Как называется масло для помазывания

Елеопомазание

Елеопома́зание – бого­слу­жеб­ный обряд, состо­я­щий в начер­та­нии свя­щен­ни­ком на челе веру­ю­щих креста освя­щен­ным елеем (исполь­зу­ется елей, освя­щён­ный или из лам­пады от празд­нич­ной иконы). Может совер­шаться и вне бого­слу­же­ния. Пома­за­ние елеем (маслом) сим­во­ли­зи­рует изли­я­ние Божией мило­сти на чело­века и при­вле­кает Его бла­го­дать.

Как называется масло для помазывания. картинка Как называется масло для помазывания. Как называется масло для помазывания фото. Как называется масло для помазывания видео. Как называется масло для помазывания смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется масло для помазывания.

Тра­ди­ци­онно совер­ша­ется на бого­слу­же­нии вос­крес­ной и празд­нич­ной утрени после чтения Еван­ге­лия, во время покло­не­ния иконе празд­ника, воз­ло­жен­ной посреди храма на аналое. При этом свя­щен­ник про­из­но­сит: «Во имя Отца, и Сына, и Свя­того Духа», а веру­ю­щий отве­чает: «Аминь». Суще­ствует также тра­ди­ция, по кото­рой в Гос­под­ские празд­ники свя­щен­ник про­из­но­сит при пома­за­нии: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», а в празд­ники Бого­ро­дицы: «Пре­свя­тая Бого­ро­дице, спаси нас».

Перед погру­же­нием в купель во таин­ства Кре­ще­ния также совер­ша­ется пома­за­ние елеем, кото­рый освя­ща­ется перед этим чте­нием спе­ци­аль­ной молитвы, где гово­рится о как сим­воле при­ми­ре­ния чело­века с Богом. Свя­щен­ник пома­зы­вает грудь, уши, руки и ноги кре­ща­е­мого со сло­вами: «Пома­зу­ется раб Божий (имя) елеем радо­ва­ния во имя Отца, и Сына и Свя­того Духа. Аминь». Грудь со сло­вами – «Во исце­ле­ние души и тела», уши – «В слы­ша­ние веры», руки – «Руце Твои сотво­ри­сте мя, и созда­сте мя», ноги – «Чтобы ходить ему по стопам запо­ве­дей Гос­под­них».

Источник

Когда бывает помазание на вечерней службе. Елеопомазание в церкви в какие дни проводят, значение на вечерней службе

Вопрос от Татьяны: Батюшка, благословите! Подскажите пожалуйста, была на службе в селе (впервые поехала, хотелось посмотреть Храм). Во время елеопомазания […]

Вопрос от Татьяны:

Батюшка, благословите! Подскажите пожалуйста, была на службе в селе (впервые поехала, хотелось посмотреть Храм). Во время елеопомазания батюшка не крестом помазал лоб, как всегда мажут, а точку поставил. А когда к руке хотела приложиться, убрал ее и сказал: «Не дам!» Я тогда растерялась и вышла. А теперь думаю об этом, и кажется, что чем-то провинилась. Не могу понять чем. Может, батюшка подумал, что губы накрашены (у меня перманент)? А почему лоб не помазал? Простите за невежество. Спаси Господи!

Отвечает священник Димитрий Полинкевич:

Здравствуйте, Татьяна! Служба елеопомазания в храме означает сугубую (обильную) милость, изливаемую Господом на празднующих в памятный день церковного праздника. Само помазание освященным елеем на службе передает нам благодать через чувственный предмет — елей (масло).

Обычно принято помазывать крестообразно, в знамение спасительного Креста Господня, но сам по себе этот жест не имеет канонического предписания. Почему священник так помазывал — не известно. Точно также и целование руки — это благочестивый обычай, ведь само помазание елеем уже есть благословение. Мне кажется, не стоит Вам сильно переживать по этим не значительным поводам, чтобы не потерять торжество и святость причастности святому дню праздника, ведь в разных храмах неканонические особенности службы могут различаться.

Церковная жизнь православного христианина предполагает обязательное участие в церковных Таинствах. Всего их семь, и сегодня мы рассмотрим то, что принимается после Таинства Крещения. Речь пойдет о Миропомазании. Все знают народное выражение «Одним миром мазаны». О чем идет речь?

Суть Таинства

Современная церковная практика предполагает совмещение двух Таинств — Крещения и Миропомазания. По традиции во время Крещения крещаемый одевается в новые белые одежды, как символ чистоты и невинности перед Богом. Следом за этим на него надевают нательный крест, который верующий должен носить всю жизнь.

Обряд миропомазания в православной церкви

И вот следующим этапом является помазание новоиспеченного христианина ароматным маслом, которое варится особым образом и освящается лично Святейшим Патриархом.

Интересно! Во время варки нового мира в него в обязательном порядке наливается остаток предыдущего, а преемство святой жидкости можно проследить до самих апостолов.

Традиция миропомазания идет с апостольских времен. В Библии говорится, что на новокрещеных христиан сходила благодать Святого Духа после наложения рук апостолов на верующих. Со временем, когда крещения людей стали массовыми, и возникла традиция мазать разные части тела освященным маслом взамен наложения рук. Апостолы физически не могли участвовать в крещении такого большого количества людей.

Что именно происходит с человеком во время этого Таинства? Это описано в Евангелии, когда на день пятидесятый день после Воскресения на апостолов снизошла Божья благодать в виде пламенных языков. Апостолы после этого наполнились силами и способностью проповедовать веру Христову по всему миру.

То же самое относится и к обычным христианам, которые решили принять Крещение в православную веру. Только схождение Духа Святого на обычных людей происходит не так явно и видимо, как на апостолов. Поэтому и относится Миропомазание к Таинству — поскольку происходит невидимо, таинственно.

Происходящее во время Миропомазания можно сравнить с посевом зерна. В душу и сердце человека входит маленькая частичка святости. И уже от дальнейшей жизни самого человека зависит, даст ли это зернышко плоды. Если крещаемый будет стараться жить полнотой христианства, то получит большие духовные дарования. И, напротив, полученную благодать можно легко растерять, если вести безбожную жизнь и не вспоминать о Господе.

Камень

На Святой Земле, в Иерусалиме, есть святыня, известная миру как Камень миропомазания. Согласно Евангелию, это именно тот камень, на который было положено Тело Спасителя после снятия Его с креста. Последователи Христа — Иосиф Аримафейский и Никодим — именно на этом камне омыли благовонным миром Тело Господа, приготовив к погребению. Для сохранности настоящий покрыт плитой из розового мрамора, но даже через плиту он источает миро, которое собирают многочисленные паломники для исцеления от недугов.

История Таинства и его отличия

В давние времена Миропомазание совершалось иным способом. Изначальное возложение апостолами рук на новокрещенных для передачи Божественной благодати нужно было заменить неким иным действием, чтобы охватить всех желающих креститься. Христианство очень быстро распространялось, и порой люди принимали новую веру целыми поселениями.

Интересно! Для того чтобы совершать Таинство над большим количеством людей, стали освящать специальный ароматический масляный состав, которым помазывали тело крещаемых.

Это масло варилось по особому рецепту и в обязательном порядке освящалось главой Церкви. Кроме практической пользы, такое действо имело и глубоко символический смысл — так выражалось единство христианской Церкви под управлением архиерея.

Миро — это специальный ароматический масляный состав

Интересно, что в католической традиции также существует аналогичное Таинство, но оно не совпадает по времени с Крещением. Католики совершают так называемую конфирмацию над отроками, когда они уже начинают понимать основы веры. Однако при крещении младенцев они совершают начальное помазание миром, которое готовит душу к принятию полного Таинства в более сознательном возрасте.

А вот в восточной традиции, которая и является корнем нашего современного православия, уже с ІІІ века Крещение было тесно переплетено с помазанием святым миром.

По своему составу миро представляет собой сложную смесь различных ароматических и масляных веществ.

Еще в Ветхом Завете, в Книге Исход можно встретить упоминания об этой святыне. Это вещество было открыто Моисею Самим Господом. Конечно же, ветхозаветное Миропомазание не могло нести полноты Божественной благодати, но оно было прообразом и приготовлением к Миропомазанию христианскому.

Что это за служба? Определение

Название службы показывает, что происходить она должна, очевидно, ночью. А термин «всенощная» говорит о продолжительности молитв – до рассвета. Греческое название службы «ἀγρυπνία» («агрипиния»), означающее одновременно «бессонницу» и «бдительность» говорит о том же самом.

Ночные моления в раннехристианской церкви

Действительно, традиция особенно усердно молиться во время ночи известна еще у первых христиан. Она восходит к Самому Господу. Евангелия повествуют о Его ночных молениях:

Полезные материалы

Нередко молились по ночам Апостолы. Св. Лука рассказывает о том, как свв. Павел и Сила ночью в тюрьме «молясь, воспевали Бога; узники же слушали их» (Лк.16:25). Традиция ночных продолжительных молитв постепенно утвердилась среди верующих.

Правда, бдение от захождения солнца до рассвета совершалось первыми христианами только при особых случаях, например, накануне Пасхи Христовой. По большей же части моления заканчивались около полуночи.

Монашеская традиция

С утверждением христианства в Византии продолжительные молитвенные стояния стали уделом иноков, но не везде.

Известны 2 наиболее распространенных с VI-VIII вв. богослужебных устава монахов – Константинопольского монастыря прп. Феодора (обитель также называлась Студийской, по имени некогда основавшего ее сенатора) и обители св. Саввы Освященного близ Иерусалима.

По местам происхождения эти уставы назывались Студийским и Иерусалимским, и отношение к ночным молениям было у них разным:

В России

Русскими литургистами еще начала XX в. установлено, что на Руси последовательно сменили друг друга три богослужебных Устава:

Как происходит Миропомазание в наши дни

Сегодня в нашей православной церкви миро заготовляется епископами. Состав смеси существенно различался в разные времена. Так, сейчас в него входит около 40 компонентов, а в XVII веке было около 60. Как правило, миро включает различные масла (оливковое, гвоздичное, мускатное и другие пряные), экстракты фиалки, розы, ладан и многое другое.

Интересно! Все вещества, входящие в состав мира, заготовляются в Великий Пост, на Крестопоклонной неделе.

Все компоненты смешиваются и настаиваются, а на Страстной неделе происходит непосредственно варка будущей святыни. Варят миро с постоянным чтением Евангелия вплоть до Великого Четверга, а в сам Четверг на Литургии происходит торжественное освящение готового состава.

Миропомазание — одно из семи таинств православной церкви

Обязательным этапом освящения масляной смеси является добавление в него небольшого количества уже готового ранее мира, которое хранится в алтаре на престоле. В сам же древний состав добавляется капля новоосвященного. Таким образом достигается взаимосвязь и передача Божественной благодати, которую можно проследить вплоть до самых апостольских времен.

Чинооследование Таинства плотно вплетается в проведение Крещения, поэтому многие верующие не различают эти два процесса. Поскольку большинство людей крестят еще во младенческом возрасте, то помазание происходит на руках у крестных родителей после того, как малыша опустили в купель и надели на него нательный крестик. Важно, чтобы ребенок лежал не просто на руках, а в специальной крыжме — подстилке или одеяле, которое предназначено специально для крестин и не будет использоваться в быту.

Такая благочестивая традиция связана с тем, что частички святого мира могут попадать на одежду или пеленки малыша. И чтобы не осквернять великую святыню, одежду для крестин с частицами и запахом мира принято не использовать в повседневной жизни, а хранить, как семейную реликвию и память о совершении великого Таинства.

Видео о таинстве Миропомазания

При соборовании помазывают елеем. Елей – освящённое масло, обыкновенно оливковое с примесями благовоний. Елей с древних времен считался целебным веществом. Еще с ветхозаветных времен елей знаменовал благодать, радость, оживление. В Книге Левит он упоминается как средство для очищения прокаженных. Помазание маслом больных употребляли и апостолы, как читаем у евангелиста Марка: «…и многих больных мазали и исцеляли» (Мк. 6:13).

По обычаю Востока, когда человека провозглашали монархом, священник возливал на его голову кубок елея. Елей, масло оливы, считали символом прочности. Обряд же «помазания» напоминал о том, что власть даруется от Бога, Дух Которого отныне будет пребывать на Избраннике. Поэтому каждый властелин Израиля (а иногда и пророк) именовался Помазанником, Мессией, или по-гречески – Христом. Однако со временем этот титул стали относить лишь к великому Царю грядущего.

Оливковое масло имеет обширное употребление в Христианской Церкви. Так, елей возжигают перед святыми иконами. Во-вторых, елей употребляется при обряде – благословения хлебов. Вместе с пятью хлебами, с вином и пшеничными зернами благословляется и елей, как вещество питательное и целительное в болезнях. Этим елеем на всенощной или заутрене помазываются верующие. В-третьих, елей употребляется для помазания немощных – в Таинстве елеосвящения, произнесением слов: “Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа”. В-четвертых, елей освящается особой молитвой и употребляется для помазания того, кто приступает к св. Крещению. В-пятых, елей возливается на усопших”

Как елей есть знамение благословения Божия, так зеленеющее масличное дерево символизирует праведника, благословенного Богом (Пс 51.10; 127.3; ср Сир 50.10), и Премудрость Божию, открывающую в Законе путь правды и блаженства (Сир 24.14,19-23). Что же касается двух маслин, елей от к-рых поддерживал свет в светильнике с семью лампадами (Зах 4.11-14), то они означали двух «сынов елея», двух Помазанников Божиих – царя и первосвященника, к-рые призваны просвещать народ и вести его по пути спасения.

Елеопомазание – начертание священником на челе верующих креста освященным елеем, совершаемое на богослужении воскресной и праздничной утрени после чтения Евангелия, во время поклонения иконе праздника, возложенной посреди храма на аналое.

При этом священник произносит: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», а верующий отвечает: «Аминь».

Существует также традиция, по которой в Господские праздники священник произносит при помазании: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», а в праздники Богородицы: «Пресвятая Богородице, спаси нас».

Иногда с елеем сравнивается то, что как и он, проникает внутрь неуловимо (Притч 5.3; Пс 108.18; Притч 27.16); главным же обр. в нем видят услаждающее и радующее своим запахом миро – прекрасный символ любви (Песн 1.2), дружбы (Притч 27.9) и счастья братского единения (Пс 132.2). Елей – также символ радости, ибо от него, как и от радости, у ч-ка блистает лицо (Пс 103.15). Поэтому возлить Елей кому-либо на голову – значит пожелать ему радости и счастья и оказать ему знак дружбы и почета (Пс 22.5; 91.11; Лк 7.46; Мф 26.7).

Елей царского помазания в наивысшей степени заслуживает названия «елей радости» (Пс 44.8); это – внешний знак Избрания Богом, сопровождающийся излитием Духа, овладевающего избранником (1 Цар 10.1-6; 16.13). Эта связь помазания и Духа является источником основной символики елея в христианских таинствах, особенно при соборовании больных, упомянутом уже в послании Иакова (Иак 5.14; ср Мк 6.13); свящ. Елей сообщает христианину многообразную благодать Духа Святого, Который соделал Иисуса Помазанником в абсолютном смысле слова и явил Его Сыном Божиим. (В Евр. 1.9 ко Христу для засвидетельствования Его Божества применяется Пс 44.8).

Таинство Елеосвящения, именуемое по-гречески «елей молитвы», описано св. апостолом Иаковом: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15). Как явствует из приведенного отрывка, таинство елеосвящения преследует двойную цель: не только телесное исцеление, но и прощение грехов. То и другое взаимосвязано, ибо человек есть единство тела и души, и потому не может быть резкого и строгого различия между телесными и духовными скорбями.

Здесь речь идет не об обычном помазании елеем (маслом), которое практиковалось у евреев как обычное лечебное вещество, а об особом церковном таинстве, так как целебные свойства здесь приписываются не елею, а «молитве веры», совершаемой пресвитерами.

«На помазание пойдешь?» — такой вопрос часто можно услышать от прихожан наших храмов. Причем идти предполагается именно на помазание, а не на богослужение, посвященное тому или иному святому или празднику. Но что скрывается за этим столь любимым нами действием, является ли оно самым значимым во время вечернего богослужения и чем отличается миро от елея, елеопомазание от Миропомазания и Елеосвящения (соборования)? Об этом на уроке в нашей церковной школе рассказывает клирик Свято-Троицкого собора г. Покровска священник Алексий Савин.

С древних времен елей считался целебным веществом. Еще с ветхозаветных времен он знаменовал благодать, радость, оживление. В Книге Левит он упоминается как средство для очищения прокаженных. Помазание маслом больных употребляли и апостолы, так, читаем у евангелиста Марка: и многих больных мазали маслом и исцеляли (Мк. 6, 13). Блаженный Симеон Солунский дает определение: «Елей есть святой по силе священнодействия и исполнен божественной силы, и вместе с тем, как умащает чувственно, он просвещает и освящает и души, укрепляет силы, как телесные, так и духовные, исцеляет раны, уничтожает болезни, очищает от нечистоты греховной и имеет силу подавать нам милость Божию и умилостивлять Его».

По обычаю Востока, когда человека провозглашали монархом, священник возливал на его голову кубок елея. Елей, масло оливы, считали символом прочности. Обряд же «помазания» напоминал о том, что власть даруется от Бога, Дух Которого отныне будет пребывать на Избраннике. Поэтому каждый властелин Израиля (а иногда и пророк) именовался Помазанником, Мессией, или по-гречески — Христом. Однако со временем этот титул стали относить лишь к великому Царю грядущего.

Значение обряда

Видимой стороной таинства является нанесение священником мира на лоб, глаза, нос, рот, уши, грудь, ладони и ступни человека. При этом каждый раз им произносится: «Печать дара Духа Святаго. Аминь».

Почему именно эти части тела выбраны для проведения обряда? Ответ на этот вопрос дают труды святителей церкви.

Используемое при помазании миро освящает всего человека целиком: посредством помазания лба очищает ум и мысли, через помазание органов чувств (глаз, носа, рта и ушей) наставляет на путь спасения, настраивает на восприятие всего благочестивого, посредством помазания груди дарует божественную любовь и освящает чувства и желания, через помазание рук и ног благословляет на богоугодные дела и поступки, призывает следовать заповедям Господним на всем жизненном пути.

Освящается вещество

В настоящее время на богослужении употребляется освященное масло, обыкновенно оливковое с примесями благовоний. Оливковое масло имеет обширное употребление в Христианской Церкви. Так, елей возжигают перед святыми иконами. Во-вторых, елей употребляется при обряде благословения хлебов. Вместе с пятью хлебами, с вином и пшеничными зернами благословляется и елей, как вещество питательное и целительное в болезнях. Этим елеем на всенощной или заутрене помазываются верующие. В-третьих, елей употребляется для помазания немощных — в Таинстве Елеосвящения, произнесением слов: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». В-четвертых, елей освящается особой молитвой и употребляется для помазания того, кто приступает к Святому Крещению. В-пятых, елей возливается на усопших.
Миро (греч. «благовонное масло») — особая смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол (всего 50 веществ). Основным веществом для приготовления мира является оливковое масло высшего качества. Белое виноградное вино необходимо при мироварении, чтобы предотвратить воспламенение и пригорание масла. Из благовонных веществ обычно употребляют ладан, лепестки розы, фиалковый, пряный и калганный корни, мускатное, розовое, лимонное и гвоздичное масло и другие.

В ветхозаветную пору им помазывались Скиния, первосвященники, пророки и цари. Жены-мироносицы шли ко гробу Христа именно с таким миром. Миром помазуют при совершении Таинства Миропомазания. Миро употребляют и для освящения новых престолов в храмах. Святое миро есть великая святыня, которая обычно хранится на престоле.

Масло для помазания в церковных лавках

В церковных лавках можно купить освященное масло для помазания от разных святых. Оно может быть привезено со святых мест – к примеру, от Гроба Господня, из Дивеево и т.п. или изготовлено на производстве и освящено приглашенным священником. Как правило, такое масло не следует употреблять в пищу. Оно разливается в небольшие, обычно пластиковые, пузырьки, на этикетках которых изображен святой или икона, молитвой к которым освящен елей и подпись, к примеру: елей от блж. Матроны, масло освященное от иконы Богоматери «Всецарица» и т.п. Когда масло закончится, пузырек или хотя бы этикетку с иконой следует сжечь.

Миропомазание

Установление Таинства Миропомазания восходит к апостольским временам. В первоначальной Церкви каждый новокрещеный получал благословение и дар Святого Духа через возложение рук апостола или епископа. Впоследствии с умножением христиан из-за невозможности личной встречи каждого новокрещеного с епископом рукоположение было заменено Миропомазанием.
В Православной Церкви Миропомазание совершает священник, однако само миро (благовонное масло) приготовляется епископом, и в современной практике правом приготовления мира обладает только глава автокефальной Церкви (Патриарх, Митрополит). В Москве, например, Патриарх Московский и всея Руси совершает чин мироварения один раз в год и затем раздает освященное миро на приходы, таким образом благословение Патриарха получает каждый, кто становится членом Церкви.

Таинство Миропомазания, как и Крещение, совершается над человеком единственный раз в жизни. Также совершается это таинство над лицами, присоединяющимися к Церкви из еретических обществ. В Таинстве Миропомазания подается Божественная благодать для нашего духовного возрастания, которая приобщает человека к жизни Церкви и делает возможным его участие в других таинствах.

Молитвы страждущих

О Иисус, Сын Божий и Сын Человеческий. Ты Сам познал страдание и боль, Ты нёс больным облегчение и исцеление. Вот и я в болезни моей обращаю к Тебе моё сердце и очи. Помилуй меня, утиши моё страдание, дай мне свет Твой, чтобы я мог лучше понять смысл боли и болезни. Дай силы пережить это испытание и поддержи во мне надежду. Направь мысли мои к горнему и предвечной истине, помоги познать волю Твою. Благоволи вернуть мне силы и здоровье. Через Тебя, о страдающий Спаситель, и в Тебе я соединяюсь со всеми страждущими членами Твоего Мистического Тела, святой Церкви, и жертвую Тебе все скорби мои ради славы Твоей и за Церковь нашу святую. Аминь.

Таинство Соборования, или Елеосвящение

Это одно из семи таинств Церкви, состоящее в помазывании священниками больного человека освященным елеем, с чтением Евангелия, Апостола и молитв, призывающих Божественную благодать. Помазуются крестообразно чело, ноздри, щеки, уста, грудь, внешняя и тыльная сторона ладоней.
Таинство Елеосвящения установлено Господом Иисусом Христом и совершалось уже в апостольские времена. Оно служит благодатным врачеванием недугов телесных и душевных и дарует больному прощение забытых неисповеданных грехов. Елей в таинстве знаменует милость Божию, а добавляемое в него в небольшом количестве вино — искупительную Кровь Спасителя.

Таинство Елеосвящения совершается в храмах Великим постом для всех болящих; в остальное время священника можно пригласить к больному домой. Мнение же, что собороваться можно только перед смертью, ошибочно и исходит из католической церковной практики.

Не всегда можно видеть, что больной, приступивший к Елеосвящению, получает желаемое выздоровление. Этому можно дать несколько объяснений. Во-первых, здоровье является временным благом для человека, так как тленность самой человеческой природы предполагает неизбежность физической смерти. Всегда желать исцеления от болезней значило бы требовать себе возможность никогда не умирать. Такое желание является противным самому плану нашего восстановления, по которому нам необходимо сложить с себя это греховное, мертвенное тело, чтобы облечься в бессмертное.

Во-вторых, если действие таинства и не сказывается в полном выздоровлении, оно может облегчить страдания больного на время. Отсутствие исцеления может быть также следствием недостаточной веры приступающего к таинству или, напротив, особым действием промысла Божия о нем. Известны случаи, когда после Елеосвящения люди, находившиеся в мучительной и долгой болезни, избавлялись от своих страданий через тихую и светлую кончину, дарованную, несомненно, по действию таинства.

Есть обычай: сначала исповедоваться, потом пособороваться, потом причаститься, потому что никакое таинство не бывает полным без причащения Святых Христовых Таин. Нужно, чтобы в соборовании принимали участие те люди, которые часто исповедуются, часто причащаются, живут церковной жизнью.

Молитва о всех страждущих

Господи Иисусе Христе, услышь просьбы, мольбы и слёзы всех страждущих и больных. Даруй им утешение, освети их жизнь, отмеченную печатью страдания, и будь светом на пути, по которому они идут к своей цели. Прошу Тебя за всех страждущих в нашем приходе и во всём мире, тех, кто страдает дома, в больницах, стремится поправить своё здоровье в санаториях. Удели всем им благодать Свою. Боже, скажи им, что слёзы и кровь человеческие никогда не истекают бессмысленно, ибо всех Ты желаешь сделать Твоими соработниками в деле спасения мира, чтобы они открыли Лик Твой, запечатлённый в сердце каждого из нас, Аминь.

Особенности на Сретение Господне

Сретение – двунадесятый праздник, который может совпадать с временем подготовки к Великому Посту, так как отмечается в феврале. Устав содержит различные богослужебные указания об особенностях всенощной на этот праздник при таком случае.

При совпадении Сретения с днями, когда поется Постная Триодь, на праздничном бдении можно услышать покаянные песнопения, готовящие верующих к посту. А вот если Сретение попадает на 1 день Великого Поста, то служба переносится на предыдущее воскресенье, соответственно, бдение приходится на субботу накануне.

Составные части с пояснениями

Части службы символически изображают путь человечества, пройденную им историю от создания мира до Воплощения Христа.

Вечерня

Первый возглас священника, открывающий ее – «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице…». Это прославление Бога за создание мира. Затем иерей обходит церковь с кадилом, тогда как хор поет псалом 103, посвященный красоте мира, который Бог «премудростию сотворил еси». Так верующие призываются вспомнить о Рае, где Сам находился в общении с Адамом. Недаром при каждении открыты врата в алтарь, символизируя единение Творца и Его создания.

По окончании каждения врата закрываются. Прошения, которые произносит диакон перед ними – это вопль к Богу согрешившего человека, лишенного Рая.

Поются и покаянные ветхозаветные стихи, а затем песнопения воскресные, либо празднуемого события. Последнее из них всегда посвящено Богоматери, благодаря Которой Рай снова стал возможен для людей.

После этого пения царские врата открываются и происходит вечерний вход священника и диакона при песнопении «Свете Тихий святыя славы…», посвященного Христу.

Важный момент службы – читаемые по большим праздникам паремии – отрывки из пророческих и других ветхозаветных писаний, пророчески предрекающие празднуемое событие.

Лития

Эта служба происходит по большим праздникам. Священнослужители обычно исходят из алтаря на середину храма или ближе к входу, и совершают особые моления о верующих, Церкви.

В первые века христианства принято было выходить на литию в притвор, где стояли кающиеся, не допущенные к таинствам, чтобы они могли поучаствовать в общем богослужении.

По литии священник благословляет 5 хлебов, елей, вино, пшеницу. Ныне это понимается как воспоминание о насыщении Господом 5000 человек в пустыне пятью хлебами.

В древности чин имел еще и практическое значение: после литии хлеб раздавался паломникам и другим богомольцам, пришедшим издалека.

Заканчивается Вечерня чтением молитвы св. Симеона Богоприимца, произнесенной им при Сретении Господа («Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…») и молитвой «Богородице Дево, радуйся…», что знаменует Воплощение Христа.

Утреня

Эта служба вся посвящена Христу. Она начинается со слов Ангельского приветствия, возвестившего в свое время пастухам о Рождении Спасителя: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».

Шестопсалмие

Затем гасятся светильники, все свечи. Выйдя на середину церкви, пономарь начинает 6 псалмов, которые образуют Шестопсалмие и изображают бедствие человека, ожидание помощи Божией.

Прп. Пасисий Святогорец говорит:

«Шестопсалмие символизирует Страшный Суд. Поэтому хорошо, если во время чтения шестопсалмия на ум идет час Страшного Суда.После первой статии (первых трех псалмов) мы даже не крестимся, потому что Христос придет сейчас не для того, чтобы распяться, но явится миру как Судия».

После Шестопсалмия диакон произносит ектению (молитвенные прошения), читается кафизма из Псалтири.

Полиелей

Затем приходит самый торжественный момент Утрени – после каждения храма читается Евангелие, а потом начинается полиелей: верующие, при чтении канона праздника или святого, помазываются елеем, освященным на литии.

Завершается служба пением «хвалитных» псалмов и стихир, прославляющих Бога. Кульминацией становится Великое Славословие, начинающееся возгласом «Слава Тебе, показавшему нам свет!». В древности, когда моление совершалось всю ночь, к этому времени всходило солнце, все верующие славили наступление нового дня.

Первый час

По окончании Утрени совершается последование 1 часа, во время которого испрашивается благословение Божие на новый день. В состав этой краткой службы входят:

Сколько длится такое служение по времени?

Таким образом, появление всенощной в России относится к XIV в. Со временем оказалось, что русская служба – намного длиннее той, что совершалась греческими монахами.

По Уставу, бдение начинается с заходом солнца и оканчивается с рассветом. Но в русских широтах продолжительность ночи существенно больше, особенно зимой.

Поэтому, как указывает современный литургист А.М. Пентковский, чтобы продлить время богослужения, к нему добавили Повечерие, Полунощницу, каноны. Так сформировалась уставное богослужение длительностью до 8-10 ч.

Именно так его совершали в храмах России до середины XVII в., когда патриарх Никон провел богослужебную реформу. С этого времени, хотя Устав об этой службе не изменился, возникла практика сокращения ее до нескольких часов.

Как называется масло для помазывания. картинка Как называется масло для помазывания. Как называется масло для помазывания фото. Как называется масло для помазывания видео. Как называется масло для помазывания смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется масло для помазывания.
Всенощное бдение

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *