Как называется мотор на лодку
Лодочный мотор. Виды и работа. Особенности и как выбрать
Лодочный мотор – это специальный двигатель, предназначенный для фиксации к транцу лодки для обеспечения быстрого движения без применения весел. Это подвесная конструкция, которая не занимает полезное пространство судна. Она используется на компактных лодках, предназначенных для прогулок, охоты или рыбной ловли. Мощность серийных моторов может достигать 350 л.с.
Типы моторов по разновидности силового агрегата
Лодочные двигатели отличаются между собой в зависимости от способа обеспечения движения. В качестве силового агрегата может использоваться несколько типов моторов:
Электрические характеризуются небольшой мощностью и габаритами, что компенсирует значительный вес батареи для их питания. Обычно в продаже встречаются только устройства до 5 л.с. Они недорогие и компактные, к тому же могут легко сниматься для хранения в безопасном месте для предотвращения воровства. Это важно если лодка постоянно находится на причале. Электромоторы тихоходные агрегаты. Их обычно выбирают для движения на водоемах с особым экологическим статусом, на которых запрещено использовать агрегаты с опасными выбросами или повышенным шумом.
Бензиновые двухтактные более распространены. Они являются самыми легкими устройствами, работающими на топливе. К сожалению, они более прожорливы и шумные. Для их заправки необходимо смешивать бензин с моторным маслом в пропорции рекомендуемой производителем. Такие устройства имеют ограниченный ресурс. У них значительная часть топлива сбрасывается в воду вместе с выхлопными газами, поскольку оно не успевает прогорать.
Четырехтактный мотор, работающий на бензине, более совершенный. Он тихоходный и потребляет на 30% меньше горючего, но и весит больше. Для него не нужно специально подготавливать топливо, поскольку бензин и масло заливаются по отдельности. Такой вариант подойдет для установки на судна длиной больше 3-4 м.
Дизельные наиболее экономичные в плане потребления топлива. Они тяжелее, и запускаются сложнее, особенно в зимнее время. При этом у них огромный ресурс и очень надежная конструкция. Мощность таких моторов на порядок выше, поэтому их часто устанавливают на прогулочные катера, когда на агрегат ложится большая нагрузка, сопровождаемая минимальными перерывами между поездками.
Виды лодочных моторов в зависимости от способа движения
Силовые агрегаты могут по-разному передавать создаваемое усилие на формирование движущей силы. Подвесной лодочный мотор может быть:
Преимущества и недостатки винтов
Такие моторы имеют в своей конструкции гребной винт. Это самые распространенные устройства, которые хорошо подходят для движения на глубоководье. Они сравнительно недорогие и предусматривают более простое техническое обслуживание, которое зачастую можно провести самостоятельно без обращения в мастерскую. При этом такая конструкция имеет и недостатки. В первую очередь вращающийся винт может наматывать на себя водную растительность. Если она довольно жесткая, то двигатель останавливается. Также недостатком является высокая вероятность повреждения винта при движении на отмели. Он может деформироваться при ударе о камни.
Параметры винтовых двигателей во многом зависят от конструкции самого винта. Чем больше лопастей, тем более маневренной и быстроходной будет лодка. При этом форма винта должна соответствовать мощности силового агрегата. Обычно винты вращаются в правую сторону. В том случае если лодка имеет два мотора, то второй должен совершать обороты влево. Это предотвратит снос в сторону во время движения.
Турбинный лодочный мотор
Мотор с турбиной еще называют водометным. Он также имеет винт, но тот укрыт в специальном канале, выполненном в виде трубки. Лопасти захватывают воду с передней части лодки и выбрасывают ее через более узкий проход, создавая тонкую струю. Повторяется принцип работы водомета. Такая конструкция не имеет открытых вращающихся частей. Благодаря этому она меньше страдает от длинных водорослей, а также не так подвержена механическим повреждениям при движении в условиях мелководья. Обычные суда с турбинным агрегатом способны двигаться даже на глубине 30 см. Это позволяет подходить на созданной тяге прямо к берегу, не используя весла.
Важным преимуществом турбинных лодочных моторов является их тихоходность и низкая вибрация. Их часто выбирают охотники для установки на резиновые лодки, чтобы меньше распугивать дичь. Также двигатели с водометами применяют для развлекательных лодок, которые курсируют на оживленных пляжах. Они более безопасны для пловцов.
Почему требуется настройка погружения винта или водомета
Чтобы лодочный мотор работал как следует, необходимо правильно выставить глубину погружения его винта или турбинного механизма. Если поставить привод слишком высоко, то лодка не сможет развивать свою оптимальную скорость. Если перестараться и заглубить слишком сильно, то создастся повышенная нагрузка, что может сопровождаться вибрацией от мотора, передаваемой на корпус судна. Также если перестараться с глубиной, то повышается вероятность случайного повреждения винта или водомета в случае движения на высокой скорости по участку с выступающими камнями.
Многие типы топливных лодочных моторов предусматривают систему выхлопа газов через винт, а не сверху. Для них чрезмерное заглубление приводит к созданию дополнительной нагрузки на агрегат. Ему сложнее вытолкнуть отработанные газы из камеры сгорания. В результате мотор больше греется и не может набрать свою полную мощность.
У электрических двигателей предусматривается специальный механизм для регулировки глубины винта. У моторов на ДВС это осуществляется путем наклона самого агрегата. Для этого предусматривается специальный механизм, который дает возможность менять положение оси относительно горизонта.
Выбор мотора под габариты лодки
Покупая лодочный мотор, следует обратить внимание на рекомендации производителя. Он всегда указывает максимальные параметры судна, для которого может подойти данный агрегат. В первую очередь это касается длины лодки и ее веса. Вполне возможно установить более слабый двигатель, но при этом нужно понимать, что динамика движения понизится. При этом если поставить слишком мощное устройство, то использование такого водного средства небезопасно. Чтобы это компенсировать, необходимо нагрузить нос лодки, это уберет ее чрезмерный подъем при разгоне.
Также важным критерием являются габариты транца лодки. Это задняя жесткая часть, предназначенная для фиксации двигателя. Информация о том, какой транец подходит под агрегат имеется в инструкции для мотора. Если данные показатели не будут совпадать, то не удастся настроить правильное заглубление винта. Зачастую параметры рекомендуемого транца указываются в название самого мотор.
Для этого используются латинские буквы:
Способы запуска двигателя
Лодочный мотор может иметь различную систему запуска. В плане электрических устройств никаких проблем нет. Достаточно нажать кнопку и винт начинает вращаться. В случае с агрегатами на ДВС все гораздо сложнее. В них применяется несколько способов пуска:
Моторы с ручным пуском самые распространенные, поскольку недорогие и обладают меньшим весом. В качестве стартера у них применяется шнурок, наподобие используемого в бензопилах и мотокосах. Сначала нужно прокачать топливо с помощью специального ручного насоса, после чего дернуть за шнурок. Это требует значительной физической силы. Хотя это и популярная конструкция, но она имеет и недостаток. Зачастую после рывка за шнур тот может потянуть в обратную сторону, вызвав болевые ощущения и растяжение связок руки. Особенно эта проблема актуальна для дизельных двигателей.
Электронный пуск намного удобнее. Лодочные моторы более высокого класса имеют электростартер, который при нажатии кнопки или повороте ключа, в зависимости от модели, раскручивает коленвал и мотор запускается. Это действительно очень удобно, но за это придется доплатить и поплатиться весом устройства. Это большой недостаток, поскольку такие агрегаты стоят дорого, и оставлять их на лодке возле причала нежелательно. В связи с этим большинство рыбаков вынуждены снимать двигатель и переносить его для хранения в защищенное место. Также такие агрегаты имеют аккумуляторную батарею, которая необходима для пуска стартера.
Комбинированный лодочный мотор может запускаться как от стартера, так и вручную. Если аккумулятор сел, то это не проблема и всегда можно воспользоваться шнурком. Подавляющее большинство агрегатов являются именно комбинированными. Моторы чисто с электронным пуском более редкие.
Генератор
Практически любой лодочный мотор, который работает на топливе, имеет в своей конструкции генератор. Он вырабатывает электроэнергию, требуемую для подзарядки аккумулятора. Даже те устройства, которые запускаются вручную, могут иметь генератор, что необходимо для подключения внешних электрических приборов. В первую очередь это система навигации, рация, эхолот или другое оснащение. Генераторы вырабатывают постоянный ток напряжением 12В. При выборе двигателя необходимо ориентироваться по тому, какой способ подключение внешнего оборудования в нем предусматривается, чтобы избежать несовместимости.
Как выбрать мотор на катер
Чаще всего на катерах можно встретить двигатели двух типов: подвесные моторы и поворотно-откидные колонки. При этом катера, спроектированные под подвесной мотор, как правило, поставляются без двигателя. Владелец лодки должен приобрести мотор отдельно, и затраты на него могут составлять половину и даже более половины конечной стоимости лодки.
Верфи указывают максимальную и минимальную мощность мотора, который можно установить на борту. Они также могут дать клиенту рекомендации по поводу конкретных подходящих моделей. Однако окончательное решение принимает только будущий владелец лодки.
В этой статье мы расскажем об особенностях, преимуществах и недостатках каждого типа двигателя, который можно встретить на катерах
Выбираем двигатель для катера по типу топлива
Бензин и дизель
В то время как поворотно-откидные колонки бывают и бензиновые, и дизельные, абсолютное большинство подвесных двигателей работает только на бензине.
Хотя из этого правила есть исключения. В 2016 году шведская компания Cimco Marine разработала первый в мире дизельный подвесной двигатель. С тех пор технологию успели перенять и лидеры рынка, вроде Mercury Marine и Yanmar.
Бензиновые моторы более компактные, лёгкие, тихие, по сравнению с дизелями той же мощности. Это особенно важно, когда речь идёт о двигателе для небольшой лодки. К тому же бензиновый мотор меньше вибрирует. Но расход топлива у бензинового двигателя выше, а стоит топливо дороже.
Дизельные двигатели более экономичны, менее пожароопасны и при регулярных ТО служат в разы дольше, чем бензиновые. К тому же их выхлоп содержит меньше угарного газа, Но, увы, всем этим преимуществам противопоставлены внушительные габариты и вес.
О том, как выбрать между бензином и дизелем мы уже рассказывали ранее в отдельной статье.
Добавим к этому, что выбирать бензин с самым высоким доступным октановым числом — решение не лучше, чем заливать самое дешевое горючее.
Если у двигателя высокое отношение полного объема цилиндра к объему камеры сгорания («степень сжатия»), топливо со слишком низким октановым числом может самопроизвольно воспламениться раньше времени («сдетонировать»). Это снижает мощность двигателя и сильно его изнашивает.
Но покупать топливо с октановым числом выше рекомендуемого производителем мотора тоже не стоит. Выше детонационная стойкость — выше цена бензина, ведь для улучшения характеристик в него добавляют разнообразные присадки. Просто бессмысленно переплачивать за способность топлива выдерживать без детонации давление больше, чем будет оказано на него в двигателе до планового воспламенения. Мощность от этого не вырастет, зато сумма в чеке на бензоколонке — да.
Высокооктановый бензин требуется только высокопроизводительным двигателям.
Большинство же подвесных двигателей рассчитаны на 89 бензин.
Электричество
Электродвигатели позволяют наслаждаться яхтингом без вредных выбросов в воду и атмосферу, в абсолютной тишине. По сравнению с двигателями внутреннего сгорания, они отличаются небольшой мощностью.
Однако для лодок до 10 метров этого оказывается вполне достаточно. Например, шведский 7,7-метровый катер с электродвигателем Candela Seven способен разгоняться до 30 узлов. А российский 8,9-метровый электрокатер «Молния» — до 36 узлов.
Конечно, обе модели оснащены подводными крыльями, но всё же для электродвигателя это отличный результат.
Надо, однако, понимать, что на максимальной скорости электрокатер далеко не уедет: так, Candela пройдет всего 50 миль, а «Молния» — 25.
Маломощные подвесные электрические троллинговые моторы устанавливаются на лодки для рыбалки, особенно на так называемые bass boats — катера для ловли мелкой рыбы на пресной воде. Троллинговые моторы монтируются не только на транец, но и на нос лодки.
Лидер в сегменте электромоторов компания Torqeedo выпускает (помимо маленьких движков для троллинга и среднемощных на 5-20 л. с. ) подвесные электромоторы, по мощности эквивалентные 40-80 л. с.
Такие моторы устанавливаются, в частности, на дизайнерские катера Frauscher. Они предназначены для крупных катеров весом свыше 10 тонн. Это первые в мире подобные двигатели, которые выпускаются серийно.
Датская Bellmarine выпускает электрический вариант колонки Mercury Alpha One.
Пропан
Для подвесных двигателей c 2014 года существует еще один вариант топлива — сжиженный газ (пропан). Первопроходцем стала британская компания Lehr (сегодня в её ассортименте 4 модели мощностью от 2,5 до 15 л.с.). Позже японская Tohatsu выпустила модель Tohatsu MFS 5 LPG, мощностью 5 л.с. А затем подобные двигатели появились и у американской Mercury Marine.
Пропановые двигатели не настолько «экологичные» в отношении состава выхлопных газов, как электрические. Но всё же они значительно (как минимум на 30%) более «зёленые», чем их бензиновые собратья. Пропановые двигатели также более тихие.
Пропановые двигатели отличаются повышенным КПД. А поскольку газ хранится более сжатым, газовые подвесники ещё и проще заводятся.
В отличие от бензина, пропан не нужно смешивать с маслом, а благодаря отсутствию в составе этанола пропан не портится при длительном хранении. Система хранения сжиженного газа отличается особой герметичностью и владелец мотора может не переживать о попадании в неё воды.
Газовый двигатель стоит дороже бензинового аналога той же мощности. А в случае возникновения проблем найти механика для обслуживания пропанового двигателя будет сложнее — слишком уж экзотической пока остаётся такая технология. Впрочем, ежедневный уход за таким двигателем отличается простотой.
Подвесной мотор или поворотно-откидная колонка?
Начнем с того, что перед покупателями маленьких катеров мощностью до 100 л. с. такой выбор не стоит. Для них предлагаются только бензиновые подвесные двигатели. Зато придется выбирать между различными типами и брендами подвесных моторов. Какая у мотора должна быть мощность? Брать двухтактный или четырехтактный? Карбюраторный или инжекторный? Какую выбрать длину ноги?
Есть базовое правило: для того, чтобы вывести катер на глиссирование, необходимо, чтобы на 1 л.с. двигателя приходилось не более 11 кг (25 фунтов) веса загруженной лодки.
В соответствии с этим, например, японская компания Yamaha удобно разделила свои подвесные двигатели на группы следующим образом:
Двухтактные двигатели можно встретить среди моделей мощностью от 2 до 250 л.с. А вот четырёхтактные бывают любыми по мощности, вплоть до максимальных 450 л.с. Тем не менее, на практике двухтактным двигателям чаще всего отдают предпочтение владельцы небольших рыбацких лодок, надувных лодок из ПВХ и RIB, которым может быть достаточно мотора мощностью 2,5 — 5 л.с.
Двухтактные моторы более лёгкие и простые по конструкции. Их проще обслуживать. Более современные четырехтактные двигатели устроены сложнее. Они тяжелее и дороже, зато экономичнее расходуют топливо и работают тише.
Карбюраторные подвесные моторы дешевле, проще в обслуживании и менее требовательны к качеству топлива. Если качество топлива и сервиса оставляет желать лучшего, то следует подумать именно о карбюраторных двигателях. Более современные инжекторные двигатели не получится «перебрать на коленке», хотя они и более стабильны на любых оборотах, экономичны и экологичны.
В целом, чем больше и мореходнее катер, тем более современным и дорогим должен быть всего двигатель. Однако следует учесть особенности акватории на которой вы ходите и как часто и насколько сильно вы загружаете двигатель.
От длины ноги двигателя зависит осадка катера с подвесным мотором. У одного и того же двигателя может быть несколько разных вариантов длины ноги. Их обозначают специальными буквенными выражениями в названии двигателя. Так, буква S в названии двигателя означает «короткую» ногу, буква L — «длинную», LL, Х или Y — «сверхдлинную», а UL, X или XX — «ультрадлинную». Разные производители используют «Х» для разных категорий, так что чтобы узнать точную длину, придётся изучить технические характеристики конкретной модели.
Длину ноги необходимо подбирать в зависимости от высоты транца. Расстояние между днищем лодки и «козырьком» ноги над винтом (антикавитационной плитой) должно быть 5–25 мм, иначе винт будет работать неэффективно.
Подробнее про выбор подвесного мотора мы поговорим в отдельной статье.
Если вес лодки больше 160 кг, то мощность двигателя должна быть не меньше 100 л. с.
Начиная с этой мощности, у подвесных двигателей появляются конкуренты в виде стационарных водомётов. А когда мощность вырастает до 135 л.с., разнообразие вариантов двигателей на катерах вырастает за счёт поворотно-откидных колонок.
Поворотно-откидные колонки — это в некотором смысле подвесные двигатели, «эволюционировавшие» в стационарные. Об устройстве, плюсах и минусах такого типа привода мы уже говорили в статье, посвящённой стационарным моторам.
По сравнению с подвесными двигателями, у колонок можно выделить следующие преимущества:
Но есть и параметры, по которым подвесные двигатели выигрывают у колонок:
Подведём итог
Для небольших рыбацких лодок подойдут маленькие подвесные карбюраторные двухтактные двигатели или троллинговые электромоторы.
Наиболее универсальный тип двигателя для катеров — четырёхтактный инжекторный подвесной мотор мощностью 100–200 л.с.
Такие устанавливают на лодки от 5 до 9 метров, созданные для коротких прогулок и рыбалки в несложных акваториях. Например, на катера серии Barracuda и Antares у Beneteau или Merry Fisher у Jeanneau.
Для рыбалки в сложных акваториях со скалистым дном или плавающим мусором стоит отдать предпочтение не винту, а водомёту.
Повортно-откидные колонки — выбор для тех, кто собирается часто эксплуатировать яхту, а также для морских акваторий.
Их часто устанавливают на больших каютных катерах и на моделях, у которых важно наличие купальной платформы. Это также хороший переходный вариант для тех, кто намерен пересесть на яхту побольше в будущем.
Для занятий водными видами спорта производители адаптировали двигатели всех трёх типов: и подвесные, и колонки, и водомёты.
И всё же о многом говорит тот факт, что лидеры на рынке спортивных буксировщиков, вроде американских компаний Nautique Boat, Bayliner, Crowline, Chaparral и Four Winns в основном используют на своих катерах именно стационарные двигатели.
Лодочные моторы
В виду большого количества моделей лодочных моторов с разными параметрами сложно определиться в выборе. Чтобы не ошибиться, нужно разбираться в параметрах и понимать подходит ли агрегат для эксплуатации в планируемых условиях.
Типы лодочных моторов
На современных лодках используются два типа двигателей – бензиновые (ДВС) и электрические.
Электрические моторы имеют небольшой вес и почти не шумят, проще по конструкции и дешевле в эксплуатации. Однако из-за того, что для мощных электромоторов потребовались бы слишком большие аккумуляторы они выпускаются маленькой мощности – до 5 л.с. (3677,5 Вт).
Диапазон мощностей ДВС намного шире, их хватает даже для эксплуатации на самых быстроходных и тяжелых судах. Дальность плавания значительно выше, чем на лодках с электромотором. Такие суда могут выходить в режим глиссирования, что снижает расход топлива. Однако подобные модели весят больше электрических. Кроме этого они дороже как сами по себе, так и в эксплуатации.
Двигатели отличаются и по своему назначению. Существуют классические лодочные моторы и вспомогательные.
Существуют два типа конструкции, которая заставляет лодку перемещаться – это винт и турбина.
Винтовые
Винтовые конструкции используют вращение гребного винта. Модели могут быть использованы на всех видах водного транспорта, имеют несложную конструкцию и невысокую стоимость. Однако на мелководье вращающийся винт может задеть за дно или другой твердый предмет и поломаться.
Расстояние, на которое винт переместиться за один оборот без проскальзывания, называется шагом. Это основная характеристика винта, влияющая на нагрузку мотора. С увеличением шага винта скорость передвижения лодки увеличивается, и нагрузка на привод становится больше.
Проскальзывание винта это величина равная разнице между идеальным и реальным шагом винта.
От шага зависит и диаметр лопастей винта, эти два параметра взаимосвязаны и зависят от крутящего момента и мощности мотора.
Еще одна характеристика винта это количество лопастей. Чем больше лопастей, тем выше плавность хода и манёвренность. Однако при увеличении количества лопастей проскальзывание становится больше (увеличивается сопротивление воды) и эффективность привода уменьшается.
Следует учесть направление вращения винта. Вращение по ходу часовой стрелки при движении лодки вперед назвали правым, а в сторону противоположную движению часовой стрелки левым.
Стандартными являются винты с правым вращением, но если на лодке установлено два привода, винты должны крутиться в разные стороны, если винты будут совершать обороты в одну, сторону судно будет сносить при прямом положении руля.
Полезным устройством для судна с двумя моторами будет синхронизатор, который согласовывает работу обеих устройств, чтобы они работали совместно как один агрегат.
Для того чтобы подобрать гребной винт нужно включить двигатель и подождать, пока он не выйдет на свою номинальную мощность, после измерить число оборотов в минуту тахометром на максимальных оборотах.
Если измеренное число вращения окажется меньше указанного в документации для данного мотора, нужно установить винт с меньшим шагом (это компенсирует нехватку оборотов). Уменьшение шага винта на один дюйм увеличивает количество оборотов на 200 об/мин.
Турбинные
В турбинном приводе винт спрятан в специальную трубу, он движет лодку за счет того, что засасывает воду с одной стороны трубы, после чего разгоняет ее винтом и выбрасывает с узкой стороны водомета. Такое расположение винта повышает безопасность использование судна в местах проведения водолазных работ, при катании на водных лыжах и вблизи пляжей.
Турбинные приводы идеально подходят для движения по мелководью, для их работы достаточно глубины в 30 сантиметров. Они более защищены от водорослей и плавающего в воде мусора. Суда, оборудованные турбинными конструкциями, отличаются мягкостью хода и небольшой вибрацией при работе на высоких и средних оборотах.
Требования к конструкции лодки при использовании турбинного привода:
На большие катера устанавливаются несъемные турбины, которые становятся частью корпуса. Управление судном осуществляется со штурвала при помощи электрического или гидравлического привода.
Для лодок поменьше устанавливаются съемные турбины. Управлять приводом можно с кормы румпелем и со штурвала.
Регулировка погружения винта
У электромоторов существует регулировка заглубления гребного винта без его наклона. У ДВС глубина погружения регулируется наклоном мотора относительно горизонтальной оси.
Недостаточное заглубление приведет к тому, что гребной винт будет находиться в зоне гидродинамической тени кормы и не сможет развить тягу. В результате судно даже с мощным мотором не наберет высокую скорость.
Если гребной винт расположить ниже оптимальной отметки это вызовет ненужные напряжения в конструкции привода, и система выхлопа будет действовать менее эффективно, что уменьшит развиваемую мощность, а при прохождении мели увеличится риск поломки устройства.
Физические параметры лодки и двигателя
Вес и габариты лодочного мотора
Вес и основные размеры двигателя зависят от мощности и отличительных черт конструкции – чем он мощнее, тем больше размеры. Его масса находится в пределах от 3 до 350 килограмм.
Вес агрегатов:
Вес ДВС указывается без учета топливного бака.
Для ДВС существенным параметром считается диаметр цилиндра. В продаже можно найти моторы с диаметром цилиндра 40 – 100 миллиметров.
Еще одной существенной характеристикой ДВС считается ход поршня. В продаже имеются двигатели с ходом поршня 30 – 100 миллиметров. При увеличении хода поршня увеличивается крутящий момент, но одновременно уменьшается скорость вращения.
При выборе мотора необходимо учитывать соотношение диаметра цилиндра к ходу поршня, у скоростных моделей это отношения стремится к единице.
Вес и длина лодки
Производители моторов указывают наибольший вес и длину лодки, для которой предназначено их устройство.
Показатель не является жестким, но его соблюдение гарантирует наиболее эффективную работу привода.
Чем короче судно, тем больше следует загрузить нос, чтобы скомпенсировать вес двигателя, находящегося на корме.
Лодки длиной два метра рассчитаны на одного человека и могут выдерживать груз до 500 килограмм. При необходимости в такую лодку поместится до четырех человек. Трехметровые плавучие средства считаются наилучшим выбором для занятий рыбалкой или охотой. Лодки длиной четыре метра могут выдержать 6 человек.
Для того чтобы правильно подобрать лодочный привод нужно определить высоту транца судна.
Транцем называется задняя часть лодки, на которой устанавливается двигатель. Высота транца это расстояние от низа до верха судна.
У отдельных электрических приводов длина дейдвуда регулируется, в таких случаях в паспорте двигателя указывается его максимальное значение.
Типы крепления лодочного мотора
Существуют четыре способа крепления:
Чтобы вибрация корпуса судна была меньше подвеска должна быть сделана из упругих материалов.
Подъем мотора
Для предотвращения повреждения винта при швартовке лодки на отмели требуется поднимать мотор из воды. Во время длительной стоянки подъем двигателя уменьшает повреждения от коррозии. Существуют два типа механизмов подъема – ручной и электрогидравлический.
Характеристики лодочных моторов внутреннего сгорания
Количество цилиндров
Камера двигателя, в которой ходит поршень, называется цилиндром. Бензиновые моторы могут быть двухтактными или четырехтактными.
Двухтактные бензиновые. По своей конструкции примитивны. В качестве топлива применяется смесь бензина и масла. Соотношение масла и бензина должно быть строго определенным.
Дорогие модели комплектуются автоматическими механизмами смешивания, которые избавляют человека от ручного труда.
Двухтактные двигатели являются более дешевыми в эксплуатации, если сравнивать их с четырехтактными.
Четырехтактные. Работают плавно, тише и мощнее двухтактных двигателей, а их габариты больше. Уровень выброса вредных веществ невысокий. С увеличением количества цилиндров растет плавность хода и уменьшается расход топлива. У многоцилиндровых устройств меньше чувствительность к весу судна.
С уменьшением количества цилиндров увеличивается надежность изделия, так как его конструкция упрощается. Моторы, которые имеют небольшое количество цилиндров, отличаются небольшими размерами и весом.
Рабочий объем
Важной характеристикой бензинового двигателя является рабочий объем камеры сгорания, от него зависит потребление топлива и мощность привода. Для одноцилиндрового мотора вычисляется умножением площади поршня на его ход. Для многоцилиндровых бензиновых двигателей объем одного цилиндра следует умножить на количество цилиндров.
С увеличением рабочего объема увеличивается мощность, габариты мотора и расход горючего. Однако мощность зависит не только от рабочего объема, но и от других особенностей конструкции, например наличия турбонаддува и количества тактов.
Расход топлива
Величина, которая показывает, сколько горючего расходуется за один час работы двигателя, называется расход топлива. Чем выше мощность двигателя, тем больше он расходует бензина, поэтому нужно стремиться выбрать модель, которая при той же мощности имеет меньший расход.
Тип топлива
Это марка горючего, с наименьшим допустимым октановым числом, который можно заливать в двигатель.
Стойкость горючего к детонации определяется по его октановому числу. Детонация вредное явление, которое приводит к падению мощности, возрастанию нагрузок и увеличению концентрации вредных элементов в выхлопных газах. Она возникает при использовании в качестве топлива бензина, у которого октановое число ниже, чем указано в техническом паспорте двигателя.
Например, маркировка бензина в странах СНГ начинается с букв АИ, в Азиатско-Тихоокеанском регионе RON, а в Европе EURO. В любом случае после букв стоят цифры, которые указывают значение октанового числа. Чем выше требования к топливу предъявляет двигатель, тем оно больше. Модели способные работать на 90-м бензине, можно использовать с 92-м или 95-м, но нельзя с 87-м и 76-м. Самые неприхотливые устройства работают на 76-м бензине.
Топливный бак
Для хранения запаса горючего служат топливные баки. Чем больше объем бака, тем большее расстояние преодолеет судно без дозаправки.
Большие баки занимают много места на судне, следует учесть, что с увеличением размеров и емкости бака возрастает его вес.
Топливные баки бывают двух типов: встроенные и внешние.
Перед тем, как приступить к выбору бака, нужно знать, сколько топлива расходует мотор и, исходя из этого, рассчитывать нужный объем, ведь во время плавания вы не сможете дозаправиться. Следует обратить внимание на прочность материала, из которого изготовлен бак. Обычно баки изготавливают из алюминия или нержавеющей стали. Материал должен быть прочным, упругим и эластичным.
Рекомендуется покупать баки с рельефным дном для скапливания конденсата. Обратите внимание на качество комплектующих – шлангов, уплотнителей, штуцера, ведь именно от этих деталей зависит герметичность всей конструкции.
Тип системы смазки
Моторное масло требуется для смазки бензиновых моторов, и с увеличением мощности привода требуется больше масла. Поэтому чем больше двигатель, тем больший объем бака для масла потребуется.
Ручная смазка используется в самых простых конструкциях. При таком типе смесь готовится вручную, после чего топливо заливается в бак. При подготовке смеси самостоятельно, важно не ошибиться с пропорциями, чтобы двигатель не перегревался и не чадил.
Раздельная – используется в более дорогих моделях. При этом масло заливается в свой бак, а бензин в свой и смешивание производится при подаче топлива в рабочую камеру. Данный механизм позволяет правильно выдерживать пропорции составляющих топлива.
Система подачи топлива
Для поддачи в рабочую камеру подготовленной смеси из горючего и воздуха предназначена система для подачи горючего.
В карбюраторной, горючее вместе с воздухом всасывается в рабочую камеру цилиндра во время фазы впуска. Они нетребовательны к качеству топлива и стоят дешевле, чем устройства с электронным впрыском. Однако моторы, использующие такую систему, потребляют больше горючего и сложнее в запуске.
В системах с электронным впрыском горючее подается принудительно, через форсунки. Концентрация воздуха в смеси регулируется на основании показаний датчиков. В двигателях снижается расход топлива при той же мощности, кроме того они проще в запуске. Однако они имеют сложную конструкцию, и отремонтировать своими руками не получится.
Выхлопная система
В самых простых конструкциях устроенных по принципу над винтом, газы сбрасываются непосредственно в воздух. Они самые простые и дешевые, но создают неудобства для людей находящихся в лодке из-за создаваемого ими шума и вредных выхлопов.
В системах через винт выхлопные газы сбрасываются в воду через ступицу винта. Они считаются наиболее технически совершенными, в них низкий уровень шума и лучше тяговые характеристики. Недостатком является высокая стоимость и сложность конструкции.
Запуск
В ДВС, устанавливаемых на судах, могут использоваться три типа стартеров: электрические, ручные и смешанные.
Для запуска двигателя с ручным механизмом человек управляющий судном должен дернуть за тросик, чтобы мотор заработал. Механизм меньше весит и более компактен, так как для ее работы не нужен аккумулятор. При использовании ручного механизма не нужно беспокоиться о том, заряжен ли аккумулятор.
В электрической системе для запуска применяется стартер, получающий питание от аккумулятора. Главное преимущество удобство запуска – нужно нажать кнопку или сделать поворот ключом в замке зажигания. Большие габариты и вес являются недостатком.
Устройства стоят достаточно дорого, применяются совместно с мощными двигателями, для которых использование ручных механизмов невозможно.
При смешанном типе в штатном режиме используется электрическая система, но имеется и ручной запуск на случай поломки либо разряженного аккумулятора. Смешанный тип запуска используется совместно с мощными двигателями, но не настолько, чтобы создать серьезные проблемы для ручного завода.
Лодочные моторы с электронной системой зажигания
Для работы ДВС применяется система зажигания, воспламеняющая горючее при помощи электрической искры. Существуют два вида зажигания – механический и электронный.
Преимущества электронной системы зажигания по сравнению с механической:
Лодочные моторы с турбонаддувом
В двигателях с турбонаддувом энергия выхлопных газов используется для нагнетания в цилиндры горючей смеси. В рабочую камеру при каждом такте попадает больше топлива, мощность возрастает без увеличения рабочего объема конструкции.
Двигатель с турбонаддувом будет занимать меньше места по сравнению с моделями той же мощности, но без него.
При использовании необходимо неукоснительно соблюдать правила эксплуатации.
Генератор
В конструкции любого бензинового ДВС присутствует генератор, который вырабатывает электрическую энергию, необходимую для работы системы зажигания. Однако не ко всякому генератору можно подключить внешние устройства. Питание от него удобнее, чем от аккумулятора и многие системы эхолокации, навигации, радиосвязи и другие рассчитаны на питание именно от генератора.
Стандартное напряжение на выходе генератора 12 вольт.
Характеристики электромоторов
Для электрических лодочных моторов указывают движущую силу, которую он может создать или тягу. Этот параметр измеряется в килограммах и служит объективным показателем возможностей мотора.
Параметр тяги нужно учитывать при выборе веса лодки. Тяга измеряется в фунтах (1 фунт = 0,453 кг). Расчеты данного параметра достаточно сложны и определяются по существующим таблицам, опираясь на вес лодки.
Аккумулятор
Аккумуляторы служат в качестве источников питания электромоторов. Мотор может быть рассчитан на питание от источника напряжением в 12 или 24 вольта, а все, наиболее распространенные аккумуляторы выдают напряжение 12 вольт.
Поэтому для питания двигателя работающего от источника напряжения в 24 вольт нужно два аккумулятора, которые включают последовательно (важно – аккумуляторы должны быть идентичными по параметрам и одного производителя).
Для электрических лодочных приводов существуют два типа аккумуляторов: стартовые и тяговые.
Стартовые аккумуляторы способны выдавать большие значения тока, но только на протяжении короткого промежутка времени. При длительной работе происходит глубокая разрядка аккумуляторов, и они становятся непригодными для дальнейшей эксплуатации.
Тяговые аккумуляторы отлично выдерживают полный разряд и лучше приспособлены для работы в качестве источника тока для лодочных электрических двигателей.
Существуют тяговые аккумуляторы с гелевидным электролитом, который защищает пластины от вибрации и протечек при наклоне, батарея имеет высокую прочность. Даже через месяц, после того, как он полностью разрядится, аккумуляторы зарядятся на сто процентов своей первоначальной емкости.
Максимальный ток
Чем больше мощность двигателя, тем выше потребляемый максимальный ток, он важен при выборе аккумулятора. Максимальный ток разрядки аккумулятора должен быть больше максимального тока потребляемого мотором на 15-20%.
Зная емкость аккумуляторов и потребление мотора можно рассчитать время работы. Для этого нужно емкость аккумулятора разделит на потребляемый ток.
Важные характеристики
Мощность
Мощность двигателей измеряется в лошадиных силах. Это справедливо как при использовании бензиновых, так и электрических моделей. Это связанно с тем, что на рынке лодочных моторов известность завоевали бензиновые двигатели, и поэтому производители электрических изделий показывают мощность в лошадиных силах.
В техническом паспорте некоторых электромоторов мощность написана в киловаттах.
Маркировка изделий производителей западных стран и СНГ отличаются. В технических характеристиках моторов произведенных в СНГ указываются максимальные данные на выходном валу привода. Западные производители указывают в паспорте мощность на гребном валу.
Таким образом, производители СНГ не учитывают потери на передачу движения от вала мотора до гребного вала, и поэтому мощность Западных приводов, при одинаковых значениях, будет немного выше.
Для того чтобы развить высокую скорость нужен сильный двигатель. Также он нужен для тяжелого судна с большой грузоподъемностью. Но с увеличением мощности привода растет и его вес, цена и расход топлива. Превышать мощность мотора, написанную в техническом паспорте лодки опасно по двум причинам:
Как выбрать мощность лодочного мотора
Для лодок, длинной не превышающих 3 метров, и на борту которых одновременно находится не более одного человека, подойдут двигатели мощностью 2 – 4 лошадиные силы.
На небольших и средних судах длиной до 4 метров устанавливаются модели в 5 – 8 лошадиных сил. Эти моторы удобны в транспортировке, так как их вес не превышает 30 килограмм. Устройства могут вывести маленькие лодки в особый режим – глиссирования. В таком режиме, только незначительная часть дна касается воды, а большая часть парит в воздухе. Это намного снижает сопротивление передвижению и нагрузку на двигатель.
Для лодок, длина которых достигает 6 метров (но не более), рекомендуется приобретать модели мощностью от 25 до 35 лошадиных сил. Лодки с таким мотором могут развивать скорость до 40 километров в час и выходить в режим глиссирования даже при большой загрузке.
Лодки длиной более 6 метров, служащие для перевозки больших грузов, и способные плавать с высокой скоростью, оснащены приводом мощностью 40-45 лошадиных сил. Они способны развивать скорость 50 километров в час.
На катера и яхты длиной 5 – 8 метров выбирают модели мощностью 90 – 140 лошадиных сил. Двигатели обеспечивают скорость судна, превышающую 100 километров в час, и применяются на значительных водных пространствах, также могут применяться для плавания в море.
Существуют три режима передвижения судна по воде:
Судно при таком движении не раздвигает воду, а удерживается на ее поверхности подъемной силой, создаваемой за счет скорости передвижения. Затраты энергии, для достижения глиссирования больше, чем для поддержания такого движения.
Скорость необходимая для выхода в данный режим зависит от конструкции дна лодки, ее веса, распределения груза, гребного винта и двигателя.
Аварийный выключатель
Аварийный выключатель мотора предназначен для того, чтобы заглушить мотор при падении за борт человека управляющего судном, и таким образом, он предотвращает несчастный случай, причиной которого может стать неуправляемая лодка.
В комплектацию аварийного выключателя входит шнур, который крепится к запястью с помощью специального крепления. Когда человек сильно дергает за шнур в момент падения за борт, происходит аварийное отключение двигателя.
Максимальное число оборотов в минуту
При увеличении частоты вращения мотора увеличивается скорость судна. Количество оборотов винта лодки зависит от передаточного числа редуктора и шага винта. Однако на скорость судна кроме числа оборотов влияет еще множество факторов: конструкция винта, мощность двигателя и т.д.
В некоторых двигателях для защиты от перегрузки встроена система ограничения оборотов. При увеличении температуры выше критической автоматика снижает обороты, что позволяет агрегату остыть – скорость судна при этом падает, но двигатель остается неповрежденным.
В некоторых приводах встроена система стабилизация скорости судна. Она полезна в случаях, когда судно должно двигаться с постоянной скоростью без рывков, например при ловле рыбы методом троллинга. Недостаток – высокая стоимость.
Редуктор лодочного мотора
В лодочных приводах используется редуктор для понижения числа оборотов винта. Скорость винта равна величине угловой скорости вращения вала мотора деленной на передаточное число редуктора. Данный параметр не имеет большого практического значения и является справочным. Основные параметры привода, такие как мощность, тяга и другие практически не зависят от передаточного числа редуктора.
Внутри редуктора имеются трущиеся детали, которые время от времени нужно смазывать специальным трансмиссионным маслом. Хотя редуктор защищен от воды сальниками, со временем вода все равно попадает внутрь.
Производители не рекомендуют использовать обычные масла, которые используются для смазки коробки передач в автомобилях. Экономия на качественном масле закончиться дорогостоящим ремонтом редуктора.
Количество скоростей
Изменение скоростей привода, как передних, так и задних очень просто можно сделать для электрических моторов.
Для изменения скоростей в приводах использующих бензиновые двигатели служит коробка передач, что значительно усложняет конструкцию. В современных приводах обычно бывает реализовано от 2 до 5 скоростей.
Охлаждение лодочного мотора
Системы охлаждения бывают двух типов:
Воздушная система охлаждения бывает:
Это очень простая конструкция и ее эффективность невысока. Применяется для двигателей, мощность которых меньше 15 лошадиных сил.
Водяная система охлаждения использует воду из водоема и после использования сбрасывается за борт. Ее нельзя использовать, если вода за бортом сильно загрязнена. Данная конструкция более эффективны, чем воздушная и применяется в приводах большой мощности, однако она дороже и сложнее.
Передача
Система передач предназначена для измерения скорости и направления движения судна. Может находиться в трех положениях «передняя», «задняя» и «нейтрал».
«Передняя» передача включена при движении вперед, может иметь несколько скоростей.
При включении «задней» винт вращается в обратную сторону и заставляет судно двигаться в противоположную сторону. Эта функция отсутствует у дешевых моделей. «Задняя» передача удобна при экстренном торможении и маневрировании на небольшом пространстве. В электрических двигателях осуществляется за счет изменения полярности питания мотора.
При включенной «нейтральной» передачи вращение не передается от двигателя на вал и лодка не будет двигаться при работающем моторе. Система полезна в бензиновых моделях, так как их запуск достаточно сложная процедура. В электрических двигателях пуск и остановка не представляют никаких проблем, поэтому обычно не применяется для данных типов приводов.
Индикаторы
Для того чтобы человек, управляющий судном мог следить за состояние привода, на лодку могут быть установлены дополнительные индикаторы. Если в паспорте мотора заявлена совместимость с индикатором, то это означает, что в конструкции присутствует датчик, а для снятия с него показаний индикатор нужно приобрести отдельно.
Наиболее часто на судах присутствуют:
Управление
Разновидности систем управления
Управления производится румпелем или дистанционно. Существуют комбинированные приводы, управление которыми осуществляется как румпелем, так и дистанционно.
Румпель используется для управления двигателями малой и средней мощности. Он конструктивно выполнен в виде рычага. На румпеле находится ручка дросселя, с помощью которой регулируется подача топлива и кнопка остановки двигателя. Также румпель используется для выбора направления движения судна.
При таком способе, человек управляющий судном, должен все время находиться возле двигателя. Данные системы управления недороги, имеют несложную конструкцию и достаточно функциональны. У электрических моделей для регулировки скоростей существует специальный переключатель.
В дистанционной системе органы управления выведены на нос судна. Ее устанавливают на достаточно дорогих лодках, поэтому перед тем как покупать привод с дистанционным управлением следует убедиться, что его можно смонтировать на вашем судне.
Двигатели, которые могут управляться как при помощи румпеля, так и дистанционно стоят дорого и устанавливаются на судах топ класса.
Дистанционные системы управления судном
Существуют три типа рулевого управления:
В механическом управлении рулем, управление осуществляется с помощью тросов положенных вдоль борта. При повороте руля трос наматывается на шестерню рулевого редуктора, что вызывает поворот привода. Такая система стоит недорого и ее легко смонтировать самому.
Гидравлическая дистанционная система управления применяется на судах с двигателями мощностью более 150 лошадиных сил. Положительные качества: усилие, прикладываемое при управлении судном очень маленькое, такой механизм можно использовать на судах с несколькими двигателями, она имеет высокую надежность, к ней подключается автопилот. Недостаток только один – высокая стоимость.
Электрическая система позволяет отказаться от тросов, пульт управления связан с двигателем посредством кабеля, по которому передаются сигналы, а они приводят в действие поршни гидроцилиндров. Это устройство дает возможность синхронно управлять несколькими устройствами одновременно.
Эксплуатация
Лодочные приводы, предназначенные для эксплуатации в пресноводных водоемах, не рекомендуется использовать в морской воде. В морской воде применяются специальные конструкции с повышенной защитой от коррозии.
Передвижение по мелководью
В отдельных моделях приводов, для предотвращения контакта винта с водорослями и илом, предусмотрена регулировка глубины погружения мотора. Для передвижения по мелководью лучше использовать турбинный двигатель.
Чехол сумка для транспортировки
При перевозке двигателя в автомобиле чехол лодочного мотора защитит багажник от масла, которое могло остаться в агрегате, от водорослей, тины и другого мусора. Кроме этого чехол защищает сам мотор от царапин, сколов, ударов и продлит срок его службы.
Существует два типа чехлов сумок:
При выборе сумки нужно обратить внимание на такие моменты: