системах, но некоторые производители применяют ее в
автомобильной акустике.
У системы с ПАС головка громкоговорителя передемпфирована и имеет
добротность не более 0,7. Напротив, распространенные закрытые корпуса
имеют полную добротность Qtc 0,8-1,1 и по определению недостаточно
демпфированы. При неправильном проектировании высокодобротные системы
могут иметь плохую переходную характеристику, значительный пик на АЧХ
и значительный спад за ним. ПАС ведут себя по другому — у них лучше
переходная характеристика и плоская АЧХ с протяженным низкочастотным участком.
Другое преимущество системы состоит в том, что открывается широкий выбор.
Параметры Тейла-Смолла (которые предопределяют выбор типа корпуса)
учитываются при проектировании ПАС так, чтобы ее характеристики
соответствовали характеристикам головки громкоговорителя.
Реально ПАС не для каждого автомобиля. Для достижения хороших результатов
необходима хорошая акустическая изоляция (с уплотнением) как багажника
от пассажирского салона, так и самого багажника. Головки громкоговорителей
монтируются на перегородке между салоном и багажником так же, как в
системе с бесконечным объемом/открытым оформлением. ПАС помещается либо
впереди динамика, либо позади него (в зависимости от типа), в этом случае
ПАС является задней стенкой небольшого корпуса, в котором установлена
головка громкоговорителя (как в Buick Grand National у Richard Clark).
Это не годится для грузовиков, джипов, роверов и хэтчбэков.
Что такое сабвуфер и зачем он нужен?
Содержание
Содержание
Басовый диапазон всегда привлекал музыкантов и меломанов своей особенностью: он не столько слышится, сколько ощущается всем телом. Бытовая полочная акустика не в состоянии воспроизвести всего низкочастотного великолепия, для этих целей изобрели сабвуферы. Сегодня их можно встретить повсюду: в домашних аудиосистемах и кинотеатрах, автомобилях и концертных площадках. Эта статья расскажет все, что нужно знать о сабвуферах.
Зачем нужен сабвуфер?
Если характеристик акустической системы недостаточно для получения глубокого насыщенного баса, на помощь приходит сабвуфер. Он позволяет превратить обычную полочную и напольную акустику с небольшими динамиками в полноценную акустическую систему. Саб особенно критичен для тех, кто любит музыку, насыщенную басом — танцевальную электронику и рок-н-ролл. По схожим причинам сабвуферы любят устанавливать в авто, получая дискотеку на колесах. Но и любители классики и джаза не остаются в стороне: для них натуральный динамичный бас также имеет большое значение.
В домашних кинотеатрах без сабвуфера вообще никуда. Львиная доля вау-эффекта от кино приходится на различные взрывы, басс-дропы и музыку с выраженной низкочастотной составляющей. Композитор Ханс Циммер («Начало», «Интерстеллар», «Пираты Карибского Моря» и т. д.) как-то выслал продюсерам несколько минут музыки для одной из сцен и получил от них ответ: мол, у вас там, кроме тишины, ничего нет. На это композитор ухмыльнулся и посоветовал слушать на киношной акустике, а не на бытовых колоночках.
Узнать, справляется ли имеющаяся акустическая система с низкими частотами, очень просто. Достаточно послушать на ней запись синусоиды, идущей по всему слышимому спектру. Чаще всего на бытовых колонках без саба что-то слышно, начиная с 50-80 Гц. Сабвуфер расширит это значение до 20-30 Гц.
В итоге сабвуфер позволяет:
Как устроен сабвуфер?
Почему же обычные колонки не справляются со сверхнизкими частотами, а сабвуфер справляется?
Технически невозможно сделать динамик, который воспроизводил бы все частоты одновременно. Чтобы колонки могли воспроизвести как можно больше частот, их делают многополосными: маленький динамик (твитер) отвечает за высокие, а большой динамик (вуфер) — за средние и низкие. Иногда твитер размещается прямо посреди вуфера, такой тип конструкции называют коаксиальным динамиком. Однако для воспроизведения саб-баса этого недостаточно, поэтому аудиосистему дополняют сабвуфером — этимология этого термина теперь очевидна. Причем сабвуфер обычно нужен лишь один, поскольку бас почти не локализуется человеческим ухом.
Также для сабвуфера нужен индивидуальный корпус, и вот почему. Частота 50 Гц соответствует волне длиной 7 метров, 20 Гц — 17 метров. Произвести волну такой длины может лишь довольно большой объект. Например, струна контрабаса в длину 42 дюйма (106 см), струна современной бас-гитары — 34 дюйма (86 см). Для достоверного воспроизведения звука этих струн диаметр динамика должен быть идентичен по размеру. Разумеется, в бытовых колонках такое сложно себе представить. Хотя в исследовательских целях подобные агрегаты создавались. К примеру, Mitsubishi Diatone D-160 — один из самых больших динамиков, когда-либо изготовленных человеком. Он имел 63 дюйма (около 160 см) в диаметре и умел воспроизводить частоты от 8 Гц! Интересно также, что один из самых крупных сабвуферов для автомобилей, Cadence DCX34W, оснащен диффузором диаметром ровно 34 дюйма, то есть как раз размером с мензуру бас-гитары.
Слушатели отмечают, что с увеличением размера диффузора несколько теряется детальность и динамика на быстрых партиях, поскольку большой мембране нужно время для колебания, но при этом сам бас звучит более натурально. Из этого можно сделать вывод: любителям танцевальной электроники ни к чему гнаться за гигантскими динамиками, а вот почитателям классики и джаза они как раз понравятся за возможность наиболее точно воспроизвести оттенки звучания акустических инструментов.
Первые сабвуферы появились в 70-е годы. До этого была мода делать огромные колонки с большими басовыми динамиками, в итоге аудиосистема занимала половину комнаты. Благодаря сабвуферу появилась возможность делать небольшие колонки, сопровождая их всего одним басовым динамиком в отдельном корпусе. Такая система стала называться трифоник, ее обозначают как 2.1.
Тем не менее, долгое время сабвуфер не был популярен из-за главного недостатка — частотного провала в диапазоне, где заканчивают играть колонки и начинает вваливать саб. В лохматые годы достойный результат можно было найти лишь в дорогих аудиосистемах. Зато с появлением домашних кинотеатров и компьютерного аудио идея обрела вторую жизнь. Во всех системах вида 5.1, 7.1, 9.1 и т. п. та самая цифра «1» после точки — и есть сабвуфер.
Существует несколько типов конструкции саба:
Звучание сабвуфера также зависит от материала его диффузора. Многие признают, что бумажный диффузор звучит более мягко и музыкально, металлический или синтетический — более резко и упруго. Композитный, например, кевларовый, часто применяется в автомобилях благодаря надежности и устойчивости к внешним воздействиям.
Как выбрать сабвуфер?
Для дома
Главное правило — чем больше комната, тем больше сабвуфер:
Некоторые меломаны предпочитают устанавливать сразу два сабвуфера. Это дает следующие преимущества:
Для авто
Автомобильный сабвуфер — настоящий мастхэв для меломана-автомобилиста. Без него качественный звук в машине не получишь. Сабы для авто, главным образом, делятся на активные — со встроенным усилителем, такие как Pioneer TS-WX300A, и пассивные, например, JBL Stage 1200B. Пассивные стоят дешевле, но нужно внимательно смотреть на его мощность и мощность усилителя. Некоторые кулибины изготавливают сабвуфер самостоятельно, покупая лишь сабвуферный динамик и толстую фанеру.
Для студии
Сегодня большинство музыки делается в домашних студиях и сводится на мониторах ближнего поля. Эти мониторы де факто не воспроизводят низкие басовые частоты, поэтому для полноценного мониторинга к ним нужен сабвуфер. Хорошо здесь то, что можно совершенно спокойно использовать студийные мониторы и саб от разных производителей. Для студий выпускают специальные студийные сабы, которые воспроизводят очень точный и быстрый бас с максимально линейной АЧХ.
Критически важной для студии является акустическая обработка помещения, поскольку именно с низкими частотами возникают основные проблемы. Также критично расположение сабвуфера — желательно, чтобы он был равноудален от мониторов. Если такое расположение невозможно, используется два саба.
Для DIY
Для тех, кто умеет держать в руках пилу и молоток, в продаже есть сабвуферные динамики. Их стоимость ниже готовых сабов, а смастерить ящик можно с помощью калькулятора из Интернета. Разумеется, нельзя забыть про усилитель — максимальная мощность динамика при этом должна в два раза превышать максимальную мощность усилителя. В остальном здесь открывается простор для творчества — можно сделать хоть суперсаб с рупорной конструкцией и несколькими динамиками.
Куда поставить сабвуфер?
Есть простой лайфхак, позволяющий быстро найти оптимальное место для саба. Нужно поставить его на кресло или диван, в котором будет сидеть слушатель, и походить по комнате, определив на слух позицию, где бас звучит наиболее громко, детально и глубоко. Это и будет искомой точкой.
Стоит также запомнить:
Как подружить саб и соседей?
С точки зрения соседей, сабвуфер — это смесь отбойного молотка и военного оркестра, призывающего к мобилизации и военным действиям. Дело в том, что басовые волны очень длинные, поэтому остановить их может только нечто толстое и массивное. Тонкие стены российских квартир для этих волн — все равно что листок бумаги для пули. Более того, если стена не несущая, она выступает еще и в роли мембраны, которая отлично улавливает низкочастотные вибрации и передает их всему каркасу дома, особенно в квартиры выше и ниже. Часто это является главной причиной, по которой меломаны отказываются от сабвуфера.
К счастью, есть несколько эффективных способов подружить сабвуфер с квартирой:
Как настроить саб?
Как правило, у сабвуфера есть несколько основных настроек:
Заключение
Сабвуфер открывает целое измерение в музыке. Оказывается, треки могут различаться между собой фактурой баса, а в некоторых направлениях можно даже почувствовать саму форму волны, из которой были сформированы низкие частоты.
Правильно настроенный сабвуфер добавляет музыке глубины и расширяет ее частотный диапазон, но при этом не отвлекает все внимание на себя и не выделяется из общей картины.